УДК 376.34
Ведерникова Д.Н.
студентка
Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)
Научный руководитель: Клименко О.Е.
к.пед.н., доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)
ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!»
Аннотация: в статье рассмотрены сложные нарушения в развитии, а также представлен проект, помогающий научить детей с бисенсорными нарушениями передвижению на лыжах.
Ключевые слова: сложные нарушения развития, бисенсорные нарушения, лыжная подготовка.
Сложными нарушениями нужно называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Нарушения развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.
Для учащихся с бисенсорными нарушениями занятия лыжной подготовкой имеют особое место в их развитии. Лыжная подготовка влияет на развитие координационных способностей, ориентацию в пространстве, улучшение эмоциональной сферы, повышение систем организма.
Педагогический эксперимент проводился с целью разработки проекта физкультурно-образовательной деятельности, основой которого является технология обучения способам передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями, позволяющая корректировать дефекты развития двигательной сферы, способствующая расширению арсенала двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей организма, тем самым, социализации и интеграции занимающихся в общество нормально слышащих и видящих сверстников.
В ходе педагогического эксперимента осуществлялось изучение выписок из медицинских карт учащихся с бисенсорными расстройствами; исследовались показатели и оценивался уровень развития двигательной сферы у детей исследуемой категории, изучались их функциональные возможности.
Результаты педагогического эксперимента позволили разработать проект физкультурно-образовательной деятельности, основой которого стала экспериментальная технология обучения способам передвижения на лыжах детей с бисенсорными нарушениями, рассматриваемая в качестве одного из оптимальных средств развития двигательной сферы и повышения функциональных возможностей особых детей.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа, на каждом из которых решались определенные задачи.
Разработанная нами технология состоит из трех этапов: диагностический, основной и контрольный.
Мы считаем, что в связи с тем, что группа разновозрастная, занятия по лыжной подготовке будут проводиться после основных уроков, в определенное время. При этом дополнительные занятия будут иметь благоприятный эффект на здоровье учащихся с двойными нарушениями. В разработанной технологии нами представлено тематическое планирование на третью четверть. Мы планируем проведение двух занятий на одной недели. Тематическое планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1. Примерный план занятий по лыжной подготовке для учащихся с бисенсорными нарушениями
№ Количество Содержание Методы
п/п часов
1 1 Вводное занятие. Рассказ о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Групповые
2 4 Обучение стойкам лыжника, Обучения разноименной работе рук и ног. Обучение поворотам на месте. Игровые упражнения Групповой, индивидуальный, поточный
3 4 Обучение ступающему и скользящему шагу. Игровые элементы: «У кого лучше веер?»; «Чья «снежинка» красивее?»; «У кого лучше «гармошка»»; «Покажи аиста». Групповой, индивидуальный, поточный
4 2 Продолжить обучение ступающему и скользящему шагу, приступить к обучению поворотов в движении. Игровые упражнения Групповой, индивидуальный, поточный
5 4 Совершенствовать ступающий и скользящий шаг, приступить к обучению попеременно двухшажного Групповой, индивидуальный, поточный
хода. Упражнения без палок, с палками. Игровые элементы: «Кто дальше проскользит?»; «у кого меньше шагов?»; «эстафета»
6 3 Продолжить обучение попеременно двухшажного хода. Упражнения без палок, с палками. Приступить к обучению преодоления спусков. Игровые упражнения. Групповой, индивидуальный, поточный
7 2 Совершенствовать попеременно двухшажный ход, продолжить обучение преодоления спусков. Игровые элементы. Групповой, индивидуальный, поточный
Для более легкого освоения способов передвижения на лыжах, необходимо использовать имитационные, подводящие упражнения. Все упражнения необходимо выполнять 8-10 раз, возможно увеличение повторения, в связи с особенностями детей. Если учащиеся испытывают трудности в обучении нового вида, необходимо вернуться к ранее изученному способу и повторить снова. Для поддержания эмоционального настроя в группе, необходимо использовать игровые, соревновательные элементы. Ниже мы представляем перечень упражнений для обучения способам передвижений на лыжах.
Для того чтобы приступить к обучению различным способам передвижения, сначала необходимо научиться ступающему и скользящему шагу. С помощью данных шагов можно приспособиться к удержанию равновесия на лыжне, а также появиться способность воспринимать неровности лыжни, склоны, изменения скольжения, плотность снега, извилистость лыжни и т.д.
Именно данные шаги будут способствовать адаптации учащихся с двойными нарушениями к способам передвижения.
В ходе педагогического эксперимента установлено, что показатели двигательной сферы, координационных способностей, детей с бисенсорными нарушениями находятся на достаточно низком уровне. Выявлено нарушение статического и динамического равновесия, нарушение ориентировки в пространстве и согласованности движений, координации движений рук и ног.
Разработан проект физкультурно-оздоровительной деятельности «Скорей на лыжи!», в качестве замысла которого выступает технология обучения способам передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями, основанная на базовой методике с авторской корректировкой, включающая тематическое планирование, имитационные, подводящие и игровые упражнения, способствующие развитию двигательной сферы, координационных способностей и повышению функциональных возможностей организма детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бедарева, А.С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей. /А.С. Бедарева. // Молодой ученый. -2019. - № 46. - С. 255-257
2. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Воронова О.В. и др. Современные подходы к изучению педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами / О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских, О.В. Воронова и др. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2019. - № 2 (48). - С. 6-16
3. Бертынь, Г. П. Этиологическая классификация слепоглухоты / Бертынь Г. П. // Дефектология. 1985. № 5. С. 14-20
Vedernikova D.N.
Trans-Baikal State University (Chita, Russia)
Scientific advisor: Klimenko O.E.
Associate Professor of the Department of Pedagogy Trans-Baikal State University (Chita, Russia)
THE PROJECT OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATION ACTIVITIES "HURRY UP TO SKI!"
Abstract: the article discusses complex developmental disorders, and also presents a project that helps teach children with bisensory disorders to ski.
Keywords: complex developmental disorders, sensory disorders, ski training.