Научная статья на тему 'Современные тенденции интеграционных процессов в системе высшего образования'

Современные тенденции интеграционных процессов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1464
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ "ВПЕРЕД" / "НАЗАД" / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / INTEGRATION PROCESSES / THREE-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / EDUCATION MARKET / VERTICAL"FORWARD" AND "BACKWARD" INTEGRATION / SYNERGY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустынникова Екатерина Васильевна

Статья посвящена исследованию интеграционных процессов в системе высшего образования. В современной хозяйственной практике интеграция широко распространена в организациях разных форм собственности и отраслевой специфики и является одним из эффективных подходов управления. В настоящее время интеграционные процессы в системе высшего образования являются достаточно приоритетными и признаны одной из наиболее эффективных форм преобразований. В качестве методической базой исследования были применены гипотетико-дедуктивный, статистический, исторический, логический и другие методы. В данной статье изложены основные аспекты интеграционных процессов в системе высшего образования, представлена терминология и классификация интеграции, дано описание причинно-следственных связей интеграционных процессов. Показано, что интеграция, в соответствии с гибкими и сбалансированными принципами, адаптирует трехуровневую систему высшего образования к тенденциям политических, экономических и социальных преобразований. В ходе аналитического обзора деятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» установлено, что для полноценного участия университета в Болонском процессе и создания благоприятных условий для его функционирования, в УлГУ реализуется ряд мероприятий: во-первых, внедрена внутривузовская система контроля качества образования с привлечением внешней оценки деятельности вуза; во-вторых, УлГУ интегрирован в общероссийское информационно-образовательное пространство; в-третьих, созданы научно-образовательные центры (НОЦ) в формате взаимодействия с научными центрами, институтами РАН и РАО. Результат аналитического исследования деятельности УлГУ выявил тенденцию снижения контингента студентов. Авторская гипотеза исходит из того, что для устойчивого развития и усиления конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг высшим учебным заведениям необходимо сделать приоритетным развитие вертикальной интеграции «вперед», направленной на устойчивое взаимодействие с рынком труда и «назад», для взаимодействия с организациями среднего и средне профессионального образования. По мнению автора, интеграционные процессы в системе высшего образования благоприятно отразятся как на развитии образовательной, так и социально-экономической систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTEGRATION TRENDS IN HIGHER EDUCATION

The article examines the main integration trends in higher education system. In modern business environment, integration is widespread in organizations of different forms of incorporation and market position. Moreover, it is one of the most effective managerial approaches. At present, integration processes in the system of higher education are of top priority. Besides, they are considered to be one of the most effective transformation forms. The results of scientific work in the field of management of integrated structures contributed to the methodological base of this research. The article presents the main integration trends in higher education system, introduces integration terminology and classification, and characterizes cause-and-effect relationships of integration processes. Following flexible and well-balanced principles, the integration is proved to adapt a three-level system of higher education to political, social and economic changes. During analytical review of Ulyanovsk State University's activity it is found out that the university carries out various activities for its full and meaningful involvement in the Bologna process. First and foremost, internal system of education quality management, including external evaluation of university's activity, has been implemented. Secondly, Ulyanovsk State University is integrated into the All-Russia informational and educational space. Thirdly, research and education centers (RECs) have been developed in a format of interaction with scientific centers, Russian Academy of Sciences (RAS) and Russian Academy of Education (RAE). The results of analytical research of Ulyanovsk State University's activity revealed a tendency to decreasing the number of enrolled students. The author's hypothesis is based on the fact that for sustainable development of the university and enhancing its competitive position on the education market, it is required to prioritize the development of vertical “forward” and “backward” integration. The “forward” integration is aimed at sustainable interaction with labor market, whereas the “backward” integration implies for cooperation with secondary and secondary professional educational institutions. According to the author, integration processes in the system of higher education will have a positive impact on the development of both educational and social and economic systems.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции интеграционных процессов в системе высшего образования»

УДК 378.111 DOI: 10.14529/ет170316

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Пустынникова

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия

Статья посвящена исследованию интеграционных процессов в системе высшего образования. В современной хозяйственной практике интеграция широко распространена в организациях разных форм собственности и отраслевой специфики и является одним из эффективных подходов управления. В настоящее время интеграционные процессы в системе высшего образования являются достаточно приоритетными и признаны одной из наиболее эффективных форм преобразований.

В качестве методической базой исследования были применены гипотетико-дедуктивный, статистический, исторический, логический и другие методы. В данной статье изложены основные аспекты интеграционных процессов в системе высшего образования, представлена терминология и классификация интеграции, дано описание причинно-следственных связей интеграционных процессов. Показано, что интеграция, в соответствии с гибкими и сбалансированными принципами, адаптирует трехуровневую систему высшего образования к тенденциям политических, экономических и социальных преобразований.

В ходе аналитического обзора деятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» установлено, что для полноценного участия университета в Болонском процессе и создания благоприятных условий для его функционирования, в УлГУ реализуется ряд мероприятий: во-первых, внедрена внутривузовская система контроля качества образования с привлечением внешней оценки деятельности вуза; во-вторых, УлГУ интегрирован в общероссийское информационно-образовательное пространство; в-третьих, созданы научно-образовательные центры (НОЦ) в формате взаимодействия с научными центрами, институтами РАН и РАО. Результат аналитического исследования деятельности УлГУ выявил тенденцию снижения контингента студентов.

Авторская гипотеза исходит из того, что для устойчивого развития и усиления конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг высшим учебным заведениям необходимо сделать приоритетным развитие вертикальной интеграции «вперед», направленной на устойчивое взаимодействие с рынком труда и «назад», для взаимодействия с организациями среднего и средне профессионального образования. По мнению автора, интеграционные процессы в системе высшего образования благоприятно отразятся как на развитии образовательной, так и социально-экономической систем.

Ключевые слова: интеграционные процессы; рынок образовательных услуг; вертикальная интеграция «вперед», «назад»; синергетический эффект.

Введение

Модернизация российской экономики откроет новые возможности для развития российской экономики и общества [17]. Основа современной экономики - креативный потенциал человека, человеческие качества, поэтому приоритетной сферой развития в экономике должно быть создание этих качеств, то есть, в первую очередь такая сфера, как образование1. В настоящее время для системы высшего образования характерны глубокие преобразования в организационно-управленческой области. Кардинальные изменения в данной области ориентированы на актуализацию нормативных баз образовательных учреждений и условий их реализации с целью обеспечения самореализации обучающихся, создания единого образовательного пространства, обеспечения государственных гарантий качества образования. Современное реформирование в области образования проводится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

1 http:new.ulsu.ru

Поскольку образовательные организации при оказании образовательных услуг вступают в многосторонние интеграционные связи, то решение глобальных задач по реформированию отечественного образования целесообразно рассматривать через призму интеграционных подходов управления. Будущее определяет не столько высоким уровнем развития техники, сколько социологическими конструктами, в особенности нахождением консенсуса в социальном плане [16]. Интеграционный формат развития ведет к тому, что внедрение нововведений в научной, образовательной и производственной структурах позволит адаптировать образовательные процессы к политическим, экономическим и социальным изменениям, которым характерны неравномерность и неопределенность.

Изменение и усложнение социальной структуры требует от субъектов системы образования взаимодействия и согласования интересов и действий, что в свою очередь, обеспечит устойчивую тенденцию ее стратегического развития. Эффективность интеграции достаточно подробно изложена в теоретико-методологическом описании управления организацией, кроме того, опыт про-

ведения интеграционных процессов подтверждает целесообразность подобных преобразований на практике.

1. Теоретические аспекты интеграции в современной системе образования

1.1. Терминология интеграции в системе высшего образования

В настоящее время потребитель стал более доступным, темп работы более ускоренным - все это рождает множество возможностей, но и множество проблем, начиная от дополнительных затрат на технологии и заканчивая совершенно новыми методами управления [17].

Рассмотрим тенденции развития интеграционных процессов в системе высшего образования.

Интеграция в образовании для образовательных организаций проявляется в расширении и углублении научно-образовательных связей, более полном использовании ресурсов; на уровне государства - в создании единого образовательного пространства, обеспечения преемственности основных образовательных программ, гарантии высокого качества образования [1, ст. 11 З.О.]. Процесс интеграции в хозяйственной практике изучается достаточно давно как зарубежными, так и отечественными учеными, что позволило сформировать терминологический аппарат и разработать интеграционный механизм управления.

Интеграция - (от лат. integer - целый, единый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними [2].

Рассмотрим терминологию «интеграция» зарубежных теоретиков. Американские ученые М.Х. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури [9] считают, что интеграция в современной экономике выражается в развитии взаимодействий между ее экономическими единицами, возникновении новых формообразований, возрастании целостных свойств систем с целью получения максимального синергети-ческого эффекта. Интеграционные функции проявляются в установлении связей между ранее разрозненными элементами системы.

Гаплин Т.Дж., Хэндон Марк охарактеризовали интеграцию как процесс по объединению компаний в целях диверсификации рисков; восстановления разрушенных организационных связей и их структурной перестройки, снижении транзакцион-ных издержек в результате изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы [3].

Ведущие английские ученые Кэмпбелл Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. отмечают [8], что интеграция выражается во внутреннем росте на условиях устойчивых согласованных действий субъектов, проводится на всех стадиях экономического цикла их развития.

Белорусский ученый Герштейн Е. Ф. [4] считает, что интеграция проявляется в развитии взаи-

модействий между организациями, появлении новых форм взаимодействий, возрастании целостных свойств систем. Ее сущность проявляется через: установление связей между разрозненными элементами системы с дальнейшим углублением и усилением, систематизацией и согласованием существующих связей, появлением новых интегра-тивных (целостных) свойств в системе и изменении ее структуры.

Наш соотечественник Клейнер Г.Б. [7] под интеграцией понимает установление таких взаимоотношений между организациями, которые обеспечивают долгосрочное сближение их генеральных целей.

Таким образом, целесообразность интеграции организаций определяется возможностью найти более эффективные методы решения проблем, возникающих в процессе их развития.

Изменения в организации и методах функционирования субъектов образовательной системы обусловлены, прежде всего, сдвигами управления в системе образования, в результате которых образовательные учреждения имеют более широкие возможности, а контроль за выполнением основных функций дифференцирован между администрацией образовательных организаций и государственными органами. Подобные преобразования потребовали комплексного подхода управления на основе интегрированных подходов в соответствии с тенденциями реализации интеграционных мероприятий. Вне зависимости от того, каким образом формируется потенциал интеграции, совместная деятельность требует сбалансированных согласованных взаимодействий.

По мнению П. Самуэльсона, интеграция обеспечивает условия лучшего использования существующих ресурсов [11].

В хозяйственной практике сложились разнообразные типы интеграции, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера отношений между участниками, специфики взаимодействия и функциональной особенности субъектов интеграции.

1.2. Условия интеграционных процессов

К базовым основаниям проведения интеграционных процессов в системе высшего образования следует отнести: мотивы, стимулы, факторы, условия [10, с. 22].

Существует несколько мотивов для проведения интеграции в системе образования, среди наиболее важных следует отнести следующие:

- повышение уровня технического и методического оснащения;

- внедрение инноваций в образовательный процесс;

- обеспечение доступности и повышение качества образовательных услуг;

- снижение затрат, в том числе издержек упущенных возможностей;

- создание надежного, взаимовыгодного сотрудничества между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями;

- гибкое реагирование на внешние воздействия, в том числе государственное регулирование;

- создание эффективных систем планирования, координирования и контроля.

Конкретные причины интеграции заключаются в следующем [10, с. 23-24]:

- усиление экономических преимуществ (рост объема услуг, снижение удельных затрат, повышение рентабельности оказываемых услуг);

- увеличение доли рынка;

- улучшение качества оказываемых услуг;

- проведение инновационной политики;

- мобильное реагирование на требования рынка.

Основными стимулами осуществления современных интеграционных процессов является расширение позиционирования на рынке, в данном случае, на рынке образовательных услуг, что в свою очередь влияет на усиление конкурентных преимуществ образовательных организаций.

К числу наиболее важных факторов, влияющих на интеграционные процессы в образовании, отнесем следующие:

■ организационные, которые проявляются в адаптации организаций к политическим, экономическим и социальным преобразованиям;

■ экономические, адаптирующие образовательные организации к изменениям экономического развития регионов и государства; бюджетной, отраслевой политик; уровню платежеспособного спроса;

■ технические, адаптирующие систему образования к международным, отраслевым, социальным тенденциями развития и внедрения принципиально новых образовательных технологий в систему образования;

■ социальные, ориентирующие систему образования к реализации социальных, образовательных реформ, адаптирующие систему образования к изменению уровня потребительского спроса; демографическим процессам.

Таким образом, на основании вышеизложенного очевидно, что интеграционные процессы проявляются в совместном использовании образовательными организациями ресурсов и связей.

Субъекты образовательной системы, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров, вступают во взаимодействия с различными субъектами рыночной системы и по этой причине вынуждены адаптироваться как к государственному регулированию, так и к требованиям потребителей образовательных услуг, в том числе и работодателей.

В настоящее время в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» в

высшем образовании проводится подготовка по установленным трем уровням:

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

На рис. 1 представлена последовательность образовательных этапов.

На основании вышеизложенного очевидно, что интеграционные процессы в системе образования, в том числе по уровням подготовки способствуют реализации достаточно гибкого и сбалансированного подхода по реформированию всей образовательной системы, тем самым адаптируя ее развитие к тенденциям политических, экономических и социальных преобразований.

На основании систематизации теоретических аспектов, сформулирована авторская дефиниция интеграции в образовании следующим образом -это объединение нескольких образовательных этапов в единый процесс на условиях согласования методов, программ, форм обучения. Развитие взаимовыгодных связей на рынке образовательных услуг способствует более полному использованию имеющихся ресурсов субъектов системы образования, что обеспечивает повышение качества образования.

По мнению Гэлбрейта, в случае принятия решения об интеграции необходимо руководствоваться конкретными задачами и целями и исходить из того, что современная организация профессионально занимается выработкой и принятием управленческих решений на условиях самосознания и рыночных принципов [6].

Следует заметить, что подобные процессы реформирования реализуются в условиях рыночной экономики, а это в свою очередь, ориентирует субъектов на гарантию эффективности реализации данных мероприятий. На основании вышеизложенного очевидно, что подобного рода интеграционные процессы в образовательной сфере могут осуществляться исключительно на принципах взаимовыгодного сотрудничества.

1.3. Классификация интеграционных процессов в образовательной системе

В связи с многообразием форм взаимодействий и особенностью связей между участниками образовательной системы необходимо классифицировать интеграционные процессы по основным способам и условиям взаимодействия. Далее представлена авторская классификация интеграционных процессов в системе образования.

1. По направлению:

> «назад» внимание сконцентрировано на

участии в предшествующих образовательно-воспитательных процессах. Для образовательных организаций данный вид интеграции позволяет проводить мониторинг потребительской емкости

Пустынникова Е.В. Современные тенденции интеграционных процессов

в системе высшего образования

Рис. 1. Уровни подготовки в сфере высшего образования

образовательных услуг и одновременно профориентацию, тем самым создавать благоприятные условия для дальнейшей тенденции развития организации на рынке услуг. Например, реализация профориентационной работы вузов в среднеобра-зовательных учреждениях;

У «вперед» - участие в последующих образовательных процессах (послевузовского образования). В формате трехуровневого высшего образования это стало неотъемлемым условием функционирования, кроме того, инновационные процессы в производстве требуют постоянно расширения компетенций персонала, что в свою очередь ориентирует предприятия и организации на взаимовыгодное сотрудничество субъектов образовательной и производственной сфер.

Таким образом, в зависимости от направления интеграции, образовательные организации могут влиять на усиление позиций на рынке образовательных услуг в результате проведения проф-ориентационных мероприятий.

2. По форме взаимодействия:

У горизонтальные связи направлены на расширение доли рынка путем диверсификации услуг и увеличения количества образовательных организаций;

У вертикальные - на расширение компетенций по уровням подготовки.

В соответствии с формой взаимодействия возможно формирование комплексного механизма управления в сфере образования как по уровням и направлениям подготовки, так и по управлению

образовательными организациями, что обеспечит устойчивость их функционирования как при внутренних, так и внешних воздействиях.

3. По формату взаимодействия с субъектами образовательной системы:

У региональная - в формате региона;

У межрегиональная - на территории государства;

У международная в формате международного сотрудничества. Интеграция образовательных организаций в глобальных масштабах позволяет более активно осваивать передовой опыт в области образования, привлекать дополнительно контингент, передовые технологии и образовательные методики.

4. По форме собственности:

У бюджетные образовательные организации ориентированы на финансирование из государственного бюджета (федерального или регионального; возможна смешанная схема финансирования, например, финансирование опорных региональных вузов);

У частные - на самофинансирование;

У смешанные (частно-государственное партнерство) на комплексный подход финансирования.

Интеграция по форме собственности позволяет использовать достаточно широкий диапазон финансирования, в том числе как из государственного бюджета, так и из частных источников. В свою очередь, данный тип интеграции ориентирует образовательные учреждения развивать наиболее перспективные направления подготовки и уча-

ствовать в реализации актуальных научно -образовательных проектов, создать материально-техническое, кадровое, инфраструктурное обеспечение образовательных организаций как при выборе узкоспециализированного отраслевого направления подготовки, так и широкого спектра направлений.

На основании проведенного исследования выявлено, что интеграционные процессы в образовательной системе адаптируют внутреннее положение образовательных учреждений к внешним условиям, повышают эффективность совместного функционирования, тем самым усиливают и конкурентные преимущества как образовательных организаций, так и системы образования в целом.

В. Черемисинова отмечает, что при проведении исследований относительно социально-экономического положения необходима оценка степени развития субъектов и механизмов публичной политики [18].

2. Интеграционный процесс в системе высшего образования на примере ФГБОУ ВО «УлГУ»

2.1. Аналитический обзор образовательных услуг опорного университета

Рассмотрим в качестве примера реализацию интеграционной политики образования в одном их учреждений высшего образования Приволжского Федерального округа - ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет».

Тенденция развития образовательных услуг в системе высшего образования на примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования « Ульяновский государственный университет»

УлГУ - классический вуз, входит в состав 22 опорных университетов РФ. С 1992 года, с момента его образования по настоящее время было подготовлено около 50 тысяч специалистов более чем по 200 направлениям подготовки2.

Для полноценного участия УлГУ в Болонском процессе и создания благоприятных условий для его функционирования, в вузе реализуется политика обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ в соответствии с требованиями европейского сообщества. Среди наиболее важных процессов следует отме-тить3:

- уровневую систему высшего образования;

- систему зачетных единиц для признания результатов обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внутривузовскую систему контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вуза студентов и работодателей;

- интеграцию УлГУ в общероссийском информационно-образовательном пространстве.

2 http:new.ulsu.ru

3 Там же.

С 2015 г. официальный веб-сайт УлГУ стал доступен по кириллическому доменному имени УлГУ. РФ. Университет является региональным центром федеральной университетской телекоммуникационной сети ЯИЫКе^ обеспечивая учреждениям образования и культуры Ульяновской области доступ к информационно-телекоммуникационным сервисам сети. В партнерстве с государственными научными центрами, институтами РАН и РАО действуют научно-образовательные центры УлГУ (НОЦ): экспериментальной биологии и медицины; лазерных, оптоволоконных и радиационных технологий; радиационных технологий; математического и компьютерного моделирования; НОЦ в области педагогики и психологии.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» в УлГУ проводится подготовка по трем уровням высшего образования: бакалавриат; специалист, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации. Однако, в УлГУ, как и во многих высших учебных заведениях России, наблюдается снижение численности студентов (рис. 2).

Следует отметить, что причинами современной проблемы сокращения численности студентов, особенно в регионах, являются не только демографические процессы, вызванные негативными последствиями социальной политики в 90-х годах, но и кратным сокращением бюджетных мест [19].

По данным статистического наблюдения, представленных в таблице, с 2012 по 2016 гг. в УлГУ наблюдается снижение контингента, в среднем на 30 %. На фоне данного снижения в 2016 году численность студентов составила 10,7 тыс. человек; среднесписочная численность профессорско-преподавательского состава университета -826 человек.

Следует отметить, что современному рынку образовательных услуг характерна несовершенная конкуренция, которой присущ административный рычаг воздействий, что в свою очередь ограничивает поступательное развитие системы высшего образования и негативно влияет на уровень образования и подготовку трудовых ресурсов.

2.2. Тенденция развития интеграционных процессов в регионах

В качестве основных показателей, по которым делается вывод об успешности УлГУ, на данный момент выбрано 7: показатели научно-исследовательской финансово-экономической деятельности; удельный вес иностранных студентов; показатель трудоустройства выпускников; уровень подготовки (остепененность) ППС; средний балл ЕГЭ абитуриентов; соотношение средней заработной платы работников университета с региональной заработной платой. Каждый критерий сравнивается с минимальным нормативным пороговым значением.

В соответствии с методикой оценки успешности вуза (рис. 3) показатели деятельности УлГУ

Рис. 2. Динамика численности контингента УлГУ (2012-2016 уч. годы)

Численность среднегодового контингента ФГБОУ ВО «УлГУ» (2012-2016 уч. годы) [19]

Контингент 2012 2013 2014 2015 2016

Всего 14703 12993 11976 11418 10716

Специалитет 10889 5404 3811 2479 1621

Бакалавриат 3692 7425 7904 8599 8653

Магистратура 122 164 261 340 442

В т.ч. по формам обучения

Очная

Всего 9090 8507 8039 7365 7139

Специалитет 6797 3097 2625 1231 1197

Бакалавриат 2171 5246 4153 5794 5523

Магистратура 122 164 261 340 419

Заочная

Всего 5613 4486 3937 4053 3577

Специалитет 3092 2307 1186 1248 424

Бакалавриат 2521 2179 3751 2805 3130

Магистратура - - - - 23

Рис. 3. Показатели деятельности УлГУ

вполне удовлетворяют требованиям Минобрнауки России. По данным проведенного анализа следует, что вуз относится к группе эффективных при достижении пороговых значений по любым трем и более показателям из семи. Шесть показателей университета превышают пороговые значения.

Проведенное исследование показало, что в УлГУ достаточно развита вертикальная интеграционная. Так, например, вертикальная интеграция «вперед» характеризуется сотрудничеством УлГУ с кадровыми службами предприятий, организаций, учреждений, как коммерческих, так и бюджетных структур, в том числе центрами занятости города и области (в банке данных Центра СТВ - 500 предприятий и организаций); в УлГУ действуют факультеты последипломного образования и повышения квалификации. В формате профориентаци-онной работы администрация университета организует прохождение практик; проводит мониторинг рынка труда, что в целом содействует трудоустройству выпускников.

Вертикальная интеграция «назад» в условиях современных реалий имеет особое значение, поскольку ориентирована на обеспечение ресурсами. На сегодняшний день можно отметить, что в этом направлении в УлГУ реализуется ряд следующих мероприятий:

> созданы Молодежные финансово-экономическая, информационно-математическая академии, в которых заинтересованные школьники по данным направлениям имеют возможность более углубленно изучать отдельные дисциплины;

> функционируют узкоспециализированные классы более, чем в 10 школах г. Ульяновска, в том числе, лицей № 40 при УлГУ, вошедший в пилотную группу 20 школ России, апробирующих инновационные образовательные программы «Лига школ Роснано»; лицей № 11 и гимназия № 33, где в специализированных классах сделан акцент на более глубокое изучение химии и биологии; в школах № 6 и 38 проводится более углубленное изучение математики, информатики и иностранных языков. Реализация данных направлений способствует выбору профессии школьников, успешному поступлению абитуриентов и затем более углубленному обучению в соответствующих направлениях;

> в составе УлГУ функционируют средние профессиональные учебные заведения, реализующие программы СПО: Автомеханический техникум, Медицинский колледж, Музыкальное училище им. Г.И. Шадриной, экономический колледж «Сокол». Выпускники данных учебных заведений ориентированы на дальнейшее обучение в УлГУ.

Очевидно, что выпускники средних и средне-профессиональных учебных заведений имеют широкие альтернативы при выборе учебного заведения, таким образом, профориентационная работа конкретного высшего учебного заведения позво-

ляет определить выбор дальнейшего обучения абитуриента и повысить уровень подготовки.

В системе высшего образования в формате проведения профориентационных мероприятий подобные виды интеграции способствуют привлечению абитуриентов на различные направления и уровни подготовки. Следует заметить, что интеграционные процессы являются неотъемлемым инструментом управления высшими учебными заведениями в настоящее время, но совершенно очевидно, что данный инструментарий должен совершенствоваться в дальнейшем.

В этом аспекте хотелось бы заметить, что для проведения профориентационных мероприятий необходима интегрированная среда, объединяющая как образовательные учреждения (среднеоб-разовательные, профессионально-образовательные, высшие), так и органы управления федерального, регионального, местного уровней, а также работодателей. По мнению Грабоздина Ю.П., особую актуальность приобретают связи высшей школы и бизнеса в вопросах создания профильных кафедр [5].

Практика показала, что интеграционные мероприятия, ориентированные на получение синерге-тического эффекта, всегда выгодны и целесообразны, поскольку согласуется широкий формат интересов, прежде всего, общественных. Эту точку зрения разделяют выдающиеся ученые в области управления Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., которое утверждают, что каждое подразделение должно решать отдельные задачи для достижения общей цели организации [13]. Однако интеграционные процессы развиваются в рыночной среде и, как отмечают Уорнер М., Витцель, безопасность операций для партнеров или сотрудников может зависеть от рискованных элементов [15]. В этой связи очевидно, что процесс интеграции может быть целесообразным при условии совершенствования законодательства в части повышения финансовой самостоятельности и стимулирования коммерческой активности университетов [14].

Заключение

Таким образом, современной системе высшего образования характерны интеграционные тенденции развития, которые соответствуют как государственной политике, так и интересам учебных заведений.

На основании вышеизложенного очевидно, что необходим отказ от традиционной системы административных приоритетов и переход к политике согласования интересов в открытом образовательном пространстве: органов власти, работодателей, образовательных учреждений, что в свою очередь позволит повысить уровень подготовки персонала, сбалансировать рынок труда, социализировать общество. Подобного рода преобразования нужно проводить с учетом научных закономерностей формирования интегрированных систем, специфики системы взаимосвязей и управления ими.

Поэтому при решении интеграционных процессов в системе высшего образования следует обратить внимание на возможность объединения усилий в плане создания интегрированного образовательного пространства, где все субъекты смогут взаимодействовать по разным взаимовыгодным направлениям, тем самым создавать благоприятные условия как для развития образовательной среды, уровня подготовки так и обеспечения социально-экономической безопасности государства. В этой связи необходимо отдать должное значение финансовому обеспечению, которое является неотъемлемым условием реализации реформирования и мы полностью поддерживаем высказывание Ткаченко А., о том, что будущий экономический рост полностью зависит от увеличения инвестиций в образование, доля федерального центра в которых должна быть повышена [12].

Благодарность

Пустынникова Е.В., автор данного материала, выражает глубокую благодарность редакционному совету журнала «Вестник Южно-Уральского государственного университета» за продвижение актуальной политики в области экономики и менеджмента. Опубликованные труды ученых обладают высокой оригинальностью и теоретическим приращением в науке, а возможность апробации научных взглядов позволяет совершенствовать практические аспекты управления в образовании.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3.

2. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь /А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

3. Галпин Т.Дж., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: пер. с англ. / Т.Дж. Галпин, М. Хэндон. - М., СПб., Киев: Вильямс, 2005. - 240 p.

4. Герштейн, Е. Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: Теория и практика развития: дис. ... д-ра экон. наук /Е.Ф. Герштейн. - Минск, 1993. - 353 с.

5. Грабоздин, Ю.П. Развитие потенциала высшей школы Самаркой области в сфере оказания управленческих консультационных услуг / Ю.П. Грабоздин // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 3. - С. 72.

6. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. М. АСТ, 2004. - 608 с.

7. Клейнер, Г.Б. Стратегии бизнеса: анали-

тический справочник / Г.Б. Клейнер. - М.: КОНСЭКО, 1998. - 443 с.

8. Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент: учебник: пер. с англ. / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон. - М.: Проспект, 2003. - 336 с.

9. Мескон, М. Основы менелжмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

10. Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: дис. ... д-а экон. наук/Е.В. Пустынникова. - Ульяновск, 2012. - 298 с.

11. Самуэльсон, П.А. Экономика: пер. с англ. / П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус. - М.: Вильямс, 2006. -1360 с.

12. Ткаченко, А. Концепция человеческого капитала и национальная стратегия развития / А. Ткаченко // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 5. - С. 85-96.

13. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов: пер. с англ. /А.А. Томпсон,

A.Дж. Стрикленд. - М.: Банки и биржи, 1998. -576 с.

14. Уманский И.М., Русановский В.А. Экономический ВУЗ как интегратор инновационных процессов в регионе // Известия Иркутской государственной экономической академии (электронный научный журнал). - 2010. - № 5. - С. 203-207.

15. Уорнер, М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке: пер. с англ. /М. Уорнер, М. Витцель. - М.: Добрая книга, 2005.

- 396 с.

16. Хакен, Г. Самоорганизующееся общество / Г. Хакен // Материалы Первой международной научно-практической конференции: международный симпозиум «Синергетика в решении проблем человечества ХХИ века». М.: Проспект, 2004. -Т. 3, ч. 1. - С. 27.

17. Цветков, В. Модернизация российской экономики: возможности и ограничения /

B. Цветков // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 11. - С. 8-15.

18. Черемисинова, В. Социально-экономическое положение муниципальных образований: роль публичной политики / В. Черемисинова // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 9.

- С. 67-76.

19. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р 32 : стат. сб. / Росстат. М., 2016.

Пустынникова Екатерина Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства, Ульяновский государственный университет (г. Ульяновск), [email protected]

Поступила в редакцию 6 июня 2017 г.

DOI: 10.14529/em170316

MODERN INTEGRATION TRENDS IN HIGHER EDUCATION

E.V. Pustynnikova

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation

The article examines the main integration trends in higher education system. In modern business environment, integration is widespread in organizations of different forms of incorporation and market position. Moreover, it is one of the most effective managerial approaches. At present, integration processes in the system of higher education are of top priority. Besides, they are considered to be one of the most effective transformation forms.

The results of scientific work in the field of management of integrated structures contributed to the methodological base of this research. The article presents the main integration trends in higher education system, introduces integration terminology and classification, and characterizes cause-and-effect relationships of integration processes. Following flexible and well-balanced principles, the integration is proved to adapt a three-level system of higher education to political, social and economic changes.

During analytical review of Ulyanovsk State University's activity it is found out that the university carries out various activities for its full and meaningful involvement in the Bologna process. First and foremost, internal system of education quality management, including external evaluation of university's activity, has been implemented. Secondly, Ulyanovsk State University is integrated into the All-Russia informational and educational space. Thirdly, research and education centers (RECs) have been developed in a format of interaction with scientific centers, Russian Academy of Sciences (RAS) and Russian Academy of Education (RAE). The results of analytical research of Ulyanovsk State University's activity revealed a tendency to decreasing the number of enrolled students.

The author's hypothesis is based on the fact that for sustainable development of the university and enhancing its competitive position on the education market, it is required to prioritize the development of vertical "forward" and "backward" integration. The "forward" integration is aimed at sustainable interaction with labor market, whereas the "backward" integration implies for cooperation with secondary and secondary professional educational institutions. According to the author, integration processes in the system of higher education will have a positive impact on the development of both educational and social and economic systems.

Keywords: integration processes, three-level system of higher education, education market, vertical "forward" and "backward" integration, synergy, social and economic development of society.

References

1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii» [Federal Education Act]. 29.12.2012 no. 273-FZ.

2. Borisov A.B. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [Dictionary of Economics]. Moscow, Knizhnyy mir Publ., 2003. 895 p.

3. Galpin T.J., Herndon M. Polnoe rukovodstvopo sliyaniyam i pogloshcheniyam kompaniy: metody i protsedury integratsii na vsekh urovnyakh organizatsionnoy ierarkhii [The Complete Guide to Mergers and Acquisitions. Process Tools to Support M&A Integration at Every Level]. Transl. from Engl. Moscow; St Petersburg, Kiev, 2005. 240 p.

4. Gershteyn E.F. Differentsiatsiya i integratsiya v promyshlennosti: Teoriya i praktika razvitiya [Differentiation and Integration in Industry: Theory and Practice of Development: dis. doc. of econ. sci.]. Minsk, 1993. 353 p.

5. Gromozdin Yu.P. [The Development potential of higher education in Samara region in the provision of management consulting services]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal "Innovatsionnaya nauka" [International scientific journal "Innovative science"], 2017, no. 5, pp. 85-96. (in Russ.)

6. Galbraith J.K. Novoe industrial'noe obshchestvo [The new industrial state]. Translated from English. Moscow, 2004. 608 p.

7. Kleyner G.B. Strategii biznesa: analiticheskiy spravochnik [Business Strategies: Reference Book], Moscow, 1998. 443 p.

8. Campell D., Stonehouse G., Houston B. Strategicheskiy menedzhment [Business Strategy: An Introduction: a textbook]. Translated from English. Moscow, 2003. 336 p.

9. Mescon M.H., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Translated from English. Moscow, 1997. 704 p.

10. Pustynnikova E.V. Protsessy effektivnogo upravleniya korporativnymi strukturami v ekonomicheskikh klasterakh: na primere Ul'yanovskoy oblasti [Effective Corporation Management in Economic Clusters: Ulyanovsk Region Case Study]. Dis. doc. of econ. sci.]. Ulyanovsk, 2012. 298 p.

11. Samuelson P., Nordhaus W. Ekonomika [Economics]. Moscow, 2006. 1360 p.

12. Tkachenko A. [Concept of human capital and national development strategy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Theoretical and practical aspects of management], 2017, no. 5, pp. 85-96. (in Russ.)

13. Thompson A.A., Strikland A.J. Strategicheskiy menedzhment. Iskusstvo razrabotki i realizatsii strategiy [Strategic Management: Concepts and Cases]. Translated from English. Moscow, 1998. 576 p.

14. Umanskiy I.M., Rusanovskiy V.A. [Economics high educational establishment as an integrator of regional innovation-driven processes]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (elektronnyy nauchnyy zhurnal), 2010, no. 5, pp. 203-207. (in Russ.)

15. Warner M., Witzel M. Virtual'nye organizatsii. Novye formy vedeniya biznesa v XXI veke [Managing in Virtual Organizations]. Translated from English. Moscow, 2005. 396 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Khaken G. [Self-regulating society]. Materialy Pervoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Mezhdunarodnyy simpozium "Sinergetika v reshenii problem chelovechestva XXI veka" [Proceedings of the 1st International research-to-practice conference International Symposium "Synergetics in solving problems of mankind in the 21st century"]. Vol. III. Part 1. Moscow, 2004, p. 27. (in Russ.)

17. Tsvetkov V. [Modernization of the Russian economy: opportunities and limitations]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Theoretical and practical aspects of management], 2011, no. 11, pp. 8-15. (in Russ.)

18. Cheremisinova V. [The socioeconomic status of municipal entities: the role of public policy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Theoretical and practical aspects of management], 2011, no. 9, pp. 67-76. (in Russ.)

19. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: R 32 [Regions of Russia. Social-economic indices. 2011: R 32]. Мoscow, 2016.

EkaterinaV. Pustynnikova, Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Economics and Production Organization, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk), [email protected]

Received 6 June 2Ül7

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Пустынникова, Е.В. Современные тенденции интеграционных процессов в системе высшего образования / Е.В. Пустынникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2017. - Т. 11, № 3. -С. 116-125. DOI: 10.14529/em170316

Pustynnikova E.V. Modern Integration Trends in Higher Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2017, vol. 11, no. 3, pp. 116-125. (in Russ.). DOI: 10.14529/em170316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.