Научная статья на тему 'ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА'

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА»



Щ • " ШУбШ&Ш Щ,ЧЛ Дйк 'i-''

А.КУЗОВКИН,

Зав. лабораторией Института микроэкономики при Минэкономики РФ, доктор экономических наук, профессор

Энергосбережение и эффективность производства

Энергоемкость российской экономики - одна из самых высо-••: 5 мире, в 1,8 раз выше, чем в США (равна энергоемкости ВНП —1А в 1970 г. до нефтяного кризиса 1973 г.) и в 3 раза выше, -е • з Западной Европе. Основные причины повышенной энерго-т'-*<ости - утяжеленная структура хозяйства (высокая доля до-: = веющих отраслей металлургии и тяжелого машиностроения), :еверное расположение страны и большие затраты на транс-По оценкам экспертов, за счет этих факторов энергоем-российского ВВП завышена по сравнению с развитыми сгра-на 30 - 40%. Но главным фактором повышенной энергоем-являются отсталые энергорасточительные технологии про-:годства и энергорасточительные установки и приборы во всех :т'-орах экономики (промышленность, домашнее хозяйство, об-венный сектор и др.) Общий потенциал энергосбережения, по оценкам Института - ^сгетических исследований РАН, составляет 40-45% всего энер-:~стребления страны, из них 10 - 15% за счет малозатратных и - 35% за счет капиталоемких и сопутствующих (модерниза-производстьа и т.д.) мероприятий. Экономия природного газа •гжет достичь 22 - 23% всего потенциала энергосбережения, -еоти 20, угля 15, электроэнергии 23, теплоэнергии 17-18%. И=ь1ше половины этой экономии означает также сбережение при-: гдного газа, поскольку его доля в производстве электроэнергии ;:~игла в настоящее время 50% и в производстве тепла - 70%. ~~едовательно, экономия газа, в конечном счете составит 42 --3% всего потенциала энергосбережения. Газосбережение яв-"=е_ся особенно актуальным также в связи со значительным росту. спроса на газ в европейских странах в 21 веке. Поэтому гзосбережению уделяется в работе особое внимание.

Существует три основных направления энергосбережения. ~ервое - малозатратные мероприятия по рационализации ис-"сгьзованных топлива и энергии. За счет реализации этого направления можно сократить потребность в топливе и энергии на "О - 12%. Второе направление - внедрение капиталоемких мероприятий: энергосберегающих технологий, процессов, аппарате, оборудования, счетчиков. За счет этого возможно снизить по-тебность в энергоресурсах на 25 - 30%.

Для реализации этих возможностей необходимы инвестиции, ггнако они в 2 раза ниже инвестиций для прироста добычи и

производства топлива и энергии. Кроме того, энергосберегающие технологии являются экологически чистыми и дают значительную экономию эксплуатационных затрат.

Объем годовых инвестиций в ТЭК за годы реформ снизился почти в 4 раза, что создает реальную угрозу энергетической безопасности России из-за неудовлетворительного состояния основных фондов ТЭК и постоянно требует реализации менее капиталоемкой стратегии энергосбережения.

Третье направление - структурная перестройка экономики, связанная с увеличением доли неэнергоемких отраслей в ВВП страны. Например, энергоемкость продукции в легкой промышленности, сфере услуг, строительстве в 8 - 10 раз ниже, чем в ТЭКе ив 12 - 15 раз ниже, чем в металлургии.

Энергоемкость продукции машиностроения в 3 раза ниже, чем в топливной промышленности, и в 8 — 10 раз ниже, чем в металлургии. Резерв снижения потребности в ТЭР за счет ускоренных структурных изменений в экономике страны составляет 10 - 12% от существующего потребления по экспертным оценкам.

Однако за 1991 - 1999гг. резервы снижения энергоемкости ВВП не были реализованы из-за экономического кризиса.

Энергоемкость ВВП России за годы реформ нарастала. Если в 1990г. энергопотребление в России составляло 1371 млн. тут, ВВП - 563 млрд. долл. (здесь и далее все дается в долларах 1995г.), энергоемкость ВВП 2,44кг у.Ддолл., то в 1995г. энергопотребление - 880 млн. тут, ВВП - 305 млрд. долл., энергоемкость 2,87кг у.Ддолл. Следовательно, энергоемкость ВВП возросла на 17,6% в 1995г., а в 1999г. - более чем на 20% по сравнению с 1990г.

Известно, что чем выше объем энергосбережения, тем выше темпы экономического развития и тем выше эффективность экономики. Объясняется это тем, что отрасли ТЭК являются наиболее капиталоемкими и фондоемкими. Поэтому замещение дополнительного прироста добычи и производства ТЭР энергосбережением, капиталоемкость которого в два раза ниже, приводит к перемещению высвободившегося из ТЭК инвестиций на развитие других отраслей экономики и росту ВВП.[1] По оценкам экспертов, сокращение энергоемкости ВВП на 0,1кг у.Ддолл. (т.е. на 3,5%) соответствует сокращению доли инвестици-

Работа выполнена при поддержке РГНФ

ИТШ я

щ ИЩ Щ р

ш •

ннн

ЯШ

Ш :

лч-- ¡Ш^ЩЩШ

онного спроса ТЭК в ВВП на 2,5 - 3% и приросту темпов экономического роста на 0,3 - 0,35% .

Согласно "Энергетической программе России" 1995г. и программе "Энергосбережение России", январь 1998г., энергоемкость ВВП должна снизиться до 2,25 кг\долл. к 2010г., т.е. на 21,2% по сравнению с 1995г. и на 10% по сравнению с 1990г.

Реализация принятой Правительством России в январе 1998г. федеральной программы "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 гг.

Федеральная целевая энергетическая программа "Энергосбережение России" на 1998-2005 гг. разработана Минтопэнерго России с участием Минэкономики России и утверждена Постановлением Правительства РФ № 80 от 24.01.98 г. Управление за реализацией программы возложено на Минтопэнерго России. Это третья программа за последние 20 лет. Однако слабо заметен эффект от реализации первых двух. Рассмотрим, как идет реализация нынешней программы. На первом этапе реализации программы в 1998-2000 гг. было намечено решить следующие задачи:

усовершенствовать и развить нормативно-правовую базу энергосбережения;

установить в физическом и денежном выражении лимиты потребления топлива и энергии федеральным органам исполнительной власти для подведомственных им бюджетных организаций;

ввести в действие программное обеспечение энергосбережения на отраслевом, региональном и муниципальном уровнях;

организовать энергетические обследования потребителей ТЭР в соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об энергосбережении".

По оценкам специалистов Минтопэнерго России [2], на сегодняшний день правовое поле энергосбережения обеспечивается 15 федеральными законами, Указами Президента РФ, 22 Постановлениями Правительства РФ, 24 отраслевыми нормативными актами. Однако для эффективной практической работы по энергосбережению требуется дополнительно около 70 отраслевых подзаконных документов прямого действия.

Практика реализации ФЦП "Энергосбережение России" показала, что одним из основных реально действующих механизмов повышения эффективности использования топливно-энер-гетических ресурсов является нормативно-правовая база энергосбережения.

Постановлением Правительства РФ "О мерах по энергосбережению России" от 15.06.98г. № 588 впервые организациям бюджетной сферы дан реальный стимул к экономии энергии -предоставлено право оставлять в своем распоряжении сэкономленные денежные средства на срок окупаемости энергосберегающих мероприятий плюс один год. Однако к этому Постановлению требуется методика прямого действия по формированию и использованию стоимости сэкономленных энергетических ресурсов бюджетными организациями для дальнейшего развития энергосбережения, согласованная в установленном порядке.

В целях уточнения реального уровня энергопотребления на объектах федеральной бюджетной сферы Минтопэнерго России профинансировало и организовало в 1998г. энергетическое обследование 52 объектов федеральной собственности. В ре-

, ___________

■■ ■ : . зультате проведенных работ установлено, что потенциал энергосбережения на обследованных объектах составляет по тепловой энергии около 30% от общего потребления этой группой объектов и около 1 7% - по электрической энергии. Сроки окупаемости затрат оцениваются в один-три отопительных сезона.

Другим необходимым условием энергосбережения является создание системы лимитирования потребления топлива и энергии организациям, финансируемым из средств федерального бюджета. Здесь преследуется две цели - снижение и упорядочение расходов, связанных с использованием энергетических ресурсов федеральными бюджетополучателями. Минтопэнерго России разработана нормативно-правовая основа лимитирования в 1998г., согласованы лимиты на электрическую и тепловую энергию со снижением объемов потребления данной группой потребителей по отношению к 1997г. по электроэнергии на 15% , по теплу -на 20%. В результате проведенной работы с федеральными органами исполнительной власти оплата за использованные энергоресурсы денежными средствами возросла с 12 до 17% при снижении общего энергопотребления на 8 - 10% и сокращении расходов федерального бюджета на 8,4 млрд.рублей.

Вместе с тем, эффективность от проведения работ реализуется не в полной мере по причине бюджетного недофинансирования. По отдельным бюджетным отраслям эта цифра достигает 60%. Отсюда долг потребителей энергии федеральной бюджетной сферы энергоснабжающим организациям. На начало 1999г. он равен 18,2 млрд.рублей, что соответствует примерно их годовому бесплатному энергопотреблению.

Активно начали заниматься энергосбережением предприятия ТЭКа. РАО "ЕЭС России", 56 АО -энерго, РАО "Газпром", АК "Транснефть" и "Транснефтепродукт" разработали и приняли отраслевые программы действий по энергосбережению. Экономия топлива в электроэнергетике составила в 1998г. более 1,1 млн.тут, в 12 энергосистемах начата работа по управлению спросом у потребителя за счет средств АО —энерго. Органы Госэ-нергонадзора России провели в 1998г. около 45 тысяч обследований, в том числе 238 объектов федеральной собственности, завершающихся подготовкой соответствующих энергетических паспортов предприятий [3].

Специалисты Минтопэнерго РФ отмечают следующие недостатки в реализации программы "Энергосбережение России": [2]

1. Первая проблема и главная - не обеспечивается выделение финансовых ресурсов для оплаты бюджетными организациями федеральной сферы используемого ими топлива и энергии в соответствии с лимитами. А это - 25-30% от всего объема потребления энергоресурсов. Бюджетом на 1999г. предусмотрено на оплату энерго- и теплоэнергии лишь 52% необходимых средств. Учитывая, что недофинансирование происходит уже на протяжении нескольких лет, задолженность бюджетных потребителей за энергию может вырасти к концу 1999 года почти в два раза и составить примерно 20 млрд.рублей.

2. Медленно идет процесс энергетических обследований бюджетных предприятий и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Причина та же - отсутствие необходимых средств. Однако эти работы не являются затратными, а окупаются за счет экономии бюджетных средств от лимитирования топлива и энергии.

3. Первые шаги по реализации программы выявили недостатки и пробелы в существующем законодательстве.

Необходимо внести дополнения и изменения в Федеральный Закон "Об энергосбережении" в части повышения ответ-

ственности руководителей хозяйствующих субъектов за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, положений по формированию федерального и региональных внебюджетных фондов энергосбережения, развития механизмов стимулирования эффективного использования энергии, федеральной базы стандартизации энергопотребления.

Следует также совместными усилиями разработать официальный Комментарий к Федеральному Закону "Об энергосбережении", который обеспечил бы толкование основных требований и положений закона.

С целью привлечения особого внимания к проблеме энергосбережения правильно было бы доработать ФЦП "Энергосбережение России" до стандарта Президентской программы с обеспечением ее неразрывной связи с действующими отраслевыми и региональными программами энергосбережения.

4. Федеральной целевой программой "Энергосбережение России" на 1998г. и 1999г. предусматривалась финансовая поддержка из бюджета инвестиционным энергосберегающим проектам. Однако инвестиций Минфином России не осуществлялось. Лишение программы энергосбережения государственной финансовой поддержки и далее представляется недальновидным. В отличие от других важных, но затратных государственных программ, ФЦП "Энергосбережение России" является высокоокупа-емой.

Инициатива отдельных регионов, организаций и специалистов должна быть поддержана целенаправленной системной работой, как это и предусматривалось программой.

Одним из таких положительных примеров является деятельность Некоммерческого Партнерства "Энергоресурсосбережение", которое в сотрудничестве с Минтопэнерго организует взаимодействие с региональными органами власти в ходе реализации ими основных положений федеральной целевой программы.

Основной идеей является разработка и внедрение региональной системы управления энергосбережением и энергоэффективного механизма (модели) хозяйствования в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве как одного из инструментов динамичного развития экономики и социальной сферы регионов РФ.

5. Крупнейшим потребителем топлива и энергии и производителем свыше 30% тепловой энергии в России является жилищно-коммунальный сектор. Ежегодная потребность в расходах на ЖКХ составляет от 35 до 50 и более процентов муниципальных бюджетов. Затраты государства на поддержку этой отрасли -16,7% федерального бюджета.

Понятно, что здесь, как нигде, нужны энергосберегающие мероприятия. Начало им в большей степени положено программой "Энергосбережение России" и подпрограммой "Энергосбережение в ЖКХ". На 1 января 1999г. оснащенность приборами учета жилищно-коммунального хозяйства составила: по теплу - 9,8%, по газу - 19,4%, холодной воде - 18,9%, горячей воде - 6,4%. Наиболее активно развернуты работы в республиках Башкортостан, Коми, Удмуртия, краях - Краснодарском, Ставропольском, Алтайском, областях - Астраханской, Волгоградской, Ярославской, Сахалинской. В целом, по данным 72 субъектов РФ, в 1998г. величина сэкономленного топлива и энергии в сфере ЖКХ составила 3,7 млн.тонн условного топлива. А комплексный подход к реформированию отрасли, выполнение работ по энергоресурсосбережению позволяет, как показывает практика, снижать затраты на услуги ЖКХ от 15 до 40 %.

6. Серьезной остается проблема привлечения внебюджетных источников финансирования энергосберегающих проектов

в рамках программы. Какие здесь существуют резервы?

Прежде всего, это внебюджетное финансирование подпрограммы "Энергосбережение в ТЭКе", предусматривающее включение в тарифы на электрическую и тепловую энергию и цену на газ энергосберегающей составляющей. Консолидация этих средств может осуществляться в федеральном межотраслевом фонде энергосбережения. Реализация этого механизма обеспечит привлечение внебюджетных средств в объеме около 1 млрд.рублей в год.

Другой источник - региональные фонды энергосбережения, за счет которых возможно привлечение 4,5 млрд.рублей.

Далее - реализация механизма вовлечения средств естественных монополий ТЭК, полученных от внедрения энергосберегающих мероприятий, за счет сохранения цен и тарифов на их продукцию (услуги) на период, превышающий на один год срок окупаемости затрат на энергосбережение.

Задание 1998г. по экономии энергетических ресурсов выполнено на 80 -85%, несмотря на явно недостаточную поддержку со стороны государства.

Основные работы развернуты в ТЭКе и ЖКХ. Развитие энергосбережения в промышленности требует инвестиционной поддержки.

Главная задача в 1999г. состояла в обеспечении опережающего развития нормативно-правовой базы энергосбережения и решении на этой основе проблемы введения в действие финансовых механизмов, обеспечивающих привлечение крупных внебюджетных и заемных средств для финансирования федеральной, региональных и муниципальных программ.

Российский рынок приборов, систем учета и регулирования расхода энергетических ресурсов полностью обеспечивает платежеспособный спрос потребителей. Качество энергосберегающей продукции российских производителей начинает улучшаться по сравнению с импортной техникой. Следует всячески поощрять производство и внедрение качественной отечественной продукции.

Ежегодная подготовка к зиме, создание запасов топлива, "северные завозы" - должны быть увязаны с региональными и отраслевыми программами энергосбережения.

По данным Минтопэнерго РФ, итоги прошедшей зимы показали, что реально можно снизить северный завоз на 350 тысяч т у.т., если за счет части (4%) средств федерального бюджета, выделенного для финансирования этого направления, целенаправленно устанавливать утилизаторы тепла на дизельных электрических станциях, противодавленческие турбины на паровых котлах ТЭЦ и котельных, использовать энергию тепла, земли и ветра.

- Предоставление трансфертов регионам необходимо увязывать с состоянием в них энергорасточительства. Лимиты бюджетным потребителям должны реально соответствовать предельно необходимому объему энергопотребления и учитывать энергосберегающий потенциал. Иначе теряется не только смысл энергосбережения в бюджетной сфере, но государство само порождает неплатежи в бюджет и между предприятиями [2].

Энергосбережение и экология

Наибольшее количество вредных выбросов в атмосферу дают тепловые электростанции. Снижение вредных выбросов ТЭС будет достигаться за счет технической модернизации установок, улавливающих эти вещества, техперевооружения ТЭС, повышающих к.п.д. энергоустановок, а также за счет перевода ТЭЦ в городах на более экологически чистое топливо - газ. Все эти

Вестник ФЭК России

яииии

■мвнммшмь.. '^ЖдарВйЛ':.-' меры дадут около 30% сокращения возможных выбросов С02 по нашим обязательствам в соответствии с соглашением, достигнуты на Конференции ООН в г.Киото в 1997г. Но большая часть выбросов будет предотвращена за счет реализации энергосбережения.

Известно, что при сжигании каждой тонны условного топлива в атмосферу выбрасывается от 2 до 3 тонн С02, и реализация потенциала энергосбережения позволяет предотвратить выбросы 300 млн.тонн С02. При средней мировой цене квоты ни выброс С02 в 15 -20 долларов за тонну переуступка (продажа) этих квот может дополнительно дать до 5 млрд. долларов, что составляет половину всех необходимых затрат в энергосбережение [3].

В настоящее время в РАО "ЕЭС России" ведется проработка ТЭО на реконструкцию 20 ТЭС, реализация которых намечается за счет средств Японии, заинтересованной в передаче им в возмещение затрат соответствующих квот на выбросы С02, высвобождаемых в ходе осуществления энергосберегающих проектов [3].

Сэкономленное топливо целесообразно экспортировать. Например, экспорт природного газа в 1999г. при контрактной цене 70 долл. \тыс. м3 дает государству и "Газпрому" 20 долл\тыс м3 чистой прибыли. С учетом продажи квоты на выброс С02 в размере 30 доллДтут (35 доллДтыс. м3) сэкономленного газа чистая прибыль при экспорте сбереженного газа составит 55 доллДтыс. м3.

Энергосбережение - главный источник наращивания экспорта энергоресурсов согласно "Энергетической стратегии России" 1995г.

Следовательно, именно экспорт российского газа имеет значительные перспективы. По прогнозам Международного энергетического агентства, цены на газ на европейском рынке будут расти. В 2000г. цены на европейском рынке газа составляют 95 доллДтыс. м3. Максимальные цены на газ составят: в 2005г. -125 доллДтыс. м3 и 2010г. - 140 доллДтыс. м3, средняя цена на газ: в 2005г. - 110 доллДтыс. м3 и 2010г. - 120 доллДтыс. м3, минимальная цена на газ в 2005г. - 97долл.\тыс. м3 и 2010г. -105 доллДтыс. м\

Как показано в исследовании специалистов "Газпрома" и ИНЭИ РАН [4], при низких и даже средних мировых ценах газа и связанным с этим умеренным развитием экономики государство и "Газпром" не заинтересованы в быстром росте экспорта газа, так как даже при высоком экспорте газа всего на 7% увеличиваются бюджетные поступления, но ценой повышения требуемых капиталовложений на 14%.

При определении стратегии энергосбережения необходимо экономить в первую очередь такие качественные и ограниченные по запасам виды топлива, как нефть и природный газ. На весь рассматриваемый период до 2010 года исключительно важным для государства является экспорт нефти и газа, дающий 40% поступления валюты страны. В то же время ежегодный прирост разведанных промышленных запасов нефти составляет сейчас 200 млн.т., а годовая добыча - 300 млн.т.

Выработанность месторождений газа, введенных в разработку, превысила 30%, что приближает их к рубежу падающей добычи. В главном газодобывающем районе страны Надым - Пур-тазовском основные месторождения - Вангапуровское, Медвежье, Уренгойское уже вступили в стадию падающей добычи. С 2003г. ожидается падение добычи и по Ямбургскому месторождению.

В то же время прирост запасов компенсирует лишь полови-

..........НИИВЁ s.

ну его добычи. Страна "проедает" разведанные запасы нефти и газа. Эта проблема обсуждалась в Правительстве РФ в январе 2000г. Необходимо как увеличение финансирования разведки нефти и газа, так и их сбережение. Энергосбережение - главный источник наращивания экспорта энергоресурсов согласно "Энергетической стратегии России" 1995г. На ближайшие годы намечена стабилизация экспорта нефти и нефтепродуктов. Что касается газа, то, по данным Международного энергетического агентства, к 2010г. экспорт газа из России в Европу может возрос™ примерно на 80 - 90 млрд.м3 по сравнению с 2000 г. и составит около 200 млрд.м3.

Оптимальная стратегия в условиях неопределенности мировых цен газа состоит в том, чтобы объемы экспорта на 7 - 10% превышали его прогнозируемые средние значения [4].

На российском рынке газа при стратегии газовой экспансии требуется поддержание низких внутренних цен на газ (цены самофинансирования), чем и стимулируется повышенный спрос на газ.

Стратегия сохранения газа для потомков связана с политикой высоких цен на газ, стимулирующих газосбережение и замещение газа другими энергоносителями, привлечения газоэкспор-тирующих стран СНГ на российский рынок газа.

По стратегии газовой экспансии накопленная добыча газа за 2000 - 2010гг. на 23 -24% выше, чем в стратегии сохранения газа для потомков.

Стратегия газовой экспансии характеризуется повышенными эксплуатационными издержками на 14 -15% и особенно капиталовложениями на 38 - 41% выше, чем в стратегии сохранения газа для потомков.

В результате чрезмерных издержек высокие объемы добычи газа дают в стратегии газовой экспансии примерно те же доходы государству и газовым компаниям, что и заметно меньшие объемы добычи в стратегии сохранения газа для потомков. Бюджетные поступления в обеих стратегиях составят в 2001 -2010гг. 260 - 300 и 275 - 290 млрд.долл. соответственно. Это означает, что при стратегии сбережения газа для потомков удельный доход поставленной единицы добытого газа будет на 20 - 25% выше, чем при стратегии газовой экспансии [4].

Диспропорции в ценах на топливо и энергорасточительство

Необходимым условием для реализации энергосберегающих мероприятий является высокий уровень относительных цен на энергоресурсы.

При этом соотношение цен на отдельные виды топлива должно учитывать эффект у потребителя. К сожалению, в результате реформы цен 1992г. сложилась диспропорция цен на топливо. В 1991г. Госкомцен СССР установил цены на энергетический уголь, газ и мазут в соотношении 1: 1,1: 1,4 в расчете на тонну условного топлива, что примерно отражало эффективность их использования в электроэнергетике. Однако в 1999г. соотношение цен на уголь, газ и мазут для электростанций и котельных было 1: 0,6:1,5. Это не соответствовало сбережению высокоэффективного вида топлива - природного газа в электроэнергетике и промышленности и привело к дефициту газа в 2000 г. Соотношение цен в мире на уголь, газ и мазут 1:1,6: 1,7 полностью учитывает потребительский эффект применения различных видов топлива в электроэнергетике и способствует газосбережению и замене его углем. Сложившееся с 1992г. экономически неоправданное

а-Ъ.;;:

соотношение цен на уголь, газ и мазут Минэкономики России намечено изменить в течение 2000 - 2005гг. до рационального соотношения 1 : 1,2 : 1,3.

При достижении рационального соотношения цен на топливо появятся стимулы по сбережению высококачественных топлив -газа и мазута на электростанциях.

Несовершенство ценообразования и налогообложения, а также крупномасштабные неплатежи потребителей за поставленный газ привели к тому, что у "Газпрома" образовался значительный дефицит финансовых средств. В расчете на 2000 год он составляет 50 млрд. рублей. При .этом в основном исчерпаны возможности привлечения для развития газовой отрасли зарубежных кредитов, которые получены под будущие поставки газа и в настоящее время превысили 11 млрд. долларов.

В этих условиях "Газпром" вынужден существенно сократить самые необходимые инвестиции на капитальное строительство и расходы на поддержание устойчивого состояния Единой системы газоснабжения. Впервые за последние годы планируется снижение уровня добычи газа в 2000 году на 20 млрд. куб.м.

Очевидно, что-"Газпром" не может снижать экспортные поставки газа по долгосрочным контрактам в европейские страны, поэтому снижение добычи газа скажется на потребителях России и стран СНГ. Правда, положение улучшилось после того, как глава "Газпрома" Рем Вяхирев подписал в середине декабря 1999 г. в Ашхабаде соглашение о возобновлении поставок туркменского газа в 2000 г. в объеме 20 млрд. м3 по весьма приемлемой цене 36 доллДтыс. м3. В последующие годы возможен рост поставок туркменского газа до 50 млрд. м3. Это чрезвычайно важное соглашение урегулировало противоречия между Россией и Туркменией, которые они не могли решить в течение двух лет, когда Россия прекратила транзит туркменского газа на экспорт через свою территорию.

, : ш ь к ki а

Это соглашение решает проблемы газоснабжения страны и экспорта газа за рубеж на 2000 г. и ближайшие 2-3 года. Однако для дальнейшего роста экспорта газа, который обеспечит страну дополнительными валютными поступлениями, необходима разработка обоснованной программы перевода электростанций с газа на уголь.

Для реализации этой программы необходимо разработать и осуществить программу развития угольной промышленности. В качестве финансового источника целесообразно использовать введение специального платежа за потребленный газ, сверх оптовой регулируемой цены на него, который будет консолидироваться и направляться для финансирования развития угольной промышленности. Целесообразно также использовать опыт США, которые ввели в 1978г. 10% -ную скидку с налогов на инвестиции, связанные с заменой нефти и газа на уголь.

Дополнительная добыча газа в новых районах обойдется значительно дороже и дольше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ структуры топливоснабжения электростанций

за рубежом

В России обеспеченность запасами (в гадах) нефти, газа и угля близка к среднемировым.

Из данных таблицы 2 следует, что необходимо прежде всего сберегать ограниченные запасы высококачественных энергоресурсов - нефти и газа и замещать их углем при производстве электрической и тепловой энергии. Ведь нефть и газ широко используются также и на технологические цели в промышленности. При прочих равных условиях доли потребления мазута, газа и угля в пересчете на 1 тут в электроэнергетике должны быть пропорциональными обеспеченности их доказанными запасами (в годах).

Таблица 1

Структура мирового производства электроэнергии в 1990-1996 гг.

Регион . . Общий объем Доля отдельных источников энергии в суммарном

np-ва, КВт.ч производстве электроэнергии, %

Уголь Мазут Газ Атом. эн. Гидроэн. НВИЭ-1 НВИЭ-2

Мир в целом 11825/ 39/ 11,5/ 13,6/ 17/ 18,9/ .../ .../

13652 38,5 9,4 15 17,6 18,1 0,4 1

ОЭСР 7079/ 41,4/ 8,7/ 10,4/ 23/ 16,5/ .../ .../

8715 38,9 7,5 11,3 24 15,3 0,5 0,5

Бывший СССР 1727/ 25/ 14,3/ 33,8/ 12,2/ 14,7/ ...

1260 21,9 8,9 40 15,7 13,5

... - нет данных

НВИЭ-1 - солнечная, геотермальная, ветровая энергия НВИЭ-2 - дрова, биомасса

Таблица 2

Обеспеченность запасами ТЭР в мире

Нефть, млрд.т Газ, трлн.м3 Уголь, млрд.т

Доказанные запасы на 1.01.1998г. 139,7 144 2000

Обеспеченность запасами, в годах 41 71 400

Годовая добыча 3,5 2 5

fM^M'

^.iSi?:-.,'::

Конечно, учет экологических факторов внесет коррективы в это соотношение. Анализ динамики потребления газа и угля при производстве электроэнергии показывает, что в мире доля газа в 1996г. выросла незначительно - на 1,4%, доля мазута — снизилась на 2,1%, а доля угля снизилась лишь на 0,5% (см. табл.1). В то время как в странах бывшего СССР доля газа увеличилась значительно с 33,8% до 40%, а угля упала на 3,1%. Такая тенденция неоправданна. Например, в угольной промышленности России имеются свободные мощности по добыче угля, а дополнительная добыча газа требует значительных инвестиций.

В целях улучшения теплового к.п.д. и экологических характеристик ТЭС на угле необходимо использовать газовые турбины комбинированного цикла и котлы с циркулирующим кипящим слоем.

Проведенные еще в 1995г. совместные исследования российских и американских специалистов показали, что в период 2000 -2005гг. будет нарастать относительная важность следующих направлений в электроэнергетике:

завершение строительства крупных строящихся ГЭС; сооружение электростанций, использующих экологически чистые технологии производства электроэнергии на основе угля; строительство АЭС нового поколения НП -500 и НП -

1000.

При этом предлагалось до 2010г. ввести 1400 -3100 МВт новых мощностей на атомных станциях нового поколения и 12000 - 13700 МВт на угольных электростанциях. Если бы такую мощность на угольных станциях удалось ввести, то это означает соответствующую ежегодную экономию природного газа в размере 22 - 25 млн.тут (19-21 млрд.м3).

Практика энергосбережения в США

Экономия рассматривается в качестве источника энергии, потенциальные возможности которой, как показала практика США за последние 20 лет, значительно эффективнее, чем дополнительные капиталовложения в развитие какой-нибудь из отраслей энергетического хозяйства страны.

Результат разницы подходов к развитию ТЭК весьма очевиден. Например, в США ВНП за 20 лет, 1973-1993гг., вырос в неизменных ценах на 57%, а потребление энергии возросло только на 15%. Энергоемкость ВНП снизилась на 73%.[5].

Законами 1978г. был введен ряд налоговых льгот, стимулирующих экономию энергии, увеличение эффективности энергохозяйства и переход к альтернативным и возобновляемым источникам, в том числе 10% - ная скидка с налогов на инвестиции, связанные с заменой нефти и газа на уголь и другие энергоносители; налоги на легковые автомобили с низкой эффективностью; 15% - ная налоговая скидка на инвестиции, направленные на

теплоизоляцию жилищ и иные меры экономии энергии в жилищной сфере; 30% - ная скидка с первых 2 тыс. долл. и 20% - ная с последующих 8 тыс. долл. на источники возобновляемой энергии, в первую очередь на солнечные установки; 10% - ная скидка с налога на инвестиции с оборудования по рециклированию и ряд других налоговых льгот. В дальнейшем, в 1978 - 1980 гг. эти льготы были дополнены и расширены.

Законодательство 1978г. вводило также регламентацию конечного использования энергоресурсов, уполномочивало министерство энергетики устанавливать государственные нормативы эффективности энергопотребляющего оборудования бытового и производственного назначения, предусматривало предоставление субсидий на теплоизоляцию жилищ, на производство синтетического топлива из угля и сланцев, из биомассы, на использование геотермальной энергии и т.д.

Законодательство 1992г. затронуло, прежде всего, стандарты эффективности энергопотребления и специально выделило ряд областей, на которые в обязательном и добровольном порядке распространялись федеральные стандарты энергоэффективности. Водораздел прошел по линии, разграничивающей государственный и частный сектора экономики; для федерального сектора были установлены обязательные стандарты и нормативы, для частного - рекомендательные, основанные на федеральных. В частности, были определены обязательные минимальные стандарты эффективности энергопотребления для всех зданий, принадлежащих министерствам и ведомствам федерального правительства. Помимо этого, с момента принятия закона соответствующие стандарты были распространены на все новые жилые здания и помещения, возводимые на средства федеральных министерств и ведомств, имеющих программы жилищного строительства, таких как министерство жилищного строительства и городского развития и министерство по делам ветеранов.

Применительно к зданиям и сооружениям, не находящимся в собственности федерального правительства, соответствующим ассоциациям и союзам владельцев законодательство предписало в добровольном порядке изменить или пересмотреть своды технических и эксплуатационных правил, распространяющихся на жилые коммерческие здания и сооружения. При этом закон предусмотрел, что министерство энергетики должно оказывать техническую помощь и содействие при проведении этих изменений.

Кумулятивным результатом энергосберегающих программ федерального правительства США можно считать сокращение за последние 20 - 25 лет почти в 1,5 раза энергетических затрат на единицу ВНП в США.

«В

Литература

1. Синяк Ю.В. Энергосбережение и экономический рост. Проблемы прогнозирования. № 3, 1999г.

2. Ливинский А.П. Итоги и перспективы реализации федеральной целевой программы "Энергосбережение России". Энергосбережение. Специализированный журнал. № 4, 1 999г.

3. Бушуев В. В. Энергоэффективность как направление новой энергетической политики России. Энергосбережение. Специализированный журнал. № 4, 1999г.

4. Вяхирев Р.И., Макаров A.A. Стратегия развития газовой промышленности России. М., Энергоатомиздат, 1997г.

5. Карпов Л.Н. Федеральное правительство и стимулирование энергосбережения в США. США: экономика, политика, идеология. N° 12, 1998г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.