Научная статья на тему 'Проект информационно-вводного словаря «Экология человеческого бытия»'

Проект информационно-вводного словаря «Экология человеческого бытия» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Соломко Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект информационно-вводного словаря «Экология человеческого бытия»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 2 (424). Философские науки. Вып. 51. С. 103-104.

УДК 141.12 ББК 87.1

ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-ВВОДНОГО СЛОВАРЯ «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ»

Д. В. Соломко

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия

Кафедра философии ЮУрГУ выступила с презентацией проекта информационно-вводного словаря (справочника) «Экология человеческого бытия» и с приглашением участия в совместной работе над ним. Данный словарь является одной из возможных форм реальной консолидации учёных-философов региона. Это словарь-приглашение к совместному творчеству для дальнейшего осмысления проблемного поля экологии человеческого существования. Это словарь вводных («входных») терминов, условный алфавит, в кото -ром будет собрана первичная и необходимая информация для формирования и развития концептуальных идей.

В издании экология человеческого бытия будет рассматриваться в контексте взаимоотношений «человек — техномир», в котором экология субъективности, непосредственного, живого переживания человеком его отношений со всеми элементами технизированного мира есть реальная проблема. Общая ориентация в разработке наиболее частотных категорий предполагает, что экологическое внимание в общеметодологическом смысле, направленное на какой-либо предмет исследо -вания, последовательно функционирует на трёх уровнях1.

Первый — онтологический, где экологическое внимание обращено к началам, основам и условиям исследуемого предмета. В качестве таковых предлагаются предельные основы человеческого бытия, так называемые экзистенциалы (П. С. Гу-ревич) или основополагающие феномены чело-

1 Теоретическим основанием для терминологического обоснования понятия «эко» и выделения уровней функционирования экологического внимания выступили работы отечественных и зарубежных авторов: Э. Геккель, В. А. Кутырев, Б. В. Марков, Л. Е. Моторина, М. Н. Эпштейн. Общее, в чём сходятся все авторы, можно сформулировать следующим образом: «эко» понимается как то, что способно обозначить самобытность и самоценность различных реальностей по отношению друг к другу (природное — культурное, естественное — искусственное, антропологическое — техническое, бытие — сущее).

веческого бытия (В. Д. Губин): творчество, любовь, игра, труд, смысл жизни, страдание, страх, смерть. Именно в сфере экзистенциального и есть тот предельный горизонт понимания человека и его мира, тот реальный «жизненный мир», который человек всегда ценит.

Второй — аксиологический; предполагает, что экологическое внимание есть внимание заботы и попечения о живом начале в человеке, сохранение и сбережение экзистенциальных основ его бытия. В экзистенциалах выражены способы активного отношения человека к миру — способы его реального переживания отношений с миром, когда окружающая человека среда становится его домом. Именно в них и выражено то живое, что и является предметом заботы и попечения в условиях технизированного мира, поскольку если это живое исчезнет и будет заменено автоматизмами, как у роботов, то это уже и не человек (и не сверхчеловек).

Третий — диалектический, рассматривает диалектику возвратно-поступательного движения в развитии человека и техники. Возвратно-поступательное движение в развитии техники понимается не как отказ от техники, а как развитие более тонких и высоких технологий, когда техника не истощает, но защищает окружающую среду. Возвратно-поступательное движение в развитии человека в условиях техномира обостряет проблему синтеза ценностей преодоления и сохранения (ориентация на «эко» может быть положена в основу разработки возможного варианта позитивного синтеза). Человек стремиться творчески реализовать себя, но при этом сохранить человеческое в себе.

Предлагаемы термины:

— «эко» (эйкос или oikos), «экология», «экологизация», «дом», «сохранение», «забота», «сбере -жение», «природная среда обитания», «окружающая среда»;

— «экология человеческого бытия», «экологизация человека», «экология субъективности», «экогуманизм», «экологическая антропология», «гуманистическая экология», «экогуманистика»;

104

Д. В. Соломко

— «экологическое сознание», «глобально-экологическое мышление», «экологическая культура», «экологическая грамотность», «экологиче-

ская ответственность», «экологическая чувствительность», «экологическая мораль», «экологический императив».

Сведения об авторе

Соломко Дмитрий Витальевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет). Челябинск, Россия. phil@susu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 2 (424). Philosophy Sciences. Iss. 51. Pp. 103-104.

PROJECT OF INFORMATION-INTRODUCTORY DICTIONARY "ECOLOGY OF HUMAN BEING"

D.V. Solomko

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia. phil@susu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.