ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Том 4 • Номер 1 • январь-март 2017 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security
>
Креативная экономика
издательство
Продовольственная безопасность и торгово-сбытовая политика в условиях глобализации
Дудин М.Н.1, Лясников Н.В.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрена проблематика продовольственной безопасности в условиях глобализации, исследованы факторы влияния, ключевые аспекты продовольственной безопасности и механизмы ее обеспечения. Основной акцент сделан на ключевой роли торгово-сбытовой политики и необходимости развития и модернизации системы «поле (ферма) — потребитель».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: продовольственная безопасность, продовольственная независимость, глобализация, торгово-сбытовая политика, баланс продовольственных ресурсов
Food security and trade and marketing policy in the context of globalization
Dudin M.N}, LyasnikovN.V..1
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia
Введение
Одной из важнейших составляющих экономической безопасности государства является продовольственная безопасность, которая гарантирует социальную стабильность в обществе, доступность качественных продуктов питания и устойчивое экономическое развитие.
По данным FAO на середину 2016 г., количество голодающих по всему миру составило 609 млн человек, что на 27,6% меньше чем в 2013 году, однако этот показатель все еще остается высоким [1]. При этом 72% всех голодающих являются жителями малоразвитых стран [1], а почти 793 млн человек во всем мире до сих пор не имеют регулярного доступа к высокопитательным пищевым рационам.
Таким образом, в условиях глобализации именно проблема обеспечения продовольственной безопасности становится первоочередной и жизненно важной, на ее решение направлены усилия всех
стран мира. Эта проблема признана ключевой Организацией Объединенных Наций. На Конференции ООН по устойчивому развитию (20-22 июня 2012 года) в Рио-де-Жанейро объявлена инициатива ликвидации проблемы голода, на основе которой была сформирована программа построения будущего, свободного от голода.
В настоящее время в глобальной среде наблюдается дисбаланс производства и потребления продовольственных продуктов. В странах, где в недостаточной степени развита аграрная промышленность, как правило, и возникают проблемы с продуктами питания. Это в первую очередь относится к развивающимся государствам. Как демонстрирует процесс регионального экономического развития этих стран, самостоятельно разрешить проблему с продовольствием они не в состоянии. Население развивающихся стран составляет почти 80% жителей планеты, однако там производится около 30% от мирового объема продуктов питания, в то время как потребляется значительно больший процент.
Продовольственная проблема относится к категории глобальных, с ней органично связаны другие глобальные проблемы современности — демографическая, экологическая, энергетическая и пр. Глобализационные процессы общественного развития все в большей степени превращают мировую экономику в целостный механизм, интегрированный не только международным разделением труда, но и крупными транснациональными производственно-сбытовыми, финансовыми и информационными потоками. Поэтому государствам с большим экономическим, энергетическим и аграрным потенциалом, к которым относится Российская Федерация, отведена значительная роль в решении продовольственной проблемы в мире.
ABSTRACT:_
The article considers the issues of food security in the context of globalization. We study influential factors, key aspects of food security and mechanisms for ensuring it. We focus on the key role of trade and marketing policy and on the need to develop and modernize the "field (farm) — consumer" system.
KEYWORDS: food security, food sovereignty, globalization, sales and marketing policy, balance of food resources
Received: 29.01.2017 / Published: 31.03.2017
©Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dudin M.N. ([email protected])
CITATION:_
Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2017) Prodovolstvennaya bezopasnost i torgovo-sbytovaya politika v uslovi-yakh globalizatsii [Food security and trade and marketing policy in the context of globalization]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost, 4(1). — P. 23-34. doi: 10.18334/ppib.4.1.38317
Современный курс глобальной стратегии продовольственной безопасности ориентирован не только на преодоление проблемы недоедания и голода, дефицита продовольствия и доступа к продуктам питания, но и на ряд взаимовлияющих параметров, таких как доступность топлива и энергоресурсов, урожайность аграрных культур, инвестиционный климат, экономическая гибкость и рост [7, 8, 12, 15] (Vartanova, 2016; Dokholyan, Vartanova, 2016; Antamoshkina, 2014; Krapchina, Kotova, 2014).
Объекты и методы исследования
Ключевой целью исследования является обновление и уточнение концептуальных основ формирования баланса продовольственных ресурсов в условиях глобализации с точки зрения продовольственной независимости. Объектами исследования являются продовольственная безопасность и торгово-сбытовая политика.
В данной статье использованы методы теоретического познания, функционального и экономического анализа, статистического анализа, перспективного планирования и прогнозирования.
Экспериментальная часть
Продовольственная безопасность страны представляет собой важнейшую составляющую часть национальной и экономической безопасности [1]. Проблема продовольственной безопасности является весьма сложной и многоуровневой, поэтому должна рассматриваться и решаться на различных взаимосвязанных иерархических уровнях. По масштабам выделяют международный (мировой) уровень, межгосударственный и государственный (национальный), который, в свою очередь, имеет уровни низшего порядка: регион, область, домохозяйство (персональный) [2, 18] (Balabanov, Borisenko, 2002; Larionov, 2015). Оптимальный вариант обеспечения продовольственной безопасности достигается при условии согласованности действия субъектов всех уровней.
ОБ АВТОРАХ:_
Дудин Михаил Николаевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник (Институт менеджмента и маркетинга) (dudinmn0mail.ru )
Лясников Николай Васильевич, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник (Институт менеджмента и маркетинга) (acadra0yandex.ru )
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дудин М.Н., Лясников Н.В. Продовольственная безопасность и торгово-сбытовая политика в условиях глобализации // Продовольственная политика и безопасность. — 2017. — Том 4. — № 1. — С. 23-34. doi: 10.18334/рр^.4.1.38317
Надежное обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной, рыбной продукцией и продовольствием в объемах, необходимых для активной и здоровой жизни, признано стратегической целью Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, базис достижения которой представляют стабильное внутреннее производство, а также наличие необходимых резервов и запасов [3, 13] (Antamoshkina, 2016).
В иностранных научных источниках распространены следующие определения продовольственной безопасности:
— доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой жизни [4] (Sekhampu, 2013);
— доступность полноценного и безопасного питания для населения и гарантированная способность приобретать необходимые продукты питания с помощью социально приемлемых средств (то есть не прибегая к воровству, попрошайничеству и др.) [5] (Mathe, 2013).
Следует отметить, что упрощенное понимание сути продовольственной безопасности, которое заключается в обеспечении населения продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, а промышленности — сырьем, и формировании экспортного потенциала, является не только ошибочным, но и вредным.
Во-первых, ориентация АПК на удовлетворение только физиологического уровня потребления является ничем иным, как поддержанием только физиологической, а не продуктивной жизни человека.
Во-вторых, потребление пищевых продуктов даже в соответствии с научно обоснованными нормами еще не является свидетельством продовольственной безопасности, поскольку их качество может быть низким.
В-третьих, количественное обеспечение продовольствием и сырьем как населения, так и промышленности считается только предпосылкой продовольственной безопасности, тогда как в фактическом обеспечении следует учитывать параметры физической и экономической доступности продовольствия.
Итак, комплексное представление о сущности продовольственной безопасности можно представить следующим образом: продовольственная безопасность — это такое состояние экономики, при котором гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием, независимо от неблагоприятных условий в международных отношениях или неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка, в количестве и качестве, соответствующих научно обоснованным параметрам.
Как отмечают отечественные авторы, современные концепции продовольственной безопасности концентрируют внимание на населении государства и его интересах в сфере обеспечения своих первоочередных потребностей в продуктах питания, то есть продовольственная безопасность страны характеризуется, в первую очередь, способностью обеспечения физической и экономической доступности продуктов пита-
Политический —
конкурентоспособность на аграрных внешних рынках,способность
обеспечивать гражданам потребление продуктов питания в соответствии
■ международными
станд ^ами и нормами
Социальный —
Экономический —
способность государства к мобилизации внутренних ресурсов и агроэкономического потенциала страны
занятость населения
в аграрном
секторе экономики с соответствующей производительностью
труда
Рис. 1. Ключевые аспекты продовольственной безопасности
ния [6] (Balabanov, Lyasnikov, Dudin, 2014). Соответственно, выделяют три ее ключевых аспекта (рис. 1).
Исходя из изложенного выше, ситуацию на рынке продовольствия региона в работе [10] (Dudin, Lyasnikov, 2015) предложено считать сбалансированной, если выполняется условие: продовольственная предложение региона ППР^) на текущий момент времени t обеспечивает потребности населения ПН^) в продуктах питания и создает достаточный резерв продовольствия РП^), причем дефицит отдельных видов продовольствия ДПввоз^) регион компенсирует за счет ввоза из других регионов либо импорта, а излишек ДПвывоз^) вывозит в соседние регионы либо экспортирует в другие страны:
При этом главной целью развития и реформирования экономических отношений на продовольственном рынке в контексте глобализации является рост эффективности производственной и сбытовой политики в сфере АПК [16] (Krasilnikova, 2015).
Для обеспечения продовольственной безопасности государство использует комплекс средств (рис. 2).
(1)
Рис. 2. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности Составлен авторским коллективом на основе источников
Источник: [1, 2, 7, 11] (Balabanov, Borisenko, 2002; Vartanova, 2016; Prokhozheva, 2002)
Результаты
Итак, ключевая роль в обеспечении продовольственной безопасности как на международном, так и на региональном уровнях отводится системе организации и управления торгово-сбытовой политикой.
Следует отметить, что, став членом ВТО, Россия приняла на себя определённые условия ведения экономической политики. В частности, пришлось сделать первые шаги по снижению тарифной защиты внутреннего рынка. При переходе на новую редакцию Единого таможенного тарифа (ЕГТ) средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины сократилась по сельскохозяйственным товарам с 18,6 до 14,6% [17] (Kuznetsov, 2013).
Отечественными учеными высказываются обоснованные мнения, что «стержень выживания России — разумный протекционизм» [9, 14, 19, 21] (Drobot, 2016; Ilyasova, Agaeva, Anisimova, 2016; Khandruev, 2014; Savitskaya, Abrosimova, 2016). Однако ВТО прямо запрещает российским предприятиям государственные субсидии, имеющие целью импортозамещение, а протекционизм вообще считается наиболее тяжелым нарушением членства ВТО [20].
Всемирная торговая организация реализует принцип справедливой конкуренции на рынках сельскохозяйственной продукции, как внутренних, так и внешних. Страны, которые присоединяются к организации, берут на себя определенные обязательства по четырем направлениям, а именно:
— по доступу на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров;
— государственной поддержке сельского хозяйства;
— экспортной конкуренции в сельскохозяйственной и продовольственной торговле;
— в сфере санитарных и фитосанитарных мер.
По мнению ряда авторов, присоединение к ВТО негативно отразилось на уровне продовольственной безопасности России вследствие вытеснения отечественных сельхозтоваропроизводителей с внутреннего рынка продуктов питания [22] (Tulcheev, Lukin, Yagfarov, 2012). Таким образом, в ситуации отставания экономики России от развитых стран мира для отечественного сельского хозяйства необходима модель не догоняющего, а опережающего развития, коренной структурной перестройки АПК и технологической модернизации системы «поле (ферма) — потребитель» [23].
Выводы
Эффективность функционирования рынка продовольствия в значительной степени зависит от системы экономических отношений между его субъектами: сельскохозяйственными, заготовительными, перерабатывающими и торговыми предприятиями. «Производство — хранение — переработка — реализация — потребле-
ние» являются звеньями одной цепи, поэтому невозможно добиться прибыльности одного из них при убыточности других. Необходимо взаимовыгодное сотрудничество, налаживание интеграционных связей. Ключевым направлением решения этой проблемы являются объективные процессы разработки и реализации обоснованного торгово-сбытового и маркетингового инструментария между звеньями цепи.
Сегодня это возможно только при комплексном развитии целостной системы аграрной логистики, базирующейся на рациональном продвижении товаров от производителя к потребителю, включая в себя сферу обращения товаров, сферу финансово-кредитных и страховых услуг, строительство складских помещений и формирование запасов, а также сферу сбора и анализа информации о рынке продуктов питания.
Создание систем сбора информации о рынке (MIS) — это структурированный метод, предназначенный для сбора, анализа и обмена информацией о рынках и сбыт продукции. Такие системы призваны повышать прозрачность рынка для пользователей, давая им возможность принимать более взвешенные решения по производству и сбыту товаров. Эти системы способны собирать, анализировать и распределять самые разнообразные виды данных о рынке. Это особенно важно для мониторинга данных, подверженных постоянному изменению (например, цен), поскольку именно с ними у местных сельхозпроизводителей возникают наибольшие трудности.
Для эффективного принятия решений в сфере торгово-сбытовой политики необходима система оперативного сбора информации не только по сельскохозяйственным предприятиям, но и в отношении всех производителей, а также всех видов продукции, и, кроме того, она должна быть доступной для всех участников рынка. При этом важным условием эффективного использования потребительского спроса является его целевая ориентация на мотивацию отечественного производства сельскохозяйственной продукции и усиление продовольственной безопасности.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Мониторинг продовольственной безопасности и питания в поддержку осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: подведение итогов и планы на будущее. Фао. [Электронный ресурс]. URL: http://www. fao.org/3/a-i6188r.pdf.
2. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность. Международные и внутренние аспекты. — М.: Экономика, 2002. — 62-63 с.
3. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
4. Sekhampu T.J. Déterminants of the Food Security Status of Households Receiving Government Grants in Kwakwatsi, South Africa // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2013. — № 1. — p. 147-153.
5. Mathe K.M. Agricultural Growth and Food Security: Problems and Challenges International // Journal of Research in Commerce, Economic & Management. — 2013. — № 3. — P. 131-137.
6. Балабанов В.С., Лясников Н.В., Дудин М.Н. Продовольственная безопасность — ключевой фактор устойчивого развития национальной экономики // Ученые записки: роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России: Сборник научных трудов. Выпуск 39. — М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2014. — C. 127-130.
7. Вартанова М.Л. Теоретические основы формирования агропродовольственного рынка региона // Российское предпринимательство. — 2016. — № 24. — C. 34873504. — doi: 10.18334/rp.17.24.37215.
8. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение продовольственной безопасности России как первоочередная задача российской экономики // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — № 4. — C. 217-225. — doi: 10.18334/ppib.3.4.37570.
9. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. — 2016. — № 16. — C. 1879-1902. — doi: 10.18334/rp.17.16.36478.
10. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Продовольственная безопасность регионов в системе национальной и экономической безопасности государства // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — № 6(381). — c. 2-11.
11. Прохожева А.А. Общая теория национальной безопасности. — М.: РАГС, 2002. — 44-46 c.
12. Антамошкина Е.Н. Обеспечение продовольственной безопасности юга России: угрозы и возможности // Экономика, предпринимательство и право. — 2014. — № 1. — C. 8-24. — doi: 10.18334/epp.4.1.396.
13. Антамошкина Е.Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — № 3. — C. 131-144. — doi: 10.18334/ppib.3.3.36494.
14. Илясова К.О., Агаева Д.Р., Анисимова Е.Д. Оценка влияния санкционной политики на экономику России: результаты социологического опроса // Эко. — 2016. — № 4. — C. 118-124. — doi: 10.18334/eo.6.4.37383.
15. Крапчина Л.Н., Котова Л.Г. Обеспечение качества продовольствия — необходимое условие реализации продовольственной безопасности России // Российское предпринимательство. — 2014. — № 17. — C. 110-119.
16. Красильникова Е.А. Развитие систем управления товародвижением в условиях продовольственного эмбарго в современной России // Торгово-экономический журнал. — 2015. — № 2. — c. 121-128. — doi: 10.18334/tezh.2.2.574.
17. Кузнецов И.А. Перспективы модернизации российской экономики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию // Вестник Финансового университета. — 2013. — № 6. — C. 158-167.
18. Ларионов В.Г. Продовольственная безопасность России // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — № 1. — с. 47-58. — doi: 10.18334/.2.1.456.
19. Хандруев А. Условия для здоровой конкуренции // Прямые инвестиции. — 2014. — № 4. — C. 58-63.
20. Романов А. Россия и ВТО: вход бесплатно, выход — 40 трлн долларов?. Km.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/v-rossii/2012/07/23/ekonomika-i-finansy/rossiya-i-vtovkhod-besplatno-vykhod-40-trln-dollarov.
21. Савицкая К.С., Абросимова А.С. Санкционные войны и их последствия // Эко. — 2016. — № 3. — C. 49-53. — doi: 10.18334/eo.6.3.37370.
22. Тульчеев В.В., Лукин Н.Д., Ягфаров О.М. Аграрный сектор России в ВТО: преимущества и риски // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2012. — № 3.
23. Евгеньева В.С. Вступление России в ВТО: риски и последствия. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/.
REFERENCES:
Antamoshkina E.N. (2014). Obespechenie prodovolstvennoy bezopasnosti yuga Rossii: ugrozy i vozmozhnosti [Ensuring food safety of the South of Russia: threats and opportunities]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 4 (1). 8-24. (in Russian). doi: 10.18334/epp.4.1.396.
Antamoshkina E.N. (2016). Agrarnaya politika: effektivnost i usloviya optimizatsii [Agrarian policy: efficiency and optimization conditions]. Food policy and security. 3 (3). 131-144. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.3.3.36494.
Balabanov V.S., Borisenko E.N. (2002). Prodovolstvennaya bezopasnost. Mezhduna-rodnye i vnutrennie aspekty [Food security. International and internal aspects] M.: Ekonomika. (in Russian).
Balabanov V.S., Lyasnikov N.V., Dudin M.N. (2014). Prodovolstvennaya bezopasnost — klyuchevoy faktor ustoychivogo razvitiya natsionalnoy ekonomiki [Food security — a key factor for sustainable development of the national economy] Scientific notes: the role and place of civilized entrepreneurship in the Russian economy. 127-130. (in Russian).
Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2016). Obespechenie prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii kak pervoocherednaya zadacha rossiyskoy ekonomiki [Ensuring food security of Russia as a primary task of the Russian economy]. Food policy and security. 3 (4). 217-225. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.3.4.37570.
Drobot E.V. (2016). Osobennosti vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh sanktsionnoy politiki [The peculiarities of international economic activities of the Russian Federation in the conditions of sanctions policy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (16). 1879-1902. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.17.16.36478.
Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2015). Prodovolstvennaya bezopasnost regionov v sisteme natsionalnoy i ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Food security of regions in the national and economic security of the State]. Regional Economics: Theory and Pactice. (6(381)). 2-11. (in Russian).
Ilyasova K.O., Agaeva D.R., Anisimova E.D. (2016). Otsenka vliyaniya sanktsionnoy politiki na ekonomiku Rossii: rezultaty sotsiologicheskogo oprosa [Assessment of the impact of sanctions policy on the Russian economy: the results of a survey]. Eco. 6 (4). 118-124. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.4.37383.
Khandruev A. (2014). Usloviya dlya zdorovoy konkurentsii [Conditions for healthy competition]. Pryamye investitsii. (4). 58-63. (in Russian).
Krapchina L.N., Kotova L.G. (2014). Obespechenie kachestva prodovolstviya — neob-khodimoe uslovie realizatsii prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [Providing quality food is a necessary condition for the implementation of food security in Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 15 (17). 110-119. (in Russian).
Krasilnikova E.A. (2015). Razvitie sistem upravleniya tovarodvizheniem v usloviyakh prodovolstvennogo embargo v sovremennoy Rossii [The development of commodity circulation management systems under the conditions of the food embargo in modern Russia]. Russian Journal of Retail Management. 2 (2). 121-128. (in Russian). doi: 10.18334/tezh.2.2.574.
Kuznetsov I.A. (2013). Perspektivy modernizatsii rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh vstupleniya Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu [Prospects for the modernization of Russian economy in the context of Russia's accession to the World Trade Organization]. Bulletin of the Financial University. (6). 158-167. (in Russian).
Larionov V.G. (2015). Prodovolstvennaya bezopasnost Rossii [Food Security of Russia]. Food policy and security. 2 (1). 47-58. (in Russian). doi: 10.18334/.2.1.456.
Mathe K.M. (2013). Agricultural Growth and Food Security: Problems and Challenges International Journal of Research in Commerce, Economic & Management. 7 (3). 131-137.
Prokhozheva A.A. (2002). Obschaya teoriya natsionalnoy bezopasnosti [General theory of national security]. M.: RAGS. (in Russian).
Savitskaya K.S., Abrosimova A.S. (2016). Sanktsionnye voyny i ikh posledstviya [The sanctions' wars and their consequences]. Eco. 6 (3). 49-53. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.3.37370.
Sekhampu T.J. (2013). Determinants of the Food Security Status of Households Receiving Government Grants in Kwakwatsi, South Africa Mediterranean Journal of Social Sciences. 4 (1). 147-153.
Tulcheev V.V., Lukin N.D., Yagfarov O.M. (2012). Agrarnyy sektor Rossii v VTO: pre-imuschestva i riski [Russia's Agrarian Sector in the WTO: advantages and risks]. Economics, labor, management in agriculture. (3). (in Russian).
Vartanova M.L. (2016). Teoreticheskie osnovy formirovaniya agroprodovolstvennogo rynka regiona [Theoretical foundations of formation of agrifood market of the region]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (24). 3487-3504. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37215.