Научная статья на тему 'ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!»'

ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
люди с бисенсорными нарушениями / физкультурно-оздоровительная деятельность / спорт / people with bisensory disorders / physical culture / recreation activities / sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаговцев А.И., Ведерникова Д.Н., Клименко О.Е.

В работе представлен проект физкультурно-оздоровительной деятельности, направленный на обучение ходьбе на лыжах. Указаны плюсы занятий на свежем воздухе и важность для данной категории обучиться данному умению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATION ACTIVITIES OF STUDENTS WITH SENSORY IMPAIRMENTS "HURRY UP TO SKI!"

The paper presents a project of physical culture and wellness activities aimed at teaching skiing. The advantages of outdoor activities and the importance for this category of learning this skill are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!»»

УДК 796 Чаговцев А.И., Ведерникова Д.Н., Клименко О.Е.

Чаговцев А.И.

магистрант, Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Ведерникова Д.Н.

магистрант, Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Клименко О.Е.

к.пед.н., доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!»

Аннотация: в работе представлен проект физкультурно-оздоровительной деятельности, направленный на обучение ходьбе на лыжах. Указаны плюсы занятий на свежем воздухе и важность для данной категории обучиться данному умению.

Ключевые слова: люди с бисенсорными нарушениями, физкультурно-оздоровительная деятельность, спорт.

Образование и воспитание детей со сложными нарушениями развития сегодня - одна из актуальных проблем педагогической науки и практики не только в России, но и во всем мире. Такого рода дети имеют несколько нарушений первичного генеза, которые в комплексе комбинированных

нарушений оказывают негативное многообразное влияние на соответствующий ход психофизического развития ребенка.

Одновременное нарушение органов зрения и слуха, относится к бисенсорным нарушениям. Такие дети воспитываются в условиях сенсорной, двигательной, коммуникативной, социальной депривации. Им характерно своеобразие психофизического развития.

У детей со сложными нарушениями значительно отличаются физические способности от способностей нормально развивающихся ровесников.

Занятия по лыжной подготовке способствуют развитию социальной активности учащихся с нарушением слуха и зрения даже вне сферы спортивной деятельности. Они меньше болеют, стремятся к большей двигательной активности и проявляют менее агрессивное или пагубное поведение. Регулярные занятия лыжной подготовкой, как и другими видами физической активности, способствуют и благоприятствуют формированию положительных социально-эмоциональных черт, социализации и нормализации жизненного цикла у детей с бисенсорными нарушениями.

Основным отличием в подходах к отбору физических упражнений в системе специального обучения детей во вспомогательной школе является коррекционно-развивающая направленность обучения. Это означает, что физические упражнения - на уроках физической культуры коррекционной школы прежде всего должны способствовать решению коррекционно-развивающих задач.

В связи с особенностями развития учащихся данной нозологической группы, развитие физических качеств может не соответствовать возрастной норме.

В среднем школьном возрасте у мальчиков целенаправленно и эффективно развиваются следующие способности:

1.Скоростно-силовые (к 11-12 годам),

2.Скорость двигательной реакции (к 11-12 годам),

3.Собственно силовые (к 13-14 годам),

4.Выносливость в динамическом режиме (к 11-13 годам), в статическом режиме (к 13-15 годам),

5.Способность выполнять сложнокоординационные упражнения (к 14-15 годам) и упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14 годам),

6. Выносливость в зоне максимальной интенсивности (к 14-15 годам).

У девочек в этом возрасте наибольшее внимание следует уделять развитию следующих способностей:

1. Скоростно-силовые (к 11-12 годам),

2. Скорость движений (к 11 -12 годам),

3. Выносливость в динамическом режиме (к 12-13 годам), в статическом режиме (к 12-13 годам), в зоне большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам).

В этом возрасте у девочек сильно развиваются координационные способности (11-13 лет) и гибкость (11-12 лет и 13-15 лет). Это связанно с бурным развитием половой системы, подвижностью таза и позвоночника. Поэтому девочкам очень полезны упражнения для брюшного пресса. Средний школьный возраст связан с интенсивным ростом и развитием конечностей, поэтому особое внимание следует уделять осанке, упражнениям, направленным на формирование мышц скелета. Полезны упражнения на свежем воздухе, закаливающие процедуры, кроссы, ходьба на лыжах.

1. Название проекта: «Скорей на лыжи!»

2. Автор проекта:

Чаговцев Алексей Игоревич,

3. Образовательная организация: Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».

4. Сроки реализации проекта: 2 года.

5. Целевая аудитория проекта: учащиеся в возрасте 13-15 лет, с частичной потерей слуха и зрения.

6. Раздел образовательной деятельности: обучение способам передвижения на лыжах.

7. Обоснование актуальности проекта:

- в социальном аспекте: отмечаемым в настоящее время ростом детей с бисенсорными нарушениями, низким уровнем их физического развития и физической подготовленности, необходимостью развития координационных способностей учащихся с бисенсорными нарушениями, как фактора благоприятной адаптации к внешней среде,

- в теоретическом аспекте: имеющимися теоретическими исследованиями педагогов, психологов занимающихся проблемами людей со сложными нарушениями в целом, работами по обучению передвижению на лыжах, как практически здоровых людей, так и имеющих одно нарушение сенсорной системы: слуха или зрения, крайне редкими работами, включающими теоретическое описание обучения лыжному ходу учащихся с двойными нарушениями,

- в методическом аспекте: недостаточным количеством методик обучения лыжному ходу учащихся с бисенсорными нарушениями. Мы предполагаем, что это связано со сложностями в обучении данной нозологической группы, необходимы дополнительных специалистов или средств коммуникации.

8. Основная идея проекта: разработка методики обучения способов передвижения на лыжах во взаимосвязи с развитием физических качеств у учащихся с бисенсорными нарушениями.

9. Новизна проекта: методика обучения способов передвижения на лыжах у детей с бисенсорными расстройствами способствующая развитию двигательной сферы, координационных способностей, и повышению функциональных возможностей организма.

10. Практическая значимость проекта: данная методика может быть применена в физкультурно-оздоровительном процессе по физической культуре на дополнительных занятиях, внедрена в практику специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

11. Цель и задачи проекта:

Цель: коррекция двигательной сферы занимающихся посредством освоения детьми с бисенсорными нарушениями способов передвижения на лыжах, с направленностью на развитие координационных способностей и повышение функциональных возможностей организма. Задачи:

Развивать физические качества у детей с бисенсорными нарушениями. Обучить способам передвижения на лыжах.

Повышать функциональные возможности организма детей с бисенсорными нарушениями.

12. Концепция проекта:

В проекте предполагается применение комплекса упражнений, направленного на развитие всех физических качеств, представлено тематическое планирование на год по лыжной подготовке. Так же будут включены виды, используемые в летний период времени. Занятия будут проводиться во внеурочной время, 3 раза в неделю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2000;

2. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Воронова О.В. и др. Современные подходы к изучению педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами /О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских, О.В. Воронова и др. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2019. - № 2 (48). - С. 6-16

Chagovtsev A.I., Vedernikova D.N., Klimenko O.E.

Chagovtsev A.I.

Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

Vedernikova D.N.

Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

Klimenko O.E.

Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

PROJECT OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATION ACTIVITIES OF STUDENTS WITH SENSORY IMPAIRMENTS "HURRY UP TO SKI!"

Abstract: the paper presents a project of physical culture and wellness activities aimed at teaching skiing. The advantages of outdoor activities and the importance for this category of learning this skill are indicated.

Keywords: people with bisensory disorders, physical culture, recreation activities, sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.