УДК 330.341
ПРОЕКТ «БОЛЬШОЙ МЕКОНГ»: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
© Л.Г. Рудых1, Я.О. Захарьев2
1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Институт Востоковедения РАН, 107031, Россия, г. Москва, ул. Рождественка, 12.
Анализируются факторы экономического развития стран Юго-Восточной Азии. Экономическая политика Китая, как основного партнера в данном регионе, определяющего специфику межгосударственных и социально -экономических отношений. Обосновывается необходимость учета национальных интересов коренного населения в решении экономических проблем. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: иностранный капитал; иностранные инвесторы; финансово-экономический кризис; интересы национального населения; китайский фактор; «стратегический тыл»; экономическая экспансия.
"GREAT MEKONG" PROJECT: INTERSTATE AND ECONOMIC DEVELOPMENT PROSPECTS OF SOUTHEAST ASIA
L.G. Rudykh, Y.O. Zakharyev
1Рудых Лилия Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89025699005, e-mail: [email protected]
Rudykh Lilia, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89025699005, email: [email protected]
2Захарьев Ярослав Олегович, аспирант, тел.: 89257150286, e-mail: [email protected] Zakharyev Yaroslav, Postgraduate, tel.: 89257150286, e-mail: [email protected]
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (80) 2013
241
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074. Institute of Oriental Studies RAS, 12 Rozhdestvenka St., Moscow, 107031, Russia.
The paper analyzes the economic development factors of the countries of Southeast Asia. It considers the economic policy of China since it determines the character of interstate and socio-economic relations being a key partner in the region. The need for accounting the national interests of indigenous population in solving economic problems is justified. 6 sources.
Key words: foreign capital; foreign investors; financial and economic crisis; interests of indigenous population; Chinese factor; «strategic rear»; economic expansion.
Река Меконг является важной транспортной артерией для нескольких стран Юго-Восточной Азии. Она проходит по территории Китая, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Бирмы и Таиланда. Для этих стран данная водная артерия является одним из основных источников заработка в разных сферах деятельности.
Китай является основным партнером в данном субрегионе не только из-за его размера, но и с учетом географического положения на реке Меконг по отношению к другим странам.
Очевидно, что Китай давно занял прочное лидирующее положение в развитии экономики стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Ярким примером экономической экспансии Китая является Лаос.
Лаос относится к наименее развитым и бедным странам ЮВА. Имея многокилометровую границу с Китаем, он исторически всегда был чуток ко всем инициативам своего могущественного соседа, и сегодня рассматривает КНР как главный источник финансовых ресурсов. ВВП Лаоса в значительной степени определяют предприятия, полностью или частично принадлежавшие иностранному капиталу.
Интересы Китая в Лаосе обширны: средства вкладываются в горнодобывающую промышленность, гидроэнергетику, плантационное сельское хозяйство.
Ещё в 2009 г. Китай вышел на первое место среди иностранных инвесторов, вложив по официальным данным в экономику Лаоса 239 тыс. долларов США [1].
Китайские фирмы имеют многомиллионные контракты с Лаосом. В 2009 г. КНР направила 10 млрд долларов на финансирование строительства объектов инфраструктуры в зоне АСЕАН [2].
Для лаосской экономики большое значение имеет перспективная горнодобывающая промышленность, продукция которой составляет десятую часть ВВП, и меднорудная промышленность.
Китайские компании, воспользовавшись мировым финансово-экономическим кризисом 2009 года, падением цен на медь и трудным положением австралийских компаний, разрабатывающих медные рудники Лаоса, укрепили свой капитал, купив у австралийцев активы на сумму 1200 млн долл. Это должно было позволить компании в 2010 г. добыть 100 тыс. унций золота и произвести около 70 тыс. тонн листовой меди [3].
Безусловно, важная роль в развитии инфраструктуры данного субрегиона принадлежит проектам, сосредоточенным вокруг речного бассейна. Лаос не имеет своего выхода к морю и зависит от стран-
соседей - Китая, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда.
За период 2000-2006 гг. КНР участвовала в 181 проекте, объем инвестиций которых превысил 700 млн долларов США [4]. За период с 2000 по 2008 гг. эта цифра возросла и превысила 1,3 млрд долларов США, а число проектов ко времени всемирного экономического кризиса (октябрь 2008 г.) составило 279 тыс. долларов. КНР укрепляет отношения с Лаосом, рассчитывая на безусловное экономическое господство в этом регионе. Китайская сторона планирует крупное строительство верфей, углубление дна реки в территориальных водах Лаоса с целью сделать ее судоходной для крупнотоннажных судов.
Большое внимание КНР уделяет гидроэнергетике Лаоса. По данным специалистов, на реках страны можно построить несколько десятков ГЭС общей мощностью до 20 тыс. мегаватт. Лаос рассматривает продажу электроэнергии в соседние страны как важнейший и постоянный источник пополнения бюджета и заинтересован в проектах по развитию гидроэнергетической отрасли. До настоящего времени получаемая энергия расходуется в основном на внутреннем рынке страны. Китайские компании участвуют в подготовке и строительстве нескольких электростанций (Намтенг-2 на 1080 мегаватт, Хонгса на 1600 мегаватт). Хонгса будет работать на бурых углях провинции Саябури, право на добычу которых принадлежит китайским компаниям, а к 2030 г. планируется построить несколько плотин в главном течении Меконга, которые рассматриваются в качестве главной движущей силы экономического роста региона. По результатам совместного исследования ученых Австралийского национального университета и специалистов WWF international строительство плотин будет иметь большое количество негативных последствий для земельных и водных ресурсов региона, а энергетические выгоды могут быть перекрыты огромными минусами этого проекта.
С помощью Китая развивается и сельскохозяйственный сектор экономики Лаоса. Он включает как выращивание традиционных культур - кофе и чая, так и технических - главным образом, каучуконосной гевеи, эвкалипта (для изготовления бумаги), рапса (для изготовления биотоплива). Гевея - новая для лаосцев культура, которую выращивают для получения каучука. Первые плантации этой культуры были заложены китайцами в 1994 г. в провинции Луангнамтха на севере страны. Сейчас выращивание гевеи носит массовый характер, по данным министерства сельского хозяйства Лаоса в 2009 г. под ее посадками находилось
140626 га земли [5]. В ближайшие годы ожидаются промышленные сборы латекса, и в разных провинциях будут введены в строй промышленные предприятия по переработке его в каучук, который будет экспортироваться в Китай. Для Лаоса - это малодоходная статья экономики, а основная прибыль «пойдет» в Китай. Гевея - сложная культура, превращающая плодородные поля в безжизненную пустошь, на которой не растет даже трава. В связи с этим экологии страны наносится непоправимый ущерб. Для восстановления плодородия почвы будут нужны дорогостоящие технологии рекультивации.
Аналогичная ситуация с эвкалиптовыми плантациями. В 2009 г. правительство Лаоса подписало соглашение о выделениии китайской компании «Тайянь» 100 тыс. га земли в провинции Саваннакет под эвкалиптовые плантации и разрешение на строительство предприятия по переработке древесины мощностью 300 тыс. тонн в год с доведением его мощности в течение десяти лет до 1,5 млн тонн. Известно, что целлюлозно-бумажная промышленность относится к экологически неблагоприятным отраслям производства.
Развитие плантационного земледелия ведет к сокращению площадей, занятых традиционными культурами, угрожает продовольственной безопасности страны. Лаоский крестьянин достаточно консервативен и не склонен к смене характера труда и образа жизни, а это на руку китайским предпринимателям, которые завозят собственных рабочих, чей труд считается более производительным и дешевым. Все приведенные примеры говорят о жесткой политике Китая, который заинтересован в освоении новых территорий и захвате стратегически важных объектов.
Усиление китайского фактора в экономике Лаоса сопровождается увеличением числа китайских граждан в стране. Местная китайская община в Лаосе немногочисленна (по сравнению с другими странами ЮВА - Таиландом и Камбоджей) и составляет около 50 тыс. человек. Увеличение экономического участия Китая в Лаосе с использованием своих кадров негативно сказалось на рабочих местах для местного населения. По лаосским законам иностранные предприниматели могут привести с собой не более 10% работников предприятия. Часто эти законы игнорируются, так как велик приток в страну нелегальных мигрантов. Северные провинции Лаоса заполнены китайцами. Они образуют обособленные поселения, живущие по своим законам. Примером может служить зона Тонпхынг площадью 1000 га, принадлежащая на правах долгосрочной концессии китайскому консорциуму. Жители этой территории - китайцы, местные жители, если они не работают в этой зоне, то не имеют туда доступа.
В 2006 г. более 48 тыс. граждан КНР пересекли границу Лаоса, из них только 144 человека - нелегально. Поток китайской рабочей силы обусловлен условиями контрактов, заключенными строительными фирмами Поднебесной и лаосским центральным Правительством, например, строительство дамбы в Сяо-ване, производящей 4200 МТВ электричества в год.
В данном случае, очевидно, что Китай, помимо
экономических интересов, решает свои внутренние демографические проблемы, переводя избыточное население южных китайских провинций, граничащих с Лаосом, в эту страну, что вызывает озабоченность общественности Лаоса. Для того чтобы оставаться стратегическим экономическим партнером, Китай активно предоставляет Лаосу разнообразную денежную помощь. Так с 90-х годов XX века и по 2006 г. было предоставлено низкопроцентных кредитов на сумму 1769 млн юаней и безвозмездных - более 600 тыс. юаней (на 44 проекта). Была оказана валютная помощь в размере 544 млн долларов [5]. Выделенные кредиты, как правило, связаны с проектами, выполняемыми китайскими фирмами и, по сути, являются косвенными инвестициями Китая в Лаосе. Естественно, эта помощь окупится с лихвой в будущем от получения очередной концессии. Примером является сооружение моста через Меконг в провинции Богэо в Лаосе. Строительство началось в 2011 г. за счет кредита и помощи Китая. Для КНР это дает возможность бесперебойного продвижения китайских товаров в Таиланд, что окупит расходы Китая в ближайшее время.
Помимо этого, Лаосу предложено погашать кредиты, взятые у Поднебесной, поставками линейки продовольственных товаров по сниженным ценам, редкими породами древесины (дерево - кругляк и готовая продукция дорогой мебели). Помимо строительства комплексов гидроэнергетики КНР активно предлагает Лаосу серию проектов по строительству крупных гражданских объектов. В 2008 г. был закончен новый спортивный стадион в столице ЛНДР. Этот проект повлек за собой серию контрактов, которые реализуют те же фирмы и та же рабочая сила. Важно отметить и негативную роль проектов Китая. Часто активные работы по драгированию дна реки и строительству объектов инфраструктуры наносят вред экологии Лаоса, но поток денежных средств из Китая превышает доводы защитников окружающей среды.
Китай оказывает Лаосу большую помощь в подготовке кадров как у себя в стране, так и в самом Лаосе в рамках академического, профессионального и партийного образования. В 2005 г. правительство КНР выделило квоту на обучение студентов-лаосцев на территории провинции Юннань (приграничной провинции Китая с ЛНДР) в размере 230 мест с оплачиваемой стипендией. Из этого числа - 157 мест - первое высшее образование (4-6 лет), а 73 оставлены для лиц, проходящих переподготовку или повышение квалификации (аспиранты, военные, инженерный корпус, социальные службы и др.). В 2007 г. количество стажеров составило 223 человек. В 2010 г. Китай принял на учебу 167 лаосцев, в дальнейшем планируется принимать ежегодно по 300 человек [6]. Китай стремится проводить подготовку лиц, относящихся к нему с симпатией. С 2005 г. подготовку в Китае проходят партийные и кадровые работники, например, в 2005 г. в Китае побывали 100 секретарей районных парторганизаций и 60 местных кадровых работников, в 2006 г. - 100 руководящих работников и 30 руководителей групп партийного контроля «для повышения теоретического уровня и изучения китайского опыта».
Однако, несмотря на все попытки Китая стать главным партнером Лаоса, на первом месте у лаосских партнеров остаются два государства - Вьетнам и Таиланд, которые не желают уступать его КНР. В СМИ Таиланда и Вьетнама активно распространен тезис о «китайском нашествии на Лаос», который теснит интересы национального населения.
Интересы Китая не ограничиваются только Лаосом. Исторически Китай претендует на господство во Вьетнаме. Ввиду этого названные страны имеют в настоящее время сложные отношения, которые еще больше накаляются из-за ряда акций, проводимых китайской стороной.
По данным на 2007 г. по всей территории Вьетнама прошли антикитайские демонстрации, в которых принимало участие городское население северных, центральных и южных провинций. Инновацией явился тот факт, что правительство Вьетнама объявило призыв к данной акции не только через стандартные плакаты, газеты, теле- и радиовещание, но и через сеть интернета. Цель данных акций - показать, что общество страны против проектов КНР в долине реки Меконг, засилья китайского капитала на территориях Камбоджи и Лаоса. Скрытой причиной санкционирования правительством данных мероприятий явилось заявление китайских властей о том, что они планируют добывать бокситы на шельфе Южно-Китайского моря, объявив в одностороннем порядке его нейтральной зоной и своими территориальными водами, в связи с чем и неоднократно топили в них вьетнамское суда. В это время китайцы, живущие во Вьетнаме, стали активно переселяться в приграничные китайские провинции.
Попытки «выкручивания рук» со стороны Китая дали свои результаты. В июне 2008 г. Нонг Дук Манх -глава КП СРВ посетил Пекин с целью закрепить договоренности по совместной добыче бокситов на морском шельфе. После подписания ряда соглашений на государственном уровне к октябрю 2008 г. китайцы стали возвращаться в страну.
В 2009 г. китайская подводная лодка была замечена в территориальных водах Вьетнама, благодаря радарам американского корабля иоИпМеСат. Этот факт осложнил положение дел китайской общины во Вьетнаме. В то же время Малайзия и СРВ на основе принципа континентального шельфа потребовали пересмотра морских границ стран в Южно-Китайском море. КНР ответила на этот выпад предложением по разграничению акватории, руководствуясь принципом 12 миль от границ берега островов моря, которые входят в состав Китая. В это же время Китай потопил 3 рыболовецких судна Вьетнама в районе Парасель-ских островов, что вызвало бурную реакцию международного сообщества и властей СРВ. Вьетнам применил контрмеры: в акваторию моря вошел американский авианосец Теодор Рузвельт, и на территорию СРВ прибыли сотрудники международных организаций. КНР не стала предпринимать аналогичных мер, конфликт остался нерешенным. Для утверждения свих позиций по вопросу с Китаем премьер СРВ Нгуен Тан Дунг в 2009 г. посетил Россию с целью подписания
контракта на закупку 6 подводных лодок российского производства. Цена контракта - 1,8 млрд долл. США. В ходе данного визита российская и вьетнамская стороны также подписали контракт на покупку 12 самолетов-истребителей «Сухой» на 600 млн долл. США.
В это же время вьетнамские авторы, пишущие на английском языке, опубликовали несколько статей, показывающих негативную роль китайского фактора, как в контексте общины, так и в широком аспекте. Пам Мин Три в своей статье «Если ты хочешь лидировать, то ты должен быть независим», и А. Тайлер в статье «Политическая легитимность партии в СРВ» указывают на прямую угрозу китайского фактора, как объекта международных отношений.
Есть страны, которые позитивно относится к китайской общине, проживающей на их территории, к ним относятся Камбоджа и Лаос. Для этого существует ряд причин.
Камбоджа имеет территориальные претензии к Вьетнаму и Лаосу, что побуждает ее искать потоки инвестиций в странах, не вовлеченных в данный спор, т.е. в Таиланде, КНР, Малайзии и у китайцев, проживающих на территории королевства. Согласно источнику Southeast Asian Affairs КНР в рамках проекта «Большой Меконг» активно ведет диалог с правительством Камбоджи в целях претворения главной задачи - сделать речную артерию судоходной для крупнотоннажных судов, а также развития инфраструктуры, строительства ГЭС и других крупных объектов по лаосскому сценарию. Кхмерские власти поощряют китайские капиталы, так как страна нуждается в постоянном притоке инвестиций для решения текущих задач, таких как обеспечение социальных обязательств (медицинское обслуживание, выплаты заработных плат, страховок, пенсий, пособий и др.). Важна роль китайских инвестиций, которые предоставляют капиталы хуа-цяо Камбоджи, капиталы фирм из КНР, Гонконга и Сингапура в добывающей промышленности страны (добыча драгоценных камней, минералов), деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
Кхмерское законодательство ориентировано на поддержку иностранных капиталов с целью привлечения дополнительных инвестиций. Китайцы исторически занимались банковскими и другими операциями на территории страны, начиная с 1400-х годов, что обеспечило им экономическую нишу и до сих пор помогает оказывать влияние на политический курс страны. На момент 2010 г. в стране не было замечено массовых антикитайских демонстраций; кхмерские авторы не отмечали причин для недовольства большинства населения китайским фактором. Китайская община Камбоджи, как фактор и объект международных отношений, считается позитивным явлением в жизни страны, так как ее капиталы находятся во всех производствах и экономических секторах страны.
Проект «Большой Меконг» является важной частью современного этапа отношений между странами Юго-Восточной Азии и открывает перед участниками новые перспективы развития межгосударственного и экономического взаимодействия. Однако важно подчеркнуть, что существуют как сторонники данного сце-
нария событий (КНР, Камбоджа, Лаос), так и противники (Вьетнам и Таиланд).
Основным бенефициарием в рамках данной ситуации является Китайская Народная Республика. Пекин крайне внимательно следит за всеми событиями вокруг данного направления внешней политики. Вьетнам и Таиланд обеспокоены происходящими событиями в Лаосе и Камбодже, так как их «стратегический тыл» подвергается активной экспансии со стороны КНР, в
том числе благодаря китайской общине данных стран в сочетании с потоками рабочей силы. Сегодня вероятность осложнения международных отношений в Юго-Восточной Азии ввиду нарастающего «транскитайского» фактора, остается достаточно высокой.
Таким образом, в рамках трансформации региональной системы Китай добивается целого ряда стратегических целей, в том числе распространения преобладающего влияния на Юго-Восточную Азию.
Библиографический список
1. 2007. P. 261-291 (Китайское куль- 3. Pasason-press. 19.06.2010. № 4. P. 3.
турное развитие за 30 лет). Изд-во «Пресса иностранных языков», 2007.
2. Мосяков Д.В. Новые противоречия Юго-Восточной Азии: сб. «Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития». Вып. XI.: Юго-Восточная Азия, 2007-2008. М.: ИВ РАН, 2008. С. 38-50.
4. Райков Ю.А. Лаос в системе МО в начале XXI века. М., 2010. С. 222.
5. Pather Lao. 06.07.2009. Лаосская газета на английском языке «Патер Лао»; Edited by Daljit Singh Southeast Asian Affairs. Singapore. 2010. P. 2.
6. Pasason-press. 10.08.2010. P. 2