Продовольственная безопасность России в современных экономических условиях
И.А. Красюк
Торговля, как и другие отрасли современной экономики, развивается на основе взаимодействия двух начал: рыночного и государственного. Регулирование торговли предполагает создание условий эффективного функционирования предприятий торговли, пищевой отрасли и других субъектов товарного рын-УДК 339.5.338.439.02 ка. Сейчас уже кажутся бессмысленными дискуссии по поводу ББК 65.428:65.9(°)-98 целесообразности государственного регулирования экономики К-785 и рыночного планирования. Рыночный тип регулирования соз-
давался в период формирования капиталистических отношений, для него была характерны локальные масштабы производства и невысокая обеспеченность товарами, развитие малого и среднего бизнеса.
Рыночное регулирование показало себя недостаточно эффективным уже в конце 19 века, к тому же многие государства стремятся проводить социально ориентированную внутреннюю политику, которая обеспечивает создание необходимого уровня конкуренции на рынке потребительских товаров и услуг. В результате уже к середине 1930-х были сформулированы основные принципы нерыночного регулирования экономической деятельности, и соответствующие методы применяются практически постоянно в разных сочетаниях в зависимости от экономической ситуации.
Обеспечение экономической устойчивости России, её интеграция в мировую экономику невозможны без рациональной и эффективной государственной политики в области торговли. Состояние современной экономики во многом зависит от положения потребительского рынка. Падение объемов продаж на потребительском рынке считается важнейшим симптомом замедления экономического роста страны. Процессы глобализации экономики, рост доходов и уровня жизни части населения формируют требования потребителей к качеству услуг розничной торговли, ассортименту и качеству товаров. Повышение требований к качеству товаров и услуг не только стимулирует конкуренцию предприятий розничной торговли на потребительском рынке, но и вызывает рост торговой наценки, а, сле-
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
довательно, и повышение розничных цен. Повышение розничных цен отрицательно сказывается, прежде всего, на уровне жизни социально незащищенных слоев населения и может иметь негативные последствия. Следовательно, необходимо обеспечение комплексного государственного подхода к регулированию торговой деятельности1.
На рисунке 1 показаны основные направления государственного регулирования торговой отрасли.
Рисунок 1
Основные направления государственного регулирования деятельности торговой отрасли [Разработан автором по материалам2]
Принципы обеспечения добросовестной конкуренции формировались на протяжении более 100 лет, в течение которых в развитых странах сложились собственные системы государственного регулирования, учитывающие особенности и традиции деловой практики (см. рисунок 2).
1 Панкова, Н.В., Иванова, С.В. Концептуальные основы управления социально-экономической эффективностью сферы розничной торговли [текст]: коллективная монография / ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; под общ. ред. Н.В. Панковой. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. -531 с., С. 108.
2 Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», глава 1. ». [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения 10.12.2014)
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
69 0
Рисунок 2
Принципы государственной политики [Разработан автором]
Г~
с огл ас о ванн ость деи ствия инструментов рьшочн ей конкуренции и гос .регулирования рынка
контроль государства за соблюдением установленных правовых норм ведши я бизнеса
Принципы
государственнс политики
влияни е на результаты деятельности участников оынка
нейтрализация негативных последствий конкуренции
V.
Государственная политика перераспределения доходов учитывает национальные, социальные, экологические и другие особенности развития страны. Она реализуется через комплекс налоговых и кредитно-финансовых мер, обеспечивающих льготные условия деятельности для предприятий отраслей, выполняющих социально значимые функции.
В современной экономике сформировались и применяются различные методы государственного экономического и неэкономического воздействия на рынок. Все они направлены на обеспечение хозяйственной свободы деятельности предпринимателей и свободу выбор товаров потребителем. Обеспечение продовольственной безопасности является одним из методов государственного регулирования экономики.
История политики импортозамещения имеет длительный период, более ста лет. Ученые-экономисты так и не пришли к единому мнению по этому вопросу - это благо для страны? Вопрос сложный, он не предполагает простой ответ. Так как с одной стороны речь идет о геополитических рисках, а с другой - об экономической безопасности страны. Импортозамещение - это механизм, направленный на уменьшение или ликвидацию импорта иностранных товаров на внутреннем. Интернационализация розничной торговли - это хорошо развитый процесс. Поиск источников и закупка товаров имеют давние традиции в странах с хорошо развитыми торговыми маршрутами и поэтому потребители имеют возможность выбирать из большого количества товаров с низкими ценами.3
3 Кент Т, Омар О. Розничная торговля [текст]: Издательство: Юнити-Дана, 2012 г., 719 с., С.156
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
В сложившейся экономической ситуации Российская Федерация была вынуждена ответить на санкции Европейского сообщества и США, у которых сложилось мнение, что Россия не может конкурировать с ними как на внешнем, так и на внутреннем рынке потребительских товаров.
Вопрос импортозамещения для России не является новым. Ранее приоритетными направлениями деятельности страны было заимствование новых технологий, пополнение бюджета налогами зарубежных компаний. Импортозамещение направлено на повышение продовольственной безопасности страны. В связи с этим возрастет роль торговли, как интегрирующей системы между сельским хозяйством, пищевой промышленностью, потребителем. Специфической особенностью этого взаимодействия является обострение взаимоотношений «розничная сеть-потребитель», выражающаяся в жестких требованиях сетей по доставке, гарантированному ассортименту и гарантированным объемам продаж, условиям ввода и вывода отдельных товаров, в системе скидок и отсрочек платежей, по предоставлению оборудования в торговые залы и т.п.4
Как должна развиваться торговая отрасль, каковы её стратегические перспективы? Ответы на эти и другие вопросы дает утвержденная правительством России Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 №422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года). В Стратегии определены количественные и качественные индикаторы развития торговой отрасли5. В России будет открыта сеть оптовых продовольственных рынков в городах численностью до 300 тыс. человек и проведение ярмарок для реализации сельскохозяйственной продукции численностью до 30 тыс. человек
Импортозамещение невозможно без активной поддержки АПК, вложения инвестиций, увеличения количества пахотных площадей, поголовья крупного рогатого скота, возрождения форелевых хозяйств и звероферм и пр. Государственная поддержка приоритетных направлений развития АПК должна обеспечить синергетику взаимодействия с пищевой промышленностью и торговлей. Ценообразование сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров должно быть социально-ориентированным. Розничная цена должна притягивать потребителя, а не отталкивать.
4 Красюк И.А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах [текст] Экономика и предпринимательство .№ 8 (37). 2013 С. 632-635.
5 Стратегия развития торговли (приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 №422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года) [Электронный ресурс] URL:http://forum.zakonia.ru/showthread. php (дата обращения 12.12.2014).
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q
Не стоит забывать, что покупая импортные товары, мы, конечно, развиваем международное сотрудничество и интеграцию, однако, таким образом мы все-таки косвенно кредитуем социальные программы наших деловых партнеров. Ситуация на продовольственном рынке сложная, она может быть кардинально изменена только посредством реализации политики импортозамещения. Проблема продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный социальный аспект. Отражением этой картины является спрос на услуги оптовой торговли, которые нужны розничным потребителям оптового продовольственного рынка.
Международные требования обеспечения продовольственной безопасности считают достаточным её уровень, если он равен 80%. Продовольственные ресурсы должны быть доступны всем категориям населения, особо следует выделить детей, беременных женщин, пожилых людей. Продовольственная безопасность является национальным приоритетом, способствует полноценному питанию и здоровью нации. Продовольственная безопасность укрепляет национальную безопасность, создает условия для развития АПК, повышает доступность продуктов населению и качество жизни. В России уровень продовольственной безопасности в настоящее время по разным оценкам составляет от 65-75% (импорт продовольствия 25-35%). При этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигает примерно 50-60%6.
Продовольственная безопасность направлена на решение национальных, экономических, социальных, демографических и экологических проблем. Она показывает состояние АПК, определяет степень зависимости от мирового рынка продовольствия, качество питания населения страны. Интеграция сельскохозяйственных, пищевых, логистических, потребительских механизмов создает различные модели обеспечения продовольственной безопасности. В настоящее время в России успешно внедряется инновационная модель продовольственной безопасности (см. рисунок 3).
6 Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ш/wps/wcm/ сonnect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retai (дата обращения 08.09.2014)
^ 72
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
Рисунок 3
Модели продовольственной безопасности [Разработан автором]
Модели продовольственной безопасности
Автаркическая модель, связанная с практически полной продовольственной независимостью и самодостаточностью общества. Эта модель характерна в основном для «азиатского» и феодального способа производства с подавляющим преобладанием в экономике аграрного сектора.
-1 1
Имперская модель, связанная с «ножницами» цен на дорогие промышленные товары и дешевые продовольственные, которые ввозятся на территорию метрополии из зависимых территорий и колоний.
л и
Динамическая модель, связанная с внедрением передовых агротехнологий на основном массиве сельскохозяйственных площадей (т.н. «зеленая революция») с глобальной дифференциацией производства продовольствия.
л и
Инновационная модель, связанная с массовым освоением генно-инженерных и других биотехнологий, которая должна обеспечить с выше 50% экологически чистого мирового производства безопасного для здоровья продовольствия
Функционирование торговых организаций основывается на наличии у них товарных ресурсов. Недостаточное количество или отсутствие товарных ресурсов существенно осложняют процессы работы не только торговых организаций, но и АПК, пищевой промышленности. Вопрос импортозамещения для России не является новым. Ранее приоритетными направлениями деятельности страны было заимствование новых технологий, пополнение бюджета налогами зарубежных компаний.
Импортозамещение направлено на повышение продовольственной безопасности страны. В связи с этим возрастет роль торговли, как интегрирующей системы между сельским хозяйством, пищевой промышленностью, потребителем. Для стабилизации цен в России планируется создание сети оптовых продовольственных рынков (в городах с численностью от 300 тыс. чел.) и проведение ярмарок, направленных на организацию реализации сельскохозяйственной продукции (в крупных населенных пунктах численностью до 30 тыс. человек). Минпромторг также разрабатывает проект федерального закона, который призван упростить порядок развозной и разносной торговли.
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
73 0
Импортозамещение невозможно без активной поддержки сельского хозяйства, вложения инвестиций, увеличения количества пахотных площадей, поголовья крупного рогатого скота, возрождения форелевых хозяйств и звероферм и пр. Возможно, необходима разработка Комплексной программы сельского хозяйства, которая определила бы приоритеты его развития, синергетику взаимодействия с пищевой промышленностью и торговлей. Особое внимание необходимо уделить вопросам ценообразования сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, оно имеет коммерческий характер и должно быть социально-ориентированным. Розничная цена должна притягивать потребителя, а не отталкивать. Не стоит забывать, что покупая импортные товары, мы, конечно, развиваем международное сотрудничество и интеграцию, однако, таким образом мы все-таки косвенно кредитуем социальные программы наших деловых партнеров. Поэтому очень своевременно было принято решение о проведении политики импортоза-мещения, потому что ввоз продовольственных товаров невысокого качества по низким ценам, создает для отечественных производителей неравные условия конкурентной борьбы.
Ситуация на продовольственном рынке сложная, она может быть кардинально изменена только посредством реализации политики импортозамещения. Проблема продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный социальный аспект. Отражением этой картины является спрос на услуги оптовой торговли, которые нужны розничным потребителям оптового продовольственного рынка.
Таким образом, для проведения успешной политики импортозамещения необходимо решение следующих задач7:
□ льготное инвестиционное кредитование сельского хозяйства,
□ модернизация пищевой промышленности,
□ развитие оптово-логистических центров,
□ проведение постоянных региональных ярмарок,
□ возрождение и поддержка малых торговых форматов, реализующих преимущественно продукцию местных производителей.
Хотелось бы конкретизировать задачи торговли в условиях импортозамещения:
□ расширение ассортимента продовольственных товаров, реализованных под маркой СТМ,
□ заключение договоров с крестьянскими фермерскими хозяйствами на поставку овощей и фруктов,
7 Красюк И.А., Казакова Л.В. Маркетинг-контроллинг как инструмент стратегического развития торговой отрасли [текст] Экономика и предпринимательство №11 (ч.2) 2014 с. 375-382
^ 74
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
□ соблюдение принципа вложенности ассортимента сети по продовольственной группе в ассортимент региона,
□ развитие социально-ориентированной торговли,
□ поддержка союза малых розничных сетей России и малых торговых форм,
□ развитие материальной базы торговли и складского хозяйства.
Главным направлением импортозамещения потребительского рынка должна стать активная протекционистская политика по восстановлению и развитию конкурентоспособного отечественного производства продуктов питания. Важным условием успешного решения этой задачи служит согласование внешнеэкономической деятельности и интересов развития потребительского рынка.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N° 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс] http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения 10.12.2014) (Federal'nyj zakon ot 28 dekabrja 2009 g. № 381-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovanija torgovoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii». [Jelektronnyj resurs])
Красюк И.А., Казакова Л.В. Маркетинг-контроллинг как инструмент стратегического развития торговой отрасли [текст] Экономика и предпринимательство №11 (ч.2) 2014 с. 375-382 (Krasjuk I.A., Kazakova L.V. Marketing-kontrolling kak instrument strategicheskogo razvitija torgovoj otrasli [tekst] Jekonomika i predprinimatel'stvo №11 (ch.2) 2014 s. 375-382)
Красюк И.А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах [текст] Экономика и предпринимательство № 8 (37). 2013. С. 632-635 (Krasjuk I.A. Nauchno-prakticheskie osnovy organizacii roznichnoj torgovoj seti v regionah [tekst] Jekonomika i predprinimatel'stvo № 8 (37). 2013. S. 632-635).
Панкова, Н.В., Иванова, С.В. Концептуальные основы управления социально-экономической эффективностью сферы розничной торговли [текст]: коллективная монография / ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; под общ. ред. Н.В. Панковой. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012.
- 531с., С. 108 (Pankova, N.V., Ivanova, S.V. Konceptual'nye osnovy upravlenija social'no-jekonomicheskoj jeffektivnost'ju sfery roznichnoj torgovli [tekst]: kollektivnaja monografija / FGBOU VPO «SPbGTJeU»; pod obshh. red. N.V Pankovoj. — SPb.: Izd-vo «LEMA», 2012.
- 531s., S. 108).
Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/ сonnect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retai (дата обращения 08.09.2014) (Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki)
Стратегия развития торговли (приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 №422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года) [Электронный ресурс] URL:http://forum.zakonia.ru/showthread.php (дата обращения 12.12.2014) (Strategija razvitija torgovli (prikaz Minpromtorga Rossii ot 31 marta 2011 №422 «Ob utverzhdenii Strategii razvitija torgovli v Rossijskoj Federacii na 20112015 gody i na period do 2020 goda) [Jelektronnyj resurs]).
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
75 Q