Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
С.В. Недачин
Верования японцев и японские храмы
Опубликовано:
Христианское чтение. 1908. № 4. С. 604-624.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
ЫЬ.
'■'ЧРМ
Вѣрованія японцевъ и японскіе храмы *).
"ГТ"РАМЪ «-Зодзёо-узи» принадлежитъ къ числу извѣстнѣй-Щ іи ихъ храмовъ въ Токіо и можетъ быть названъ замѣ-^ чательнымъ произведеніемъ японскаго искусства. Этотъ f храмъ замѣчателенъ тѣмъ, что здѣсь находятся фамилъ-I ііые склепы почти всѣхъ сеогуновъ изъ династіи «Тоісу-ѵава»: 1. Хидстадо (у 1632 г.), 2. Іеному, (у 1713 г.), 3. Іецзучу ft 1716 г.), 4. Іонче (у 1761 г.), 5. Іейси (у 1853 г.) и 14-й, по счету послѣдній, умершій въ 1866 году. Его сынъ въ 1868 году потерялъ свое достоинство, но живъ до настоящаго времени. Приближаясь къ парку Сиба. въ которомъ находится монастыри Зо-дзёо-цзи, вы подходите къ воротамъ Саммонъ, очень оригинальной архитектуры. Эти ворота по-строепы по общей буддійской формѣ въ 2 этажа. По верхнему этажу стоятъ разставленныя статуи 16 ракановъ-учениковъ Будды—буддійскихъ святыхъ н въ центрѣ ихъ помѣщается самъ Будда. Рядомъ съ воротами находится небольшая, довольно мрачная, кумирня съ отпечаткомъ ступни Будды; поблизости отъ воротъ виситъ церковный колоколъ. Двигаясь отъ воротъ, вы прямо подходите, къ главному храму монастыря «Зо-дзёо-цзи». Нѣсколько высокихъ ступеней ведутъ къ общему молитвенному залу, за которымъ помѣщается и самое святилище. Внутренность храма представляетъ довольно живописный видъ. Посреди храма виситъ большой роскошный фонарь съ вычурными, тщательно выведенными іероглифами съ именами буддійскихъ божествъ. По всему храму разставлены древки съ лептами разныхъ цвѣтовъ. Вдоль стѣнъ висятъ священныя изображеніи, почти всѣ написанныя масляными кра-
Окончаніо. См. мартъ.
сками. Одна изъ картинъ представляетъ изъ себя что-то вродѣ нашей мозаики. Близъ дверей съ правой стороны помѣняется статуя Будды въ сидячемъ положеніи съ задумчивыми глазами, работа извѣстнаго художника г. Эсинъ. Должно быть этой статуѣ приписывается какое-нибудь цѣлебное свойство, потому что на моихъ глазахъ почти всѣ богомольцы подходили къ ней и гладили ее рукой. Отъ безпрерывнаго поглаживанія краска этой статуи начала стираться и Будда, благодаря усердію послѣдователей, имѣетъ довольно непрезентабельный видъ. Въ самомъ святилищѣ жертвенникъ довольно богато убранъ. Много золота и серебра помѣщается на немъ. Здѣсь стоятъ и серебряные подсвѣчники и золотые лотосовые цвѣты. Богатыя курильницы разставлены по жертвеннику. А надъ всею этою роскошью помѣщается золотая статуя Будды. Какъ и во всѣхъ буддійскихъ храмахъ, ниже престола здѣсь помѣщается сидѣніе для бонзы, на которомъ разставлены полочки для священныхъ книгъ. Неизмѣнный другъ буддійской молитвы барабанъ помѣщается здѣсь же сбоку. Близъ выхода противъ статуи Будды сдѣлано сидѣніе для церковнаго старосты, который почти все времи сидитъ. Здѣсь онъ продаетъ различныя буддійскія святости: образки четки, священные листики. Здѣсь же молено купить и post-cards съ видами монастыря и ближайшихъ построекъ при немъ. Довольно красивые виды «Сиба» парка имѣются здѣсь-же.
За этимъ храмомъ помѣщается другой, довольно небольшихъ размѣровъ, извѣстный подъ именемъ «Гокоху-денъ». Этотъ храмъ славится двумя святынями, помѣщенными въ двухъ золотыхъ ковчегахъ. Въ одномъ изъ нихъ находится небольшая статѵоточка божества Амиды (Будды), работы знакомаго уже намъ японскаго художника Эсина.. Статуэточка эта чернаго цвѣта очень памятна по тѣмъ чудесамъ, которыя она якобы оказывала знаменитому военачальнику Сеогуну— первому законодателю Японіи Іеаисъ, жившему въ 17 в. и погребенному въ окрестностяхъ Ннпно, недалеко отъ Токіо. Онъ возилъ ее съ собою ко время всѣхъ своихъ походовъ. Но его словамъ, всѣ успѣхи въ его походахъ принадлежатъ исключительно вліянію и помощи изображенія Амиды. Въ другомъ ковчежцѣ находится статуя 10 учениковъ Будды, называемыхъ «раканами». Эта статуя сдѣлана изъ чистаго мрамора. Вотъ и всѣ достопримѣчатслыюсти храма «Гокохуденъ».
Выйдя изъ монастырскихъ воротъ, вы проходите мимо мо-
рилъ супругъ 2, G, 11 и 12 ссогуновъ и. двигаясь въ прямомъ направленіи, подходите къ храму сь гробницей 2-го сеогуна «Хидетадо», умершаго въ 1132 году. Это одинъ изъ самыхъ богатыхъ и роскошныхъ храмовъ въ Японіи. Въ молитвенной залѣ его но стѣнамъ развѣшаны чудныя картины, между которыми особенно интересны изображенія птицъ. Предъ, заломъ находится святилище, покоющееся подъ роскошнымъ балдахиномъ, который тянется отъ двухъ вызолоченныхъ колоннъ, находящихся по бокамъ алтаря. Самый алтарь довольно древній (емѵ уже около 200 л.), покрыть чернымъ золотистымъ лакомъ. На немъ находятся чудные золоченые лотосовые цвѣты. Кадильница, сдѣланная изъ бронзы, представляетъ изъ себя фигуру льва. Устройство ея очень красивое и оригинальное. Здѣсь же въ святилищѣ помѣщается п походный барабанъ знаменитаго, выше упомянутаго мною сеогуна Іейнсу. который за свое мужество и массу геройскихъ поступковъ причисленъ синтоистами даже къ лику боговъ подъ именемъ «Тосогу». Пройдя отъ храма мимо кудрявыхъ деревьевъ, вы подходите и къ самой усыпальницѣ, сеогуна Хидетада. Тѣло его покоится въ землѣ, а надъ нимъ стоитъ красивый саркофагъ, покрытый золотистымъ лакомь. Особенно интересна эта золотистая лакировка саркофага, совершенію зеркальная. Много требовалось работы, умѣнья и искусства, чтобы полировка вышла столь красивой и изящной. На крышкѣ саркофага изъ эмали сдѣланы два чудныхъ вида. Одинъ изъ нихъ представляетъ какое-то мѣсто Китая, а другой изображаетъ извѣстное и красивое въ Японіи озеро «Нива». Здѣсь же находятся два небольшихъ изображенія, тоже эмалевыя льва и піона. По близости отъ этихъ изображеній стоитъ изваяніе лотоса изъ камня. Внутри саркофага, какъ мнѣ сказалъ гидъ, находится статуэтка 2-го сеогуна и его посмертная таблица. Обыкновенно великимъ людямъ въ Японіи послѣ ихъ смерти дается второе имя, которое пишется большею частью рукор императора и кладется или въ саркофагъ, какъ въ данномъ случаѣ, пли вывѣшивается въ храмѣ и другихъ общественныхъ мѣстахъ. По близости отъ храма имѣются два узкихъ камня. На одномъ изъ нихъ изображенъ Будда, входящій въ нирвану, а на другомъ 25 святыхъ его учениковъ съ Буддой во главѣ, которые привѣтствуютъ и принимаютъ въ свои обители душу умершаго сеогуна Хидетада.—Изображенія этн довольно старые. Двигаясь лѣвѣе, вы подойдете къ воротамъ «Цоку-гаку-
моііъ» и мимо цѣлой колоннады буддійскихъ камешіы-хъ фонарей подходите къ храму и гробницамъ сеогуновъ Іенобу. умершаго въ 1713 г., Тейоси. умершаго въ 1853 г. и Іемоцо. умершаго къ 1866 году. Эти фонари являются даромъ вассальныхъ князей своему повелителю сеогуну. Войдя въ храмъ— усыпальницу этихъ сеогуновъ, васъ сразу ослѣпляетъ лакъ н золото. Колонны, жертвенникъ—все это покрыто золотистымъ лакомъ. Блескъ всюду необыкновенный, даже глазамъ какъ-то неловко смотрѣть на всѣ эти предметы. Но новизна всѣхъ этихъ предметовъ, да и новая сравнительно архитектура самаго храма уже не производитъ на васъ того чарующаго впечатлѣнія, которое даетъ вамъ усыпальница 2-го сеогуна. Гробницы этихъ сеогуновъ мало отличаются но внѣшнему виду отъ описаннаго уже мною саркофага 2-го сеогуна. Та же золотистая полировка, тѣ же статуи, съ тѣмъ только различіемъ, что въ то время, какъ на .могилѣ одного сеогуна. стоитъ статуя цвѣтка, у другаго птица и т. д. Чтобы приблизиться къ саркофагамъ сеогуновъ Ісузупу и Іесни нужно пройти черезъ довольно красивыя ворота «Нитенъ - монъ» и «До - купа- ку- монъ». Вторыя болѣе древней, но менѣе изящной формы. На этихъ воротахъ прибита таблица съ полустертымъ имеиемъ сеогуна Іецзугу, написанная, какъ говорятъ, рукою императора «Накино-микадо-инъ» (1737 г.і. Эти ворота замѣчательны своими двумя вырѣзными драконами. Цвѣтъ этихъ воротъ красный. Разстояніе между этими двумя воротами усѣяно буддійскими фонарями. Всѣхъ этихъ фонарей насчитывается болѣе 200 штукъ. Здѣсь же съ одной стороны послѣднихъ воротъ виситъ буддійскій колоколъ, а съ другой бассейнъ съ водою. Двигаясь къ храму, вы встрѣтите еще ворота «Кара-монъ», построенныя въ китайскомъ стилѣ. Въ разныхъ частяхъ ихъ находятся изображенія звѣрей н птицъ, а также и цвѣтовъ. Къ великому удивленію моему, на потолкѣ этихъ воротъ я увидѣлъ тоже изображеніе ангела, работы художника Кано-Ріосецзѵ. Теперь вы уже передъ самымъ храмомъ. У входа его по обѣимъ сторонамъ стоятъ два льва, охраняющіе входъ въ храмъ. Храмъ, по обычному устройству всѣхъ буддійскихъ храмовъ, состоитъ изъ 2-хъ частей— молельни «хай-денъ» и внутренняго святилища «хондонъ». Молельня представляетъ изъ себя что-то блестящее, роскошное и богатое. Богатыя колоыпы, чудныя арабески и картины—все это въ изобиліи наполняетъ храмъ. Бамбуковая
перегородка отдѣляетъ «хай-денъ» отъ святилища. Здѣсь помѣщаются три алтаря, внутри которыхъ стоятъ статуи этихъ трехъ сеогуиовъ и ихъ посмертныя таблички. Около каждаго алтаря съ двухъ сторонъ разставлены изображенія божества Си-Тенно, которому приписывается свойство охранять священныя помѣщенія отъ демоновъ. t Передъ алтарями находятся статуи двухъ японскихъ главнѣйшихъ и весьма уважаемыхъ божествъ «Кван-нонъ»—богини милосердія и «Бентенъ» богини счастья и поэзіи. Эти статуи сдѣланы изъ золота. На алтаряхъ стоятъ обычные предметы: курильницы, цвѣты лотоса и металлическія чашечки. Hain, алтари, такъ и самая стѣна святилища, а также мѣста сидѣнія для бонзъ окрашены въ ярко красный цвѣтъ. Передъ храмомъ имѣются храмовыя вызолоченныя ворота, которыя всѣ усѣяны гербами семьи сеогѵновъ изъ рода «Токѵгава». Двигаясь изъ храма впередъ, вы идете къ гробницамъ сеогуиовъ черезъ длинную аллею, наполненную статуями различныхъ животныхъ и птицъ. Здѣсь и львы и драконы, музыкальные инструменты «Сямисены» и «Кото». Пройдя эту аллею, которую замыкаютъ послѣднія уже ворота «Сикирамонъ», вы подходите къ саркофагамъ сео-гуновъ «Іец-зугу» и «Іеснге». Саркофаги этихъ сеогуиовъ сдѣланы изъ камня и уже менѣе красивой и изящной работы, чѣмъ всѣ предъидущіе саркофаги. Другимъ мѣстомъ погребенія сеогуиовъ является «Уэно-паркъ». Въ немъ находится буддійскій храмъ, посвященный богинѣ милосердія «Кваннонъ». Эта богиня особенно почитается въ Японіи. Множество храмовъ въ разныхъ мѣстахъ посвящены ей. Храмъ этотъ на довольно приличномъ возвышеніи, къ которому ведетъ большая деревянная лѣстница. Надъ самой лѣстницей виситъ сложенный изъ двухъ мѣдныхъ пластинокъ колоколъ круглой, выпуклой формы, надъ которымъ виситъ довольно толсто-свитый жгутъ. Всякій вѣрующій подходитъ къ этому колоколу н, нѣсколько разъ ударяя въ него, шепчетъ молитву и бросаетъ какую-нибудь монету въ устроенный для этого довольно просторный деревянный ящикъ, конечно, въ пользу бонзъ; подобные ящики имѣются почти при всѣхъ храмахъ. У входа въ храмъ стоитъ сосудъ для омовеній и лавочка съ священными предметами, назначенными въ продажу. Самый храмъ небольшой и мрачный. Въ различныхъ мѣстахъ стоятъ статуи Будды въ разныхъ нозахъ, при чемъ одна изъ статуй настолько исказилась и почернѣла отъ старости, что приходится угадывать,
что это фигура человѣка, а не какого-либо звѣря. Рядомъ съ чтимъ старымъ изображеніемъ помѣщается богъ правосудія, съ такой ужасной физіономіей, что болѣе 5 секундъ нельзя на него смотрѣть; передъ нимъ стоитъ маленькая тарелочка, для какихъ приношеній—не знаю. Нѣсколько разъ мнѣ пришлось быть въ этомъ храмѣ и я всегда видѣлъ ее пустою. На шеѣ у этого идола виситъ красный фартучекъ, руки же его сжаты въ кулаки. Передъ зрителями, спиной къ святилищу, въ открытомъ шкафчикѣ стоить богъ плодородія, окруженный безчисленнымъ множествомъ всевозможныхъ куколъ въ пестрыхъ нарядахъ. Эти куклы у него и на шеѣ, и на рукахъ, и подъ ногами и даже внѣ шкафчика, по сосѣдству. Посрединѣ храма виситъ неизмѣнный громадный красный фонарь, а по стѣнамъ висятъ изображенія бѣлой лошади, двойныхъ хлѣбовъ и картины послѣдней битвы императорскихъ войскъ съ сеогунскими, происходившей въ паркѣ Уяно въ 1868 году. Святилище по обычаю помѣщается за перегородкой и ничего новаго on. описанныхъ мною въ другихъ храмахъ не представляетъ. Изображеніе Будды надъ алтаремъ сдѣлано изъ золота. По близости отъ этого храма въ паркѣ стоитъ громаднѣйшая статуя Будды «Дайбуцѵ», сдѣланная изъ бронзы къ 1660 году. Высота статуи 23 фута. Будда здѣсь изображенъ въ сидячемъ положеніи со сложенными руками и умирающимъ взоромъ. Уши, ротъ, носъ Будды столь внушительныхъ размѣровъ, что жалко становится бронзы, употребленной самымъ беззастѣнчивымъ образомъ для того, чтобы придать Буддѣ такой безобразный обликъ.
Спускаясь отъ храма внизъ по аллеямъ парка, вы подойдете къ довольно красивому озеру «Сино-бану-но-ике». Все это озеро запружено цѣлой массой цвѣтовъ священнаго лотоса. И бѣлый, и красный лотосы здѣсь одинаково водятся въ изобиліи. Въ половинѣ іюля и впродолженіи цѣлаго августа здѣсь цвѣтутъ лотосы. Японцы отправляются цѣлыми массами любоваться ими и простаиваютъ здѣсь неподвижно въ теченіи нѣсколькихъ часовъ за этимъ любимымъ занятіемъ. Посреди этого озера находится островокъ, а на немъ воздвигнутъ храмъ богини счастья и поэзіи «Бэнтенъ». Узкій но длинный мостъ съ обѣихъ сторонъ острова соединяетъ его съ берегами озера. Храмъ богини. Бэнтенъ очень маленькій по своимъ размѣрамъ, но довольно старинный. Близъ самаго храма стоитъ очень красивый памятникъ, представляющій изъ себя распространенный
музыкальный инструментъ, называемый «Сеи мисонь». Кому посвященъ этотъ памятникъ—я не могъ разобрать, такъ какъ не могъ прочесть японской скорописи, а іероглифы показывали, что памятникъ этотъ посвященъ какому-то воину. Какъ самъ храмъ но размѣрамъ очень миніатюренъ, такъ и окружающіе его предметы—колоколъ, бассейнъ съ водою, памятникъ— все это необыкновенно маленькое. Внутри храма помѣщается статуя богини Бэнтенъ. Въ разныхъ мѣстахъ храма развѣшаны но стѣнамъ маленькія изображенія цвѣтовъ звѣрей и птицъ. Общій видъ храма съ маленькимъ алтаремъ, маленькими картинами и фонарями производитъ очень милое впечатлѣніе чего-то уютнаго.
Изъ другихъ малыхъ храмовъ въ Токіо укажу между прочимъ на храмъ «Инари-Сама»—храмъ лисицы, помѣщающійся въ очень близкомъ разстояніи отъ русской духовной миссіи, но сосѣдству отъ меня. Въ этомъ храмѣ нѣтъ иныхъ изображеній и статуй кромѣ лисицъ во всевозможныхъ видахъ и позахъ. Здѣсь имѣются п черныя деревянныя лисицы, и рыжія камеппыя. Есть лисицы чуть ли не въ 2 аршина высотою, но имѣются и съ булавочную головку, если выражаться словами одного изъ героевъ басѳнъ Крылова. Этотъ храмъ замѣчателенъ тѣмъ, что всякій разъ какъ я ни приходилъ въ него,— а ходилъ я очень часто,—за богослуженіемъ здѣсь я не видѣлъ нм одного человѣка. Послѣ я узналъ, что сюда собирается весь городъ даже, но только одинъ разъ въ годъ, въ день праздника лисицы «Инари-сама».
Изъ очень древнихъ храмовъ я укажу на «Земну кудзи», построенный въ 1232 г. по Р. X. очень обширный, площадь его больше 200 кв. саж. Этотъ храмъ представляетъ изъ себя четыре громадныхъ колонны, на которыхъ покоится крыша. Онъ принадлежитъ сектѣ «Монто». Близъ моста Мегане баси», въ окрестностяхъ части «Конда» находится по близости одинъ отъ другаго 3 храма довольно замѣчательныхъ. Первый изъ нихъ Китайскаго происхожденія, посвященъ великому Китайскому мудрецу и философу Конфуцію. Храмъ выкрашенъ черной лакированной краской, такія же колонны и потолокъ, покрытъ онъ каменными плитами. Въ храмѣ помѣщается деревянная статуя Конфуція, очень уважаемая молодежью, которая не менѣе китайской восторгается этимъ философомъ. Раньше это была китайская академія «Сейдоо», а теперь—это педагогическій музей, наполненный всевозможными пустяками
и мелочами педагогическаго искусства. При музеѣ имѣются двѣ школы: для дѣвочекъ и мальчиковъ.
По близости отъ «Сейдоо» находится очень уважаемый японцами храмъ «Іііанда-мёо-зинъ» и «Каида знанеръ Вонзи поле а-мёо-зноп»—названіе героя. Прежнее его имя было «О-наму-цзи». Преданіе говоритъ, что этотъ богъ въ древнее баснословное время управлялъ всею Японіей. Но вотъ является съ неба родоначальникъ царствующихъ Микадо, которому «О-наму-цзи» добровольно уступаетъ свой тронъ, за каковое отличіе и попалъ въ боги. Кромѣ памяти столь великаго отличившагося героя съ этимъ храмомъ соединяется представленіе и воспоминаніе объ одномъ японскомъ бунтарѣ X вѣка, нѣкоемъ «Масакадо». Его разбойничанье наводило такой ужасъ на Японію, что даже послѣ, его смерти напуганнымъ японцамъ представлялось, что духъ этого героя продолжаетъ свое удальство. Чтобы умилостивить этотъ мятежный. безпокойцый духъ, японцы и его сдѣлали участникомъ этого храма. Въ храмахъ находятся статуи и того и другого. Разъ въ годъ около Ій сентября всѣ обитатели собираются для праздника въ этотъ храмъ и устраиваютъ торжественную процессію но городу съ фонарями, бубнами и кимвалами. Идолъ, заключенный въ кіотѣ подъ балдахиномл., на носилкахъ торжественно носится но городу на японскихъ плечахъ; изъ города процессія идетъ вл. горы и даже тамъ продолжаетъ празднества и носится съ своимъ любимымъ героемъ и уже въ какомъ-то экстазѣ, п> хриплыми голосами, всѣ въ пыли, возвращаются въ городъ и водворяютъ своего бога въ его покои. Въ районѣ этой же части «Конда» находится еще храмъ новѣйшаго времени «Соконса», что значитъ, призвать духа. Опъ построенъ въ 1869 году въ намять воиновъ, убитыхъ въ предыдущемъ году во время сраженія послѣдняго сеогуна Току-гав$съ императорскими войсками. Немного послѣ, въ 1875 и въ 1877 году съ этимъ храмомъ начали соединять память и устраивать богослуженіе въ честь мятежниковъ, убитыхъ въ Кагѣ и Сацзумѣ. Этотъ храмъ принадлежитъ синтоистамъ Выше я уже сказалъ, что послѣ побѣды императорскихъ войскъ надъ сеогупами въ послѣдній періодъ реставраціи въ 1868 году, японскіе фанатики патріоты, отчасти по впитанному въ японскую кровь консерватизму, а отчасти для того, чтобы на мѣсто буддійскихъ боговъ возвысить пьедесталъ сына неба-Микадо. начали изгонять буддизмъ и требовали возвращенія
къ отарой японской; національной синтоистской религіи. Bon. отогь храмъ н былъ первымъ произведеніемъ протестующаго духа японцевъ. И, дѣйствительно, по древнимъ синтоистскимъ правиламъ въ этомъ храмѣ ничего кромѣ зеркала не найдете, да нѣсколько стульевъ стоятъ по сторонамъ для вельможъ, съѣзжающихся па праздники сюда два раза въ годъ 6-го мая и 6-го ноября. Въ участкѣ «Асакѵса» стоитъ грандіозныхъ размѣровъ храмъ богини милосердія, называемой «Кваннонъ», особенно почитаемой въ Японіи. Этотъ храмъ очень древній и замѣчателенъ идоломъ богини «Кваннонъ», который въ народѣ слыветъ за чудотворный. Этотъ деревянный идолъ отъ безпрестанныхъ прикосновеній сдѣлался совершенно неузнаваемымъ. Тера помѣщается на довольно высокихъ сваяхъ и пройти въ него нужно по лѣстницѣ. Здѣсь у входа стоитъ очень старая колокольня, покачнувшаяся па бокъ съ большимъ колоколомъ. слышнымъ по всему городу. Кругомъ храма расположено буддійское кладбище, сплошь усѣянное камнями. На нѣкоторыхъ изъ нихъ виднѣются изображенія Будды. Среди другихъ памятниковъ я замѣтилъ фигуру ангела, должно быть эго христіанская могила. Надъ входомъ храма виситъ аллегорическое изображеніе двухъ спящихъ людей, спящаго тигра и неспящаго бонзы, что означаетъ безъ религіи жизнь—это пустой сонъ. Въ самомъ храмѣ масса картинъ съ видомъ мѣстностей и буддійскихъ аллегорическихъ. Многія изъ нихъ написаны очень красиво, особенно интересна картина, изображающая Будду послѣ поста. Алтарь отдѣляется отъ молелыт проволокой, сдѣланной изъ желѣза. За нею помѣщается продолговатый жертвенникъ, на которомъ стоятъ красивыя курильницы, лампады и лотосовые цвѣты. Передъ жертвенникомъ разостланъ коврикъ для бонзы, а на столикѣ лежатъ священныя книги. Около сидѣнья находится изображеніе- черепахи вмѣсто барабана, въ которую бонза ударяетъ палочкой во время богослуженія. Надъ жертвенникомъ виситъ золотое изображеніе богини «Кваннонъ», а въ сторонѣ стоятъ и «си-тенно» — боги, охраняющіе міръ отъ демоновъ, а также маленькія ста -тѵоточки, изображающія 33 перевоплощенія-богини «Кваннонъ». Здѣсь же около алтаря находятся изображенія 2-хъ золотых і. іюней. На потолкѣ храма изображенъ золотой драконъ. ІІо бокамъ стоятъ еще 2 алтаря, одинъ изъ нихъ посвященъ бра-минскомѵ «Баѵ-фу-до» (Сива). На алтарѣ этого придѣла находится изображеніе 12 спутниковъ божества «Кваннонъ»
<лз
«Дзю-ни-До-цзи». Д’ѣвый алтарь посвященъ богѵ .Любви «Ай-зеиъ-Міоо съ тремя глазами и шестью руками.
Другой храмъ, посвященный тоже богинѣ «Кваннонъ». я посѣтилъ въ селеніи «Хо-цзёо, въ 40 верстахъ отъ Токіо на берегу Токійскаго залива. Храмъ стоитъ на склонѣ высокой горы, съ которой открывается чудный видъ на окрестность. Нѣсколько десятковъ ступепей ведутъ къ площади, на которой покоится этотъ храмъ. Онъ очень старинный: построенъ по приказанію императора Геоки, который былъ очень боленъ и видѣлъ во снѣ какого-то мужа, который сообщилъ ему. что онъ можетъ вылечиться лишь тогда, когда построитъ на этой горѣ храмъ. Это было эры Іеро (въ 718 г.) Войдя въ деревянныя ворота, вы входите въ обширный дворъ, наполненный нѣсколькими зданіями. Неизмѣнная колокольня съ висящимъ колоколомъ помѣщается здѣсь, а у входа въ храмъ расположенъ бассейнъ съ водой для омовенія. Нѣсколько часовенъ расположены здѣсь въ разныхъ мѣстахъ, въ одной изъ нихъ помѣщается съ злѣйшей физіономіей богъ правосудія., у подножія котораго стоитъ чаша съ водой, очевидно какая-нибудь умилостивительная жертва. Въ другой часовнѣ сидитъ Будда съ печальнымъ потухшимъ взоромъ и съ нѣсколькими руками. Здѣсь же во дворѣ поставленъ узкій высокій памятникъ одному морскому механику, погибшему въ послѣднюю русско-японскую войну. Пройдя мимо этого памятника и часовенъ, вы подходите къ храму. Нѣсколько ступеней ведутъ ко входу въ молитвенный залъ. Самое молитвенное зало довольно небольшое и невмѣстительное. Посреди храма виситъ большой красивый японскій фонарь. На стѣнѣ виситъ чудная картина Токійскаго залива съ видами окрестностей, сдѣланная по дереву красками и вырѣзаніями; на лѣвой сторонѣ виситъ изображеніе двухъ рыбъ—все эго приношенія прихожанъ въ даръ своему храму. Съ правой стороны виситъ изображеніе злого 5іуха, типичное изображеніе нашихъ чертей. Въ одномъ углу находится высокая фигура сидячаго Будды, сдѣланная изъ металла. Ему приписывается чудодѣйственная сила исцѣленія болѣзней. I’ядомъ съ нимъ находится меньшихъ размѣровъ изображеніе того же сидячаго Будды съ нѣсколькими руками—символъ готовности божества помочь страждущему человѣчеству. Ничего особеннаго не находится больше въ этой молельнѣ. За перегородкой стоитъ жерстнепникъ съ обычными буддійскими принадлежностями, а за алтаремъ находится
40
изображеніе божества «Кваннонъ» сдѣланное изъ золота. Справа сдѣлали второй алтарь въ честь бонзы Кобо-данси 774— ЬЗй г. основателя хирасани. Нотъ н всѣ достонримѣчателыш-сти этого храма.
3-іі знаменитый храмъ въ честь божества «Квашюнъ» находится въ г. Кіото, японской Москвѣ, древнемъ оплотѣ японскаго благочестія. Этотъ храмъ называется «Санъ-дзу-санъ-генъ-до» или храмъ 33,333 статуй «Куаннонъ» богини милосердія. Эти статѵп довольно оригинальны и не смотря на то, что ихъ такая бездна, вы не найдете ни одной, которая была бы похожа одна на другую—всѣ онѣ тіо виду различны между собою. Въ центрѣ этихъ безконечныхъ статуй стоитъ главная статуя богини въ сидячемъ положеніи, а близь нея размѣщаются остальныя. Около 30 ближайшихъ къ «Кваннонъ» статуй считаются ея фрейлинами Около 1000 статуй вызолоченныхъ тіо дереву имѣютъ по одиннадцати головъ и безконечное количество рукъ. Высота всѣхъ этихъ статуй немного поменьше сажени.
Въ указанной мною выше мѣстности «Хо-цзео» имѣется еще одинъ синтоистскій храмъ въ честь воина «Явато» родоначальника императорской династіи «Минашодо», царствовавшій около 600 лѣтъ тому назадъ. Самый храмъ помѣщается въ сосновой рощѣ, къ которой ведутъ большія каменныя синтоистскія ворота. Войдя въ ворота, вы двигаетесь по узкой дорогѣ къ храму. Здѣсь по обѣимъ сторонамъ дороги стоятъ два высокихъ, но узкихъ каменныхъ памятника, одинъ изъ пихъ поставленъ въ память воиновъ, убитыхъ въ янонско-китайскую войну, а другой бѣлый мраморный поставленъ въ намять послѣдней русско-японской войны. Подходя къ храму вы видите двухъ страшныхъ звѣрей, не поймете только какихъ, съ страшными пастями и ужасной физіономіей, охраняющихъ входъ храма отъ демоновъ. Передъ входомъ въ храмъ по енн-тоисткомѵ обычаю виситъ—символъ божества—зеркало. Храмъ имѣетъ 3 отдѣленія — притворъ, залъ для молитвы и святилище. Въ притворѣ по потолку развѣшаны всевозможные виды птицъ. Какихъ вы только здѣсь ихъ не увидите. Здѣсь же въ притворѣ виситъ портретъ японскаго солдата въ полной нынѣшней формѣ, убитаго въ послѣднюю войну. Въ самомъ святилищѣ ничего кромѣ зеркала пѣть, а въ молельной залѣ висятъ только древніе стрѣлы и луки, да отъ послѣдней войны русскіе штыки—и только.
Въ окрестностяхъ Токіо естъ очень уважаемый храмъ, посвященный 41 роокину, т. е. самураямъ, лишившимся своего властителя даимеона и мужественно героически принявшимъ смерть за него. Когда ихъ властитель—даймеонъ однажды провинился, то одинъ изъ дворцовыхъ сановниковъ приказалъ его казнить, что и было приведено въ исполненіе. Оставшіеся сиротами роопины рѣшили мстить за смерть своего повелителя. Ночью они напали на убійцу своего хозяина и отрѣзали ему голову, которую долго и торжественно носили но городу и на могилу своего господина. Японцы, встрѣчавшіе на пути роопиновъ, вполнѣ сочувствуя имъ и раздѣляя ихъ геройскіе взгляды, устраивали имъ оваціи. Но совсѣмъ иначе посмотрѣло на это правительство: оно приказало роопинамъ распороть себѣ животы, что и исполнили и были похоронены около своего повелителя даимеона, за что и попали въ число боговъ. Въ храмѣ до сихъ поръ показываютъ ихъ доспѣхи и оружіе; имѣется здѣсь и колодезь, въ которомъ роонины мыли голову убитаго ими царедворца передъ тѣмъ, какъ нести его на могилу ихъ хозяина. Это омовеніе мертвой ,'головы дѣлалось для того, чтобы не осквернить могилу умершаго.
Въ другой окрестности Токіо «Одзи» есть храмъ «Инари-Сама», или лисицы. Это обыкновенный синтоистскій храмъ со всѣми его особенностями, немного выше описанными мною. Тѣ же неизмѣнныя ворота «Торимонъ» и храмъ безъ всякихъ изображеній, кромѣ зеркала и изображенія лисицы. Эти лисицы вездѣ стоятъ и въ святилищѣ, и въ молитвенной залѣ и даже по лѣстницѣ, ведущей къ храму. Весь храмъ очень маленькій, мрачный и неуклюжій. Вт. немъ имѣются таблички съ именами умершихъ. Пройдя святилище и подымаясь въ гору по тропинкамъ, вы проходите по цѣлымъ аллеямъ фонарей и синтоистскихъ «Торимонъ». Все это жертвы лисицъ Затѣмъ вы подходите къ маленькой часовенкѣ, гдѣ находится резиденція этой лисицы съ ея свитой разнообразныхъ и разноцвѣтныхъ лисицъ. Въ храмѣ очень грязно и пыльно и ничего изъ изящнаго но имѣется. На дверяхъ часовни нарисованъ символическій знакъ лисицы—пылающій шаръ.
Другой знаменитый храмъ лисицы находится въ г. Кіото. Празднуется онъ 6 мая. Празднество въ честь лисицы совершается очень торжественно съ процессіями («Хоко») и «Ми-коси». Микоси—это небольшая часовенка, которую свободно можно носить при процессіяхъ. Эти носилки украшены зер-
40*
калами. Объ этомъ имѣется такое преданіе. Однажды обиженная богиня солнца «Ама-тера-сама» ушла и спряталась въ пещеру, а благодаря этому уходу солнца, на землѣ стоялъ страшный туманъ и мгла. Чтобы вызвать богиню изъ пещеры было придумано такое средство — рѣшили показать богинѣ зеркало, чтобы она могла засмотрѣться на себя въ немъ. Конечно, такъ и вышло: любопытная богиня-кокетка начала такъ усердно любоваться собою, что боги ее поймали безъ всякихъ затрудненій веревкой изъ соломы. Съ тѣхъ поръ въ каждомъ синтоистскомъ храмѣ стали выставлять зеркало и пучки соломы. Солнце, ужо будучи поймано, свѣтитъ ежедневно безъ всякихъ капризовъ. Когда наступаютъ праздники въ честь ѴИнари» собираются богомольцы цѣлыми массами, чтобы принять участіе въ процессіяхъ. Во время процессіи несутъ около S шт. паланкиновъ. На одномъ изъ нихъ помѣщается вызолоченный, металлическій павлинъ. Всѣ эти паланкины разукрашены, вызолочены, покрыты драгоцѣнными матеріями. Человѣкъ 30—40 несутъ эти носилки. Процессія эта тянется на далекое пространство, представляя собою довольно любопыт ное зрѣлище. Множество знаменъ, состоящихъ изъ длинпых палокъ съ привѣшенными разноцвѣтными бумажными лептами мѣрно покачиваются въ воздухѣ. Всѣ несущіе паланкины разодѣты въ оригинальные японскіе костюмы съ широкими рукавами и въ шароварахъ. На головѣ у всѣхъ ихъ одѣты своеобразныя шапочки. За процессіей на бѣлой лошади верхомъ движется жрецъ, а другой жрецъ ѣдетъ въ коляскѣ на парѣ лошадей сь вѣеромъ въ рукѣ—символъ достоинства у синтоистовъ. Такой порядокъ устанавливается передъ каждымъ паланкиномъ, такъ что Г. бонзъ ѣдутъ верхомъ и 5 въ каретахъ. Сопровождающая толпа и носильщики ведутъ себя довольно развязно, пожалуй даже буйно, слышатся пьяные возгласы н смѣхи. Нѣкоторые изъ публики пляшутъ здѣсь же. Вся эта толпа съ звуками бубенчиковъ и барабановъ, съ гиканьями и присвистываньями долго движется по городу и окрестностямъ, пока всѣмъ не надоѣстъ. Встарину, когда императоръ жилъ въ Кіото онъ самъ пріѣзжалъ на этотъ праздникъ, или присылалъ своего уполномоченнаго. Теперь 'уже этого нѣтъ. Вся голна, конечно, бываетъ разодѣта очень парадно. Въ процессіи иногда несутся длинныя, разукрашенныя копья (хако). Каждая улица имѣетъ въ процессіи свое копье и такого же разряженнаго носильщика.
На этомъ, я думаю, закончить описаніе храмовъ, находящихся въ г. Токіо. Я описалъ только наиглавнѣйшіе и наиболѣе почитаемые. Что же касается менѣе важныхъ храмовъ, находящихся въ самомъ городѣ Токіо и его окрестностяхъ, то ихъ здѣсь такая масса, что описать ихъ всѣхъ не хватитъ свободнаго времени. Скажу одно, что тѣ изъ малыхъ храмовъ, которые мнѣ удалось посѣтить, ничѣмъ особенно не отличаются отъ большихъ. Устройство всѣхъ храмовъ Японіи совершается но одному типу. Все что вы увидите въ одномъ, увидите и въ другомъ. Я выше сказалъ, что въ Японіи такая масса сектъ, что всѣхъ перечислить ихъ не могъ я, а каждая секта имѣетъ обязательно но одному или нѣсколько храмовъ, выводъ, слѣдовательно, можетъ быть одинъ—невозможность описать всѣ храмы. Изъ мелкихъ, видѣнныхъ мною храмовъ, я укажу на два. Въ Хонзёо, «Сѵмида-гавы», храмъ находится на берегу рѣки, посвященъ 500 ученикамъ Будды, извѣстнымъ подъ именемъ ракановъ, построенъ въ 1889 г. Здѣсь имѣются 500 статуй этихъ учениковъ, сдѣланныя илъ дерева знаменитымъ художникомъ XVII столѣтія «Соуномъ». Посреди своихъ учениковъ стоитъ Будда, а по правую его руку находится изображеніе богини «Кваннонъ», выкрашенное въ краску бѣлаго цвѣта. Но лѣвую сторону отъ Будды стоитъ фигура его ученика Анапа, довольно непрезентабельнаго вида. Въ разныхъ мѣстахъ расположены въ безчисленныхъ видахъ изображенія богини милосердія «Кваннонъ». Другой храмъ изъ второстепенныхъ есть «Хазпмана». Этотъ храмъ принадлежитъ синтоистской религіи. Онъ очень древняго происхожденія, построенъ въ 1668 году и посвященъ богу войны «Хацимана». Въ храмѣ находится нѣсколько деревянныхъ изваяній этого бога. Изъ другихъ достонримѣчательностей этого храма я укажу на красивую статую богини Солнца «Аматерасу» въ человѣческій ростъ. По близости отъ нея помѣщаются два раззолоченнымъ льва, а въ отдаленіи стоитъ статуя бога Касую. Стѣны п потолки храма украшены всевозможными изображеніями птицъ, среди которыхъ очень много красивыхъ голубей.-Кромѣ птицъ въ храмѣ имѣются изображенія цвѣтовъ изъ хризантемъ, ириса и неизмѣннаго священнаго цвѣтка лотоса. Храмъ въ общемъ своемъ видѣ производитъ интересное впе чатлѣніе.
Главнѣйшіе храмы въ японскихъ городахъ.- Кёото, Осака, Кобе и
Нагасаки.
Изъ числа большихъ и популярныхъ храмовъ, находящихся въ Кёото, нужно указать па стариннѣйшій храмъ «Цзи-нусино-ясиро» въ честь бога земли. Происхожденіе этого храма относятъ къ началу ІХ-го в., приблизительно къ 830 г., когда буддизмъ, принесенный изъ Китая, утверждался въ Японіи и въ своемъ соединеніи далъ секту, вышеописанную .мною «Ріобу-синто». Этотъ храмъ и является принадлежностью этой секты. Каменныя тооро, изображенія животныхъ, окружающія храмъ, часовенка - все это указываетъ на буддійское происхожденіе этихъ предметовъ. Точно также и ворота съ изящной рѣзьбой, двухъ-этажныя. окрашенныя въ красный цвѣтъ, ведущія къ храму, являются гоже произведеніемъ буддійской архитектуры. ]іорота эти посвящены 3 главнымъ божествамъ: солнцу, лунѣ и звѣздамъ, а поэтому опп называются: «санъ-коко-моно», что значитъ ворота трехъ свѣтилъ. Пройдя эти ворота., вы можете вступить въ молельную храма, которая почти вся увѣшана красивыми обоями, съ изображенными на нихъ 36-ю геніями поэзіи. По близости отъ храма есть зданіе, въ которомъ находится колесница бога, которому посвященъ храмъ. На восточной сторонѣ отъ храма расположены подмостки, на нихъ происходятъ танцы во время богослуженія по праздникамъ. По сосѣдству отъ этого храма помѣщается другой, называемый «Ран-зпнъ» — небесный человѣкъ, носвящешіый имени этого бога; при немъ имѣются чайные домики, окруженные тооро. Этотъ храмъ построенъ въ 1607 г., по буддійскому образцу. Слѣдующій интересный храмъ будетъ «Кинкакуцзи», что значить золотой дворецъ. Въ настоящее время этотъ монастырь принадлежитъ описанной мною сектѣ «Зеньеюу». Раньше онъ былъ дворцомъ сеогѵна «Асикага іоепмицзѵ». Этотъ сеогѵнъ въ 1397 году отказался отъ власти въ пользу своего сына «Іосимоцп» и удалился въ это мѣсто, построивъ себѣ дворецъ. Вскорѣ онъ превратилъ его въ монастырь, а самъ сдѣлался монахомъ и проводилъ жизнь въ созерцательныхъ подвигахъ. Эти подвиги все-таки не помѣшали ему до конца дней участвовать въ управленіи и во всемъ указывать сыну. Раньше здѣсь было много построекъ, но теперь здѣсь остался только этотъ одинъ золотой дворецъ, построенный въ три этажа. Два
нижнихъ этажа теперь обращены въ храмы. Въ самомъ нижнемъ находится статуя самого хозяина дворца, сеогуна «Асинаго* въ формѣ монаха въ сидячемъ положеніи. Рядомъ съ нимъ разставлены статуи другихъ уважаемыхъ въ Японіи божествъ: Амиды, Кваннонъ и Сейси — всѣ работы художника Уккей. Во второмъ этажѣ находится статуя богини Кваннонъ и четырехъ «Си-тенно» мимическихъ звѣрей, охраняющихъ міръ отъ демоновъ. Въ верхнемъ этажѣ нѣтъ ничего. Когда-то это были очень парадные покои съ раззолоченными стѣнами, по теперь безъ реставраціи все это потускнѣло и испортилось. Покой дворца представляютъ изъ себя нѣсколько комнатъ. отдѣленныхъ между собою перегородками, разрисованными очень красиво знаменитыми японскими художниками «Канотапъ-ю» и «Якушо». Множество ширмъ расположены въ различныхъ частяхъ комнатъ — произведенія художниковъ: «Коринъ м Соами». Различные картины и портреты, между прочимъ Конфуція, развѣшаны по стѣнамъ. Богатыя, роскошныя священныя одежды выставлены въ шкафахъ. Все это рисунки тоже знаменитыхъ художниковъ. Кромѣ картинъ здѣсь имѣются различные манускрипты и автографы сеогуновъ династіи Асикаго и другихъ замѣчательныхъ лицъ. На крышѣ дворца стоитъ въ нолсажени конекъ, представляющій изъ- себя феникса, сдѣланнаго изъ бронзы. Около храма расположенъ чудный паркъ съ Красиными аллеями изъ сосенъ, пальмъ и кленовъ. Всюду тѣнь отъ утихъ великановъ. Въ паркѣ, есть прудъ съ чистой прозрачной водой. Много лотоса растетъ на немъ, а въ самомъ прудѣ плаваетъ множество красивыхъ рыбъ.
Далѣе слѣдуетъ обратить вниманіе на храмъ «Тозп-инъ». Этотъ храмъ также очень древняго происхожденія, построенъ въ XIV вѣкѣ сеогупомъ «Аснкага Такауцзи». Въ немъ находятся статуи всѣхъ сеогуновъ изъ династіи «Асикага». Въ центрѣ стоить статуя самого «Такауцзи», а противъ него по случайному неддразумѣнію находится представитель послѣдняго ссогупскаго рода Токугава—статуя Іеясѵ. Рядомъ со статуей Асикаги помѣщаются статуи сеогуновъ Іоснорп, Іосн-моци, Іосикорн. Іоснмаса, Іоситери, Іосидзуми, Іосимидзѵ, Іоеикадзу. Іосшіао, Іоситаги, Іосихару и Ісиаки. Этотъ храмъ наполненъ «художественными картинами «Кино Сокраку». Масса другихъ священныхъ одеждъ выставлены въ разныхъ покояхъ храма. Много постороннихъ статуй расположены здѣсь, .между прочимъ, мистическія изображенія разныхъ видовъ любви.
Одни мт. и;п. самыхъ древнихъ храмовъ въ Кеото. да и вообще въ Японіи, является «Уцзѵмаса», основанный въ самые первые годы распространенія здѣсь буддизма, приблизительно въ самомъ началѣ VII вѣка, когда одинъ изъ первыхъ проповѣдниковъ буддизма, нѣкій Сотоку-’Гайси привезъ изъ Кореи нѣсколько идоловъ, между которыми и понынѣ сохраняется замѣчательная статуя «Ніо-кринъ» Кваннонъ въ полсажени высотою. Изъ статуй послѣднихъ временъ, приблизительно IX вѣка можно указать на бога «Якусп» и его покровителей двѣнадцать генераловъ «Дзупитепь». Здѣсь же въ крамѣ находится статуя и самого основателя храма «Сотоку - Тайси» въ натуральную величину, сдѣланная еще самимъ Тайси. Видъ статуи немного уродливъ. На немъ одѣтъ желтаго цвѣта шелковый плащъ съ длинными рукавами и кѵпіакомъ. Въ глухомъ заросшемъ паркѣ среди вѣковыхъ деревьевъ стоитъ храмъ «Сень-ю-цзп», въ которомъ покоятся-тѣла умершихъ японскихъ императоровъ, начиная съ 124-1 по 1868 гг. Въ атомъ храмѣ по народному повѣрью находится зубъ Будды, заключенный вт. золотомъ ящикѣ. Насколько ото повѣрье правдоподобно, можно видѣть изъ того, что этотъ зубъ около 14 аршинъ? Въ одномъ изъ боковыхъ храмовъ, причисленныхъ кт. описап-номѵ мною раньше, находящемуся въ Кеото. храму вт, честь божества «Кваннонъ»—-находится громадная статуя Будды (Дай-Бѵцу), всѣми уважаемая и очень популярная, высотою въ s саженей слишкомъ, шириною въ сажень. Многіе изъ посѣщающей публики пробираются но лѣстницѣ къ самому затылкѵ Будды, гдѣ поставленъ маленькій алтарь. Эта статуя сдѣлана въ 1801 году на пожертвованія одного купца изъ г. Осаки. Раньше, говорятъ, была здѣсь такая же статуя изъ бронзы, но сгорѣла. Теперь есть статуя, которая показывается, по желанію публики; она представляетъ Будду не во весь ростъ, а только бюстъ съ раззолоченной головой. Имѣются въ Кеото—два громадныхъ колокола, одинъ изъ нихъ при этомъ храмѣ Дай-Буцу. Высота колокола 2 сажепи. толщина 9 дюймовъ, а вѣсу около 4.000 иѵд. Всякій желающій можетъ за одну копѣйку 3 раза ударить въ этотъ колоколъ. Еще имѣется въ Кеото храмъ, называемый «Кіймидзу-дсра». Слѣдующая легенда выясняетъ цѣль построенія этого храма. Одинъ изъ монаховъ, по имени Знципъ, бродя однажды по берегу одного ручья, вдругъ увидѣлъ подъ деревомъ старца, который ему сказалъ: «Я цѣлыхъ двѣсти лѣтъ здѣсь спасаюсь и молюсь,
теперь мнѣ настала пора окончить моо дѣло, а тебѣ его начать. Я теперь пойду прогуливаться, а ты оставайся здѣсь въ подвижничествѣ. Ботъ тебѣ бревно, сдѣлай изъ него статую «Кваннонъ». Сказалъ ото старецъ и скрылся. Долго Энцинъ ждалъ возвращенія старца, но напрасно, тотъ не возвращался. Отчаявшись увидѣть его, Энцинъ долго ходилъ по окрестностямъ и, наконецъ, взошелъ на одну высокую гору, гдѣ на-щелъ двѣ туфли. Онъ сообразилъ, что этн туфли принадлежатъ встрѣченному іімъ старцу, который былъ не кѣмъ инымъ, какъ богинею «Кваннонъ», которая улетѣла на небо, а туфли оставила здѣсь. Послѣ этого онъ изъ даннаго ему старцемъ дерева сдѣлалъ статую богини, но въ продолженіи 20 лѣтъ не могъ одинъ построить храмъ, пока къ пему на помощь не пришли воины Ташура, Маро, съ которыми онъ п построилъ • этотъ храмъ. Тотчасъ же въ него была внесена и сдѣланная Энциномъ статуя богини Кваннонъ. Эта статуя сейчасъ хранится въ главномъ храмѣ. Она имѣетъ одиннадцать рукъ, высота ея около сажени. Хранится эта статуя въ особомъ ковчегѣ, который открывается въ 30 лѣтъ одинъ разъ. Около ковчега по обѣ стороны расположены 28 спутниковъ этой богини, причемъ подлѣ каждой изъ ннхъ стоятъ по два си-тенно-мнѳическихъ звѣря, охраняющіе ихъ отъ демоновъ. Въ другомъ ковчегѣ хранится небольшой идолъ божества «Биси-монъ», который содѣйствовалъ указанному выше воину Тимура Мара въ его походахъ противъ жителей Курильскихъ острововъ «Айиосовъ». Этотъ храмъ одинъ изъ почитаемыхъ въ Японіи. Богомольцы не только днемъ посѣщаютъ его, но даже н почыо. Вотъ это главные храмы города Кеото.
Другихъ мелкихъ храмовъ въ Кеото насчитывается свыше 20, но я не буду ихъ описывать по той же причинѣ, по которой я не смогъ написать и всѣхъ храмовъ, находящихся въ Токіо. А самое главное, что мѣшаетъ мнѣ это сдѣлать— это то, что я за краткостью остановки въ г. Кеото не могъ осмотрѣть всѣхъ храмовъ да кромѣ того, я еще долженъ былъ осмотрѣть другія тоже болѣе или менѣе интересныя мѣста.
Что касается города Осака, то въ немъ имѣется только одинъ грандіозный храмъ, называемый «Тенно-уцзы», построенный около 608 года но Р. X. Сотокамъ-Тайси, уже знакомымъ намъ. Пройдя ворота, вы вступаете въ обширный дворъ, въ которомъ кромѣ самого храма есть еще нѣсколько построекъ. Одна изъ нихъ—часовня, въ которой стоитъ статуя основа-
теля храма Тайси. Здѣсь же помѣщается колокольня съ висящимъ на ней колоколомъ, про который говоритъ преданіи, что по звону его души умершихъ людей входятъ въ рай. Въ другой часовнѣ бьетъ фонтанъ изъ рта черепахи, сдѣланной изъ камня. Около этой часовни имѣется прудъ съ живущими въ немъ черепахами. Черезъ прудъ протянутъ висячій мостъ, который вмѣстѣ съ тѣмъ является и подмостками для устраиваемыхъ по праздникамъ танцевъ Въ окрестностяхъ Осака имѣется еще одинъ любопытный храмъ, въ которомъ погребены 11 самураевъ, осужденныхъ правительствомъ японским ъ на «харакири» за то, что они убили въ 18Г»я г. одиннадцать французскихъ матросовъ. Эти самураи здѣсь и погребены, возведенные фанатизмомъ народа на степень народныхъ героевъ и полубоговъ. Странное явленіе—странный разладъ во взглядахъ правительства и народа! Кого первое признало государственными преступниками, того народъ со спокойной совѣстью возводитъ въ герои. Это такъ обычно въ практикѣ японской жизни и понынѣ. Храмъ этотъ замѣчателенъ своими трехъэтажпыми воротами красиваго устройства работы художника Дзиниро. Остальные нѣсколько храмовъ изъ находящихся въ Осако не имѣютъ особеннаго интереса. Вообще г. Осака далеко не такъ религіозенъ, какъ японская Москва г. Кеото.
Въ городѣ Кобэ имѣются всего лишь 4 храма. Первый изъ нихъ называется «Икута». принадлежитъ синтоистской религіи. Храмъ этотъ окруженъ большой тѣнистой рощей изъ старыхъ сосенъ, кудрявыхъ кленовъ и камфарныхъ деревьевъ. Храмъ этотъ посвященъ богинѣ «Вака-хнруше-но-Микото*. ІІо преданію, существующему въ народѣ, эта богиня первая научила японцевъ, какъ нужно прясть и, такимъ образомъ, при содѣйствіи этой богини было введено въ Японіи употребленіе одежды. Второй храмъ называется «Мая-Санъ-Опъ» посвященъ богинѣ Маѣ, мати Будды. Расположенъ онъ на очень высокой горѣ того же имени, немного ниже вершины ея. Въ немъ находится статуя богини очень древняго происхожденія. Ее относятъ ко времени царствованія китайскаго императора Ву-ти, изъ японской династіи, владѣвшаго южнымъ Китаемъ до Голубой рѣки отъ 602—529 гг. Выстроенъ этотъ храмъ съ цѣлью умилостивить богиню, мать Будды и призвать ее въ помощь для облегченія страданія рождающимъ женщинамъ. Изъ Китая эта статуя но преданію и была привезена въ Японію. Слѣдующій храмъ—Фитатаблеанъ, посвященный «ІІобо-
Даней», который привелъ изъ Китая статую «Мансанъ». Храмъ этотъ расположенъ на невысокой сравнительно горѣ по близости отъ города Кобэ. Близъ храма есть цѣлебный сѣрный источникъ, много больныхъ съѣзжается полѣчиться здѣсь у этого источника; по близости отъ храма находится очень красивая скала «Катанси», представляющая изъ себя видъ головы черепахи. Вотъ и всѣ храмы въ г. Кобэ; ихъ также мало, какъ и въ Осака, который за торговлей мало думаетъ о храмахъ.
Въ г. Нагасакахъ имѣется только одинъ достопримѣчатель-ныг храмъ «0-сѵва». Нѣсколько невзрачныхъ маленькихъ буддійскихъ храмовъ не заслуживаютъ упоминанія. Храмъ «О-су-ва» находится въ большомъ единственномъ паркѣ въ Нагасакахъ того же имени. Этотъ храмъ построенъ въ началѣ .17 вѣка. Расположенъ онъ на крутой высокой горѣ, по которой цужно подыматься къ храму по громадной лѣстницѣ, имѣющей свыше 200 ступеней. Чудный великолѣпный видъ на Нагасаки открывается съ этой горы. Весь городъ маленькій, пріютившійся между отрогами нѣсколькихъ горъ, виденъ какъ на ладони, изображая изъ себя цѣлую массу ласточкиныхъ гнѣздъ.. Ниже лѣстницы и па продолженіи ея имѣется трое воротъ, а наверху ея, почти около самаго храма высятся громаднѣйшія бронзовыя ворота, считаемыя за самыя большія въ Японіи. Дѣйствительно, болѣе колоссальныхъ воротъ я не встрѣчалъ въ Японіи, высота ихъ ■> сажепеіі, а ширина 14 футовъ. Кругомъ храма растутъ замѣчательныя камфарныя деревья, одно изъ нихъ достигаетъ до I саженей въ окружности. Пройдя большія бронзовыя ворота, вы входите въ большой дворъ. Налѣво отъ васъ стоитъ бассейнъ для омовенія рукъ молящихся, а на право помѣщается знаменитая уважаемая и почитаемая за чудотворную статуя бронзоваго коня. Въ народѣ существуетъ повѣрье, что сила отъ этого коня исцѣляетъ всякія болѣзни; для этого достаточно лишь одно прикосновеніе и поглаживаніе той части тѣла у коня, которая болитъ, и вы будете совершенно здоровы. Эта статуя пожертвована храму О-сува въ 1871 году нѣкіимъ японцемъ Мацу во. Вотъ этимъ-то конемъ чудотворнымъ и славится храмъ
О-сува. Двигаясь къ храму но лѣвой сторонѣ отъ себя, вы увидите длинную крытую галлерею, съ громкою надписью «музей», но, къ сожалѣнію, того, что можно встрѣтить въ .музеѣ, вы здѣсь пе найдете; единственнымъ пріобрѣтеніемъ и
украшеніемъ этого музея являются нѣсколько доспѣховъ—трофеевъ отъ послѣдней русско-японской войны. Нѣсколько штыковъ, двѣ-три сабли—вотъ и все сокровище этого музея. На небольшомъ возвышеніи помѣщается и самый храмъ. Онъ принадлежитъ синтоистской религіи и ничего внутри, кромѣ зеркала и обычныхъ синтоистскихъ предметовъ не имѣетъ. Единственнымъ украшеніемъ этого храма являются высѣченныя изъ камня картины, изображающія различныя отрасли японской промышленности. Другихъ замѣчательныхъ храмовъ въ Нагасакахъ нс имѣется, а поэтому я и не буду на нихъ останавливаться.
Считаю необходимымъ упомянуть о старинномъ и уважаемомъ японскомъ храмѣ въ честь богини Солнца, находящемся въ провинціи Исе. Японцы вѣрятъ, что на этомъ мѣстѣ и родилась сама богиня. Религіозные законы требуютъ, чтобы всякій японецъ хоть разъ разъ въ жизни посѣтилъ этотъ храмъ. Только бонзы пзбавляются отъ этой обязанности. Къ богомолью паломники готовятся очень долго, проводятъ дни въ постахъ и молитвѣ, прибѣгаютъ къ различнаго рода религіоз-. нымъ очищеніямъ и омовеніямъ. Самъ по себѣ храмъ ничего особенно интереснаго не представляетъ. Самое зданіе безъ всякихъ украшеній. Множество жрецовъ живутъ при этомъ храмѣ, что, конечно, объясняется громаднымъ наплывомъ молящихся пилигримовъ къ этому храму.
С. Недачинъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки