Научная статья на тему 'Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. бл. в. кн. Александра Невского в Варшаве'

Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. бл. в. кн. Александра Невского в Варшаве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. бл. в. кн. Александра Невского в Варшаве»

Саіікт-І Іеіербу ргікая

православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.В. Покровский

Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. бл. в. кн. Александра Невского в Варшаве

Опубликовано:

Христианское чтение. 1900. № 7. С. 143-156.

© Сканированье и созданье элекгронного варьанла: Санкг-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru~). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможность ьзменениь.

СПбПДА

Санкт-Петербург

Проектъ размѣщенія живописей въ новомъ православномъ соборѣ во имя св. Благовѣрнаго Великаго князя Александра Невскаго въ Варшавѣ *).

I. Объяснительная записка.

Стѣнныя росписи православнаго храма должны представлять собою не простой подборъ изображеній, вызываемый случайными, декоративными и т. п. соображеніями, но опредѣленную систему, основанную на началахъ древняго символическаго воззрѣнія на храмъ и его составныя части: какъ въ цѣлой росписи, такъ и въ отдѣльныхъ группахъ изображеній, расположенныхъ въ храмѣ, должна быть выражена тѣсная связь ихъ съ высшимъ назначеніемъ храма и его составныхъ частей, основанная отнюдь не на началахъ личнаго субъективнаго воззрѣнія, склоннаго къ увлеченіямъ и ошиб-

*) Къ составителю настоящаго Проекта неоднократно обращались читатели академическихъ изданій и стороннія лица съ вопросомъ: какъ размѣстить свящ. изображенія во вновь сооруженномъ, или обновляемомъ храмѣ. Вопросъ этотъ имѣетъ серіозноѳ значеніе: отъ правильнаго разрѣшенія его зависитъ цѣльность и выразительность внутренняго убранства храма. Между тѣмъ въ существующей церковно-археологической литературѣ нѣтъ прямого разрѣшенія его; можно сказать даже, что многіе не сознаютъ необходимости той или другой системы въ этомъ дѣлѣ, полагая, что любое свящ. изображеніе можетъ быть одинаково пригодно для любой частя храма. Правда, въ нѣкоторыхъ ученыхъ изданіяхъ и изслѣдованіяхъ памятниковъ древности, особенно въ нашемъ изслѣдованіи о „Стѣнныхъ росписяхъ въ древнихъ храмахъ греческихъ и русскихъ“ можно находить нѣкоторые относящіеся къ этому предмету матеріалы и указанія. Но для правильнаго использованія этихъ матеріаловъ необходимо, помимо значительной затраты времени и труда, предварительное знакомство съ исторіею церковной

какъ, но на началахъ, установленныхъ древнимъ преданіемъ и практикою церкви. Всѣ важнѣйшіе архитектурные памятники православной старины византійскіе (въ широкомъ смыслѣ этого слова) и русскіе въ своихъ стѣнныхъ росписяхъ стоятъ въ полномъ согласіи съ этими началами. Правда, въ нихъ мы замѣчаемъ иногда, наряду съ группами изображеній, обычно повторяющимися во всѣхъ храмахъ, нѣкоторыя черты различія; объясняется это тѣмъ, что древній обычай не былъ строгимъ непреложнымъ канономъ, не допускающимъ ни малѣйшихъ отступленій отъ принятой нормы; онъ устанавливалъ лишь главное и основное, указывалъ мѣста для цѣльныхъ группъ и рядовъ изображеній и направлялъ мысль художниковъ на соотвѣтственныя темы. Основныя начала этого обычая, легко уразумѣваемыя при сравнительномъ изученіи всей совокупности памятниковъ визатійско-русской художественной старины, раскрываются также отчасти и въ памятникахъ древней письменности: указанія на нихъ находимъ въ памятникахъ письменности литургической—у Софронія Іерусалимскаго, Германа Константинопольскаго, Симеона Солунскаго и др. По изъясненію ихъ Церковь есть образъ міра, состоящаго изъ существъ невидимыхъ и видимыхъ... Алтарь-горній міръ и святилище съ животворящею трапезою: средній храмъ видимый міръ... Церковь предвозвѣщена пророками, предъ-изображена патріархами, благоукрашена іерархами, освящена мучениками; въ ней- указанія на воплощеніе Іисуса Христа и скупленіе*. Въ предѣлахъ этихъ мыслей и понятій вращаются и древнія стѣнописи православныхъ храмовъ. Въ ал-

архитектуры, живописи и символики, а эхо далеко не для всѣхъ одинаково легко и. доступно. Бъ виду этого іш и рѣшились напечатать настоящій Проектъ въ полной увѣренности, чно онъ, представляя со< бою попытку практическаго использованія художественно-археологическихъ матеріаловъ, будетъ полезенъ въ дѣлѣ размѣщенія живописей и въ другихъ храмахъ. Новый православный соборъ въ Варшавѣ по строенъ въ старомъ русскомъ стилѣ н имѣетъ значительные размѣры а потому его росписи могутъ оказаться наиболѣе пригодными для другихъ таковыхъ же храмовъ. Для храмовъ иной архитектуры и иныхъ размѣровъ, очевидно, придется измѣнять ее; но это измѣненіе не представитъ большихъ затрудненій, коль скоро извѣстно основное и главное, и мы предлагаемъ ее отнюдь не съ цѣлію дать шаблонный образецъ для копированія, а лишь въ. качествѣ разъясненія руководствен-ныхъ мотивовъ, нужныхъ при исполненіи стѣнныхъ росписей въ храмахъ, въ духѣ православной старины. Н. П.

тарѣ изображалось таинство Евхаристіи, какъ основаніе для важнѣйшаго изъ совершаемыхъ въ алтарѣ священнодѣйствій; также св. епископы, какъ преемники апостоловъ, приведшіе въ стройный порядокъ литургію, и главные совершители послѣдней, и св. діаконы возлѣ алтарныхъ дверей, наблюденіе за которыми въ древности лежало на ихъ обязанности. Всѣ они составляютъ небесную церковь: но въ этой церкви, въ этомъ небесномъ раѣ, высокое мѣсто принадлежитъ Богоматери, которая, поэтому, и изображалась въ алтарной апсидѣ (заапрестольный образъ); Глава этой церкви—Самъ Господь изображался въ зенитѣ алтарнаго свода. Средняя часть храма—церковь земная: Глава ея Іисусъ Христосъ изображался въ куполѣ... Церковь предвозвѣщена пророками освящена мучениками (см. выше), а потому подъ куполомъ изображались апостолы, пророки и мученики (въ аркахъ сводовъ). Посредствомъ четырехъ Евангелій распространено ученіе Христово по всѣмъ четыремъ странамъ Свѣта; отсюда въ четырехъ парусахъ сводовъ — Евангелисты. — Сущность вѣроученія церкви заключается въ Евангеліи, поэтому на стѣнахъ церкви изображались евангельскіе событія.—Въ западной части храма — страшный судъ, какъ выраженіе скончанія земной церкви. Подъ вліяніемъ этого обычая явилось нерѣдко встрѣчающееся въ нашихъ старинныхъ рукописяхъ и. въ Кормчей книгѣ замѣчаніе: «верхъ церковный— глава Господня; главу бо церковную держитъ Христосъ, шею (трибунъ купола) Апостолы, пазухи (паруса) Евангелисты, а поясъ (стѣны храма) цраздницы».

Этотъ исконный обычай, какъ выраженіе возвышенныхъ мыслей и понятій о храмѣ и его внутреннемъ убранствѣ, принятъ нами, въ качествѣ руководящаго начала при изготовленіи Проекта размѣщенія живописей въ Варшавскомъ соборѣ. Но какъ въ древности обычай этотъ не налагалъ стѣснительныхъ узъ на его адептовъ, такъ и мы, удержавъ его основныя мысли, допустили, въ интересѣ болѣе строгой послѣдовательности выраженія идей, ясности и выразительности, нѣкоторыя отступленія отъ него въ подробностяхъ. Извѣстно, что въ XVI и особенно въ XVII вѣкахъ, въ эпоху наивысшаго развитія русскаго искусства, появилось въ стѣнныхъ росписяхъ храмовъ весьма много символическихъ композицій, отчасти составленныхъ русскими художниками, отчасти заимствованныхъ отвнѣ, замысловатыхъ и не всегда

іо

удобопонятныхъ. Въ своемъ Проектѣ мы старались избѣгать замысловатой символики, предпочитая, согласно съ преданіями отдаленной древности, сюжеты простые, удобовразумительные и самою простотою своего возбуждающіе религіозную мысль и окрыляющіе религіозное чувство. Не оставлены нами безъ вниманія и потребности современнаго художественнаго творчества: не всякое мѣсто въ храмѣ въ одинаковой мѣрѣ пригодно для любого сюжета: какъ отдѣльныя мѣста, предназначенныя для живописи, не одинаковы въ своемъ планѣ, такъ и не всѣ сюжеты, по самому существу своему, требуютъ одинаковыхъ пространствъ: паруса сводовъ по своему архитектурному плану не то же, что внутренняя поверхность арки; куполъ и сводъ не тоже, что ровная стѣна. Эта сторона дѣла, при выборѣ и размѣщеніи сюжетовъ, принята нами въ соображеніе: однако единство и цѣльность внутренняго содержанія росписи отъ этого не только не'пострадали, а напротивъ получили большую выразительность. Требованіе единства масштаба оставлено при этомъ также неприкосновеннымъ.

Исходя ивъ указанныхъ соображеній, мы проектируемъ стѣнныя росписи Варшавскаго собора въ слѣдующемъ видѣ:

Въ главномъ алтарѣ, посвящаемомъ Святому Благовѣрному княву Александру Невскому, въ алтарной апсидѣ—Богоматерь въ сложной иконографической композиціи «О тебѣ радуется, Благодатная, всякая тварь». Многоглавый храмъ («Освященный храмѳ») на заднемъ планѣ сообщитъ единство этой грандіозной, олицетворяющей все содержаніе названнаго пѣснопѣнія, композиціи. Подъ этимъ изображеніемъ «раздая-ніе Іисусомъ Христомъ Евхаристіи апостоламъ ((j-sidSoot;) въ общеизвѣстныхъ и общеупотребительныхъ формахъ литургическихъ. Ниже-святители вселенской церкви, а возлѣ вратъ алтарныхъ діаконы. Въ зенитѣ алтарнаго свода Самъ Господь, троичный въ лицахъ. Въ правомъ придѣлѣ Св. Николая Чудотворца: на алтарной апсидѣ вмѣсто запрестольнаго образа-Богоматерь въ формахъ Кіевской Нерушимой стѣны; ниже символико - литургическая композиція на тему «Да молчитъ всякая плоть человѣка», въ которой совершителями евхаристической тайны, въ формахъ литургическаго великаго входа, являются Самъ Іисусъ Христосъ, Царь царствующихъ, и ангелы; въ нижнемъ ряду—святители вселенской церкви и діаконы: а въ зенитѣ алтарнаго свода—Господь Іисусъ Хри-

стосъ «Великій Архіерей». Въ придѣлѣ славянскихъ первоучителей Св. Меѳодія и Кирилла: въ апсидѣ Господь Саваоѳъ, ниже «се агнецъ божій, вземляй грѣхи ыіра»; возлѣ него ангелы съ рипидами и святители славянскіе и русскіе; послѣдніе занимаютъ также нижній рядъ алтарной апсиды; св. діаконы по обычаю возлѣ алтарныхъ входовъ. Въ зенитѣ свода крестъ въ сіяніи. Такимъ образомъ стѣнописи алтарей, въ согласіи съ древнимъ обычаемъ, будутъ выражать идею алтаря, какъ мѣста совершенія безкровной жертвы и горняго міра.

На столпахъ отдѣляющихъ алтарь отъ средней части храма, согласно съ древнимъ обычаемъ, будетъ изображено Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы, какъ «Главизна человѣческаго спасенія».

Въ главномъ куполѣ—Глава церкви Господь Вседержитель; въ четырехъ малыхъ куполахъ—Еммануилъ, Богоматерь, какъ «Высшая небесъ», Іоаннъ Предтеча и арх. Михаилъ. Въ парусахъ сводовъ, по обычаю, Евангелисты. Въ полукуполахъ возлѣ парусовъ центральнаго купола девять чиновъ ангельскихъ. Въ внутреннихъ поверхностяхъ арокъ свящѳнно-мучѳники и мученики. Въ четырехъ сводахъ—воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ, вознесеніе Его на небо, сошествіе Св. Духа на апостоловъ и Софія Премудрость Божія. Такимъ образомъ въ верхнихъ частяхъ средняго храма будутъ изображены—Глава церкви съ небесными силами и основанія церкви.

На стѣхахъ — сѣверной и южной — важнѣйшія событія Евангельской исторіи, начиная съ дѣтства Іисуса Христа до Его воскресенія: первая часть, согласно съ древнимъ обычаемъ, 'будетъ помѣщена на южной стѣнѣ, вторая на сѣверной. Отдѣльныя изображенія Евангелія здѣсь располагаются, по возможности, въ хронологическомъ порядкѣ, какъ этотъ послѣдній указанъ въ «Евангельской исторіи» Преосвященнаго Ѳеофана: нѣкоторыя уклоненія отъ этого порядка допущены съ цѣлью дать болѣе видное положеніе нѣкоторымъ важнѣйшимъ событіямъ Евангелія. Вся совокупность изображеній сѣверной и южной стѣнъ храма наглядно будетъ выражать Евангельскую исторію въ важнѣйшихъ ея моментахъ. На западной стѣнѣ—изображенія относящіеся къ исторіи и прославленію Богоматери. Здѣсь же, по связи съ посвященіемъ храма и его придѣловъ, нѣсколько изображеній, отно-

сящихся къ славѣ св. благовѣрнаго княэя Александра Невскаго, св. Николая и св. первоучителей славянъ Меѳодія и Кирилла; а равно и нѣсколько другихъ изображеній русскихъ святыхъ — князей и княгинь. По связи съ изображеніями, помѣщенными на стѣнахъ, располагается вверху стѣнъ рядъ изображеній ветхозавѣтныхъ, имѣющихъ прообразовательное значеніе, и съ ними пророковъ, пророчествовавшихъ о событіяхъ Новаго Завѣта, какъ это можно видѣть доселѣ въ нѣкоторыхъ храмахъ древности, напр. въ Аѳоно-Протатскомъ соборѣ, живописи котораго приписываются знаменитому художнику Панселину.

Галлереи, окружающія храмъ съ трехъ сторонъ, составляютъ преддверіе церкви, а потому ихъ стѣнописи, по своему содержанію, будутъ относится къ Ветхому Завѣту, служащему сѣнію грядущихъ новозавѣтныхъ событій. Въ сводахъ галлерей, на всемъ протяженіи ихъ, будутъ размѣщены, среди роскошныхъ гирляндъ, медальонныя изображенія праотцовъ, патріарховъ и предковъ Іисуса Христа, по Евангелію Матѳея. На стѣнахъ галлерей—изображенія нѣкоторыхъ общепонятныхъ и поучительныхъ событій Ветхаго Завѣта. На восточныхъ узкихъ сторонахъ южной и сѣверной галлерей изображенія Богоматери и Еммануила съ предстоящими русскими преподобными. Единоличныя изображенія преподобныхъ вселенской и русской церкви, а равно мучениковъ, безсребренниковъ,-блаженныхъ, помѣщены будутъ также и въ нѣкоторыхъ другихъ узкихъ мѣстахъ галлерей, напр. возлѣ оконъ, дверей и т. п.

Въ сводахъ на хорахъ будетъ изображено скончаніе земной церкви въ иконографической композиціи «Второе пришествіе Христово».

Съ внѣшней стороны храма надъ порталами: надъ западнымъ среднимъ—Господь Вседержитель на тронѣ, окруженномъ небесными силами; надъ сѣверо-западнымъ—Богоматерь на тронѣ съ ангельскими силами; надъ юго-западнымъ соборъ Архистратига Михаила; надъ сѣвернымъ Деисисъ большой съ предстоящими Меѳодіемъ и Кирилломъ; надъ южнымъ—«Слава Св. Александра Невскаго».

Вся роспись Варшавскаго собора будетъ, такимъ образомъ, согласована съ древнимъ преданіемъ и практикою церкви и будетъ выражать исконное символическое воззрѣніе на храмъ и его составныя части; отсюда ея историческая и логическая правильность и назидательность.

II.s ПРОЕКТЪ

а.

АЛТАРИ.

I.

Средній престолъ во имя св. Александра Невскаго. Въ верхней части алтарной апсиды:

1) Изображеніе «О тебѣ радуется»,

2) ниже «Евхаристія» по литургическому переводу (р,ет<4-Soqtc),

3) нижній рядъ—святители вселенской церкви, а возлѣ алтарныхъ столповъ діаконы, именно: Іаковъ Іерусалимскій, Василій Великій, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ, Аѳанасій Александрійскій, Кириллъ Александрійскій, Григорій Нисскій, Петръ Александрійскій, Климентъ Римскій, Левъ Великій, Григорій Двоесловъ, Амвросій Медіоланскій.

Св. діаконы: Стефанъ, Прохоръ, Никаноръ, Филиппъ.

4) Въ зенитѣ алтарнаго свода св. Троица въ видѣ «Отечества» съ небесными силами.

II

Придѣлъ во имя св. Николая Чудотворца. Въ алтарной апсидѣ (яа сгибѣ свода):

1) Богоматерь «Нерушимая стѣна»,

2) ниже «Да молчитъ всякая плоть»,

3) въ нижнемъ ряду святители и діаконы, а именно: св. Николай Мѵрликійскій, св. Кириллъ Іерусалимскій, Григорій Нео-кесарійскій, Іероѳей Аѳинскій, Поликарпъ Смирнскій, Софроній Іерусалимскій, Германъ Константинопольскій, Григорій просвѣтитель Арменіи; Константинопольскіе: Прохоръ, Никифоръ, Тарасій, Меѳодій.

Св. діаконы: Тимонъ, Парменъ, Руфинъ, Веніаминъ.

4) Въ зенитѣ алтарнаго свода Господь Іисусъ Христосъ— Великій Архіерей.

ІП.

Придѣлъ во имя свв. первоучителей славянъ Меѳодія и

Кирилла.

1) Въ алтарной апсидѣ вверху Господь Саваоѳъ,

2) ниже «Се Агнецъ Божій»,

3) возлѣ него и внизу святители славянскіе и русскіе и діаконы: св. Меѳодій, Михаилъ Кіевскій, Петръ Московскій, Алексій Московскій, Іона Московскій, Филиппъ Московскій. Ростовскіе: Исаія, Леонтій, Димитрій, Симонъ Владимірскій, Митрофанъ Воронежскій, Ѳеодосій Углицкій.

Св. діаконы: Евплъ, Лаврентій, Романъ, Николай.

4) Въ венитѣ свода Крестъ въ сіяніи, или Богъ—Слово (юный типъ) съ крестомъ и свиткомъ.

5) На алтарныхъ столпахъ (на эападнііхъ фасахъ) «Благовѣщеніе Пресв. Богородицы».

Б.

КУПОДЫ И СВОДЫ.

ІУ.

1) Въ центральномъ куполѣ Господь Вседержитель (Пан-дократоръ).

2) Въ сѣверо-восточномъ Богоматерь по греческому переводу «Высшая небесъ» (бф^Хотера т&ѵ оёраѵшѵ).

3) Въ юго-восточномъ Іоаннъ Предтеча.

4) Въ сѣверо-западномъ Арх. Михаилъ.

5) Въ юго-западномъ Еммануилъ.

6) Въ трибунѣ центральнаго купола между окнами херувимы и серафимы.

7) Въ парусахъ подъ главнымъ куполомъ—Евангелисты.

8) Въ парусахъ подъ малыми куполами—Херувимы.

V.

«,

Четыре мѣста возлѣ парусовъ центральнаго купола:

1) Въ восточномъ Спаситель и три чина ангеловъ.

2) Въ западномъ Богоматерь съ младенцемъ и два чина ангеловъ.

3) Въ сѣверномъ Нерукотворѳнный образъ и два чина ангеловъ.

4) Въ южномъ Уготованіе престола (ётоердоіа той dpövoo) съ звѣздами и два чина ангеловъ.

СВОДЫ.

УІ.

1) Воскресеніе Христово.

2) Вознесеніе I. Христа на небо.

3) Сошествіе св. Духа на Апостоловъ.

4) Софія Премудрость Божія.

VII. .

Внутреннія поверхности арокъ подъ центральнымъ куполомъ:

1) Въ восточной аркѣ священно-мученики въ медальонахъ 1). Діоникій Ареопагитъ, Меѳодій Патарскій, Игнатій Богоносецъ, Ириней Ліонскій. Херсонскіе: Агаѳодоръ, Елпидій. Александръ Іерусалимскій, Кипріанъ Карѳагенскій, Стефанъ Римскій, Дороѳѳй Тирскій.

2) Въ остальныхъ трехъ аркахъ мученики, а именно: въ западной: Авивъ, Агапій, Валентинъ, Іустинъ Философъ, Порфирій Стратилатъ, Христофоръ, Ѳеодоръ Стратилатъ, Іаковъ Персидскій, Ѳеофилъ.

3) Въ сѣверной, Діодоръ, Авдонъ, Ёвфимій, Гордій, Андроникъ, Кесарій, Трифонъ, Андрей Критскій, Флорентій, Астерій.

4) Въ южной: Фотій, Романъ, Прокопій, Платонъ, Никифоръ, Макарій, Клавдій, Евгеній, Игорь блаж., Димитрій Царевичъ.

В

СТѢНЫ ХРАМА.

YIII.

Южная стѣна.

1-ый рядъ нижній (отъ праваго клироса:) 1) Рождество Христово, 2) Поклоненіе пастырей, 3) Срѣтеніе, 4) Поклоненіе волхвовъ, 5) Явленіе ангела Іосифу, 6) Бѣгство въ Египетъ, 7) Избіеніе младенцевъ.

*) Изображенія мучениковъ могутъ чередоваться съ изображеніями херувимовъ.

IX.

2 рядъ.

1) 12-ти лѣтній I. Христосъ въ храмѣ Іерусалимскомъ,

2) Крещеніе I. Христа, 3) Преображеніе Господне, 4) Нагорная проповѣдь, 5) Бесѣда съ самарянкою, 6) Исцѣленіе сына Царедворца, 7) Воскрешеніе сына вдовы Наинской.

X.

3-й рядъ. Возлѣ средняго окна: 1) Исцѣленіе слѣпого,

2) Исцѣленіе бѣсноватаго.

3) По сторонамъ двухъ малыхъ оконъ по два апостола: Петръ и Андрей; Іаковъ и Андроникъ; Филиппъ и Клеона; Матѳей и Фаддей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Въ срединѣ между Евангельскими событіями у средняго Окна и апостолами съ обѣихъ сторонъ орнаменты.

XI.

Сѣверная стѣна. Первый рядъ. 1) Воскрешеніе дочери Іаира, 2) Бракъ въ Канѣ, 3) Укрощеніе бури, 4) Умноженіе хлѣбовъ, 5) Исцѣленіе разслабленнаго, 6) Благословеніе дѣтей, 7) Воскрешеніе Лазаря.

XII.

Второй рядъ: 1) Входъ I. Христа въ Іерусалимъ, 2) Молитва въ саду Геѳсиманскомъ, 3) Предательство Іуды, 4) Судъ Пилата, 5) Несеніе креста, 6) Явленіе I. Христа ученикамъ на морѣ Тиверіадскомъ (или сошествіе I. Христа во адъ), 7) Явленіе I. Христа ученикамъ въ Еммаусѣ.

ХШ.

Третій рядъ. Возлѣ средняго окна: 1) Св. жены у гроба I. Христа, 2) Явленіе I. Христа по воскресеніи св. женамъ (^окрете:).

3) По сторонамъ крайнихъ оконъ апостолы: Іоаннъ и Варѳоломей, Ѳома и Іаковъ Алфеевъ, Симонъ Зилотъ и Іуда Іаковлевъ, Павелъ и Варнава. 4) Въ промежуткахъ оргамѳнтъ.

XIV.

/

Западная стѣна. Первый и второй рядъ совмѣстно (два большихъ мѣста надъ боковыми входами): 1) Успеніе Богоматери, 2) Покровъ Пресв. Богородицы.

ху.

Четыре мѣста по сторонамъ хоровъ: 1) Рождество Пресв. Богородицы, 2) Введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы 3) Одно изъ чудесъ Св. Николая (противъ придѣла св. Николая), 4) Проповѣдъ христіанства славянамъ (противъ придѣла Славянскихъ Первоучителей).

XVI.

Четыре мѣста вверху возлѣ окна: 1) Константинъ и Елена, 2) Владиміръ и Ольга, 3) Борисъ и Глѣбъ, 4) Александръ Невскій и Андрей Боголюбскій.

XVII.

1) Надъ арками хоровъ «Недреманное Око», 2) Надъ арками средняго входа—Херувимы.

XVIII.

Верхній 4-й рядъ изображеній на стѣнахъ — южной, сѣверной, западной и восточной. ІОждая сторона: 1) Въ срединѣ надъ окномъ «Жертва Авеля и Мельхиседека». 2) На лбахъ малыхъ подпружныхъ арокъ медальонныя изображенія пророковъ: Аввакума, Софоніи, Малахіи, Езекіи ля, Михея, Аггея.

XIX.

Сѣверная сторона: 1) Въ срединѣ надъ окномъ: Моисей и Ааронъ приносятъ жертву въ скиніи, 2) На лбахъ малыхъ подпружныхъ арокъ медальонныя изображенія пророковъ: Иліи, Елисея, Амоса, Іоны, Іереміи, Захаріи.

XX.

Западная сторона: 1) На лбахъ малыхъ подпружныхъ арокъ медальонныя изображенія пророковъ: Осіи, Авдія, Варуха, Наума, Наѳана и Захаріи (отца I. Предтечи).

XXL

Восточная сторона: на стѣнѣ надъ аркою средняго алтаря:

1) Тайная вечеря (по историческому переводу:) 2) На лбахъ малыхъ подпружныхъ арокъ медальонныя изображенія пророковъ, именно: Соломонъ, Даніилъ, Іоиль, Моисей, Давидъ, Исаія.

XXII.

Два мѣста подъ парусами малыхъ главъ съ восточной стороны:

1) Распятіе I. Христа, 2) Положеніе I. Христа во гробъ.

XXIII.

Съ сѣверной стороны подъ парусами: 1) Мѣдный змѣй,

2) Св. Троица (ветхозавѣтная).

XXIV.

Съ южной стороны: 1) Купина Моисея, 2) Лѣствица Іакова.

XXV.

Съ западной стороны: 1) Явленіе Богоматери апостоламъ (по Успеніи), 2) Богоматерь въ храмѣ Іерусалимскомъ.

Г. Галлереи.

XXVI.

Въ сводахъ галлерей слѣдующія (:по выбору:) изображенія ветхозавѣтныхъ лицъ (:въ гирляндахъ, или въ медальонахъ:).

1) Адамъ, Сиѳъ, Еносъ, Енохъ, Маѳусалъ, Ной, Симъ, Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, Іосифъ, Іуда, Фаресъ, Есромъ, Арамъ, Аминадавъ, Наассонъ, Саммонъ, Воозъ, Овидъ, Іессей, Давидъ, Соломонъ, Ровоамъ, Авія, Аса, Іосафатъ, Іорамъ, Озія, Іоаѳамъ, Ахазъ, Езекія, Манасія, Амонъ, Іосія, Іоакимъ, Іехонія, Салафіилъ, Заровавель, Авіудъ, Еліакимъ, Азоръ, Садокъ, Ахимъ, Еліудъ, Елеазаръ, Матѳанъ, Іаковъ, Іосифъ.

XXVII.

Южная сторона южной галлереи: 1) Созданіе ангеловъ,

2) Твореніе міра, 3) Рай и грѣхопаденіе.

ХХѴІП.

Сѣверная сторона южной галлереи: 1) Столпотвореніе вавилонское, 2) Іосифа продаютъ братья, 3) Іосифъ изъясняетъ сны Фараону, 4) Переселеніе Израильтянъ въ Египетъ.

XXIX.

Восточная сторона южной галлереи. 1) Надъ кіотомъ образъ Богоматери поддерживаемый ангелами, а по сторонамъ:

2) Антоній и Ѳеодосій Печерскіе, Сергій Радонежскій, и Кириллъ Бѣлозерскій.

XXX.

Сѣверная сторона сѣверной галлереи. 1) Спасеніе Моисея изъ воды, 2) Исходъ евреевъ ивъ Египта, 3) Чудо изведенія воды изъ скалы.

XXXI.

Южная сторона сѣверной галлереи. 1) Синайское законодательство. 2) Давидъ побѣждаетъ Голіаѳа, 3) Судъ Соломона, _4) Есфирь предъ царемъ.

XXXII.

Восточная сторона сѣверной галлереи. 1) Подъ кіотомъ медальонный образъ Еммануила, 2) а по сторонамъ—Зосима и Савватій Соловецкіе, Авраамій Ростовскій, Нилъ Столбенскій.

ХХХШ.

Единоличныя изображенія въ галлереяхъ въ промежуткахъ между сложными композиціями: 1) Преподобные на южной сторонѣ южной галлереи и сѣверной сторонѣ сѣверной галлереи: Антоній Великій, Ѳеодосій Великій, Блаженный Іеронимъ, Іоаннъ Дамаскинъ, Ѳеодоръ Студитъ, Аѳанасій Аѳонскій, Михаилъ Маленнъ, Антоній Римлянинъ, Варлаамъ Хутыцскій, Савва Тверской, Александръ Свирскій, Несторъ лѣтописецъ.

Мученики, безсребренники и др. на сѣверной стѣнѣ южной галлереи и на южной стѣнѣ сѣверной галлереи и въ западной паперти на свободныхъ мѣстахъ: Георгій Побѣдоносецъ, Димитрій Солунскій, Антоній, Евстафій, Іоаннъ Виленскіе: Ѳеодоръ Черниговскій, Михаилъ Тверской, Косьма и Даміанъ, Василій Блаженный, Софія, Вѣра, Надежда,

Любовь, Царица Александра, Прав. Елизавета, Ксенія, Татіана, Великонуч. Екатерина, Великонуч. Варвара, Людмила Чешская, Нина Грузинская. Въ Западной паперти будетъ помѣщена также лѣтопись о сооруженіи собора.

XXXIV.

Въ сводѣ галлереи надъ среднимъ порталомъ. 1) Господь «Азъ есть свѣтъ міру», а по сторонамъ Его: Св. Николай Можайскій и Св. Александръ Невскій съ моделью храма въ рукахъ.

XXXV.

Въ сводахъ на хорахъ: 1 — 3) Второе пришествіе Христово.

Д. Наружныя изображенія,

XXXVI.

Порталы.

1) Западный средній порталъ: Господь Вседержитель на тронѣ съ ангельскими чинами.

2) Сѣверо-западный порталъ: Богоматерь съ ангельскими чинами.

3) Юго-западный порталъ: Соборъ Архистратига Михаила.

4) Сѣверный порталъ: Деисисъ большой съ предстоящими (въ числѣ ихъ свв. Меѳодій и Кириллъ).

5) Южный порталъ: Слава Св. Благовѣрнаго Великаго князя Александра Невскаго.

Проф. Н; Покровскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.