Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ": ИНФРАСТРУКТУРНО- ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ПРОЕКТ "НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ": ИНФРАСТРУКТУРНО- ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС / НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юэ Ян

Предметом исследования является предложенный китайским правительством проект экономического пояса «Нового Шелкового пути». Автор исследования оценивает перспективы реализации данного проекта в условиях усиления глобализационных процессов. Возрождение исторического «маршрута» развития экономических связей на евразийском континенте, как подчеркивается в статье, является одним из ключевых приоритетов внеш- неполитической и внешнеэкономической стратегии Китайской Народной Республики на современном этапе. Особое внимание уделяется логистическому аспекту экономического пояса и возможным барьерам на пути к его успешному построению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT "NEW SILK WAY": THE INFRASTRUCTURAL - LOGISTICAL ASPECT AND FURTHER DEVELOPMENT

The subject of research is the economic belt project of the «New Silk Road», proposed by the Chinese government. The author of the study assesses the prospects of this project in the context of acceleration of the globalization processes. The revival of the historic «route» for the development of economic relations on the Eurasian continent, as highlighted in the article, is one of the key priorities of foreign policy and foreign economic strategy of the People's Republic of China at the present moment. Special attention is paid to the logistical aspect of the economic belt and the possible barriers to its successful construction.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ": ИНФРАСТРУКТУРНО- ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 164

Юэ Ян,

аспирант кафедры глобалистики, магистр международных отношений факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

ПРОЕКТ «НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»: ИНФРАСТРУКТУРНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Предметом исследования является предложенный китайским правительством проект экономического пояса «Нового Шелкового пути». Автор исследования оценивает перспективы реализации данного проекта в условиях усиления глобализационных процессов. Возрождение исторического «маршрута» развития экономических связей на евразийском континенте, как подчеркивается в статье, является одним из ключевых приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Китайской Народной Республики на современном этапе. Особое внимание уделяется логистическому аспекту экономического пояса и возможным барьерам на пути к его успешному построению.

Ключевые слова: экономический пояс, Новый Шелковый путь, экономическое сотрудничество

Yue Yang,

Postgraduate student of Chair of Globalistics, Master in International Relations of the Faculty of Global Studies

of Lomonosov Moscow State University

THE PROJECT «NEW SILK WAY»: THE INFRASTRUCTURAL - LOGISTICAL ASPECT AND FURTHER DEVELOPMENT

The subject of research is the economic belt project of the «New Silk Road», proposed by the Chinese government. The author of the study assesses the prospects of this project in the context of acceleration of the globalization processes. The revival of the historic «route» for the development of economic relations on the Eurasian continent, as highlighted in the article, is one of the key priorities of foreign policy and foreign economic strategy of the People's Republic of China at the present moment. Special attention is paid to the logistical aspect of the economic belt and the possible barriers to its successful construction. Keywords: economic belt, New Silk Road, economic cooperation

Современный Китай готов проделать долгий и кропотливый путь, чтобы восстановить свою значимость на мировой арене и вернуть «лицо» срединной империи. «Срединной» [1; 45-47] - значит центральной, сердцевинной, нейтральной, сбалансированной, гармоничной.

Китай - это то государство, которое в корне отличается от других. КНР, в первую очередь, ориентируется в своей внутренней и внешней политике на долгосрочный результат. Внешнеполитический курс КНР, являясь проекцией внутриполитических задач далеко за пределы национальных границ Китая, как извилистые тропы древнего Шелкового пути [7; 2526], достигает своих целей вопреки бурям финансовых кризисов, «набегам» транснациональных «зол» и острой нехватке жизненно важных ресурсов

28 марта 2015 года Национальная комиссия Китая по развитию и реформам, Министерство иностранных дел КНР и Министерство торговли КНР совместно опубликовали научный труд «Цели и задачи реализации экономического пояса Нового Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века» [2; 10-12].

В первой части вышеупомянутой работы (предисловие) китайские специалисты выступают с инициативой возрождения духа древнего великого Шелкового пути как «примера мира и сотрудничества, открытого и широкого, в целях взаимообучения и получения взаимной выгоды» [2; 3]. В работе рассматриваются древний Шелковый путь как символ коммуникации и сотрудничества между Востоком и Западом и историко-культурное наследие всех мировых наций. В публикации подчеркивается принцип «совместного

Как цитировать статью: Юэ Ян. Проект «Новый Шелковый путь»: инфраструктурно-логистический аспект и перспективы развития // Вестник Академии права и управления. 2017. № 4(49). с. 141-144

обсуждения, совместного построения, взаимообмена информацией» [2; 28] и установления более тесных связей со странами Азии, Европы и Африки.

Во второй части «Целей и задач реализации экономического пояса Нового Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века» (раздел по названием «Исторический фон») китайские специалисты рассуждают о глубоких и сложных переменах в этом мире и готовности Китая принять на себя большую ответственность и обязанность по адаптации к таким переменам за счет развития экономических связей с другими странами [2; 34].

В разделе «Принцип совместного строительства» китайские специалисты выделяют пять ключевых принципов формирования экономического пояса Нового Шелкового пути [2;10]:

1. Мирное сосуществование.

2. Открытость и сотрудничество.

3. Гармония и открытость (Китай подразумевает под понятием «гармоничный мир» совместные и скоординированные усилия всех акторов международных отношений для обеспечения безопасности, развития, и достижения продолжительного и стойкого результата. Также в последнее время в Китае стал популярен термин «общая безопасность» (с кит. яз. допд1:опд а^иап).

4. Обеспечение функционирования рынка.

5. Взаимная выгода.

Важно понимать, что проект экономического пояса Нового Шелкового пути, по сути, является мно-госферным, поскольку охватывает такие области как развитие инфраструктуры и торговли, увеличение объемов финансовых и гуманитарных потоков.

Китайское правительство отмечает значительный потенциал Центральной Азии как связующего звена между «активной Восточной Азией» и «развитой Европой». При этом предполагается, что ключевые элементы рассматриваемого экономического проекта будут постепенно реализоваться через уже существующую систему многостороннего институционального сотрудничества, включая форматы ШОС, форумов АСЕАН (в конфигурации «10+1»), АТЭС и других международных экономических объединений в АТР.

В настоящее время опубликовано значительное количество статей и монографий о сущности экономического пояса Шелкового пути на разных иностранных языках, которые иллюстрируют данный проект с разных точек зрения и представляют разный интерес для дальнейших исследований. Хотелось бы привести мнения некоторых ключевых ученых в Китае в этой области, чьи статьи могут помочь получить полное и глубокое общее представление о сути экономического пояса Шелкового пути.

Хорошо известный китайский эксперт в сфере логистики Ян Дацин отмечает в своей книге «Дилем-

ма овчарни: логистические дефекты, препятствующие росту Китая в качестве великой державы» [4; 58]: «Природа древнего Шелкового пути заключалась в реализации торгово-логистических операций между Азией и Европой. Крайне важно трансформировать данную линейную схему «коммерции и торговли» в конвергенционную модель сближения экономических отраслей и населения 'экономического пояса'».

Действительно, исходя из идеи Ян Дацина, для успешной реализации проекта экономического пояса Нового Шелкового необходимо, в первую очередь, построить современную транспортную и логистическую инфраструктуру, которая будет являться гарантом привлечения крупных компаний к формированию промышленных эко-цепей. Если мы будем ограничиваться лишь строительством железнодорожных и автомобильных дорог, то все это сведется к подобию «рисования» параллельных линий в регионе, и подобная тактика не позволит придать конкретную форму межрегиональному промышленному взаимодействию.

Новый Шелковый путь нуждается в современной логистике с соответствующей информационной инфраструктурой и системой поддержки и обслуживания.

Во-первых, сегодня можно опираться на уже существующие транспортные узлы и промышленные зоны с целью создания соответствующих логистических парков и информационной платформы.

Во-вторых, необходимо планировать объединение основных логистических линий, таких как Трансазиатская железная дорога и азиатская автомагистраль.

В-третьих, необходимо совершенствовать логистические сети путем объединения основных транспортных линий и систем хранения и сортировки, а также информационное обслуживание и региональное распределение. Такая система поможет развитию экономического пояса и придаст ему реальную, «осязаемую» форму.

В 2014 году Линг Чжи, бывший советник китайского посольства в России (по вопросам развития экономики и торговли), рассмотрел в своей статье «Мысли по поводу нового экономического пояса Шелкового пути» ряд принципиально важных моментов относительно перспектив реализации проекта экономического пояса Нового Шелкового пути [3; 36]:

1) Для реализации проекта потребуется создание общей коммуникационной сети.

Автомобильная и железная дороги построены и готовы к использованию, но в реальности они могут не функционировать должным образом. Есть объективные ограничительные факторы, например, Россия и Китай имеют разную ширину рельса. Но основная проблема заключается в торможении процесса упро-

щения процедур в торговле. Что касается Китая, то он не обращает должного внимания на защиту окружающей среды и упрощение процедур торговли. На строительство соответствующей инфраструктуры требуется достаточно большой промежуток времени и значительные усилия в виде дополнительной рабочей силы.

2) Проект тормозится из-за конфликтного потенциала интересов ключевых акторов международных отношений в центральноазиатском регионе. По мнению Линг Чжи, Россия не готова поделиться своими интересами в этом регионе с Китаем. В связи с этим необходимо выстроить многосторонний механизм для развития проекта.

3) Для реализации проекта потребуется «переброска» из Китая резервных мощностей в централь-ноазиатский регион.

Другой известный специалист, Ван Сяоцюань, научный сотрудник Института Шанхайской организации сотрудничества и общественной дипломатии (Шанхайский Университет), в 2014 году в своей научной статье «Стратегическое мышление о строительстве экономического пояса Шелкового пути» [5; 30] выделил следующие тенденции во внешнеэкономической стратегии Китая относительно реализации проекта Нового Шелкового пути:

1) Впервые за несколько сотен лет происходит разворот тренда в соотношении «морская держава - сухопутная держава». Другими словами, КНР стремится оказывать внешнеэкономическое влияние как на сухопутных территориях, так и за счет расширения морской торговли.

2) Китай изменил свой традиционный путь внешней торговли, вместо восточного морского пути отдав предпочтение сбалансированной двусторонней торговле: одновременно применяя восточный морской путь и на западе - сухопутные торговые магистрали.

3) Китай в среднесрочной перспективе превратится в развитую страну, которая возьмет на себя роль локомотива для более эффективного экономического развития развивающихся стран региона Нового Шелкового пути.

4) Китай усилит свое присутствие на западных рынках за счет своего геоэкономического потенциала.

5) Китай сталкивается с сохраняющейся угрозой с востока (США и Япония). Экономический пояс Шелкового пути позволит снизить такой риск и пре-

вратит Китай в транспортную и энергетическую артерию для перемещения по Европе, Ближнему Востоку и Африке. В Восточной Азии будут больше полагаться на Китай, тем самым снизится фактор сдерживания Китая со стороны США.

6) Геополитическая роль Средней Азии возрастет. Китай, Россия, Индия, ЕС, США и Турция вступят в новую эпоху конкуренции и будут пытаться реализо-вывать свои проекты в данном регионе.

По нашему мнению, проект экономического пояса Нового Шелкового пути представляет собой перспективную площадку для создания разнообразных связей между народами (экономических, культурных, гуманитарных и пр.).

Исходя из гегелевской формулировки «... противоречие есть единство противоположностей», при определенных условиях каждая из сторон-участников проекта Нового Шелкового пути будет преобразована в результате обоюдного взаимовлияния, и, в результате, все они внесут свой вклад в общее развитие проекта и нового региона. Проект Экономического пояса Шелкового пути на пути к реализации будет встречать противоречия и конфликты интересов, но принципы обмена и интеграции помогут развитию этого региона и нивелируют имеющиеся противоречия между участниками проекта.

Не стоит забывать и о том, что и Китай не является всесильным экономическим агентом, и он так же, как и другие экономические державы испытывает ряд трудностей. Во-первых, в Китае существует переизбыток производственных мощностей. Экономический пояс Шелкового пути, по нашему мнению, может стать идеальным способом решения проблемы для перемещения данных промышленных мощностей в Центральную Азию.

Во-вторых, не следует сбрасывать со счетов и «территориальный конфликт в Южно-Китайском море» [6; 35]; здесь США пытаются блокировать Китай с востока и юга. Китай обладает третьей по площади территорией в мире, и первой по площади в Азии, но не имеет прямого выхода к Тихому океану. Такая изоляция или «блокада» будет иметь пагубные последствия для Китая, в связи с этим Китай, возможно, попытается использовать «океанический вариант» Шелкового пути, чтобы прорвать эту «блокаду». Если морской Шелковый путь не удастся, то преодолеть данную ситуацию поможет именно сухопутный «экономический пояс Шелкового пути».

Список литературы

1. Тавровский Ю.В. Новый Шелковый путь. М.: Эксмо, 2017. 368 с.

2. Цели и задачи реализации экономического пояса Нового Шелкового пути и Морского шелкового пути 21-го века / Национальная комиссия Китая по развитию и реформам, Министерство иностранных дел КНР и Министерство торговли КНР. Пресс-канцелярия Госсвета КНР, 2015.

3. Новостное агентство China News. - 2013. - URL: http://finance.chinanews.com/cj/2013/09-10/5265645.shtml

4. Электронный ресурс. - 2014. - URL: http://wenku.baidu.com/view/55636b2b7fd5360cbb1adb18.html?re=view,

2014.

5. Электронный ресурс. - 2014. - URL: http://www.guancha.cn/WangXiaoQuan/2014_04_25_224190.shtml

6. Электронный ресурс. - 2015. - URL: http://grass.chinaiiss.com/html/201512/29/wa1a758.html

7. «Один пояс - одна дорога». Ориентир 10 лет: годовой торговый оборот составит 2.5 тыс. млрд. долларов. -

2015. - URL: http://finance.takungpao.cOm/hgjj/q/2015/0330/2959268.html

Reference list

1. Tavrovskiy Yu. New Silk Road. M.: Eksmo, 2017. 368 p.

2. Goals and objectives of the implementation of the New Silk Road and Marine Silk Road of the 21st century / The National Commission of China on Development and Reform, Ministry of Foreign Affairs of PRC and Ministry of Commerce of the PRC. The press-office of the State Council of PRC, 2015.

3. News Agency China News. 2013. URL: http://finance.chinanews.com/cj/2013/09-10/5265645.shtml

4. Electronic resource. - 2014. - URL: http://wenku.baidu.com/view/55636b2b7fd5360cbb1adb18.html?re=view, 2014.

5. Electronic resource. - 2014. - URL: http://www.guancha.cn/WangXiaoQuan/2014_04_25_224190.shtml

6. Electronic resource. - 2015. - URL: http://grass.chinaiiss.com/html/201512/29/wa1a758.html

7. "One belt and one road". The Goal for 10 years: One-year trade turnover will reach $ 2.5 thousand billion. - 2015. -URL: http://finance.takungpao.com/hgjj/q/2015/0330/2959268.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.