Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность: специфика концепции Российской Федерации'

Продовольственная безопасность: специфика концепции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ФАО) / ПОТРЕБНОСТИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пицюк Инесса Леонидовна

Автор данной статьи планирует ряд публикаций, направленных на оценку состояния обеспечения продовольственной безопасности России в период 1990 2016 годы. Проблема продовольственной безопасности многогранна и многоаспектна. В проведенном исследовании автор придерживается конституированного подхода, предложенного различными нормативными документами Российской Федерации. Поэтому в данной (первой) статье предлагается обзор основных понятий структуры, показателей, критериев, конституированных нормативными документами и используемых автором в исследовании концепции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность: специфика концепции Российской Федерации»

Продовольственная безопасность: специфика концепции Российской Федерации

Food security: specifics of the concept of the Russian federation

Пицюк Инесса Леонидовна Pitsukin Inecca Leonidovna к.э.н., доцент

доцент кафедры «Экономическая теория и национальная экономика»

факультет «Экономики и управления» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (ТОГУ)

E - mail: pitsukin@mail.ru

Аннотация

Автор данной статьи планирует ряд публикаций, направленных на оценку состояния обеспечения продовольственной безопасности России в период 1990 - 2016 годы.

Проблема продовольственной безопасности многогранна и многоаспектна. В проведенном исследовании автор придерживается конституированного подхода, предложенного различными нормативными документами Российской Федерации. Поэтому в данной (первой) статье предлагается обзор основных понятий структуры, показателей, критериев, конституированных нормативными документами и используемых автором в исследовании концепции Российской Федерации.

Abstract

The author of this article is planning a number of publications aimedat the assessment of the state to ensure food security of Russia in the period 1990 - 2016 years.

Food security is multifaceted and multidimensional. In this study the author adhered to constitute the approach proposed by the various regulatory documents of the Russian Federation. The article offers an overview of the basic concepts of the structure, parameters, criteria, constitute normative documents and used by the author in the study of the concept of the Russian Federation.

Ключевые слова: national security, food security of the Russian Federation, the indicators, criteria, food safety threats, quality of life, needs, Food and Agriculture Organization (FAO).

Keywords: national security, food security of the Russian Federation, the indicators, criteria, food safety threats, quality of life, needs, Food and Agriculture Organization (FAO).

Введение

Проблема обеспечения продовольственной безопасности как одна из составляющих национальной безопасности, с одной стороны, нова, с другой стороны, стояла перед человечеством всегда.

Впервые в политический и научный оборот мировой общественности термин «продовольственная безопасность» был введен Генеральной Ассамблеей ООН в 1973 г. резолюцией «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире» и Всеобщей декларацией о ликвидации голода и недоедания.

В России это понятие получило юридическое закрепление в 1996 г. Федеральной целевой программой «Стабилизация и развитие агропромышленного производства Российской Федерации на 1996 - 2000 годы». Государство выступило гарантом обеспечения продовольственной безопасности своих граждан и всей нации в целях развития и процветания российского общества.

Основной раздел

Сегодня в России голод в его буквальном смысле и дефицит продовольствия почти не существуют, но это не означает, что угрозы продовольственной безопасности перестали быть политическими, социальными и экономическими проблемами государства.

Катастрофическое снижение уровня продовольственной безопасности Российской Федерации в 90-е годы (по сравнению с Советским Союзом) было вызвано сменой экономических, политических и социальных отношений в стране.

Заметим, что современная официальная Российская концепция продовольственной безопасности делает упор на развитие собственного национального производства продуктов питания. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ (далее Доктрина) закрепились следующие понятия:

• «Продовольственная независимость Российской Федерации - устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов».

• «Продовольственная безопасность Российской Федерации - «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни».

• «Показатель продовольственной безопасности - количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев».

• «Критерий продовольственной безопасности - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности».

• «Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион,

представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения».

• «Экономическая доступность продовольствия - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения».

• «Физическая доступность продовольствия - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов» [1].

Для оценки состояния продовольственной безопасности в Доктрине рекомендованы три группы показателей:

• сфера потребления - располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения, обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на1000 человек, потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения, объемы адресной помощи населению, суточная калорийность питания человека, количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки, индекс потребительских цен на пищевые продукты;

• сфера производства и национальной конкурентоспособности - объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции, продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов, объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания;

• сфера организации управления - объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия [1].

В качестве критерия оценки состояния продовольственной безопасности определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

• зерна - не менее 95 процентов;

• сахара - не менее 80 процентов;

• растительного масла - не менее 80 процентов;

• мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процентов;

• молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов;

• рыбной продукции - не менее 80 процентов;

• картофеля - не менее 95 процентов;

• соли пищевой - не менее 85 процентов [1].

Под угрозой продовольственной безопасности понимается совокупность условий и факторов, приводящих к неблагоприятным для конечных потребителей изменениям ситуации на продовольственном рынке страны.

Выделяют внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности. Внешние условия угроз продовольственной безопасности обусловлены фактором открытости экономики. Внутренние угрозы возникают под влиянием внутренних факторов, предполагающих изменения массового спроса и массового предложения, образующихся в пределах экономики страны.

В общих чертах «физическая доступность продовольствия» (наиболее благополучная структурная составляющая продовольственной безопасности в РФ) оценивается наличием торговых площадок, количеством розничных рынков и объектов розничной торговли. «Экономическая доступность продоволь-

ствия» определяется личным доходом, ценами на продукты питания, а также отражается в снижении уровня бедности. Приоритет производства национальных пищевых продуктов над обеспечением экономического и физического доступа к продовольствию проявляется в установленных в Доктрине критериях продовольственной безопасности. Таким образом, в оценке продовольственной безопасности России в первую очередь акцент ставится именно на «продовольственной независимости», «продовольственной самообеспеченности» страны.

Показатель «уровень самообеспечения страны» по отдельным видам сельхозпродукции определяется как отношение производства продукции на территории страны к внутреннему ее потреблению. Внутреннее потребление включает: производственное потребление, личное потребление (фонд потребления), потери продукции, переработка на непищевые цели.

Следуя рекомендациям Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (англ. Food and Agriculture Organization, FAO), которая является ведущей международной организацией и занимается проблемами продовольствия и дефицита продуктов питания в мире, в России принято считать, что продовольственная независимость страны считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в стране составляет не менее восьмидесяти процентов годовых потребностей населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами.

Международная концепция продовольственной безопасности, определенная ФАО, существенные акценты делает на проблемы «бедности» и справедливого распределения основных продуктов питания.

С середины XX века в качестве главных целевых установок в социально -экономическом развитии любого общества стали применяться:

• обеспечение качества жизни населения (общегосударственные социальные стандарты);

• обеспечение необходимых темпов экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики.

В качестве обобщающего показателя уровня и качества жизни населения отдельной страны и ее положения относительно других стан мира используется индекс развития человеческого потенциала ООН (ИРЧП, иначе - индекс человеческого развития). Это интегральный показатель, состоящий из трех компонентов: средний ожидаемой продолжительности жизни людей, уровня образованности и реальной величины средних доходов жителей.

Исходя из рангов стран по ИРЧП, эксперты ООН делят страны мира на три группы: страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала; страны со средним уровнем развития человеческого потенциала и страны с низким уровнем развития человеческого потенциала.

Оценка качества жизни предполагает измерение всех социально-экономических условий страны (региона) для обеспечения развития физических, духовных и социальных потребностей человека. Безопасность - одна из основных потребностей человека. Она не может быть обеспечена без безопасности в области питания.

Уровень экономического развития страны определяет приоритеты и возможности обеспечения продовольственной безопасности нации.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации повышение качества жизни граждан должно гарантироваться, в том числе и за счет обеспечения продовольственной безопасности [2]. В связи с этим к числу ключевых компонентов оценки социально-экономической ситуации в стране (регионе) отнесена динамика потребления и качества пищевых продуктов.

В ноябре 2013 г. правительство Российской Федерации для проведения мониторинга продовольственной безопасности страны своим распоряжением утвердило перечень из нескольких сотен показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности [3]. Однако, система показателей, предложенная данным распоряжением, на сегодняшний день трудно применима для характеристики продовольственной безопасности страны на протяжении 1990 - 2016 гг.

Заключение

Таким образом, реальная оценка степени обеспечения национальной продовольственной безопасности России, конституированная нормативными документами РФ, сводится к расчету уровня самообеспеченности страны по определенным в Доктрине видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия.

Остальные показатели, определенные Доктриной и другими документами, такие как показатели, характеризующие производство и потребление продуктов продовольственных продуктов, обеспечивающих рациональное питание, объемы импорта социальнозначимых продуктов, их доли на национальном рынке и т.д. , не имеют установленных целевых значений при оценке степени обеспечения национальной продовольственной безопасности РФ.

Действующая нормативно-правовая база, регулирующая обеспечение продовольственной безопасности, уровень информационного обеспечения и мониторинга структурных составляющих продовольственной безопасности не позволяют в настоящее время характеризовать состояние «экономической доступности» продуктов питания в России. Уровень экономического развития России и современные политические обстоятельства, влияющие на цели и приоритеты развития страны, во многом объясняют подход, конституированный российским законодательством. Необходимо согласиться, что основной задачей на данном этапе обеспечения продовольственной безопасности является успешное функционирование и развитие аграрного сектора.

Следует ожидать, что усиление экономических и политических позиций России приведет к смене приоритетов внутри модели обеспечения продовольственной безопасности. «Экономическая доступность» рационального питания станет возможна для населения страны.

Библиографический список

1. Доктрина продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс]:

утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120: URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm (Дата обращения: 20.08.2016)

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: [Электронный ресурс] :утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683: URL: http://www.scrfgov.ru/documents/1/133.html (Дата обращения: 20.02.2016)

3. О перечне показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации: [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 2138-р:

URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70413268/#ixzz4VVajPJN2

4. Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН

(англ. Food and Agriculture Organization, FAO): URL: http://www.fao.org/home/ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.