УДК 374.31 Могильниченко Д.Ю., Петухов С.В.
Могильниченко Д.Ю.
педагог дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района (г. Всеволожск, Россия)
Петухов С.В.
кандидат филологических наук, доцент, методист Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района (г. Всеволожск, Россия)
ПРОЕКТ «ПЕТЕРБУРГСКИЙ РАЁК»:
ВОЗРОЖДЕНИЕ русской традиционной культуры В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье описывается реализация уникального инновационного проекта «Петербургский раёк». Этот проект был разработан педагогами Дворца детского (юношеского) творчества Всеволожского района Ленинградской области. Проект направлен на возрождение и сохранение русских культурных традиций. В статье рассмотрены этимология слова «раёк», его смысловое и культурное наполнение в исторической действительности XVIII-XIX веков, а также содержательные особенности проекта «Петербургский раёк».
Ключевые слова: раёк, инновационный проект, русская культура.
В 2021-2022 учебном году в МБОУДО «Дворец детского и юношеского творчества Всеволожского района» (далее - ДДЮТ) началась реализация уникального проекта «Петербургский раёк», который продолжается до сих пор. Этот проект способствует возрождению и сохранению традиционной русской
культуры. Основная идея его возникновения принадлежит Диане Юрьевне Могильниченко, художественному руководителю Образцового детского коллектива «Театральная студия «Люди и куклы». Работа над «Петербургским райком» проводилась при творческом взаимодействии с детским технопарком «Кванториум» г. Всеволожска и отделом музыкально-хорового творчества ДДЮТ.
В название проекта включен раёк не только как оригинальный предмет, но и как зрелище-действо в системе площадного искусства, через которое и воплощена в жизнь ключевая идея.
В «Большом толковом словаре русского языка» (под общ. ред. С.А. Кузнецова) дается такое определение этому понятию: «в России на ярмарках в 18-19 веках - ящик с отверстиями, снабжёнными увеличительными стёклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся внутри картинки, показ таких картинок, сопровождавшийся шутливыми рифмованными пояснениями, прибаутками и т.п.» [1]. Для иллюстрации этого понятия в словаре приводится цитата из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал» [1].
Владимир Даль так поясняет значение термина раек: «ящик с передвижными картинами, на которые смотрят в толстое (брюшистое) стекло, вертеп, кукольный театр, радужница глазная, зрачок».
По мнению Ал.Н. Веселовского, раек является «продуктом взаимодействия театра марионеток и лубочных картин» и ведет свое происхождение от вертепа, в котором «райское действо» разыгрывалось при помощи рисованных фигур.
Раёк («потешная панорама») - «небольшой, аршинный во все стороны ящик, с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стекла, - раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру» [7, с. 5].
В XIX веке Петербург, город величественных дворцов и широких проспектов, жил не только жизнью аристократов, но и духом народных гуляний, которые часто проходили на городских площадях. Одним из самых ярких элементов этих гуляний были райки - народные зрелища, представлявшие собой своеобразную «космораму» для простого народа. Впервые райки упоминаются в 1834 году в газете «Северная пчела», где подчеркивается, что «за грош можно увидеть Адама с семейством, потоп и погребение кота». Эта фраза свидетельствует о том, что райки представляли собой миниатюрные театральные представления, которые, будучи простыми по форме, поражали воображение зрителей своей живописностью и удивительными историями.
Изначально райки размещались на Адмиралтейской площади, ставшей с 1827 года местом проведения народных гуляний. Народные празднества привлекали множество людей, и райки, с их невысокой ценой, становились доступным развлечением для каждого. В 1873 году местом проведения народных гуляний был выбран Царицын луг (ныне Марсово поле), куда перебрались и райки. Вместе с ними в состав зрелищного искусства вошли «панорамы», огромные живописные изображения городов и частей света, которые с 1820-х годов выставлялись во временных постройках на Адмиралтейской площади. Райки же, благодаря своей мобильности, получили название «подвижной косморамы».
Райки были не просто развлечением, они являлись своеобразным зеркалом народной жизни, отражая интересы и представления людей того времени. Простые, народные темы, библейские сюжеты, сцены из жизни - все это присутствовало в репертуаре райков. Следует отметить, что райки были важной частью народного духовного мира, и их уникальность заключалась не только в необычной форме, но и в способности создавать атмосферу магического театра, привлекающую зрителей всех возрастов и сословий. Режиссером этого театра был косморамщик, который пояснял изображения, но пояснения не всегда могли соответствовать картинкам. Нередко этот прием был
намеренным — косморамщики состязались между собой, импровизировали, стремились перетянуть к себе зрителей, внимательно наблюдая за их реакцией.
А. Ф. Некрылова, исследовательница русской культуры, подчеркивала, что раек действовал на публику сразу тремя способами: «изображение», «слово» и «игра» [5]. Это была идеальная комбинация для привлечения внимания и создания волшебной атмосферы. Изображения в райке - это, как правило, картинки, рассказывающие историю, яркие и насыщенные деталями. Зачастую использовались специальные приемы, чтобы придать изображениям динамику.
Слово в райке было не менее важным, чем изображение. Рассказчик, владелец райка, комментировал картинки, создавая яркие образы и завораживая публику своим голосом. Он мог быть талантливым актером, мимом или просто любить рассказывать истории.
«Игра» в райке заключалась в том, что картинки могли двигаться. Например, в райке могли быть установлены куклы, которые приводились в движение владельцем панорамы. Это добавляло представлению динамики и делало его еще более увлекательным. Раек осознавался его содержателем как театр. Не случайно в народных песнях и поговорках раек называется «киатр». Часто владелец райка привлекал внимание публики зазывалой фразой: «Честные господа! Пожалуйте сюда! моего киатра посмотрите, копеечку или грошик подарите!».
Раек - это уникальное явление русской культуры, которое сочетало в себе элементы театра, литературы и изобразительного искусства. Он был доступен всем, от богатых горожан до крестьян, и приносил радость и волшебство в жизнь людей. Раек - это и театр в кармане, и волшебный сундук с историями, и символ народного творчества.
Итак, раёк представляет собой небольшой ящик (домик) с отверстиями в передней стенке (часто - с увеличительными стеклами), внутри которого перематывается с одного катка на другой длинная полоса с какими-либо
изображениями. Зрители наблюдают сквозь отверстия картинки, а раешник -владелец панорамы - передвигает изображения и комментирует их.
Цель проекта «Петербургский раёк» - воссоздание в XXI веке традиционного народного райка, состоящего из театрального представления русских скоморохов и работы сконструированной «потешной панорамы».
Актуальность темы проекта связана с возрастающим интересом к истории родного края, малой родины, к её культурному наследию, многолетним традициям и обычаям.
В начале XIX века на территории Санкт-Петербурга (Адмиралтейская площадь, Марсово Поле) и его окрестностей (включая культурно-развитые мызы Рябово и Приютино) устраивались праздники и народные гуляния, особенно на Масленой и Пасхальной неделях, во время которых происходило интерактивное вовлечение зрителей в происходящее действо, а одним из его непосредственных участников стал раек.
Новизна проекта заключается в том, что сам раёк является уникальным по своей задумке и воплощению, так как переносные конструкции райков, с давно ушедшей культурой представления - не только ради развлечения, но и ради обучения зрителей, можно наблюдать только в музеях как статичные экспонаты, о которых рассказывают экскурсоводы. В рамках проекта родилась идея дать народному райку вторую жизнь и, с учетом реалий нашего времени, поместить в знакомый корпус компьютерную «начинку», но, как в старину, «показывать - удивляя».
Проект состоял из двух основных этапов: «Песенный раёк» и «Сказочный раёк».
На первом этапе учащиеся театральной студии «Люди и куклы» знакомились на занятиях с народными представлениями на ярмарках и гуляниях начала 19 века, с фольклорным театром. Дети разучивали балаганные зазывалки, заклички.
В рамках тем «Народный лубок» и «Народно-сценический, фольклорный костюм» ребята сами создавали эскизы костюмов, оформляли
поздравительные новогодние открытки в стиле народного лубка, готовили танцевально-сценические этюды с речитативом «Танцевальные заклички». Раёк был одним из самых популярных увеселений, процветавших во время народных гуляний на протяжении всего XIX в. Его можно назвать прародителем телевизора, потому что использование увеличительных линз подтолкнуло впоследствии инженеров на создание телевизионного приёмника.
Активное участие в работе над проектом приняли педагоги музыкально-хорового отдела ДДЮТ (руководитель - Фокина Н.А.). Ученики фольклорных ансамблей «Веретёнце» (руководитель - Бут С.С.), «Здрава» (руководитель -Басова Т.С.), вокального ансамбля «Голос-АРТ» (руководитель - Бобкова Л.С.) разучили и стали исполнять неизвестные сейчас, но очень популярные ранее песни, такие как «Бродяга», «Матушка, что во поле пыльно» ... Именно эти песни звучали на представлениях, героями которых были и импровизированные театры - райки.
Ключевым этапом проекта стала разработка своего рода аналога райка, представляющего собой фанерную основу с движущейся внутренней конструкцией. Очень важно было поместить внутрь райка некий механизм, который приводил бы в действие «волшебный ящик».
Было несколько вариантов создания валов, но нашлось самое простое решение - вырезать на лазерном станке модели и потом их между собой соединить. Конструкция получилась простая и в то же время очень прочная в исполнении. При выполнении этого проекта учащиеся Кванториума г. Всеволожска - Егор Иванов, Илья Семёнов, Артём Баскаков, Леонид Колесников - научились работать с фанерой, а в ручной сборке им помогли наставники Технопарка - Костин Георгий Михайлович, Парменов Максим Юрьевич.
Получившийся готовый домик передали в ДДЮТ для доработки. Учащиеся театральной студии «Люди и куклы» при помощи кисточек и красок оформили внешнее и внутреннее содержание райка, а параллельно занялись подготовкой сценической программы - фольклорного представления. Раёк
воплотил в себе черты исторического «панорамного ящика-театра» и современных дизайнерских и технических решений. Этот маленький дом уже может перемещаться по разным местам и радовать людей в сопровождении юных актеров театральной студии «Люди и куклы».
Особое внимание на первом этапе было уделено работе над песнями. На общем совещании педагогами театрального, хореографического, художественного и вокального направлений были выбраны три самые известные песни: «Бродяга», ««Под вечер, осенью ненастной» и «Вечерком красна девица». После этого начался настоящий эксперимент, в котором каждое из направлений внесло свой весомый вклад в создание общей художественной картины. Работа над песнями проводилась одновременно педагогами четырёх направлений в разных коллективах.
Художники рассматривали и изучали с детьми старые литографии, связанные с тремя песнями, создавали отдельные картинки, делали раскадровку каждой песни и эскизы в уменьшенном размере, которые затем переносились на подготовленные листы нужного формата. Каждый рисунок сканировался и помещался в длинную ленту. Ленты с прорисованными песнями закреплялись к вращающимся валам, расположенным внутри райка. Таким образом, зрители могли увидеть визуальные интерпретации музыкальных произведений.
Театралы и хореографы позаботились о погружении участников будущего представления в атмосферу, царившую вокруг раёшного выступления: выбирали заклички, прибаутки, игры, хороводы, всевозможные театральные площадные трюки XIX века для завлечения публики, готовили скоморошью программу, которая сочетала в себе элементы театра и народных гуляний - все это добавило динамики, интерактивности и экспрессивности в представление.
Вокалисты сосредоточились на старинном звучании песен, работали над разноголосьем, занимались вокалом, инструментальным сопровождением и записью - сведением музыки и голоса. Каждый участник, будь то художник, театрал или вокалист, внес свой вклад в проект, который стало результатом
синергии различных форм искусства. Этот опыт не только обогатил знания детей, но и подарил им возможность прикоснуться к культуре и традициям нашей страны.
5 июня 2022 года во время проведения Фестиваля национальных культур «В гостях у Олениных» у главного входа в музей-усадьбу Приютино состоялось первое «выступление» Петербургского райка - забытого всеми балаганного представления с участием маленького (переносного) домика, в котором и заключалась интрига задуманного действа. Организаторы и участники представления - Образцовый детский коллектив «Театральная студия "Люди и куклы"» и отдел музыкально-хорового творчества.
Вокруг райка собрались зрители, музыканты и певцы, которые не скрывали своих эмоций от увиденного зрелища. Закрутилась ручка, переворачивая расписные картинки внутри домика, которые могли в специальное окошечко разглядывать любопытные зрители. Снаружи звучали протяжные песни, которые слышали ещё наши предки на ярмарках.
Учащиеся театральной студии вместе с педагогами подготовили выставку, рассказывающую о небывалом народном чуде, на которой продемонстрировали свои умения в рисовании лубочных картинок, старинном письме, показывали и рассказывали истории песен. Самые маленькие участники праздника водили хороводы, играли в полюбившиеся народные игры.
Малая сцена фестиваля стала первой ступенью к презентации уникального проекта. История стала ближе, роднее и понятней, благодаря воссозданию её малой частички - Петербургского райка - любимого развлечения наших предков, живших в XIX столетии.
Успех проекта, отмеченный восторженными отзывами публики на нескольких фестивалях, вдохновил педагогов и детей на продолжение работы. Так начался второй год, посвящённый «Сказочному райку». «Чудо-ящик» разукрасили, подобрали к нему линзы и создали полотно, расположившееся внутри конструкции. Проект «Петербургский раёк», начавшийся с изучения и
воссоздания этого уникального вида народного представления, вышел далеко за рамки первоначального замысла.
На втором этапе перед творческим коллективом стояла амбициозная задача: предстояло выпустить новую раёшную программу и познакомить зрителя с темой «Сказочный раёк». На этот раз в раёшной ленте должен был появиться фольклорный сюжет. У авторов и участников проекта родилась идея создать рисованный мультфильм. Этот творческий вызов привёл к плодотворному сотрудничеству со студией анимации и кино «Вартемяги» (руководитель - Г.В. Тишина). Дети смогли понять тонкости анимации, но юные творцы не хотели быть лишь пассивными наблюдателями. Они загорелись желанием создать свой собственный мультфильм, придумать и нарисовать его сами. Идея использовать одну из сторон райка для собственного сказочного проекта показалась очень удачной.
Название «Колобок на все времена» было найдено мгновенно, а за ним последовала волна креативности. Дети предложили свои сказки, а знания, приобретённые в первый год работы с «Песенным райком», позволили им сразу же разбивать свои сюжеты на отдельные кадры - клеточки будущей анимации. В процессе работы над иллюстрациями было сделано неожиданное открытие: стиль рисунков детей удивительно напоминал комиксы. Это стало ещё одним подтверждением того, насколько богата и многогранна детская фантазия, а также насколько тесно переплетаются разные жанры и стили искусства. Схожесть дала еще один импульс творчеству. Из множества предложенных сюжетов был выбран один, дополненный интересными деталями и элементами, предложенными разными авторами. В результате получилась коллективная работа, в основу которой легла сказка о Колобке Киры Терешкиной, получившая современное толкование. Так простой сказочный сюжет превратился в интерактивный спектакль, созданный детьми для детей. Начался интересный творческий процесс по раскадровке сказки, вновь обращение к лубочной росписи при создании фоновых рисунков, поиск деталей из современных мультфильмов - о сказочных героях.
Опыт второго года проекта «Петербургский раёк» показал, что совмещение традиционных форм народного искусства с современными технологиями и методами анимации может привести к удивительным результатам. Более того, он продемонстрировал не только творческий потенциал детей, но и возможность сотрудничества поколений и обмена опытом. Проект стал настоящим учебным квестом, в ходе которого участники не только изучали историю, но и сами создавали историю искусства.
Второй год завершился представлением обновленного райка на новых конкурсах, игровых программах и праздниках. Для приобщения к проекту всех желающих его участниками был создан мультфильм, который озвучили и оцифровали сами учащиеся и выпустили билеты с QR-кодами для домашнего просмотра.
В 2024 году был издан творческий отчет о реализации проекта -иллюстрированный сборник «Петербургский раёк» [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Большой толковый словарь русского языка / под общ. ред. С.А. Кузнецова. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%BA
(дата обращения: 02.12.2024);
2. Игнатова Е. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: в 2 кн. - СПб.: Амфора, 2003. - 807 с;
3. Конечный А.М. Раёк в системе петербургской народной культуры / Петербургский раёк. - СПб.: Гиперион, 2003;
4. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Просвещение, 1998. - 625 с;
5. Некрылова А.Ф. Раек или потешная панорама. // Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало ХХ века. - Л.: Искусство, 1984. С.87-113;
6. Петербургские балаганы. - СПб.: Гиперион, 2000. - 256 с;
7. Петербургский раёк / Сост., вступ. ст. и коммент. А.М. Конечного. -СПб.: Гиперион, 2003. - 96 с;
8. Могильниченко Д.Ю. Петербургский раёк. Творческий отчет о реализации инновационного проекта. - Всеволожск: МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района, 2024. - 64 с
Mogilnichenko D. Yu., Petukhov S. V.
Mogilnichenko D.Yu.
Palace of Children's Youthful Creativity (Vsevolozhsk, Russia)
Petukhov S.V.
Palace of Children's Youthful Creativity (Vsevolozhsk, Russia)
PROJECT «PETERSBURG RAYOK»: REVIVAL OF RUSSIAN TRADITIONAL CULTURE IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Abstract: the article describes the implementation of the unique innovative project "Petersburg Rayok". This project was developed by teachers of the Palace of Children's (Youthful) Creativity of the Vsevolozhsk District of the Leningrad Region. The project is aimed at the revival and preservation of Russian cultural traditions. The article examines the etymology of the word "rayok", its semantic and cultural content in the historical reality of the 18th-19th centuries, as well as the substantive features of the "Petersburg Rayok"project.
Keywords: rayok, innovative project, Russian culture.