Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продвижение туристической территории / программно-проектный подход / предпроектный анализ / Республика Татарстан / объект историко-культурного наследия / promotion of tourist territory / program-project approach / pre-project analysis / the Republic of Tatarstan / an object of historical and cultural heritage

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафин Фадбир Магусович, Гарифуллина Резеда Саитовна

В статье рассмотрены актуальные вопросы продвижения туристических территорий, внедрения про-граммно-проектного подхода как важнейшего условияи катализатора социально-экономического раз-вития территорий, привлечения инвестиций в модернизацию и обновление существующей инфраструк-туры, увеличения числа туристов, сглаживания сезонных колебаний туристского рынка. Продвижение туристской территории это – непрерывный системный процессс участием широкого, неограниченного круга субъектов.Излагается опыт продвижения Республики Татарстан как туристской дестинации на основе реализации концептуальной идеи возрождения объектов историко-культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сафин Фадбир Магусович, Гарифуллина Резеда Саитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF TOURIST TERRITORIES: A CONCEPTUAL APPROACH (THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article deals with topical issues of promoting tourist territories, the introduction of a program –project approach as the most important conditions and catalysts for the socio-economic development of territories, at-tracting investment in the modernization and renewal of existing infrastructure, increasing the number of tourists, smoothing seasonal fluctuations in the tourist market. The promotion of a tourist territory is a continuous systematic process involving a wide, unlimited range of subjects. The article describes the experience of promoting the Republic of Tatarstan as a tourist destination based on the implementation of the conceptual idea of the revival of historical and cultural heritage objects.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

4. O merah po sozdaniyu Nukusskogo filiala gosudarstvennogo instituta iskusstv Uzbekistana : Post-anovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28.04.2008 g. № PP-845.- URL : https://lex.uz/docs/1348651 (data obrashcheniya: : 2.09.2023 ).- Tekst : elektronnyj.

5. O merah po razvitiyu social'noj i proizvodstvennoj infrastruktury Respubliki Uzbekistan v 2021-2023 gody : Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28.12.2020 g. № PP-4936.- URL: https://lex.uz/docs/5188515 (data obrashcheniya: 2.09.2023).- Tekst: elektronnyj.

6. Reformy v sfere obrazovaniya: povyshaya interes molodezhi k iskusstvu.- Tekst : elektronnyj // Pravda Vostoka.- URL: https: //yuz.uz/ru/news/reform-v-sfere-obrazovaniya-povshaya-interes-molodeji-k-iskusstvu (data obrashcheniya: 2.09.2023 ).

7. TUMOR - Gordost' i chest' filiala.- URL: https://uzdsmi-nf.uz/ru/articles-ru/4828/?ysclid=llfezp7ouf566598825 (data obrashcheniya: 2.09.2023 ).- Tekst : elektronnyj.

8. SHavkat Mirziyoev nagradil gruppy rabotnikov sfer nauki, obrazovaniya, zdravoohraneniya, literatury, kul'tury, iskusstva i SMI.- URL : https://upl.uz ( data obrashcheniya: 2.09.2023 ).- Tekst : elektronnyj.

УДК 379.85

Ф.М. Сафин, Р.С. Гарифуллина

ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

(ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В статье рассмотрены актуальные вопросы продвижения туристических территорий, внедрения программно-проектного подхода как важнейшего условияи катализатора социально-экономического развития территорий, привлечения инвестиций в модернизацию и обновление существующей инфраструктуры, увеличения числа туристов, сглаживания сезонных колебаний туристского рынка. Продвижение туристской территории это - непрерывный системный процессс участием широкого, неограниченного круга субъектов.Излагается опыт продвижения Республики Татарстан как туристской дестинации на основе реализации концептуальной идеи возрождения объектов историко-культурного наследия.

Ключевые слова:продвижение туристической территории, программно-проектный подход, пред-проектный анализ, Республика Татарстан,объект историко-культурного наследия

Fadbir M. Safin, Rezeda S. Garifullina PROMOTION OF TOURIST TERRITORIES: A CONCEPTUAL APPROACH (THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article deals with topical issues of promoting tourist territories, the introduction of a program -project approach as the most important conditions and catalysts for the socio-economic development of territories, attracting investment in the modernization and renewal of existing infrastructure, increasing the number of tourists, smoothing seasonal fluctuations in the tourist market. The promotion of a tourist territory is a continuous systematic process involving a wide, unlimited range of subjects. The article describes the experience of promoting the Republic of Tatarstan as a tourist destination based on the implementation of the conceptual idea of the revival of historical and cultural heritage objects.

Key words:promotion of tourist territory, program-project approach, pre-project analysis, the Republic of Tatarstan, an object of historical and cultural heritage

Введение

Продвижение туристических территорий, формирование их позитивного имиджа на основе программно-проектного подхода являются определяющими условиями динамичного развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. В настоящее время в большинстве регионов страны проводится различная по формеи направлениям работапо выявлению и развитию точек притяжения для внутренних и въездных туристов, созданию конкурентных туристических продуктов, ориентированных практически на любые группы потребителей. Реализуемые Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, национальный проект «Туризм и индустрия гостеприим-

ства», проекты на федеральном, региональном и муниципальных уровнях дают мощный импульс росту внутреннего туристского потока практически во всех регионах по всем направлениям. В частности, совершенствуется туристическая инфраструктура, формируются новые предложения для путешествий, рекреации, отдыха, повышается доступность туристических продуктов. По данным Росста-та в 2022 году туристы совершили 153,9 миллионов поездок по России.Количество организованных путешественников по стране достигло свыше 68 миллиона человек, превысив уровень 2019 года на 17 процентов(60 млн-чел.) [10]. Большинство регионов Российской Федерации по объемам организованного туризма превзошли уровень2019 года, которая

в настоящее время является базой для срав-нения.Республику Татарстан в 2022 году посетили 3,9 миллиона человек, что превысило уровень 2019 года на8%. По турпотоку республика занимает лидирующие позиции в стране (7 место) и первое место в ПФО. Целевые ориентиры и задачи поподдержке комплексного развития внутреннего и въездного туризма, формированию и продвижению качественного и конкурентоспособного туристского продукта, усиления социальной роли туризма, обеспечения доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления граждан Российской Федерации успешно реализуются [5]. Сегодня Россия становится страной-лидером, отдых в которой является комфортным и самым безопасным. Благодаря инструментам нацпроекта, которые прошли проверку временем и подтвердили свою эффективность, отрасль не только полностью восстановилась до ковидного уровня, но и активно набирает обороты. Текущая геополитическая ситуация для нашей страны стала не только серьёзным вызовом, но и, как мы уже во многом убеждаемся, возможностью ускоренного развития внутреннего туризма. По признанию вице-премьера Д.Чернышенко для Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти туризм сейчас - ключевой приоритет, куда направляются наши совместные усилия[12]. По поручению Президента РФ В.В.Путина создаются федеральные круглогодичные морские курорты, рассчитанных на прием не мене 10 млн человек в год, разработана программа по возрождению исторических усадеб для оказания гостинич-но- туристических услуг, АО «Корпорация Ту-ризм.РФ» наделена правами распоряжения объектами недвижимости, находящихся в федеральной собственности, установлен нулевой НДС для гостиничного бизнеса, туроператоров, принимаются меры по возрождению и развитию круизного и яхтенного туризма, продолжена востребованная программа туристического кешбэка, создаются туристические кластеры, реализуются проекты различного уровня и масштаба. Предполагается создание курортов федерального значения на Балтийском, Азовском, Черном, Каспийском и Японском морях, а также реализация инвест-проектов на озере Байкал. Для своевременногодостижения намеченных целей и получения наибольшего эффекта для развития отрасли важно не только сохранить на весь инвестиционный период те меры

поддержки для инвесторов, которые уже сейчас реализуются Правительством Российской Федерации, но и рассмотреть возможность их концентрации и целевого характера для развития именно таких масштабных проектов[7].

Предпринимаемые меры по продвижению туристических территорий, внедрению программно-проектного подхода вносят значимый импульс в реализациюуникального ту-ристско-рекреационного потенциала России, снятию сдерживающих развитие туризма факторов. К сдерживающим факторам следует отнести имеющие место неразвитость туристической инфраструктуры, высокую стоимость транспортных услуг, несовпадение баланса «цена - качество» туристических услуг, уровень реальных доходов граждан, низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения территорий с применением современных информационных, маркетинговых и иных тех-нологий.Принятые программы по развитию туризма и гостеприимства в ряде субъектов страны в силу разных причин реализуются не всегда эффективно. Снятие этих и других барьеров даст существенные возможности для эффективного продвижения туристических территорий, формирования привлекательного имиджа регионов, росту туристского потока, увеличения вклада туризма в социально-экономическое развитие страны, одним из условий устойчивости экономики в целом. Прежде всего, к таким возможностям относятся улучшение и расширение существующих туристических объектов, создание новых достопримечательностей, повышение качества туристского продукта, развитие туристской инфраструктуры, повышение туристской активности россиян, в том числе за счет развития социального туризма и импортоза-мещения на внутреннем рынке, обеспечение удобства и безопасности путешественни-ков.Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования проблематики продвижения туристических территорий, ее теоретическую и практическую значимость, необходимость использования современных эффективных методов и технологий, прежде всего, такого инструмента, как программно-проектный подход.

Материалы и методы

Каждая туристическая территория может иметь свои особенности и требуется использовать различные (общие и специальные) ме-

тоды исследования. Исследовательская база данной статьи включает в себя нормативно-правовые документы, регулирующие отрасль туризма и гостеприимства в Российской Федерации, программные документы развития туризма республики Татарстан. В статьеис-пользованы методы статистики, прогнозирования, сопоставления и сравнения, индукции с последующим анализом целей, задач продвижения туристической территории. В соответствии с экономико-статистическим анализом описаны факторы, сдерживающие продвижение туристической территории, предложены катализаторы формирования ее привлекательного образа на основе программно-проектного подхода. Применение метода историзма в рамкахисследования процесса возрождения объектов историко-культурного наследия позволило представить позитивный опыт продвижения республики Татарстан как туристической дестинации.

Литературный обзор

Теоретические вопросы продвижения территории, формированияаттрактивности ее имиджа, бренда постоянно находятся в поле зрения исследователей туристики, что подтверждается ростом числа научных исследований, публикаций, посвященных этой теме. В практику управления пришло понимание того, что территории должны заниматься маркетингом с такими же усилиями, как предприятия занимаются маркетингом своих товаров и услуг [14]. Как отмечает К. Динни, теория брендинга территорий постоянно развивается. В будущем начнет преобладать междисциплинарный подход к брендингу городов. Он отразит потребность в разнообразии теоретических обоснований и необходимости уловить всю полноту и многомерность такого вида брендинга [3].Исследователи С.Г.Пьянкова, И.В.Митрофанова, О.Т.Ергунова, Э.А. Тихонович обращают внимание на актуальность формирования и развития концепции продвижения территорий на рынке туристских услуг, подчеркивая, что в ее основе лежит эффективное использование туристского потенциала и формирование межорганизационных отношений в туристско-рекреационной сети территории [8]. Учитывая, что на практике все большее распространение находит проектный подход по продвижению туристических территорий М.Г.Воронцова, А.Д.Васильева справедливо отмечают, что проектный подход рассматривается как новаторский инструмент управления в реализации туристской политики [1]. Л.

Б.-Ж.Максанова, З.А.Данилова считают, что к настоящему времени в России накоплен определенный опыт в формировании методологии программно-проектного управления на региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Однако практика подготовки и реализации проектов по созданию туристических кластеров выявила существенные правовые, экономические и административные трудности в связи с организацией проектной деятельности именно на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления[4]. Важным качеством акторов в сфере туриндустрии выступает умение делать своевременные системные выводы в ходе апробации наметившейся модели развития туризма. На наш взгляд, следующим этапом должна стать работа по выработке проактивной позиции, предполагающей более высокий уровень прогнозной деятельности [2].

Результаты

Современные задачи по развитию внутреннего и въездного туризма, складывающаяся практика, существующие проблемы в сфере туризма актуализируют поиск и разработку новых форм, методов и технологий продвижения туристических территорий. Практика продвижения туристических территорий подчас ограничивается перечислением интересных туристических объектов, их описанием, составлением маршрутов. Упускается из виду необходимость разработки, прежде всего, концепции комплексного, поэтапного продвижения туристических территорий, создания туристских кластеров, не всегда учитываются современные тренды и изменения в потребительских предпочтениях путешественников, интересы, эмоции, психологический настрой местного населения. Также зачастую рекламируются отдельные туристические ресурсы, а не создается целостный уникальный турпродукт территории, объединяющий территорию в единый сетевой туристический каркас, не выделяются целевые группы среди потенциальных туристов, не формируются поэтапные целевые задачи на основе программно-проектного подхода.

Продвижение туристической территории, внедрение программно-проектного подхода, формирование притягательного имиджа туристской дестинации - это многоплановый, многоэтапный непрерывный системный процесс, включающий этапы маркетингового анализа, обобщения, прогнозирования, в котором принимают участие субъекты различного уровня, круг которых и формы участия

неограничены. Это органы государственной власти и управления федерального, регионального, муниципального уровней, предпринимательское сообщество, СМИ, общественные организации, физические лица и другие. Каждый из субъектов имеет свои собственные ресурсы, формы и методы работы, целевые задачи и специфические интересы, что обусловливает необходимость координации их усилий по продвижению туристической территории, формированию ее конкурентоспособности.

Стартовой точкой, первым этапом являет-сяразработка концептуальной идеи продвижения туристической территории. Концептуальная идея - это основополагающее понимание или конструкция, на которой зиждется вся дальнейшая деятельность, творческий процесс или проект. Она объединяет в себе ключевые понятия и идеи, необходимые для конкретизации поставленных задач и достижения целей[13].Для разработки концептуальной идеи продвижения туристической территории важно учитывать ряд ключевых факторов. Перечень этих факторов уточняется, верифицируется в процессе предпроектно-го анализа туристско-рекреационного потенциала территории. Цель предпроектного анализа - выявление уникальных особенностей и преимуществ территории, востребованности существующихобъектов, возможности их вовлечения в туристский оборот, оформление ее прогностической модели. Предпроектный анализ включает ряд последовательных действий, а именно, исследование туристической территории, включая ее историю, культуру, природные достопримечательности, инфраструктуру, возможность установления партнерских отношений с организациями, бизнес-структурами, определение уникального предложения территории, что делает ее особенной и привлекательной для посетителей. Это может быть историческое наследие, уникальный ландшафт, событийные, культурные, спортивные, национальные традиции, обычаи, которые выделяют территорию среди других. В процессе предпроектного анализа следует определить целевую аудиторию, которая может быть заинтересована в посещении туристической территории, учет ее интересов и потребностей, также продумать коммуникационную стратегию и стратегию позиционирования. Предпроектный анализ должен содержать проведение регулярной оценки эффективности концептуальной идеи продвижения территории. На основе предпроектного

анализа разрабатывается прогностическая модель продвижения туристической территории. Прогностическая модель строится на принципах адаптивности, адекватности и альтернативности и включает в себя направление продвижения туристической территории, основные исходные положения, цели и горизонты прогнозирования. Необходимость разработки прогностической модели заключается, прежде всего, в ее практической ценности. Возможность верификации прогнозной моделипродвижения туристической территории создает условия для принятия количественно и качественно обоснованных управленческих решений. Прогностическая модель продвижения туристической территории конкретизируется в рамках программно- проектного подхода как эффективного инструмента управления туристической дестинаци-ей, ориентированного на достижение конкретных конечных результатов в установленные сроки в условиях ограниченности ресурсов. В литературе справедливо отмечается, что использование программно-проектного управления позволяет более обоснованно определять цели, «приземляя» их к конкретным потребностям населения и бизнес-структур территории, и на этой основе оптимально планировать инновационную, инвестиционную, образовательно-воспитательную и другие сферы деятельности регионов, отраслей и территорий [8].

В регионахна основе программно-проектного подхода определяются объекты продвижения, формируются стратегические и тактические ориентиры, количественные и качественные показатели, устанавливают-сяэтапы, сроки достижения целевых показа-телейтуристской дестинации, необходимые финансовые и кадровыйресурсы, прогнози-руютсяриски с учетом региональных особенностей, анализа внешней и внутренней среды. Программно-проектный подход позволяет оценивать продвижение туристической территории с самых различных сторон: это не только востребованный туристский продукт, это не толькопутешественники с их эмоциями, но это и экономика, это и культура в широком смысле, это и социальная инфраструктура и многое другое. В рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2023 году свыше 5,3 млрд рублей будет направлено из федерального бюджета на поддержку программы льготного кредитования инвестиционных проектов, необходимых для развития внутреннего и

въездного туризма.Средства пойдут на сохранение льготной кредитной ставки для 87 проектов по строительству гостиниц в 33 регионах страны, что позволит построить и реконструировать 27,5 тыс. номеров в отелях категории не ниже «трёх звёзд». Всего на реализацию нацпроекта до 2030 года из федерального бюджета планируется направить 566,1 млрд рублей, еще 72 млрдрублей - региональных средств. Предполагается привлечь более 2 трлн рублей частных инвестиций на строительство инфраструктуры. Таким образом, общая сумма, направленная на реализацию нацпроекта, составит 2,5-3 трлн рублей[13].

Успех продвижения туристической территории в значительной степени зависит от уникальности и востребованности объектов, расположенных на ее территории.В процессе разработки проекта продвижения территории на основе комплексной диагностикис использованием интегрального показателя выделяется объект, которыйявляется наиболее значимым, весомым, является определяющим в системе прогнозных критериальных оце-нокпродвижения территории. Объекты могут быть естественного или искусственного происхождения, материального и нематериального наследия. Масштаб региона имеет относительное значение.Путешественники едут за впечатлениями, эмоциями, получения ожидаемой услуги, исходя из целей поездки, вида туризма. Для значительной части путешественников важное значение имеет прикосновение к истории. При этом, чем дальше во времени стоят исторические события, объекты, несущие нам информацию из тех времен дальних, связанную с регионом, тем они ценнее для путешественников. Здесь можно использовать любую составляющую, используя и мифологию, чтобы представление об объекте, о территории было эмоционально насыщенным и ярким.

Обсуждение. Опыт Республики Татарстан в сфере туризма по продвижению территории за относительно небольшой исторический период времени показал, что на основе концептуального анализа была сформулирована и реализована идея возрождения объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории республики. Концептуальная идея возрождения объектов историко-культурного наследия стала мощным катализатором продвижения республики в сфере туризма. На первом этапе продвижения территории был выбран Казанский Кремль

как исторический, культурный и административный центр Республики Татарстан,как особо ценный объект культурного наследия, утверждена его концепция. Согласно концеп-циисохранения, развития и использованияан-самбля Казанского Кремля[11]была воссоздана мечеть Кул Шариф и проведены реставрационные работы Благовещенского собора, торжественное открытие которых состоялось в 2005 году. В 2000 году историко-архитектурный комплекс Казанского Крем-лявошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из уникальных жемчужин мировой культуры. В рамках сохранения и развития историко-культурного наследия республики Татарстан были проведены научно-исследовательские, реставрационные и восстановительные работы и на других объектах, среди которых древний город Болгар и остров-град Свияжск, которые в последующем также вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Эти выдающиеся объекты всемирного наследия, обладающие универсальной ценностью для всех стран и народов мира сталиэффективными центрами притяжения и продвижения территории республики как туристской дестинации, вовлекая в свою орбиту и другие объекты, расположенные на ее территории, способствуя развитию и совершенствованию инфраструктуры, распространению инноваций, появлению новых туристских маршрутов, организации событийных мероприятий, формированию туристических кластеров.В настоящее время центрами притяжения туристов стали объекты на территории Елабужского, Камско-Устьинского, Чистопольского, Лаишевского, Алексеевского, Мамадышского, Тетюшского и других муниципальных образований республики. Важность возрождения, сохранения объектов материального наследия заключается также в том, что данный процесс является основой, своеобразным фундаментом сохранения, возрождения и развития целого пласта нематериального наследия, организации событийных мероприятий.Одним из количественных оценочных показателей являетсядинамич-ныйрост туристского потока в Республику Татарстан. За последние 15 лет численность путешественников, посетивших республику, увеличиласьпрактически в 7 раз, с 600 тысяч до 4 млн человек.

Заключение

Программно-проектный подход является одним из эффективных способов продвижения территории как туристской дестинации.

Формирование притягательного образа туристической территории, ее позитивный имидж, являются мощными катализаторами социально-экономического развития территории, привлечения инвестиций в модернизацию и обновление существующей инфраструктуры, что способствует увеличению числа туристов, расширению территориального охвата, сглаживанию сезонных колебаний. По существу, продвижение туристической территории имеет не меньшее значение, чем наращивание социально-экономического и инвестиционного потенциала региона. Эти процессы идут параллельно, дополняя друг друга: с одной стороны, реализация социально-экономического и инвестиционного потенциала способствует эффективному продвижению туристической территории, формированию ее позитивного имиджа, с другой стороны, позитивный имидж территории становится мощным фактором социально-экономического развития региона. Конкретным результатом продвижения туристической территории является переход из существующего состояния туристской дестинации в иное, желаемое количественно и качественно состояние. Полное копирование форм, методов, технологий, опыта продвижения туристической территории отдельногорегиона

ключительно верным решением. Подход к территориям должен быть разным: регионы отличаются друг от друга, имеют разные ис-торико- культурный и природный потенциал, экономические, технологические, кадровые ресурсы, свой набор специфических черт, набор проблем. В то же время опыт, алгоритм успешного продвижениятуристической тер-риториина основе программно-проектного подхода может быть весьма полезен для использования с учетом региональной специ-фики.Такой подход логичен и необходим, поскольку конкурентная борьба за туриста в современных условиях постоянно подталки-ваетсубъектов туриндустрии на поиск, формирование новых видов туристского продукта, внедрениеинновационных технологий, завоевание лидерских позиций в продвижении территории как туристской дестинации.

Успех продвижения туристической территории, формирование ее притягательного образа приходит к тому, кто сумеет используя имеющийся потенциал, ресурсы, взаимодействуя и учитывая интересы местного населения, оценивая риски, координируя в рамках проектного подхода все заинтересованные стороны предложить турпродукт, пользующейся спросом и обладающий конкурентными преимуществами.

для других регионов не может являться ис-

Литература:

1. Воронцова, М.Г. Проектная деятельность в развитии туристской территории региона / М.Г. Воронцова, А.Д. Васильева // Журнал правовых и экономических исследований.- 2022.- №1.- С.178-184.

2. Джанджугазова, Е.А., Кобяк М.В Траектория развития туризма в РФ: от программных документов до корпорации / Е.А. Джанджугазова, М.В. Кобяк.- Текст : электронный // Российские регионы : взгляд в будущее.- 2021.- №2.- С.6. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/traektoriya-razvitiya-turizma-v-rf-ot-programmnyh (дата обращения : 12.12.2022).

3. Динни, К. Введение в теорию брендинга территорий / К. Динни // Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред. К. Динни ; пер. с англ. В. Сечной.- Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013.-С18 - 26.

4. Максанова Л. Б.-Ж., Данилова З. А. Программно-проектный подход в системе управления развитием регионального туризма.- Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2019.- №3.- 51.- URL : dokumentov-do-korporatsii?ysclid=lluyzt3a3m615894617 (дата обращения : 11.06.2023).

5. Нацпроект по туризму : в правительстве подвели итоги туристического года.- URL : https://www.atorus.ru/node/47951?ysclid=llo01y1bqr297541459 (дата обращения : 01.06.2023).

6. Нацпроект по туризму: в правительстве подвели итоги туристического года.- URL : https://www.atorus.ru/node/47951?ysclid=llo01y1bqr297541459 (дата обращения : 01.06.2023).

7. При участии Туризм.РФ будут созданы федеральные круглогодичные морские курорты.- URL : https://туризм.рф/news/pri-uchastii-turizm-rf-budut-sozdany-federalnye-kruglogodichnye-morskie-kurorty/?ysclid=llc2zeiz1s271094533 (дата обращения : 10.06.2023).- Текст : электронный.

8. Пьянкова, С.Г. Продвижение региона на рынке туристских услуг в условиях пандемийных ограничений / С.Г. Пьянкова, И.В. Митрофанова, О.Т. Ергунова [и др.] // Экономика : вчера, сегодня, завтра. - 2021. - Т. 11, № 7А. - С. 48-49.

9. Татаркин, А. И. Пространственное развитие региональных и территориальных экономических систем с использованием программно-проектных подходов / А.И. Татаркин // Проблемы экономики. -2012. - № 3.- С.74.

10. Турпоток по России в 2022 году вырос на 17%.-URL : https://tass.ru/ekonomika/17413763?ysclid=llv175z0mq565686484 (дата обращения : 05.06.2023).- Текст : электронный.

11. О концепции сохранения, развития и использования ансамбля Казанского Кремля : Указ Президента Республики Татарстан от 13 ноября 1995 г. № УП-764.- URL : https://base.garant.ru/8111780/?ysclid=lllwknybux404263945 (дата обращения : 16.06.2023 ).- Текст : электронный.

12. Чернышенко, Д. Большинство показателей нацпроекта по туризму по итогам года перевыполнено / Д. Чернышенко.- URL : http://government.ru/news/45422/ (дата обращения : 10.06.2023).- Текст : электронный .

13. Что такое концептуальная идея, и почему она важна. - URL : https://foto-skazka.ru/znacheniya/cto-takoe-konceptualnaya-ideya-i-pocemu-ona-vazna (дата обращения : 06.06.2023).- Текст : электронный.

14. Штефан, Л. В. Организация и брендинг туристических дестинаций : в 2 ч. / Л. В. Штефан ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2019. - Ч.1: Маркетинг туристических дестинаций. - С.50.

References:

1. Voroncova, M.G. Proektnaya deyatel'nost' v razvitii turistskoj territorii regiona / M.G. Voroncova, A.D. Vasil'eva // ZHurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij.- 2022.- №1.- S.178-184.

2. Dzhandzhugazova, E.A., Kobyak M.V Traektoriya razvitiya turizma v RF: ot programmnyh dokumentov do korporacii / E.A. Dzhandzhugazova, M.V. Kobyak.- Tekst : elektronnyj // Rossijskie regiony : vzglyad v budushchee.- 2021.- №2.- S.6. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/traektoriya-razvitiya-turizma-v-rf-ot-programmnyh (data obrashcheniya : 12.12.2022).

3. Dinni, K. Vvedenie v teoriyu brendinga territorij / K. Dinni // Brending territorij. Luchshie mirovye praktiki / pod red. K. Dinni ; per. s angl. V. Sechnoj.- Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2013.- S18 - 26.

4. Maksanova L. B.-ZH., Danilova Z. A. Programmno-proektnyj podhod v sisteme upravleniya razvitiem re-gional'nogo turizma.- Tekst : elektronnyj / / Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment. - 2019.- №3.- 51.- URL : doku-mentov-do-korporatsii?ysclid=lluyzt3a3m615894617 (data obrashcheniya : 11.06.2023).

5. Nacproekt po turizmu : v pravitel'stve podveli itogi turisticheskogo goda.- URL : https://www.atorus.ru/node/47951?ysclid=llo01y1bqr297541459 (data obrashcheniya : 01.06.2023).

6. Nacproekt po turizmu: v pravitel'stve podveli itogi turisticheskogo goda.- URL : https://www.atorus.ru/node/47951?ysclid=llo01y1bqr297541459 (data obrashcheniya : 01.06.2023).

7. Pri uchastii Turizm.RF budut sozdany federal'nye kruglogodichnye morskie kurorty.- URL : https://turizm.rf/news/pri-uchastii-turizm-rf-budut-sozdany-federalnye-kruglogodichnye-morskie-kurorty/?ysclid=llc2zeiz1s271094533 (data obrashcheniya : 10.06.2023).- Tekst : elektronnyj.

8. P'yankova, S.G. Prodvizhenie regiona na rynke turistskih uslug v usloviyah pandemijnyh ogranichenij / S.G. P'yankova, I.V. Mitrofanova, O.T. Ergunova [i dr.] // Ekonomika : vchera, segodnya, zavtra. - 2021. - T. 11, № 7A. - S. 48-49.

9. Tatarkin, A. I. Prostranstvennoe razvitie regional'nyh i territorial'nyh ekonomicheskih sistem s ispol'zovaniem programmno-proektnyh podhodov / A.I. Tatarkin / / Problemy ekonomiki. - 2012. - № 3.- S.74.

10. Turpotok po Rossii v 2022 godu vyros na 17%.-URL : https://tass.ru/ekonomika/17413763?ysclid=llv175z0mq565686484 (data obrashcheniya : 05.06.2023).-Tekst : elektronnyj.

11. O koncepcii sohraneniya, razvitiya i ispol'zovaniya ansamblya Kazanskogo Kremlya : Ukaz Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 13 noyabrya 1995 g. № UP-764.- URL : https://base.garant.ru/8111780/?ysclid=lllwknybux404263945 (data obrashcheniya : 16.06.2023 ).- Tekst : elektronnyj.

12. CHernyshenko, D. Bol'shinstvo pokazatelej nacproekta po turizmu po itogam goda perevypolneno / D. CHernyshenko.- URL : http://government.ru/news/45422/ (data obrashcheniya : 10.06.2023).- Tekst : elektronnyj .

13. CHto takoe konceptual'naya ideya, i pochemu ona vazhna. - URL : https://foto-skazka.ru/znacheniya/cto-takoe-konceptualnaya-ideya-i-pocemu-ona-vazna (data obrashcheniya : 06.06.2023).- Tekst : elektronnyj.

14. SHtefan, L. V. Organizaciya i brending turisticheskih destinacij : v 2 ch. / L. V. SHtefan ; Belorus. gos. un-t fiz. kul'tury. - Minsk : BGUFK, 2019. - CH.1: Marketing turisticheskih destinacij. - S.50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.