Научная статья на тему 'Проект «Куратор»: новый подход в менеджменте библиотеки (опыт внедрения электронных библиотечных систем)'

Проект «Куратор»: новый подход в менеджменте библиотеки (опыт внедрения электронных библиотечных систем) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Куратор»: новый подход в менеджменте библиотеки (опыт внедрения электронных библиотечных систем)»

ПРОЕКТ «КУРАТОР»: НОВЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ БИБЛИОТЕКИ (опыт внедрения электронных библиотечных систем)

Появление в библиотеках вузов электронных библиотечных систем существенно повлияло на организацию библиотечного обслуживания в целом. Выявились и стали очевидными недостатки, которые годами накапливались в библиотеках в части организации и обслуживания пользователей: ослабление, а иногда и утрата связей с профессорско-преподавательским составом, уход в «свободный интернет» студенческой аудитории, утрата культуры научного поиска, отставание квалификации библиотечных работников от потребностей времени и, конечно, снижение финансирования и связанное с этим частичное устаревание фондов и т. д.

Многие вузовские библиотеки России имеют достаточный опыт использования электронных ресурсов и баз данных при обслуживании читателей, но именно появление электронных библиотечных систем (ЭБС) потребовало от библиотек перехода на новый уровень взаимоотношений с пользователями. Учебная литература, входящая в состав ЭБС, — основа образовательного процесса. Библиотека тратит большую часть финансовых средств именно на комплектование учебного фонда, количество и качество учебников учитываются при лицензировании и аккредитации вуза.

Федеральные образовательные стандарты третьего поколения и другие инструктивные документы Министерства образования уделяют большое внимание наличию ЭБС в вузах. За короткий период библиотеки не только познакомились с этим видом ресурсов, но и были свидетелями и в некотором смысле участниками (в вопросе о критериях ЭБС) их бурного развития. В настоящий момент уже понятно, что электронные библиотечные системы — это неизбежно, надолго и, безусловно, удобно. Библиотеки перешли на новый уровень решения задач: как приобрести, организовать доступ, провести эффективный маркетинг, обучить, добиться высоких показателей посещаемости и т. д.

Библиотека Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, как и многие другие вузовские библиотеки России, за полтора прошедших года приобрела опыт решения проблем, связанных с ЭБС. Весь 2011 г. рынок ЭБС стремительно развивался, и можно сказать, что к лету 2012 г. основные игроки на рынке определились. Наша библиотека приобрела ЭБС «Айбукс» в октябре 2011 г. после неоднократного тестирования. Сильными сторонами ресурса для нас являются контент («Айбукс» создана на базе крупнейших на Северо-Западе России издательств: «Питер» и «БХВ-Петербург» в сотрудничестве с АРБИКОН); соответствие направлениям подготовки специалистов; наличие публикаций наших авторов в коллекции (более 70); удобный и простой поиск; оптимальные условия доступа и приемлемая цена. К слабым сторонам системы можно отнести (и это существенно) недостаточно большой массив книг, недостаточное разнообразие типов и видов представленной литературы, отсутствие периодики и др.

Тем не менее решение о приобретении системы было принято, главным образом, для того, чтобы приучить читателя к новому виду образовательных электронных ресурсов, так как процесс адаптации читателя, как правило, очень затягивается. Приобретение ЭБС существенно обогатило фонд библиотеки. Проведенный анализ книгообеспеченности с учетом электронных изданий показал, что по почти 300 дисциплинам обеспеченность изменилась в лучшую сторону. Например, по УГСН «Экономика» из 272 дисциплин в ЭБС имелись книги по 152, по направлению «Информатика» из 32 — 17, «Сфера обслуживания» из 68 — 26, «Гуманитарный блок» из 144 — 75 дисциплин. Посещаемость ресурса также нарастала стремительно, причем при анализе статистики стало понятно, какие книги наиболее востребованы.

Получив первый опыт использования ЭБС, мы приобретаем вторую ЭБС "Znanium.com", созданную на базе издательства «Инфра-М», и получаем уже гораздо большую коллекцию электронных учебных материалов различного типа. Кроме того, преподавателям нашего вуза были предложены льготные условия для публикации и размещения своих научных трудов, что тоже очень важно для вуза.

Не секрет, что преподаватели стали меньше писать и издавать научных трудов в вузовских издательствах. Например, в нашем издательстве за последние годы наблюдается явная тенденция недовыполнения плана по изданию учебно-методических пособий. Преподаватели не хотят бесплатно публи-

коваться, тратить свой интеллектуальный потенциал на создание «служебных» произведений, все права на которые принадлежат вузу. А потребность в новых пособиях в связи с введением новых дисциплин очень велика. Приобретение ЭБС ИНФРА-М в перспективе позволяет решить и проблемы нашего вузовского журнала. Таким образом, ЭБС позволяют не только решить проблему наличия в фонде библиотеки необходимой литературы, но и дополнительно решить часть общих проблем вуза.

Работа по отбору и приобретению ЭБС не заканчивается на открытии доступа пользователям библиотеки, требуются огромные дополнительные усилия, чтобы конечная цель — совершенствование качества образования — была приближена.

В 2011 г. наш университет перешел на двухуровневую систему подготовки специалистов. Университет провел огромную подготовительную работу по переходу на новые образовательные стандарты. Подготовлены новые планы и программы, введено большое количество новых специальностей и дисциплин, повышается квалификация преподавателей, активно работает система дистанционного обучения тоос11е, по многим дисциплинам подготовлены учебно-методические комплексы и многое другое. К сожалению, библиотека только косвенным образом принимала участие в этих изменениях, оказавшись изолированной от многих принимаемых решений.

Например, бакалавриат организовал подготовку новых рабочих программ по дисциплинам образовательного процесса, осуществил переход на активное использование новых образовательных технологий (дистанционное обучение — тоос11е); преподаватели магистратуры, учитывая отсутствие в фонде библиотеки необходимых учебников, перешли на использование элементов электронного обучения (весь пакет учебных материалов по курсу отсканирован и высылается магистрантам в электронном виде уже в начале изучения дисциплины), на многих кафедрах подготовлены электронные учебно-методические комплексы (УМК).

Библиотека могла бы участвовать во всех этих мероприятиях, например, заранее сформировать фонд учебной литературы, ориентированной на различные уровни образования, поучаствовать в разработке новых рабочих программ, предоставить ресурсы для включения в УМК, провести обучение и многое другое. Выявились тенденции ослабления взаимодействия и даже утраты связей кафедр и библиотеки, отсутствия взаимных интересов и т. д.

Для выработки новых стратегических решений необходимо критически оценить существующее состояние, проанализировать сильные и слабые стороны работы библиотеки, ее возможности и существующие угрозы. Сильными сторонами являются: стабильный коллектив, авторитет руководства библиотеки в университете, библиотечный фонд с высокой степенью книгообеспеченности учебного процесса, развитая информационно-технологическая инфраструктура. К слабым сторонам следует отнести: снижение посещаемости библиотеки, ослабление связи с кафедрами и преподавателями, устаревание фонда из-за недостатка финансирования, отставание квалификации библиотечных спе-циалистов от реалий сегодняшнего дня, отсутствие мотиваций и др.

В целях улучшения ситуации и ликвидации отдельных недостатков нами разработан проект «Куратор», рассчитанный на 3 года. Проект согласован с руководством университета, поддержан и контролируется проректором по учебной работе. Для реализации проекта на кафедрах назначены ответственные лица — представители кафедры в библиотеке. Список представителей утвержден приказом ректора. Работа представителя предусматривается в индивидуальном плане преподавателя в разделе «Учебно-методическая работа». Для взаимодействия с кафедрами в библиотеке назначены кураторы направлений, список которых также утвержден ректором. Представители кафедр и кураторы направлений от библиотеки организуют работу и участвуют в совместной деятельности по всем направлениям.

Основная цель проекта — активизация совместной работы кафедр и библиотеки, обеспечение нового уровня взаимодействия по формированию и использованию информационно-библиотечных ресурсов, установление партнерских отношений на основе «радикального доверия». Проект направлен, в первую очередь, на преподавателей, именно они в центре нашего внимания. Как отмечено в письме Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», «преподаватель — главная фигура в организации проведения самостоятельной работы студентов, непосредственно реализует, осуществляет руководство самостоятельной работы студентов по своей дисциплине как индивидуально, так и в группе». Роль преподавателя как информационного лидера велика, от его требований зависят и действия студентов. Если пре-

подаватель сам хорошо ориентирован в существующих ресурсах по дисциплине, он будет использовать их в своей педагогической и научной работе, рекомендовать студентам, а роль библиотеки — обеспечить учебный процесс, предоставить все имеющиеся ресурсы.

Новое поколение студентов, выросшее в условиях «всеобщей интернетизации», нуждается в направляющем участии преподавателя. Основным источником знаний сегодня считается Интернет, студенты слабо владеют основами информационной культуры, не владеют навыками самостоятельной работы с учебной, справочной и научной литературой, не умеют работать в условиях библиотеки, предпочитают «скачивать» информацию и т. д. Страдает качество учебных и научных работ и в целом качество обучения.

В своей работе нам хотелось бы достичь такого уровня, когда преподаватель будет доверять сотруднику библиотеки, рассматривать его как «информационного гуру», естественно вовлекаемого в процесс разработки учебных планов и программ по дисциплинам вуза. В такой ситуации существенное значение имеет квалификация библиотечного специалиста. Проектом предусмотрена модернизация системы повышения квалификации библиотеки. Сегодня библиотекарь, и в первую очередь куратор, должен уверенно владеть эффективными информационными технологиями работы в сетях, по своим возможностям он должен быть адекватен пользователям, а то и превосходить их. Тогда придут профессиональное уважение и самоуважение, доверие преподавателей и доверие студентов (они, наконец, поймут, что библиотекарь — это не бабушка в очках и домашних тапках, выглядывающая из-за стеллажа и шикающая на них, чтобы не мешали).

Квалифицированных библиотечных специалистов пока нет, но они обязательно должны появиться, так как современная действительность требует именно таких профессионалов. Библиотека нуждается в инновациях, но неясность будущего, риск перехода на новые технологии пугают и расстраивают сотрудников, они говорят: «Мы всегда делали это таким образом»; «нашей задачей всегда было — выдать книгу» и т. д. Необходим баланс инноваций и традиций. Выходом может быть поощрение со стороны руководства сотрудников, мыслящих нестандартно, выдвигающих новые идеи и т. д., предоставление им большей самостоятельности для осуществления их идей и планов. Необходим баланс расширения прав и возможностей, сохраняя акцент на приемлемость решения.

Основная идея проекта — куратор должен знать все и не только из области информационно-библиотечного обслуживания, но также и об образовательных методиках, применяемых в вузе, представлять структуру и содержание учебных дисциплин, знать новые требования образовательных стандартов и др. Основной костяк кураторов — сотрудники отдела библиографии как специалисты в области информационного поиска. Проектом определены следующие задачи и направления работы:

1) обеспечение высокого уровня взаимодействия в части формирования и использования инфор-мационно-библиотечных ресурсов вуза;

2) активное внедрение ЭБС и других электронных ресурсов в учебный и научный процесс;

3) обеспечение оптимальной книгообеспеченности учебного процесса в соответствии с лицензионными нормативами;

4) мониторинг и прогнозирование информационных потребностей кафедр и пользователей университета;

5) обеспечение качественного взаимного информирования об изменениях информационно-библиотечной и образовательной среды вуза;

6) формирование информационной культуры пользователей;

7) обеспечение обратной связи кафедр и библиотеки;

8) разработка нормативно-технологической документации по проекту.

Новым в работе является то, что проект устанавливает личную ответственность конкретного человека за проделанную работу. Для учета работы куратора библиотеки создана форма годовой отчетности, позволяющая учитывать все виды деятельности. По итогам года назначается поощрение за хорошую работу. Проектом предусмотрено также изменение маркетинговой стратегии продвижения электронных услуг в сторону развития индивидуальных форм общения через Интернет.

Важным инструментом в работе библиотеки университета продолжает оставаться поддержка ректората. Руководству библиотеки удалось достичь высокого уровня взаимодействия, что положительно сказывается на всей нашей работе. В сентябре 2012 г. проректор по учебной работе канд. экон. наук, доц. И.И. Егорова выступала на заседании Ученого совета с докладом «Информационное обеспечение

образовательной деятельности», где доложила о состоянии вопроса и проблемах, требующих решения в ближайшей перспективе. Проректор выделила три важных задачи, от решения которых зависит качество образовательных услуг вуза:

1. Сохранение и развитие фонда библиотеки в условиях снижения финансирования.

2. Увеличение доли электронных образовательных ресурсов и их использования в учебном процессе.

3. Восстановление связей «кафедра — библиотека» для повышения эффективности совместной работы по формированию фонда библиотеки, полностью соответствующего направлениям учебной и научной работы вуза.

В рамках реализации проекта подготовлен и введен в действие «Регламент обеспечения библио-течно-информационными ресурсами основных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки ФГБОУ ВПО СПбГУЭФ». Регламент разработан на основе положений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и других нормативных документов Правительства РФ, Минобрнауки РФ, внутривузовских регламентирующих документов. Регламент определяет порядок проведения мероприятий по обеспечению библиотечно-информационными ресурсами основных образовательных программ и организацию контроля за их исполнением.

Регламент является обязательным для исполнения должностными лицами и персоналом университета, участвующими в процессе организации и проведения образовательной деятельности вуза. Документ утвержден Ученым советом 21 декабря, копии разосланы на все кафедры и в подразделения университета, электронная версия представлена на сайте библиотеки (http://library.finec.ru/files/doc/ doc6.pdf). Регламент определяет обязанности 10 структурных подразделений вуза, участвующих в процессе поддержания информационной обеспеченности образовательного процесса.

Итоги работы по проекту за 2011 г. мы расцениваем как успех. На фоне нарастающей в последние годы неопределенности положения библиотек в обществе, резкого снижения посещаемости и частичной утраты связи с пользователями наметились положительные тенденции и в работе коллектива и в отношениях с кафедрами и администрацией вуза.

О.В. Никитина, директор библиотеки СПбГУЭФ Л.В. Мац, заместитель директора по информатизации библиотеки СПбГУЭФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.