Научная статья на тему 'ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕГА ДО ОТКАЗА У ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ НА ТРЕДБАНЕ И ДЛИНА ПРОБЕГАЕМОЙ С РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ ДИСТАНЦИИ'

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕГА ДО ОТКАЗА У ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ НА ТРЕДБАНЕ И ДЛИНА ПРОБЕГАЕМОЙ С РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
113
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕГА ДО ОТКАЗА У ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ НА ТРЕДБАНЕ И ДЛИНА ПРОБЕГАЕМОЙ С РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ ДИСТАНЦИИ»

© М. С. ОГАНЕСЯН. 1990

УДК 613.71-053.5

#

М. С. Оганесян

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕГА ДО ОТКАЗА У ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ

НА ТРЕДБАНЕ И ДЛИНА ПРОБЕГАЕМОЙ С РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ ДИСТАНЦИИ

Ереванский медицинский институт

ч

Влияние циклических нагрузок на организм

(бег, лыжные гонки, плавание) связаны с довольно значительными сдвигами энергетического обмена и вызывают напряжение систем кровообращения, дыхания и др. Эти упражнения дают оздоровительный эффект только при правильной дозировке.

Из всех видов циклических нагрузок для детей младшего школьного возраста наиболее естественным видом движений является бег, им владеет каждый ребенок, в связи с чем беговые нагрузки широко применяются в оздоровительных целях.

Были обследованы дети от 6 до 9 лет. 6— 7-летние дети выполняли нагрузку при скорости бега 2, 2,5 и 3 м/с, дети 8 и 9 лет бежали со скоростью 2,5, 3 и 4 м/с (исследования проводили в лабораторных условиях на тредбане), что составило соответственно 40, 50, 60 и 80 % от максимальной скорости бега. Эти нагрузки были выбраны потому, что зона 50 % от максимума (3,4 м/с) характеризует критическую скорость (скорость при максимальном потреблении кислорода), а уровень порога анаэробного обмена составляет 47 % [ 1 ] -

Продолжительность бега на тредбане (см. таблицу) возрастает от 6 к 7, от 7 к 8 и от 8 к 9 годам: при скорости 2,5 м/с у мальчиков эти ^увеличения составляют соответственно 2, 2,5 и 1,1 раза, у девочек—1,2, 2,3 и 1,4 раза, при скорости 3 м/с — 2,4, 3,6, 1,1 и 2, 2,9, 1,5 раза. Таким образом, наибольшие различия наблюдались между 7- и 8-летними, а наименьшие — между 8- и 9-летними детьми.

При скорости 2 м/с длительность бега 6-летних мальчиков была в 1,5 раза, а девочек — в 1,2 раза меньше, чем 7-летних. Половые различия в продолжительности бега со скоростью 2,5 и 3 м/с у 6-летних практически отсутствовали, а при беге со скоростью 2 м/с девочки опережали мальчиков в 1,3 раза. У 7, 8 и 9-летних девочек продолжительность бега со скоростью 2,5 м/с меньше таковой у мальчиков соответственно в 1,7, 1,9 и 1,5 раза, а со скоростью 3 м/с — соответственно в 1,2, 1,4 и 1,1 раза. При скорости 4 м/с время бега у девочек 8 и 9 лет было меньше, чем у мальчиков, со-£ ответственно в 1,4 и 1,1 раза. Таким образом, продолжительность бега у девочек всех возрастов (кроме 6-летних) была меньше, чем у мальчиков, в 1,1 —1,9 раза.

Наибольшие половые различия у 7—9-летних выявлены при беге со скоростью 2,5 м/с, а у 6-летних — 2 м/с, причем 6-летние девочки несколько опережали мальчиков. При увеличении скорости половые различия внутри каждой воз-растно-половой группы уменьшались. Аналогичные возрастно-половые тенденции наблюдались ив длине пробегаемой дистанции, которая при заданной постоянной скорости была прямо пропорциональна времени бега.

Анализ зависимости времени бега у детей 6, 7, 8 и 9 лет от скорости позволил описать ее линейным уравнением: у=ах-\-Ь, где у — мя бега (в мин); а — коэффициент, пропорциональный возможностям испытуемого в различных диапазонах мощностей, зависящий от воз-раста, пола и степени подготовленности; х — скорость бега (в м/с); Ь — коэффициент, пропорциональный времени работы ребенка при заданной скорости. Полученные уравнения ре-

вре-

Продолжительность бега до отказа у детей тредбане и длина пробегаемой дистанции с

ростью

6—9 лет на разной ско-

о

СО

СХ з со ¿1 О <

« Р

6

7

8

9

Продолжитель-

«к л н т \ ность бега. мин

О о о Ои М ГП а

С и 2

► М. 2,0 5,25 2,17 3,69

2,5 2,52 1,27 2,17

3,0 0,98 0,20 0,40

ж. 2,0 6,79 1,34 3,54

2,5 2,89 0,56 1,38

3,0 1,06 0,18 0,40

м. 2,0 8,05 1,20 2,69

2,5 5,27 1,04 3,47

3,0 2,38 0,30 1,28

ж. 2,0 8,33 0,90 2,20

2,5 3,06 0,34 1,15

3,0 2,03 0,28 1,05

м. 2,5 12,93 3,64 9,62

3,0 8,51 0,98 3,67

4,0 1,66 0,20 0,34

ж. 2,5 6,89 1,41 2,41

3,0 5,87 0,52 1,56

4,0 1,18 0,26 0,44

м. 2,5 14,10 2,18 6,56

3,0 9,30 1,11 4,60

4,0 1,41 0,14 0,44

ж. 2,5 9,60 0,69 1,82

3,0 8,68 0,94 3,73

4,0 1,51 0,18 0,46

Дистанция, м

т

а

630,0

378,12

177,0

815,0

433,0

190,80

966,66 791,66 428,65 1000,0 460,42 367,0

1940,60 1533,0 400.0 1034,0 1057,50 285,0

2065,0 1675,0 340,0 1440,60

1563,52 362,85

261,0 191,40 36,50 161,30 85,0 32,90

144,96 157,25 54,42 108,53 52,41 50,70

547,13 176,94 48,72 212,90 149,83 62,65

319,86 115,90 33,75 103,46 172,0 45,35

443,0 325,40 73,10 425,90 207,50

65,80

323,27 520,50 230,76 264,82 173,50 189,70

1444,40 661,76 82,84 362,0

449.49

106.50

959,0 477,0 106,66 273,14 688,38 110,67

грессии для мальчиков (М) и девочек (Д) разного возраста имели следующий вид:

у (М9) =—8,38^+34,80; у (Д9) =— 5,64х+24,48; у (М8)=—7,41^+31,19; у (Д8) =—3,93х+17,10; У (М7) =—5,67^+19,41; у (Д7) =—6,30х+20,22; у (Мб) =—4,27д:+13,59; у (Д6) =— 5,81л+18,08.

Значения коэффициента а, характеризующего переносимость нагрузок разной мощности, выше у 8- и 9-летних мальчиков по сравнению с 6- и 7-летними. Такая же закономерность наблюдается у девочек. В то же время различия

между 6- и 7-летними и 8- и 9-летними наибольшие.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы для обоснования норм беговых нагрузок на уроках физкультуры.

Литература ^

1. Голощапов Б. Р. Развитие выносливости мальчиков 6— 9 лет в процессе совершенствования их физической подготовленности во внеурочное время: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1979.

Поступила 29.06.88

© В. Ф. БАЗАРНЫЙ, Л. П. УФИМЦЕВА, 1990

УДК 371.7

В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПИСЬМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Институт медицинских проблем Севера СО АМН СССР, Красноярск

В предыдущих работах, выполненных на базе отделения адаптации зрения Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР, было показано, что на процесс физического, функционального и психического развития школьников существенное влияние оказывает степень напряженности во время занятий основными видами учебно-познавательной деятельности — чтением и письмом. Напряженность же в свою очередь определяется уровнем зрелости функциональных систем организма, «ведающих» выполнением тонкокоординированных в пространстве движений [1].

В свете сказанного выше особого внимания заслуживает медико-педагогический анализ письма как наиболее сложного психофизиологического акта, который обеспечивается специфической функциональной системой: глаз — рука. В доступной литературе нам не удалось найти исследований, касающихся влияния как на исходное функциональное состояние, так и формирующиеся системы детского организма, процесса овладения навыками письма, в частности дифференцированно — посредством перьевой или шариковой ручки. В то же время между ними имеется принципиальное психофизиологическое различие. Так, в процессе письма пером волевым усилиям (напряжениям) организма придается такой ритмический характер, при котором нажимы чередуются с расслаблениями. При письме же шариковой ручкой волевое усилие носит пролонгированный во времени характер, т. е. имеет место режим хронической напряженности. При этом следует обратить внимание на то, что в педагогической литературе уже появились сообщения, указывающие на значительное ухудшение почерка учащихся после введения новой системы письма [3]. Эти данные должны послужить тревожным сигналом

для органов народного образования, здравоох- ^ ранения, поскольку давно известно, что почерк — это не только эстетический аспект трудовой деятельности школьников (что само по себе немаловажно), но и отражение психофизиологических особенностей их развития.

Все изложенное выше и послужило поводом для проведения исследования по сравнительной оценке влияния на организм детей различных способов письма (перьевой и шариковой ручкой). Под наблюдением находилось 54 ребенка в возрасте 6 лет, посещавших подготовительную группу обычного режима одного из детских комбинатов Красноярска. Одну половину детей обучали письму при помощи перьевой ручки, вторую — шариковой. За основу были взяты стан-^

дартные прописи. Продолжительность занятий составляла 30 мин (2 раза в неделю). Исследовали следующие показатели: состояние зрительно-ручной координации (процент попаданий кончиком ручки в мишень диаметром 5 мм), остроту зрения (по сиециальной таблице, позволяющей определить ее максимальные значения в пределах 2 усл. ед.). О степени психофизиологической напряженности в процессе письма судили по показателям электрокожной проводимости и зрительной рабочей дистанции. Последняя отражает характер общего мышечного напряжения при выполнении тонкокоординированных движений в системе глаз — рука. Оба этих показателя определяли во время выполнения стандартных письменных проб.

Анализ полученных данных позволил установить следующее. На начальном этапе овладения навыком письма у всех детей наблюдались напряженность и скованность мышц пальцев рук, спины и шеи. Они жаловались на быструю утомляемость. На генерализацию мышечного напряжения указывает и характер рабочей по-

щ

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.