Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ АЛКЕЛАТНОГО БЕНЗИНА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА'

ПРОДВИЖЕНИЕ АЛКЕЛАТНОГО БЕНЗИНА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алкилирование бензина / эксплуатационные характеристики моторных топлив / беззольные присадки / изо-углеводороды / газоконденсат / пропан-пропиленовые фракции / бутан-бутиленовые фракции / качество бензина / теплотворная способность / октановое число / gasoline alkylation / performance characteristics of motor fuels / ashless additives / iso-hydrocarbons / gas condensate / propane-propylene fractions / butane-butylene fractions / gasoline quality / calorific value / octane number

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Мирзаахмедова Мавлуда Ахмеджановна, Абсялямова Гулноза Маматкуловна, Кодиров Абдурахмон Абдураззоқович

Данная статья рассматривает перспективы использования алкелатного бензина в качестве экологически чистого моторного топлива. Мы исследуем преимущества алкелатного бензина в снижении выбросов вредных веществ и его роль в улучшении качества воздуха и окружающей среды, что делает его важным элементом в современных усилиях по борьбе с климатическими изменениями и загрязнением окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF ALKYLATE GASOLINE AS AN ENVIRONMENTALLY CLEAN MOTOR FUEL

This article examines the prospects for using alkelate gasoline as an environmentally friendly motor fuel. We explore the emissions-reducing benefits of alkelate gasoline and its role in improving air quality and the environment, making it an important element in modern efforts to combat climate change and pollution.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ АЛКЕЛАТНОГО БЕНЗИНА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА»

(к UNIVERSUM:

№12(117)_Дй ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_декабрь. 2023 г.

DOI -10.32743/UniTech.2023.117.12.16404

ПРОДВИЖЕНИЕ АЛКЕЛАТНОГО БЕНЗИНА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА

Мирзаахмедова Мавлуда Ахмеджановна

ст. учитель

Кафедры «Химическая технология переработки газа», Ташкентский Химико-Технологический Институт Республики Узбекистан,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: mmirzaahmedova@bk. ru

Абсялямова Гулноза Маматкуловна

доц.

Кафедры ««Химическая технология переработки газа», Ташкентский Химико-Технологический Институт Республики Узбекистан,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

Кодиров Абдурахмон Абдураззоцович

студент

Кафедры «Химическая технология переработки газа», Ташкентский Химико-Технологический Институт Республики Узбекистан,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: kadirovabduraxmon281 @gmail. com

PROMOTION OF ALKYLATE GASOLINE AS AN ENVIRONMENTALLY CLEAN MOTOR FUEL

Mavluda Mirzaahmedova

Senior Lecturer

Department of "Chemical Technology of Gas Processing", Tashkent Chemical-Technological Institute of the Republic Uzbekistan,

Republic of Uzbekistan, Tashkent

Gulnoza Absalyamova

Associate Professor Department of "Chemical Technology of Gas Processing", Tashkent Chemical-Technological Institute of the Republic Uzbekistan,

Republic of Uzbekistan, Tashkent

Abdurakhmon Kadirov

Student

Department of "Chemical Technology of Gas Processing", Tashkent Chemical-Technological Institute of the Republic Uzbekistan,

Republic of Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает перспективы использования алкелатного бензина в качестве экологически чистого моторного топлива. Мы исследуем преимущества алкелатного бензина в снижении выбросов вредных веществ и его роль в улучшении качества воздуха и окружающей среды, что делает его важным элементом в современных усилиях по борьбе с климатическими изменениями и загрязнением окружающей среды.

ABSTRACT

This article examines the prospects for using alkelate gasoline as an environmentally friendly motor fuel. We explore the emissions-reducing benefits of alkelate gasoline and its role in improving air quality and the environment, making it an important element in modern efforts to combat climate change and pollution.

Библиографическое описание: Мирзаахмедова М.А., Абсялямова Г.М., Кодиров А.А. ПРОДВИЖЕНИЕ АЛКЕЛАТНОГО БЕНЗИНА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2023. 12(117). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/16404

¿к UNiVERSUM:

№ 12 П171_¿Д ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_декабрь. 2023 г.

Ключевые слова: алкилирование бензина, эксплуатационные характеристики моторных топлив, беззольные присадки, изо-углеводороды, газоконденсат, пропан-пропиленовые фракции, бутан-бутиленовые фракции, качество бензина, теплотворная способность, октановое число

Keywords: gasoline alkylation, performance characteristics of motor fuels, ashless additives, iso-hydrocarbons, gas condensate, propane-propylene fractions, butane-butylene fractions, gasoline quality, calorific value, octane number

Известно, что даже несмотря на полезные свойства металлоорганических присадок, применяемых для улучшения характеристик моторных топлив (включая повышение октанового числа и снижение детонации), и содержание бензола, они сами могут быть потенциально вредными. В процессе сгорания в двигателях, эти присадки могут привести к образованию вредных соединений, включая бензопирен -компонент, вызывающий экологические проблемы в выбросах [1, стр 97-107]. Ведущие страны-производители моторных топлив, таких как «Премиум» и «Регуляр», добились значительных успехов в улучшении качества своих продуктов. Однако даже небольшие добавки металлоорганических присадок в пределах 0,5-1,5 г/дм3 все еще могут вызывать опасения с точки зрения экологии. Поэтому существует потребность в исключении таких присадок из состава топлив и снижении содержания бензола.

С этой точки зрения становится актуальным создание топливных композиций с лучшими эксплуатационными характеристиками, включая высокое октановое число, высокую теплотворную способность, полное сгорание, минимальное образование нагара и отсутствие ядовитых компонентов как в самих топливах, так и в их выхлопных продуктах.

Компонентами таких экологически чистых топлив могут быть реформинг-, изомеризат-, и алкелат-бензины, а также оксигенаты, которые безопасны и способствуют увеличению кислородного индекса топлива. Изомеризат-бензин - это продукт каталитического гидроструктурирования нормальных углеводородов, который преобразует их в изо-структуры, что способствует повышению качества

и чистоты топлива. Реформинг-бензин - это продукт каталитической ароматизации, в котором до 65% отдельных фракций нефти преобразуются в ароматические соединения, улучшая характеристики топлива [2].

Оксигенаты - это вещества, способные стимулировать интенсивное окислительное сгорание топлива благодаря наличию внутримолекулярных атомов кислорода, таких как гидропероксиды, нитросоедине-ния, изоэфиры и другие. Ранее было широко известно применение металлоорганических антидетонаторов, таких как сложные органические эфиры свинца, железа, марганца, кобальта, цинка и других металлов, в качестве присадок к моторным топливам. Эти присадки одновременно повышали октановое число (О.Ч.) топлива [3, стр 62-63]. Однако они имеют ряд недостатков, таких как образование нагара в двигателе, выбросы ядовитых металлов, высокая токсичность и т.д. В последние годы применение таких присадок значительно снизилось из-за запретов на их производство, введенных мировыми организациями. Вместо этого наблюдается увеличение использования беззольных присадок-оксигенатов для моторных топлив, которые увеличивают кислородный индекс топлива и способствуют безопасному и экологически чистому сгоранию.

В связи с вышеизложенными, в данной работе приведены результаты синтеза и исследований свойств оксогената изопропилтретбутилового эфира (ИПТБЭ) на основе непредельных газов газопере -рабатывающих заводов (пропилена и изобутилена). Основными реакциями являются:

1. СН3 -СН = СН2 + НОН [H+] >CH3 -CH-CH3

пропилен OH Изопропило вый спирт

2. СН СН3

CH - OH + CH2 = C катионит >

[H + ]

СН СН

Изобутилен

-> СН СН3

СН - О - С - СН Изопропилт ретбутилов ый эфир СН СН

Наличие в пространственной структуре ИПТБЭ атома кислорода способствует лучшее развитие реакций окисления через перекись образования, что обеспечивает умеренную работу двигателя в любых их режимах.

Сырьем для получения пропилена и изобутилена являются спутники природного газа пропан-бутан (сжиженный газ), который выделяется на Шуртанском ГПЗ и ГХК [4, стр 34]. Вопросы получения моно-олефинов каталитическим дегидрированием пропана

№ 12 (117)

Л

ДА

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2023 г.

и бутана являются технологически решенными и производство их успешно действуют.

Этерификацию изопропилового спирта с изо-бутиленом проводится на катионите марки КУ-2, предварительно обрабатывая его концентрированной

соляной кислотой. Реакция протекает сравнительно в мягких условиях (80-1000С) за 0,2 сек. времени контакта нагретой парогазовой смеси с кислотным катионитом.

Рисунок 1. Принципиальная схема получения ИПТБЭ: 1 - реактор с катионитом, 2 - колонна каталитической перегонки, 3 - ректификационная колонна с насадочными и ситчатыми тарелками; 4 - теплообменник для нагрева изобутилена и охлаждения ИПТБЭ

Описание технологии ИПТБЭ. Изопропиловый спирт противоточно контактируется с изобутиленом в реакторе (1) заполненный кислотным катионитом при 80-1000С, где происходит реакция их этерифи-кации. Реакционная парогазовая смесь поступает в колонну каталитической перегонки (2). Сверху колонны (2) выделяется смесь изопропилового спирта

и изобутилена, которая направляется в ректификационную колонну с насадками (3). Непрореагировав-ший изобутилен с верха колонны (3) отправляется через теплообменник (4) на рецикл. Снизу колонны (3) изопропиловый спирт направляется в реактор (1) для этерификации. ИПТБЭ с низа колонны (2) направляется в склад через теплообменник (4).

Таблица 1.

Сравнение физико-химических и эксплуатационных характеристик эфиров кислородсодержащих соединений: метилтретбутилового (МТБЭ), этилтретбутилового (ЭТБЭ), изопропилтретбутилового (ИПТБЭ) и метилтретамилового (МТАЭ)

№ Показатели МТБЭ ЭТБЭ ИПТБЭ МТАЭ

1 Октановое число по исследовательскому методу 112-130 120 124 105-115

2 По моторному методу (М) 97-115 102 108 95-105

3 Среднее О.Ч. 110 111 116 105

4 Упругость паров, кПа. 55 28 32 18

5 Температура кипения, °С 55 72 86 88

6 Плотность, кг/м3 742 743 756 788

7 Энергетическая плотность, кДж/л по двигателям средней мощности. 373,9 387,3 429,7 410,0

8 Теплота испарения, кДж/л 3,43 3,31 4,1 3,60

9 Растворимость в воде, % (мас) 4,3 1,2 0,8 1,2

№ 12 (117)

Л

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2023 г.

Из таблицы 1 видно, что физико-химические и эксплуатационные характеристики полученного изо-пропилтретбутилового эфира (ИПТБЭ) не уступают аналогичным характеристикам его гомологов. Высокое октановое число и теплотворная способность ИПТБЭ обусловлены его пространственной структурой [5, стр. 47-49]. Эти оксигенаты хорошо сочетаются с высокооктановыми компонентами современных марок моторных топлив, такими как реформинг-, алкилат- и изомеризат-бензины. На основе указанных бензинов можно получить более высококачественные и экологически чистые компаунд-бензины, которые применяются в современных высокооборотных двигателях.

Итак, оксигенат ИПТБЭ демонстрирует отличную эффективность в качестве присадки к моторным топливам. В свете растущего спроса на высококачественное моторное топливо возникает потребность в разработке процессов для получения компонентов, предназначенных для компаундирования бензинов, с целью создания экологически чистых разновидностей топлива. В мировой практике для получения алкилат-бензина часто используются промышленные каталитические крекинг-флюидные установки (ККФ). На таких установках можно эффективно обрабатывать сырье и, правильно подбирая катализаторы, проводить очистку топлива от серы, азота, металлов и увеличивать содержание ароматических соединений. ККФ

могут работать как с жидкими, так и с твердыми катализаторами, включая сернокислотные, фтористоводородные и катализаторы на основе АЮэ. Алкилат, полученный на этих установках из легких олефинов (С3-С5) в процессе алкилирования с использованием твердых катализаторов или методом косвенного алкилирования, качественно не уступает алкилату, полученному в традиционных жидко-кислотных процессах, а в некоторых случаях даже превосходит его [6]. Следовательно, для реализации процесса алкилирования необходимо сделать значительные инвестиции в приобретение дорогостоящего оборудования и катализаторов или разработать новые эффективные технологии, требующие минимальных затрат.

В Республике отсутствуют установки и технологии алкилирования. Улучшение качества бензина достигается путем оптимизации его состава. Для обеспечения высоких эксплуатационных характеристик, таких как полнота сгорания, высокая теплотворная способность и октановое число (80-95 пунктов), используются беззольные присадки и изо-углеводо-роды, получаемые изомеризацией углеводородных фракций газоконденсата и алкилированием изо -олефинов [7]. Для производства алкилатного бензина используются пропан-пропиленовые и бутан-бути-леновые фракции крекинг-газов НПЗ Республики, при этом анализируется их выработка и состав по разным предприятиям.

Таблица 2.

Объёмы выработки и состав крекинг газов перерабатывающих заводов

НПЗ Объём газов, т/год Объем моноолефинов, т/год Объём непредельных углеводородов, тыс.т.

Пропилены Бутилены Амилены

Ферганский 3500 1,8 1,1 0,5 0,2

Бухарский 11000 6,1 4,2 1,8 1,1

Шуртанский ГХК 7000 4,1 2,4 1,1 0,6

Итого: 21500 12,0 7,7 2,4 1,1

Состав непредельных углеводородов в этих газах, (%): пропилен - 37-40; бутилен-изо-бутилен-20-25; амилен-изоамилен-10-15.

Разработку процесса алкилирования крекинг газов осуществляли в реакторе со стационарным слоем катализатора. Катализатором реакции димеризации и тримеризации указанных крекинг газов является

ортофосфорная кислота на у-окиси алюминия (так называемая твёрдая фосфорная кислота). Лабораторная установка (рис. 2) алкилирования состоит из реактора (1), регулятора энергии для заданной температуры (2), ректификационной колонны (3) и конденсатора (4).

№ 12 (117)

Л

UNIVERSUM:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2023 г.

Рисунок 2. Принципиальная схема лабораторной установки алкилирования моноолефинов

Описание лабораторной установки алкилирования Катализатор объёмно-насыщенный 10 % орто-фосфорной кислотой на у-окись алюминия с размером гранул 3-6 мм, и поверхностных пор 150 м2/г, заполняется в металлический реактор (1) насыпным объёмом в 1 литр [8, стр. 117-121].

Куда поступают крекинг газы (пропан-пропилены и бутан-бутилены), где на кислотном катализаторе протекает радикально-цепное алкилирование их в ди-три- и тетрамеры:

R2C — CH2 + CH2 — CR

H+1

CH3 I

?->R? C — С R?

2 Al2O3 2 I 2

СН,

алкилат - изоуглеводород

CH3 I

R 2 CH — CH 3+ CH 2— CHR 2

AKO

->R2 C — CH — CH(R)

алкилат - изоуглеводород

Из реактора (1) реакционная смесь направляется в азеотропную перегонку в ректификационную колонну (3), где происходит разделение непрореагиро-вавшихся газов, которые через конденсатор (4) направляются в рецикл. Конденсировавшиеся изо-углеводороды на (4) подается на орошение колонны

(3) для увеличения эффективного разделения реакционной смеси. Температура в реакторе алкилиро-вания (1) регулируется регулятором энергии (2) по заданной температуре. Снизу колонны (3) выделяется алкилат бензин.

Таблица 3.

Сравнительные физико-химические характеристики алкилат бензина из крекинг газов НПЗ

2

Показатели Алкилат бензин Характеристика алкилат бензина

из крекинг газов НПЗ по ТУ 38.401-58-171-96

Цвет Светлый Светлый

Удельный вес, ^; кг/м3 685 690-700

Показатель преломления, ; при 200С 1,3465 -

Температура н.к., 0С 40 30-45

25 % 55 70-80

50 % 80 105-110

98 % 105 120-125

Давления насыщенных паров, Па 90600 -

Испытание на медной пластинке выдерживает выдерживает

№ 12 (117)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2023 г.

Как видно из таблицы 3, алкилат бензин, полу- наименьшими материальными затратами и доступ-

ченный из пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой ными для применения в промышленности [9].

фракции газов по указанным характеристикам очень Из сказанных следует что, имеется вполне допусти-

близкие к алкилат бензинам, полученным по извест- мая возможность создания производства высоко-

ным зарубежным технологиям на установке ККФ. качественных компонентов моторных топлив взамен

В предлагаемой технологии использовался местный отдельных вредных их составляющих с достижением

источник углеводородного сырья- крекинг газы с улучшениям качества.

Список литературы:

1. Hunter M.J. Light naphtha isomerisation to meet 21st century gasoline specifications. Erdol-Erdgas-Kohle. 2003. 119, №26, р. 97-107. Англ.

2. Indian Oil Corp., Ltd, Rao Marri Rama, Lakshmi Vutukuru, MurthyNarasimha, Singh Sanjeev, Das Asit Kumar, Ghosh Sobhan, Bhattacharyya Debasis, Makhija Satish, Mandal Sukumar. Fluidized catalytic cracking process and apparatus: Пат. 6149875 США, МПК7 В 01 J 8/26. 23.12.1998; Опубл. 21.11.2000.

3. Uslamov E.R., Protchoukhan K.Yu., Nefedova I.V., Protchoukhan Yu.A., Gimaev R.N. Processing petrol of thermal-destruction origin in highoctane components of engine fuels. 16 Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry, Moscow, 1998. Materials for Future and Non-Traditional Chemical Technologies. 1998, с. 62-63. Англ.

4. Алимов А.А. Актуальные вопросы химической переработки и использования газоконденсатов // Сб. труд. Респ.науч.-техн.конф.«Актуальные проблемы переработки нефти и газа Узбекистана», 7-8.10.2009, С. 34.

5. Калиев А.Ж. Перспективные процессы алкилирования с целью получения высокооктановых компонентов бензина / А.Ж. Калиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87775/

6. Патент США 6190533 МПК, С10 У69106 Jutergrated hydrotreafing steam cracking process for the production of olefins.

7. Патент 2169167 Россия МПК С10 У11/02 ООО Компания «РОТАН». Опубл. 20.06.2001.

8. Солодова Н.Л., Хасанов И.Р. Перспективные процессы алкилирования изопарафинов олефинами научной статя по специальности «Химические технологии» Весник Технологического Унвирситета 2015. Т. 18, № 9

9. Черезова Е.Н., Нугуманова Г.Н., Шалыминова Д.П. Алкилирование фенола олефинами как метод синтеза стабилизаторов для полимеров: монография Научные монографии Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2013.

С.117-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.