Научная статья на тему 'ОПЕРЕЖАЮЩИЙ РОСТ СИБИРСКОЙ ЭКОНОМИКИ: РЕАЛИИ И ВОЗМОЖНОСТИ В МЕГАПРОЕКТЕ "РУССКИЙ КОВЧЕГ"'

ОПЕРЕЖАЮЩИЙ РОСТ СИБИРСКОЙ ЭКОНОМИКИ: РЕАЛИИ И ВОЗМОЖНОСТИ В МЕГАПРОЕКТЕ "РУССКИЙ КОВЧЕГ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ МАКРОРЕГИОН / МЕГАПРОЕКТ "РУССКИЙ КОВЧЕГ" / СЦЕНАРИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ / SIBERIAN MACRO-REGION / MEGAPROJECT "RUSSIAN ARK" / LONG-TERM DEVELOPMENT SCENARIOS / PRIORITIES / NEW CENTER FOR ECONOMIC GROWTH / REGION MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клепач А.Н., Михеева Н.Н.

Рассмотрены направления социально-экономического развития Сибирского макрорегиона в долгосрочной перспективе. Оценены возможности его опережающего развития в рамках мегапроекта «Русский ковчег». Представлены три альтернативных сценария, различающиеся выбором приоритетов в развитии макрорегиона и стратегией достижения поставленных целей. Приведены количественные оценки параметров развития макрорегиона, на базе которых возможна реализация представленных сценариев. Даны их сравнения с прогнозными показателями динамики России и стран-соседей и партнеров Сибирского макрорегиона. Показано, что реализация мегапроекта «Русский ковчег» в полном объеме возможна в рамках прорывного сценария создания в Сибири нового центра экономического роста. Дано описание комплекса мероприятий, составляющих содержание мегапроекта. Обосновано проведение экономического эксперимента, включающего формирование особого звена управления на уровне макрорегиона. Предложено наряду с традиционной системой управления внедрить особую экономическую модель, основанную на принципах взаимного финансирования, саморазвития, производственной и трудовой кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клепач А.Н., Михеева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASTER GROWTH OF SIBERIAN ECONOMY: REALITIES AND OPPORTUNITIES IN THE MEGAPROJECT “RUSSIAN ARK”

The authors consider long-term socio-economic development of Siberian macro-region in the attempt to estimate possible acceleration of its development within the framework of megaproject “Russian Ark”. Three alternative scenarios differ in priorities of development and strategy for achieving their goals. Quantitative estimates of macroregion development parameters are presented along with comparisons to forecast indicators of Russia and the neighboring countries and partners of the Siberian macroregion. It is shown that full implementation of the Russian Ark megaproject is possible in the framework of a breakthrough scenario for creating a new center of economic growth in Siberia. A description of priorities for long-term development of the macroregion is given, as well as a set of measures that comprise the content of the megaproject. It is proposed, along with traditional management system, to introduce a special economic model based on principles of mutual financing, self-development, production and labor cooperation.

Текст научной работы на тему «ОПЕРЕЖАЮЩИЙ РОСТ СИБИРСКОЙ ЭКОНОМИКИ: РЕАЛИИ И ВОЗМОЖНОСТИ В МЕГАПРОЕКТЕ "РУССКИЙ КОВЧЕГ"»

DOI: 10.30680/Ет0131-7652-2020-8-66-86

ЭКО. 2020. № 8 КЛЕПАЧ А.Н., МИХЕЕВА Н.Н.

Опережающий рост сибирской экономики: реалии и возможности в мегапроекте «Русский ковчег»

А.Н. КЛЕПАЧ, кандидат экономических наук. E-mail: klepach@veb.ru ВЭБ РФ

Н.Н. МИХЕЕВА, доктор экономических наук. E-mail: mikheeva_nn@mail.ru Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Москва ORCID0000-0002-3852-1499

Аннотация. Рассмотрены направления социально-экономического развития Сибирского макрорегиона в долгосрочной перспективе. Оценены возможности его опережающего развития в рамках мегапроекта «Русский ковчег». Представлены три альтернативных сценария, различающиеся выбором приоритетов в развитии макрорегиона и стратегией достижения поставленных целей. Приведены количественные оценки параметров развития макрорегиона, на базе которых возможна реализация представленных сценариев. Даны их сравнения с прогнозными показателями динамики России и стран-соседей и партнеров Сибирского макрорегиона. Показано, что реализация мегапроекта «Русский ковчег» в полном объеме возможна в рамках прорывного сценария создания в Сибири нового центра экономического роста. Дано описание комплекса мероприятий, составляющих содержание мегапроекта. Обосновано проведение экономического эксперимента, включающего формирование особого звена управления на уровне макрорегиона. Предложено наряду с традиционной системой управления внедрить особую экономическую модель, основанную на принципах взаимного финансирования, саморазвития, производственной и трудовой кооперации.

Ключевые слова: Сибирский макрорегион; мегапроект «Русский ковчег»;

сценарии долгосрочного развития; приоритеты; центр экономического роста; модель управления регионом

В 1990-е и 2000-е гг. богатство России прирастало столичными регионами и Западной Сибирью, тогда как относительный вес Центральной и Восточной Сибири сократился как в населении страны (с 13,4 в 1995 г до почти 12% в 2017 г.), так и в ее совокупном ВРП (с 14 до 10%). Прогрессирует экономическое отставание сибирских регионов от западной и центральной частей России (ВРП на душу населения опустился примерно до 80% общероссийского уровня), в большинстве из них продолжается отток населения. По итогам 2018 г. почти половина инвестиций оказались сосредоточены в Московской и Санкт-Петербургской

столичных агломерациях и Тюменской области (вместе с автономными округами).

Такой пространственный дисбаланс угрожает экономической, социальной и территориальной целостности России. Только за счет столичных агломераций невозможно обеспечить опережающий по сравнению с мировой рост экономики страны. Поворот России на Восток и формирование новой модели взаимодействия с динамично развивающимися экономиками Китая, Индии и Юго-Восточной Азии невозможны без ее внутреннего поворота к своим сибирским регионам. Подъем Дальнего Востока и Арктики получит прочную основу не только от экспор-тоориентированных проектов в этих регионах, но и при опоре на развитие глубинных cибирских регионов, которые обеспечат связанность российских пространств.

Тезис о народнохозяйственной эффективности опережающих среднероссийские значения темпов роста восточных регионов страны, в первую очередь, Сибири, можно считать одним из «краеугольных камней» исследований сибирской экономической школы. Этот тезис был неоднократно подтвержден масштабными расчетами, проводившимися в ИЭОПП СО РАН в 1980-е гг. для плановой экономики. Расчеты для современных условий также подтверждают этот тезис: для повышения темпов роста российской экономики необходимо опережающее развитие сибирских регионов [Гранберг и др., 2007; Кулешов и др., 2013; Современная.., 2014; Восток.., 2017].

Задача опережающего развития Сибири неоднократно ставилась в ряде стратегических документов, однако она так и не была реализована, а сами эти стратегии не превратились в реальные управленческие планы и действия. На сегодня формально действует Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., принятая 10 лет назад1. Документ охватывает регионы Сибирского федерального округа в старых границах (включая Забайкалье и Бурятию) и был призван реализовать амбициозные цели «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой

1 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р (с изменениями на 26 декабря 2014 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/902229380 (дата обращения: 04.03.2020).

ставилась задача поворота национальной экономики на Восток и создания сети кластеров опережающего инновационного развития, в том числе и в Сибири. В реальности же Стратегия-2020 закрепляла лишь перечень первоочередных проектов с горизонтом реализации 2-3 года, что было обусловлено, прежде всего, возможностями Инвестиционного фонда РФ и бюджетными ограничениями федеральных отраслевых программ. И хотя Стратегия дала важный опыт сотрудничества сибирских регионов и совместного стратегического планирования, ей не удалось стать инструментом управления, который бы помог переломить негативные тенденции отставания Сибири от общероссийской динамики.

Схожая судьба постигла стратегии всех других федеральных округов, разработанные в 2009-2011 гг. Они не смогли стать инструментом целенаправленного изменения пропорций пространственного развития, преодоления инерционных трендов.

Новая серия «сибирских проектов» появилась уже после принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ»2 и «Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года»3. В последнем документе предполагается разработка стратегий для макрорегионов, ответственность за которую возложена на Министерство экономического развития. Пока такие документы не представлены, однако существуют инициативные проекты для отдельных сибирских регионов [Ивантер и др., 2018; Крюков и др., 2018; Селиверстов, 2016; Баранов и др., 2018]. Первым примером крупного межрегионального проекта, охватывающего один из сибирских макрорегионов, является проект Енисейской Сибири, инициированный «снизу» и одобренный на правительственном уровне4. Проект направлен на раскрытие социально-экономического потенциала Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва, однако

2 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

3 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р.

4 О реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» на территории Красноярского края. Распоряжение губернатора Красноярского края от 29 декабря 2018 года № 730-рг. URL: docs.cntd.ru>document/550325514 (дата обращения: 04.03.2020); Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в составе комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 571-р. URL: http://static. government.ru/media/files/lqcc0naWHa6FyGM2LDmIdjCx0Ybirbgp.pdf (дата обращения: 04.03.2020).

он выступает во многом как пакет инвестиционных проектов, не обеспечивающих комплексное развитие макрорегиона и оторванных от развития соседних территорий (в том числе - Южной и Восточной Сибири).

Различные стадии обсуждения проходит масштабный ме-гапроект развития Сибири на период до 2035 года «Русский ковчег», который был инициирован Русским географическим обществом5. Впоследствии к его разработке подключились научные и коммерческие организации, органы госуправления сибирских регионов. Проект был представлен на заседании Президиума РАН в сентябре 2019 г в рамках обсуждения предложений о развитии научного и промышленного потенциала Сибири, подготовленных по поручению В. В. Путина6.

В разработке проекта принимали участие ученые академических институтов, представители бизнеса, региональных органов власти, общественных организаций. В их числе АНО «Институт Внешэкономбанка», ИНП РАН, ИЭОПП СО РАН, научным руководителем рабочей группы является А. Н. Клепач, Н. Н. Михеева - член рабочей группы.

Суть проекта состоит в том, чтобы создать условия для комплексного развития Центральной и Восточной Сибири, превращения ее в центр притяжения населения и опережающего экономического развития, базирующегося на новых подходах к добыче, переработке и сбережению природных богатств, капитализации транспортных транзитных возможностей Сибири, а также ее научных и предпринимательских ресурсов. Образ Ковчега показывает, что Сибирь может стать не только убежищем для людей и природы, но и кораблем, прокладывающим путь к новому, пространством свободы, эксперимента и дерзновенных масштабных дел.

5 Речь Президента РГО С. К. Шойгу на заседании попечительского совета РГО 24 апреля 2017 г. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/rech-prezidenta-rgo-skshoygu-na-zasedanii-popechitelskogo-soveta-rgo-24042017 (дата обращения: 31.03.2020). Русское географическое общество. 28 июля 2018 г. Состоялось совещание, посвящённое

проекту «Русский ковчег». URL: https://www.rgo.ru/ru/article/sostoyalos-soveshchanie-posvyashchyonnoe-proektu-russkiy-kovcheg (дата обращения: 31.03.2020).

6 Субботин А. «Ковчег надежды. В Сибири опробуют модель развития страны». Научно-информационный портал «Поиск» от 21.09.2019 г. URL: https://www.poisknews. ru/skript/kovcheg-nadezhdy-v-sibiri-oprobuyut-model-razvitiya-strany/ (дата обращения: 31.03.2020).

В статье приведены разработанные в рамках проекта аргументы и количественные оценки целесообразности опережающего роста Срединной Сибири (в принятой в проекте конфигурации макрорегиона), а также условия и механизмы, способные обеспечить реализацию такой стратегии.

Сценарии развития Сибирского макрорегиона

Рассматриваемый в рамках проекта «Русский ковчег» макрорегион включает субъекты Федерации Сибирского федерального округа в его современных границах7, экономически тесно связанные с ним Республику Бурятию и Забайкальский край, до 2018 г входившие в состав Сибирского округа, а также Республику Саха (Якутию), традиционно тяготеющую к сибирским регионам. Фактически это макрорегион, охватывающий как центральную, так и значительную часть Восточной Сибири, не совпадающий с границами федеральных округов, и отражающий не административные, а экономические взаимосвязи. Его выделение позволяет более полно оценить параметры плана «подъёма обширных территорий Центральной и Восточной Сибири», о котором говорил Президент РФ В. В. Путин 7 июня 2019 г. в выступлении на Петербургском международном экономическом форуме8.

Разворот на Восток имеет своей целью не просто реализацию отдельных, пусть и масштабных проектов, а качественно иное развитие зауральских регионов как опорного плацдарма России. Прогнозируемое в долгосрочной перспективе смещение центра мировой экономической активности в страны Азии, близость к Китаю и быстро растущим азиатским рынкам становятся важным фактором экономического роста сибирских регионов. При этом в структуре потребления нового среднего класса в развивающихся странах повышается доля сферы услуг (в том числе образования и медицины, туризма), экологически чистых продуктов и условий жизни, что создает новые возможности для роста сибирских регионов. Однако прогнозируемые долгосрочные

7В границах СФО, существующих после принятия Указа Президента Российской Федерации от 03.11.2018 № 632), в соответствии с которым Республика Бурятия и Забайкальский край включены в состав Дальневосточного федерального округа.

8 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 7 июня 2019 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60707 (дата обращения: 04.03.2020).

тренды развития мировой экономики несут ряд потенциальных проблем и угроз для развития России и Сибирского макрорегиона. Предполагаемые здесь проекты освоения природных ресурсов ориентированы в значительной части на экспорт, их реализация сильно зависит от тенденций спроса и цен на мировых рынках, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Сырьевые и инфраструктурные инвестиционные проекты в Сибири отличаются высокой капиталоемкостью; их реализация требует значительных вложений в инфраструктурное освоение территории и сильно зависит от инвестиционной ситуации в национальной и мировой экономике, а также возможностей и ограничений в доступе к мировым инвестиционным и технологическим ресурсам.

В развитии Сибирского макрорегиона можно выделить следующие основные развилки и вызовы:

• перелом демографических трендов, создание условий для перехода к росту населения (в том числе за счет миграции из центральных регионов России и из-за рубежа) и развития эффективной системы расселения сибирских регионов, сочетающей агломерации и малые населенные пункты;

• сохранение или преодоление отставания доходов населения Сибири от среднероссийского уровня;

• сбалансированное развитие традиционной и низкоуглеродной, зеленой энергетики и комплекса связанных с ними производств;

• воспроизводство сложившейся ресурсо- и экспортоори-ентированной структуры экономики или ее диверсификация за счет развития новых добывающих производств, формирования кластеров нового технологического уклада (обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, сервисного сектора, инноваций и цифровой экономики);

• расшивка узких мест или создание элементов новой высокоскоростной транспортной сети;

• сохранение или преодоление отставания сибирских регионов по уровню социальной среды, здравоохранения, качеству аграрной и городской среды;

• активное развитие российской Арктической зоны, создание инфраструктуры Северного морского пути либо перенос реализации большинства проектов за 2024 г;

• комплексность и масштабность решений экологических проблем сибирских регионов;

• формирование внутренних источников финансирования развития макрорегиона;

• создание новых механизмов регулирования экономической деятельности на уровне макрорегиона.

В зависимости от сочетания внутренних и внешних условий в рамках проекта рассмотрены три основных сценария долгосрочного развития Сибирского макрорегиона: консервативный, умеренно-оптимистичный и «прорывный», или сценарий создания нового центра экономического роста», реализующий мегапроект «Русский ковчег».

Консервативный сценарий характеризуется закреплением сложившейся экспортно-сырьевой модели развития макрорегиона, сохранением отставания от европейских регионов по уровню доходов населения и качества жизни, усилением дифференциации внутрисибирского экономического пространства.

В сценарии предполагаются весьма умеренные темпы роста российской экономики (на уровне 1,5-2% среднегодового прироста), сохранение низких темпов доходов населения. Приоритетная реализация инвестиционных проектов ожидается преимущественно в добывающих и инфраструктурных отраслях. В таких условиях индустриальный потенциал Сибирского макрорегиона будет реализован за счет модернизации и развития отраслей традиционной специализации: добычи и первичной переработки полезных ископаемых, лесной промышленности, отраслей оборонного комплекса и АПК, которые будут дополняться диверсификацией в промышленности за счет развития производств, обслуживающих ресурсно-сырьевой комплекс макрорегиона.

В рамках этого сценария добывающий комплекс Сибири в силу истощения запасов полезных ископаемых, необходимости перехода к более сложным условиям добычи сможет обеспечить весьма умеренный рост. Ограниченность федеральных финансовых ресурсов и повышенные риски для частных инвесторов предопределят выборочный характер реализации на территории макрорегиона крупных инвестиционных проектов и сократят возможности для комплексного инфраструктурного освоения территории.

Развитие Сибирского макрорегиона будет происходить в условиях стабилизации или сокращения численности населения

и ухудшения его демографической структуры, роста доли населения нетрудоспособных возрастов, а также жесткой конкуренции за трудовые ресурсы, в первую очередь квалифицированные, с соседними регионами и Центральной Россией.

Основные факторы экономического роста останутся прежними: развитие добывающих отраслей и транспорта (при этом их динамика будет определяться преимущественно внешнеэкономической конъюнктурой), обрабатывающих производств в их традиционной структуре, торговли и сельского хозяйства (динамика которых будет зависеть от роста доходов населения), а также отраслей социальных услуг (опирающихся в своем развитии преимущественно на бюджетные расходы). Инвестиционный спрос также будет невысоким.

В целом реализация данного сценария не позволит изменить сложившуюся модель развития экономики Сибири и переломить негативные тренды. Половинчатый характер структурной перестройки хозяйственного комплекса из-за исчерпания резервов экстенсивного роста обусловит нарастание к 2035 г негативных тенденций и межотраслевых диспропорций в экономике, ослабление ее конкурентных позиций в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей, дальнейшее усиление межрегиональной социально-экономической дифференциации.

Умеренно-оптимистичный сценарий предполагает реализацию в макрорегионе пакета мощных инфраструктурных и инновационных проектов, а также значительное увеличение инвестиций в развитие науки и человеческого капитала (здравоохранение и образование), в результате чего будет преодолено отставание от среднероссийского уровня. Это позволит как повысить экономическую связанность сибирских регионов и их взаимную торговлю, так и усилит «восточный вектор» во внутренней и внешней экономической политике России.

Сценарий характеризуется существенным улучшением условий для инвестирования в сибирских регионах, повышением их привлекательности для частных инвестиций, включая иностранные. Преобладающая доля капвложений из бюджетных источников будет направляться на модернизацию и развитие транспортной и социальной инфраструктуры, что обеспечит ускоренный рост ввода в эксплуатацию коммунальных сетей, объектов здравоохранения и образования.

Реализация экономического потенциала Сибири требует масштабного развития транспортной инфраструктуры: железнодорожного транспорта, обеспечивающего транзит как между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, так и внутри страны, Северного морского пути для завоза грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения арктического побережья, обустройства пограничных переходов на границе с Монголией. Приоритетными являются стратегически важные инфраструктурные проекты транспортировки нефтегазовых ресурсов месторождений Красноярского края и Иркутской области на Восток для расширения рынков сбыта российского сырья, инфраструктурные проекты в рамках развития Нижнего Приангарья, инфраструктурная поддержка развития крупных городских агломераций.

Совершенствование железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, включая комплексную модернизацию Транссиба и расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали, устранит инфраструктурные ограничения, препятствующие свободному перемещению грузов, что будет способствовать росту экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Высокие темпы роста предполагаются во всех сибирских регионах, однако приоритет получают Новосибирская, Томская и Омская области, имеющие наибольший потенциал для развития современных обрабатывающих производств и высокотехнологичного сервиса, а также Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), опирающиеся на секторы добычи природных ресурсов и современных обрабатывающих производств. Предполагается создание нового центра роста в Минусинской долине и значительное сближение сибирских регионов по уровню развития.

В умеренно-оптимистичном сценарии повышение инвестиционной активности в макрорегионе будет обеспечиваться за счет реализации крупных инфраструктурных и горнодобывающих проектов, в том числе с государственным участием (госинвестиции и поддержка институтов развития), а также значительной активизации крупного и, особенно, среднего и малого бизнеса. Это должно явиться результатом перехода к активной политике роста в стране в целом и проведения экономического эксперимента в ряде пилотных регионов Срединной Сибири, создания

новой системы государственного управления макрорегионом, эффективных стимулов для населения и предпринимательства.

Темп роста ВРП макрорегиона повышается до 3,5-4,5% в год, что превысит темп роста и российской, и мировой экономики.

Сценарий экономического прорыва и создания нового мощного центра экономического роста предполагает активизацию в макрорегионе внутренних источников саморазвития и самоуправления в рамках концепции «одна территория - две экономические модели». Помимо прочего, это означает массовое привлечение в макрорегион экономически активного и достаточно обеспеченного населения из европейской части России, а также из-за рубежа на постоянное место жительства с предоставлением возможности осуществления инновационной предпринимательской деятельности, что должно привести к значительному приросту иностранных инвестиций, в особенности из стран Азии и Ближнего Востока. Темп роста ВРП макрорегиона составит в среднем 6-7% в год.

Ключевой целью Стратегии является создание в Сибирском макрорегионе условий для увеличения его населения на 3-5 млн человек к 2035 г. Одно из необходимых условий для этого - обеспечение темпов роста доходов выше средних по стране. К 2035 г. планируется не только преодолеть отставание Сибири по доходам населения, но и существенно (на 15-17%) превысить среднероссийский уровень.

Основными драйверами экономики Сибири станут полюса роста, включающие:

• агломерации (точнее, конурбации - сети крупных городов, связанных скоростным транспортом) с высоким индустриально-сервисным потенциалом, инновационной экономикой: Новосибирская (включающая Томск и в перспективе Барнаул), Новокуз-нецко-Кемеровская, Красноярская (в перспективе с Абаканом);

• крупные города с развитыми пригородными районами, опирающиеся на диверсифицированное индустриальное развитие: Омск, Иркутск, Якутск;

• опорные индустриальные центры - средние города со значимыми промышленными комплексами в обрабатывающих отраслях: Абакан, Норильск, Тайшет, Усть-Илимск, Братск;

• районы комплексного освоения - новые территории, в рамках которых будут развиваться кластеры по добыче и переработке полезных ископаемых: Ангаро-Енисейский, Южно-Якутский;

• новые сырьевые районы - масштабные полюса роста добычи полезных ископаемых: нефти в Красноярском крае, золота в Иркутской области; Усть-Кутский и Удоканский минерально-сырьевые кластеры, Улуг-Хемский и Хакасский угольные районы;

• аграрные полюса роста - территории ускоренного развития отраслей агропромышленного комплекса: Минусинская долина и Южно-Сибирский (Алтайский) кластер;

• туристско-рекреационные районы - зоны развития туризма общероссийского и мирового значения: Байкальская, Саяно-Ха-касская и Алтайская.

Развитие транспортной инфраструктуры Сибири будет направлено на реализацию ее потенциала как транзитного моста между Европой и Азией, что предполагает создание соответствующей инфраструктуры железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. Прорывный сценарий предполагает реализацию большого числа транспортных проектов, нацеленных на повышение связности экономического пространства, обеспечивающих получение агломерационных эффектов за счет модернизации существующей авто- и железнодорожной сети и организации скоростного движения между крупнейшими городами Южно-Сибирской конурбации и другими сибирскими агломерациями. В долгосрочной перспективе может быть реализован пакет новых дорогостоящих инфраструктурных проектов, включая развитие высокоскоростного грузопассажирского коридора «Евразия» через Сибирь, строительство железнодорожных мостовых переходов на Сахалин и на Хоккайдо; строительство железнодорожных магистралей «Севсиб» и Трансевразийской (из Тывы через Западную Монголию в Китай (Индию)).

Приоритетами инновационного развития Сибири в рамках прорывного сценария Стратегии должны стать фундаментальная и прикладная наука, образование, система подготовки высококвалифицированных и рабочих кадров, интеграция науки, образования и высокотехнологичной промышленности. Особое место в инновационной экономике должны занять технологические направления, для применения которых в Сибири

есть значительный потенциальный спрос и собственные заделы в местных центрах исследований и разработок.

Количественные оценки прогнозных сценариев

Альтернативные сценарии развития России в долгосрочной перспективе в контексте развития мировой экономики представлены в ряде прогнозных разработок [Перспективы..., 2013; Структурно-инвестиционная..., 2017; Михеева и др., 2018], включая прогноз Минэкономразвития России9. Диапазон предполагаемых в их рамках траекторий развития страны довольно широк, но количественные оценки среднегодовых темпов роста в перспективе до 2035 г. находятся в интервале 1,5-2% в консервативных вариантах и в интервале 3-4% при реализации оптимистических гипотез прогноза.

Оценка прогнозных параметров, характеризующих представленные сценарии, проводилась на базе комплекса моделей, разработанных в ИНП РАН и долгосрочного макроэкономического прогноза АНО «Институт Внешэкономбанка». Параметры пространственных сценариев оцениваются на основе макроэкономического прогноза, учитывающего весь спектр внутренних и внешних условий развития национальной экономики в долгосрочном периоде. При этом в рамках макроэкономического сценария задаются общие для экономики ограничения по темпам роста инвестиций в основной капитал, распределяемым по регионам в соответствии с заданными в пространственном сценарии приоритетами, населению и используемым трудовым ресурсам.

Управляющими параметрами при расчете прогнозных траекторий являются территориальные пропорции распределения инвестиций. Исходя из сложившихся трендов и ситуации 2015-2018 гг. доля Сибирского макрорегиона в суммарных инвестициях РФ в консервативном сценарии на перспективу предполагается на уровне 11-12%.

Инвестиционными приоритетами в долгосрочной перспективе в умеренно-оптимистичном сценарии будут: регионы с потенциалом эндогенного роста (реализующие агломерационные

9 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Министерство экономического развития РФ. 28 ноября 2018. URL: https://www.economy.gov.ru/ URL: material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/

prognoz2036.pdf (дата обращения: 04.03.2020).

эффекты, обладающие инновационным потенциалом, высокой инвестиционной привлекательностью), стратегически важные регионы, а также те, в которых предполагаются наиболее капиталоемкие инфраструктурные и сырьевые проекты. Доля Сибирского макрорегиона в общероссийских инвестициях будет лишь немногим выше, чем в консервативном сценарии, но с учетом более высоких целевых параметров развития России абсолютная сумма накопленных за 2019-2035 гг. инвестиций в ценах 2015 г превысит показатель консервативного сценария в 1,5 раза.

Создание нового центра роста (прорывный сценарий) предполагает значительное увеличение доли Сибирского макрорегиона в суммарных инвестициях РФ. Заданные на базе макропрогноза объемы инвестиций в его основной капитал можно считать «оценкой сверху», учитывающей предполагаемые пропорции распределения инвестиций по территории страны. «Оценка снизу» может быть получена в результате анализа предполагаемых в сибирских регионах инвестиционных проектов, заявленных в документах стратегического планирования РФ, государственных и частных компаний. Их анализ показывает, что значительные объемы инвестиций в сибирскую экономику вполне обоснованы. Сумма инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации только основных проектов развития транспортной инфраструктуры, составляет около 11 трлн руб. (в ценах 2015 г). Суммарные капитальные вложения в развитие гидроэнергетики могут составить за период 2019-2035 гг 1,2-1,4 трлн руб. Инвестиции в известные на сегодня различные проекты, кроме инфраструктурных, могут составить 2,5-3 трлн руб. Общая сумма инвестиций в экономику макрорегиона, предполагаемых в известных инвестпроектах, составляет за период в целом около 14,7-15,4 трлн руб., из них для Республики Саха (Якутии) сумма основных инвестиционных проектов составляет около 6,2 трлн руб.

Большинство предполагаемых в долгосрочной перспективе инвестиционных проектов, по которым в настоящее время есть количественные оценки, относятся к промышленности и транспорту. Анализ структурных характеристик инвестиционной деятельности в период роста экономики в 2005-2015 гг. показывает, что на долю инвестиций в промышленность пришлось около 40% совокупных инвестиций в среднем по РФ и почти половина - в СФО и Якутии. При учете вложений в другие

секторы регионального хозяйства, сопутствующих инвестициям в промышленность, общий объем инвестиций, генерируемых известными индустриальными инвестпроектами, оценивается примерно в 20 трлн руб., их общая сумма (по всему кругу обсуждаемых проектов) становится сопоставима с объемом инвестиций, предполагаемых за весь период в консервативном сценарии макропрогноза (35,8 трлн руб.). Значительный рост инвестиций в прорывном сценарии будет обеспечен за счет следующих факторов. В настоящее время доля вложений в коммерческие услуги (включая оптовую и розничную торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, операции с недвижимостью, банковский сектор) в Сибири почти в два раза ниже средней по стране. Для развития сервисных секторов необходимо увеличение не только абсолютных объемов инвестиций, но и их доли в суммарных капвложениях. В перспективе предполагается существенный рост инвестиций в инновационный сектор сибирской экономики. Рост численности населения потребует масштабных вложений в жилищное строительство (проект Сибирские кварталы), строительство объектов социальной инфраструктуры. В долгосрочной перспективе в рамках сценария создания нового центра экономического роста может быть реализован упоминавшийся выше пакет новых дорогостоящих инфраструктурных проектов. В результате суммарный объем инвестиций, предполагаемый в прорывном сценарии за весь период, может составить около 78 трлн руб.

В качестве базы для расчетов параметров умеренно-оптимистичного и сценария нового центра роста использованы количественные показатели целевого варианта долгосрочного прогноза развития России, разработанного АНО «Институт Внешэкономбанка» (таблица).

Прогнозные расчеты показали, что при реализации консервативного сценария темпы роста сибирской экономики в долгосрочной перспективе оказываются ниже среднероссийских. Существенным фактором отставания является стагнация в добывающем секторе, поскольку его усилия будут сосредоточены преимущественно на поддержании достигнутых уровней добычи. Темпы роста инвестиций и доходов населения также ниже среднероссийских, что в перспективе будет усиливать отставание Сибири от средних по России показателей. В 2017 г.

среднедушевой объем производства ВРП Сибирского макрорегиона составлял 84% от среднего по РФ, к 2035 г. при реализации консервативного сценария он может составить 80% от среднего по РФ.

Прогноз основных показателей Сибирского макрорегиона по сценариям (в ценах 2015 г.),%

Показатель Консервативный Умеренно-оптимистичный Создание нового центра экономического роста в Сибири

2035 г. к 2017 г. Среднегодовой темп прироста 20182035 гг. 2035 г. к 2017 г. Среднегодовой темп прироста 20182035 гг. 2035 г. к 2017 г. Среднегодовой темп прироста 20182035 гг.

ВРП 135,4 1,7 209,7 4,2 343,7 7,1

Инвестиции 146,5 2,1 264,5 5,6 487,8 9,2

Промышленное производство 139,8 1,9 216,5 4,4 391,1 7,9

Добыча полезных ископаемых 122,3 1,1 155,3 2,5 232,4 4,8

Обрабатывающие производства 153,3 2,4 261,6 5,5 522,0 9,6

Сельское хозяйство 158,4 2,6 159,6 2,6 182,8 3,4

Реальные доходы населения 155,6 2,5 234,9 4,9 262,6 5,5

Источник: расчеты авторов.

В умеренно-оптимистичном сценарии доля Сибирского макрорегиона в российских инвестициях вырастет несущественно, но их объемы увеличатся в абсолютном размере. Инвестиции будут направляться в дальнейшее развитие добычи полезных ископаемых, однако, преимущество в инвестировании получают обрабатывающие производства, валовая добавленная стоимость которых к 2035 г. увеличится по сравнению с 2017 г. в 2,6 раза. ВРП макрорегиона к концу периода вырастет в 2,1 раза. Реализация гипотез относительно миграции и перераспределения инвестиций в пользу Сибири позволит увеличить темп роста российской экономики в целом к 2035 г. на 1 п.п.

При предположениях умеренно-оптимистичного сценария отставание Сибирского макрорегиона по среднедушевому ВРП сократится, достигнув примерно 90% от среднероссийского

уровня. При реализации сценария создания нового центра экономического роста даже с учетом значительного увеличения численности населения душевое производство ВРП превысит среднероссийский показатель на 11%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производительность труда (выработка валовой добавленной стоимости на одного занятого в экономике) в 2017 г. составляла в Сибирском макрорегионе 89,5% от среднероссийского уровня. К 2035 г. в консервативном сценарии этот разрыв увеличится и составит 12%. В умеренно-оптимистичном производительность труда в Сибири растет быстрее, чем в РФ, что позволит достичь среднероссийского показателя, а при осуществлении прорывного сценария этот показатель превысит среднероссийский уровень на 14%.

При реализации Стратегии, нацеленной на создание в Сибири нового центра роста российской экономики, макрорегион может перейти на качественно новый тип экономического развития. Улучшение его научной, социальной и коммунальной инфраструктуры будет финансироваться во многом за счет увеличения собственной доходной базы, в том числе - путем передачи в регион части налогов на добычу природных ископаемых. В результате реализации подобного налогового маневра дополнительные поступления в региональные бюджеты предварительно оцениваются в среднем в 140-200 млрд руб. ежегодно, что почти на 10% увеличивает их налоговую базу. Предполагается высокий мультипликативный эффект налоговых стимулов.

Сравнение долгосрочных прогнозов стран-соседей и перспективных партнеров Сибири (Китая, Казахстана, Индии) показывает, что, по оценке 2015 г., Сибирский макрорегион имел примерно одинаковый уровень среднедушевого производства ВРП (ВВП по ППС) с Казахстаном (90,6% от уровня Казахстана), в 1,4 раза превышал показатели Китая и в 3,3 раза - Индии (рисунок).

К 2035 г. по среднедушевому ВВП Китай может опередить Казахстан и Индию. При реализации консервативного сценария отставание сибирской экономики от соседних стран усиливается (среднедушевое производство ВРП составит около 72% от уровня Китая, 80% от уровня Казахстана), приоритет сохраняется только в отношении Индии, однако, отрыв сокращается в два раза.

60,0

50,0 40,0 35,9 30,0 26,6 20,0 10,0

39,6 34,2

I

32,4 31,8

12,6

6,3

Россия Казахстан Китай Индия

1 Сибирь 2

□ 2015 П2025 П2035

Примечание: 1 - консервативный сценарий; 2 - умеренно-оптимистичный; 3 -прорывный

Динамика и прогноз среднедушевых показателей ВВП (ВРП) по ППС для стран-соседей и партнеров Сибирского макрорегиона в 2015-2035 гг., тыс. долл.

При реализации двух других сценариев прогноза ситуация может сложиться более благоприятно. В умеренно-оптимистичном сценарии среднедушевое производство ВРП в Сибири на 3% превысит соответствующий показатель для Китая, на 14% - уровень Казахстана, в 2,3 раза превзойдет соответствующие показатели для Индии. Кардинальное изменение ситуации дает создание в Сибири нового центра экономического роста. В этом случае среднедушевое производство ВРП в макрорегионе превысит соответствующий показатель для Китая на 32%, Казахстана -на 47%, Индии - в 2,9 раза.

Условия для реализации прорывного сценария

Необходимым условием сибирского экономического прорыва является создание новой системы хозяйствования, проведение экономического эксперимента, включающего в себя формирование особого звена управления на уровне макрорегиона в целом. Фактически предлагается реализовать концепцию «одна территория - две экономические модели». Ее суть заключается в возможности наряду с традиционной системой управления внедрить особую экономическую модель, основанную на принципах взаимного финансирования, саморазвития, производственной и трудовой кооперации.

50,2

44,5

44,0

33,6

28,8

24,9

23,6

19,9

14,3

0,0

3

Приоритетный характер для макроэкономических сдвигов будут иметь инициирование и запуск комплексных инвестиционных проектов (по аналогии с проектом «Енисейская Сибирь»), увязанных с формированием «сибирских» мероприятий в национальных проектах и государственных программах РФ с «защищенным» бюджетным софинансированием (по примеру дальневосточной составляющей госпрограмм). Точками приложения этих проектов могут стать следующие опорные зоны развития: 1) Байкальский регион - Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край; 2) Южно-Сибирская конурбация и прилегающие территории - Новосибирская, Томская и Омская области, Алтайский край и Республика Алтай; 3) Кемеровская область; 4) Республика Саха (Якутия).

Опорные территории ставят вопрос о комплексности развития, но точками роста могут стать не менее 10-15 специализированных кластеров. Обязательные условия при этом - «распечатка» кладовых полезных ископаемых при резком повышении глубины их переработки, запуск инновационных высокотехнологичных производств, соответствующих требованиям Индустрии 4.0, значительный подъем фундаментальных и прикладных научных центров Сибири (как академических, так и корпоративных), повышение статуса ученого и инженера.

Изменение структуры производства позволит создать в Сибири значительное количество высокооплачиваемых рабочих мест на современных производствах, что само по себе является важнейшим фактором миграционной привлекательности макрорегиона.

Для привлечения в макрорегион населения необходимо формирование комплексных планов развития жилья и социальной инфраструктуры, создание нового качества городской и аграрной среды, реализация дифференцированной по регионам системы подъемных льготных кредитов и займов для переселенцев, предоставления льготного жилья (льготной ипотеки) и земельных участков, увеличенной программы материнского капитала (используя опыт Дальневосточного федерального округа).

Финансовым рычагом для поддержки этих проектов на региональном уровне может стать передача в макрорегион до 10-20% от формируемого в нем налога на добычу полезных ископаемых. В целях управления проектами и комплексным

развитием макрорегиона целесообразно создание публичной государственной корпорации, связанной с сетью региональных корпораций, образование Фонда поддержи развития Сибири, в котором бы аккумулировалась часть налоговых поступлений на природные ресурсы, развитие цифровых платформ для взаимодействия муниципалитетов, бизнеса и граждан, а также возрождение кооперативного движения и общественной самоорганизации.

Сибирь может выступить как территория эффективного социального и экономического эксперимента, позволяющего соединить сбережение народа, природы и высокопроизводительную работу.

Литература

Баранов А. О., Дондоков З.Б.-Д., Павлов В.Н., Суслов В. И. Перспективы развития экономики Республики Бурятия // ЭКО. 2018. № 10. С. 77-95. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2018-10-77-95

Восток России: проблемы освоения - преодоления пространства / Под ред. В. А. Крюкова и В. В. Кулешова. Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2017. 484 с.

Гранберг А. Г., Суслов В.И., Суспицын С. А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2007. 370 с.

Ивантер В. В., Клепач А. Н., Кувалин Д. Б., Янков К. В. Программа первоочередных действий по социально-экономическому возрождению Кузбасса// ЭКО. 2018. № 11. С. 31-47. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2018-11-31-46

Крюков В.А., Фридман Ю. А., Речко Г.Н., Логинова Е. Ю. Стратегия «Куз-басс-2035»: в гармонии с углем // ЭКО. 2018. № 11. С. 8-30. DOI: 10.30680/ ЕС00131-7652-2018-11-8-30

Кулешов В.В., Селиверстов В.Е., Суслов В.И., Суспицын С. А. Социально-экономическое развитие Сибири в системе российских и мирохозяйственных связей // Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез / Отв. ред. В. М. Котляков. Москва: Медиа-Пресс, 2013. С. 415-451.

Михеева Н. Н., Суворов А.В., Широв А. А., Шокин И.Н., Янков К.В., Потапенко В. В., Сапова Н. Н., Кулешов В. В., Крюков В. А., Суслов В. И., Селиверстов В.Е., Богомолова Т.Ю., Ершов Ю. С. Региональные аспекты долгосрочной экономической политики: научный доклад/ Москва, ИД «Международные отношения», 2018. 69 с.

Перспективы развития экономики России: прогноз до 2030 года. М.: Анкил, 2013. 408 с.

Селиверстов В. Е. Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области: основные итоги разработки // Регион: экономика и социология. 2016. № 1. С. 108-134.

Современная роль экономики Сибири в народнохозяйственном комплексе России/Отв. ред. В. В. Кулешов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. 325 с.

Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России: монография /Под науч. ред. акад. В. В. Ивантера. М.: Научный консультант, 2017. 196 с.

Статья поступила 17.03.2020.

Статья принята к публикации 27.03.2020.

Для цитирования: Клепач А. Н., Михеева Н. Н. Реалии и возможности в мегапроекте «Русский ковчег»// ЭКО. 2020. № 8. С. 66-86. DOI: 10.30680/ ЕС00131-7652-2020-8-66-86.

Summary

Klepach, A.N., Cand. Sci. (Econ.), VEB RF,

Mikheeva, N.N., Doct. Sci. (Econ.), Institute for Economic Forecasting, RAS, Moscow

Faster Growth of Siberian Economy: Realities and Opportunities in the Megaproject "Russian Ark"

Abstract. The authors consider long-term socio-economic development of Siberian macro-region in the attempt to estimate possible acceleration of its development within the framework of megaproject "Russian Ark". Three alternative scenarios differ in priorities of development and strategy for achieving their goals. Quantitative estimates of macroregion development parameters are presented along with comparisons to forecast indicators of Russia and the neighboring countries and partners of the Siberian macroregion. It is shown that full implementation of the Russian Ark megaproject is possible in the framework of a breakthrough scenario for creating a new center of economic growth in Siberia. A description of priorities for long-term development of the macroregion is given, as well as a set of measures that comprise the content of the megaproject. It is proposed, along with traditional management system, to introduce a special economic model based on principles of mutual financing, self-development, production and labor cooperation.

Keywords: Siberian macro-region; megaproject "Russian Ark"; long-term development scenarios; priorities; new center for economic growth; region management model

References

Baranov, A.O., Dondokov, Z.B.-D., Pavlov, V.N., Suslov, V.I. (2018). Prospects for the development of the economy of the Republic of Buryatia. ECO. No. 10. Pp. 77-95. (In Russ.). DOI: 10.30680/EC00131-7652-2018-10-77-95

East of Russia: problems of development—overcoming space. Ed. Kryukov V. A., Kuleshov V. V. (2017). Novosibirsk. Publishing House IEIE SB RAS. 448 p. (In Russ.).

Granberg, A.G., Suslov, V.I., Suspitsyn, S.A. (2007). Multiregional systems: economic and mathematical research. Novosibirsk. Sib. scientific publishing house. 370 p. (In Russ.).

86

OEnAH A.H., MMXEEBA H.H.

Ivanter, V.V., Klepach, A.N., Kuvalin, D. B., Yankov, K.V. (2018). The program of priority actions for the socio-economic revival of the Kuzbass. ECO. No. 11. Pp. 31-47. (In Russ.). DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2018-11-31-46

Kryukov, V.A., Friedman, Yu.A., Rechko, G.N., Loginova, E. Yu. (2018). Strategy "Kuzbass-2035": in harmony with coal. ECO. No. 11. Pp. 8-30. (In Russ.). DOI: 10.30680 / ECO0131-7652-2018-11-8-30

Kuleshov, V.V., Seliverstov, V.E., Suslov, V.I., Suspitsyn, S.A. (2013). Socioeconomic development of Siberia in the system of Russian and world economic relations. (On the book "Fundamental problems of spatial development of the Russian Federation: interdisciplinary synthesis". Moscow. Media Press). Pp. 415-451. (In Russ.).

Mikheeva, N.N., Suvorov, A.V., Shirov, A.A., Shokin, I.N., Yankov, K.V., Potapenko, V.V., Sapova, N.N., Kuleshov, V.V., Kryukov, V.A., Suslov, V.I., Seliverstov, V.E., Bogomolova, T. Yu., Ershov, Yu.S. (2018). Regional Aspects of Long-Term Economic Policy: Scientific Report. Moscow. Publishing House "International Relations". 69 p. (In Russ.).

Prospects for the development of the Russian economy: forecast up to 2030 (2013). Moscow. Ankil Publ. 408 p. (In Russ.).

Seliverstov, V.E. (2016). The program of re-industrialization of the economy of the Novosibirsk region: the main results of development. Region: economics and sociology. No. 1. Pp. 108-134. (In Russ.).

The modern role of the siberian economy in the national economic complex of Russia. Ed. Kuleshov V. V. (2014). Novosibirsk. IEIE SB RAS. 332 p. (In Russ.).

Structural — investment policy in order to ensure economic growth in Russia. Ed. Ivanter V. V. (2017). Moscow. Scientific Consultant. 196 p. (In Russ.).

For citation: Klepach, A.N., Mikheeva, N.N. (2020). Faster Growth of Siberian Economy: Realities and Opportunities in the Megaproject "Russian Ark". ЕСО. No. 8. Pp. 66-86. (In Russ.). DOI: 10.30680/EC00131-7652-2020-8-66-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.