Научная статья на тему 'Пути производства автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами'

Пути производства автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1531
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТ / БЕНЗИНЫ / ЭКОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / КАЧЕСТВО / ТРЕБОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / MOTOR TRANSPORT / GASOLINES / ECOLOGY / TECHNOLOGICAL PROCESSES / IMPROVEMENT OF MANUFACTURE / QUALITY / REQUIREMENTS / TENDENCIES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Матузов Г. Л., Ахметов А. Ф.

Рост автомобильного парка и связанное с ним увеличение загрязнения окружающей среды предъявляют все более жесткие требования к качеству вырабатываемых бензинов в части их экологических свойств. Целью данной работы является историко-технический анализ становления и развития производства автомобильных бензинов и ароматических углеводородов, а также анализ современных требований, предъявляемых к качеству автомобильных бензинов и тенденции в производстве экологически чистых топлив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF MANUFACTURE OF AUTOMOBILE GASOLINES BY IMPROVED ECOLOGICAL PROPERTIES

Growth of a motor pool and the increase in environmental contamination make more and more rigid ecological demands to quality of produced gasolines. The purpose of the given work is the historic-technical analysis of becoming and development of manufacture of automobile gasolines and aromatic hydrocarbons, and also the analysis of the modern requirements shown to quality of automobile gasolines and the tendency in manufacture of ecologically clean fuel.

Текст научной работы на тему «Пути производства автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами»

УДК 665.6:665.733.5

Г. Л. Матузов, А. Ф. Ахметов

Пути производства автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами

Уфимский государственный нефтяной технический университет 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; тел. 8(347)2420712

Рост автомобильного парка и связанное с ним увеличение загрязнения окружающей среды предъявляют все более жесткие требования к качеству вырабатываемых бензинов в части их экологических свойств. Целью данной работы является историко-технический анализ становления и развития производства автомобильных бензинов и ароматических углеводородов, а также анализ современных требований, предъявляемых к качеству автомобильных бензинов и тенденции в производстве экологически чистых топлив.

Ключевые слова: автотранспорт, бензины, экология, технологические процессы, усовершенствование производства, качество, требования, тенденции.

За последние 50 лет мировой автопарк увеличился более чем в 12 раз и превысил 630 млн машин. В таких развитых странах, как Канада, Германия, Италия, Япония, Франция, Великобритания, на 1000 жителей приходится 500—700 автомобилей, в США — около 800, в России — около 150 1.

Автомобильный транспорт стал основным источником загрязнения атмосферы. Ежегодно с выхлопными газами автомобилей выбрасываются миллионы тонн токсичных веществ. В составе отработавших газов автомобильных двигателей содержится более 300 токсичных соединений, около 60% выбрасываемых в атмосферу аэрозолей приходится на долю автотранспорта.

Особую опасность для человека представляют частицы токсичных выбросов аэрозолей с радиусом менее 20 мкм, задерживающиеся в атмосфере на длительный срок и попадающие вместе с воздухом в дыхательные пути. При соприкосновении с канцерогенными веществами аэрозольные частицы адсорбируют их на своей поверхности. Канцерогены, попадая внутрь организма, вызывают образование

" 2

злокачественных опухолей 2.

Путь решения экологической проблемы один — автомобиль должен стать экологически чистым. Важное место отводится здесь качеству бензина и системе нейтрализации выхлопных

газов, применение которых позволяет снизить токсичность выхлопных газов.

Некоторые сведения о составе отработавших газов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, приведены в табл. 1 3 4.

Таблица 1

Средний состав отработавших газов автомобильных бензиновых двигателей

Компоненты Состав Уровень

газов, токсичности, ед.

% об.

Азот 74-77 нетоксичен

Пары воды 3-5.5 нетоксичен

Двуокись углерода 5-12 нетоксичен

Окись углерода 1-10 токсичен — 1

Углеводороды 0.2-3 1.5

Альдегиды, 0-0.2 120

формальдегиды

Сажа 0-0.4 500

Окислы азота 0-0.8 10

Сернистый газ 0-0.002 нетоксичен

Токсичность автомобильных бензинов и продуктов их сгорания, в основном, определяется содержанием в них ароматических углеводородов, бензола, олефиновых углеводородов и серы. Ароматические углеводороды более токсичны, по сравнению с парафиновыми. Если парафины в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 относятся к 4-му классу опасности, то бензол ко 2-му, а толуол — к 3-му. При их сгорании образуются полициклические ароматические углеводороды, в том числе бензпирены, обладающие канцерогенными свойствами. Чем выше содержание ароматических углеводородов в бензине, тем выше температура его сгорания и содержание окиси азота в отработавших газах .

По характеру воздействия на организм человека различают две группы углеводородов: раздражающие и канцерогенные.

Раздражающие углеводороды оказывают наркотическое воздействие на центральную нервную систему и влияют на слизистые оболочки. К ним относятся альдегиды, все непредельные и предельные соединения углерода

Дата поступления 26.02.07

Башкирский химический журнал. 2007. Том 14. №№2

с водородом, не относящиеся к ароматическим

15

соединениям .

Наибольшую опасность для человека представляют углеводородные соединения канцерогенной группы: 1,2-бензантрацен (С18Н12), 3,4-бензпирен (С20Н12), 1,2-бензпи-рен (С20Н12), 3,4-бензфлуорантен (С20Н14). Особенно опасен 3,4-бензпирен, являющийся своего рода индикатором присутствия в смеси других канцерогенов.

Попадая в дыхательные пути человека, полициклические ароматические углеводороды постепенно накапливаются до критических концентраций и стимулируют образование злокачественных опухолей. Концентрации полициклических ароматических углеводородов в воздухе изучены недостаточно, но, по-видимому, не превышают 10-12 — 10-14 г/м3 15.

Что касается углеводородов, особенно олефинового ряда, то они участвуют в образовании смогов, которые вызывают раздражение глаз, горла и носа.

В настоящее время, с целью снижения токсичности выхлопов автомобилей, во многих странах установлены ограничения на содержание бензола (до 1%) и суммарных ароматических углеводородов (30—42 %) в бензинах (табл. 2). ПДК бензола в атмосфере населенных пунктов составляет 1.5 мг/м3. В общем составе органических компонентов токсичных выбросов автомобилей предельные углеводороды составляют свыше 32%, непредельные — около 27%, ароматические — около 4%

Таблица 2 Требования, предъявляемые к бензинам Евро-3 и Евро-4

Показатели Евро-3 Евро-4

Содержание бензола (max),% 1.0 1.0

Содержание серы (max), ppm 150 30

Содержание ароматических углеводородов (max), % 42 30

Содержание олефинов (max), % 18 14

Содержание кислорода (max), % 2.3 2.7

До 100 оС перегоняется, 46 46

% не менее

До 150 оС перегоняется, 75 75

% не менее

Давление насыщенных паров, кПа не более 60 60

Наличие моющих присадок обязательно

На каждый процент увеличения содержания бензола в топливе его содержание в отработавших газах увеличивается на 0.7—0.8 %, более 75% содержащегося в воздухе бензола поступает из отработавших газов автомобилей 6.

При уменьшении содержания бензола в бензине, а также с помощью установки системы

дожига топлива и введением кислородсодержащих соединений, причем в случае замены ароматических углеводородов кислородсодержащими соединениями наблюдается суммарный эффект, возможно значительное снижение выбросов бензола с выхлопами 7.

В России давно существует система постоянно корректируемых государственных и отраслевых стандартов, которые устанавливают пределы и методы определения токсичных веществ, исходящих из автомобилей в атмосферу. Например, максимально возможное содержание угарного газа (СО) по объему у автомобилей, изготавливаемых после 1980 г., должно быть на холостом ходу не более 2%.

В России, с целью приближения к европейским требованиям по ограничению содержания бензола, введен показатель «объемная доля бензола» — не более 5%. Ужесточена норма на массовую долю серы — до 0.01%. Установлена норма по показателю «плотность при 15 оС», что является косвенным ограничением содержания ароматических углеводородов. Однако эти нормы существенно выше, чем в европейских странах.

Следует отметить, что с 2000 г. в Европе вступили в силу новые нормы EN 228 по бензину Евро-3, а с 2005 г. выполняются требования к бензину Евро-4 (табл. 2) 8 9.

Основными компонентами автомобильных бензинов являются продукты процессов каталитического крекинга, термического крекинга, каталитического риформинга, ароматизации и т. д.

Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефи-ны, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов (60—70 %) с экологической точки зрения является лимитирующим фактом их применения (табл. 3). К недостаткам бензинов каталитического ри-форминга также относится неравномерное распределение октановых чисел по фракциям, например фракция н.к. — 85 оС имеет октановое число около 70 пунктов, а 130 оС — к.к. — более 100 пунктов14.

Основным же недостатком детонационной стойкости бензинов каталитического крекинга является большая разность октановых чисел по исследовательскому и моторному методам, составляющая 11—13 пунктов 16, поэтому даже бензины, полученные в наиболее жестких условиях с октановым числом 92—93 пункта по исследовательскому методу, имеют октановое число по моторному методу всего 78—81.

Совершенствование каталитического крекинга увеличивает выход бензина и уменьшает производственные затраты, но не улучшает октановые характеристики бензина 17' 18.

Процессы алкилирования и полимеризации базируются на газах С3—С4 нефтепереработки и нефтехимиии 19' 20. Если в сумме газов мольное отношение (изобутан : олефины) больше единицы, то процесс алкилирования позволяет из имеющегося олефинового сырья

получить примерно в два раза больше бензина,

16

чем при полимеризации 16.

Алкилат, состоящий в основном из изопа-рафиновых углеводородов, имеет высокое октановое число (до 96 пунктов по моторному методу) и по комплексу эксплуатационных свойств является наиболее качественным, но и одним из самых дорогих компонентов автомобильных бензинов. Кроме того, ограниченными являются ресурсы сырья для его производства.

Для производства высокооктановых бензинов в нефтепереработке также используется изомеризация парафиновых углеводородов С5—С6 на бифункциональных, в основном алюмоплатиновых, катализаторах 20. Процесс изомеризации имеет более обширную и надежную сырьевую базу, чем алкилирование и полимеризация.

Кислородсодержащие соединения, преимущественно сложные эфиры, также являются перспективными компонентами автомобильных бензинов. Наибольшее распространение из них получили метил-третбутиловый эфир (МТБЭ) и его смесь с третбутиловым спиртом (фэтерол) 11. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения октановых чисел по фракциям. МТБЭ, в отличие от спиртов, не образует с углеводородами азеотропные смеси и не вызывает расслаивания фаз 12.

Использование такой добавки, как МТБЭ, способствовало выпуску высокооктановых неэтилированных бензинов АИ-95 и АИ-98 11.

Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15% из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высо-

13

кой агрессивности по отношению к резинам 13. Главным недостатками процесса производства МТБЭ являются высокая себестоимость продукта и ограниченные ресурсы сырья — изобу-тена.

В последнее время на ряде нефтеперерабатывающих заводов для замены тетраэтил-свинца применяют ^метиланилин в виде добавок АДА и ДАКС. Это соединение обладает хорошими антидетонационными свойствами. Допустимая концентрация его в бензинах не должна превышать 1.3%, так как при больших концентрациях отмечается повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы, отложений в топливной системе, а также увеличение содержания окислов азота в отработавших газах.

При компаундировании бензинов в России используется 13.3% прямогонных бензинов и 4.9% бензинов термических процессов. Кроме того, в состав бензинов входят 5.7% бутанов 20> 25.

Однако вовлечение вторичных бензинов, особенно от термических процессов, в общий фонд товарных бензинов приводит к снижению качества продукции (из-за присутствия серы, нестабильных олефиновых углеводородов и значительного количества низкооктановых компонентов), а при их облагораживании вызывает полимеризацию в теплообменной и реакционной аппаратуре, а также дезактивацию дорогостоящих катализаторов.

Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтепере-

Таблица 3

Компонентный состав автомобильных бензинов России, США и Европы

Показатели Россия США Европа

Общий объем бензинового фонда, 24 330 130

млн т. в год

Компонентный состав, % об.

Бутаны 5.7 7 5

Риформат 54.1 34 48.2

Фр. Кат. крекинга 20 35.5 27

Изомеризат 1.5 5 5

Алкилат 0.3 11.2 5

Оксигенаты 0.2 3.6 2

Фр. прямой перегонки 13.3 3.1 7.3

гидрокрекинга

Фр. термических процессов 4.9 0.6 0.5

Содержание АУ (общее), % об. 42 31 39

рабатывающем заводе, поэтому переход на производство бензинов, отвечающих экологическим требованиям, требует значительных капиталовложений в нефтеперерабатывающую промышленность 10.

Как показывает опыт зарубежных стран, необходимо осуществить экономическое стимулирование производителей — производить, а потребителей — использовать бензины высокого качества на современных автомобилях, оборудованных системами нейтрализации отработавших газов путем применения диффе-

11

ренцированных ставок акцизного налога .

В России для снижения негативного влияния автотранспорта на окружающую среду и улучшения экологических характеристик бензинов в композициях перспективных топ-лив необходимо:

— снизить содержание ароматических углеводородов <30, в том числе бензола <1;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— включить в состав бензинов кислородсодержащие соединения до 5% мас. в пересчете на кислород.

Для решения этих задач необходимо заменять избыточные ароматические на высокооктановые изопарафиновые углеводороды, ввести в состав бензинов кислородсодержащие добавки.

Надо отметить, что автомобильные бензины, выпускаемые в разных странах, существенно различаются по своему составу, что объясняется не только отличиями в национальных стандартах, но и соотношением мощностей нефтепереработки по производству тех или иных компонентов бензинов. Переход к выпуску автомобильных бензинов с улучшенными экологическими показателями в России затруднен структурой нефтеперерабатывающей промышленности, существенно отличающейся от США и Европы (табл. 3).

Мощности по производству бензинов в различных регионах в 2005 г. составляли: по каталитическому риформингу и алкилиро-ванию в США — 45.2%, в странах Евросоюза — 53.2%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 21% на перерабатываемую нефть, а по каталитическому крекингу и гидрокрекингу 38.6, 34.3 и 20.5 % соответственно.

В состав бензинов, выпускаемых в Российской Федерации, входит наибольшее количество бензинов каталитического рифор-минга — 54.1% об. Доля бензинов каталитического крекинга составляет всего 20%, доли изо-меризата, алкилата и оксигенатов также значительно ниже, чем в странах Запада и составляют 1.5, 0.3 и 0.2 % 20' 25.

Таким образом, для производства современных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками в России необходимо увеличивать мощности процессов алкилирова-ния, изомеризации и каталитического крекинга, что, в свою очередь, позволит уменьшать содержание ароматических углеводородов, сохраняя высокие октановые характеристики бензинов.

Однако даже эти мероприятия не решают проблему выпуска автомобильных бензинов, удовлетворяющих требованиям Евро-3, Евро-4. Поэтому необходимо внедрять на производствах новые процессы переработки продуктов каталитического риформинга.

Один из путей снижения содержания бензола в риформате — это подготовка сырья, заключающаяся в удалении из него так называемых предшественников бензола. Для этого в качестве сырья установок риформинга обычно используется утяжеленное сырье, с началом кипения 82—85 оС 7' 17.

Так, компания Uitramar (США) ввела установку фракционирования сырья риформин-га с целью извлечения из него фракции предшественников бензола, которая затем направляется на смешение, минуя риформинг. Это позволило снизить содержание бензола в риформате с 5 до 1 % об., однако при этом снижается общее октановое число бензина из-за разбавления риформта довольно-таки низкооктановой фракцией н.к. — 85 оС 7' 22.

Фирмой UOP предложен вариант, когда легкая фракция, содержащая бензол и его предшественники, подвергается изомеризации на установке «Пенекс-R» или «Пенекс-Плас» для снижения содержания бензола, с одновременным повышением октанового числа. Тяжелая фракция С7+ подвергается рифор-мингу на установке низкого давления, где количество образовавшегося бензола определяется только реакциями деалкилирования, которые при низком давлении протекают слабо. Таким образом, в данном процессе получается

дополнительное количество высокооктанового

17' 22

неароматического компонента "' 22.

В условиях отечественной нефтепереработки предварительное фракционирование сырья не дает таких хороших результатов, так как большинство отечественных установок рифор-минга работают в жестком режиме при давлениях около 2 мПа, при этом количество бензола, образующегося в результате реакций деал-килирования, много больше.

Перспективными, на наш взгляд, являются процессы гидроизомеризации бензола.

Один из таких процессов — РИГИЗ — разработан в УНИ (ныне УГНТУ). В данном процессе предусматривается выделение легкой фракции катализата риформига жесткого режима, содержащей бензол, с последующей ее гидроизомеризацией на алюмоплатиновом катализаторе, промотированном фтором или хлором.

Бензол при этом превращается в метилцикло-

17 21 23 24 пентан 21 23' 24.

Подобные процессы разрабатываются и за рубежом. Так, например, фирмой UOP предложен способ, включающий в себя как предварительное удаление из сырья ри-форминга фракции н.к. —85 оС с ее последующей гидроизомеризацией, так и выделение и гидроизомеризацию бензолсодержащей фракции риформата 20' 22.

Внедрение таких и аналогичных процессов на нефтеперерабатывающих предприятиях, расширение разработки и освоение производства автомобильных бензинов, удовлетворяющих современным экологическим требованиям — путь решения в производстве автомобильных бензинов с улучшенными экологическими показателями.

Литература

1. Иванов В. Н. Экология и автомобилизация / В. Н. Иванов, В. К. Сторчевус. 2-е изд., пере-раб. и доп.— К.: Будивэльник, 1990.— 128 с.

2. Сайфуллин Н. Р., Ишмаков Р. М., Абызгиль-дин А. Ю., Губайдуллин Н. М., Гаскаров Н. С., Хафизов А. Р. Автомобиль и экология.— Уфа: изд-во УГНТУ, 1998.- 133 с.

3. Васильев В., Писарев В., Хазин Г. Экология и международные отношения.- М: Химия, 1978.- 240 с.

4. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. Перевод с польского.- М: Транспорт, 1979.- 198 с.

5. Емельянов В. Е., Мелик-Ахназаров Т. Х. Разработка, производство и применение горючесмазочных материалов и технических средств нефтепродуктообеспечения. / Тез. докл. науч.-техн. конф.- М., 1998.- С. 87.

6. Усакова Н. А., Емельянов В. Е., Демина Л. В. Нефтепереработка и нефтехимия: ОАО «Лукойл», ВНИИ НП: Тенденции в области производства автомобильных бензинов.- М., 1999. — №1.- С. 23.

7. Ахметов А. Ф., Танатаров М. А. и др. Производство неэтилированных бензинов.- М: ЦНИИТЭнефтехим, 1981.- 77 с.

8. Насиров Р. К., Юрченко В. Ю., Насиров И. Р., Талисман Е. М., Ковальчук Н. А. Экологические аспекты производства и сертификации нефтепродуктов.- М., 1996.- 83 с.

9. Ермолаева Н. А. К вопросу о содержании бензола в бензинах и автомобильных выбросах в атмосферу. Переработка нефти и нефтехимия:

Экспресс-информ.- М.: ЦНИИТЭнефтехим.-1997.- №22.- С. 16.

10. Анисимов И. Г., Бадыштова К. М., Бнатов С. А. и др. / Под ред. В. М. Школьникова. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости, ассортимент и применение. Справочник.- М: Издательский центр «Техинформ». - 1 999. -596 с.

11. Федоринов И. Г. Совершенствование бензинового производства Волгоградского НПЗ. Дис... канд. техн. н.- Уфа, 2004.- 117 с.

12. Усакова Н. А., Емельянов В. Е., Демина Л. В. // Нефтепереработка и нефтехимия.- 1999.-№1.- С. 14.

13. Назаров В. И., Емельянов В. Е., Нафтулин И. С., Немец Л. Л. // Нефтепереработка и нефтехимия. — 1989.- С. 3.

14. Поконова Ю. В. Нефть и нефтепродукты.-НПО «Профессионал», НПО «Мир и семья».-2003.- 904 с.

15. Вредные вещества в химической промышленности. Справочник для химиков, инженеров и врачей. / Под ред. Н. В. Лазарева и Э. Н. Левиной. Изд.-7-е, перер. и доп. Том 1. Органические вещества.- Л.: Химия, 1976.592 с.

16. Рудин М. Г., Драбкин А. Е. Краткий справочник нефтепереработчика: Справочник.- Л.: Химия, 1980.- 328 с.

17. Абдульминев К. Г., Ахметов А. Ф., Сайфул-лин Н. Р., Соловьев А. С., Абдуллахи Х. М. // Баш. хим. ж.- 2000.-Т. 7, №2.- С. 47.

18. Ахметов А. Ф. Разработка комбинированной технологии производства высокооктановых неэтилированных бензинов и ароматических углеводородов. Дис.. докт. техн. н.- Уфа, 1986.335 с.

19. Исагулянц Г. В. Каталитическая ароматизация алифатических углеводородов. / Г. В. Исагу-лянц, М. И. Рознгарт, Ю. Г. Дубинский.- М.: Наука, 1983.- 160 с.

20. Дорогочинский А. З., Лютер А. В., Вольнова Е. Г. Сернокислотное алкилирование изопарафинов олефинами.- М.: Химия, 1970.-216 с.

21. Ермолаева Н. А. Реконструкция НПЗ в шт. Калифорния для производства бензина модифицированного состава. Переработка нефти и нефтехимия. // Экспресс-информ. ЦНИИТЭнефтехим.- 1997.-№16.- С. 9.

22. Технология производства реформулированного бензина. - Информационные материалы фирмы UOP, 1995.

23. Пат. 2131909 Россия, МПК 6 С 10 G 63/00. Н. Р. Сайфуллин, М. М. Калимуллин, П. Г. Навалихин и др. Способ получения экологически чистого высокооктанового бензина. №98111894/04; Заяв. 01.07.98, Опубл. 20.06.99, Бюл. №17.

24. Ахметов А. Ф. Разработка и исследование комбинированного процесса риформинга бензиновых фракций: Дис.. канд. техн. наук.- Уфа, 1975.- 156 с.

25. Ахметов С. А. Технология глубокой переработки нефти и газа.- Уфа.: изд-во «Гилем», 2002.— 671 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.