Научная статья на тему 'Модель системы диагностики рыночной устойчивости вуза'

Модель системы диагностики рыночной устойчивости вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РЫНОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МОДЕЛЬ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / MARKET STABILITY / BALANCED SYSTEM OF INDICATORS / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мингачева Л.Р.

В работе рассмотрена модель системы диагностики рыночной устойчивости высшего учебного заведения, построенная на основе сбалансированной системы показателей (ССП), которая включает в себя следующие перспективы – «Потенциал», «Бизнес-процессы», «Финансы», «Заинтересованные стороны (стейкхолдеры)». В структуру модели входят цель и задачи диагностики, ее методологические принципы, требования к процессу диагностики, концепция диагностики. Концепция системы диагностики предполагает конструирование двух полярных состояний вузовской системы – целевого и порогового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DIAGNOSTIC SYSTEM OF MARKET STABILITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the model of diagnostic system of market stability of the higher educational institution, constructed on the basis of the balanced scorecard (BSС) which includes the following prospects – «Potential», «Business processes», «Finance», «Concerned parties (stakeholders)» is considered. The structure of model includes the purpose and diagnostics tasks, its methodological principles, requirements to diagnostics process, diagnostics concept. The system concept of diagnostics assumes designing of two polar conditions of high school system – target and threshold.

Текст научной работы на тему «Модель системы диагностики рыночной устойчивости вуза»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 631.152

Л.Р. Мингачева

проректор по экономике и финансам, ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет»

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВУЗА

Аннотация. В работе рассмотрена модель системы диагностики рыночной устойчивости высшего учебного заведения, построенная на основе сбалансированной системы показателей (ССП), которая включает в себя следующие перспективы - «Потенциал», «Бизнес-процессы», «Финансы», «Заинтересованные стороны (стейкхолдеры)». В структуру модели входят цель и задачи диагностики, ее методологические принципы, требования к процессу диагностики, концепция диагностики. Концепция системы диагностики предполагает конструирование двух полярных состояний вузовской системы -целевого и порогового.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, рыночная устойчивость, сбалансированная система показателей, модель.

L.R. Mingacheva, Ulyanovsk State University

MODEL OF DIAGNOSTIC SYSTEM OF MARKET STABILITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. In article the model of diagnostic system of market stability of the higher educational institution, constructed on the basis of the balanced scorecard (BSQ which includes the following prospects - «Poten-tial», «Business processes», «Finance», «Concerned parties (stakeholders)» is considered. The structure of model includes the purpose and diagnostics tasks, its methodological principles, requirements to diagnostics process, diagnostics concept. The system concept of diagnostics assumes designing of two polar conditions of high school system - target and threshold.

Keywords: higher educational institution, market stability, balanced system of indicators, model.

Снижение спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования в условиях демографического спада на фоне роста предложения государственного и негосударственного секторов рынка образовательных услуг, несовершенство правового обеспечения данного рынка, влияние различных макроэкономических и политических факторов выдвинули на первый план проблему обеспечения рыночной устойчивости вуза [1].

Под рыночной устойчивостью высшего учебного заведения нами понимается его способность к обеспечиваемой инновационным потенциалом адаптации путем перестройки внутренних бизнес-процессов для нейтрализации влияния внешних и внутренних дестабилизирующих факторов с целью сохранения рыночной позиции вуза и возможности осуществления эффективной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Нам представляется плодотворной идея использовать для диагностики рыночной устойчивости высшего учебного заведения сбалансированную систему показателей (ССП) [2]. В настоящее время ССП нашла применение в высшей школе. При этом разработчики ССП для вузов предлагают различные варианты адаптации к специфике высшего профессионального образования.

№ 2 (18) - 2013

41

Проблемы экономики и менеджмента

Анализ известных подходов к построению сбалансированной системы показателей в высшем учебном заведении, изучение их достоинств и недостатков позволил нам предложить свой вариант структуры перспектив ССП: «Потенциал» - «Бизнеспроцессы» - «Финансы» - «Заинтересованные стороны (стейкхолдеры)».

Перспектива «Потенциал» отражает совокупность ресурсов, средств и инструментов, материальных и нематериальных активов, которыми располагает высшее учебное заведение.

Перспектива «Бизнес-процессы» объединяет основные процессы вуза, которые трансформируют нематериальные активы в финансовые результаты: процессы в области образовательной деятельности; процессы в области научно-исследовательской деятельности; процессы в сфере инноваций.

Стратегическими целями перспективы «Финансы» являются:

• повышение потребительской ценности образовательных, научно-

исследовательских и консалтинговых услуг;

• увеличение объема доходов от образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;

• оптимизация издержек и повышение эффективности использования активов.

Проекция «Заинтересованные стороны» объединяет основные группы субъектов

рынка (стейкхолдеров), с которыми вуз вступает в ресурсный обмен, и интересы которых в этой связи должен учитывать. В работах К.С. Солодухина и Е.М. Белого [3, 4] выделено 6 групп заинтересованных сторон, с которыми вуз вступает в ресурсный обмен, на чью деятельность вуз оказывает непосредственное воздействие и которые влияют на функционирование вуза:

1. «Государство» - государственные и региональные органы власти, государственные институты.

2. «Общество» - потребители культурных ценностей, экологические организации, фонды-грантодатели, средства массовой информации, гражданское общество в целом.

3. «Внешние партнеры» - школы, учреждения начального и среднего профессионального образования, профессиональные сообщества (профессиональных бухгалтеров, аудиторов, оценщиков, актуариев, архитекторов и др.), инфраструктурные партнеры (издательства учебной и методической литературы, производители учебного оборудования, разработчики специализированного программного обеспечения).

4. «Бизнес-сообщество» - как работодатели для выпускников вуза, как потребители образовательных услуг для своего персонала, как потребители научнотехнических и консалтинговых услуг.

5. «Клиенты» - студенты, слушатели, другие потребители образовательных и необразовательных услуг.

6. «Сотрудники» - профессорско-преподавательский состав, административноуправленческий и вспомогательный персонал, другие сотрудники вуза.

В соответствии со структурой перспектив сбалансированной системы показате-

42

№ 2 (18) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

лей вуза можно выстроить структуру составляющих его устойчивости (рис. 1).

Рисунок 1- Структура рыночной устойчивости вуза

Диагностика рыночной устойчивости высшего учебного заведения направлена на определение устойчивости объекта диагностирования, причин изменения устойчивости в условиях возмущающих воздействий внешней и внутренней среды.

Нам представляется, что диагностику рыночной устойчивости высшего учебного заведения следует рассматривать как один из инструментов стратегического управления вузом на основе системы диагностических показателей, позволяющий выявить нарушения функционирования вуза, установить причины этих нарушений, приводящие к неэффективному стратегическому поведению на рынке, предоставить необходимую аналитическую информацию для формирования восстановительных мероприятий.

К актуальным проблемам внедрения и использования диагностики в системе обеспечения рыночной устойчивости высшего учебного заведения следует отнести построение модели системы диагностики рыночной устойчивости вуза.

Для диагностики рыночной устойчивости вуза, как и для любой процедуры диагностики необходимо сформулировать цель, для которой проводится диагностика, определить ее основные задачи, выработать методологические принципы, которые определяют процедурную сторону анализа, формализовать требования к процессу диагностики, концептуально описать процедуру диагностики. Таким образом, модель системы диагностики включает (рис. 2):

• цель и задачи диагностики;

• методологические принципы диагностики;

• требования к процессу диагностики;

• концепцию диагностики рыночной устойчивости вуза.

№ 2 (18) - 2013

43

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 2 - Структура модели системы диагностики рыночной устойчивости вуза

Цель процесса диагностики можно определить как оценку степени устойчивости функционирования высшего учебного заведения в конкурентной рыночной среде. Для реализации этой цели необходимо решить комплекс следующих основных задач:

• определение отклонений от нормального функционирования объекта исследования;

• выявление причин указанных отклонений;

• индикация о критических состояниях объекта исследования;

• идентификация причин и факторов, вызвавших критическое состояние;

• подготовка информации для принятия управленческих решений по обеспечению рыночной устойчивости вуза.

В основе разработки любой концепции всегда лежит ряд методологических принципов, определяющих общие требования к содержанию, структуре и способу организации процедуры исследования. Применительно к диагностике рыночной устойчивости вуза такими принципами, по нашему мнению, являются:

• принцип системности;

• принцип комплексности;

• принцип непрерывности;

• принцип адаптивности;

• принцип иерархичности.

Остановимся кратко на каждом из перечисленных принципов.

1. Принцип системности. Системность при исследовании и разработке методологии диагностики рыночной устойчивости предполагает рассмотрение целостного режима функционирования и развития организации. Принцип системности выражается в необходимости представления организации как целостной системы, которая состоит из

44

№ 2 (18) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга субъектов, а также является частью более крупной системы .

2. Принцип комплексности. Комплексность при диагностике рыночной устойчивости вуза, основанной на сбалансированной системе показателей, предусматривает оценку всех составляющих устойчивости, соответствующих всем выбранным перспективам ССП. При этом сформированная система диагностических показателей должна отражать все основные виды деятельности высшего учебного заведения - образовательную, научно-исследовательскую, инновационную.

3. Принцип непрерывности. Высшее учебное заведение функционирует в динамичных внешней и внутренней средах. В таких условиях дискретные оценки рыночной устойчивости не обеспечивают вузовский менеджмент необходимой оперативной информацией о состоянии анализируемого объекта, об отклонениях от нормального режима функционирования, о возникновении критических ситуаций. Система диагностики должна обеспечивать непрерывный мониторинг выбранных показателей, что позволит оперативно решать возникающие управленческие задачи.

4. Принцип адаптивности. Адаптивность предполагает возможность изменения состава диагностических показателей, содержания процедур и структуры алгоритмов диагностики в соответствии с изменениями внешней среды. Актуальность данного принципа обусловлена тем, что каждый этап жизненного цикла высшего учебного заведения характеризуется своим «набором» факторов внешней и внутренней среды и своим составом требований к устойчивому развитию со стороны ведущих стейкхолдеров.

5. Принцип иерархичности. Каждая составляющая рыночной устойчивости соответствует определенной перспективе сбалансированной системы показателей. Это обуславливает иерархичность составляющих устойчивости. Другими словами, производственная устойчивость обеспечивается лишь при наличии ресурсной устойчивости; в свою очередь, говорить о финансовой устойчивости имеет смысл, когда присутствует устойчивость более низкого уровня - производственная и т.д.

Требования к процессу диагностики логически взаимосвязаны, представляют определенную иерархию и включают в себя:

• требования к совокупности диагностических показателей;

• требования к исходной информации;

• требования к системе диагностики;

• требования к результатам диагностики.

Предлагаемая в настоящей работе концепция диагностики рыночной устойчивости вуза основывается на конструировании двух полярных состояний системы: одно состояние (назовем его «целевым») соответствует наивысшей устойчивости функционирования вуза; предполагается, что в этом состоянии все диагностические показатели достигают своих целевых значений. Второе состояние, которое мы называем «пороговым», соответствует ситуации перехода вуза в критический режим функционирования; предполагается, что критический режим имеет место, если хотя бы один из диагности-

№ 2 (18) - 2013

45

Проблемы экономики и менеджмента

ческих показателей не достигает порогового значения. Оценка проводится последовательно для всех перспектив в сбалансированной системе показателей и соответственно для всех составляющих рыночной устойчивости. Промежуточные состояния между двумя полярными характерны для относительной устойчивости вуза.

Для реализации предложенной модели диагностики необходимо сформировать совокупности диагностических совокупностей диагностических показателей для каждой из перспектив ССП.

Список литературы:

1. Белый Е.М. Обеспечение рыночной устойчивости высшего учебного заведения / Е.М. Белый // Современные проблемы науки и образования.- 2012. - № 2. - URL: www.science-education.ru/102-6045 (дата обращения: 19.01.2013).

2. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Каплан Р.С., Нортон Д.П. - М.: Олимп, 2003. - 320 с.

3. Солодухин К.С. Проблемы применения теории заинтересованных сторон в стратегическом управлении организацией / К.С. Солодухин // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 4. - С. 152-156.

4. Белый Е.М. Концепция конкурентоспособности вуза на основе теории заинтересованных сторон / Е.М. Белый, М.П. Беспалова, И.Б. Романова // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 9-12.

List of references:

1. Belyi E.M. Maintenance of market stability of higher educational institution / E.M. Belyi // Modern problems of science and education. - 2012. - № 2. - URL: www.science-education.ru /102-6045 (address date: 19.01.2013).

2. Kaplan R.S. Balanced system of indicators. From strategy to the action: lane with English / Kaplan R. S., Norton D.P. - Moscow: Olympe publishing house, 2003. - 320 p.

3. Solodukhin K.S. Problems of application of the theory of interested parties in strategic management of organization / K.S. Solodukhin // Problems of modern economy. - 2007. - № 4. - P. 152-156.

4. Belyi E.M. Concept of competitiveness of higher education institution on the basis of the theory of interested parties / E.M. Belyi, M.P. Bespalova, I.B. Romanova // Integration of education. - 2011. - № 1. - P. 9-12.

46

№ 2 (18) - 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.