Научная статья на тему 'Продуктовая политика высшего учебного заведения в условиях кризиса'

Продуктовая политика высшего учебного заведения в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТОВАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО / СИНЕРГИЯ / PRODUCT POLICY / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PRINCIPLES OF FORMING / INNOVATION / QUALITY / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белый Е.М., Романова И.Б.

В статье рассматриваются основные внешние угрозы для высшего учебного заведения в условиях экономического кризиса. Отмечается важность формирования и своевременной актуализации в этот период грамотной продуктовой политики вуза, которая должна основываться на комплексе базовых принципов: непрерывных инноваций, диверсификации, синергизма, непрерывного образования, тотального качества, стратегического анализа образовательных услуг. Проанализированы механизмы реализации указанных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT POLICY OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN CRISIS

In article the main external threats for a higher educational institution in the conditions of an economic crisis are considered. Importance of forming and timely updating during this period of competent product policy of higher education institution which shall be based on a complex of the basic principles is noted: continuous innovations, diversification, sinergizm, life-long education, total quality, strategic analysis of educational services. Mechanisms of implementation of the specified principles are analysed.

Текст научной работы на тему «Продуктовая политика высшего учебного заведения в условиях кризиса»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 339.138:378

Е.М. Белый

д-р техн. наук, профессор, директор Института экономики и бизнеса, ФГБОУВПО « Ульяновский государственный

университет»

И. Б. Романова

д-р экон. наук, профессор, декан бизнес-факультета, ФГБОУ ВПО « Ульяновский государственный

университет»

ПРОДУКТОВАЯ ПОЛИТИКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация. В статье рассматриваются основные внешние угрозы для высшего учебного заведения в условиях экономического кризиса. Отмечается важность формирования и своевременной актуализации в этот период грамотной продуктовой политики вуза, которая должна основываться на комплексе базовых принципов: непрерывных инноваций, диверсификации, синергизма, непрерывного образования, тотального качества, стратегического анализа образовательных услуг. Проанализированы механизмы реализации указанных принципов.

Ключевые слова: продуктовая политика, высшее учебное заведение, принципы формирования, инновации, качество, синергия.

E.M. Belyi, Ulyanovsk State University I.B. Romanova, Ulyanovsk State University

PRODUCT POLICY OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN CRISIS

Abstract. In article the main external threats for a higher educational institution in the conditions of an economic crisis are considered. Importance of forming and timely updating during this period of competent product policy of higher education institution which shall be based on a complex of the basic principles is noted: continuous innovations, diversification, sinergizm, life-long education, total quality, strategic analysis of educational services. Mechanisms of implementation of the specified principles are analysed.

Keywords: product policy, higher educational institution, principles of forming, innovation, quality,

synergy.

В настоящее время уже можно констатировать, что в национальной экономике наблюдаются кризисные явления. В этой ситуации для субъектов системы высшего образования возникает ряд серьезных угроз, которые необходимо учитывать при формировании стратегии деятельности:

- сокращение объемов бюджетного финансирования;

- снижение платежеспособного спроса на образовательные программы, в первую очередь, долгосрочные;

- увеличение риска неплатежей и сокращение контингента обучаемых из-за отсутствия средств для оплаты обучения.

Перечисленные угрозы препятствуют устойчивому развитию высшего учебного заведения, поэтому актуальной становится задача обеспечения рыночной устойчивости вуза в условиях развивающегося экономического кризиса.

12

№ 3 (43) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Под рыночной устойчивостью высшего учебного заведения нами понимается «наличие инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективное использование для нейтрализации внешних угроз и инициируемых рыночным окружением факторов дестабилизации, создающих условия для ослабления рыночной позиции» [1]. Одним из элементов инновационного потенциала вуза является его продуктовая политика, грамотное формирование которой позволяет создать адаптивные механизмы, снижающие влияние внешних угроз в кризисных ситуациях.

В задачи продуктовой политики вуза в сфере образования входят выработка и реализация мер по повышению качества образовательных услуг (ОУ), формирование новых ОУ, оптимизация номенклатуры ОУ и их жизненного цикла. Нам представляется, что продуктовая политика любой образовательной организации должна базироваться на комплексе системных принципов [2]: принципе непрерывных инноваций; принципе диверсификации; принципе синергии; принципе непрерывности образования; принципе тотального управления качеством; принципе формирования продуктового портфеля на основе стратегического анализа образовательных услуг.

В образовательных организациях обычно выделяют продуктовые и технологические инновации. Продуктовые инновации связаны с выводом на рынок принципиально новых для вуза образовательных продуктов. Это направление деятельности вуза представляется чрезвычайно важным в условиях инновационной экономики, основанной на постоянном технологическом совершенствовании, производстве высокотехнологичной продукции с высокой долей добавочной стоимости и современных информационных технологиях. Проведенные нами экспертные опросы последних лет свидетельствуют о растущем несоответствии предложения вузов в плане направлений и специальностей подготовки выпускников запросам предприятий наукоемкого сектора экономики. Технологические инновации в образовании предполагают использование новых форм и методов обучения.

Диверсификация деятельности вуза должна, по нашему мнению, осуществляться в двух направлениях:

- диверсификация собственно образовательной деятельности, т.е. расширение спектра предлагаемых образовательных услуг;

- развитие новых направлений деятельности, позволяющих, с одной стороны, создать новые источники финансирования вуза, а с другой - обеспечить занятость научно-педагогических работников в условиях сокращения объемов учебной работы.

В рамках первого направления представляется целесообразным открытие подготовки специалистов по основным образовательным программам различного профессионального уровня. В настоящее время достаточно большое число вузов реализуют основные образовательные программы только в сфере высшего образования. Однако уже сейчас прогнозируется увеличение спроса на подготовку по рабочим специальностям и по основным образовательным программам среднего профессионального образования. Кроме того, в кризисных условиях ожидаются сокращения персонала как в финансовом, так и в реальном секторах экономики. В первую очередь, это, вероятно,

№ 3 (43) - 2015

13

Проблемы экономики и менеджмента

будет наблюдаться на рынке недвижимости, в банковском и страховом бизнесе, позднее - в других отраслях. В этих условиях чрезвычайно важным становится переподготовка незанятого населения по актуальным для сегодняшнего дня направлениям. Опыт кризиса 2008 года показывает, что государство выделяет на эти цели достаточно большие средства, и вузы должны быть готовы предложить широкий комплекс востребованных краткосрочных программ переподготовки.

Говоря о втором направлении диверсификации, следует выделить в качестве перспективного направления для вуза развитие консалтинговой деятельности в сферах финансового управления, информационных технологий, управления персоналом, маркетинга, правового обеспечения, инжиниринга и др. [3].

Синергетический эффект, в настоящее время может обеспечиваться при формировании новых образовательных продуктов в интегрированных образовательных структурах. Наиболее перспективной в свете сегодняшних представлений является сетевая интеграция образовательных организаций, причем здесь речь может идти как об интеграции организаций одного уровня (вузовские сетевые структуры), так и разных уровней образования (в частности, сетевое объединение вуза с колледжами или техникумами). Вузовские сетевые структуры способны реализовывать достаточно сложные сетевые проекты в сфере образования (например, магистерские программы), науки и инноваций (совместные научно-исследовательские и внедренческие проекты).

Принцип непрерывности образования предполагает создание новых либо модернизация традиционных для вуза образовательных продуктов, которые позволяют обеспечить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию обучения, учитывающую предшествующий уровень образования, уже сформированные компетенции, индивидуальные особенности обучающегося, его желания и возможности. Для формирования таких образовательных продуктов вуз должен располагать чрезвычайно широким спектром основных и дополнительных образовательных программ.

В условиях снижения платежеспособного спроса на образовательные услуги следует ожидать усиления конкуренции между образовательными организациями на рынке образовательных услуг. В такой ситуации существенно повысится роль качества образования как фактора конкурентоспособности вуза, причем речь идет не о присутствии в высших учебных заведениях зачастую достаточно формальных систем менеджмента качества, а о реальном качестве, подтверждаемом профессиональным сообществом. В качестве критериев качества могут выступать информация о трудоустройстве выпускников вуза, средний уровень их заработной платы, результаты независимой оценки образовательной программы саморегулируемыми профессиональными организациями.

Наконец, в нестабильных внешних условиях чрезвычайно важной представляются своевременная актуализация и модернизация продуктового портфеля высшего учебного заведения. Для реализации указанных процедур эффективным представляется использования инструментария стратегического анализа ОУ, который позволяет дифференцированно выявлять конкурентный потенциал образовательной услуги и прогно-

14

№ 3 (43) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

зировать период ее реализации до момента исключения из продуктового портфеля.

Таким образом, в период кризисных явлений в национальной экономике менеджмент высшего учебного заведения для обеспечения устойчивого функционирования вуза и его экономической безопасности должен особое внимание уделять формированию и актуализации его продуктовой политики.

Список литературы:

1. Белый Е.М. Обеспечение рыночной устойчивости высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. -URL: www.science-education.ru/102-6045 (дата обращения: 10.02.2015)

2. Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 6. - С. 45-51.

3. Белый Е.М., Романов Д. И. Сетевой университетский консалтинг: принципы организации // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 1. - С. 14-16.

№ 3 (43) - 2015

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.