Научная статья на тему 'Продвижение российских образовательных услуг на Международный рынок'

Продвижение российских образовательных услуг на Международный рынок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / PROMOTION OF EDUCATIONAL SERVICES / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / QUALIFICATIONS FRAMEWORK / ДЕСКРИПТОРЫ / DESCRIPTORS / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завалько Наталья Александровна

Образовательные учреждения, внедряющие в свою практику рамки квалификации по различным направлениям подготовки, способствуют более эффективной системе продвижения образовательных услуг не только в рамках региона и страны, но также и на международном уровне. При этом необходимо отметить, что сводится к минимуму система адаптации выпускника в организации, так как в рамках квалификации уже учитываются требования предприятий-работодателей, которые также являются потребителями образовательных услуг, а точнее сказать, такого продукта, как выпускник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завалько Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promotion of Russian Educational Services to the International Market

Educational institutions, implementing in their practices the qualifications framework in various areas of training, contribute to a more effective system of promoting educational services not only within the region and the country, but also internationally. It should be noted that the system of adaptation of graduates in the organization is reduced to the minimum, because within the qualification framework the requirements of the companies-employers, being also the consumers of educational services, and, more precisely, of a product such as a graduate, are already taken in to account.

Текст научной работы на тему «Продвижение российских образовательных услуг на Международный рынок»

Завалько Наталья Александровна

кандидат экон. наук, доцент, научный сотрудник кафедры экономики, менеджмента и маркетинга,

Омский государственный педагогический университет patapskaya@mail.ru

рамки квалификации

на рыночном поле

продвижение российских образовательных услуг

на международный рынок

_Аннотация

Образовательные учреждения, внедряющие в свою практику рамки квалификации по различным направлениям подготовки, способствуют более эффективной системе продвижения образовательных услуг не только в рамках региона и страны, но также и на международном уровне. При этом необходимо отметить, что сводится к минимуму система адаптации выпускника в организации, так как в рамках квалификации уже учитываются требования предприятий-работодателей, которые также являются потребителями образовательных услуг, а точнее сказать, такого продукта, как выпускник.

Ключевые слова: продвижение образовательных услуг, потребители образовательных услуг, рамка квалификаций, дескрипторы, предприятие, знания, умения, компетенции, человеческий капитал

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует современная система классификации и структурирования квалификаций, отражающая требования к компетенциям работников, которые бы были понятны работодателям, пользователям услуг системы профессионального образования. Такое положение дел существенно затрудняет продвижение российских образовательных услуг в мировое образовательное пространство. Сравнительная характеристика европейской и национальной рамок

квалификации с выявлением положительных и отрицательных сторон позитивно отражается на формировании более гибкой модели рамки квалификаций, которая позволяет потребителям образовательных услуг уверенно чувствовать себя на международном рынке.

Что отражают дескрипторы?

Анализируя национальные и европейские рамки квалификаций (НРК, ЕРК) необходимо заметить, что при согласованном общем подходе существу-

ют некоторые различия в описании дескрипторов: знаний, умений и компетенций - уровней рамок квалификаций, Например, выявлено, что в описании результатов обучения 6-го уровня российская рамка квалификаций выделяет в дескрипторе «знания» не только знание теорий и принципов, но и обладание практическим опытом, Вместе с тем европейская рамка подчеркивает необходимость критического осмысления теории и принципов, тогда как в требованиях НРК достаточно самостоятельного анализа и оценки профессиональной информации, В дескрипторе «умения» в ЕРК содержатся требования решать сложные и непредсказуемые проблемы на основе мастерства и инноваций, тогда как НРК РФ определяет способность корректировать компоненты профессиональной деятельности и принимать решения на основе многообразных способов,

Что же касается компетенций, то в ЕРК речь идет о необходимости формирования компетенции в области принятия решения в сложных и непредсказуемых

европейская рамка подчеркивает необходимость критического осмысления теории и принципов, а в требованиях НРК достаточно самостоятельного анализа и оценки профессиональной информации

ситуациях, тогда как в НРК - в области принятия решений на уровне подразделения или организации, Сравнительный анализ 7-го уровня, показывает, что российская рамка квалификаций включает в дескриптор «знания» синтез новых знаний прикладного характера и опыта, европейская рамка отмечает необходимость критического осмысления вопросов на стыке областей знаний, В дескрипторе «умения» в ЕРК предполагается умение создавать новые знания и процедуры, а в НРК РФ - разработка новых подходов к решению задач с использованием инновационных методов,

В дескрипторе «компетенции», НРК РФ предполагает необходимость формирования компетенции в области стратегического менеджмента крупных институциональных структур, тогда как ЕРК - только в области преобразования профессиональной деятельности на основе новых стратегических подходов, Впрочем, как на 6-м, так и на 7-м уровне НРК РФ, по сравнению с ЕРК, упускают необходимость формирования умений и компетенций в области педагогической деятельности, Проведенный сравнительный анализ показывает необходимость четкого согласования подходов при описании уровней квалификационных рамок по конкретным направлениям с целью единообразия трактовки квалификационных уровней на мировом рынке труда,

Допущения и упущения

В этой связи нами проанализирован опыт разработки рамок квалификаций в Уральском регионе, В описании результатов обучения 6-го уровня в дескрипторе «знания» выделены знания научной картины мира, норматив-

ной, распорядительной, методической документации и управленческие знания, необходимые для оптимизации процессов в профессиональной деятельности и в непредсказуемых ситуациях. Однако знание практического опыта и необходимость критического осмысления теории и принципов остались «за кадром». Дескриптор «умения» согласовывается с НРК и ЕРК, но в нем не прописаны умения в области непрерывного обучения. Обращает на себя внимание проработанность дескриптора «компетенции», подробно освещены: автономность, коммуникативность, ответственность, адаптивность и способность к развитию. Выделение умений, компетенций в области принятия решений в непредсказуемых ситуациях приближает к европейскому подходу в формировании европейских квалификационных рамок. Не подчеркнута необходимость формирования компетенции в области педагогической деятельности.

Сравнительный анализ 7-го уровня показывает, что в дескрипторе «знания» описаны требования к знаниям практического характера и критически осмысляются проблемы профессиональной деятельности, но не уделяется внимание синтезу новых знаний на стыке смежных областей. В дескрипторе «умения» отсутствует аспект создания новых знаний и подходов к решению задач с использованием инновационных методов. В дескрипторе «компетенции» определена необходимость формирования компетенции в области тактического менеджмента без внимания к развитию стратегических компетенций. Кроме этого и в 7-м уровне, по сравнению с ЕРК и НРК РФ, упущена необходимость формирования умений и компетенций в

необходимо четкое согласование подходов при описании уровней квалификационных рамок по конкретным направлениям

области педагогической деятельности. Автором на основе исследования потребителей образовательных услуг, к которым относятся предприятия-работодатели, экспертного анализа профессиональных задач, стоящих перед бакалаврами и магистрами, что соответствует 6-му и 7-му уровням рамки квалификаций, профессиональных требований со стороны рынка труда к знаниям, умениям и компетенциям бакалавров и магистров были выявлены основные принципы формирования дескрипторов 6-го и 7-го уровня рамки квалификаций.

На 6-м уровне прослеживается акцент на самостоятельное решение профессиональных задач на основе критического осмысления теории и принципов с помощью традиционных методов с использованием современных информационных технологий. На 7-м уровне отмечается необходимость решения профессиональных задач на основе как традиционных методов, так и самостоятельного поиска и создания инновационных методов.

Наши дескрипторы

В результате проведенного исследования предприятий-работодателей, а также анализа национальной и европейской рамок квалификаций с учетом опыта Уральского региона были сфор-

в дескрипторе «умения»

отсутствует аспект создания новых знаний и подходов к решению задач с использованием инновационных методов

мулированы дескрипторы (знания, умения, компетенции) по направлению «Экология и природопользование» и сформирована рамочная структура, 6 уровень. Дескриптор «знания». Обобщая полученные результаты, можно сформулировать дескриптор национальной квалификационной рамки «Знания» по направлению «Экология и природопользование» следующим образом: Общепрофессиональные знания теоретических основ общей экологии, природопользования, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды, учения об атмосфере, биосфере, ландшафтоведении в современном их понимании, основ российского природоохранного и экологического законодательства, на уровне их использования при решении профессиональных задач в области экологии и природопользования, оценки экологических рисков, сохранения экологического равновесия экосистем, при предотвращении и ликвидации экологически опасных ситуаций и катастроф, поиска путей выхода из глобального экологического кризиса,

В дескрипторе «умения» сформулированы умения оценивать природно-ре-сурсный потенциал территорий, его использование, воспроизводство в

современных условиях, оценивать факторы экологического риска при проведении и планировании хозяйственной деятельности, осуществлять контроль соблюдения экологических стандартов и нормативов за состоянием окружающей среды, составлять проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролировать их выполнение на основе современных информационных технологий с использованием ГИС, умение критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования, умения необходимые при принятии самостоятельных решений в сложных кризисных ситуациях на региональном и государственном уровне, Здесь же умения в области проведения научно-исследовательских и опытных работ, образовательной деятельности, В результате анализа дескриптора «компетенции» выявлены следующие направления: самостоятельное управление профессиональной деятельностью в условиях риска и неопределенности; владение методами экологического менеджмента и аудита; осознание своей роли в коллективе при достижении целей организации на основе принципов самоменеджмента; способствование внедрению иннова-ционныхтехнологий, оборудования и производств на основе оценки их экологической эффективности, 7 уровень. Дескриптор «знания». Анализ результатов исследования по магистерской подготовки выявил следующие дескрипторы «знания»: современные научные знания в области экологии и природопользования, российского и международного природоохранного и экологического законодательства, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, перспектив разви-

тия отрасли, технологий производства продукции, оборудования, тенденций развития глобальных экологических процессов направленных на обеспечение устойчивого развития мировой экономики.

В дескрипторах «умения» представлены творческое использование в научной и производственно-технологической деятельности знаний фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин; умение модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач профессиональной деятельности на основе современных информационных технологий и геоинформационных систем, разрабатывать и внедрять мероприятия, направленные на создание экономики замкнутого цикла при проектировании строительстве и эксплуатации инновационных производственных объектов; умение грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития. В результате исследования дескрипторы «компетенции» обобщают в себе самостоятельное на основе поиска и создания инновационных методов управление профессиональной деятельностью в сложных условиях развития экономики, действие эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления; способствование созданию и внедрению инновационных технологий и производств на основе оценки их экологической эффективности, планов внедрения новой техники; проведение научно-исследовательских работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла, основанной на экологически рациональной циркуляции матери-

алов, сбережении и замещении не возобновляемых ресурсов, минимизации, повторном использовании, переработке и утилизации отходов, внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства, рациональном использовании природных ресурсов. Важно самостоятельно осуществлять экологический аудит объектов с последующей разработкой инновационных мер по улучшению окружающей среды.

Вывод

В результате проведенного сравнительного анализа сформулированы требования к 6-му и 7-му уровням рамки квалификации по направлению «Экологи и природопользование», которые способствуют подготовке специалиста со знаниями, умениями и компетенциями международного уровня. Образовательные учреждения, внедряющие в свою практику рамки квалификации по различным направлениям подготовки, способствуют более эффективной системе продвижения образовательных услуг не только в рамках региона и страны, но также и на международном уровне. При этом

в дескрипторе «компетенции» определена

необходимость формирования компетенции

в области тактического менеджмента без внимания к развитию стратегических компетенций

необходимо отметить, что сводится к минимуму система адаптации выпускника в организации, так как в рамках квалификации уже учитываются требования предприятий-работодателей, которые также являются потребителями образовательных услуг, а точнее сказать, такого продукта, как выпускник, Кроме того, усовершенствование рамок квалификации содействует трудоустройству потребителей образо-

вательных услуг, причем трудоустройству в рамках международного рынка труда,

Литература

1, Завалько Н.А., Геращенко И.П., Русаков В.Н. Руководство по формированию квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» (Текст), - Омск; ОмГПУ, 2012,

Natalia A. Zavalko

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Research Officer of the Academic Department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University

Promotion of Russian Educational Services to the International Market

_Abstract

Educational institutions, implementing in their practices the qualifications framework in various areas of training, contribute to a more effective system of promoting educational services not only within the region and the country, but also internationally. It should be noted that the system of adaptation of graduates in the organization is reduced to the minimum, because within the qualification framework the requirements of the companies-employers, being also the consumers of educational services, and, more precisely, of a product such as a graduate, are already taken in to account.

Keywords: promotion of educational services, consumers of educational services, qualifications framework, descriptors, enterprise, knowledge, skills, competencies, human capital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.