Научная статья на тему 'СПЕКТАКЛЬ «ХУДОЖНИКИ-ПАЧКУНЫ»: ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «АНТИФОРМАЛИСТИЧЕСКОГО РАЙКА» Д. Д. ШОСТАКОВИЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ АКТЕРОВ'

СПЕКТАКЛЬ «ХУДОЖНИКИ-ПАЧКУНЫ»: ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «АНТИФОРМАЛИСТИЧЕСКОГО РАЙКА» Д. Д. ШОСТАКОВИЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ АКТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанское театральное училище / Д. Д.Шостакович / «Антиформалистический раек» / А. А. Ахматова / М. М. Зощенко / театрализация / спектакль / театральное образование / Kazan theater school / D. D. Shostakovich / «Anti-Formalist Rayok» / theatricalization / A. A. Akhmatova / M. M. Zoshchenko / performance / theater education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзинь Сяо

В центр статьи помещен анализ спектакля «Художники-пачкуны», поставленный силами учащихся Казанского театрального училища (мастерская Т. В. Лядовой) в 2022 году. Уникальность этого проекта заключается уже в том, что в его основу положен «Антиформалистический раек» Д. Д. Шостаковича – сочинение, требующее от юных актеров не только крепкой вокальной подготовки, но и обширного культурного багажа, глубокого погружения в контекст эпохи. Целью статьи стало обсуждение специфики музыкальной театрализации «Антиформалистического райка» как средства формирования профес-сионализма молодых актеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERFORMANCE «HUDOZHNIKI-PACHKUNY»: THEATERIZATION OF D. D. SHOSTAKOVICH'S «ANTI-FORMALIST RAYOK» AS A MEANS OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF YOUNG ACTORS

The article is centered on the play «Hudozhniki-Pachkuny», staged by students of the Kazan Theater School (stage director – T. V. Lyadova) in 2022. The uniqueness of this project lies in the fact that it is based on D. D. Shostakovich’s «Anti-Formalist Rayok», a composition that requires young actors not only to have strong vocal training, but also extensive cultural baggage, deep immersion in the context of the era. The purpose of the article was to discuss the specifics of the musical theatricalization of «Rayok» as a means of shaping the professionalism of young actors.

Текст научной работы на тему «СПЕКТАКЛЬ «ХУДОЖНИКИ-ПАЧКУНЫ»: ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «АНТИФОРМАЛИСТИЧЕСКОГО РАЙКА» Д. Д. ШОСТАКОВИЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ АКТЕРОВ»

УДК 7.091.3, 784.5

Цзинь Сяо

СПЕКТАКЛЬ «ХУДОЖНИКИ-ПАЧКУНЫ»: ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «АНТИФОРМАЛИСТИЧЕСКОГО РАЙКА» Д. Д. ШОСТАКОВИЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ АКТЕРОВ

В центр статьи помещен анализ спектакля «Художники-пачкуны», поставленный силами учащихся Казанского театрального училища (мастерская Т. В. Лядовой) в 2022 году. Уникальность этого проекта заключается уже в том, что в его основу положен «Антиформалистический раек» Д. Д. Шостаковича -сочинение, требующее от юных актеров не только крепкой вокальной подготовки, но и обширного культурного багажа, глубокого погружения в контекст эпохи. Целью статьи стало обсуждение специфики музыкальной театрализации «Антиформалистического райка» как средства формирования профессионализма молодых актеров.

Ключевые слова: Казанское театральное училище, Д. Д.Шостакович, «Антиформалистический раек», А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, театрализация, спектакль, театральное образование

Jin Xiao THE PERFORMANCE «HUDOZHNIKI-PACHKUNY»: THEATERIZATION OF D. D. SHOSTAKOVICH'S «ANTI-FORMALIST RAYOK» AS A MEANS OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF YOUNG ACTORS

The article is centered on the play «Hudozhniki-Pachkuny», staged by students of the Kazan Theater School (stage director - T. V. Lyadova) in 2022. The uniqueness of this project lies in the fact that it is based on D. D. Shostakovich's «Anti-Formalist Rayok», a composition that requires young actors not only to have strong vocal training, but also extensive cultural baggage, deep immersion in the context of the era. The purpose of the article was to discuss the specifics of the musical theatricalization of «Rayok» as a means of shaping the professional ism of young actors.

Key words: Kazan theater school, D. D. Shostakovich, «Anti-Formalist Rayok», theatricalization, A. A. Akhmatova, M. M. Zoshchenko, performance, theater education

Введение

«Антиформалистический раек» Д. Д. Шостаковича - одно из самых неординарных сочинений в истории русской музыки. Это уникальный документ эпохи, гротеск, острая сатира на злобу дня, воплотившая мысли композитора в сложный для него период. Возглавленная А. Ждановым борьба с так называемым «формализмом» в искусстве, начавшаяся со статьи «Сумбур вместо музыки» (1936) об опере Шостаковича «Катерина Измайлова», вновь вспыхнула с новой силой в 1948 году. Вторая волна пропагандистской «чистки» в музыкальных кругах обернулась травлей Шостаковича, а также С. С. Прокофьева и А. И. Хачатуряна, из-за постановления ЦК ВКП(Б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели». Уволенный из Московской и Ленинградской консерваторий за «профнепригодность», униженный Шостакович был вынужден «каяться в музыкальных грехах» на многочисленных собраниях и совещаниях различного уровня. Именно в это время И. Глик-ман, близкий друг композитора, вспоминал: «Тогда же Шостакович говорил мне и другое, свидетельствующее о его сильном характере и художнической доблести: "По вечерам, когда заканчивались позорные, гнусные прения [на совещании], я возвращался домой и писал

третью часть Скрипичного концерта. Я ее закончил, и, кажется, получилось недурно" (цитирую по своей записи). Я часто вспоминал эту скромную оценку самой вдохновенной, самой прекрасной части концерта, в которой сдержанная скорбь сочетается с поразительной величавостью. В ней, мне казалось, нашли гениальное отображение чувства и душевное состояние автора, в ней, если можно так выразиться, стерта граница между внутренним и внешним миром» [7, с. 78].

Как и Скрипичный концерт, «Антиформалистический раек» стал зеркалом душевных метаний Шостаковича. Однако, если в Концерте воплощена «величавая скорбь» внутреннего мира композитора, то «Раек» - иная грань рефлексии: «Шостакович, как истинный скоморох или юродивый, пытается преодолеть силы зла, самовыразившись в искрометном творческом акте» [2, С. 517].

«Раек» создавался «в стол», без какой-либо надежды на исполнение. Гротесковый поэтический текст, созданный самим Шостаковичем, содержал сатирические аллюзии на речи политических деятелей той эпохи - И. Сталина, А. Жданова, Д. Шепилова, поэтому путь на сцену сочинению был закрыт. Писатель С. Волков отмечал: «Это - типичное произведение "катакомбной" культуры, создававшееся в

подполье, тайно, урывками, под угрозой сурового наказания» [2, С. 518]. Первое публичное исполнение «Райка» состоялось в 1989 году по инициативе М. Ростроповича. Практически сразу после премьеры композитор и ученик Шостаковича Б. Тищенко осуществил оркестровку произведения [подробнее: 8].

Шостакович дает довольно пространное жанровое определение «Райку»: сатирическая одноактная кантата для четырех певцов-басов (чтец, Единицын, Двойкин, Тройкин), хора и фортепиано. Именно в таком составе (с оркестровкой Тищенко) в 1990-2000 годы были сделаны наиболее успешные аудиозаписи сочинения. В то же время сохранилось сольное исполнение баритона С. Лейферкуса, во время которого он мастерски перевоплощался в персонажей «Райка».

Свобода жанровой трактовки «Райка» предоставляет исполнителям широкое поле для поиска различных форм и принципов интерпретации, в том числе и возможности театрализации. К этому подталкивает и сама природа музыки Шостаковича, ее яркая образность, контрастность, эмоциональная окраска. В частности, об этом пишет исследователь Ю. Серов, отмечая определяющие черты вокального творчества Шостаковича: «иллюстративность, речитативность, склонность к юмору и гротеску, к пародии, <...> театральность, стремление решать в камерно-вокальном жанре масштабные творческие задачи» [9]. Однако театральная природа пронизывает не только вокальное творчество, но и инструментальное. Так, музыковед Осипенко О. А. в статье «Претворение персонажных тем в ранних квартетах Д. Д. Шостаковича» выделяет важнейшую «группу ярко индивидуальных тем-"персонажей", в которых в условной интонационной форме моделируются внешние проявления человеческих типов и характеров, ассоциирующихся большей частью с особенностями манеры поведения, походки, пластики, жестикуляции» [6]. О проявлениях приемов театральной драматургии в симфонических произведениях Шостаковича также не раз писали многие исследователи [подробнее: 1]. Все это свидетельствует о том, что многие произведения Шостаковича (будь то вокальные или симфонические) имеют значительный потенциал для театрализованного воплощения на сцене.

«Антиформалистический раек» в этом смысле - особенно благодатный материал, предлагающий драматургам множество вариантов для театрального осмысления. В разное

время «Раек» был поставлен втеатре «Санктъ-Петербургъ 0пера»(2000, реж. Ю. Александров), в Харьковском академическом театре оперы и балета (2001, реж. А. Коломийцев), в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (2012, реж. Р. Калнынь).

Материалы и методы

Новую страницу в истории театральных постановок «Райка» открывает спектакль «Художники-пачкуны», представленный на суд зрителей силами студентов выпускного курса Казанского театрального училища (мастерская Т. В. Лядовой) в 2022 году. Постановку по праву можно назвать уникальным проектом, объединившим таланты молодых актеров и мастерство выдающихся педагогов театрального училища. Среди них - заслуженный деятель искусств республики Марий Эл, лауреат Государственной молодежной премии в области литературы и искусства им. О. ИпаяТатьяна Валентиновна Лядова, заслуженный работник культуры, педагог по вокалу Елена Ниловна Семина, концертмейстер Ольга Харламова,народная артистка Республики Татарстан Елена Ефимовна Ненашева и автор сценария Эльвира Рафаэловна Камало-ва, заслуженный работник культуры РТ. Именно в атмосфере творческого поиска, дискуссий, погружения в исторический контекст рождался яркий, глубокий и смелый спектакль, получивший признание не только в Казани и Республике Татарстан, но и в Марий Эл, Осетии, а в 2023 году стал лауреатом театрального фестиваля «Апарт» (Санкт-Петербург).

Автору данной статьи удалось лично побеседовать с педагогами-наставниками, работавшими над спектаклем. Наше интервью с Е. Семиной и Э. Камаловой состоялось в конце мая 2023 года. Студенты выпускного курса уже готовились к государственным экзаменам и играли последние спектакли на сцене родного учебного театра. Эта нота ностальгии, предчувствия скорой разлуки с учениками, ставшими уже такими близкими, ощущалась в каждом слове педагогов.

Литературный обзор

Несомненно, «Раек» привлекал внимание исследователей, в частности М. Якубова в статье «Антиформалистический раек Шостаковича» [11], упомянутой ранее работе Ю. Серова об оркестровке «Райка» [8]. К исследованиям на английском языке можно отнести статьи Л. Лебединского «The Origin of Shostakovich's "Rayok"» [13] и диссертацию

Г. Грабовского «Shostakovich's use of satire in Anti-formalist rayok with a focus on the music of the character D. T. Troikin» («Использование Шостаковичем сатиры в "Антиформалистическом райке" на примере персонажа Д. Т. Трой-кина» [12]). Однако, вопросы театрального воплощения «Антиформалистического райка» еще ни разу не становились объектом изучения и рассматриваются нами впервые. Ввиду того, что материалом послужило интервью с непосредственными участниками и авторами спектакля, считаем представленную статью посильным вкладом в изучение и осмысление многоаспектного интертекста «Райка».

Результаты

Идея театрализации «Райка» - воплощение давней мечты Э. Р. Камаловой. Ее как преподавателя истории отечественной музыки в Казанском музыкальном колледже очень волновала тема репрессий в искусстве, особенно сквозь призму жизни и творчества любимого композитора Д. Д. Шостаковича, который, подобно Пимену из «Бориса Годунова» Пушкина-Мусоргского, стал настоящим летописцем своего непростого времени. Идея борьбы с тотальным, общечеловеческим злом, так волновавшая самого композитора, глубоко откликалась и в душе Эльвиры Рафаэлов-ны, поэтому, когда она начала работать с мастерской Т. В. Лядовой, предложила исполнить «Антиформалистический раек»: «Во-первых, материал - очень "игровой", несмотря на то, что изначально произведение относится не к театральному, а кантатно-ораториальному творчеству. Но, тем не менее, привлекало то, что в нем есть возможность для перевоплощения», - отмечает Э. Р. Кама-лова [5]. Осознавались и возможные трудности, связанные, прежде всего, с интонационными и ритмическими сложностями музыкального языка композитора. Исполнение «Райка» силами студентов театрального училища стало испытанием профессионализма Е. Н. Семиной - преподавателя по вокалу. Благодаря ее педагогическому мастерству ребята, многие из которых до поступления в училище не имели даже начального музыкального образования, блестяще справились с вокальной стороной исполнения «Райка».

Следует отметить, что музыкальная подготовка является архиважным аспектом для будущего театрального актера, поэтому в училище уделяют огромное внимание вокально-хоровой работе и постановке певческого голоса. Специфика заключается в том, чтобы дать студенту навыки исполнения музыки

разных стилей: «В музыкальном училище уже при поступлении студент определяется либо на академическое, либо на народное, либо на эстрадно-джазовое направление и обучается только по установленной программе этого отделения. Обучение же актера включает в себя элементы всех этих направлений, так как неизвестно, с какими вокальными задачами ему придется столкнуться в театре» [10, с. 120]. В этом плане «Раек» открывал перед учениками и педагогами безграничные горизонты. Каждая интонация музыкального полотна «Райка» требует своей вокальной специфики, будь то монотонный, штампованный речитатив Единицина, или слащаво-приторная кантилена в «изящных» речах Двойкина. Цитаты народных мелодий, банально-пошлых песенок или остро гротесковый, залихватский перепляс в финале - все эти выразительные элементы художественного текста «Райка» предлагают широчайший материал для отработки навыков владения не только музыкальной, но и сценической, актерской интонацией.

Э.Р. Камалова вспоминает, что идея театрализации «Райка» была с восторгом принята главным режиссером курса, однако само произведение по времени идет всего 20 минут, поэтому не могло претендовать на отдельный спектакль. «Раек» необходимо было вписать в более широкое театральное действо, подготавливающее публику к восприятию этого произведения. Нужна была предыстория, которая крупными мазками очертила бы исторический контекст, в котором создавался «Раек»: «Аккумулировав все свои знания о судьбах выдающихся гениев начала века, свое видение векторов развития советской культуры сталинской эпохи, мне захотелось пропустить эти человеческие судьбы через себя. Я предложила Т. В. Лядовой идею составить некий синопсис - то есть сценарий, основанный, прежде всего, на документальных свидетельствах, связанных с доказательствами репрессий в отношении представителей культуры и искусства - А. А. Ахматовой, В. К. Мейерхольда, М. М. Зощенко» [5]. Выбор этих фигур неслучаен. Во-первых, все они были близко знакомы с композитором и сыграли важную роль в формировании его мировоззрения. Кроме того, именно с этими представителями искусства репрессивная машина сталинского режима обошлась особенно жестоко. Гнусные обвинения «пошляка и подонка литературы» [4, с. 4] Зощенко в «проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности» [4, с.

13], Ахматовой - «взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной» [4, с. 9] - в преобладании «любовно-эротических мотивов» в ее поэзии [4, с. 9], бесконечные партийные собрания, обсуждения и публичные унижения гениев культуры отзывались тяжелой болью в сердце Шостаковича, который сам не раз оказывался в жерновах пропагандистской системы. Так, И. Гликман писал: «Читая с ужасом "Правду" в августе 1948 года, мы вспоминали Зощенко и Ахматову, которых два года назад распинали в той же главной газете страны... Шостакович братался с писателями, врачами, биологами, когда они становились жертвами террора. Безучастных, равнодушных к чужим страданиям он считал соучастниками преступлений. Этому принципу он оставался верен всю свою жизнь» [7, с. 221]. С театральным режиссером В. Мейерхольдом Шостаковича связывала крепкая дружба, творческая работа над музыкой к спектаклю «Клоп», поставленного в театре Мейерхольда по пьесе Маяковского. «Уважение к режиссерскому таланту Мейерхольда было огромным, а боль за его гибель в сталинских застенках саднила душу Дмитрия Дмитриевича», - вспоминал Гликман [7, с. 297].

Автору сценария Э.Р. Камаловой было особенно важно выстроить повествование на основе исторических документов - постановлений ЦК КПБ, опубликованных в главной газете «Правда». Помимо уже упомянутых статей «Сумбур вместо музыки» и Постановления «Об опере "Великая дружба" Мурадели», в спектакле цитируются и другие публикации, направленные на борьбу с пресловутым «формализмом» во всех направлениях советской культуры. Так, «Доклад т. Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград"» был призван «навести ужас» на представителей литературы и поэзии, а статья «О художниках-пачкунах» («Правда», 1936) была направлена против художников-иллюстраторов Детского государственного литературного издательства. Название именно этой статьи дало название всему спектаклю. Слово «Художник» в этом контексте интерпретируется как «Творец», «Мастер», который вынужден оправдываться за свое творчество перед отупленной толпой, наделенной властью и упивающейся этой властью.

Найденный формат спектакля - судилище над Ахматовой, Зощенко, Мейерхольдом и Шостаковичем, образы которых мастерски воплощали молодые актеры, особенно зримо отражал абсурд происходящего. Не менее вы-

разительны в своем цинизме были и «судьи», и «свидетели», и зеваки из толпы - «деинди-видуализированные герои, по сути, являются вариантами друг друга, представляя в своей совокупности единый лик - уродливого и агрессивного Зла» [3, с. 3].

Другой важнейшей задачей Э. Р. Камалова видела для себя необходимость встроить в текст сценария устойчивые фразы, «крылатые» выражения из «Антиформалистического райка», которыми «жонглировали» власть имущие на бесконечных собраниях. Важно, чтобы неподготовленный зритель учебного театра «мог считать и понять, откуда "растут ноги" у той или другой мысли Единицина, Двойкина и Тройкина, понять, откуда эти типажи, откуда эти взаимоотношения, откуда эти конфликты?» [5].

В процессе читки сценария, репетиций и итоговых прогонов режиссер Т. В. Лядова, а также все участники постановки вносили свои мысли и идеи, направленные на максимальное заострение конфликта, на обнажение нравственной, этической и интеллектуальной пропасти между «судьями» и «подсудимыми». Например, в сцене суда над Ахматовой прослеживается межличностный конфликт: обезличенная бесполой рабочей одеждой, женщина-«судья» с особой ненавистью высказывается о грациозной и аристократичной поэтессе, критикуя ее внешний вид с плохо скрываемой завистью. Опытный взгляд режиссера Т. В. Лядовой помог обозначить этот конфликт и ввести его в спектакль.

Помимо титанической театрально-режиссерской и вокально-хоровой работы, в процессе подготовки спектакля «Художники-пачкуны» педагоги училища приложили колоссальные усилия по погружению юных актеров в атмосферу эпохи. Камалова Э. Р. признается, что современному поколению, выросшему в других социально-исторических условиях, события столетней давности и идеологический контекст сталинской эпохи поначалу совершенно не откликались: «Мы продирались сквозь частокол, который современная молодежь выстроила между реальностью и своим собственным видением мира, особенно исторической реальности. Никто ничего не знал, никто ничего не понимал! Все приходилось объяснять "на пальцах"! Я проводила историко-музыкальные лекции студентам, мы бесконечно слушали "Раек", смотрели фильмы, читали Ахматову, разбирали тексты постановлений, стенограммы заседаний. Шаг за шагом, мы объясняли, что та-

кое "формализм", что такое "народный и антинародный", какое значение имела "лезгинка" и так далее» [5]. Столь масштабная работа в итоге стала давать свои плоды: студенты «развернулись» в сторону материала и стали сами генерировать идеи для более точного воплощения своих персонажей на сцене. «Они поняли, что нельзя просто выйти на сцену в образе Ахматовой. Ты должен знать весь background, знать, что именно пережила эта женщина и что ею двигало. Почему она сжимает пальцы под черной вуалью, когда говорит: "Сын Левушка..."» [5]. Дарья Жернова, исполнительница роли Анны Андреевны, блестяще воплотила в своей мимике, жестах, взглядах, движениях головы и корпуса всю черноту жизни поэтессы, всю боль, нанизанную на струны ее души. Более того, Дарья даже подключила родственников к пошиву той самой «ахматовской» шляпки, скопированной с портрета Модильяни.

Обсуждение

Ни одно слово, ни одна пауза, ни один жест в этом спектакле не случаен. Через погружение в эпоху, глубокую аналитическую работу, осмысление музыкального и поэтического текста «Райка» создатели спектакля стремились, чтобы зритель получил максимальное полное представление о потрясающем тексте Шостаковича. Каждое слово, ритмические перверсии, все смены темпо-ритма, формы, кульминации, «второй план» и подтекст в партии фортепиано, музыкальные цитаты, как вспоминает педагог по вокалу Е. Н. Семина, разъяснялись, «разжевывались», студентам: анализировались первоисточники цитат, текстовые аллюзии (например, во фразе «Глинка, Дзержинка, Тишинка моя, расхрено-ваяпоэмка, сюитка моя» содержатся намеки на имена «народных», то есть идеологически правильных, композиторов-современников

Шостаковича - Тихона Хренникова и Ива-наДзержинского).

Заключение

Результатом кропотливой титанической работы над спектаклем стала не только блестящая постановка и абсолютный успех у зрителей. Думается, что и для самых молодых актеров, только вступающих на большую театральную сцену, «Антиформалистический раек» задал высочайший ориентир профессионализма, показал пример истинно творческой работы артиста над своим образом на сцене, в котором нет и не может быть ни одной случайной детали.

Особенно ценно, что «Раек» учит актеров мыслить «режиссерски», учит видеть театральный потенциал в произведении изначально не театрального жанра. То есть музыкальная театрализация, за счет интонационного богатства вокального материала, аллюзий, намеков, цитат, жанрового разнообразия в партии фортепиано, способствует многократному переосмыслению гениального текста «Райка», а значит- дает пищу для пытливых умов молодого театрального поколения.

Таким образом, театрализация «Антиформалистического райка» стала важным средством формирования профессиональных компетенций студентов-актеров Казанского театрального училища. Однако не менее важно, что эта работа помогла выстроить продуктивную коммуникацию между участниками спектакля - студентами и педагогами-наставниками: «Эта работа была сделана от души, от сердца, все знания, умения и навыки со стороны всех наставников, мы старалась вложить в умы наших детей. Мы все - соавторы, со-творцы этого действа! Эту работу я очень люблю и считаю, что мы сделали прекрасный спектакль!» - подытоживает наше интервью Э. Р. Камалова [5].

Литература:

1. Аухадиев, И.Р. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича в творчестве балетмейстера Б. Г. Аюханова / И.Р. Аухадиев, Л.А. Жуйкова.- Текст : электронный // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2017.- №3(50). - С. 74-83. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/sedmaya-simfoniya-d-d-shostakovicha-v-tvorchestve-baletmeystera-b-g-ayuhanova (дата обращения : 25.06.2022).

2. Волков, С. Шостакович и Сталин : художник и царь / С. Волков. - Москва : ЭКСМО, 2005. - 640 с.

3. Гаврилова, В. «Антиформалистический раёк» Шостаковича : концепция и черты музыкального стиля / В. Гаврилова.- Текст : электронный // Израиль XXI : Музыкальный журнал. - 2011.- № 2 (26). -Режим доступа : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32436077_55886819.pdf. (дата обращения : 10 июля 2023).

4. Доклад т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград». - Москва : Госполитиздат, 1952. - 30 с. -Режим доступа : https://imwerden.de/pdf/zhdanov_doklad_o_zhurnalakh_zvezda_i_leningrad_1952__ocr.pdf (дата обращения : 10 июля 2023).- Текст : электронный.

5. Интервью с Е. Н. Семиной и Э. Р. Камаловой. Май 2023 года / беседовал ЦзиньСяо. Из личного архива автора статьи.

6. Осипенко, О. А. Претворение персонажных тем в ранних квартетах Д. Д. Шостаковича / О.А. Осипенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 : Филология и

искусствоведение. - 2010.- №1. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n7pretvorenie-personazhnyh-tem-v-rannih-kvartetah-d-d-shostakovicha. (дата обращения : 25 июня 2023).

7. Письма к другу : Дмитрий Шостакович - Исааку Гликману. - Москва : DSCH ; СПб: Композитор, 1993. - 336 с.

8. Серов, Ю.Э. «Антиформалистический раек» Дмитрия Шостаковича в инструментовке Бориса Тищенко / Ю.Э. Серов // Архивариус. - 2021.- Т. 7, №2 (56). - С. 8-11.

9. Серов, Ю.Э. Басни И.А. Крылова в интерпретации Дмитрия Шостаковича : начало большого пути / Ю.Э. Серов // Philharmonica. International Music Journal. - 2020.- №3. - P. 29-37. - Режим доступа : https://aurora-journals.com/library_read_article.php?id=40344.(дата обращения : 10.07. 2023).

10. Шишкарева, М. В. Особенности обучения вокалу в театральном училище / М.В. Шишкарева // Музыкальная культура XXI века : теория, исполнительство, образование : материалы II Международной научно-практической конференции / ред. Т. Ю. Гордеева, Р. Р. Мирная. - Казань : КГУКИ, 2022. - С. 119123.

11. Якубов, М.А. Шостакович Д. Антиформалистический раек / М.А. Якубов // Наше наследие. - 1993.-№ 28. - С. 93-97.

12. Grabowski, G. Shostakovich's use of satire in Anti-formalist rayok with a focus on the music of the character D.T. Troikin : dis. ... doctor of musical arts / G. Grabowski. - University of North Texas, 2014. - 35 р. -Режим доступа : https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc699839/m2/1/high_res_d/dissertation.pdf. (дата обращения : 10.07. 2023).- Текст : электронный.

13. Lebedinsky, L. The Origin of Shostakovich's 'Rayok' / L. Lebedinsky.- Текст : электронный // Tempo. -1990. - №173. - Р. 31-32. - Режим доступа : https://www.cambridge.org/core/journals/tempo/article/abs/the-origin-of-shostakovichs-rayok/ 0ED092D4A55DA0EDFA9362918436540B (дата обращения : 10.07. 2023).

References

1. Auhadiev I. R., Zhujkova L.A. Sed'majasimfonija D. D. Shostakovicha v tvorchestvebaletmejstera B. G. Ajuhanova // VestnikAkademiirusskogobaletaim. A. Ja. Vaganovoj. - 2017, №3(50). - Р. 74-83. Available at https://cyberleninka.ru/article/n/sedmaya-simfoniya-d-d-shostakovicha-v-tvorchestve-baletmeystera-b-g-ayuhanova. Accessed: 25.06.2022.

2. Volkov S. Shostakovich i Stalin: hudozhnik i car'. - M.: JeKSMO, 2005. - 640 р.

3. Gavrilova V. «Antiformalisticheskijrajok» Shostakovicha: koncepcija i cherty muzykal'nogostilja // Izrail' XXI: Muzykal'nyjzhurnal. - 2011, № 2 (26). Available at https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32436077_55886819.pdf. Accessed: 10.07.2023.

4. Doklad t. Zhdanova o zhurnalah «Zvezda» i «Leningrad». Available at: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fe/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0 %B4_%D0%96%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg. Accessed:10.07.2023.

5. Interv'ju s E. N. Seminoj i Je. R. Kamalovoj. Iz lichnogo arhiva avtora stat'i.

6. Osipenko O. A. Pretvorenie personazhnyh tem v rannih kvartetah D. D. Shostakovicha // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2: Filologija i iskusstvovedenie. - 2010, №1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pretvorenie-personazhnyh-tem-v-rannih-kvartetah-d-d-shostakovicha. Accessed: 25. 07. 2023.

7. Pis'ma k drugu: Dmitrij Shostakovich - IsaakuGlikmanu. - M.: DSCH, SPb: Kompozitor, 1993. - 336 р.

8. Serov Ju. Je. «Antiformalisticheskij rajok» Dmitrija Shostakovicha v instrumentovke Borisa Tishhenko // Arhivarius. T. 7. - 2021, №2 (56). - Р. 8-11.

9. SerovJu. Je. Basni I. A. Krylova v interpretaciiDmitrijaShostakovicha: nachalobol'shogoputi // Philharmonica. International Music Journal. - 2020, №3. - P. 29-37. Available at: https://aurora-journals.com/library_read_article.php?id=40344. Accessed: 10. 07. 2023.

10. Shishkareva M. V. Osobennostiobuchenijavokalu v teatral'nomuchilishhe // Muzykal'najakul'tura XXI veka: teorija, ispolnitel'stvo, obrazovanie. Materialy II Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii / red. T. Ju. Gordeeva, R. R. Mirnaja. - Kazan': KGUKI, 2022. - Р. 119-123.

11. Jakubov M. A. Shostakovich D. Antiformalisticheskijraek // Nashenasledie. - 1993, № 28. - Р. 93-97.

12. Grabowski G. Shostakovich's use of satire in Anti-formalist rayok with a focus on the music of the character D.T. Troikin. Diss. . Doctor of musical arts. - University of North Texas, 2014. - 35 р. Available at: https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc699839/m2/1/high_res_d/dissertation.pdf. Accessed: 10. 07. 2023.

13. Lebedinsky, L. The Origin of Shostakovich's 'Rayok' // Tempo. - 1990, №173. - Р. 31-32. Available at: https://www.cambridge.org/core/journals/tempo/article/abs/the-origin-of-shostakovichs-rayok/0ED092D4A55DA0EDFA9362918436540B. Accessed: 10. 07. 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.