Научная статья на тему 'Продовольственный импорт и продовольственная безопасность России'

Продовольственный импорт и продовольственная безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственный импорт и продовольственная безопасность России»

Е.Г. Анимица и проф. В.С.Бочко. - Екатеринбург, 2003. -С. 600.

3. Стратегический план Екатеринбурга/ Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. - С. 242.

4. Гимади И.Э., Дрокин В.В., Журавлев А.С. Размещение и специализация сельскохозяйственного производства в индустриальном регионе: использование конкурентных преимуществ, государственное регулирование. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2006. - 209 с.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ИМПОРТ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Ю.Ф.Чистяков, к.э.н., ст. науч. сотр. Института экономики УрО РАСХН

Интеграция экономики России и ее регионов в сложившуюся структуру мирохозяйственных связей, нарастание процессов глобализации мировой экономики, предстоящее вступление РФ в ВТО делает весьма актуальным вопрос о степени продовольственной безопасности страны.

Под продовольственной безопасностью понимается «способность государства гарантировать удовлетворение потребностей в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения» [1, с. 7].

Существенным условием продовольственной безопасности страны и ее регионов является продовольственная независимость, под которой понимается «удовлетворение основной потребности населения в продуктах питания за счет внутреннего производства» [1, с. 7]. Среди факторов, влияющих на продовольственную независимости страны и ее регионов выделяются ресурсные возможности каждого из субъектов Российской Федерации и определенные объемы импорта пищевых продуктов [2, с. 190].

Для того чтобы более адекватно оценить степень продовольственной независимости страны в современное время, необходимо рассмотреть общие долговременные тенденции изменений продовольственного импорта страны за длительный период.

Наиболее крупными товарными группами национального продовольственного импорта, производимыми и на территории страны были зерно, мясо и мясопродукты и молокопродукты.

Первые крупные импортные закупки зерна Советский союз начал осуществлять еще в начале 60-х гг. Достигнув максимума в период 1964 -66 гг. (8,9-7,0 млн т), в конце 60-х гг. зерновой импорт снижается. Перелом наступает в 1972 г., когда на фоне существенного роста мировых цен на нефть и увеличения СССР экспорта энергоносителей, государство получает средства для широких закупок импортного продовольствия. Импорт зерна начинает постоянно расти, достигнув в 1976 г. 21,5 млн т. После некоторой стабилизации в 1977-1978 гг., рост продолжается - объемы зернового импорта достигают к 1985 г. 46,3 млн т. Советский Союз становится крупнейшим импортером зерна, далеко опережая другие страны.

Одновременно, с 1973 г. начинают расти объемы импорта молочной, а с 1974 г. - мясной продукции. Максимальный объем импорта мясной продукции в советский период был в 1990-1991 гг. - 1,1 млн т, молочной - в 1989 г. - 3,9 млн т.

В начале постсоветского периода был поставлен новый своеобразный «рекорд» - общий объем зернового импорта республиками бывшего СССР в 1992 г. достиг 51,6 млн т, что было вызвано дезорганизацией продовольственного снабжения и межреспубликанского зернового обмена, связанного с распадом СССР.

Затем существенным образом меняется государственная политика в области импортных закупок сельхозпродукции. Зерновой импорт резко со-

кращается - за период 1993 - 1995 гг. его объемы падают до 9,7 млн т. В последующем поставки импортного зерна на постсоветское пространство колеблются в пределах 12,3 - 6,2 млн т.

Одновременно резко растут закупки импортной мясной продукции до 3,4 млн т в 1997 г. При этом молочный импорт держится на высоком уровне. Несколько сократившись после дефолта 1998 г., в настоящее время закупки бывшими республиками СССР мясной и молочной продукции вновь возросли и составляли в 2004 г. по мясу - 3,1 млн т, а по молоку - 2,9 млн т.

Тенденции развития основных составляющих продовольственного импорта в России в конце советского и в постсоветский период были совершенно однотипны общесоюзным. В постсоветский период именно Россия была главным импортером продовольственной продукции на постсоветском пространстве. В России, также как и на постсоветском пространстве, после резкого повышения зернового импорта в 1992 г. произошло его значительное сокращение в 1993-1994 гг. Одновременно в 19931997 гг. происходит существенное увеличение импорта мясной продукции.

Таким образом, произошли существенные структурные изменения импорта важнейших видов продовольственной продукции в период после 1991 г. на территории постсоветского пространства и российской Федерации.

Среди российских исследователей существуют различные точки зрения относительно оценки произошедшей в 90-х гг. структурной перестройки продовольственного импорта России и ее роли в развитии отечественного сельского хозяйства. В частности, считая эту перестройку положительным явлением, Е.Серова пишет: «Рост импорта мяса на фоне фактически полного прекращения ввоза фуражного зерна означает только рационализацию внешней торговли. При коэффициентах конвертации кормов в 2-3 раза более низких в России по сравнению со странами, откуда страна импортирует мясо и мясопродукты, ввоз фуража, безусловно, неэффективен: ввозя фуражное зерно, мы получаем из него в 2-3 раза меньше животноводческой продукции, чем в стране-экспортере» [3].

С другой стороны, В.В. Милосердов считает, импорт готовых продовольственных товаров, безусловно отрицательным явлением: «... интервенция субсидируемого продовольствия достигла запредельных объемов. Такой рынок по существу поставил заслон российским товаропроизводителям на собственный рынок, ибо наше сельское хозяйство, доведенное. до глубокого кризиса, не может конкурировать с зарубежным, щедро поддерживаемым государством» [4, с. 9].

Насколько повлияло сокращение зернового импорта и произошедшая после 1994 г. «оптимизация» продовольственного импорта России и постсоветского пространства на степень продовольственной независимости этих территорий? На наш взгляд

оценка общего уровня продовольственной независимости может быть проведена при приведении количественных показателей импорта зерна, мяса и молочной продукции к единому натуральному показателю. Таким показателем может служить условная зерновая единица. Такой методический подход правилен еще и потому, что основная часть зернового импорта (60-70%) в бывшем СССР шла на фуражные цели. Для целей нашего анализа мы пересчитали импорт мясных и молочных продуктов в условное зерно и добавили к полученным объемам объемы зернового импорта для расчета были взяты разработанные российскими исследователями следующие коэффициенты пересчета - зерно - 1,0; молоко - 1,3; скот и птица (живой вес) - 9,14. Подобные коэффициенты широко использовались в 70-80-е гг. XX в. при планировании государственных закупок сельскохозяйственной продукции [7]. Расчет осуществлялся по следующим формулам:

Мз=\ М*100| *9,14 (1),

V 65 )

где: Мз - импорт мясопродуктов в условном зерне, т; М - объем импорта мясопродуктов.

Млз = Мл * 1,3 (2),

где: Млз - импорт молочных продуктов в условном зерне, т; Мл - объем импорта молочных продуктов.

В качестве исходной статистической базы для пересчета автором были использованы данные справочно-информационной системы продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) РАОБТАТ [5], бывшего Государственного комитета РСФСР по хлебопродуктам [6], а также авторская оценка молочного и мясного импорта РСФСР в 1985-1991 гг., основанная на обратной экстраполяции данных о мясном и молочном импорте России в 1992 г.

Использование условных зерновых единиц позволило лучше выявить этапы и тенденции изменений продовольственного импорта бывшего СССР, постсоветского пространства и Российской федерации.

На основании данных пересчета можно выделить 4 этапа развития продовольственного импорта СССР и постсоветского пространства.

Первый этап - период 1963-1971 гг. импорт важнейших видов продовольствия, производящихся и в СССР (прежде всего зерна) носил эпизодический характер. Максимальный объем импорта важнейших видов продовольствия - около 10 млн т. условного зерна.

Второй этап - период 1972-1985 гг. резкий и почти непрерывный рост объемов закупок зерна. Импорт важнейших видов продовольствия достигает в 1985 г. 61,5 млн т. условного зерна. Импорт мяса и молока также растет, хотя более медленно и неравномерно.

Третий этап - 1986-1993 гг. - импорт важнейших видов продовольствия стабилизируется на уровне 43-57 млн т при пиковом значении 1992 г. 67,7 млн т условного зерна, связанном с распадом СССР и дезорганизацией продовольственного снабжения. Основная товарная группа импорта - зерно. Поставки мяса и молока растут незначительно.

Четвертый этап - 1994-2004 гг. - т.н. «оптимизация» продовольственного импорта - быстрое сокращение зернового импорта при одновременном росте импорта мясопродуктов. Импорт этой группы товаров в зерновом исчислении с лихвой компенсирует сокращение собственно зернового импорта.

Общий объем импорта странами постсоветского пространства важнейших видов продовольствия в условных зерновых единицах колеблется в диапазоне - 38,7-60,6 млн т. условного зерна. Общая линия тренда за период 1985-2004 гг. располагающаяся в районе 52 млн т условного зерна, показывает, что за этот период общий уровень потребления импортного продовольствия территориями бывшего СССР выраженный в условном зерне оставался практически неизменным. Поэтому говорить о каком либо существенном изменении в лучшую сторону уровня продовольственной независимости территорий бывшего СССР после 1991 г. нельзя.

Ситуация с уровнем продовольственной независимости России - главном импортере продовольствия на территории бывшего СССР выглядит следующим образом. Также как и на всей территории бывшего СССР падение объемов зернового импорта происшедшее после 1992 г. в России было полностью компенсировано ростом импорта мяса. Общий уровень импорта зерна, мяса и молока, выраженный в условных зерновых единицах, в период 1991-2004 гг. колебался в пределах 25-46 млн т условного зерна. Общая линия тренда за период 19852004 гг., в отличие от всего постсоветского пространства, однозначно повышательная - с 29 млн т условных зерновых единиц в 1985 г. до 39 млн т в 2004 г. Таким образом, количественные данные говорят о том, что уровень продовольственной независимости России за последнее десятилетие существенно снизился. К 2005 г. страна занимала первое место в мире по импорту мяса птицы, второе - свинины, третье - говядины. В период 2006-2008 гг. ситуация существенным образом не изменилась.

Структурная перестройка продовольственного импорта, происшедшая после 1993 г. в России, как уже было отмечено, в количественном плане не усилила продовольственную независимость страны. Однако, эта ситуация имеет еще и качественный аспект. До 1991 г. большая часть завозимого зерна шла на фуражные цели. Таким образом, стимулировалось отечественное животноводство. После 1994 г. закупается мясная продукция зарубежных производителей, а отечественное животноводство оказалось в глубоком кризисе. Поголовье крупного рогатого скота в РФ упало с 57 млн голов в 1990 г. до 22,9 млн голов в 2004 г., т.е. более чем в 2 раза. Производство мяса сократилось еще больше - с 6,4 млн т в 1990 г. до 1,7 млн т в 2004 г. (при импорте мясопродуктов в этом году - 2,3 млн т). Безусловно, кризис в отечественном животноводстве, вызван целым комплексом различных причин, однако влияние пресловутой «оптимизации» продовольственного импорта, повлекшее резкое сокращение подпитки отечественного животноводства кормами на процессы развала животноводческой отрасли было весьма существенным.

В целом же необходимо отметить, что анализ общих тенденций изменения продовольственного импорта страны на федеральном уровне показал ухудшение качественного и количественного состояния продовольственной независимости страны за последние десятилетия. Негативные изменения продовольственной независимости существенно ухудшают и общее состояние продовольственной безопасности страны. Для того чтобы улучшить состояние продовольственной безопасности России и ее регионов, необходимы изменения политики государства как в сфере внешней торговли продовольственными товарами (прежде всего изменение товарно-географической структуры закупок импортного продовольст-

вия с учетом интересов национальных сельхозтоваропроизводителей), так и в аграрной сфере.

Источники

1. Ушачев И.Г Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002. - № 5. - С. 7-11.

2. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления. Екатеринбург, УрО РАН, 1997.

3. Серова Е., Храмова И., Карлова Н., Тихонова Т. Принципы государственного протекционизма в АПК стран с пе-

реходной экономикой - электронная публикация на www.iet.ru

4. Милосердов В.В. Глобализация и сельское хозяйство России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - № 1. - С. 9-11.

5. Справочно-информационная система продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) РДОБТДТ - www.faostat.fao.org.

6. Данные государственного Комитета РСФСР по хлебопродуктам.

7. Методические рекомендации по планированию государственных закупок сельскохозяйственных продуктов на 19811985 гг. Ростов на Дону: Изд-во ВНИИ ПиНСХ, 1980.

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ безопасности страны

С.Н. Алексеева, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Среди различных видов безопасности особое место занимает продовольственная безопасность страны, которая является неотъемлемой частью национальной безопасности. Ее роль связана с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельности человека, при отсутствии которого неминуемо наступает голод и смерть. В разнообразном ассортименте высокого качества оно необходимо ежедневно каждому жителю страны. Поэтому обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Возможность получения достаточного и качественного питания в стране должен иметь каждый ее гражданин. Создание таких условий является обязанность государства, ответственного за здоровье нации, сохранение и повышение ее генофонда. Исходя из этого, продовольственную безопасность страны можно характеризовать как ответственность государства в обычных и чрезвычайных условиях обеспечить для каждого человека экономическую и физическую доступность к качественному продовольствию, преимущественно отечественного производства, на уровне научно обоснованных или временных (для чрезвычайных ситуаций) норм питания.

Продовольственная безопасность Российской Федерации является частью ее национальной безопасности и рассматривается как способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. Это понятие в широком смысле имеет ряд аспектов. В их числе территориальный, подразделяемый на глобальный, национальный и региональный уровни.

Глобальная продовольственная безопасность понимается как удовлетворение продовольственных потребностей населения мира и определяется степенью сбалансированности производства и потребления продуктов питания, спросом на них и их предложением всей совокупности рынков - региональных, национальных и мирового. Устойчивость этих пропорций характеризуется также размерами мировых продовольственных запасов, международными соглашениями и механизмами продовольственной помощи нуждающимся в ней странам.

Достижения продовольственной безопасности России требуют разработки и реализации системы технических, технологических, экономических, организационных, социальных, экологических, правовых и других мер, обеспечивающих стабильное функ-

ционирование агропромышленного комплекса и аграрных рынков с целью удовлетворения потребности населения в разнообразных продуктах питания при создании достаточных страховых запасов и экспортных фондов. Объем и состав нормативного пищевого рациона должны быть дифференцированы по регионам с учетом их природных и экономических условий, демографической структуры населения, преобладающих видов трудовой деятельности и национальных традиций потребления.

За пятнадцатилетний период рыночных преобразований питание россиян значительно ухудшилось и самым негативным образом отразилось на средней продолжительности жизни. Среднедушевое потребление таких важнейших продуктов как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты превышает рекомендуемые нормы, что связано в некоторой степени с низкой платежеспособностью большей части населения. Хотя за последние семь лет отмечено существенное улучшение в состоянии питания населения за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов увеличена доля мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей. Так, потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло с 45 кг в 2000 г. до 58 кг в 2006 г., молока и молоко-продуктов с 216 до 239 кг, овощей и бахчевых с 86 до 106 кг, фруктов и ягод с 34 до 51 кг. Аналогичные тенденции наблюдаются и в регионах (табл. 1).

Как свидетельствует мировой опыт, ни одна страна не может нормально развиваться, не имея экономически крепкого сельского хозяйства. Поэтому только экономическое оживление отечественного сельского хозяйства, обеспечивающего самый большой мультипликативный эффект среди других отраслей экономики, положительно отразится на всей экономике страны, будет способствовать ее выходу из тяжелейшего многолетнего системного кризиса, ликвидации хронического дефицита большинства видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В России принят ряд нормативных и правовых актов по поддержке отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и государственной агропродовольственной политике. Однако, несмотря на важность этих нормативных актов для экономики страны, ее национальной безопасности, они так и не получили законодательной силы.

Функционирование агропромышленного производства, отвечающее требованиям повышения жиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.