Научная статья на тему 'Проект автомобиля для людей с ОВЗ на базе бесстоечного несущего кузова'

Проект автомобиля для людей с ОВЗ на базе бесстоечного несущего кузова Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / КУЗОВ / КРЕСЛО ВОДИТЕЛЯ / CAR / DESIGN PROJECT / BODY / DRIVER'S SEAT

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Васин Сергей Александрович, Кошелева Алла Александровна, Голикова Екатерина Александровна

Рассмотрена задача проектирования транспортных средств для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сформирован комплекс требований к транспортному средству для инвалидов-колясочников. Представлены результаты дизайн-проектирования автомобиля на базе бесстоечного кузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Васин Сергей Александрович, Кошелева Алла Александровна, Голикова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAR PROJECT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES ON THE BASIS OF CAR BODY WITHOUT STAND

The problem of designing vehicles for people with disabilities is considered. A set of requirements for the vehicle for wheelchair users has been formed. The results of the design design of the car on the basis of a fixed body are presented.

Текст научной работы на тему «Проект автомобиля для людей с ОВЗ на базе бесстоечного несущего кузова»

The article describes the features of the process of packaging food products under vacuum with a gas environment and the main equipment for the implementation of this process in the food industry.

Key words: packaging offood products under vacuum with gas environment.

Rozhkova Oksana Dmitrievna, specialist, od.rozhkovaarmc-holding. com, Russia, Tula, JSC «Tulenergoremont»

УДК 629.02: 7.05

ПРОЕКТ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ НА БАЗЕ БЕССТОЕЧНОГО НЕСУЩЕГО КУЗОВА

С.А. Васин, А.А. Кошелева, Е.А. Голикова

Рассмотрена задача проектирования транспортных средств для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сформирован комплекс требований к транспортному средству для инвалидов-колясочников. Представлены результаты дизайн-проектирования автомобиля на базе бесстоечного кузова.

Ключевые слова: автомобиль, дизайн-проект, кузов, кресло водителя.

Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является гуманизация всех сфер жизни человека, производства, создание безбарьерного пространства, создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проблема мобильного перемещения людей с ограниченными возможностями актуальна в современном мире. Разработка специализированных транспортных средств для людей с ОВЗ позволит существенно улучшить качество жизни инвалидов, откроет новые возможности для труда и отдыха.

Анализ существующего авторынка показал, что большинство автомобильных компаний-гигантов в наши дни занимаются лишь переоборудованием обычных автомобилей для перевозки инвалидов, «подстраивая» их под нужды людей с ОВЗ. Но «подстраивание», по определению, всегда будет иметь недостатки, так как начальная база создается без учета возможности управления автомобилем инвалидом-колясочником.

Предлагается создать комфортный и удобный в использовании человеком с ОВЗ автомобиль, соответствующий уровню транспортных средств, общепризнанных и предлагаемых на современном потребительском рынке, с продуманными эргономическими, конструкторскими и эстетическими характеристиками.

Ситуационный анализ позволил выявить требования к салону, особенности проектирования автомобиля для людей с ОВЗ, Сформирован комплекс требований к автомобилю: тип кузова - пятидверный хетчбек; отсутствие центральной стойки кузова;

тип дверей - две классические передние двери и две задние двери створчатого типа;

общий образ автомобиля должен быть привлекательным и динамичным; автомобиль должен иметь современный вид, который не устареет в течение ближайших лет.

За основу принята идея обеспечения самостоятельной посадки-высадки и управления автомобилем инвалидом-колясочником. Это в свою очередь, потребовало решения задачи размещения инвалидной коляски в салоне, а также, возможности водителю-инвалиду беспрепятственно и при минимальных приложенных физических усилиях переносить коляску в автомобиль.

Для выбора прототипа проектируемого объекта был проведен сравнительный анализ автомобилей, продукции ведущих фирм-производителей по основным техническим и функциональным критериям.

В качестве прототипа для дизайн-проекта кузова и адаптированного салона принят минивэн Ford B-Max. Автомобиль оснащен дизельными и бензиновыми двигателями и 5-ступенчатой механической и 6-ступенчатой автоматической коробками передач.

Отличительной чертой прототипа является отсутствие центральной стойки, что делает посадку и высадку пассажиров более удобной. Жесткость кузова обеспечивается интегрированием стойки в двери, выполненные из высокопрочной стали.

Расширение посадочного пространства достигается использованием раздвижных передних дверей обычного типа и задних створчатых дверей, облегчающих доступ в салон. В результате, при полностью раскрытых дверях проем имеет полутора метра в длину. Образующееся место позволяет разместить как выдвигающееся кресло на электроприводе, так и механизм для хранения и транспортировки сложенной инвалидной коляски, а также обеспечивает комфортную посадку водителя с ОВЗ.

Проектируемый автомобиль рассчитан на пятерых пассажиров. Салон автомобиля, водительское место должны быть комфортными, эргономичными, а самое главное - доступными. Простые манипуляции рядового водителя могут быть затруднительны для человека с ограниченными возможностями. Поэтому водительское место проектируемого автомобиля полностью оборудуется для водителя с ОВЗ.

Для управления автомобилем инвалиду-колясочнику требуется машина на ручном управлении. Подобная система позволяет человеку управлять транспортным средством без помощи ног, все необходимые действия

выполняются руками. Обычно российские водители устанавливают систему на уже имеющийся автомобиль - это, хотя и дорогостоящая модернизация, но возможная. Недостатком «встраиваемой» системы ручного управления является ограниченность применения, систему возможно установить далеко не на все автомобили.

В разрабатываемом проекте все управление находится на руле. Автомобиль оборудован механизмами ручного управления для дублирования функций ног.

Система ручного управления расположена с правой стороны центральной консоли. В качестве прототипа использован механизм компании Veigel, компактный и простой в эксплуатации. Процесс управления автомобилем становится ясным и удобным. Рукоятка сконструирована таким образом, чтобы рука могла отдыхать на ней в процессе вождения. Это означает спокойное и не требующее усилий вождение даже на большие расстояния. Ручное управление для инвалидов может быть отключено простым нажатием на имеющийся рычаг и сложено в более компактную форму в случае использования автомобиля другим водителем.

Ручное управление Compact может быть усовершенствовано с помощью пятикнопочного переключателя для контроля над дополнительными функциями управления - сигналами поворотников, щетками стеклоочистителей, звуковым сигналом и пр.

С точки зрения образности, модель Veigel COMPACT II, имея плавные изгибающиеся поверхности, хорошо поддерживает общую стилистику салона.

Целесообразным является оснащение автомобиля специальным креслом на электроприводе с подъёмником (рис. 1), которым возможно управлять как контактно, клавишами на боковой стороне кресла, так и бесконтактно с помощью дистанционного пульта управления [1].

Водительское кресло позволяет обеспечить комфортную посадку и высадку. Под водительским креслом расположен механизм TurnyEvo, который позволяет креслу на электроприводе выезжать за пределы салона, разворачиваясь при этом на 90 градусов, опускаться на необходимую высоту для пересаживания водителя из коляски в салон или наоборот.

Рис. 1. Строение механизма электроподъемника

58

Конструкция кресла имеет программируемый путь движения, т.е. каждый водитель может «запрограммировать» кресло «под себя», сохранив индивидуальные настройки. Для обеспечения необходимой безопасности, пользоваться электроподъемником следует или при открытой двери автомобиля, или при выключенном зажигании.

Автомобиль планируется оснастить держателем для складной инвалидной коляски. Конструкция такова: основная рама, имеющая крючкообразные выступы для «подвески» коляски и защитный короб, нижняя часть которого имеет кругленый поддон-подставку. Вся конструкция поставлена на направляющие, благодаря которым она может свободно перемещаться за пределы салона (рис. 2).

Задние створчатые двери выполнены на электроприводе, позволяющем разгрузить руки человека.

Имеются доводчик дверей, перчаточный ящик, подушки безопасности. Автомобиль оснащен системой автоматической парковки.

Проработаны вопросы безопасности как с точки зрения используемых материалов, так и конструкции [2]. Кузов автомобиля выполнен из высокопрочной кузовной стали. Данный материал имеет повышенный предел текучести при растяжении.

Бампер - важный энергопоглощающий элемент любого автомобиля, на долю которого выпадает значительная часть ударов во время столкновения. Основная функция бампера - предотвратить повреждение кузова автомобиля.

Рис. 2. Кресло и держатель коляски

Материалом для бамперов автомобиля выбран полиуретан (РИ). Этот материал обладает высокой прочностью на разрыв; устойчивостью к рубящим ударам; высокой абразивной стойкостью; устойчивостью к неблагоприятным факторам окружающей среды; вибростойкостью; способностью противостоять высоким нагрузкам; хорошей износостойкостью.

59

Чтобы обеспечить необходимую защиту в случае бокового столкновения, в местах, на которые приходится основная сила удара, конструкция передних и задних дверей укреплена особенно прочным металлом с высоким содержанием бора. Таким образом, дверь абсорбирует ударную энергию, действуя как виртуальная стойка.

Приборная панель автомобиля выполнена из поликарбоната. Данный термопластик имеет высокую ударопрочность даже при низких температурах.

При разработке экстерьера и интерьера автомобиля были учтены основные тенденции формообразования на современном автомобильном рынке (рис. 3).

Рис. 3. Эскизный поиск формы автомобиля

Предусмотрена панорамная крыша (рис. 4), которая дает возможность наслаждаться видами, не выходя из автомобиля, зрительно увеличивает внутреннее пространство. Стекло панорамной крыши тонировано.

Лобовое стекло автомобиля немного заходит на капот, тем самым создавая в салоне большое обзорное пространство.

Окна могут быть закрыты специальными вытягивающимися снизу шторками.

Высокие и эргономичные передние и задние сидения, выполненные из натуральной кожи, покрыты специальной прозрачной водоотталкивающей пропиткой, уберегающей салон от попадающей извне влаги.

Интерьер автомобиля и процесс вождения продуманы с точки зрения эргономики (рис. 5).

В проекте использованы инновационные технологии и передовые конструкторские решения, в том числе полностью выдвигающееся из салона пассажирское сиденье, механизмы ручного управления для дублирования функций ног, дистанционное управление дверью, электропривод для подъема коляски, система круиз-контроля, поворотно-выдвижное сидение на механизме TumyEvo компании Autodabt, а также современные материалы.

Рис. 4. Конструкция проектируемого автомобиля

Решена задача разработки экстерьера и элементов интерьера салона автомобиля для людей с ОВЗ (рис. 6). Установка выдвижного водительского кресла на электроприводе, механизма ручного управления, адаптация салона для перевозки инвалидной коляски позволят инвалидам-колясочникам самостоятельно управлять автомобилем.

Рис. 6. Общий вид спроектированного автомобиля

для людей с ОВЗ

Разработка специализированного автомобиля открывает широкие возможности для социализации инвалидов, самореализации, включения людей с ОВЗ в активную жизнь общества.

Работа выполнена в рамках Гранта правительства Тульской области в сфере науки и техники 2018 года в номинации «Инновационные архитектурно-промышленные решения и дизайн».

Список литературы

1. Клаксон. Особенный Mersedes-Benz B-class для особых людей. Архив газеты: Клаксон. 2016 № 5 (589). [Электронный ресурс]. URL http://www.klaxon.ru/archivepaper/StatNum.php?ELEMENT ID = 29145 (дата обращения: 21.10.2018).

2. Васин С. А., Кошелева А. А., Конструирование в промышленном дизайне: учебно-методическое пособие для вузов. Ч. 1. 2-е изд. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 163 с.

Васин Сергей Александрович, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой, vasin_sa53@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Кошелева Алла Александровна, д-р техн. наук, доцент, профессор, allakos2002@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Голикова Екатерина Александровна, магистрант, katerinka0606@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CAR PROJECT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES ON THE BASIS OF CAR BODY

WITHOUT STAND

S.A. Vasin, A.A. Kosheleva, E.A. Golikova

The problem of designing vehicles for people with disabilities is considered. A set of requirements for the vehicle for wheelchair users has been formed. The results of the design design of the car on the basis of a fixed body are presented.

Key words: car, design project, body, driver's seat.

Vasin Sergey Aleksandrovich, doctor of technical sciences, professor, va-sin_sa53@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kosheleva Alla Aleksandrovna, doctor of technical sciences, docent, professor, allakos2002@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Golikova, Ekaterina Aleksandrovna, postgraduate, katerinka0606@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 655.3.062.2

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ОЦЕНКА МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПЕЧАТНЫХ СИСТЕМАХ

И. А. Сысуев, Л.Г. Варепо, О.В. Трапезникова, Э.Г. Беззатеева

Качество воспроизведения изображений, полученных способами печати, является ключевым. В этой связи разработка оценочных средств, в частности воспроизведения мелких деталей изображения, наряду с цветовоспроизведением является актуальной. Исследованы методики оценки разрешения и разрешающей способности струйных принтеров и интерпретация получаемых показателей в зависимости от тест-объектов, применяемых для определения указанных показателей. Показана целесообразность использования разработанного тест-объекта, содержащего различным образом позиционированные в пространстве изображения линейные штрихи, для оценки разрешения и разрешающей способности струйных принтеров.

Ключевые слова: точность воспроизведения деталей изображения, разрешающая способность, тест-объект.

В любой технологии воспроизведения изображения, как в технологиях с использованием электронных устройств, так и в печатных технологиях (от классической полиграфии до цифровой печати), ключевым вопросом является качество воспроизведения изображения.

Оценивание качества воспроизведения можно подразделить на две равноценные по значимости группы: оценка цветовоспроизведения и оценка воспроизведения мелких деталей изображения. Настоящее исследование относится ко второй группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.