Научная статья на тему 'Проект Федерального закона «О полиции»: предложения по совершенствованию'

Проект Федерального закона «О полиции»: предложения по совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полиция / деятельность полиции / обязанности полиции / права полиции / police / policing / responsibilities of police / rights of police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев Константин Дмитриевич, Расщупкина Оксана Николаевна

Анализируются нормы проекта Федерального закона «О полиции» и предлагаются изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the provisions of the draft of the Federal Law "On Police" and suggests changes and amendments aimed at the improvement of the legal regulation of the activities of the federal executive authorities in the sphere of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Проект Федерального закона «О полиции»: предложения по совершенствованию»

УДК 34 © К. Д. Николаев, О. Н. Расщупкина, 2010

Проект Федерального закона «О полиции»: предложения по совершенствованию

К. Д. Николаев *, О. Н. Расщупкина **

Анализируются нормы проекта Федерального закона «О полиции» и предлагаются изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Ключевые слова: полиция, деятельность полиции, обязанности полиции, права полиции.

7 августа 2010 г. в «Российской газете» опубликован проект Федерального закона «О полиции» (далее — проект) *, призванного придти на смену Закону Российской Федерации «О милиции» . В обществе началось активное обсуждение данного проекта . Не осталось в стороне и МВД России, деятельность которого будет регулироваться правовыми нормами, содержащимися в проекте 2 . Концептуальным положением проекта, на наш взгляд, должно быть то, что его нормы призваны обеспечить защиту прав и сво-

* Постоянный автор нашего журнала .

** В нашем журнале публикуется впервые .

бод человека и гражданина, а также общества и государства полицией . В то же время права и свободы самих сотрудников полиции также подлежат защите . Эти основополагающие элементы должны красной нитью проходить через проект, именно с этих позиций необходимо его рассматривать Внимательно ознакомившись с содержанием проекта, позволим себе высказать предложения, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности полиции в Российской Федерации

Прежде всего, следует остановиться на норме, закрепленной в ч .1 ст. 1 «Полиция и ее назначение». Термины «общественный порядок» и «общественная безопасность» употребляются в ч. 1 ст. 1 проекта как однопорядковые, тогда как «общественный порядок» — это часть, а «общественная безопасность» — целое. Перечисление того, для чего предназначена полиция, произведено без системы, хаотично — «для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности» и т. д. Рассматриваемое перечисление значительно ограниченнее, чем, например, перечисление задач Уголовного кодекса в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Так, ничего не сказано о том, что полиция предназначена в том числе и для защиты общества и государства . Вообще казуистическое перечисление перегружает норму: лучше при формулировании текста нормы применять юридическую технику, основанную на использовании обобщающих слов и выражений .

Термин «противодействие преступности» указывает на то, что полиция — это пассивное образование, вынужденное «подстраиваться» под преступность, в связи с этим от использования данного термина в тексте проекта следует отказаться . Кроме того, в анализируемой норме не говорится, что в сферу деятельности полиции входят предупреждение и пресечение административных правонарушений, в то время как ряд других норм проекта (например, п .1 ч .1 ст. 12) содержит соответствующую терминологию

Для устранения названных замечаний необходимо изменить существующую формулировку ч 1 ст 1 проекта на следующую: «Полиция является составной частью единой централизованной системы государственного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане; лица), общества и государства от преступлений и иных правонарушений»

Требует уточнения редакция нормы, закрепленной в ч. 3 ст. 5 «Соблюдение прав и свобод». Употребление при изложении текста нормы термина «действие» неоправданно сужает сферу нормативного правового регулирования В данном случае предпочтительней использовать термин «деяние», который обозначает как активную форму — «действие», так и пассивную — «бездействие» Учитывая изложенное, в ч 3 ст 5 проекта следует заменить «действие» на «деяние»

Часть 5 ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан» гласит: «Сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права

и свободы были им нарушены». Не вполне ясно, как на практике будут реализовываться положения, содержащиеся в данной норме Деятельность милиции (полиции) непосредственно связана с ограничением (или нарушением) прав и свобод лиц, совершивших преступления или иные правонарушения . При осуществлении сотрудниками милиции (полиции) деятельности по пресечению преступлений или иных правонарушений права и свободы данных лиц, как правило, страдают

Таким образом, указанную норму следует исключить из текста проекта . Действия сотрудника полиции считаются законными, пока обратное не будет доказано в установленном законом порядке . Можно в ч. 5 ст. 9 закрепить следующее положение: «В случае признания судом незаконности ограничения сотрудником полиции прав и свобод гражданина сотрудник полиции приносит ему извинения»

Требует уточнения формулировка нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 10 проекта «Взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами». Исходя из содержания анализируемой нормы, полиция не является правоохранительным органом, что противоречит ч 1 ст 1 проекта Учитывая изложенное, существующую редакцию ч 1 ст 10 разумнее изменить: «Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными и иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами»

Следует также не согласиться с формулировкой, закрепленной в ч. 4 ст. 10: «Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и должностные лица оказывают содействие полиции при осуществлении возложенных на нее обязанностей» Исходя из названия ст. 10 проекта, а также из соответствующего понимания общественного и гражданского долга (имеющего сходство практически во всех странах мира), граждане должны оказывать содействие полиции при осуществлении возложенных на нее обязанностей Однако это не вытекает из содержания ч 4 ст 10 На практике очень часто встречаются ситуации, когда граждане не желают выступать в качестве понятых, свидетелей и т д На основании сказанного ч. 4 ст. 10 следует сформулировать следующим образом: «Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, должностные лица и граждане оказывают содействие полиции при осуществлении возложенных на нее обязанностей», а норму, сформулированную в ч . 5 ст. 10, исключить .

Полагаем, что необходимо внести изменения и дополнения в п. 1 ч . 1 ст. 12 «Обязанности полиции», в соответствии с которым на полицию возлагаются обязанности «защищать от преступных и иных противоправных посягательств жизнь, здоровье, права и свободы, а также имущество граждан» Принимая во внимание предложения по изменению и дополнению содержания, ч . 1 ст. 1, п . 1 ч . 1 ст. 12 следует изложить в следующей редакции: «Защищать от преступных и иных противоправных посягательств граждан, общество и государство»

При изложении текста нормы, закрепленной в п . 12 ч. 1 этой же статьи, используется выражение «принудительных мер медицинского или воспитательного характера» В то же время в действующем УК РФ закреплена следующая терминология — «принудительные меры медицинского характера» и «принудительные меры воспитательного воздействия». При составлении текста законов в необходимых случаях следует оперировать единообразными терминами. Поэтому в п . 12 ч . 1 ст. 12 проекта данное выражение следует заменить на «принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия». Аналогичные изменения надо внести и в п .7 ч. 1 ст. 14.

Следует отметить, что профилактика, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений крайне затруднительны без предоставления полиции права «получать (отбирать, истребовать) у граждан и должностных лиц объяснения при осуществлении деятельности по профилактике, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений» Поэтому ч 1 ст. 13 «Права полиции» необходимо дополнить пунктом соответствующего содержания

Много вопросов возникает относительно регламентации применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия Так, п 2 ч 1 ст 23 «Применение огнестрельного оружия» предусматривает, что сотрудник полиции вправе применять огнестрельное оружие «для пресечения попытки насильственного завладения огнестрельным оружием, специальной и боевой техникой» Однако п 2 ч. 1 ст. 15 Закона «О милиции» предоставляет сотруднику милиции право применять огнестрельное оружие «для пресечения попытки завладения его оружием» Таким образом, проект существенно ограничивает право на применение огнестрельного оружия сотрудником полиции в сравнении с сотрудником милиции Полагаем, что данное ограничение необоснованно, так как ненасильственное завладение огнестрельным оружием может быть осуществлено путем рывка (аналогия с ненасильственным грабежом): злоумышленник, ухватившись руками за ствол автомата, вырывает

его у сотрудника, при этом насилие по отношению к сотруднику не применяется В подобных случаях сотрудник должен быть наделен правом применения огнестрельного оружия для пресечения попытки завладения им Учитывая изложенное, следует исключить термин «насильственного» из п 2 ч 1 ст 23

В части 2 ст 23 «Применение огнестрельного оружия» разъясняется, что понимать под вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением Вызывает возражение формулировка «при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть» Почему нападение связывается именно с возможностью причинения тяжкого вреда здоровью? Разбойное нападение характеризуется не только возможностью причинения тяжкого вреда здоровью, но и среднего и даже легкого вреда здоровью С этих позиций ч 2 ст 23 существенно сужает понятие вооруженного нападения в сравнении со ст. 162 УК РФ. Поэтому предлагаем исключить слово «тяжкий» из ч 2 ст 23

Содержание ч 3 ст 23 проекта не согласуется с содержанием ч. 1 этой же статьи: применять огнестрельное оружие сотрудник имеет право лично или в составе подразделения (группы) . В то же время, согласно ч 3 ст 23 проекта, «сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие без производства выстрела на поражение человека» В данном случае речь о подразделении (группе) не идет Необходимо выработать общий подход в подобных ситуациях

Пункт 2 ч . 3 ст. 23 проекта предоставляет сотруднику полиции право применять огнестрельное оружие без производства выстрела на поражение человека «для обезвреживания животного, поведение которого угрожает жизни и здоровью граждан» Предлагается изложить данную норму в следующей редакции: «...для обезвреживания животного, поведение которого угрожает жизни и здоровью сотрудника полиции либо гражданина»

Часть 5 ст 23 проекта запрещает «применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение человека» в отношении определенных категорий граждан, «кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан» Однако в тексте нормы не говорится об угрозе жизни и здоровью сотрудника полиции Предлагается в рассматриваемую норму внести следующие изменения и дополнения: «.кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника полиции либо гражданина»

Отдельно следует проанализировать некоторые «запреты, связанные со службой в полиции» Так, п 1 ч. 1 ст. 30 «Запреты, связанные со службой в полиции» запрещает сотруднику полиции «участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом» Данная норма дает простор коррупционным проявлениям: внешне и по документам это может быть «бесплатная основа», а на деле — нет. Целесообразна следующая редакция указанной нормы: «.участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом» 3 .

Пункт 11 ч. 1 ст. 30 проекта запрещает сотруднику полиции «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если это не входит в его служебные обязанности» Полагаем, что данная норма противоречит Конституции РФ, ст 29 которой гласит: «1 Каждому гарантируется свобода мысли и слова . 4 Каждый

имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом 5 Гарантируется свобода массовой информации Цензура запрещается»

Пункт 13 ч. 1 ст. 30 проекта в той части, в соответствии с которой сотруднику полиции запрещается «принадлежать к политическим партиям, являться членом общественного объединения, преследующего политические цели, материально поддерживать политические партии и указанные общественные объединения, принимать участие в их деятельности», также противоречит Конституции РФ Согласно ч. 1 ст. 13 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Собственник вправе осуществлять следующие полномочия в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности: владеть, пользоваться и распоряжаться Пункт 13 ч. 1 ст. 30 проекта ограничивает возможность лица распорядиться по своему усмотрению находящимся в его частной собственности имуществом Принимая во внимание изложенное, предлагается изложить рассматриваемую норму в следующей редакции: «.использовать преимущества служебного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума»

Пункт 14 ч. 1 ст. 30 проекта запрещает сотрудникам полиции в частности «.публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям, если это не входит в его служебные обязанности» Полагаем, что это противоречит ст 29 Конституции РФ

Следует отметить, что в анализируемых случаях определяющее значение имеет формулировка ч 1 ст. 30 проекта: «Сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции (выделено нами. — К. Н., О. Р.) запрещается». Если это означает запрет «публично выражать отношение» именно как сотруднику полиции, но в то же время не препятствует «публично выражать отношение» как гражданину Российской Федерации, обладающему неотъемлемыми основными конституционными правами, то с формулировкой пп. 11, 13 и 14 ч. 1 ст. 30 проекта следует согласиться В противном случае нужно исключить из проекта пп . 11, 13 ч . 1 ст. 30, а из п . 14 ч . 1 ст 30 слова «а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям, если это не входит в его служебные обязанности» как не соответствующие Конституции РФ

Пункт 13 ч 1 ст 31 «Требования к служебному поведению сотрудника полиции» предписывает сотруднику полиции «не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету полиции» В то же время деятельность милиции (полиции) напрямую связана с профилактикой, предупреждением и пресечением преступлений и иных правонарушений В этой связи неизбежны конфликтные ситуации между сотрудниками милиции (полиции) и нарушителями закона, которые зачастую угрожают сотрудникам милиции (полиции), оскорбляют их Для нарушителей закона любые действия сотрудника милиции (полиции) «наносят ущерб его репутации или авторитету», если вообще о наличии такового у правоохранительного органа можно вести речь применительно к данной категории людей Соответственно, следует исключить п 13 ч 1 ст 31 проекта, как содержащий невыполнимое требование

Согласно ч 3 ст 36 «Служба в полиции», «права и свободы сотрудника полиции могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения надлежащего выполнения им служебных обязанностей» Анализируемые положения проекта противоречат нормам Конституции РФ, приведенным выше, и другим конституционным нормам . Так, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» Исходя из ч 2 этой статьи, «основные

права и свободы человека неотчуждаемы (выделено нами — К. Н., О Р.) и принадлежат каждому от рождения». Статья 19 Конституции РФ, в частности, провозглашает: «1 Все равны перед законом и судом 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного (выделено нами. — К. Н., О. Р.) положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной 4, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»

Однако, согласно ч 3 ст 55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» В то же время В. А . Четвернин справедливо указывает, что в Конституции РФ перечисляются лишь те общепризнанные права и свободы человека и гражданина, которые представляются составителям Конституции РФ основными Но это не означает, что, во-первых, не может быть других общепризнанных естественных и неотчуждаемых прав и свобод и что, во-вторых, эти «другие» являются второстепенными (выделено нами. — К. Н., О. Р.) в сравнении с перечисленными в Конституции 5 .

Перечень и содержание основных прав и свобод человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, которую называют совестью мира, нравственным эталоном человечества Во Всеобщей декларации прав человека утверждается, в частности, право каждого человека на свободу слова и убеждений независимо от политических или иных убеждений, социального происхождения, имущественного или иного положения 6 .

Часть 3 ст 55 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень допустимых оснований законодательного ограничения прав и свобод Если не нарушаются ни основы конституционного строя, ни нравственность и здоровье, ни права и законные интересы других лиц, ни обороноспособность и безопасность государства — ограничение прав и свобод невозможно, а любые попытки их ограничить являются незаконными и должны быть немедленно пресечены 7. Таким образом, применительно к ч . 3 ст. 36 проекта речь не должна идти об основных неотчуждаемых конституционных правах и свободах человека и гражданина, непосредственно закрепленных в Конституции РФ, так как Федеральный закон не может ограничивать неотъемлемые основные права

и свободы человека и гражданина, провозглашенные таковыми Конституцией Так, ст 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» Приведенные конституционные положения получили развитие в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г , п 35 которой указывает: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита. основных (выделено нами . — К. Н., О. Р.) прав и свобод человека и гражданина.» 8 . Исходя из содержания анализируемых норм проекта, получается, что сотрудник полиции, конституционные права и свободы которого ограничены, должен защищать отсутствующие у него, но имеющиеся у других граждан конституционные права и свободы Не следует забывать, что сотрудник полиции — это также гражданин

Учитывая изложенное, предлагаем анализируемый фрагмент ч 3 ст 36 проекта изложить в следующей редакции: «Права и свободы сотрудника полиции, кроме основных прав и свобод человека и гражданина, непосредственно закрепленных в Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения надлежащего выполнения им служебных обязанностей»

В целях недопущения платного медицинского обслуживания сотрудника полиции ч 2 ст 47 «Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание» необходимо дополнить положением, аналогичным содержащимся в ч . 2 ст. 281 Закона «О милиции»: «Оплата этих услуг производится из федерального бюджета»

Вообще мы, как и подавляющее большинство участников обсуждения данного проекта, считаем, что в настоящее время переименование милиции в полицию нецелесообразно. Во-первых, во время немецкой оккупации значительной части территории нашей страны «новый порядок» помогала наводить полиция (полицаи), поэтому в сознании россиян закрепилось негативное отношение к этому слову. Во-вторых, изменение названия повлечет большие финансовые затраты

Требования, предъявляемые к объему работы, не позволили авторам изложить другие имеющиеся у них предложения по изменению и дополнению проекта Считаем, что предлагаемые изменения и дополнения в проект, в случае их законодательного закрепления, будут способствовать совершенствованию правового регулирования деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел

1 Рос. газета. 2010 . 7 авг.

2 Об обсуждении проекта Федерального закона «О полиции» : распоряжение Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 1/6709.

3 Данное правило следует распространить на все категории сотрудников судебных и правоохранительных органов, а также государственных и муниципальных служащих (за исключением случаев, если эта государственная или муниципальная коммерческая организация и профессиональная деятельность этих служащих заключается именно в их работе в этой организации).

4 Часть 3 ст. 36 проекта допускает ограничение прав и свобод сотрудника полиции именно по признаку социальной принадлежности к группе «сотрудники полиции»

5 Конституция Российской Федерации : научно-практический комментарий (постатейный) / отв. ред. Ю. А . Дмитриев. 2007 [Электронный ресурс]. Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .

6 Саидов А. Х. Общепризнанные права человека / под ред. И . И. Лукашука. М. , 2002. С. 24.

7 Конституция Российской Федерации : научно-практический комментарий (постатейный) / отв ред Ю А Дмитриев

8 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : утв . Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Рос . газета 2009 19 мая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.