Kosheleva Alla Alexandrovna, doctor of technical sciences, professor, allakos2002@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Andris Alla Sergeevna, postgraduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 629.02; 005.6
ПОВЫШЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЯ
С. А. Васин, А. А. Кошелева, Е.А. Голикова
В статье рассмотрены основные этапы формирования художественного образа автомобиля для инвалидов. Описана образная концепция, источники вдохновения. Рассмотрена связь формы, функции, эргономических особенностей транспортного средства. Формообразование рассмотрено как одно из важнейших условий повышения потребительского качества промышленных изделий
Ключевые слова: автомобиль для инвалидов, дизайн, художественный образ, экстерьер, визуализация, эскиз, вдохновение, стиль
Автомобиль в глазах современного человека представляет собой материальное воплощение скорости, свободы, эстетики и комфорта.
Современные автомобильные компании соревнуются между собой не только по количеству производимых и реализованных автомобилей, но и пытаются привнести определённую «изюминку» в модельный ряд своих авто. Примером может служить линейка автомобилей Lexus RX-серии.
Автомобили данной линейки имеют острые грани, на первый взгляд расположенные хаотично, но при композиционном анализе становится очевидной взаимосвязь линий. Основная идея образа данных автомобилей - эксцентричный и дерзкий дизайн.
Автомобили отечественного производителя «Автоваз» LADA линейки Vesta, X-ray, Niva имеют яркую отличительную особенность - боковые грани выполнены в виде латинской буквы «X». Благодаря нетипичной форме автомобили LADA стали легко заметны и узнаваемы на дорогах.
Поэтому одной из основных задач, решаемых при формировании зрительного образа автомобиля, является поиск уникальной особенности, черты, которая выделяла бы его среди другого транспорта.
На формообразование экстерьера автомобиля существенно влияет образный аспект, который складывается на этапе анализа проектной ситуации и разработки основной концепции. Парадокс образа автомобиля заключается в том, что сильное влияние оказывают, с одной стороны, уже сложившаяся конструктивная база и функциональная структура, с другой стороны - новые веяния в дизайне, технологических процессах и формообразовании.
Образ и его специфика зависят от проектной ситуации. В рассматриваемой работе целевой аудиторией являются люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данный аспект изначально задает ряд требований эргономики, которые нельзя игнорировать.
Компоновка автомобиля и его функциональные возможности определяются уровнем технического прогресса. Но стоит упомянуть, что образ автомобиля в свою очередь влияет не только на эстетическую, но и на конструктивную и функциональную составляющие.
Анализ современных автомобилей, оборудованных дополнительными системами для людей с ОВЗ, позволил выбрать прототип. Были обозначены основные требования к проектируемому автомобилю:
- тип кузова - пятидверный универсал;
- тип дверей - классические передние, задние - створчатого типа;
- отсутствие центральной стойки;
- автомобиль должен иметь современный вид, который не устареет в течение ближайших лет;
- привлекательный и динамичный общий образ.
Следующий этап - эскизный поиск, в ходе которого найдены стилистические решения, соответствующие как эргономическим, так и эстетическим требованиям, предъявляемых к экстерьеру автомобиля.
На любом этапе дизайн-проектирования следует опираться на потребности той социальной группы, для которой он создается.
Первые эскизы экстерьера автомобиля для людей с ОВЗ отличались динамичными формами и достаточно агрессивным внешним видом, что выражалось в угловатых чертах и многообразии острых рубленых форм.
Затем пропорции проектируемого автомобиля были заметно изменены. Дизайн стал более мягким, хотя еще сохранялось большое количество разных по форме деталей (рис. 1).
Внешний облик и форма автомобильных фар зачастую является визитной карточкой машины. В проектируемом автомобиле формообразование фар играет одну из главных ролей, они задают тон всему образу. Поскольку облик автомобиля в целом состоит из простых форм, узкие фары также не должны визуально перегружать переднюю часть автомобиля, но иметь при этом уникальную, запоминающуюся форму.
Дверные ручки - важный акцент на боковых сторонах автомобиля. Их форма может быть симметричной или асимметричной. Симметричная форма придает цельность и монолитность, то время как асимметричная помогает добавить динамики в общее формообразование. После изучения аналогов было решено визуально совместить ручки передних и задних дверей. Это поможет поддержать общую концепцию «единения». Предусмотрена подсветка ручек при посадке.
Боковые рамы проектируемого автомобиля должны соответствовать общей стилистике. В эскизном поиске рассмотрены варианты размещения стекол как по одной прямой, так и на разной высоте. В обоих случаях стекла не симметричны, они отличаются формой и размерами - задние боковые стекла меньше передних. Такая, хотя и небольшая, разница в размерах добавит образу динамичности, выразительности.
Рис. 1. Поисковый эскиз автомобиля
В результате проведенного эскизного поиска было решено отказаться от резких и агрессивных форм и выбрать концепцию автомобиля «для каждого». Основная идея данной концепции состоит в разработке дизайнерского решения, при котором автомобиль воспринимался бы каждым человеком по-своему, не имея при этом приверженности к одному стилю.
Дизайн автомобиля «Kairo» для людей с ОВЗ был навеян несколькими источниками.
Первый и самый основной источник вдохновения - это в меру строгий и минималистичный, но цепляющий с первого взгляда дизайн интерактивных игрушек китайской компании WowWee, которая специализируется на производстве высокотехнологичных изделий. Внешний облик интерактивной игрушки-робота Чиппи - открытый и дружелюбный, располагающий к себе и вызывающий желание вступить с ним «в контакт».
Образ автомобиля «Kairo» сдержанный, по-своему строгий, легкий, не перегруженный детализацией, но притягивающий покупателя. Лаконичность визуального строя обусловлена небольшим количеством граней и выступающих деталей, автомобиль выглядит целостно, не «распадается» на элементы. Облик автомобиля «Kairo» не имеет агрессивных элементов или ярко выраженной динамики, его формы воспринимаются спокойно. Каждый потенциальный покупатель имеет определенную свободу и может «додумать» дизайн.
В то же время, есть детали, которые не требуют доосмысления, они просты и понятны. Это боковые линии и линии капота, выступы под передние фары и их четкая окантовка, боковая линия стекол, колесные ярки.
Вторым источником, подарившим вдохновение, стал облик морских существ - скатов Манта. Их внешний облик и поведенческие особенности внесли свой вклад в формирование визуального образа спроектированного автомобиля. Скат Манта может достигать размеров до семи метров и веса до двух тонн. Несмотря на внушительные размеры, данный подвид скатов дружелюбен и не агрессивен по отношению к человеку. Тело ската плавное, гибкое, гладкое. За счет уникального строения создается эффект, что скат не плывет, а парит в воде.
Спроектированный автомобиль «Kairo», разработанный на базе автомобиля LADA Vesta SW-Cross, также имеет большие габаритные размеры, но, благодаря лаконичной форме экстерьера и цветовому зонированию, не выглядит перегружено и массивно.
Идея любви скатов к полетам над водой так же заслуживает внимания. Автомобиль для людей с ОВЗ должен вдохновлять и «окрылять» людей морально, вызывать желание двигаться, посещать знакомые места или исследовать новые - ведь свобода физического передвижения важна для современного человека.
Итоговый экстерьер автомобиля «Kairo» является лаконичным и сдержанным, в то же время притягивающим взгляд.
Крыша автомобиля «Kairo» плавно вытекает из лобового стекла. Затем линия крыши переходит в интегрированный задний спойлер, улучшающий аэродинамику и повышающий сцепление с дорогой. Особый наклон элементов остекления в задней части автомобиля и оригинальные замаскированные задние стойки формируют оптическое впечатление «парящей» крыши. Черная вставка отделяет заднюю стойку от крыши и заднего спойлера, поддерживая идею "парящей крыши".
Панорамный элемент крыши оснащен системой автозатемнения.
Тема "акульего плавника" появляется в интегрированной в крышу антенне, расположенной перед задним спойлером.
Следующая особенность автомобиля - симметричные, зеркально отраженные ручки, убирающиеся в корпус автомобиля. Благодаря такой форме они визуально объединяют боковое пространство, облегчают боковые стороны автомобиля и поддерживают общую концепцию.
Предложено использовать интерактивные экраны сзади и спереди автомобиля. Когда автомобиль неактивен и не заведен, его эмблема, встроенная в экран, не светится и не выделяется на общем фоне. При запуске автомобиля вместе с приветственным экраном на передней и задней части автомобиля загорается эмблема.
Одной из основных особенностей дизайна автомобиля «Kairo» является сплошной элемент на передней части автомобиля, имитирующий радиаторную решетку. На этой панели расположен логотип автомобиля, который подсвечивается во время движения. Передние фары визуально продолжают образ и образуют единую контурную линию. Чтобы еще больше объединить элементы, одна из составляющих фар вынесена непосредственно на панель-имитацию.
Автомобиль отличает наличие светодиодной подсветки, которая располагается по бокам чуть ниже остекления, на порогах и контурах дисков колес. Цвет и интенсивность подсветки можно менять. Элемент фар, расположенный на панели-имитации, приобретает цвет, заданный общей подсветке (рис. 2).
Рис. 2. Экстерьер автомобиля «Kairo»
Эффектный внешний вид экстерьера автомобиля «Kairo» подчеркивают широкая колея и шины большей размерности на дисках оригинального дизайна, пять спиц которых выполнены в усеченных наклонных трапециях с алмазной огранкой по внешнему контуру. Колесные арки лишь немного выступают за пределы основного корпуса, сохраняя визуальную целостность образа.
Колеса большего размера и оригинальные настройки подвесок позволили увеличить дорожный просвет автомобиля «Kairo» до 203 мм. Такой клиренс достаточен для поездок в разных условиях вне зависимости от степени загрузки автомобиля.
Была решена задача разработки держателя инвалидной коляски, размещаемого в зоне задних сидений. Форма держателя обусловлена рядом факторов, таких, как наличие свободного пространства внутри салона автомобиля, габаритные размеры облегченных складных инвалидных колясок. Необходимо учитывать и следующие моменты:
- обеспечение надежной фиксации коляски в держателе;
- наличие специального поддона, чтобы влага с колес не попадала в салон;
- в конструкции держателя предусмотреть ниши под выступающие узлы и механизмы.
Разработанный держатель по стилистике соответствует общей идее формообразования транспортного средства для людей с ОВЗ.
Автомобиль оснащен наружной сенсорной кнопкой открывания багажника, запираемым лючком бензобака, задними дисковыми тормозными механизмами.
Кузов спроектированного автомобиля усилен дополнительными элементами, повышающими жесткость.
Таким образом, спроектированный автомобиль имеет плавные, чуть округлые черты. Его экстерьер характеризуется динамичными формами, которые, тем не менее, не перегружают внешний облик автомобиля, скорее наоборот - легкая «незаконченность» образа дает свободу фантазии.
Продуманный образ и эргономическая проработка позволяют повысить потребительское качество транспортного средства, создают условия для нового уровня жизни маломобильным группам населения.
Работа выполнена в рамках Гранта правительства Тульской области в сфере науки и техники в номинации «Инновационные архитектурно-промышленные решения и дизайн».
Васин Сергей Александрович, д-р техн. наук, профессор, vasin_sa53@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Кошелева Алла Александровна, д-р техн. наук, профессор, allakos2002@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Голикова Екатерина Александровна, магистр, katerinka0606@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
IMPROVEMENT OF CONSUMER QUALITY OF INDUSTRIAL PRODUCTS AT DESIGN OF THE VEHICLE
S.A. Vasin, A.A. Kosheleva, E.A. Golikova
The article discusses the main stages of the formation of the artistic image of the car for the disabled. The figurative concept, sources of inspiration are described. The relationship of the shape, function, ergonomic features of the vehicle is considered. Forming is considered as one of the most important conditions for improving the consumer quality of industrial products.
Key words: car for the disabled, design, artistic image, exterior, visualization, sketch, inspiration,
style.
Vasin Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, vasin_sa@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Kosheleva Alla Alexandrovna, doctor of technical sciences, docent, professor, al-lakos2002@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Golikova Ekaterina Alexandrovna, postgraduate, katerinka0606@mail. ru, Russia, Tula, Tula State
University
УДК 621.9.08; 006.78
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАВИСИМЫХ ДОПУСКОВ НА ПОЗИЦИОННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ СЛОЖНЫХ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
М.В. Ушаков, И.А. Воробьев, А.М. Колесников
В статье рассматривается целесообразность применения зависимых допусков для размеров, не соответствующих требованиям ГОСТ Р 50056-92, в целях обеспечения собираемости узла. Представлено обоснование эффективности использования данного типа требований по сравнению с обычными позиционными допусками.
Ключевые слова: допуск, размер, зависимый допуск, сборка
Конструктивная сложность узлов и деталей механических изделий связана с их функциональным назначением, при этом назначение допусков и отклонений на размеры, реализуемые в процессе их изготовления [1], связано с получением необходимых функциональных размеров. Очень часто основным критерием при изготовлении является не нормируемая точность деталей, а возможность их собираемости в узел (рис.1). Это позволяет расширить значения позиционных допусков за счет отклонений размеров деталей, входящих в сборочную единицу.