Научная статья на тему 'Опыт обеспечения качества при дизайн-проектировании салона автомобиля для людей с ОВЗ'

Опыт обеспечения качества при дизайн-проектировании салона автомобиля для людей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
135
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ / ИНТЕРЬЕР АВТОМОБИЛЯ / ДИЗАЙН / СТИЛЬ / КРЕСЛО ВОДИТЕЛЯ / ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ / CAR FOR PEOPLE WITH DISABILITIES / CAR INTERIOR / DESIGN / STYLE / DRIVER'S SEAT / DASHBOARD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васин Сергей Александрович, Кошелева Алла Александровна, Андрис Алла Сергеевна

В данной статье рассмотрен опыт обеспечения качества продукции при дизайн-проектировании салона автомобиля для инвалидов. Определены необходимые стадии работы. Выбраны прототипы элементов салона транспортного средства. Обоснована стилистика разрабатываемого салона, описаны конструктивные и эргономические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITYASSURANCE EXPERIENCE IN THE DESIGN OF THE INTERIOR OF THE CAR FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

This article discusses the experience of product quality in the design of the interior of the car for the disabled. The necessary stages of work are determined. Prototypes of vehicle interior elements selected. The stylistics of the developed salon is proved, constructive and ergonomic features are described.

Текст научной работы на тему «Опыт обеспечения качества при дизайн-проектировании салона автомобиля для людей с ОВЗ»

УДК 629: 005.6

ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ САЛОНА

АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ

С.А. Васин, А.А. Кошелева, А.С. Андрис

В данной статье рассмотрен опыт обеспечения качества продукции при дизайн-проектировании салона автомобиля для инвалидов. Определены необходимые стадии работы. Выбраны прототипы элементов салона транспортного средства. Обоснована стилистика разрабатываемого салона, описаны конструктивные и эргономические особенности.

Ключевые слова: автомобиль для лиц с ОВЗ, интерьер автомобиля, дизайн, стиль, кресло водителя, приборная панель.

Перед современными производителями стоит задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, достижения ее высокого качества, обусловленного как соответствием стандартам, так и способностью удовлетворять ожидания потребителей.

Актуальной является задача достижения высоких потребительских характеристик при проектировании автомобиля для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проблема повышения качества жизни людей с ОВЗ не нова. Статистика сообщает о том, что 23% населения земного шара имеют серьезные проблемы со здоровьем. В России более 11 млн. людей являются инвалидами (по данным 2019 года). Это около 8% населения. Множество автомобильных компаний разрабатывают вспомогательные механизмы для водителей с ОВЗ, которые устанавливаются в автомобили [1, 2]. Но подобное «внедрение» механизма в автомобиль всегда будет иметь недостатки, так как изначальная база не учитывает особенности водителя с инвалидностью.

Была поставлена задача разработки салона автомобиля для людей в ОВЗ. Прототипом для проектируемого транспортного средства стал автомобиль отечественного производства LADA SW CROSS [3]. Были использованы: ручное управление Veigel (модель Veigel Compact II), поворотно-выдвижной механизм Turny Evo [4].

Основная идея при дизайн-проектировании заключалась в том, чтобы человек с ОВЗ мог самостоятельно, без посторонней помощи управлять транспортным средством. Это открывает новые возможности для маломобильных групп населения. Автомобиль становится помощником для активного человека, прикованного к инвалидной коляске, особенно в городской среде. Поэтому вдохновением при поиске художественного образа стали стремительные волны, дорога, олицетворяющая долгий жизненный путь, теплота тканей, мягкие фактуры, солнечный цвет - все это создает настрой для проектируемого автомобиля «Kairo» (рис. 1).

Рис. 1. Источники вдохновения при проектировании салона

Образ салона навеян несколькими источниками вдохновения. Первым послужили плотные драпирующиеся ткани, способные держать форму. Однако мягкий материал становится жестким при определенном изгибе. Другим источником стали архитектурные постройки, сочетающие жесткий ломаный каркас и плавные обтекаемые формы (рис. 1 и 2).

При проектировании салона поставлена задача создания простой и лаконичной формы, которая поддерживала бы вешний вид автомобиля (рис. 2).

Технический прогресс не стоит на месте, он внедрился во все сферы деятельности человека. Автомобиль является не исключением, а скорее наоборот - его не представить без технических новинок. Все больше механизмов заменяются электроникой. При создании образа электронных приборов применяются как плавные формы, так и ломаные. Данный опыт учитывался при работе.

К конструктивным особенностям салона можно отнести новую компоновочную схему. Задние кресла смещены в правую часть салона. За сиденьем водителя находится автоматизированный короб для размещения в нем инвалидной коляски.

Рис. 2. Эскизный поиск салона автомобиля

Рис. 3. Кресла в салоне автомобиля

Кресло водителя оснащено специальным механизмом «Turny Evo», работающем от электропривода, и позволяет обеспечить комфортную посадку человека в салон автомобиля и высадку из него. Платформа имеет программируемый путь движения, т.е. каждый водитель может «запрограммировать» кресло «под себя», сохранив индивидуальные настройки. Механизм, обеспечивающий передвижение, не занимает много места и располагается в нижней части кресла.

К эргономическим особенностям салона «Kairo» относятся удобные и комфортабельные кресла водителя и пассажиров [1]. В передние кресла встроен механизм активных подголовников. Сиденья хорошо вентилируются, имеют нагревательные элементы.

Все сиденья оснащены трехточечными ремнями безопасности (рис. 3). Система крепления ремней в конструкцию кресла аналогична системе в Ford B-MAX. Форма спинки позволяет комфортно водить автомобиль. Справа от водительского сиденья предусмотрен широкий подлокотник, системы хранения, электронный ручник, мультимедийная система и джойстик для ее управления.

Продуманно ручное управление системой «газ-тормоз».

При дизайн-разработке салона учитывались инновационные технологии для того, чтобы сделать процесс вождения удобным и комфортным.

Передняя панель оснащена необходимыми приборами. На центральной консоли располагается бортовой компьютер, который выводит на экран показания датчиков, например, переднего и заднего парктроников, а также картинку с камеры заднего вида при парковке. С помощью экрана бортового компьютера можно управлять навигационными картами, подсветкой в салоне автомобиля, аудиосистемой и другими функциями (рис. 4).

Мультимедийное рулевое колесо имеет удобную форму для долгих поездок благодаря эргономичной проработке. Тачскрин позволяет управлять мультимедийной системой, круиз контролем, отвечать на звонки и т. п. Под рулевым колесом размещаются подрулевые переключатели и переключатель автоматической коробки. Такое расположение позволяет водителю не убирать руки из зоны руля.

Стилистически линии дверных карт поддерживают общий дизайн салона автомобиля. В салоне автомобиля применены благородные материалы, такие как алькантара, кожа, мягкий пластик, хром. Материалы долговечны, позволят водителю и пассажирам комфортно проводить время в поездке. Глянцевая отделка подлокотников в сочетании с салоном из кожи и алькантары и отделкой торпедо производит ощущение роскоши и комфорта.

В дверь встроены динамики аудиосистемы. Их минималистическая форма дополняет форму дверных карт.

В салон встроена подсветка, которая располагается по периметру вдоль дверей и торпедо. Она предусматривает три цветовых решения и имеет регулировку по степени яркости.

В автомобиле имеется система помощи движению по полосе, бесконтактный ключевой доступ и быстрый старт, система помощи водителю при перестроении, адаптивный круиз-контроль, система автоматического экстренного торможения.

Рис. 4. Салон автомобиля для людей с ОВЗ

Таким образом, с целью достижения высокого потребительского качества автомобиля, был выполнен проект салона. В процессе проектирования были изучены аналоги, проанализированы факторы, непосредственно влияющие на формообразование автомобиля, конструктивные особенности, разработаны художественно-конструкторские предложения, эргономические схемы и чертежи.

Предложены варианты салонов автомобиля и его составляющих с обоснованием их формы, выполняемых функций.

На основе предпроектного анализа найден оптимальный вариант салона, проведена оценка материалов и конструкторских узлов, удовлетворяющих качеству, требуемой надежности и безопасности.

Проектирование изделия исходило из необходимости соблюдения требований безопасности, а также учета современных технологических тенденций. Спроектированный салон функционален, оборудован с учетом эргономических и конструктивных требований, предъявляемых к нему как к салону автомобиля для людей с ОВЗ.

Работа выполнена в рамках Гранта правительства Тульской области в сфере науки и техники в номинации «Инновационные архитектурно-промышленные решения и дизайн».

Список литературы

1. Васин, С.А. Эргономические основы проектирования: учеб.-метод. пособие / С.А. Васин, А.А. Кошелева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 96 с.

2. Васин С.А., Кошелева А. А., Голикова Е.А. Проект автомобиля для людей с ОВЗ на базе бесстоечного несущего кузова // Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 2019. № 5. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 56-63.

3. Официальный сайт Лада [Электронный ресурс] URL: https://www.lada.ru/cars/vesta/sw-cross/about.html (дата обращения: 10.05.2019).

4. Безопасные и надежные решения для адаптации в автомобиле [Электронный ресурс] URL: http://php.handycars.com.ua/ (дата обращения: 10.05.2019).

Васин Сергей Александрович, д-р техн. наук, профессор, vasin_sa53@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Кошелева Алла Александровна, д-р техн. наук, профессор, allakos2002@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Андрис Алла Сергеевна, магистр, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

QUALITY ASSURANCE EXPERIENCE IN THE DESIGN OF THE INTERIOR OF THE CAR

FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

S.A. Vasin, A.A. Kosheleva, A.S. Andris

This article discusses the experience of product quality in the design of the interior of the car for the disabled. The necessary stages of work are determined. Prototypes of vehicle interior elements selected. The stylistics of the developed salon is proved, constructive and ergonomic features are described.

Key words: car for people with disabilities, car interior, design, style, driver's seat, dashboard.

Vasin Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, vasin_sa@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kosheleva Alla Alexandrovna, doctor of technical sciences, professor, allakos2002@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Andris Alla Sergeevna, postgraduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 629.02; 005.6

ПОВЫШЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЯ

С. А. Васин, А. А. Кошелева, Е.А. Голикова

В статье рассмотрены основные этапы формирования художественного образа автомобиля для инвалидов. Описана образная концепция, источники вдохновения. Рассмотрена связь формы, функции, эргономических особенностей транспортного средства. Формообразование рассмотрено как одно из важнейших условий повышения потребительского качества промышленных изделий

Ключевые слова: автомобиль для инвалидов, дизайн, художественный образ, экстерьер, визуализация, эскиз, вдохновение, стиль

Автомобиль в глазах современного человека представляет собой материальное воплощение скорости, свободы, эстетики и комфорта.

Современные автомобильные компании соревнуются между собой не только по количеству производимых и реализованных автомобилей, но и пытаются привнести определённую «изюминку» в модельный ряд своих авто. Примером может служить линейка автомобилей Lexus RX-серии.

Автомобили данной линейки имеют острые грани, на первый взгляд расположенные хаотично, но при композиционном анализе становится очевидной взаимосвязь линий. Основная идея образа данных автомобилей - эксцентричный и дерзкий дизайн.

Автомобили отечественного производителя «Автоваз» LADA линейки Vesta, X-ray, Niva имеют яркую отличительную особенность - боковые грани выполнены в виде латинской буквы «X». Благодаря нетипичной форме автомобили LADA стали легко заметны и узнаваемы на дорогах.

Поэтому одной из основных задач, решаемых при формировании зрительного образа автомобиля, является поиск уникальной особенности, черты, которая выделяла бы его среди другого транспорта.

На формообразование экстерьера автомобиля существенно влияет образный аспект, который складывается на этапе анализа проектной ситуации и разработки основной концепции. Парадокс образа автомобиля заключается в том, что сильное влияние оказывают, с одной стороны, уже сложившаяся конструктивная база и функциональная структура, с другой стороны - новые веяния в дизайне, технологических процессах и формообразовании.

Образ и его специфика зависят от проектной ситуации. В рассматриваемой работе целевой аудиторией являются люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данный аспект изначально задает ряд требований эргономики, которые нельзя игнорировать.

Компоновка автомобиля и его функциональные возможности определяются уровнем технического прогресса. Но стоит упомянуть, что образ автомобиля в свою очередь влияет не только на эстетическую, но и на конструктивную и функциональную составляющие.

Анализ современных автомобилей, оборудованных дополнительными системами для людей с ОВЗ, позволил выбрать прототип. Были обозначены основные требования к проектируемому автомобилю:

- тип кузова - пятидверный универсал;

- тип дверей - классические передние, задние - створчатого типа;

- отсутствие центральной стойки;

- автомобиль должен иметь современный вид, который не устареет в течение ближайших лет;

- привлекательный и динамичный общий образ.

Следующий этап - эскизный поиск, в ходе которого найдены стилистические решения, соответствующие как эргономическим, так и эстетическим требованиям, предъявляемых к экстерьеру автомобиля.

На любом этапе дизайн-проектирования следует опираться на потребности той социальной группы, для которой он создается.

Первые эскизы экстерьера автомобиля для людей с ОВЗ отличались динамичными формами и достаточно агрессивным внешним видом, что выражалось в угловатых чертах и многообразии острых рубленых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.