ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (АПК) THE ECONOMY OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AIC)
Научная статья
DOI 10.34130/2070-4992-2022-2-4-447 УДК 335.65(470.1)
Продовольственная безопасность Российской Федерации в условиях международных санкций
Валентин Александрович Иванов
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми научного центра Уральского отделения РАН, г. Сыктывкар, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9184-6172
Аннотация. В условиях сложной международной ситуации, обусловленной усилением санкций западных стран, становится особенно актуальным укрепление продовольственной безопасности Российской Федерации. Для этого потребуется усиление роли государства в развитии агропродовольственной системы, преодоление зависимости от импортных средств, технологий, семян и генетического материала в животноводстве, повышение уровня экономической и физической доступности качественного и безопасного продовольствия. Цель исследования: охарактеризовать состояние, выявить риски и угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации и меры по их преодолению, которые могут быть реализованы в условиях усиления международных санкционных ограничений. Методология исследования базируется на научных трудах ученых-аграрников относительно определения сущности продовольственной безопасности, показателей ее оценки. При подготовке статьи использовались аналитический, статистический, логический, монографический методы исследования. Информационной и эмпирической базой исследования послужили работы отечественных ученых по вопросам продовольственной безопасности и данные федеральной государственной статистики. В статье определена сущность, ключевые компоненты, показатели оценки продовольственной безопасности. Дана оценка продовольственной независимости нашей страны. Показано влияние состояния сельского хозяйства на самообеспечение агропродовольственной продукцией. Особое внимание уделяется рискам и угрозам продовольственной безопасности. Предложены меры для их преодоления. Полученные результаты могут быть использованы при выработке мер по усилению продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с изменившими геополитическими условиями. Изложенные подходы к оценке и укреплению продовольственной безопасности могут быть использованы также в дальнейшей научно-исследовательской работе автора и образовательном процессе. Направления будущих исследований связаны с обоснованием организационно-экономического механизма, который позволил бы сформировать главные составляющие продовольственной безопасности в зоне Севера и Арктики — наращивание производства агропрод-овольственной продукции, обеспечение экономической и физической доступности качественного и безопасного продовольствия населению по рациональным нормам потребления.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, сущность, показатели оценки, продовольственная независимость, экономическая и физическая доступность продуктов питания, риски, угрозы, Российская Федерация
Финансирование. Работа выполнена по теме НИР «Устойчивое ресурсопользование северного региона: факторы и модели» (№государственного учета 121021800128-8).
Для цитирования: Иванов В. А. Продовольственная безопасность Российской Федерации в условиях международных санкций // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 4. С. 447-455. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-4-447
Original article
Food Security of the Russian Federation in the Context of International Sanctions
Valentin A. Ivanov
Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North of the Komi Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9184-6172
Abstract. In the context of a difficult international situation, which causes the strengthening of sanctions by Western countries, it becomes especially important to strengthen the food security of the Russian Federation. To solve it, it will require strengthening the role of the state in the development of the agro-food system, overcoming dependence on imported funds, technologies, seeds and genetic material in animal husbandry, increasing the level of economic and physical accessibility of high-quality and safe food. The purpose of the study is to characterize the state, identify risks and threats to the food security of the Russian Federation and measures to overcome them that can be implemented in conditions of increased international sanctions restrictions. The methodology of the study is based on the scientific works of agricultural scientists regarding the definition of the essence of food security, indicators of its assessment. Analytical, statistical, logical, and monographic research methods were used in the preparation of the article. The information and empirical basis of the study was the work of domestic scientists on food security and data from federal state statistics. The article defines the essence, key components, and indicators of food security assessment. The assessment of the food independence of our country is given. The influence of the state of agriculture on self-sufficiency with agri-food products is shown. Special attention is paid to the risks and threats to food security. Measures to overcome them are proposed. The results obtained can be used to develop measures to accelerate the food security of the Russian Federation in accordance with the changed geopolitical conditions. The described approaches to assessing and strengthening food security can also be used in the further research work of the author and the educational process. The directions of future research are related to the substantiation of an organizational and economic mechanism that would allow forming the main components of food security in the North and Arctic zone — increasing the production of agri-food products, ensuring economic and physical accessibility of high-quality and safe food to the population according to rational consumption standards.
Keywords: food security, essence, evaluation indicators, food independence, economic and physical accessibility of food, risks, threats, Russian Federation
Funding. The work was carried out on the research topic "Sustainable resource use of the northern region: factors and models" (No. of state accounting 121021800128-8).
For citation: Ivanov V.A. Food security of the Russian federation in the context of international sanctions. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2, issue 4. Рр. 447-455. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-4-447
Введение
Продовольственная безопасность — важнейшая составляющая национальной безопасности, повышения качества жизни населения путем обеспечения безопасными продуктами питания. Сейчас на планете голодает почти 1 млрд человек. При этом свыше двух третей голодающих приходится на сельскую местность [1]. В этой связи Россия, располагающая огромным сельскохозяйственным и людским потенциалом, может внести существенный вклад в решение проблемы обеспечения мировой продовольственной безопасности [2; 3].
Решению этой проблемы в Российской Федерации посвящены многочисленные научные исследования видных экономистов-аграрников [4-9]. В последние годы усилилось внимание ученых к
вопросам продовольственной безопасности населения в экстремальных природных условиях северных и арктических территорий [10-13].
В настоящее время актуальность исследования продовольственной безопасности России и ее регионов обусловлена сложной политической и экономической ситуацией. В этих условиях главными задачами укрепления продовольственной безопасности являются преодоление высокой зависимости отечественного сельского хозяйства от импорта техники, оборудования, технологий, семян и генетического материала в животноводстве, сокращение бедности населения, прежде всего сельского. Именно с учетом негативно складывающейся геополитической ситуации автор рассматривает решение проблемы продовольственной безопасности страны.
Теория / методология исследования
Понятие «продовольственная безопасность» впервые было введено в начале 1940-х гг. [14]. В течение длительного времени понимание продовольственной безопасности было сосредоточено на гарантиро-ванности доступа к продуктам питания. Гарантированность и доступ продовольствия формулировались через концепцию прав [15].
Сущность, показатели этого понятия определены в международных документах по продовольственной безопасности [16-18], а также в новой редакции Доктрины продовольственной безопасности РФ [19].
Обзор литературы позволяет выделить три подхода к обеспечению продовольственной безопасности: протекционистский, экспортно-ориентированный и промежуточный (смешанный) [3; 20]. Государства, использующие протекционистский подход, существенно поддерживают сельское хозяйство. Так доля государственной поддержки в доходах фермерских хозяйств в 2017 г. в Японии составила 49,2 %, Швейцарии — 50,9 %, Норвегии — 53 %, Корее — 53,5 %, Исландии — 55,7 % [21]. Следует отметить, что страны Запада оказывают большую финансовую помощь как самой аграрной отрасли, так и устойчивому развитию сельских территорий [22-23].
Решение проблемы продовольственной безопасности носит междисциплинарный характер. Следовательно, ее обеспечение должны решать многие специалисты.
Результаты исследования и их обсуждение
Продовольственная независимость в первую очередь зависит от состояния сельского хозяйства. В РФ можно выделить два этапа в развитии агарного сектора. Первый охватывает 1990-1999 гг., второй -2000-2020 гг. Первый период характеризуется затяжным кризисом отрасли и резким спадом основных видов аграрной продукции. За 1990-1999 гг. среднегодовые темпы снижения производства зерна достигли 8,1 %, сахарной свеклы — 8 %, мяса — 9,1 %, молока — 5,9 %, яиц -3,9 %. Во второй период темпы прироста зерна составили 3,7 %, сахарной свеклы — 4,5 %, семян подсолнечника — 6,4 %, овощей — 1,3 %, мяса — 4,6 %, яйца — 1,4 % (табл. 1).
Весьма положительное влияние на развитие аграрной сферы оказало введение запрета на импорт продовольствия из стран Запада, а также усиление государственной поддержки. Эти меры позволили увеличить производство продукции растениеводства и животноводства (табл. 2).
Таблица 1
Среднегодовые темпы прироста (снижения — ) производства продукции сельского хозяйства России, %
Table 1
The average annual growth rate (decrease — ) of agricultural production in Russia, %
Годы Зерно Сахарная свекла Семена подсолнечника Картофель Овощи Мясо (уб. вес) Молоко Яйцо
1990-1999 гг. -8,1 -8,0 -1,7й 0,2 2,0 - 9,1 - S,9 - 3,9
2000-2020 гг. 3,7 4,5 6,4 S,2 1,3 4,6 0 1,4
"1990-1998 гг.
Источник: данные Росстата. Source: Rosstat data.
Таблица 2
Производство продукции во всех категориях хозяйств России за 2014-2020 гг.
Table 2
Production in all categories of farms in Russia for 2014-2020
Продукция 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Индекс производства валовой продукции в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 104,1 102,1 104,8 102,9 99,8 104,3 101,3
В том числе Продукция растениеводства 105,4 102,1 107,8 103,3 98,5 106,6 100,7
Продукция животноводства 102,8 102,0 101,8 102,6 101,1 101,9 101,9
Валовой сбор, млн т Зерна 105,2 104,7 120,7 135,5 113,3 121,2 133,5
Сахарной свеклы 33,5 39,0 51,3 51,9 47,1 54,4 33,9
Семян подсолнечника 8,5 9,3 11,0 10,5 12,8 15,4 13,3
Овощей 12,8 13,2 13,2 13,6 13,7 14,1 13,9
Производство Скота и птицы на убой, млн т 9,0 9,5 9,9 10,3 10,6 10,9 11,2
Молока, млн шт. 30,0 29,9 29,8 30,2 30,6 31,4 32,2
Яйца, млрд штук 41,7 42,5 43,5 44,8 44,5 44,9 44,9
Источник: данные Росстата.
Source: Rosstat data.
Увеличение продукции было достигнуто в основном за счет интенсивных факторов. В 2020 г. по сравнению с 2000 г. урожайность зерновых увеличилась на 83 %, сахарной свеклы — на 97 %, подсолнечника — на 77 %, картофеля — на 58 %, овощей — на 71 %, надой молока на корову — на 93 %, яйценоскость в сельхозорганизациях — на 18 %, продукция выращивания крупного рогатого скота — на 39 %, свиней -на 91 % (табл. 3).
Рост производства продукции за 2000-2020 гг. позволил повысить уровень самообеспечения населения Российской Федерации по зерну с 103 до 155 %, овощам и бахчевым — с 86 до 87%, мясу и мясопродуктам — с 67 до 100 %. В настоящее время показатели продовольственной независимости выше уровня 1990 г. по зерну, овощам и бахчевым, мясу и мясопродуктам. По яйцу и яйцепродуктам самообеспеченность осталась на прежнем уровне (97 %). Лишь по картофелю, молоку и молочным продуктам этот показатель остался ниже дореформенного уровня.
Таблица 3
Урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы во всех категориях хозяйств России за 2000-2020 гг.
Table 3
Crop yields, livestock and poultry productivity in all categories of farms in Russia for 2000-2020
Урожайность, продуктивность 2000 2010 2018 2019 2020
Зерновые, ц с 1 га 15,6 18,3 25,4 26,7 28,6
Сахарная свекла, ц с 1 га 188 241 381 480 370
Подсолнечник, ц с 1 га 9,0 8,9 16,0 18,3 15,9
Картофель, ц с 1 га 105 100 170 178 166
Овощи, ц 1 га 143 179 243 251 245
Надой молока на одну корову, кг 2502 3776 4492 4642 4839
Яйценоскость кур-несушек в сельхозорганизациях, шт. 264 307 305 311 312
Продукция выращивания скота на одну голову, кг
крупного рогатого скота 114 144 155 158 159
свиней 114 179 208 216 218
Источник: данные Росстата. Source: Rosstat data.
Несмотря на успехи, сейчас наша страна отстает от развитых стран по потреблению важнейших продуктов питания (табл. 4).
Укрепление продовольственной безопасности в условиях усиления международных санкционных ограничений сопряжено с преодолением рисков и угроз. Отметим основные из них: снижение инвестиционной привлекательности сельского и рыбного хозяйства; дефицит квалифицированных кадров; низкий уровень энерговооруженности; снижение плодородия обрабатываемых сельскохозяйственных угодий; недостаточная конкурентоспособность отдельных видов пищевой продукции; низкая обеспеченность отечественными генетическими ресурсами животных и растений; недостаточная обеспеченность хранилищами для сельскохозяйственной продукции; социальные угрозы, обусловленные различиями в уровне и качестве жизни городского и сельского населения.
Таблица 4
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год за 2019 г., кг
Table 4
Consumption of basic foodstuffs per capita per year for 2019, kg
Страна Мясо и мясопродукты Молоко и молоко-продукты Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Растительное масло Хлебные продукты
Россия 70 234 108 62 14 116
Австрия 94 403 11325 10625 1525
Беларусь 94 246 152 97 18 76
Германия 8715 17125 10015 82 1625 9015
Италия 8225 19225 12525 13025 2625 111
Финляндия 79 45,2 8425 7125 1025
Япония 4025 9315 9325 3425 1625 8615
США 125 294 11325 10825 2025
15 2017 г. 25 2018 г.
Источник: данные Росстата.
Source: Rosstat data.
Продовольственная безопасность зависит, прежде всего, от обеспечения отечественными семенами, генетическим материалом животноводства, техникой, оборудованием и технологиями. В новой редакции Доктрины продовольственной безопасности, кроме обеспечения семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции не менее 75 %, ничего не сказано о других составляющих технологической независимости аграрного сектора.
На экономическую доступность продовольствия влияет высокая бедность населения, особенно сельского. Бедное население основную долю располагаемых ресурсов тратит на питание. В 2021 г. в России расходы на питание домашних хозяйств с денежными доходами ниже границы бедности составили 49,3 %, а крайне бедных домашних хозяйств — 52,9 %. Малоимущее и крайне бедное население не в состоянии обеспечить потребление основными продуктами питания, не говоря о качественном и безопасном продовольствии, в соответствии с рациональными нормами потребления. В целом по стране уровень потребления в малоимущих домохозяйствах по отношению к рациональным нормам хлеба и хлебобулочных изделий составляет 89 %, картофеля — 50 %, овощей и бахчевых — 46 %, фруктов и ягод
— 46 %, мяса и мясопродуктов — 55 %, яиц — 68 %, рыбы и рыбопродуктов — 66 %, масла растительного и жиров — 74 %. Лишь по сахару и кондитерским изделиям уровень потребления соответствует рациональным нормам (табл. 5).
Анализ потребления продуктов по децильным группам показал, что в первой группе (с наименьшими доходами) уровень потребления к рациональным нормам по хлебным продуктам составляет 90 %, картофелю — 54 %, овощам и бахчевым — 59 %, фруктам и ягодам — 43 %, мясу и мясопродуктам — 84 %, молоку и молокопродуктам — 55 %, яйцу — 69 %, рыбе и рыбопродуктам — 64 %, маслу растительному
— 75 %. Домохозяйства с наибольшими располагаемыми доходами (десятая децильная группа) превысили потребление фруктов и ягод по отношению к рациональным нормам потребления на 6 %, мяса
и мясопродуктов — на 52 %, молока и молочных продуктов — на 7 %, яиц — на 10 %, рыбы и рыбопродуктов — на 36 %, сахара и кондитерских изделий — на 38 % (табл. 6).
Таблица 5
Состояние потребления основных продуктов питания в Российской Федерации в домашних хозяйствах с денежными доходами ниже границы бедности к рациональным нормам в 2021 г., кг
Table 5
Consumption of basic foodstuffs in households with monetary incomes below the poverty line in 2021, kg
Моло- Масло
Страна, Федеральный округ Хлеб и хлебные продукты Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Мясо и мясные про-дук-ты ко и молочные продукты Яйца, штук Рыба и рыбные продукты Сахар и кондитерские изделия расти-тельное и другие жиры
Рациональные
нормы потребления на 96 90 140 100 73 325 260 22 24 12
душу населения*
Российская Федерация 85,0 46,2 64,1 42,8 64,4 179,8 176 14,5 24,4 8,9
Центральный 72,9 43,7 62,5 40,8 68,3 178,8 184 14,4 23,3 8,5
Северо-Западный 74,4 44,7 55,5 37,5 67,4 184,2 181 14,4 25,3 8,5
Южный 73,1 35,7 74,1 40,4 66,6 169,5 170 13,6 22,3 8,3
Северо-Кавказский 130,2 58,1 93,6 61,9 66,7 245,4 184 15,2 29,9 10,5
Приволжский 77,0 44,4 61,3 40,7 61,7 167,1 174 13,2 24,4 7,7
Уральский 79,9 42,6 62,7 45,3 67,6 169,8 186 15,2 28,9 8,5
Сибирский 79,5 48,5 50,8 36,0 57,3 141,8 165 12,4 22,2 8,3
Дальневосточный 77,7 43,5 51,2 37,6 63,5 168,0 168 17,8 21,2 9,8
*Утверждены Приказом Минздрава РФ от 19.08.2016 г. № 614.
Источник: данные Росстата.
Source: Rosstat data.
Сохранение продовольственного суверенитета страны, повышение уровня экономической и физической доступности продовольствия, обеспечение безопасности пищевой продукции для потребителей потребует реализации от государства следующих первоочередных мер:
• преодоления низкого уровня инвестиционно-инновационной активности в агропродовольствен-ной сфере;
• ликвидации дефицита в сельском хозяйстве квалифицированных кадров;
• развития аграрной науки для преодоления технологической независимости в агропродо-вольственной сфере;
• сокращения бедных;
• обеспечения нормативно-правового регулирования и контроля за качеством и безопасностью продуктов питания.
Таблица 6
Доля потребления продуктов питания к рациональным нормам по децильным группам доходов населения России в 2020 г., %
Table 6
The share of food consumption to rational norms by decile income groups of the Russian population in 2020, %
Продукты Пер-вая Вто-рая Третья Четвертая Пятая Шестая Седьмая Восьмая Девятая Десятая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Хлебные продукты 90 95 97 101 102 102 102 105 103 98
Картофель 54 59 62 64 64 66 64 66 64 60
Овощи и бахчевые 49 59 66 71 74 79 82 85 88 86
Фрукты и ягоды 43 55 62 69 74 80 85 95 97 106
Окончание табл. б End of Table 6
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Мясо и мясопродукты 84 101 110 116 125 132 140 148 152 152
Молоко и молочные продукты 55 66 72 78 82 86 90 95 99 107
Яйца, шт. 69 78 82 87 90 92 97 103 108 110
Рыба и рыбопродукты 64 72 86 91 95 105 05 123 123 136
Сахар и кондитерские изделия 100 117 121 129 133 133 138 146 142 138
Масло растительное 75 83 83 92 92 92 92 92 92 92
Примечание: рациональные нормы потребления в год на человека составляют: по хлебным продуктам — 96 кг, картофелю — 90 кг, овощам и бахчевым — 140 кг, фруктам и ягодам — 100 кг, мясу и мясопродуктам — 73 кг, молоку и молокопродуктам — 325 кг, яйцу — 260 шт., рыбе и рыбопродуктам — 22 кг, сахару — 24 кг, растительному маслу - 12 кг.
Источник: рассчитано по данным Росстата.
Source: сalculated according to Rosstat data.
Заключение
На основании представленного исследования сделаем выводы.
1. Продовольственная независимость России носит циклический характер и зависит от развития сельского хозяйства. Принятые в последнее десятилетие меры по усилению финансовой поддержки отрасли, введение запрета на ввоз западного продовольствия позволили достигнуть уровня продовольственной независимости по зерну, мясу и мясопродуктам, яйцу и яйцепродуктам.
2. Для преодоления рисков и угроз обеспечения продовольственной безопасности требуется активизировать инвестиционно-инновационную активность в агропродовольственной системе, ликвидировать дефицит квалифицированных кадров, развивать аграрную науку с целью обеспечения отечественным генетическим материалом сельскохозяйственных культур и животных, обеспечить производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия российской техникой, оборудованием и технологиями, усилить правовое регулирование и контроль за качеством и безопасностью продуктов питания, повысить качество жизни сельского населения, сократить его бедность.
3. Продовольственная независимость Российской Федерации зависит от того, насколько удастся адаптировать сельское хозяйство к нынешним геополитическим условиям и принять меры по обеспечению технологического суверенитета. В новой редакции Доктрины продовольственной безопасности необходимо ввести пороговые значения обеспечения животноводства отечественным генетическим материалом, ветеринарными препаратами, средствами защиты растений, агропродовольственного сектора - техникой и оборудованием.
Список источников
1. Sustainable Development Goals. URL: https://www.un.org/ sustainable development/ru (дата обращения: 28.09.2022).
2. Ушачев И. Г. Продовольственная безопасность России в рамках глобального партнерства. М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2013. 136 с.
3. Папцов А. Г., Шеламова Н. А. Глобальная продовольственная безопасность в условиях климатических изменений. М.: РАН, 2018. 132 с.
4. Алтухов А. И. Продовольственная безопасность — важный фактор стабильности России // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 12. С. 13-18.
5. Анфиногентова А. А., Блинова Т. В, Решетникова Е. Г. и др. Социально-экономические приоритеты обеспечения продовольственной безопасности России / под. ред. акад. А. А. Анфиногентовой. Саратов: Саратовский источник, ИАгП РАН. 2012. 273 с.
6. Ушачев И. Г. Продовольственная безопасность России в рамках глобального партнерства. М.: ГНУ ВНИИЭСХ. 2013. 136 с.
7. Милосердов В. В. Продовольственная безопасность: причины и задачи по ее обеспечению // Агропродовольственная политика России. 2014. № 8(32). С. 2-9.
8. Ушачев И., Чекалин В. Новая доктрина продовольственной безопасности и меры по реализации ее основных положений // АПК: экономика, управление. 2020. № 4. С. 4-12. DOI: 10.33305/204-4.
9. Ушачев И., Колесников А. Научные подходы к оценке обеспечения продовольственной независимости Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2022. № 3. С. 3-18.
10. Гассий В. В., Потравная Е. В. Перспективы развития местного производства продовольственных товаров при промышленном освоении в Арктической зоне // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2018. № 4. URL:http://iagpran.ru/datas/users/616b700efb48a69e55c51fb5eea0f65b.pdf (дата обращения: 30.09.2022).
11. Иванов В. А. Особенности обеспечения продовольственной безопасности населения Севера и Арктики России // Арктика: экология и экономика. 2021. Т. 11. №4. С. 596-606.
12. In Alaska' s People and Economy. Anchorage. October, 2011.
13. Stephen J., Tierney A. Multiculturalism and the Canadian Constitution, Edit // UBC Press. 2007. рр. 27. URL: http://www.fao/org/docrep/meeting/026/MD776E (дата обращения: 30.09.2022).
14. Sen A. Poverty and Famine: an Essay on Entitlement and Deprivation, Oxford University Press, New York. 1981. 257 p.
15. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. Рим, 13.11.1996. URL: http//www/g20civil.com/ ru/documents /205/577/ (дата обращения: 30.09.2022).
16. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. Рим. 2009. URL: http//www/g20civil.com/ru/documents/205/577/ (дата обращения: 30.09.2022).
17. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. Рим. 2009. URL: http//www/g20civil.com/ru/documents/205/577/ (дата обращения: 30.09.2022).
18. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010. № 120 (58). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/80cdf1ca0fda71aadc0abd 3660386d29e759da50/ (дата обращения: 30.09.2022).
19. Плугов А. Г. Мировой опыт обеспечения продовольственной безопасности и его использование в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. 25 с.
20. Agricultural Policy monitoring and evaluation 2018 // OECD Publishing, Paris. URL: http://doi.org/ 10.1787/agr_poil,2018 (дата обращения: 30.09.2022).
21. European Agricultural Guarantee Fund // European Agricultural Fund юг Rural Development. URL: http://doi.org/10.1787/agr_poil,2018 (дата обращения: 30.09.2022).
22. Fact Sheets on the European Union.2019. Available at. URL: http: //www.europarl.ruropa.eu/factsheets/en (дата обращения: 30.09.2022).
References
1. Sustainable Development Goals. Available at: https://www.un.org / sustainabledevelopment/ru (accessed: 28.09.2022).
2. Ushachev I. G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii v ramkaxglobal'nogo partnerstva [Food security of Russia in the framework of the global partnership]. Moscow: GNU VNIIESH, 2013. 136 p. (In Russ.).
3. Paptsov A. G., Shelamova N. A. Global'naya prodovol'stvennaya bezopasnost' v usloviyax klimaticheskix izmenenij [Global food security in conditions of climate change]. Moscow: RAS, 2018. 132 p. (In Russ.).
4. Altukhov A. I. Food security is an important factor of Russia's stability. E'konomika sel'skogo xozyajstva Rossii [The economics of agriculture in Russia], 2008, no. 12, pp. 13-18. (In Russ.).
5. Anfinogentova A. A., Blinova T. V., Reshetnikova E. G. et al. Social'no-e'konomicheskie prioritety' obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii [Socio-economic priorities of ensuring food security in Russia]. Ed. akad. A. A. Anfinogentova. Saratov: Saratov source, IAgP RAS. 2012. 273 p. (In Russ.).
6. Ushachev I. G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii v ramkaxglobal'nogo partnerstva [Food security of Russia within the framework of the global partnership]. Moscow: GNU VNIIESH. 2013. 136 p. (In Russ.).
7. Miloserdov V. V. Food security: reasons and tasks for its provision. AgroprodovoFstvennaya politika Rossii [Agro-food policy of Russia], 2014, no. 8(32), pp. 2-9. (In Russ.).
8. Ushachev I., Chekalin V. The new doctrine of food security and measures to implement its main provisions. APK: e'konomika, upravlenie [Agroindustrial complex: economics, management], 2020, no. 4, pp. 4-12. DOI: 10.33305/204-4. (In Russ.).
9. Ushachev I., Kolesnikov A. Scientific approaches to assessing food independence of the Russian FederationK) APK: e'konomika, upravlenie [Agroindustrial complex: economics, management], 2022, no. 3, pp. 3-18. (In Russ.).
10. Gassiy V. V., Potravnaya E. V. Prospects for the development of local food production during industrial development in the Arctic zone. Regional'ny'e agrosistemy': e'konomika isociologiya [Regional agricultural systems: economics and sociology], 2018, no. 4. Available at: http://iagpran.ru/datas/users/61 6b700efb48a69e55c51fb5eea0f65b.pdf (accessed: 30.09.2022). (In Russ.).
11. Ivanov V. A. Features of ensuring food security of the population of the North and the Arctic of Russia. Arktika: e^kologiya i ekonomika [Arctic: ecology and economics], 2021, vol. 11, no. 4, pp. 596-606. (In Russ.).
12. In Alaska's People and Economy. Anchorage. October, 2011.
13. Stephen J., Tierney A., 2007. Multiculturalism and the Canadian Constitution, Edit. UBC Press. pp. 27. Available at: http://www.fao/org/docrep/meeting/026/MD776E (accessed: 30.09.2022).
14. Sen A., 1981. Poverty and Famine: an Essay on Entitlement and Deprivation, Oxford University Press, New York. 257 p.
15. Rimskaya deklaraciya o vsemirnoj prodovoFstvennoj bezopasnosti [Rome Declaration on World Food Security]. Rome, 13.11.1996. Available at: http//www/g20civil.com/ru/documents/205/577/ (accessed: 30.09.2022). (In Russ.).
16. Rimskaya deklaraciya o vsemirnoj prodovoFstvennoj bezopasnosti i Plan dejstvij Vsemirnoj vstrechi na vy^sshem urovne po problemam prodovoFstviya [Rome Declaration on World Food Security and Plan of Action of the World Food Summit]. Rome. 2009. Available at: http//www/g20civil.com/en/documents/205/577/ (accessed: 30.09.2022). (In Russ.).
17. Rimskaya deklaraciya o vsemirnoj prodovoFstvennoj bezopasnosti i Plan dejstvij Vsemirnoj vstrechi na vy^sshem urovne po problemam prodovoFstviya [Rome Declaration on World Food Security and Plan Action of the World Food Summit]. Rome. 2009. Available at: http//www/g20civil.com/en/documents/205/577/ (date of application: 30.09.2022). (In Russ.).
18. Doktrina prodovoFstvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010. № 120(58) [The Doctrine of Food security of the Russian Federation Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 30.01.2010. No. 120(58)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/80cdf1ca0fda71 aadc0abd3660386d29e759da50 / (accessed: 30.09.2022). (In Russ.).
19. Plugov A. G. Mirovoj opy^t obespecheniya prodovoFstvennoj bezopasnosti i ego ispoFzovanie v Rossii: Avtoref. dis.... kand. e^kon. nauk [World experience in ensuring food security and its use in Russia: Abstract. dis. ... Candidate of Economic Sciences]. Moscow, 2010. 25 p. (In Russ.).
20. Agricultural Policy monitoring and evaluation 2018. http://doi.org/10.1787/agr_poil ,2018 (accessed: 30.09.2022).
21. European Agricultural Guarantee Fund. European Agricultural http://doi.org/10.1787/agr_poil ,2018 (accessed: 30.09.2022).
22. Fact Sheets on the European Union. 2019. Available at: http: //www.europarl.ruropa.eu/factsheets/en (accessed: 30.09.2022).
Информация об авторе
Валентин Александрович Иванов — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экономики природопользования, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (Российская Федерация, 167982, г. Сыктывкар, Коммунистическая ул., д. 26).
Information about the author
Valentin A. Ivanov — Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Environmental Economics, Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (26 Kommunisticheskaya str., Syktyvkar, 167982, Russian Federation).
Статья поступила в редакцию: 12.10.2022 Одобрена после рецензирования: 27.10.2022 Принята к публикации: 17.11.2022
The article was submitted: 12.10.2022 Approved after reviewing: 27.10.2022 Accepted for publication: 17.11.2022
OECD Publishing, Paris. Available at: Fund for Rural Development. Available at: