УДК 338
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК: ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ
Ш. И. ШЛРИПОВ,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики иуправленияАПК E-mail: sharips@mail.ru Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия им. М. М. Джамбулатова
Ж. А. АХМЕДОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: alderju@mail.ru Дагестанский государственный технический университет
В статье дана экономическая оценка тенденций развития продовольственного рынка. Проведен сравнительный анализ динамики потребительских цен на основные виды продовольствия в Республике Дагестан и в Российской Федерации в целом, выявлены основные причины повышения цен на продовольствие. Предложены направления и механизмы стабилизации продовольственного рынка.
Ключевые слова: Республика Дагестан, продовольствие, рынок, мониторинг, цена, конкуренция, темпы роста, сельское хозяйство, ярмарка.
В последние годы наблюдаются значительные колебания цен на продовольственных рынках большинства стран мира, особенно в развивающихся странах, что обостряет проблему недоедания и голода. Подтверждением тому — около 1 млрд чел. на планете, страдающих от голода и недоедания. С учетом происходящих процессов глобализации
аналогичные тенденции наблюдаются и в Российской Федерации. Как показал проведенный авторский анализ, среди регионов страны более высокие темпы роста цен наблюдаются в регионах со слаборазвитой рыночной инфраструктурой, как например, в Республике Дагестан.
Так, среднегодовой темп роста потребительских цен на продовольственные товары за 2005—2010 гг. в Российской Федерации составил 111,5% при 113,6 % в Республике Дагестан. В результате в 2010 г. по отношению к 2004 г. в республике цены на продовольствие выросли в 2,1 раза, по стране в целом — в 1,9 раза. За исследуемый период в Республике Дагестан наибольший рост цен на продовольствие отмечен в 2010 г. — на 19,7 %, тогда как в Российской Федерации в целом — на 12,6 % (рис. 1).
Среди основных необходимых продуктов питания в 2010 г. наиболее высокими темпами росли цены на плодоовощную продукцию — на 52,8 % (в
Стратегия feaj.fiutñufrrf'H'K
12 (219) - 2011
120
110
100
со in
со cñ
оо о
en о
ю
СО~
00 <0
OÍ
со сч
со о
2005 2006
□ Российская Федерация
2007 2008 2009 2010
□ Республика Дагестан
Рис. 1. Динамика индекса потребительских цен на продовольственные товары в 2005—2010гг. (декабрькдекабрю предыдущего года), %
2009 г. — на 9,6 %). Причем картофель подорожал в 2,1 раза, овощи — в 1,8 раза, а фрукты и цитрусовые — на 13,3 %. Из овощной группы наибольшее подорожание отмечено по капусте — в 1,9 раза. Республика Дагестан является ведущим регионом в стране по производству овощей, занимая по этому показателю первое место. Поэтому вызывает удивление тот факт, что в 2010 г. цены на овощи в республике выросли больше, чем по стране в целом, в том числе и на капусту. Это при том, что овощей в 2010 г. в республике произведено больше, чем в 2009 г. на5 % (см. таблицу).
В то же время в целом по стране в2010г. из-за сильнейшей засухи производство картофеля снизилось по отношению к 2009 г. более чем на 32%, аовощей на10%.
Учитывая, что картофель традиционно играет важную роль в питании жителей как России в целом, так и Дагестана, резкое снижение уровня производства при неизменном спросе не могло не сказаться на росте потребительских цен. Можно предположить, что в связи со снижением производства картофеля и овощей в стране в 2010 г. активизировался вывоз этих видов продукции за пределы республики, что также сказалось на пре-
вышении темпов роста цен на них по республике.
Характерным для 2010 г. стал рост цен на крупяные изделия. Цены на крупы росли постепенно на протяжении большей части года (на 44 %). Наиболее существенно за год подорожала крупа гречневая ядрица — в 2,9 раза, в силу чего на уровне руководства страны принимались меры по стабилизации цен на эти продукты, а эти крупы полностью завозятся в республику извне.
Одним из важных факторов, обусловливающих более высокие темпы роста цен, является низкий уровень конкуренции на продовольственном рынке. Отмечается монопольное положение основных городских рынков, доступ на которые для сельскохозяйственных товаропроизводителей ограничен. Хотя на федеральном и региональном уровнях приняты специальные целевые программы по повышению конкуренции, результативность заложенных в них мер остается недостаточной.
По мнению отдельных экспертов, более высокий прирост цен в 2010 г. в регионе может быть вызван также тем, что цены наряд продовольственных товаров в предыдущие годы в республике были ниже, чем по стране в целом, ano итогам 2010г. по многим позициям сравнялись.
Следует признать, что в 2010 г. рост цен на продовольствие имел общемировой характер. По многим видам продовольствия наблюдался рекордный рост, который был спровоцирован изменением климата, неурожаями из-за засухи, а также действиями спекулянтов.
Тем не менее на фоне заметного роста продовольственных цен в России и в странах с развивающейся экономикой в 2010 г. в большинстве стран Европейского Союза прирост цен был на уровне 2—3 %. В
Динамика индекса потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров в 2008—2010гг. (декабрь к декабрю предыдущего года), %
Показатель Республика Дагестан Российская Федерация
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Продовольственные товары 116,8 107,6 119,7 116,5 106,1 112,9
Хлеб и хлебобулочные изделия 131,2 100,3 105 125,9 102,4 107,6
Крупа и бобовые - - 144 125,8 97,5 158,8
Мясо и птица 118,1 105 116,4 122,2 105 105,3
Рыба и морепродукты 124,9 112,1 98,1 115,1 110,6 104,8
Молоко и молочная продукция 105,4 100,2 116,3 112,2 102,3 116,7
Яйца 112,4 86,9 112,4 113,8 85,5 113,2
Сахар-песок 101,6 149,6 120,6 107 142,7 122,5
Плодоовощная продукция 114,2 109,6 152,8 107,7 98,3 145,6
целом по ЕС-27 индекс цен в 2010г. по отношению к предыдущему году составил всего 102,8%, во Франции— 101,4%, в Италии —101,1 %,вИспании — 100,8 % (рис. 2). В то же время в Венгрии и Румынии прирост составил 8,8и 6,8 % соответственно.
Организация Объединенных Наций предсказывает, что в 2011 г. многие страны будут испытывать острую нехватку продуктов питания. Цены на них резко возрастут под влиянием изменений климата, спекуляций перекупщиков, расширения производства биотоплива и непрерывно растущих потребностей Китая и Индии.
Следует отметить, что по основным видам продовольствия Республика Дагестан еще не обеспечивает свои потребности. Так, по расчетам авторов,
110 -
100 -
90 -
80
112,9
106,8
103,6 102,8
101,4 101,1
100,8
Я
я^
Я'
ж
оЯ
£
У
я?
Рис. 2. Индексы потребительских цен на продукты питания по ряду стран (декабрь 2010г. кдекабрю 2009г.), %
120 -
110 -
100
см
о см
оо оо
г-
со
оо о"
оо о
ю ю"
оо ю
2004 2005 2006 □ Продукция сельского хозяйства
2007 2008 2009 2010 □ Промышленные товары и услуги
Рис. 3. Динамика индекса цен производителей сельхозпродукции и промышленных товаров и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями Республики Дагестан в 2004—2010 гг. (к предыдущему году), %
обеспеченность по мясу составляет 45 %, молоку — 55%, хлебу — менее 20%. Только по овощам в 2010 г. республика была обеспечена своей продукцией.
По уровню потребления основных видов продовольствия регион также значительно отстает от общероссийской динамики. В частности, по итогам 2009 г. потребление мяса и мясопродуктов в расчете на душу населения в Республике Дагестан составило 34 кг, а по Российской Федерации в целом — 61 кг. Молока в республике потреблялось 205 кг, тогда как среднероссийский показатель составлял 250 кг. Очевидно, что эти показатели далеки от рациональных норм потребления.
В некоторой степени более высокий темп роста цен на эти продукты может быть также связан с тем, что по официальным данным в последние годы денежные доходы населения республики растут более высокими темпами, а как известно, при повышении доходов население начинает больше потреблять мясо-молочной продукции.
В силу низкой самообеспеченности ключевыми видами продовольствия значительная часть реализуемой на потребительском рынке продукции завозится по разным каналам в республику. Удаленность большинства центров производства, транспортировка продукции в республику способствуют формированию более высоких розничных цен на продовольственные товары. В некоторой степени об этом говорит то, что индекс тарифов на грузовые перевозки в республике в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 190,5 % (по России в целом — 133,1 %). В то же время цены производителей сельскохозяйственной продукции в республике выросли всего на 5,7 %, а по стране в целом — на 23,6 % (рис. 3).
Как свидетельствуют данные, представленные на рис.
У
см
о о
ю о
ю о
3, цены на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, росли быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Так, среднегодовой темп роста цен на сельскохозяйственную продукцию в регионе за 2004—2010гг. составил 109,9%, тогда как на промышленные товары — 115,6%. В2010г. поотноше-нию к 2004 г. индекс цен на сельскохозяйственную продукцию составил 161,8 %, а на промышленные товары для аграрного сектора 220,3 %. Более того, за 2005—2009 гг. цены производителей на зерновые выросли на 40,5 %, на минеральные удобрения — в 2,1 раза, на горюче-смазочные материалы — на 81 %, а на электроэнергию — в 2,9 раза. Только в 2010 г. прирост цен в целом на дизельное топливо составил 17,2%.
Отмеченные ценовые диспропорции или диспаритет цен выступают одной из основополагающих проблем, сдерживающих стабилизацию социально-экономического положения сельского хозяйства. Поэтому нет никаких оснований обвинять сельскохозяйственных товаропроизводителей в росте цен на продовольствие, поскольку по многим видам продукции даже не покрываются вложенные затраты, производство остается убыточным.
По мнению авторов, одной из основных причин высокого роста цен на продовольствие является ограниченность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на розничные рынки. Хорошо известно, что практически на рынках городов республики, да и всей страны, орудуют посреднические звенья, которым сельхозпроизводитель вынужден сдавать продукцию по явно заниженной цене, поскольку нет у него иного выбора. Товар затем продают потребителям по необоснованно высоким ценам.
Учитывая общероссийский характер этой проблемы, на федеральном уровне принимаются меры. Принят соответствующий закон по регулированию этих вопросов, даны полномочия контролирующим органам обеспечить выполнение законодательных норм.
К сожалению, роль посредника в формировании розничных цен все еще остается ключевой. По ряду продуктов накрутки доходят от 20 до 50 %.
По мнению авторов, рычаги воздействия на собственников розничных рынков имеются, в том числе у глав городов, которые во взаимодействии с заинтересованными службами могут обеспечить исполнение принятых решений по выделению на универсальных рынках определенной доли площадей для реализации сельхозпродукции.
Как показывает практика, для исключения посреднического звена в цепи производитель — потребитель целесообразно расширить практику организации как региональных, так и районных ярмарок сельхозпродукции в режиме выходного дня, на которых жители получат возможность по ценам производителя покупать продукты.
По некоторым прогнозам в2011 г. может произойти очередной рост цен на продовольственные товары. Кпримеру, в целом по стране цена на хлеб, которую в кризис пытались удержать от роста, только за январь 2011г. поднялась в среднем на 7—10%. По мнению экспертов, на удорожание хлеба повлияли сразу несколько факторов: рост страховых социальных отчислений, повышение цен на газ, электроэнергию, воду, топливо, упаковочный материал, оборудование и запчасти (к примеру, машина для нарезки выросла в цене на 760 %). Однако главную роль в росте цены на хлеб сыграло подорожание муки, которая в себестоимости буханки занимает не меньше половины.
Необходимо признать, что на сегодня у органов исполнительной власти нет полномочий для прямого регулирования цен. Требуется согласованное взаимодействие как республиканских структур, в том числе и контролирующих, так и органов местного самоуправления.
Анализ регулирования цен на продовольствие по регионам страны показал, что во многих регионах организовано заключение соглашений между органами исполнительной власти субъекта Федерации и крупнейшими торговыми сетями, ограничивающих максимальную надбавку на важнейшие продукты питания. Этот механизм практически не применим в Республике Дагестан в силу слабой раз -витости системы торговых сетей, а с каждым мелким торговцем заключать подобные соглашения, тем более контролировать их выполнение, крайне проблематично. Если по стране в целом через торговые сети реализуется 70—80 % продовольствия, то в республике по грубым подсчетам не более 15—20%. Кроме того, в Москве, например, для регулирования цен на социально значимые виды продовольствия используются закладка товарных запасов в резервный фонд и их «выброс» на рынок для ликвидации ажиотажного спроса.
Для стабилизации ситуации на продовольственном рынке целесообразно реализовать комплекс первоочередных мер.
Необходимо расширение доступа на рынок готовой продукции всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей путем создания
сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
Для обеспечения потребностей населения республики в сельскохозяйственной продукции и продовольствии нужно разработать региональный баланс ресурсов и использования такой продукции.
Органам местного самоуправления необходимо:
- для предоставления населению возможности приобретения продовольственных товаров по более низким ценам у местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, минуя посредников, проводить сельскохозяйственные ярмарки и ярмарки выходного дня;
- осуществлять мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продо-
Список литературы
вольственныхтоваров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения», в розничной торговой сети. Информацию о результатах мониторинга, причинах и условиях роста цен направлять соответствующим органам для оперативного реагирования; - принять меры по выделению сельскохозяйственным товаропроизводителям дополнительных торговых мест на розничных рынках городов с размещением информации в СМИ. Росстату следует еженедельно направлять органам управления агропромышленным комплексом данные еженедельного статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по регионам в соответствии с перечнем отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
1. Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения: постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации — http://www.mcx.ru.