ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Том 4 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security
>
Креативная экономика
издательство
Государственное регулирование продовольственного рынка нуждается в систематическом совершенствовании, что связано с его динамичностью, несовершенством и недостатками, которые ему присущи. Это непрерывный и планомерный процесс научно обоснованного повышения качества существующей системы и постоянного обновления имеющихся подходов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное регулирование, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, продовольственный рынок, производство, развитие, регион, сельское хозяйство, совершенствование
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития страны считается насыщение внутреннего продовольственного рынка продуктами питания отечественного производства, которое обладало бы высокой конкурентоспособностью, возможностями вытеснить импортную продукцию, обеспечить продовольственную безопасность. Сложные проблемы, связанные с решением перечисленных вопросов, трудно решить без участия государства.
Государственное регулирование представляет собой систему мер государства, направленных на упорядочение рыночных отношений и создание нормальных условий по достижению общественной стабильности, сводя к минимуму негативные последствия, организуя эффективное функционирование рынка для решения сложных социально-экономических проблем экономики. При этом государство использует различные методы поддерживающего, компенсационного и регулирующего характера, которые реализовываются посредством
State regulation of food market of the region
Vartanova M.L. 12
1 Russian State Social University, Russia
2 Moscow Psychological and Social University, Russia
административных, экономических и нормативно-законодательных мероприятий, претворяемых в жизнь региональными и федеральными органами власти. Основной целью является обеспечение устойчивого и сбалансированного развития системы региональных рынков и ее приспособления к меняющимся условиям.
По нашему мнению, существует необходимость государственного вмешательства в экономику, которое обусловливается тем, что рынок не справляется с рядом функций, допускает так называемые провалы, не может создавать институты. В целом, рыночный механизм имеет ряд недостатков: не может обеспечивать социальную защиту; не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не создает стимулов для производства общественных благ; отсутствует экономический механизм защиты окружающей среды; не обеспечивает устойчивого и стабильного развития. Кроме того, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности, хотя в достаточной степени может быть эффективным. Рыночные несовершенства могут быть устранены или смягчены соответствующими общественными институтами, участием государства в распределении ресурсов и преодолении проблем, которые не могут быть решены рынком.
Важной стороной государственного регулирования является социальный аспект, который включает в себя установление прожиточного уровня, минимальной заработной платы, регулирование доходности и покупательской способности населения на продукты питания.
Существенным направлением деятельности государства является разработка механизма регулирования продовольственного рынка, который, как известно, выполняет важную социальную функцию по обеспечению населения продуктами питания.
Проблема продовольственной безопасности отражает уровень непосредственного обеспечения населения продовольственными товарами в соответствии с нормативами
ABSTRACT:_
State regulation of the food market needs to be systematically improved, because of its dynamism, imperfections and shortcomings that are inherent in it. It is a continuous and systematic process of scientifically improving the quality of the existing system and ongoing updates of existing approaches.
KEYWORDS: state regulation, food safety food security food market, production, development, region, agriculture, improvement
JEL Classification: Received: 30.09.2017 / Published: 30.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mail.ru)
CITATION:_
Vartanova M.L. (2017) Gosudarstvennoe regulirovanie prodovolstvennogo rynka regiona [State regulation of food market of the region]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 4. (4). - 141-148. doi: 10.18334/ ppib.4.4.40546
питания; защиты внутреннего продовольственного рынка от необоснованных объемов импортного продовольствия; защиты населения от недоброкачественных продуктов питания. Обеспечение продовольственной безопасности «должно стать приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов» [2] (УаНапоуа, 2014).
Необходимо разработать стратегию и тактику обеспечения продовольственной безопасности, определить цели и основные направления её осуществления. В первую очередь необходимо восстановить уровень потребления продовольствия по основным продуктам и общей калорийности питания.
Государственное регулирование продовольственного рынка означает, что государство посредством федеральных и региональных органов управления оказывает централизованное воздействие на спрос и предложение, условия реализации, включая цены, контроль качества товаров, инфраструктуру и другие.
Предпринимаемые меры должны способствовать обеспечению населения продуктами питания, снабжению перерабатывающих предприятий сырьем, оказывать содействие наращиванию экспортного потенциала, помогать решению социально-бытовых проблем на селе, повышать эффективность предприятий продовольственной сферы, содействовать рациональному использованию земельных и других природных ресурсов, сохранению окружающей среды [5] (Боко1оу, 2008).
По мнению Т. Гомелько, к общим аспектам государственного регулирования относятся:
- поддержка доходов производителей, в которую включаются компенсационные и страховые платежи от стихийных бедствий, выплаты за ущерб, связанный с реорганизацией производства;
- развитие инфраструктуры сельскохозяйственных производителей и продовольственного рынка за счет государственных средств;
- возмещение затрат товаропроизводителей за счет субсидии, льготного налогообложения, льготного кредитования, выплат дотаций и субсидий по целевым программам;
- осуществление ценового регулирования через поддержку внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установление квот и тарифов; осуществление госу-
ОБ АВТОРЕ:_
Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, доцент кафедры экономики и финансового права; начальник отдела аспирантуры [11marina110mai1.ru]
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Вартанова М.Л. Государственное регулирование продовольственного рынка региона // Продовольственная политика и безопасность. - 2017. - Том 4. - № 4. - С. 141-148. Сог 10.18334/ррЛз.4.4.40546
дарственных закупок определенного перечня сельскохозяйственной продукции, государственное регулирование внешней торговли, импортные пошлины и экспортные субсидии [3] (Gomelko, 2008).
Как отмечает А. Чернов, непосредственное государственное воздействие на региональный продовольственный рынок должно осуществляться в формах [6] (Chernov, 2016):
- проведения социальной политики, направленной на уменьшение дифференциации доходов населения, поддержку населения с низкими доходами;
- политики поддерживаемых цен и доходов сельских товаропроизводителей;
- создания специального федерального фонда ценовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- введения льготной системы налогообложения для сельских товаропроизводителей;
- регулирования в структуре совокупного предложения сельскохозяйственной продукции удельного веса собственного производства и импорта;
- списания кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий по федеральным налогам и сборам;
- обеспечения сельхозтоваропроизводителей кредитом на льготных условиях, предусматривающего предоставление им льготных ссуд и займов, в том числе использование лизинга;
- привлечения региональных и федеральных инвестиций;
- применения системы подтоварных кредитов;
- регулирования цен естественных и других монополий;
- применения производных финансовых инструментов на рынке сельхозяйствен-ной продукции;
- разработки целевых комплексных программ, охватывающих как собственно производство, так и различные стороны рыночных отношений.
Следует отметить, развитие отраслей продовольственного обеспечения региона существенно сдерживается отсутствием эффективных маркетинговых служб в управленческих структурах, единой системы информационного обеспечения, которые позволяли бы местным товаропроизводителям и потребителям продовольствия своевременно реагировать на изменение конъюнктуры регионального и внешних продовольственных рынков, определить наиболее прибыльные каналы реализации продукции. Отсутствует и система прогнозирования и ориентирования хозяйствующих субъектов отраслей, что является причиной сложности организации их рациональной деятельности. Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело бы его к деформации.
Основным фактором, оказывающим негативное влияние на функционирование продовольственного рынка, является то, что сельскохозяйственное производство самостоятельно не может выйти из зоны убыточности и низкорентабельности. Здесь
много причин, но существенными являются экономические условия, в которых находятся хозяйствующие субъекты.
Опыт и практика разных стран показывают, что в данном случае необходима государственная поддержка и помощь производителям сельскохозяйственной продукции. В государственном регулировании и поддержке должны участвовать органы власти разного уровня - федеральные, региональные и местные органы.
В настоящее время органы власти субъектов СКФО обеспечивают кредитными ресурсами участников сельскохозяйственного производства, в том числе и граждан, которые ведут личное подсобное хозяйство. Меры государственной поддержки оказываются в виде субсидий на развитие племенного животноводства, поддержки отдельных подотраслей растениеводства, выплат на компенсацию затрат по страхованию урожая, на содержание племенного маточного поголовья овец карачаевской породы, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Так, в целях увеличения объемов производства пищевых продуктов и напитков, повышения их конкурентоспособности оказывается государственная поддержка в форме предоставления субсидий:
- организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования;
- по затратам, связанным с производством столовых и марочных вин, коньяков;
- по затратам, связанным с приобретением технологического оборудования для заводов первичного и вторичного виноделия;
- на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам на приобретение виноматериалов для производства коньячных спиртов и столовых вин, полученным в российских кредитных организациях.
Государственное вмешательство и регулирование продовольственного рынка должно быть основано на определенных гарантиях государства. Это гарантии государства сельхозпроизводителям по беспрепятственному приобретению определенной части произведенной продукции и оплаты сдаваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции по гарантированным, заранее объявляемым ценам.
Государство, в зависимости от ситуации, может ввести систему цен на некоторые виды сырья и установить дотации на отдельные виды продукции продовольственного рынка. Так же он может поступить и при покупке отдельных видов материально-технических ресурсов, необходимых для организации эффективной деятельности субъектов продовольственного рынка.
Надо отметить, что государственная поддержка, которая оказывается товаропроизводителям государственными структурами субъектов СКФО, важна, но она недостаточна для того, чтобы стать самодостаточной в финансовом плане.
Значимыми проблемами для СКФО в плане регулирования продовольственного рынка являются вопросы, которые связаны с развитием институтов. В частности, это
касается обеспечения функционирования местных рынков, где продаются продукты питания для населения. Дело в том, что первичные товаропроизводители не имеют доступа к рынку, они не могут сами непосредственно продавать свою продукцию, для этого им необходимо преодолеть преграды или барьеры в виде так называемых крыш, которые устанавливаются различными криминальными структурами.
Кроме того, трудноучитываемые, но важнейшие «игроки» на продовольственном рынке - перекупщики и спекулянты, которые оказывают существенное влияние на ценообразование, при этом в негативную сторону для основной массы потребителей. Перекупщики в сговоре друг с другом устанавливают цены на товары, при этом они завышают их на 25-50 %, чем цены, по которым приобретают продукцию у непосредственных товаропроизводителей.
Результат подобных действий проявляется в искусственно завышенных ценах на продукты питания, в барьерах непосредственным товаропроизводителям, внесении определенного «вклада» в формирование высокой инфляции. В последнем случае и само государство также принимает активное участие в этом процессе через ежегодное повышение тарифов при слабом антимонопольном регулировании.
Отсутствие институтов, регулирующих функционирование продовольственного рынка на местном уровне, приводит к отмеченным негативным последствиям. На наш взгляд, решение проблем, связанных с продовольственным рынком, нужно начинать с самого нижнего звена - местных рынков, с наведения здесь институционального порядка.
Другим значительным препятствием по налаживанию эффективного функционирования продовольственного рынка является несовершенство способов регулирования и их несоответствие современным условиям. Низкий уровень существующих методов связан с некомплектностью законодательной базы, нестабильностью действия нормативных актов, наличием противоречий в законах и подзаконных документах, отсутствием жесткого контроля за выполнением решений и постановлений.
Вследствие специфики продовольственного рынка государственное регулирование должно играть более значительную роль, чем в других отраслях экономики, что предполагает обязательный учет формирования институциональной системы, включая информационное и законодательно- нормативное обеспечение, учитывающее внешние и внутренние производственные и экономические отношения.
Необходимо отметить, что во всех субъектах СКФО приняты или принимаются законодательные акты и программы по развитию в целом потребительского рынка, но ни в одном из субъектов нет отдельного закона или программы по развитию продовольственного рынка. На наш взгляд, - и это подтверждает наше исследование, - отсутствие отдельных планов и программ по развитию продовольственного рынка является серьезным упущением властных структур.
Ограничения конкуренции связаны также с неразвитостью транспортной и логистической инфраструктуры, дефицитом складов, пунктов первичной переработки
продукции, хранилищ, малой долей снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов, низким уровнем кооперации и интеграции хозяйств.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что главной задачей государства является создание конкурентной среды, где участники могут соперничать между собой на равных условиях и решить вышеперечисленные задачи. Реализация намеченных мероприятий позволит создать эффективно функционирующую систему продовольственного обеспечения региона и заложить предпосылки для долговременного и устойчивого развития продовольственного рынка.
ИСТОЧНИКИ:
1. Афанасьев С.Г. Продовольственная безопасность России: (теория, методология,
практика): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н. - М., 2005. - 47 с.
2. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения
продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12. - с. 4-9. - url: http://www.rppe.ru.
3. Гомелько Т.В. Особенности регулирования продовольственного рынка в зарубеж-
ных странах // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2008. - № 9. - с. 394.
4. Одинцов М.М. Механизмы регулирования спроса и предложения на продовольст-
венном рынке // Бизнесинформ. - 2010. - № 3. - с. 109.
5. Соколов Д. Основные методы регулирования продовольственного рынка // Экономист. - 2008. - № 6. - с. 3-6.
6. Чернов А.Н. Проблемы регулирования региональных продовольственных рынков в
курсе экономической теории. Catalog-statei.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// catalog-statei.ru/view_article.php?id=409#.
REFERENCES:
Afanasev S.G. (2005). Prodovolstvennaya bezopasnost Rossii: (teoriya, metodologiya, praktika) [Food safety of Russia: (theory, methodology, practice)] Moscow. (in Russian).
Gomelko T.V. (2008). Osobennosti regulirovaniya prodovolstvennogo rynka v zarubezhnyh stranakh [Peculiarities of regulation of the food market in foreign countries]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten (nauchno-tekhnicheskiy zhurnal). (9). 394. (in Russian). Odintsov M.M. (2010). Mekhanizmy regulirovaniya sprosa i predlozheniya na prodovolstvennom rynke [Mechanisms of regulation of supply and demand in the food market]. Biznesinform. (3). 109. (in Russian).
Sokolov D. (2008). Osnovnye metody regulirovaniya prodovolstvennogo rynka [Basic methods of food market regulation]. The Economist. (6). 3-6. (in Russian).
Vartanova M.L. (2014). Razvitie agropromyshlennogo kompleksa v kontekste obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [Development of the agro-industrial complex in the context of providing food security of the russian federation]. Regional problems of transforming the economy. (12). 4-9. (in Russian).