Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКСПОРТА РОССИИ: РОЛЬ ОХРАНЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКСПОРТА РОССИИ: РОЛЬ ОХРАНЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА И ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL COPYRIGHT PROTECTION / ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / WORLD INTERNATIONAL PROPERTY ORGANIZATION / РОССИЙСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / RUSSIAN INNOVATION COMPANIES / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTELLECTUAL ACTIVITY OUTPUT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Андрей, Пахомов Александр

В условиях перехода глобальной экономики к шестому технологическому укладу особую актуальность приобретает диверсификация внешнеэкономических связей на инновационной основе. На современном этапе расширение экспорта высокотехнологичной продукции (товаров, услуг, технологий) представляется одной из основных предпосылок социального и экономического развития страны, а также фактором ее международной конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Exports Promotion in Russia: Role of Intellectual Property Rights Protection

Diversification of innovation-based foreign economic relations has become significant with global economic transition to the sixth technological mode. At the current stage, expansion of export of high-technology products (goods, services, technologies) is a key element to socio-economic development and a factor of international competitiveness of the state.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКСПОРТА РОССИИ: РОЛЬ ОХРАНЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКСПОРТА РОССИИ: РОЛЬ ОХРАНЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Андрей МАКАРОВ,

научный сотрудник Центра исследования международной торговли Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; начальник отдела Департамента Европы Министерства экономического развития Российской Федерации. Окончил Международный университет (г. Москва). Тел.: +7 (917) 572-98-77, e-mail: andrew_makarow@mail.ru Александр ПАХОМОВ,

старший научный сотрудник, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова. Тел.: +7 (499) 373-86-97, e-mail: manis-07@mail.ru

В условиях перехода глобальной экономики к шестому технологическому укладу особую актуальность приобретает диверсификация внешнеэкономических связей на инновационной основе. На современном этапе расширение экспорта высокотехнологичной продукции (товаров, услуг, технологий) представляется одной из основных предпосылок социального и экономического развития страны, а также фактором ее международной конкурентоспособности.

Ключевые слова: охрана и защита интеллектуальной собственности, Всемирная организация интеллектуальной собственности, российские инновационные компании, результаты интеллектуальной деятельности, информационные технологии.

Ведущие мировые державы, осознавая тенденции глобализации, активно развивают национальные внешнеэкономические комплексы на высокотехнологичной основе, уделяют особое внимание продвижению наукоемкого экспорта, а также охране и защите интеллектуальной собственности (ИС) как системообразующего элемента инновационной экономики.

Вместе с тем на современном этапе ощущается явный диссонанс между декларируемыми целями развития инновационного потенциала России и реальной ситуацией в сфере стимулирования высокотехнологичного экспорта в стране, а также использования необходимых инструментов для реализации поставленных задач.

Практика последних лет показала, что действующий в России механизм поддержки экспорта, в том числе инновационной продукции, далек от совершенства. Проблемы начинаются

с неэффективности поддержки изобретательства, переходят в сложности забюрократизированных и финансово обременительных процедур патентования и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, упираются в неразвитость государственных институтов прав собственности, включая интеллектуальную, высокий уровень «пиратства»1, правовой нигилизм и т.д.

Усугубляют ситуацию проблемы, связанные с охраной и зашитой российской интеллектуальной собственности за рубежом, - производство и распространение нелицензионной продукции в сфере авторского и смежного права, контрафакт в области промышленной собственности (включая оборонно-промышленный комплекс). В итоге это приводит к ежегодным многомиллиардным потерям России, стагнации ее инновационного развития и в целом - к технологическому отставанию2.

1 Так, по итогам Обзора по «301-й специальной» статье Закона США о торговле в 2013 г. Россия вновь была оставлена в категории «приоритетно наблюдаемых государств», где сохраняется «неадекватная и неэффективная защита ИС» иностранных правообладателей, что предполагает возможность применения экономических санкций к стране-нарушителю. См.: 2013 Special 301 Report. Acting United States Trade Representative Demetrios Marantis. Office of the United States Trade Representative. May 1, 2003, http://www.ustr.gov

2 Так, по подсчетам Российского авторского общества и Российского союза правообладателей, ежегодные потери отечественных владельцев прав ИС от пиратства в социальных сетях составляют более 1 млрд. руб. По оценкам Ассо-

В практической плоскости для российских инновационных компаний совокупность вышеуказанных проблем означает невостребованность их интеллектуального потенциала как внутри страны, так и, де-факто, за рубежом ввиду невозможности создать, зарегистрировать и экспортировать запатентованный и защищенный объект ИС. Как следствие, количество коммерциализированных объектов интеллектуальной собственности в России по сравнению с другими странами мира крайне несущественно - всего 22.6 тыс. на все виды результатов интеллектуальной деятельности (РИД)3.

Вместе с тем весьма важным для страны является расширение экспорта инновационной продукции (товаров, услуг, технологий). Во-первых, этот процесс уже создает современные и конкурентоспособные сегменты экономики России и становится катализатором нового направления ее развития. Во-вторых, в условиях ограниченного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию экспорт страны является реальным способом поддержания расширенного воспроизводства ее инновационного сектора. Однако достичь этого возможно только при адекватной государственной поддержке инновационного экспорта.

В целом указанные выше системные проблемы охраны и защиты объектов ИС пагубно влияют на развитие российского высокотехнологического вывоза, где складывается критическая ситуация. На современном этапе доля высокотехнологичной продукции в структуре экспорта России составляет менее 5%, в то время как в США - 27%, в Китае - 29%4.

За последние десять лет удельный вес страны на мировом рынке наукоемкой продукции не превышает 0.3-0.4%5, что явно не отвечает задачам ее инновационного развития6.

Патентная статистика Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) позволяет получить некоторую оценку положения национальной экономики на международном рынке инновационной продукции, а также проанализировать, насколько эффективно используется имеющийся научный потенциал, в том числе в контексте развития высокотехнологичного экспорта.

По данным ВОИС, в 2012 г. по процедуре Patent Cooperation Treaty (PCT) в мире было подано 194.4 тыс. патентных заявок. Данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом на 6.6%. Наибольшее количество запросов на регистрацию прав интеллектуальной собственности было направлено из США - 51 207 (прирост на 4.4%), Японии -43 660 (+12.3%), Германии - 18 855 (0%), Китая - 18 627 (+13.6%) и из Южной Кореи -11 848 (+13.4%). В отраслевом разрезе больше всего заявок было подано на изобретения в сфере электронной промышленности (15 293), цифровых коммуникаций (12 616), компьютерных и медицинских технологий (12 391 и 11 368 соответственно) и фармацевтики (7792).

В целом в 2012 г. количество патентных заявок Российской Федерации сократилось на 4%, составив всего 956, и разрыв с ведущими технологическими держава продолжает здесь расти. В страновом рейтинге это ниже показателей Бельгии (1231) и Израиля (1377). Например, только одна японская Fujifilm подала в 2012 г. 891 заявку7.

циации производителей делового программного обеспечения (Business Software Alliance), потери российских правообладателей от распространения контрафактных программ для ЭВМ и баз данных в 2013 г. составят 835 млн. долл. См.: Competitive Advantage: The Economic Impact of Properly Licensed Software. DC. May 2013.

3 Большая часть РИД приходится на добычу сырой нефти и природного газа и предоставление услуг в этих областях (971 объект ИС); производство пищевых продуктов (368); кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (514); металлургическое производство (1061); производство машин и оборудования (2086); судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (1161); в образовании, научных исследованиях и разработках (7403).

См. отчет Роспатента «Об использовании результатов интеллектуальной деятельности по видам экономической деятельности за 2012 г.», http://www.rupto.ru

4 Сайт Database UN Comtrade http://www.comtrade.un.org

5 К примеру, доля отечественных производителей на мировом рынке биотехнологий составляет 0.1%, а по ряду сегментов эта продукция в стране вообще не производится. См. проект «дорожной карты» Минэкономразвития России «Развитие биотехнологий и генной инженерии», http://www.economy.gov.ru

6 Экспорт высокотехнологичной продукции необходимо наращивать ежегодно на 15-20%, чтобы к 2020 г. он составил 60-100 млрд. долл. (1% мирового рынка). См. Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. С. 90-92 // сайт Минэкономразвития России http://www.economy.gov.ru

7 WIPO Economics & Statistics Series. 2013 PCT Yearly Review. The International Patent System. Geneva. 2013.

При этом анализ ситуации последних пяти лет показал, что всего лишь 15-20% выполняемых за счет средств федерального бюджета НИОКР завершаются получением охраноспособных результатов ИС. Также сохраняется устойчивая тенденция, когда объем заявок на регистрацию товарных знаков (trade marks) в 1.8-2.1 раза превышает объемы заявок на патенты. Исключение составляет только регистрация программ для ЭВМ и баз данных, где ежегодный прирост количества заявок составляет 15-20%.

В части защиты прав российских владельцев интеллектуальной собственности за границей проблема более сложна: получение зарубежного патента является трудозатратной и дорогостоящей процедурой, а также требует участия высококвалифицированных специалистов8. В таких условиях крайне необходима системная государственная поддержка патентования за рубежом.

Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г.9 ставит задачу поддержки зарубежного патентования, предусматривая создание системы содействия экспортной активности российских высокотехнологичных компаний (упрощение таможенных процедур, развитие торгово-политической дипломатии, устранение ограничений по доступу на внешние рынки и др.).

В соответствии с разрабатываемым в настоящее время проектом Стратегии развития интеллектуальной собственности ее первоочередной целью является обеспечение системных преобразований, направленных на создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий. Результатом к 2020 г. должно стать расширение позиционирования Российской Федерации на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в объеме 5-10% в 5-7 и более секторах.

Другой инициативой правительства является проект создания Фонда патентной защиты

российских правообладателей за рубежом10. Предполагается, что бюджет фонда составит 300 млн. руб., а сама программа защиты ИС российских инновационных компаний за рубежом будет рассчитана на десять лет. По расчетам экспертов, ее реализация будет способствовать регистрации более 10 тыс. российских патентов с потенциальным экономическим эффектом до 300 млрд. руб. Государственная поддержка будет направлена на субсидирование расходов правообладателей по переводу документации на иностранный язык, адаптацию и отбор изобретений по критерию новизны, а также помощи в регистрации заявок.

Вместе с тем многие государства мира в течение уже длительного времени на системной основе разрабатывают и применяют целевые программы поддержки защиты, патентования и лицензирования высокотехнологичной продукции на внешних рынках. Так, например, в Германии, США, Китае, Канаде и Норвегии государство субсидирует национальным высокотехнологичным компаниям дорогостоящие расходы по процедурам патентования объектов интеллектуальной собственности за рубежом, а также реализует отраслевые стратегии поддержки экспорта в инновационных секторах.

В России при отсутствии институтов поддержки высокотехнологичного экспорта инновационная продукция на внешние рынки продвигается преимущественно с использованием традиционного инструментария, который в целом малоэффективен в современных условиях. Речь идет о различных формах международной кооперации как на уровне государства, так и бизнеса: межправительственные комиссии, рабочие группы по научно-техническому и модернизационному сотрудничеству, деятельность торговых представительств России за рубежом, включая поддержку внешне-

8 При этом стоимость услуг патентного поверенного сопоставима с аналогичной стоимостью услуг профессионального адвоката - 450 долл. в час. Получение патента на изобретение в России через патентного поверенного стоит от 60 тыс. руб., за рубежом - 7-10 тыс. долл. для каждой страны. В Германии, к примеру, подобные услуги оцениваются в 57 тыс. евро. В зависимости от сложности изобретенной технологии, а также гонорара адвоката (специализирующегося на патентном праве) следует предполагать, что затраты на патентование в США составляют от 7 до 10 тыс. долл. Средний срок оформления и выдачи патента составляет в среднем от 18 до 30 месяцев. По данным консалтинговой компании Wise Advice, http://www.wiseadvice.ru

9 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

10 Стенограмма заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации и инновационному развитию. 24 декабря 2012 г. // сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru

экономических проектов и проведение бизнес-миссий, работа двусторонних деловых советов и др. (более подробно см. на рисунке).

В целом, принимая во внимание проводимую работу, можно сделать вывод, что на государственном уровне имеется понимание серьезности системных проблем в сфере интеллектуальной собственности, включая процедуры патентования, коммерциализации, а также продвижения инновационной продукции за рубеж. Вместе с тем реальные результаты в этой области пока не достигнуты. Как представляется, надлежащая охрана и защита только объектов авторского права, а также продвижение их экспорта за рубеж способны

существенным образом повлиять на экономическое развитие страны.

При этом в России, как правило, под инновационной продукцией понимают лишь объекты промышленной собственности, а вторая важная составляющая результатов интеллектуальной деятельности - авторское право -практически остается вне зоны внимания11. Между тем в последние годы значение вклада результатов коммерциализации авторского права, например в экономике США, неизменно растет: 11% ВВП, 8% занятости, а доля в национальном экспорте сопоставима с маши-нотехническим и сельскохозяйственным вывозом в совокупности12.

Действующие форматы межгосударственного сотрудничества России в инновационной сфере

Российско-Американская Президентская комиссия

Рабочая группа по развитию деловых связей в области инфраструктурных технологий, инноваций и промышленности

Российско-Нидерландская смешанная комиссия по экономическому сотрудничеству (рабочая группа по инновациям)

Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам

Российско-Итальянский Совет по экономическому, промышленному, и валютно-финансовому сотрудничеству

Проектные платформы

Участие в деятельности рабочих органов ОЭСР

Политическое партнерство в области науки, технологий и инноваций

- Развитие инновационных центров и региональных

инновационных кластеров.

- Развитие цепочки коммерциализации.

- Улучшение правовых рамок для инноваций

Сотрудничество в сферах транспорта, энергетики, ИКТ, здравоохранения

Акценты в рамках деятельности группы:

- биотехологии и биомедицина;

- ГГ-технологии

Основные сферы взаимодействия:

- энергоэффективность и возобновляемая энергетика;

- ГГ-технологии

Основные сферы взаимодействия:

- авиация;

- таможенный контроль

Пилотная проектная платформа «Медицина будущего»

- Комитет по промышленности, инновациям и предпринимательству.

- Комитет по научно-технологической политике и его рабочие группы

Новый формат: инновационные технологические диалоги (ИТД)

Источник: Презентация Минэкономразвития России «О реализации мероприятий Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года».

11 В соответствии со ст.1225 ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации относятся: авторское право - произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных; смежные права - исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); промышленная собственность - изобретения; полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров,коммерче-ские обозначения.

12 Copyright Industries in the US Economy. 2011 Report, by Stephen I. Siwek, prepared for the Intellectual Property Alliance. Economists Incorporated. DC. Pp.11—12.

Основные показатели прогноза развития информационных технологий в России, млрд. руб.

По данным ВОИС, в 2012 г. вклад авторского права в экономику России по основным показателям составил: оборот - 8.66%, занятость - 7.3%, ВВП - 6.06%, внешняя торговля - 7.21%13. При этом реализация объектов авторского права связана с развитием многих важных отраслей: добычи полезных ископаемых, производства продуктов питания, электроэнергии, газа и воды, строительства.

Одним из быстроразвивающихся в глобальных мирохозяйственных связях объектом авторского права являются программы для ЭВМ и базы данных, которые наряду с аппаратными средствами (оборудование) и соответствующими услугами являются частью растущего рынка информационных технологий (ИТ) в России.

Темпы роста ИТ-товаров и услуг, произведенных российскими компаниями, за последние семь лет составляли в среднем более 15% в год. При консервативном сценарии экономического развития (вариант 1) к 2030 г. объем российского ИТ-рынка по отношению к показателю 2011 г. увеличится в 2.7 раза и достигнет 4.1 трлн. руб., а при инновационном сценарии (вариант 2) - вырастет в 3.7 раза - до 5.6 трлн. руб. (более подробно см. таблицу).

Объем экспорта российских ИТ-компаний в 2012 г. достиг 4.4 млрд. долл., из которых 1.6 млрд. долл. пришлось на программное обеспечение и более 2.4 млрд. долл. - на услуги. При этом доля отечественной продукции на мировом рынке информационных технологий составляет около 0.6%. К 2015 г. планируется нарастить экспорт российской ИТ-продукции до 5.7 млрд. долл., а к 2018 г. - до 9 млрд. долл.14.

Основной тенденцией ИТ-рынка в России на эти годы станет снижение доли оборудования в его общей структуре и переход к формированию рынков программного обеспечения (ПО) и услуг.

Вместе с тем в самой успешной инновационной отрасли страны существуют «хронические» проблемы: большая часть созданной добавленной стоимости формируется здесь за счет аутсорсинга или контрактов, оформленных через оффшорные юрисдикции. В итоге следует констатировать, что более 95% интеллектуальной собственности, создаваемой в российской ИТ-отрасли, регистрируется вне России.

Одним из резервов развития этой отрасли является борьба с пиратством. По итогам исследования Ассоциации производителей делового программного обеспечения (Business Software Alliance) и бизнес-школы INSEAD был сделан вывод, что в случае увеличения рынка программного обеспечения России на 1% благодаря продажам лицензионных программ ВВП страны вырастет на 1.1 млрд. долл.15.

Таким образом, данные исследования наглядно показывают прямой экономический эффект (включая расширение экспортного потенциала) от системных государственных мер, направленных на охрану и защиту только одного вида объектов интеллектуальной собственности - авторского права. Вместе с тем примеры конкурентоспособного национального программного обеспечения, защита интеллектуальной собственности которого и продвижение на внешние рынки может стать одним из катализаторов социально-экономи-

2011 г. 2020 г. 2030 г. 2020 г. к2011 г.,% 2030г. к2011 г.,%

Бюджетные статьи (отчет) Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2

Объем рынка информационных технологий 648.6 1748.4 2082.9 4102.6 5640.4 164.1 195.3 269.6 374.8

в том числе:

Рынок аппаратных средств 332.5 770 862.3 1440.9 1753.1 134.4 150.5 175.8 213.9

Рынок программных средств 132.1 462.1 582.5 1375 2073.3 223.6 281.3 467 719.9

Рынок услуг 184.1 516.3 638.1 1286.6 1814 178.7 221.1 312.5 451.9

Источник: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 г.

13 WIPO studies on the economic contribution of the copyright industries «Copyright+Creativity = Jobs and Economic Growth». WIPO. Geneva. 2012.

14 Дорожная карта «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 1268-р // сайт Минкомсвязи России http://www.minsvyaz.ru)

15 В целом общемировой прирост производства при увеличении рынка ПО на 1% за счет легальных программ составит 73 млрд. долл., а за счет пиратских программ - всего 20 млрд. долл. См.: Competitive Advantage: The Economic Impact of Properly Licensed Software. DC. May 2013.

ческого развития страны, в современной России, безусловно, есть.

Так, например, производитель антивирусных программ «Лаборатория Касперского» является успешной международной компанией с производственными офисами в 12 странах мира и с выручкой более 600 млн. долл. в год, до 70% которых приходится на рынки развитых государств. Сопоставимые масштабы внешнеэкономической деятельности характерны для других отечественных компаний - разработчиков профессионального ПО и компьютерных игр (ABBYY, IBS, 1С и т.д.)

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что надлежащая охрана и защита прав российских владельцев интеллектуальной собственности как в стране, так и за рубежом является одним из недооцененных факторов, реально способствующих продвижению инновационного экспорта, который может стать важнейшим драйвером экономического роста. Это относится как к традиционным объектам промышленной

собственности, так и к быстрорастущему рынку ИТ в виде программного обеспечения и сопутствующих продуктов.

С учетом комплексности вопросов поддержки инновационного экспорта и охраны прав ИС, а также имеющихся системных проблем и ограничений в данной сфере на современном этапе целесообразно идентифицировать наиболее конкурентоспособную на внешних рынках отечественную высокотехнологичную продукцию (как в сфере авторского права, так и промышленной собственности) и селективно стимулировать ее вывоз.

Однако реальный экономический эффект от наращивания экспортной активности высокотехнологичных экономоператоров (включая повышение конкурентоспособности отечественной продукции, увеличение числа высококвалифицированных рабочих мест, переход экономики на инновационный тип развития) будет возможен только в случае системных преобразований в рассматриваемой сфере. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.