Научная статья на тему 'Маркетинговая политика регионального университета в сфере экономического образования'

Маркетинговая политика регионального университета в сфере экономического образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / REGIONAL UNIVERSITY / MARKETING POLICY / EDUCATIONAL PRODUCT / PROMOTION / DIVERSIFICATION / DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белый Е.М., Романова И.Б.

В статье рассматриваются особенности маркетинговой поддержки программ высшего образования в области экономики и управления в региональном университете. Систематизированы основные угрозы, оказывающие существенное влияние на функционирование сферы экономического образования. Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию маркетинговой политики регионального университета в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING POLICY OF REGIONAL UNIVERSITY IN THE SPHERE OF ECONOMIC EDUCATION

In article features of marketing support of programs of the higher education in the field of economy and management at regional university are considered. The main threats having essential impact on functioning of the sphere of economic education are systematized. The complex of actions for enhancement of marketing policy of regional university in this sphere is offered.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая политика регионального университета в сфере экономического образования»

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 339.138:378

Е.М. Белый

д-р техн. наук, профессор, директор Института экономики и бизнеса, ФГБОУВПО « Ульяновский государственный

университет », г. Ульяновск

И. Б. Романова

д-р экон. наук, профессор, декан бизнес-факультета, ФГБОУ ВПО « Ульяновский государственный

университет», г. Ульяновск

МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности маркетинговой поддержки программ высшего образования в области экономики и управления в региональном университете. Систематизированы основные угрозы, оказывающие существенное влияние на функционирование сферы экономического образования. Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию маркетинговой политики регионального университета в этой сфере.

Ключевые слова: региональный университет, маркетинговая политика, образовательный продукт, продвижение, диверсификация, распространение.

E.M. Belyi, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk

I.B. Romanova, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk

MARKETING POLICY OF REGIONAL UNIVERSITY IN THE SPHERE OF ECONOMIC EDUCATION

Abstract. In article features of marketing support of programs of the higher education in the field of economy and management at regional university are considered. The main threats having essential impact on functioning of the sphere of economic education are systematized. The complex of actions for enhancement of marketing policy of regional university in this sphere is offered.

Keywords: regional university, marketing policy, educational product, promotion, diversification, distribution.

Региональные классические университеты при реализации образовательных программ высшего образования в сфере экономики и управления сталкиваются в настоящее время с целым комплексом существенных угроз, некоторые из которых являются общими для всех направлений и специальностей, а другие свойственны именно сфере экономического образования. Укажем основные из этих угроз.

Демографическая ситуация в стране. По мнению президента Национального союза негосударственных вузов, профессора И.М. Ильинского, сложная ситуация в отечественном высшем образовании продлится как минимум до 2025 г.; демографическая яма достигнет «дна» не ранее 2020 г. [1]. В результате существенно

№ 7 (47) - 2015

9

Проблемы экономики и менеджмента

снижается внебюджетный набор студентов, в первую очередь, на экономические и юридические специальности, где доля студентов, обучающихся на внебюджетной основе максимальна.

Сокращение бюджетного набора. В последние годы в региональных университетах наблюдается планомерный процесс сокращения бюджетных мест в рамках государственного задания на подготовку специалистов на направления и специальности блока «Экономика и управления», причем это относится, в первую очередь, к бакалавриату.

Образовательная миграция. Наблюдается ежегодный отток молодежи из регионов в крупные регионы с целью поступления на обучение в ведущие вузы страны, причем для образовательной миграции характерны несколько уровней: поступление выпускников средних школ для образовательные программы бакалавриата и специалитета; поступление выпускников бакалавриата региональных университетов на магистерские программы ведущих вузов; поступление выпускников специалитета и магистратуры региональных университетов в аспирантуры ведущих вузов.

Конкурентное соперничество. Подавляющее большинство расположенных в регионе вузов либо филиалов вузов, представляющих как государственный, так и негосударственные секторы системы высшего образования реализуют программы высшего образования в сфере экономики и управления, поэтому для этого сегмента рынка образовательных услуг характерна острая конкурентная борьба «за абитуриента».

Информационная кампания. В средствах массовой информации в последние годы ведется достаточно интенсивная работа по переориентации абитуриентов, планирующих получить экономическое образование, на другие направления и специальности. Здесь обычно речь идет о перепроизводстве экономистов и управленцев и сложности их трудоустройства.

Региональные университеты, несомненно, должны учитывать перечисленные угрозы при разработке маркетинговой политики в сфере экономического образования, целью которой является формирование конкурентных преимуществ собственных образовательных программ высшего образования, причем эти конкурентные преимущества должны носить двойственный характер: по отношению к

образовательным программам в сфере экономики и управления других вузов и по отношению к образовательным программам, входящим в другие укрупненные группы специальностей и направлений.

Маркетинговые мероприятия, на первый взгляд, должны охватывать все элементы маркетингового комплекса университета, однако возможности вузов в рамках ценообразования и ценовой политики весьма ограничены, так как Министерством образования и науки Российской Федерации установлены базовые нормативные затраты по стоимостным группам специальностей и направлениям подготовки (приказ Минобрнауки РФ № 420 от 29.04.2014 г. в редакции приказа Минобрнауки РФ № 1553 от 08.12.2014 г.). Поэтому речь может идти о мероприятиях в области образовательного

10

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

продукта, его распространения и продвижения.

Относительно продукта нам представляется обязательной его максимальная диверсификация [2]. Речь здесь идет о реализации в университете значительного количества программ бакалавриата и специалитета, предусмотренных действующими перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования (приказ Минобрнауки РФ от 12.09.2013 г. № 1061). Кроме того, необходимо эффективно использовать профилизацию программ высшего образования, что позволит расширить конкурентные возможности высшего учебного заведения.

Конкурентоспособность образовательных услуг регионального университета, на наш взгляд, может быть существенно повышена за счет формирования сетевых интеграционных структур с ведущими вузами страны. В этом случае под сетью понимается, совокупность высших учебных заведений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и сетевые взаимодействия между ними. Достаточно подробный обзор международной и отечественной практик сетевого взаимодействия университетов приведен в работе [3]. Нам лишь представляется необходимым подчеркнуть, что реализация совместных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры в рамках подобного сетевого объединения позволит обеспечить дополнительный приток обучающихся на эти программы.

Говоря о распространении образовательных услуг в сфере экономики и управления, хотелось бы отметить перспективность реализации рассматриваемых образовательных программ в рамках различных альянсов высшего образования и бизнеса, в частности, в рамках образовательно-промышленной группы (ОбПГ), которая определяется нами как форма государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, представляющая собой в наиболее общем случае организационный альянс одного или нескольких государственных высших учебных заведений, образовательных учреждений других форм собственности и уровней профессиональной подготовки и функционирующих в промышленности субъектов частного сектора экономики, объединившихся на основе консолидации ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков [4]. В настоящее время в ОбПГ реализуются, как правило, образовательные программы в сфере инженерных направлений и специальностей, однако для всех участников ОбПГ представляется полезным включение в номенклатуру оказываемых образовательных услуг и программ высшего образования в сфере экономики и управления.

Существенно повысить эффективность продвижения образовательных продуктов можно за счет использования возможностей глобальной сети. Для привлечения внимания потенциальных обучающихся следует использовать различные инструменты интернет-рекламы. Для этого необходимо осуществление комплекса мер, направленных на поисковую оптимизацию сайта университета и на использование социальных сетей в качестве каналов для продвижения образовательных программ в сфере экономики и управления.

№ 7 (47) - 2015

11

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Ильинский И.М. О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4. - С. 4-15.

2. Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 6. - С. 45-51.

3. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Сети в профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 5. - С. 24-31.

4. Белый Е.М. Г осударственно-частное партнерство в высшем профессиональном образовании: монография. - Ульяновск: УлГУ, 2009. - 104 с.

12

№ 7 (47) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.