ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ И РЕГИОНАХ
ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС БФ ФГОБУ ВПО СИБГУТИ
Масштабы использования современных информационных технологий в современной библиотеке активно растут. Все большая роль отводится электронным образовательным ресурсам в высших и средних специальных учебных заведениях. Подготовка современных электронных изданий и их использование в учебном процессе являются неотъемлемой частью информатизации сферы образования, и требует формализации этого процесса.
Структурно-содержательная реформа высшей школы в России, внедрение новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ставят перед библиотеками вузов задачи нового уровня. Неуклонное стремление к совершенствованию подготовки специалистов с высшим образованием определяет необходимость повышения качественного содержания документного фонда вузовской библиотеки.
Долгое время основой для работы библиотек по удовлетворению информационных потребностей читателей выступал библиотечный фонд, который традиционно трактовался как собрание печатных изданий. В проектах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3-го поколения говорится о том, что обучаемые должны быть
С.Б. Ринчинова
Ключевые слова:
электронно-библиотечная система, электронный ресурс, курс «Основы информационной культуры», интеграция ЭБС в учебный процесс.
Интеграция электронных библиотечных систем в учебный процесс ... I
обеспечены доступом к электронно-библиотечной системе (ЭБС), а библиотечный фонд комплектуется печатными и/или электронными изданиями. Всё это вносит определённые коррективы в процесс комплектования вузовской библиотеки[1].
В свете новых реалий понятие библиотечный фонд трансформируется в более конструктивное и соответствующее современной миссии библиотек понятие информационных ресурсов. Поэтому современная библиотека, чтобы осуществлять поддержку непрерывного образования, обязана комплектовать свои фонды всеми видами информационных ресурсов. Библиотека должна быть проводником новых технологий, предоставляя максимально полную информационную поддержку всем категориям пользователей и, тем самым, обеспечивая повышение качества образования в вузе[6].
В настоящее время университетская библиотека, являясь одним из ключевых звеньев в информационном обеспечении процесса образования в вузе, большое внимание уделяет современным формам накопления и представления информации. Процесс накопления электронных ресурсов, как приобретаемых у сторонних организаций, так и продуцируемых внутри университета, требует создания системы, обеспечивающей хранение, обновление, поиск и извлечение требуемого электронного ресурса, а также управление доступом к этим ресурсам. Таким образом, создание электронной библиотеки становится неотъемлемой функцией традиционной университетской библиотеки.
Масштабы использования современных информационных технологий в современной библиотеке активно растут. Все большая роль отводится электронным образовательным ресурсам в учебных заведениях. Подготовка современных электронных изданий и их использование в учебном процессе- являются неотъемлемой частью информатизации сферы образования, и требуют формализации этого процесса. Но в то же время устаревшие стандарты по электронным изданиям не отражали текущих тенденций и особенностей электронных изданий. Особое место среди электронных изданий занимают издания ЭБС. Использование электронно-библиотечной системы в учебном процессе эффективный и экономичный способ комплектования современной библиотеки, важно умение использования информации и предлагаемых инструментов в своей работе[5].
Одним из основных направлений развития современных научных библиотек является увеличение доли электронного контента в общем объеме библиотечно-информационных ресурсов, предоставляемых читателям.
Это связано со следующими факторами: возможность предоставления полных текстов в удалённых точках доступа, экономия средств как при создании коллекции, так и при развитии библиотечно-информационного обеспечения. В результате возрастает доля электронных ресурсов в фондах библиотеки вуза, появляется возможность найти необходимую литературу с минимальными затратами ресурсов и времени.
На данный момент существует множество способов организации и предоставления доступа к электронным ресурсам. К их числу можно отнести электронно-библиотечные системы, под которыми понимается организованная коллекция электронных документов, включающая издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в вузе, и обеспечивающая возможность доступа к ним через сеть интернет[4].
Внедрение ЭБС обусловлено необходимостью комплектовать фонд вуза литературой не только на бумажных носителях, но и с помощью данной системы, сформированных на основании прямых договоров с правообладателями. В результате в БФ ФГОБУ ВПО СибГУТИ (филиал) были поставлены следующие задачи: подключиться к ЭБС сторонней организации, произвести регистрацию внутривузовской электронной библиотеки.
При подключении к ЭБС сторонней организации возникла необходимость выбрать наиболее оптимальные системы для филиала. Для этого преподавателям было предложено выбрать подходящие произведения из заранее подготовленного массива электронных ресурсов, включающих большое количество изданий по различным отраслям науки. В тестовом режиме преподавателям и студентам БФ ФГОБУ ВПО СибГУТИ было предложено выбрать «Айбукс» или «IPRbooks»[2.3].
Суммарные содержательные характеристики ЭБС удовлетворяют лицензионным нормативным показателям. Доступ преподавателям, студентам и аспирантам к ресурсам электронно-библиотечных систем открыт со всех компьютеров сети университета без регистрации. Для работы в электронно-библиотечных системах с домашних компьютеров, необходимо самостоятельно зарегистрироваться с локальной сети университета.
Важным показателем востребованности электронных изданий является количество обращений к ЭБС. В нашем филиале проводится работа по ознакомлению преподавателей и студентов с возможностями подключенных ЭБС. Для этого читаются лекции в рамках курса «Основы информационной культуры». Проводится регистрация, ознакомление с интерфейсом, изучение поисковых возможностей.
Интеграция электронных библиотечных систем в учебный процесс ... I
Таким образом, в БФ ФГОБУ ВПО СибГУТИ продолжает проводиться работа по интеграции ЭБС в учебный процесс, а именно анализ и выявление наиболее подходящих систем, внедрение, внесение дополнений в рабочие программы дисциплин, обучение пользователей работе с библиотечными системами. На основе рекомендованных из ЭБС изданий стало возможным просчитать число дисциплин, в отношении которых выполняются лицензионные нормативы по обеспеченности электронными изданиями. На основе определения количества обращений к ЭБС можно судить о востребованности электронных изданий.
В дальнейшем планируется проведение работ в двух основных направлениях:
- интеграция библиографических записей из ЭБС в электронный каталог библиотеки;
- подключение новых электронно-библиотечных систем для увеличения обеспеченности дисциплин электронными изданиями.
Становится очевидным путь повышения эффективности использования электронной образовательной информации в вузе, основанный на создании соответствующих информационных систем, способных надежно сохранять информацию и обеспечивать её целенаправленное использование.
Формирование Электронной библиотеки вуза, приобретение доступа к информации у сторонних организаций позволило решить следующие задачи: обеспечение учебного и научного процесса необходимыми информационными источниками; сохранение научного наследия ученых; отражение и распространение информации об актуальных научных разработках и исследованиях, ведущихся в филиале; сохранение результатов научной деятельности студентов и аспирантов; создание документов и материалов, отражающих историю университета, научную и педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава; широкое распространение краеведческой информации[5].
Вузовская библиотека - это место, в котором обеспечивается свободный доступ к информации, с одной стороны, и сохраняются источники этой информации, с другой стороны. Стремление идти в ногу со временем позволяет говорить о повышении уровня профессиональной культуры всей библиотеки в целом. Современные читатели не могут довольствоваться только печатными изданиями, они хотят предоставления качественных информационных услуг, комфортности обслуживания. Пользователь должен иметь возможность выбирать вид информации и пользоваться ею удаленно в любое время[6].
Библиотека БФ ФГОБУ ВПО СибГУТИ вносит свой вклад в развитие дистанционного обучения, она остается конкурентной, имеет возможность эффективно решать задачи повышения качества образования и его доступность.
Литература
1. Болдырев П.А., Крылов И.Б. Электронные библиотечные системы: опыт использования и интеграция в учебный процесс университета/ Материалы НПК «Библиотека в информационно-образовательной среде современного вуза». Оренбург.-2010.-С.2504-2509.
2. Электронно-библиотечная система «ibooks.ru» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ibooks.ru/.
3. Электронно-библиотечная система «iprbooks.ru» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iprbooks.ru/.
4. Дригайло В. Г. Основы организации работы библиотеки вуза [Текст]: научно-практ. пособие / В. Г. Дригайло. - М.: Либерея, 2007. - 620 с.
5. Электронно-библиотечные системы и перспективы их использования в российских вузах [Электронный ресурс]: исследование ВЦИОМ. -Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/201.
6. Дронова Н. А. Высшее образование и вузовская библиотека [Текст] / Н. А. Дронова // Мир библиографии. - 2006. - N 6. - С. 28-30.