Научная статья на тему 'Продовольствие как часть национальной безопасности в xxi веке: новые решения старых проблем'

Продовольствие как часть национальной безопасности в xxi веке: новые решения старых проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
FOOD AND AGRICULTURE ORGANIZATION OF THE UNITED NATIONS (FAO) / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН (ФАО) / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЦИОНА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС / "ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / FOOD SECURITY / INTENSIFICATION / MALNUTRITION / FOOD CRISIS / GREEN REVOLUTION / AGRICULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунаева Юлия Генриховна

Цель. В данной работе автор раскрывает понятие продовольственной безопасности, определяет различные аспекты и масштабы проблемы в современном мире и анализирует положительные и отрицательные результаты деятельности российского аграрно-промышленного комплекса. Метод или методология проведения работы. Продовольственная безопасность современного мира, по анализу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) [1], является критической. Рыночная экономика увеличила географию голода проблемным регионом сейчас является не только Африка, но и постсоветское пространство. Экологические риски расширяют масштабы продовольственной проблемы. Генеральный директор ФАО призвал организовать в мире суточную голодовку под девизом «Единство в борьбе с голодом» [2]. Результаты. Россия имеет большой опыт в преодолении продовольственного кризиса примером могут служить аграрные реформы 60-х и 80-х годов ХХ века. Вместе с тем мы знаем и неудачи в 90-е годы ХХ века, которые привели к длительному системному кризису агроэкономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food in terms of national security in XXI century: new solutions of traditional problems

Purpose. In this work the author defines the food security notion, reveals the aspects and the scale of the problem in the modern world. Furthermore, the research provides an asses-sment of the Russian agricultural sector, reveals its positive effects and detrimental impact. Methodology. According to the analysis made by the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) food security of the modern world is one of the most concerning global issues. The market economy has increased the geography of hunger. Hence, the problem region includes not only Africa but also the Post-Soviet states. Ecological risks extend the scale of the food security problem. The FAO Director General called for a world 24-hour hunger strike under the motto «Unity in the struggle against hunger «. Results. The Russian Federation has experience in overcoming the food crisis with a good example of the agrarian reforms in the1960s-1980s. At the same time one should mention fai-lures of the 1990s which led to a systemic crisis of the Russian agrarian economy.

Текст научной работы на тему «Продовольствие как часть национальной безопасности в xxi веке: новые решения старых проблем»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-23 УДК 327.8

продовольствие как часть национальной безопасности в xxi веке: новые решения старых проблем

дунаева Ю.Г.

цель. В данной работе автор раскрывает понятие продовольственной безопасности, определяет различные аспекты и масштабы проблемы в современном мире и анализирует положительные и отрицательные результаты деятельности российского аграрно-промышленного комплекса.

метод или методология проведения работы. Продовольственная безопасность современного мира, по анализу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) [1], является критической. Рыночная экономика увеличила географию голода - проблемным регионом сейчас является не только Африка, но и постсоветское пространство. Экологические риски расширяют масштабы продовольственной проблемы. Генеральный директор ФАО призвал организовать в мире суточную голодовку под девизом «Единство в борьбе с голодом» [2].

результаты. Россия имеет большой опыт в преодолении продовольственного кризиса - примером могут служить аграрные реформы 60-х и 80-х годов ХХ века. Вместе с тем мы знаем и неудачи в 90-е годы ХХ века, которые привели к длительному системному кризису агроэкономики России.

ключевые слова: продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО); продовольственная безопасность; интенсификация; несбалансированность рациона; продовольственный кризис; «зеленая революция», сельскохозяйственный потенциал.

food in terms of national security in xxi century: new solutions of traditional problems

Dunaeva Ju.G.

purpose. In this work the author defines the food security notion, reveals the aspects and the scale of the problem in the modern world. Furthermore, the research provides an asses-

sment of the Russian agricultural sector, reveals its positive effects and detrimental impact.

Methodology. According to the analysis made by the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) food security of the modern world is one of the most concerning global issues. The market economy has increased the geography of hunger. Hence, the problem region includes not only Africa but also the Post-Soviet states. Ecological risks extend the scale of the food security problem. The FAO Director General calledfor a world 24-hour hunger strike under the motto «Unity in the struggle against hunger «.

Results. The Russian Federation has experience in overcoming the food crisis with a good example of the agrarian reforms in the1960s-1980s. At the same time one should mention failures of the 1990s which led to a systemic crisis of the Russian agrarian economy.

Keywords: Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO); food security; intensification; malnutrition; food crisis; Green Revolution; agricultural potential.

введение

Стратегическая цель России - стать современной экономически сильной и политически влиятельной державой. Продовольственная безопасность является важной составной частью национальной безопасности государства [1]. «Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности», принятая ФАО на Всемирной встрече по проблемам продовольствия в 1996 году [3], провозгласила право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания. Международная ситуация вызывает серьезное беспокойство: в 2009 году число голодающих в мире превысило 1,2 млрд. человек, от голода погибает более 10 млн. человек в год и 10 человек каждую минуту [3]. ФАО выступила с призывом о создании национальных доктрин продовольственной безопасности [3], в 2010 году появилась Доктрина продовольственной безопасности России [4]. Продовольственная безопасность характеризуется физической, экономической доступностью продовольствия, а также включает надежность и независимость национальной продовольственной системы, анализ которой стал целью данного исследования.

обзор литературы

Данная работа анализирует мировой опыт решения продовольственной проблемы на основе международных документов и стратегий [1-3], оценивает результативность советской сельхозреформы 60-х годов ХХ века [7, 8], Продовольственной программы 80-х годов [5] и возможности российского аграрно-промышленного комплекса, основанные на национальных

проектах «Стратегия реформ...» и «Развитие АПК» [10, 11]. Осмысление аграрного пути России проводится на основе отечественных [12], зарубежных исследований [8, 14], а также кандидатских и докторских [13] диссертаций по аграрной тематике.

Постановка задачи

Продовольственная проблема разделяет государства на следующие группы: основные экспортеры продуктов питания (США, Канада, Австралия, ЮАР); государства с дефицитом продуктов (Япония, Индия, Китай, страны Южной Америки) и кризисные государства (Африка южнее Сахары, Гаити, Непал, Сальвадор) [3]. Мы видим, что главной причиной нехватки продовольствия является уровень развития политической и социально-экономической системы государства, а не дефицит ресурсов в стране. Причинами продовольственного кризиса в России также не является дефицит ресурсов, поскольку природные условия нашей страны очень богатые. У россиян самая высокая в мире обеспеченность землей - по 11,4 гектара на каждого, из которых 1,1 гектара сельхозземель (Китай имеет только по 6 соток на одного жителя) [4]. Другим важным преимуществом России является потепление климата. Если треть населения земли, живущей в береговой зоне, пострадает из-за затопления территорий, то урожайность в Сибири в результате потепления повысится в 1,3-1,5 раза. Поскольку влияние объективных факторов на результаты развития сельского хозяйства России не являются главными, целесообразно сосредоточить исследовательский интерес на субъективных факторах, а именно стратегии и тактике руководства страны по решению продовольственной проблемы.

описание исследования

В отечественной науке термин «продовольственная безопасность» появился в эпоху М.С. Горбачева [5], а в 90-е годы ХХ века, после всестороннего исследования вопроса Нобелевским лауреатом по экономике за 1998 год профессором Кембриджского университета Амартья Сеном, термин стал широко использоваться при характеристике международных позиций страны [6]. Современный российский агропромышленный комплекс характеризуется системным кризисом, главным недостатком которого является импортозависимость. Рыночные механизмы в сельском хозяйстве формируют не столько конкуренцию, сколько теневую экономику, село деградирует, сельхозпредприятия разрушены, аграрии переезжают в город.

Решение аграрного вопроса России во второй половине ХХ-ХХ1 веке прошло несколько этапов, каждый из которых отражает специфику господствующего политического курса. Реформы 60-х и 80-х годов ХХ века проводились исключительно государством при жестком го-

сударственном управлении и планировании. СССР достиг международной физиологической нормы продуктов в 3200-3400 килокалорий к 1990 году, а по среднедушевому потреблению занял 7 место в мире [4]. Аграрные реформы 90-х годов ХХ века сделали ставку на индивидуальное предпринимательство, впервые допустив аренду государственной земли [9]. Реформаторы видели причину продовольственного дефицита только в общественном производстве, не разобравшись в теории аграрного наследия. Но государственное регулирование аграрной экономики предлагали Жан-Жак Руссо и другие видные мыслители Запада, а в России -Л. Толстой, А. Энгельгардт, А. Чаянов, Н. Кондратьев. Общественная собственность на землю, леса, воды и недра наиболее полно выражает цивилизованный менталитет россиян. Эффект аграрного сектора достигается не столько формой собственности, сколько мудрой социально-экономической политикой, поэтому в XXI веке преодоление кризиса в сельском хозяйстве вновь становится государственной заботой.

Проанализируем более подробно особенности, методы и результаты каждого из периодов аграрной истории России. Советский опыт реформирования сельского хозяйства в 60-е годы ХХ века был частью экономической реформы А.Н. Косыгина, нацеленной на интенсификацию, комплексную автоматизацию и механизацию производства. Реформа 1965 года [7] включала переход к крупным советским хозяйствам и сокращение индивидуальных земельных участков, семейного скота и птицы. Высокий уровень государственного регулирования аграрного сектора, юридическая национализация земли и экономическая монополия государства - отличительные черты советского строя. Свободного рынка ресурсов не существовало, а тракторы, сельхозтехнику, удобрения, строительные материалы совхозы получали централизованно. Государство занималось и распределением сельхозпродукции: система государственных закупок действовала по установленным ценам. В 1960-е годы государство ввело в колхозах гарантированную заработную плату, что было большим социальным достижением. Мелиорация, химизация земледелия, создание агропромышленных комплексов и социальные программы на селе отражали самые современные для середины ХХ века тенденции мировой экономики и создавали продовольственную независимость страны [4]. При росте населения с 1965 по 1990 годы на 22 млн.человек производство сельского хозяйства поднялось на 33,4%, а в 19661970 гг. инвестиции в сельское хозяйство, по сравнению с пятилеткой 1961-1965 годов, выросли на 62 % [8].

В середине 1960-х годов в качестве экономического регулятора ввели прибыль, позднее договорные цены, в 80-е годы - семейный и арендный подряд, арендное фермерство [7; 5]. Но совершенствование механизма АПК рыночными методами невозможно при плановой экономи-

ке: советское хозяйство к 80-м годам ХХ века стало отставать от мирового, что было особенно заметно на фоне «зеленой революции» в странах «третьего мира». Другим важным моментом была интенсификация: эффективность в 60-70-е годы исчерпалась в 80-е и привела к экологическому конфликту в 90-е [8]. Плодородие почв сократилась, биоразнообразие уменьшилось, а вырубка лесов стала бесконтрольной. Во избежание глобальных экологических катастроф необходим поиск новых методов аграрного роста, обеспечивающих устойчивое развитие. Но советская эпоха характеризовалась покорением, а не бережным отношением к природе, что и привело к кризису сельского хозяйства. Растущий спрос населения на продукты создавал перебои, очереди, дефицит. Государство, сохраняя низкие цены на питание, к 1989 году тратило на продовольствие треть, а в розничной торговле - до 80% дотаций [8, с. 112] .К концу 1980-х годов доля субсидий на поддержку продуктовых розничных цен составляла 10-12 % ВВП [8, с. 8]. Именно низкий уровень управления и организации агропроизводства стали причинами катастрофы российской аграрной экономики.

Радикальная аграрная реформа России начала 1990-х годов, сформулированная в «Стратегии реформ.» и 42 федеральных законах [9], заменила государственную экономику рыночной. «Стратегию реформ.» разработал для России Международный валютный фонд (МВФ) в соответствии с аграрно-правовыми теориями для стран третьего мира. Суть реформы заключалась в отказе от централизованного планирования и управления, ставке на частника, либерализации цен, прекращении инвестиций в социальную сферу. В период, когда весь цивилизованный мир перешел к регулируемому рынку, у нас в стране утверждалась свободная рыночная стихия. Конституция 1993 года провозгласила частную собственность на землю, земля стала объектом купли-продажи, залога и сделок. Новые законы о земле, изданные в 90-е годы ХХ века [9], позволили сельским предпринимателям любые сделки с землей, реинвестирование прибыли и привлечение внешних инвестиций.

ФАО разработала индекс продовольственной безопасности, который включает физическую, экономическую доступность продуктов и их качество [1]. Физическая доступность зависит от государственных вложений в аграрный сектор, поскольку в современном мире основная часть продуктов создается в сферах переработки, упаковки, хранения и транспортировки, поэтому лидерами продуктового снабжения являются не аграрные, а индустриальные государства. Российская аграрная политика главным принципом провозгласила стихию рынка, а роль государства свела к минимуму. Главным звеном аграрного сектора должна была стать семейная ферма, но лишь 15% крестьян или 300 тысяч семей вышли из колхозов, остальные сельские жители остались наемными работниками [12]. Дробление сельхозугодий характерно для до-

индустриальной эпохи и африканских, латиноамериканских и других развивающихся стран, в постиндустриальном обществе деление земли является ошибкой. Государство не создало для фермеров институциональную среду, в которой они могли бы получить подготовку, кредиты, поддержку и справиться с рисками, поэтому лозунг «Фермер накормит страну» провалился.

Экономическая доступность продуктов также не была достигнута: сделав ставку на импорт, Россия получила некачественные продукты по дорогим ценам, не имеющие спроса в самих государствах-производителях. Современная эпоха диктует новые формы импорта -производство на арендованных землях, например, Китая - в Африке и Таджикистане, стран Персидского залива - на Украине. А наша страна просто тратила валюту на простые закупки второсортного продовольствия [12]. Экономическая доступность продуктов связана с уровнем бедности, программами социальной помощи, справедливого распределения доходов - российское государство полностью ушло от решения этих вопросов в 90-е годы ХХ века. К 1995 году валовая продукция сельского хозяйства по сравнению с производством 1986-1990 гг. уменьшилась на 35%, а 88% аграрных предприятий стали нерентабельными и неплатежеспособными [12]. Реформа сократила роль государства в развитии сельской экономики, уменьшила госзза-каз и отменила госзакупку. Результатом такой непродуманной политики стали кризис, голод, потеря профессионализма аграриев, импортная зависимость страны.

По современным международным нормам, угроза национальной продовольственной безопасности наступает при импорте более 30% продовольствия. США импортируют 17-19%, СССР импортировал 14-16%, а Россия в 1995 году импортировала 54% продовольствия, при этом брала кредиты на его оплату[13]. «Шоковая терапия» отбросила Россию, занимавшую 7-е место в мире по продуктам на душу населения, на 71 место, уменьшив зерна - до 69%, мяса -до 51%, молока - до 59%, яиц и масла - на 30-40% [12]. В 1998 гг. свыше половины продуктов питания (включая чай, алкоголь, табак) стали закупать за рубежом, а потребление продовольствия в сутки в 1995 году составило 2347 ккал - уровень недоедания, по классификации ФАО [1]. Реформа не повысила эффективность сельского труда, не улучшила условия жизни населения, не обеспечила рационального использования почв, привела лишь к системному кризису аграрного строя России. В результате мы получили заброшенные земли и маргинализацию аграриев. В середине голодных 90-х годов эйфорию рынка сменил аграрный протекционизм: Россия ввела минимальные цены, импортные тарифы и квоты, экспортные субсидии, создала Агентство по регулированию аграрного рынка. Но сельское хозяйство России к этому времени было уже разрушено.

Ошибки аграрного курса в 90-е годы ХХ века создали негативную ситуацию в продовольственном вопросе в нулевые. Отечественные продукты составляют сейчас в ежедневном рационе человека только 1100-1200 ккал [4], что позволяет Западу угрожать нам санкциями и перспективой голода.

По мнению ФАО, государства должны рассматривать свою продовольственную политику в XXI веке как часть национальной безопасности [1]. Мировые тенденции развития сельскохозяйственного производства заключаются в социализации и максимальном выведении земли из сферы рынка. В силу природных условий в аграрной сфере наиболее замедленный оборот капитала - один раз в 1-2 года, вместо 50-60 раз в год в сфере торговли, что делает сельскую экономику неконкурентоспособной. Опыт США и Евросоюза показывает, что продовольственный рынок всегда жестко регламентирован. Только на обеспечение контроля качества США выделяют в два раза больше денег, чем в России на всю поддержку села. Уже к 80-м годам ХХ века 30% фермерского дохода в США составляли различные правительственные дотации [14]. Государство выдавало бедным бесплатные продовольственные талоны, стимулируя продовольственный спрос. По материалам Департамента земледелия США, в перспективе планируется концентрировать 85% сельхозпродукции в 55-60 тысячах крупных аграрных предприятиях [14]. Гарантированные цены на фермерскую продукцию в развитых странах регулируют структуру и объемы питания, не затрагивая основ рынка. Евросоюз, благодаря субсидированию фермеров, добился самообеспеченности зерновыми к началу 80-х годов ХХ века: продовольственная самообеспеченность Италии составила 79%, ФРГ - 93% [14]. Частная собственность заменяется арендой, продажа земли - продажей права пользования землей и другими подобными элементами социализации. Япония проводит политику жестких ограничений на импорт, Закон Японии 1942 года о продовольственном контроле регулирует цены на рис, ячмень, пшеницу, в результате малоземельная страна достигла 50% самообеспечения продуктами [14]. Бюджетные ассигнования сельского хозяйства являются важнейшим элементом государственного регулирования в развитых странах мира.

Продовольственная проблема России находится в процессе решения. В XXI веке у нас подготовлена правовая база - приняты земельный, водный и лесной кодексы, законы о защите экономических и социальных интересов тружеников села [10]. В 2006 году специальный Национальный проект «Развитие АПК» [11] впервые выделил аграрный сектор среди приоритетов развития страны. В Национальном проекте три главных направления: животноводство, малый бизнес и доступное жилье для сельской молодежи. Успешно реализуются программы поддержки сезонного кредита, госзакупки АПК, строительство портовых терминалов и ско-

тобоен. С 2000 года начались закупочные интервенции государства, в сезон 2008/2009 года государство приобрело 8 млн тонн зерна, что сопоставимо с российским зерновым экспортом и превышает 15% рынка [12]. В 2001 году ввели единый сельскохозяйственный налог, который зависит от кадастровой стоимости земли - такая система существует еще только на Украине и в Белоруссии. Производство в пищевой промышленности в целом растет успешно: по уровню растительного масла и сахара Россия превзошла советский уровень, по колбасе, макаронам, маргарину почти восстановила предреформенный уровень. Россия вполне обеспечивает себя молочной продукцией, овощами и картофелем, мясом птицы и свининой [4]. В 2006 году принят Закон «О развитии сельского хозяйства», который вместо ежегодного финансирования ввел Государственные программы на пять лет [10]. Госпрограмма отвечает международной практике: например, в США закон «О продовольственной безопасности» (Farm Bill) утверждает с 1930-х годов план на каждую пятилетку [14]. Приведем примеры национальных и региональных программ в мире: Программа развития сельского хозяйства в Африке, Инициатива стран Латинской Америки и Карибского бассейна по ликвидации голода в этих странах к 2025 г., Комплексная рамочная программа АСЕАН по обеспечению продовольственной безопасности, Ассоциация сельскохозяйственных научно-исследовательских организаций Центральной Азии и Южного Кавказа и другие [3]. Многие страны достигли значительных результатов в борьбе с продовольственной проблемой: Бразилия сократила число голодающих на треть, вытащив из крайней бедности 24 миллиона человек и сократив уровень истощения голодающих на 25 процентов, Китай вместо получения продовольственной помощи ООН теперь входят в число поставщиков мирового продовольствия [13]. Россия имеет уверенные шансы решить продовольственный вопрос.

Первая Госпрограмма России на 2008-2012 годы [11] нацелена на социальное развитие села, восстановление почв, паритет аграрных и промышленных цен, льготное финансирование и кредитование, отказ от свободной купли-продажи земли, передачу контрольных пакетов акций производителям, создание агропромышленных объединений, восстановление государственного контроля над ценами. Государственная поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства, аграрных северных районов идет через холдинги, поскольку только крупные объединения имеют высокую отдачу в условиях грамотного менеджмента и льготного режима налогообложения. Вторая Госпрограмма - Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года - включает широкий спектр социальных программ [11]. Постепенно восстанавливаются ранее действующие и вводятся новые социальные программы

села: жилье и соцкультура, дороги, электрификация, газификация, телефонизация, без чего не удастся закрепить кадры и разбудить созидательную энергию аграриев [4]. В перспективе мы можем рассчитывать на постепенное формирование высокоэффективного аграрного сектора экономики, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.

Продовольственная политика России имеет ряд особенностей, к которым относится неисполнение принятых законов, уход аграриев от налогов, «торговые войны» между регионами за господдержку. Поддержка животноводства, которая во всех регионах ведется с 1992 года, привела к искусственному завышению спроса на сырье. С 2003 года действуют импортные мясные квоты, но они не смогли остановить рост импорта мяса в страну. Дважды, в 2004 и 2007 году попытались удержать рост хлебных цен, но оба раза - безуспешно [12]. Жилье для сельской молодежи имеет важное значение, но при отсутствии хорошей оплаты труда, перспективы карьерного роста, развитой социальной инфраструктуры одно только жилье не решает проблемы закрепления молодых специалистов на земле. Государственный монополизм проявляется в том, что через две крупные компании - Россельхозбанк и Росагролизинг - распределяется вся господдержка, которая составляет солидную сумму в 9 млрд. рублей. [4] Автор не ставил целью в данной работе глубоко и всесторонне анализировать преграды на пути достижения продовольственного изобилия России, но даже простое перечисление проблем говорит о том, что достижение продовольственной безопасности - сложная и многомерная задача.

Быводы

1. Глобальная продовольственная проблема решается всеми государствами мира, поскольку она является составной частью национальной безопасности.

2. Россия вносит серьезный вклад в решение продовольственной проблемы, разрабатывая стратегии, доктрины, кодексы, создавая приоритетные национальные проекты в аграрной экономике, перестраивая структуру сельского хозяйства, финансируя приоритетные отрасли.

3. Можно с уверенностью сказать, что наша страна преодолеет такие негативные проблемы агроэкономики, как монополизм, торговые войны и санкции, зависимость от импорта, демографические проблемы села и обеспечит в ближайшем будущем полноценное питание россиян.

4. Но, решив продовольственную проблему, Россия встанет перед новыми вызовами - экология, дефицит ресурсов, здоровье нации, поскольку данные вызовы являются неотъем-лимыми частями национальной безопасности.

список литературы

1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Организации Объединенных наций ^AO)//http://www.fao.org/about/ru/

2. Jacques Diouf, Генеральный директор FAO. Петиция по борьбе с голодом. 16 ноября 2009 г. //www.lbillionhungry

3. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности http://www.rau.su/ observer/N3-4_97/019.htm; Всемирный Саммит по продовольственной безопасности. Рим, ноябрь 2009 г. //ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/meeting/018/k6628r.pdf; Глобальный стратегический механизм в области продовольственной безопасности и питания. Сводная редакция Рабочей группы Комитета по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ) [Committee on World Food Security (CFS)] по ГСМ. 27-29 июня и 19 июля 2012 года // http:// www.fao.org/docrep/meeting/026/ME498r.pdf

4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30.01.2010. № 120 //http://www.kremlin.ru/news/6752; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 9 мая 2009 года.

5. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации: Доклад Л.И. Брежнева на Пленуме ЦК КПСС. 24 мая 1982 года/ http://old.rsl.ru/table.jsp?f =1003&t=3&v0=%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B2%2C+% D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4+%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0 %B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=10 16&t=3&v5=&cc=a1&i=241&s=2&ss=-4&ce=4 О земельной реформе. Закон РСФСР 1990 года; Горбачев, M.C. Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР. Доклад на Съезде народных депутатов СССР, 30 мая 1989 г. М.: Политиздат, 1989; О пятилетнем плане экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и задачах партийных организаций по его реализации. М.С. Горбачев. Доклад 16.06.1986 г. / Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М.: Политиздат, 1988. Т. 16. Ч. II. С. 323-324.

6. Amartia Sen, The Political Economy of Hunger. - Oxford: Clarendon Press, 1990.

7. О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР: Доклад на Пленуме ЦК КПСС 24 марта 1965 г. Постановление Пленума ЦК КПСС, принятое 25 марта 1965 года. - М.: Политиздат, 1965. 47 с.; О повышение роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством. Постановление ЦК

КПСС и СМ СССР от 1 марта 1965 года / Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам 1962-1965 годы. Т. 5. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. С. 581583.

8. Hanson P. The Rise and Fall of the Soviet Economy. London: Longman, 2003; David Gale Johnson. Prospects for Soviet Agriculture in the 1980s/Indiana University Press, 1983. 214 с.

9. Об иностранных инвестициях в РСФСР. Закон РСФСР от 4 июля 1991 года №1545-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №29; О порядке реорганизации колхозов и совхозов. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 года. № 86 // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1992. № 1-2. Ст. 9; Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 года. № 96 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №7. Ст. 534; О реализации конституционных прав граждан на землю. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 года. № 337// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21755/

10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года. № 136-Ф3 // Российская газета. 2001. №211-212. 30 октября; О разграничении государственной собственности на землю. Федеральный закон от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 30. Ст. 3060; Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон от 24 июля 2002 N 101-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

11. О развитии сельского хозяйства. ФЗ Принят 22 декабря 2006 года. № 264-ФЗ; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. №446 // http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/816.181.htm; Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года. Федеральная целевая программа. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 // http://www.mcx.ru/documents/file_document/v7_show/25186.342.htm

12. Назаренко, В.И. Продовольственная безопасность: в мире и в России / В.И. Назаренко; Рос. акад.наук, Ин-т Европы. - М.: Памятники ист. мысли, 2011. 284 с.; Богданов, С.М. Продовольственная безопасность: ист.аспект / С.М. Богданов. - М.: Весь Мир, 2012. 331 с.; Серова Е., Лерман Ц., Звягинцев Д. Диверсификация источников дохода сельских домохозяйств и альтернативная занятость: результаты обследования // Вопросы экономики. 2008. № 6.

13. Чуркин, В.И. Правовое регулирование аренды земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации: Автореф. дисс... канд.юрид.наук. - М., 2000; Федоренко, О.И. Тенденция и противоречия аграрной политики советского государства в 1953-1964 гг. Дис. ... кан. ист. наук. - М., 2003; Нечипас Ю.В. Эволюция аграрной политики в 1945-1985 гг. Дис. ... док. истор. наук. - М., 2005.

14. Johnson D.G. Role of Agriculture in Economic Development Revisited // Agricultural Economics. 1993. Vol. 8. Рр. 421-434; Rosengrant, M.V., Agreolli-Sombilla, M. and Perez, N.D. Global Food Projections to 2020: Implications for Invetment // Washington, DC: International Food Policy Research Institute, 1995; Rylko, D.& Jolly, R.M. Development of Agroholdings in Russian Agriculture. Comparative Economic Studies. 2005. Vol. 47. № 1. Рр. 115-126; Adam D. Shein-gate. The rise of the agricultural welfare state. Institutions and interest group power in the United States, France, and Japan. Princeton University Press, 2001. 278 p.; Patricia Allen. Torether at the table. Sustainability and Sustenance in the American Agrifood System. The Pennsylvania State University Press, 2004. 260 p.

References

1. Prodovol'stvennaja i sel'skohozjajstvennaja organizacija Organizacii Ob#edinennyh nacij (FAO) [Food and agricultural organization of the United Nations (FAO)] //http://www.fao.org/about/ru/

2. Jacques Diouf, General'nyj direktor FAO. Peticija po bor'be s golodom. 16 nojabrja 2009 g. [Jacques Diouf, CEO of FAO. The petition on fight against hunger. On November 16, 2009] // www.1billionhungry

3. Rimskaja deklaracija po vsemirnoj prodovol'stvennoj bezopasnosti [The Rome Declaration on the world food security] //http://www.rau.su/observer/N3-4_97/019.htm; Vsemirnyj Sammit po prodovol'stvennoj bezopasnosti. Rim, nojabr' 2009 [The World Summit on food security. Rome, November, 2009] //ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/meeting/018/k6628r.pdf; Global'nyj stra-tegicheskij mehanizm v oblasti prodovol'stvennoj bezopasnosti i pitanija. Svodnaja redakcija Rabochej gruppy Komiteta po vsemirnoj prodovol'stvennoj bezopasnosti (KVPB) [Committee on World Food Security (CFS)] po GSM. 27-29 ijunja i 19 ijulja 2012 goda [The Global strategic mechanism in the field of food security and food. Summary edition of the Working group of Committee on the world food security (KVPB) of [Committee on World Food Security (CFS)] on fuels and lubricants. On June 27-29 and on July 19, 2012] // http://www.fao.org/docrep/meeting/026/ ME498r.pdf

4. Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010. № 120 [Doctrine of food security of the Russian Federation. Decree of the Russian President of 30.01.2010. No. 120] //http://www.kremlin.ru/news/6752; Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda // Rossijskaja gazeta. 9 maja 2009 goda [Strategy of national security of the Russian Federation till 2020 // The Russian newspaper. May 9, 2009. Publ.].

5. Prodovol'stvennaja programma SSSR na period do 1990 goda i merah po ee realizacii: Doklad L.I. Brezhneva na Plenume CK KPSS. 24 maja 1982 goda [A food programme of the USSR for the period till 1990 and measures for its realization: L.I. Brezhnev's report on Plenum of the Central Committee of CPSU. On May 24, 1982]// http://old.rsl.ru/table.jsp?f=1003&t=3&v0=%D0 %91%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B2%2C+0/oD0%9B%D0%B5%D 0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4+%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87&f=10 03&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1 &i=241&s=2&ss=-4&ce=4 O zemel'noj reforme. Zakon RSFSR 1990 goda [About land reform. Law RSFSR of 1990]; Gorbachev, M.C. Ob osnovnyh napravlenijah vnutrennej i vneshnej poli-tiki SSSR. Doklad na S#ezde narodnyh deputatov SSSR, 30 maja 1989 g. - M.: Politizdat Publ., 1989 [Gorbachev, M.C. About the main directions of domestic and foreign policy of the USSR. The report at Congress of People's Deputies of the USSR, on May 30, 1989. - M.: Politizdat Publ , 1989]; O pjatiletnem plane jekonomicheskogo i social'nogo razvitija SSSR na 1986-1990 gody i zadachah partijnyh organizacij po ego realizacii. M.S. Gorbachev. Doklad 16.06.1986 g. / Reshenija partii i pravitel'stva po hozjajstvennym voprosam. - M.: Politizdat Publ., 1988. Vol. 16. Ch. II. Pp. 323-324 [About the five-year plan of economic and social development of the USSR for 1986-1990 and tasks of the party organizations for its realization. M.S. Gorbachev. The report of 16.06.1986 / Solutions of party and the government on economic questions. - M.: Politizdat Publ., 1988. Vol. 16. Ch. II. of Page 323-324].

6. Amartia Sen, The Political Economy of Hunger. - Oxford: Clarendon Press Publ., 1990.

7. O neotlozhnyh merah po dal'nejshemu razvitiju sel'skogo hozjajstva SSSR: Doklad na Plenume CK KPSS 24 marta 1965 g. Postanovlenie Plenuma CK KPSS, prinjatoe 25 marta 1965 goda. -M.: Politizdat Publ., 1965. 47 s. [About urgent measures for further development of agriculture of the USSR: The report on Plenum of the Central Committee of CPSU on March 24, 1965. The resolution of Plenum of the Central Committee of CPSU adopted on March 25, 1965. - M.: Politizdat Publ., 1965. 47 p.]; O povyshenie roli Ministerstva sel'skogo hozjajstva SSSR v ruko-vodstve kolhoznym i sovhoznym proizvodstvom. Postanovlenie CK KPSS i SM SSSR ot 1 marta 1965 goda / Reshenie partii i pravitel'stva po hozjajstvennym voprosam 1962-1965 gody. Vol. 5.

- M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1968. Pp. 581-583 [About increase of a role of the Ministry of Agriculture of the USSR in the management of collective-farm and state-farm production. The resolution of the Central Committee of CPSU and CM of the USSR of March 1, 1965 the year/ Solution of party and government on economic questions 1962-1965. Vol. 5. - M.: Publishing house of political literature Publ., 1968. Pp. 581-583].

8. Hanson, P. The Rise and Fall of the Soviet Economy. - London: Longman Publ., 2003; David Gale Johnson. Prospects for Soviet Agriculture in the 1980s/Indiana University Press Publ., 1983. 214 p.

9. Ob inostrannyh investicijah v RSFSR. Zakon RSFSR ot 4 ijulja 1991 goda №1545-1 // Vedo-mosti Sezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta RSFSR. 1991. №29 [About foreign investments into RSFSR. The law RSFSR of July 4, 1991 No. 1545-1 // Sheets of Congress of People's Deputies and the Supreme Council of RSFSR. 1991. No. 29]; O porjadke reorganizacii kolhozov i sovhozov. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrja 1991 goda. № 86 // Sobra-nie postanovlenij Pravitel'stva RSFSR. 1992. № 1-2. St. 9 [About an order of reorganization of collective farms and state farms. The resolution of the Government of the Russian Federation of December 29, 1991. No. 86 // Collection of resolutions of the government of RSFSR. 1992. No. 1-2. Art. 9]; Konstitucija Rossijskoj Federacii. Prinjata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrja 1993 g. // Rossijskaja gazeta. 1993. 25 dekabrja. Publ [Constitution of the Russian Federation. Accepted on national vote on December 12, 1993 // The Russian newspaper. 1993. 25 december. Publ]; O porjadke osushhestvlenija prav sobstvennikov zemel'nyh dolej i imushhestvennyh paev. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 fevralja 1995 goda. № 96 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1995. №7. St. 534 [About a procedure of the rights of owners of land shares and property shares. The resolution of the Government of the Russian Federation of February 1, 1995. No. 96 // Russian Federation Code. 1995. No. 7. Art. 534 Publ.]; O realizacii konstitucionnyh prav grazhdan na zemlju. Ukaz Prezidenta RF ot 7 marta 1996 goda. № 337 [About realization of constitutional rights of citizens on the earth. Decree of the Russian President of March 7, 1996. No. 337] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21755/

10. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25 oktjabrja 2001 goda. № 136-F3 // Rossijskaja gazeta. 2001. №211-212. 30 oktjabrja [The land code of the Russian Federation of October 25, 2001. No. 136-F3 // Russian newspaper. 2001. No. 211-212. October 30 Publ.]; O razgranichenii gosu-darstvennoj sobstvennosti na zemlju. Federal'nyj zakon ot 17 ijulja 2001 goda № 101 -FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2001. № 30. St. 3060 [About differentiation of state ownership on the earth. The federal law of July 17, 2001 No. 101 - Federal Law // The Rus-

sian Federation Code. 2001. No. 30. Art. 3060 Publ.]; Ob oborote zemel' sel'skohozjajstvennogo naznachenija. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 2002 N 101-FZ (red. ot 23.06.2014) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. N 30. St. 3018 Publ. [About a turn of lands of agricultural purpose. The federal law of July 24 2002 N 101-FZ (an edition of 23.06.2014) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2002. N 30. Art. 3018 Publ.].

11. О razvitii sel'skogo hozjajstva. FZ Prinjat 22 dekabrja 2006 goda. № 264-FZ [About development of agriculture. Federal Law Is accepted on December 22, 2006. No. 264-FZ Publ.]; Gosudarst-vennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2008-2012 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 ijulja 2007 g. №446 [The State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2008-2012. The resolution of the Government of the Russian Federation of July 14, 2007 No. 446] //http://www.mcx.ru/documents/document/ v7_show/816.181.htm; Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda. Federal'naja celevaja programma. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 ijulja 2013 g. № 598 [The Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and for the period till 2020. Federal target program. The resolution of the Government of the Russian Federation of July 15, 2013 No. 598] //http://www.mcx.ru/documents/file_document/v7_show/25186.342.htm

12. Nazarenko, V.I. Prodovol'stvennaja bezopasnost': v mire i v Rossii / V.I. Nazarenko; Ros. akad. nauk, In-t Evropy. - M.: Pamjatniki ist. mysli, 2011. 284 р. [Food security: in the world and in Russia / V.I. Nazarenko; Ros. akad. nauk, Ying t of Europ. - M.: Monuments ist. Thoughts Publ.,

2011. 284 pages]; Bogdanov, S.M. Prodovol'stvennaja bezopasnost': ist.aspekt / S.M. Bogda-nov. - M.: Ves' Mir, 2012. 331 p. [Food security / S.M. Bogdanov. - M.: Whole world Publ.,

2012. 331 p.]; Serova E., Lerman C., Zvjagincev D. Diversifikacija istochnikov dohoda sel'skih domohozjajstv i 6 [Diversification of sources of the income of rural households and alternative al'ternativnaja zanjatost': rezul'taty obsledovanija//Voprosy jekonomiki. 2008. №employment: results of inspection // Economy Questions. 2008. No. 6. Publ.].

13. Churkin, V.I. Pravovoe regulirovanie arendy zemel' sel'skohozjajstvennogo naznachenija v Rossijskoj Federacii: Avtoref. diss... kand.jurid.nauk. - M., 2000 [Legal regulation of rent of lands of agricultural purpose in the Russian Federation: Avtoref. - M., 2000. Publ.]; Fedorenko, O.I. Tendencija i protivorechija agrarnoj politiki sovetskogo gosudarstva v 1953-1964 gg. Dis. ... kan. ist. nauk. - M., 2003 [Tendention and contradictions of an agrarian policy of the Soviet state in 1953-1964. Dis. ... canal ist. Sciences. - M., 2003. Publ.]; Nechipas Ju.V. Jevoljucija agrarnoj politiki v 1945-1985 gg. Dis. ... dok. istor. nauk [Evolution of an agrarian policy in 1945-1985 gg. Dis. ... dock.Sciences]. - M., 2005. Publ.

14. Johnson D.G. Role of Agriculture in Economic Development Revisited // Agricultural Economics. 1993. Vol. 8. Pр. 421-443; Rosengrant, M.V., Agreolli-Sombilla, M. and Perez, N.D. Global Food Projections to Publ.] 2020: Implications for Invetment // Washington, DC: International Food Policy Research Institute Publ.], 1995]; Rylko, D.& Jolly, R.M. Development of Agroholdings in Russian Agriculture. Comparative Economic Studies. 2005. Vol. 47. № 1. Pр. 115-126 Publ.]; Adam D. Sheingate. The rise of the agricultural welfare state. Institutions and interest group power in the United States, France, and Japan. Princeton University Press Publ., 2001. 278 p.; Patricia Allen. Torether at the table. Sustainability and Sustenance in the American Agri-food System. The Pennsylvania State University Press Publ., 2004. 260 p.

данные об авторе

дунаева Юлия Генриховна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., 7/9, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2880-7680

DATA ABouT THE author

Dunaeva Juliia Genrikhovna, Associate Professor, World International Department

Saint Petersburg State University

Universitetskaya nab., 7/9, Saint Petersburg, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.