Научная статья на тему 'Проект федерального закона о противодействии побуждению несовершеннолетних к суицидальному поведению: основные недостатки и пути их устранения'

Проект федерального закона о противодействии побуждению несовершеннолетних к суицидальному поведению: основные недостатки и пути их устранения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / АНОРЕКСИЯ / САМОУБИЙСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валуйсков Николай Викторович

В статье рассматриваются проблемы предупреждения суицидов среди несовершеннолетних, а также факторы, способствующие росту числа информационных ресурсов, пропагандирующих суициды среди подростков. Актуализируется проблема культивирования при помощи СМИ и других современных технологий массовой коммуникации различных отклонений в пищевом поведении, поощрение анорексии, пропаганда специальных диет и лекарств, обеспечивающих достижение анорексического состояния, сопротивление любому влиянию, которое препятствует выздоровлению. В результате исследования автором сделаны предложения по совершенствованию правовых мер предупреждения суицидов среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The draft federal law on countering the inducement of minors to suicidal behavior: the main disadvantages and ways of their elimination

The article discusses problems of preventing suicide among minors and factors contributing to the growth in the number of information resources that promote suicide among teenagers. The problem of cultivation by the media and other modern technologies of mass communication of various abnormalities in eating behavior, promoting anorexia, the promotion of special diets and medicines that achieve anorexicas state resistance to any effect that impedes recovery are actualized. The author of the study makes offers on perfection of legal measures to prevent suicide among minors.

Текст научной работы на тему «Проект федерального закона о противодействии побуждению несовершеннолетних к суицидальному поведению: основные недостатки и пути их устранения»

1.4. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПОБУЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Валуйсков Николай Викторович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Донской государственный технический университет. Филиал: Институт сферы обслуживания и предпринимательства. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. E-mail:valuiskov58@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы предупреждения суицидов среди несовершеннолетних, а также факторы, способствующие росту числа информационных ресурсов, пропагандирующих суициды среди подростков. Актуализируется проблема культивирования при помощи СМИ и других современных технологий массовой коммуникации различных отклонений в пищевом поведении, поощрение анорексии, пропаганда специальных диет и лекарств, обеспечивающих достижение анорексическо-го состояния, сопротивление любому влиянию, которое препятствует выздоровлению.

В результате исследования автором сделаны предложения по совершенствованию правовых мер предупреждения суицидов среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: суицидальное поведение, информационные ресурсы, социальный контроль, анорексия, самоубийства.

THE DRAFT FEDERAL LAW ON COUNTERING THE INDUCEMENT OF MINORS TO SUICIDAL BEHAVIOR: THE MAIN DISADVANTAGES AND WAYS OF THEIR ELIMINATION

Valuiskov Nickolay Victorovich, PhD at law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Don state technical University. Branch: Institute of service and entrepreneurship. Department: Civil law and process chair. E-mail:valuiskov58@mail.ru

Annotation: The article discusses problems of preventing suicide among minors and factors contributing to the growth in the number of information resources that promote suicide among teenagers. The problem of cultivation by the media and other modern technologies of mass communication of various abnormalities in eating behavior, promoting anorexia, the promotion of special diets and medicines that achieve anorexicas state resistance to any effect that impedes recovery are actualized.

The author of the study makes offers on perfection of legal measures to prevent suicide among minors. Keywords: suicidal behaviour, information resources, social control, anorexia, suicide.

Проблема предупреждения суицидов среди несовершеннолетних в последние годы стала одной из наиболее актуальных тем ювенальной политики в целом и политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере, в частности. К сожалению, данной проблеме

посвящено не так много глубоких исследований, как это необходимо1.

Вместе с тем, автор считает необходимым специально подчеркнуть, что по его глубокому убеждению лишь средствами уголовной политики данную проблему, как и проблему преступности в ювенальной сфере, решить невозможно . Более того, эффективность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, оперативно-розыскных мер противодействия преступности в ювенальной сфере в значительной степени предопределяется иными правовыми и организационно-правовыми мерами общего профилактического характера (прежде всего, мерами воспитательной политики).

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно более 800 тыс. чел. совершают самоубийства, еще большее число - неудавшиеся попытки самоубийства. Суицид стал одной из основных причин смертей в подростково-молодежной среде 1529-летних в мире3.

По информации Следственного комитета РФ в последние 3 года число самоубийств среди несовершеннолетних достигло превысило 2000: в 2014 г. 80о несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством, в 2015 г.- 685, а в 2016 г. - 7204, что примерно в 3 раза превышает среднемировой показатель.

Уже в 2013 г. по оценкам Роспотребнадзора наша страна имела самый высокий в сравнении государствами Европы показатель самоубийств среди детей. Как считает ряд экспертов, значительная часть детей совершает самоубийства под воздействием информации, полученной ими из социальных сетей и иных электронных ресурсов. Вместе с тем, отдельные эксперты с этим утверждением не согласны. В частности, по оценке интернетомбудсмена Д. Мариничева, российский сегмент сети не нуждается в дополнительных запретах в связи с публикациями, пропагандирующими деятельность так называемых «групп смерти» в СМИ, созданных неизвестными лицами. Согласно данным опросов различных категорий населения России, проведенных в 2015 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проблему детских суицидов считает острой каждый 10-й россиянин.

По результатам выполненного в 2012 - 2015 гг. автором опроса 54-х

экспертов, одним из факторов, способствующих росту числа информационных ресурсов, пропагандирующих суициды среди подростков, является отсутствие уголовного наказания за склонение несовершеннолетних к суицидам и причинению ими вреда своему здоровья, и, соответственно, отсутствие действенного механизма выявления и преследования виновных в пропаганде суицидов, которые невозможны без

1 См., например: Ермолаева Е.Г. Суицид и преступность. Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

2 См., подробнее: Валуйсков Н.В. Понятие и криминологические основания ювенальной уголовной политики // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №4. С. 178 -181.

3 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона № 118634-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // http://asozd2.duma.gov.ru. Дата обращения: 20.04.2017.

4 См.: Заключение на проект федерального закона 76354-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (внесен членом Совета Федерации А.В.Беляковым) // http://www.duma.gov.ru. Дата обращения:

использования негласных методов сбора информации и мер уголовно-процессуального принуждения.

Факторами роста числа суицидов среди подростков наряду с неразделенной любовью, семейными ссорами, конфликтами с одноклассниками, социальным неблагополучием семей, получением плохих оценок и провалом экзаменов являются: а) нарастание неконтролируемого информационного «давления» со стороны составляющих меньшинство социальных групп, пропагандирующих бессмысленность жизни, опасное для здоровья поведение, отрицающих традиционные ценности, в том числе ценность семьи и здоровья, культы наркомании, протестного экстремизма, а также б) снижение эффективности социального контроля, в том числе контроля со стороны семьи и школы.

В последние годы к этим традиционным факторам подростковых суицидов добавился фактор культивирования при помощи СМИ и других современных технологий массовой коммуникации различных отклонений в пищевом поведении, поощрение анорексии, пропаганда специальных диет и лекарств, обеспечивающих достижение анорексического состояния, сопротивление любому влиянию, которое препятствует выздоровлению. На начало мая 2016 г. на различных страницах одной только социальной сети «ВКонтакте», на которых прямо или косвенно пропагандируется, или иным образом поощряется анорекси-ческое поведение, состояло более 1 миллиона подписчиков, большинство из которых, судя по контексту информационного обмена составляют несовершеннолетние. По данным многолетних международных исследований, уровень смертности от анорексии составляет около 10% и превышает аналогичные показатели по другим психическим заболеваниям. Как правило, лечение от анорексии не может быть осуществлено без помощи специалистов, носит крайне длительный характер, требует существенных затрат и далеко не всегда имеет успех. Следует также учитывать, что указанные действия лишь в отдельных случаях содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.17 КоАП РФ и состоящего в нарушении установленных требований распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию средствами массовой информации. Таким образом, Роскомнадзор, на который в соответствии с п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ возложена лишь обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.17 КоАП РФ, не в состоянии эффективно предупреждать и пресекать создание, предоставление, распространение и использование опасной для детей информации электронных информационных ресурсов, не являющихся средствами массовой информации. Данная проблема не может быть решена исключительно за счет внесения изменений в КоАП РФ, расширения круга контрольно-надзорных органов, отвечающих за устранение факторов, способствующих суицидам среди детей.

Одной из необходимых (но не достаточных) мер решения или, как минимум, минимизации проблемы, на наш взгляд, является криминализация всех основных форм пропаганды и иного поощрения суицидального и членовредительского поведения несовершеннолетних.

19 апреля 2017 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят в первом чтении проект федерального закона № 118634-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Феде-

рации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению», внесенный в Государственную Думу 9 марта 2017 г. группой депутатов нижней палаты и членов верхней палаты российского парламента (далее - Законопроект И.А. Яровой)5.

Данный законопроект, в сущности (прежде всего, по своим целям, задачам и правовому инструментарию), совпадает с законопроектом №763547 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», ранее (12 января 2017 г.) внесённым в Государственную Думу членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.В. Беляковым6 (далее - Законопроект А.В.Белякова). В Законопроекте А.В. Белякова предлагалось криминализовать склонение лица к самоубийству путем уговора, подкупа, обмана, предоставления информации, направленной на формирование привлекательного восприятия самоубийства, в том числе содержащейся в средствах массовой информации и информационно телекоммуникационных сетях, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением средств и орудий совершения самоубийства. В качестве наиболее сурового наказания за указанное деяние предлагалось установить лишением свободы на срок до трех лет.

Соответствующий Законопроект был инициирован с учетом результатов состоявшегося 15.11.2016 г. заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., по итогам которого Минздраву России было предложено «провести анализ эффективности мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года по снижению смертности от аутоагрессивно-го (суицидального) поведения и принять дополнительные меры по профилактике подростковых суицидов» (п. «к»). Одновременно Координационный совет решил обратиться к Президенту РФ с предложением сформировать по итогам заседания соответствующий перечень поручений7.

17 февраля 2017 г. Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 30.06.2017 г. «принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида» (пп. «б» п.2). 8

Таким образом, содержание поручения Президента Правительству не исчерпывалось указанием на необходимость разработки мер уголовно-правового реагирования на обострившуюся проблему роста числа самоубийств среди несовершеннолетних.

Новый Законопроект, который как уже отмечалось, был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 9 марта 2017 г., т.е. менее чем через два месяца после внесения аналогичного Законопроекта А.В. Белякова. Такая спешность, обусловленная, возможно, не столько стремлением опередить Правительство в вопросах формирования уголовной политики в отношении тех, кто использует информационные права и свободы для стимулирования суицидального поведения детей (вовлекает несовершеннолетних в

5 См.: http://asozd2.duma.gov.ru Дата обращения: 20.04.2017.

6 См.: http://www.duma.gov.ru. Дата обращения: 07.02.2017.

7 См.: http://onf.ru. Дата обращения: 20.04.2017.

8 См.: http://www.kremlin.ru. Дата обращения: 21.04.2017.

разные формы активности, провоцирующие такое поведение), сколько действительным и понятным стремлением быстрее устранить условия для безнаказанности такого общественно опасного поведения, не могла, как показывает анализ, не сказаться на качестве проработки отдельных аспектов этого, безусловно, необходимого инструмента противодействия новому явлению преступности в ювенальной сфере.

Законопроект И.А. Яровой, как следует из пояснительной записки к нему, был разработан «с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, создания мер, способствующих предотвращению самоубийств среди детей и борьбы с различными формами содействия суицидам, а также вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для их жизни».

Данным Законопроектом, так же как и законопроектом А.В. Белякова, предложено: а) усилить уголовную ответственность за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство, отнеся его к категории тяжких преступлений путем увеличения максимального срока наказания в виде лишения свободы до 6 лет (тем самым наделив органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, правом самостоятельно проводить негласные мероприятия для целей выявления факта преступления и подозреваемых лиц); б) дополнить ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) новой частью 2-ой, предусматривающей совершение соответствующего деяния в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух и более лиц; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»).

При этом максимальное наказание в виде лишения свободы за данное преступление предлагается установить на уровне 8-ми лет.

Также законопроектом И.А. Яровой предлагается дополнить УК РФ новыми статьями об ответственности за: а) склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст.1101); б) организацию деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства (ст. 1102); в) вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст.1512)

Таким образом, в Законопроекте И.А. Яровой в сравнении с Законопроектом А.В. Белякова значительно расширена сфера подлежащей криминализации суи-цидогенной длительности за счет предложения установить обособленную в отдельной статьей УК РФ ответственность за организацию деятельности, сопряженной с побуждением несовершеннолетних к суицидам, а также за счет предложения криминализовать вовлечение несовершеннолетних в специфические формы противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего.

Тем самым, в частности, были реализованы отдельные положения предложенных нами ранее нормотвор-

ческих решений, направленных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в сентябре 2016 г.

Поддерживая в целом подход к решению проблемы противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению уголовно-правовыми средствами, считаем необходимым обратить внимание на некоторые его положения, уязвимые с точки зрения правоприменения и криминологии.

Первое. Указание на противоправность как на обязательный признак действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, на наш взгляд, является излишним, поскольку из такого указания следует, что могут существовать правомерные действия, которые заведомо для виновного представляют опасность для жизни несовершеннолетнего лица.

Второе. Основной недостаток предлагаемых новелл, на наш взгляд. состоит в том, что повышенная ответственность за соответствующие деяния применительно к электронным средствам распространения информации ограничена средствами массовой информации и информационно-телекоммуникационными сетями (включая сеть «Интернет»). В целях предотвращения различного толкования соответствующего признака правоприменителем предлагается заменить использованную в законопроекте формулировку «средства массовой информации или информационно-телекоммуникационных сети (включая сеть «Интернет») на более общую «электронные информационные ресурсы, включая использование информационно-телекоммуникационных сетей и электронных социальных сетей», которая, охватывает любые электронные ресурсы, а не только СМИ и информационно-телекоммуникационные сети.

Третье. Одновременно мы полагаем целесообразным непосредственно в тексте уголовного закона указать круг субъектов данного преступления - любые лица, для которых соответствующие действия были заведомыми, т.е. достоверно известными, а содержание соответствующей информации осознавалось ими. К таким лицам, на наш взгляд может относиться не только обладатель информации, оператор информационной системы, владелец сайта в сети «Интернет», провайдер хостинга, но и пользователь информационно-телекоммуникационной сети или электронной социальной сети информации.

Четвертое. Поддерживая в целом все базовые положения Законопроекта И.А.Яровой, считаем необходимым обратить внимание законодателя на то, что собственно уголовно-правовых и связанных с ними уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер будет явно недостаточно для того, чтобы создать необходимый механизм эффективного предупреждения и пресечения рассматриваемых действий.

Следует также учитывать, что указанные действия лишь в отдельных случаях содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и состоящего в нарушении установленных требований распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию средствами массовой ин-

9 См.: Заключение сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН об основных факторах роста числа суицидов среди несовершеннолетних и предложения по совершенствованию правовых мер их предупреждения // http://www.igpran.ru/public/zakonoproekty.php. Дата обращения. 10.01.2017.

формации. Таким образом, Роскомнадзор, на который в соответствии с п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ возложена лишь обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.17 КоАП РФ, не в состоянии эффективно предупреждать и пресекать создание, предоставление, распространение и использование опасной для детей информации электронных информационных ресурсов, не являющихся средствами массовой информации.

В этой связи мы предлагаем дополнить КоАП РФ новой статьей, предусматривающей ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение уполномоченным лицом обязанностей по пресечению действий по склонению несовершеннолетних к самоубийству и причинению вреда своему здоровью с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и социальных сетей, не повлекших последствий, предусмотренных УК РФ:

«Статья 6.17.1. Непринятие мер по пресечению пропаганды или иного поощрения самоубийств несовершеннолетних или причинения вреда своему здоровью несовершеннолетних с использованием электронных информационных ресурсов

Неисполнение или ненадлежащее исполнение уполномоченным лицом должностных или иных служебных обязанностей по предупреждению или пресечению создания, разрешения доступа, предоставления или распространения посредством электронных информационных ресурсов, включая использование информационно-телекоммуникационных сетей и электронных социальных сетей, обладателем информации, оператором информационной системы, владельцем сайта в сети «Интернет», провайдером хостинга, пользователем информационно-телекоммуникационной сети или электронной социальной сети информации, содержащей одобрение или иное поощрение совершения несовершеннолетним лицом самоубийства или причинения им вреда своему здоровью любым способом, в случае, если соответствующие действия не содержат признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации,- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч рублей до шестисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».

Дополнение КоАП РФ предлагаемой статьей потребует также внесения изменений и в ч.1 ст. 3.5 «Административный штраф» КоАП РФ в части дополнения закрепленного в ней перечня статей, которыми может предусматриваться для должностных лиц штраф до 600 000 руб. статьей 6.17.1.

Список литературы:

1. Валуйсков Н.В. Понятие и криминологические основания ювенальной уголовной политики // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №4. С. 178 -181.

2. Ермолаева Е.Г. Суицид и преступность. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 118634-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // http://asozd2.duma.gov.ru. Дата обращения: 20.04.2017.

4. Заключение на проект федерального закона 76354-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (внесен членом Совета Федерации А.В.Беляковым) // http://www.duma.gov. ru. Дата обращения:

5. http://asozd2.duma.gov.ru Дата обращения: 20.04.2017.

6. http://www.duma.gov.ru. Дата обращения: 07.02.2017.

7. http://onf.ru. Дата обращения: 20.04.2017.

8. http://www.kremlin.ru. Дата обращения: 21.04.2017.

9. Заключение сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН об основных факторах роста числа суицидов среди несовершеннолетних и предложения по совершенствованию правовых мер их предупреждения // http://www.igpran.ru/public/zakonoproekty.php. Дата обращения. 10.01.17г.

Проверено системой «Антиплагиат» на сайте http://www.antiplagiat.ru/

Оригинальность текста составляет 65.55%. Заимствования составляют 34.45%. Непосредственно 30.56% взято из «Заключения сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН об основных факторах роста числа суицидов среди несовершеннолетних и предложения по совершенствованию правовых мер предупреждения указанного опасного социального явления», подготовленного нами 9.09.2016г. и, направлено в Государственную думу для внесения изменений в соответствующий законопроект. Тем самым, в частности, были реализованы отдельные положения предложенных нами ранее нормотворческих решений, направленных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в сентябре 2016 г. 19.04.2017г. указанные законодательные инициативы были приняты ГД в первом чтении.

P.S. На сегодняшний день, указанные законодательные инициативы приняты ГД в третьем, окончательном чтении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.