Научная статья на тему 'ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ НТС РАО "ЕЭС РОССИИ" И НАУЧНОГО СОВЕТА РАН ПО ПРОБЛЕМАМ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ БОЛЬШИХ СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИКИ ПО ТЕМЕ: "О ТОПЛИВНОЙ ПОЛИТИКЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"'

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ НТС РАО "ЕЭС РОССИИ" И НАУЧНОГО СОВЕТА РАН ПО ПРОБЛЕМАМ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ БОЛЬШИХ СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИКИ ПО ТЕМЕ: "О ТОПЛИВНОЙ ПОЛИТИКЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ" Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ НТС РАО "ЕЭС РОССИИ" И НАУЧНОГО СОВЕТА РАН ПО ПРОБЛЕМАМ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ БОЛЬШИХ СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИКИ ПО ТЕМЕ: "О ТОПЛИВНОЙ ПОЛИТИКЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

ьмых се-ымзако-

:кой Фе-гощей к

»случаев за ин-

гввление емым из мемения годится зза в де-повыиие->сти пот-аэработ-5ы выго-платы за

док сни-«о, поется убы-1«ом, не овки ;России Методи-»льным

шей до-

мя и по-шепорт-

•мые ре-в разре-посылки их видов ешается ■еть зап-

ТвЛЬНЫЙ

кулиро-торга-тветввн• И

ао прак• >ммх ор-пивную, шиния в

МММИЮ этих це-ценами

то соци-■эз с вы-I него по

ми гель-• попут-зненных «ается в на неф-I Прави-хпьзова-' России », кото-азанная

1 транс-улучшит

ПРОЕКТ

РЕШЕНИЕ

СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ НТС РАО «ЕЭС РОССИИ» И НАУЧНОГО СОВЕТА РАН ПО ПРОБЛЕМАМ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ БОЛЬШИХ СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИКИ ПО ТЕМЕ: «О ТОПЛИВНОЙ ПОЛИТИКЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»

28 марта 2000 г. г. Москва

НТС РАО «ЕЭС России» и Научный совет РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики (НС РАН ПНББСЭ) на совместном расширенном заседании на тему «О топливной политике в электроэнергетике» заслушали доклады РАО «ЕЭС России» «О мерах по совершенствованию топливной политики в электроэнергетике на период до 2015 года» (О.В.Брит-вин), ОАО «Газпром» «Перспективы развития добычи газа в России, сложившиеся проблемы в отрасли и необходимость рационализации структуры топливно-энергети-ческого баланса страны» (В.В.Ремизов), выступления в дискуссии ученых, специалистов и руководителей электроэнергетики и топливных отраслей ТЭК, научно-исследовательских и проектных институтов, Российской академии наук, Минтопэнерго и Минэкономики России, Федеральной энергетической комиссии и других заинтересованных ведомств.

Помимо упомянутых выше докладов РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» на заседание представлены одноименный полный доклад «О мерах по совершенствованию топливной политики в электроэнергетике на период до 2015 г.», разработанный рабочей группой под руководством Департамента стратегии развития и научно-тех-нической политики РАО «ЕЭС России», и его краткая версия.

Как следует из докладов и выступлений, в последние годы в газовой промышленности проявились негативные тенденции, связанные с падением добычи газа на действующих месторождениях Западной Сибири, отставанием обустройства и освоения новых газовых площадей на Ямале, в Тюменской области и в Баренцевом море.

Причиной отставания явилось недостаточное финансирование новых проектов, неудовлетворительная ценовая политика искусственного сдерживания цен -на газ в условиях либерализации цен на другие виды топлива, проводившаяся в последние годы, и неплатежи потребителей на внутреннем рынке.

В этих условиях в 1999 году ОАО «Газпром» обратилось в РАО «ЕЭС России» и Правительство РФ с предложением о дальнейшем сокращении использования природного газа в электроэнергетике России. Предлагаемые темпы предусматривали уменьшение поставок газа на ТЭС РАО «ЕЭС России» и ОАО-энерго в 2000 г. на 12 млрд. нм3, в 2001 -2002 гг. на 30 млрд. нм3и последующее замораживание газопотребления в электроэнергетике на уровне 110 млрд. нм3 вплоть до 2010 г.

Интенсивное формирование газовой составляющей в структуре топливного баланса ТЭС России происходило в период с 1970 по 1990 годы, когда объем газа в ней вырос более чем в 4 раза. Эти темпы соответствовали в основном темпам роста общей добычи газа в стране.

В этот период в электроэнергетике были проведены

крупные работы по строительству новых электростанций и переводу действующих, особенно городских ТЭЦ, на газообразное топливо. В их числе строительство газоотводов от магистральных газопроводов, газораспределительных станций и газорегулировочных пунктов, внутрис-танционныхгазопроводных сетей, переоборудование котельных установок, внедрение средств автоматики и защит.

В период с 1991 по 1999 годы в связи с кризисными явлениями в экономике потребление органического топлива в электроэнергетике сократилось более чем на 100 млн.тут, в том числе газа на 52 млн.тут, что позволило высвободить дополнительные его ресурсы для целей экспорта.

Принимая во внимание прогноз Минэкономики России по электропотреблению на уровне 2010 г. - 1100 млрд. кВтч, что превышает его величину в 1990 году -1074 млрд. кВтч, предлагаемое Газпромом замораживание газопотребления означает сложную кардинальную перестройку топливного баланса электроэнергетики России и с учетом интересов энергетической безопасности страны не может решаться без необходимого тех-нико-экономического обоснования, учитывающего все последствия предпринимаемых изменений.

В представленных докладах и выступлениях проблема перестройки структуры топливного баланса электроэнергетики оценивается как важнейшая экономическая, научно-техническая и социальная задача организаций топливно-энергетического комплекса. Российской академии наук и государственных органов управления, решение которой требует значительного времени и задействования эффективных рыночных форм и методов работы.

Эта задача затрагивает вопросы реконструкции и технического перевооружения отечественной теплоэнергетики, мобилизацию мощностей атомной и гидроэнергетики, повышение эффективности использования природного газа в электроэнергетике и других сферах народного хозяйства, развитие угольной промышленности, энергосбережение и охрану окружающей среды, оптимизацию систем транспорта электроэнергии и топлива в ЕЭС России, либерализацию цен на газ и развитие конкурентного рынка топлив, кратное увеличение цен на все энергоносители и их влияние на экономику, социальную защиту малообеспеченных слоев населения и, в конечном счете, интересы экономической и энергетической безопасности страны.

В целом новая топливная политика в электроэнергетике потребует разработок и согласованного проведения единой научно-технической политики, новой ценовой, тарифной и инвестиционной политики, эффективных действий по защите окружающей среды и в энергосбережении, развития и усиления ЕЭС России, сбалансиро-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

ванных структурных и рыночных реформ, государственного регулирования на всех этапах их реализации.

Научно-технический совет РАО «ЕЭС России» и Научный совет РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики РЕШИЛИ:

1. Одобрить основные положения доклада «О мерах по совершенствованию топливной политики в электроэнергетике на период до 2015 г. ». Вместе с тем рассматриваемый доклад является лишь первым этапом в решении этой сложной многогранной проблемы и требует дальнейшего развития по отдельным направлениям и в целом с расширением состава специалистов и круга заинтересованных организаций и с учетом настоящего обсуждения.

2. Считать основным направлением повышения эффективности использования газа на ТЭС, наиболее приемлемым по уровню роста себестоимости и тарифов на электроэнергию и тепло, планомерный перевод на парогазовый цикл действующих ТЭС при их техническом перевооружении и реконструкции, а также строительство новых ТЭС на газе с современными парогазовыми установками.

В связи с этим признать недостаточными предусмот-3.1.

3.2.

Учесть при этом, что данный вариант согласно выполненным в докладе проработкам, потребует более высоких дополнительных капиталовложений,предварительно оцененных величиной, превышающей 100 млрд. рублей в ценах 1998 года.

4. При решении вопроса высвобождения неэффективно используемого природного газа на пылеугольных (или мазутных) ТЭС не допускать омертвления средств, вложенных в предыдущие годы в создание газовой инфраструктуры в пределах и вне территории таких электростанций.

Рекомендовать ОАО-энерго, АО-электростанциям осуществлять там, где это возможно, расширение их высокоэффективными ПГУ с вытеснением менее эффективных паросиловых установок других электростанций, работающих на газе.

5. Просить Комитет по угольной промышленности при Минтопэнерго России:

5.1.Оценить реальные возможности и необходимые ресурсы, включая финансирование, обеспечивающие наращивание объемов добычи и поставок энергетических углей для электроэнергетики с темпами приростов приблизительно 5% в год по основному варианту и 6% в год по варианту со сниженным расходом газа с доведением к концу расчетного периода (2015 г.) их абсолютных

ренные в докладе объемы ввода мощностей ПГУ за 10 летний период с 2001 по 2010 гг. на КЭС - 4 млн.кВт и на ТЭЦ - 3,3 млн.кВт. (при том, что в период с 2001 по 2005 гг. соответствующие показатели составляют 0 и 0,5 млн.кВт). Как следует из доклада в условиях одновременного ввода в этот же период менее эффективных и более дорогих паросиловых установок на газе имеет место необоснованное увеличение расхода газа и перерасход капиталовложений.

Рекомендовать департаментам РАО «ЕЭС России»: стратегии развития и научно-технической политики, инвестиций, энергосистем, электрических станций совместно с ОАО-энерго пересмотреть перспективные планы развития ТЭС в пользу увеличения доли вводов ПГУ в период 2001-2005 и 2006-2010 гг. за счет соответствующего снижения ввода паросиловых установок на газе.

3. Принять в качестве расчетных (граничных по уровням потребления газа) для последующей более детальной проработки следующие варианты перспективной структуры топливного баланса электростанций РАО «ЕЭС России» и ОАО-энерго при прогнозируемом Минэкономики РФ уровне спроса 1100 млрд. кВтч. в 2010 г. и удвоением ВВП к 2015 г.

объемов соответственно до 218 и 242 млн. тонн по конку-рентноспособной цене;

5.2. Рассмотреть перспективную структуру потребности электроэнергетики в энергетических углях, в том числе возможность достижения опережающих темпов добычи и поставок канско-ачинских углей около 10% в год по основному и 12% в год по варианту со сниженным расходом газа, имея ввиду доведение их доли в структуре поставляемых углей до 40-42% к концу расчетного периода (2015 г.);

5.3. Разработать совместно с РАО «ЕЭС России» и Российской Академией наук научно-техническое обоснование и программные задачи, предусматривающие отказ от поставок на электростанции углей валовой добычи и переход к поставкам конкурентоспособных обогащенных товарных углей, увеличение объемов добычи высококачественных углей, строительство обогатительных фабрик на месте добычи углей, их переработку и обогащение с доведением по уровню зольности до 5-15%, усреднение по зольности и сушку высокоувлажненных углей.

6. Считать целесообразным применительно к 2001-2005 г.г. предложенное в докладе проведение работы по дополнительной загрузке пылеугольных ТЭС и модернизации 20 загородных пылеугольных ГРЭС, что позволит

Основной вариант:

Виды топлива \ годы 1998 2005 2010 2015

Газ - млрд.нм3 (млн.тут) 131,7(150) 156(178) 179(204) 189(216)

Уголь - млн,тонн (млн.тут) 124,7 (71,6) 143 (82) 170(97) 218(125)

Мазут - млн.тонн (млн,тут) 15,4 (20,9) 13 (17,6) 12,2 (16,5) 11,4(15,5)

Всего (с учетом прочих) млн,тут 243,1 287 318 357

Вариант со сниженным расходом газа

Виды топлива \ годы 1998 2005 2010 2015

Газ-млрд. нм3 (млн.тут) 131,7(150) 142 (162) 163 (186) 178 (203)

Уголь - млн,тонн (млн.тут) 124,7 (71,6) 172 (98) 202(115) 242 (138)

Мазут - млн,тонн (млн.тут) 15,4 (20,9) 13, (17,6) 12,2(16,5) 11,4(15,5)

Всего (с учетом прочих) млн.тут 243,1 278 318 357

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

обеспечить в этот период замещение 14,3 млрд. нм3 газа твердым топливом при увеличении использования пос-теднего на величину около 30 млн.тонн. При этом требуется дополнительные расчеты по определению капитальных и эксплуатационных затрат на выполнение этих мероприятий, предварительная оценка которых составляет 100-110 млрд. руб. и около 45 млрд.руб/год соответственно.

Рекомендовать РАО «ЕЭС России», ОАО-энерго и АО-электростанциям более детально проработать этот воп-пос в 2000 г. по конкретным электростанциям и маркам углей, поставки и использование которых должны возрасти. При этом обязательным условием является согласование Федеральной и региональными энергетическими комиссиями увеличения тарифов на электроэнергию и тепло, а также пересмотр нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные бассейны.

7 Принимая во внимание перспективность использо-

вания канско-ачинских и кузнецких утлей на ТЭС, считать необходимым выполнение в 2000-2001 гг. РАО «ЕЭС России», МПС, Комитетом угольной промышленности при Минтопэнерго России технико-экономического доклада по сопоставлению варианта развития мощностей электростанций вблизи мест добычи углей и передачей электроэнергии в Европейскую часть России по ВЛ СВН переменного (1 150 кВ) и постоянного (+/- 750 кВ) тока с вариантом транспорта угля по железной дороге к месту его потребления на ТЭС у центров нагрузки.

Рассмотреть также в рамках этой работы целесообразность использования трубопроводного транспорта кузнецких и канско-ачинских углей.

8. Принять к сведению предлагаемую Минэкономики РФ и использованную в докладе ценовую динамику в области топливно-энергетических ресурсов по этапам расчетного периода:

наименование \ годы 1999 2005 2010 2015

Уголь руб /тут 530 990 1300 1535

Газ руб/тут, руб/1000нм! 340/388 1088/1240 2110/2405 2450/2795

Мазут руб /тут 925 1290 2155 2500

Электроэнергия коп/кВтч 26,5 74,5 112,3 130,2

Соотношение цен - газЛтоль 0,64 1,25 1,61 1,60

Соотношение цен -мазут/уголь 1,78. 1,3 1,65 1,63

Просить Минэкономики России и Минтопэнерго России совместно с РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», Российской Академией наук, с привлечением отраслевых и академических институтов в первоочередном порядке выполнить исследование последствий для национальной экономики и населения рекомендуемых темпов роста абсолютных величин и соотношений цен на топливо, электроэнергию и тепло с целью последующего принятия обоснованных решений.

9. Динамика развития гидроэнергетики, изложенная в докладе, предполагает прирост выработки электроэнергии на ГЭС в объеме 31,2 млрд. кВтч. в основном за счет достройки 12 из 16 строящихся ГЭС.

Около 80% прогнозируемого прироста падает на период после 2010 г. В период до 2005 г. прирост выработки на ГЭС по сравнению с запланированным на 2000 г. практически отсутствует, что исключает их участие в покрытии прироста электрических нагрузок в этот период. Сложившаяся кризисная ситуация в гидроэнергетике, замораживание существующих строек, отсутствие перспективных задельных проектов свидетельствует о наметившейся тенденции фактического свертывания отечественного гидростроительства.

Это чревато потерей существующей сбалансированности производства электроэнергии в ЕЭС России и требует разработки и принятия долговременной эффективной экономической политики в области гидроэнергетики.

10. Принятые в докладе масштабы развития атомной энергетики предполагают почти удвоение производства электроэнергии на АЭС к концу расчетного периода: со 120 млрд.кВтч. (1999 г.) до 206 млрд.кВтч. (2015 г.). При этом доля базовой выработки АЭС в Европейской части ЕЭС России возрастает почти до 24 %.

Необходимое в связи с этим усиление системообразующей сети 330, 500 и 750 кВ. значительное увеличение ввода маневренных мощностей и объемы соответствую-

щих капиталовложений в докладе проработаны недостаточно.

Вместе с тем основной прирост производства электроэнергии на АЭС предусматривается за пределами 2010 г. Для облегчения топливного баланса в период 2001-2005 г.г. РАО «ЕЭС России» совместно с Минато мом России следует более детально проработать вопросы развития мощностей и увеличения выработки электроэнергии на АЭС в указанный период.

11. В целях проведения более эффективной политики топливоиспользования, снижения удельных расходов условного топлива на производство электроэнергии и тепла, расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций, сведения к минимуму всех видов пережога топлива на ТЭС, повышения технического уровня эксплуатации энергетического оборудования ТЭС считать необходимым усилить работу по нормированию показателей топливоиспользования на тепловых электростанциях и стимулированию персонала за экономию топлива и электроэнергии.

Просить руководство РАО «ЕЭС России» поручить департаментам: энергосистем, электростанций, стратегии развития и научно-технической политики, социальных отношений и организационных структур, фирме «ОРГ-РЭС» подготовить предложения по этому вопросу и рассмотреть их на одном из заседаний Правления РАО «ЕЭС России» в 2000 г.

12. Учитывая жесткий подход Федеральной и региональных энергетических комиссий к регулированию тарифов на электроэнергию и тепло, рост цен на топливо в условиях новой ценовой топливной политики может привести к убыточной работе акционерных обществ энергетики и электрификации, а также электростанций.

Это требует дальнейшего совершенствования законодательного и нормативно-правового регулирования в электроэнергетике, в том числе ускорения принятия следующих актов:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

• Федерального Закона «О Федеральной (едином) электроэнергетической системе России»;

• «О внесении дополнений в Федеральный Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

• Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в «Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации» и « Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

• Положения об организации работы по планированию развития электроэнергетики;

• Федерального Закона «Об основах оперативно-диспет-черского управления в электроэнергетике»;

• «О внесении изменений и дополнений в статью 6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Кроме того необходима разработка и принятие нормативных актов, законодательно закрепляющих приоритет поставок газа для внутренних нужд по сравнению с его экспортом, недопустимость волевого изменения проектного топлива электростанций, механизм регулирования цен и ценовых соотношений на различные виды топлива и железнодорожных тарифов на его перевозку

13. Рекомендовать Департаменту стратегии развития и научно-технической политики, научно-исследовательс-ким и проектным институтам РАО «ЕЭС России» при последующих исследованиях проблемы совершенствования топливного баланса электроэнергетики и получения более обоснованных и объективных данных по объемам и структуре топлива ТЭС на расчетный период:

• Провести оптимизацию топливного баланса с учетом многорежимности работы электростанций в ЕЭС России;

• Выполнить исследование экологических последствий использования угля вместо газа в электроэнергетике с оценкой затрат, необходимых для выполнения природоохранных нормативов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Реализовать наиболее рациональные варианты технического перевооружения и реконструкции производственных мощностей отрасли;

• Осуществить раздельный анализ перспективной динамики удельных расходов и потребности топлива на про-

изводство электроэнергии и тепла; • Предусмотреть эффективные решения по развитию ЕЭС России, в том числе по выпуску запертой мощности электростанций.

14. Просить Минтопэнерго РФ совместно с РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», угледобывающими и нефтяными компаниями подготовить предложения в Федеральную целевую программу «Топливо и энергия» на 2001-2005 гг. по направлениям совершенствования топливного баланса в электроэнергетике и повышения эффективности использования природного газа в других отраслях промышленности.

15. Совершенствование топливной политики в электроэнергетике в предстоящий период будет происходить в первую очередь за счет снижения доли нефтяного топлива (мазута) и замещения его газом и углем там, где это возможно, внедрения новых эффективных технологий производства электроэнергии и тепла на газе и энергосбережения.

По мере модернизации и реконструкции пылеуголь-ных ТЭС и повышения конкурентноспособности угля целесообразно увеличение использования в электроэнергетике твердого топлива.

Вместе с тем, топливная политика, направленная на радикальное уменьшение доли газа, в рыночных условиях по уровню затрат, росту цен на топливо и энергоносители, загрязнению окружающей среды, негативному влиянию на темпы роста ВВП, снижению конкурентносособ-ности отечественной продукции на внешнем рынке, социальным условиям для населения и другим последствиям не может считаться экономически обоснованной, а исследования этих проблем не являются завершенными.

16. Просить РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» совместно с Минэкономики России, Минтопэнерго России, Минатомом России, Госкомэкологии, Комитетом по угольной промышленности при Минтопэнерго России, ведущими нефтяными и угольными компаниями. Российской Академией наук образовать межведомственную рабочую группу для всесторонней проработки в 2000 г. проблемы совершенствования топливного баланса в электроэнергетике и подготовке на этой базе предложений Правительству РФ по экономической политике в области топлива и энергии на период 2001-2005 г.г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.