Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПИСЬМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПИСЬМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПИСЬМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

грессии для мальчиков (М) и девочек (Д) разного возраста имели следующий вид:

у (М9) =—8,38^+34,80; у (Д9) =— 5,64х+24,48; у (М8)=—7,41^+31,19; у (Д8) =—3,93х+17,10; У (М7) =—5,67^+19,41; у (Д7) =—6,30х+20,22; у (Мб) =—4,27д:+13,59; у (Д6) =— 5,81л+18,08.

Значения коэффициента а, характеризующего переносимость нагрузок разной мощности, выше у 8- и 9-летних мальчиков по сравнению с 6- и 7-летними. Такая же закономерность наблюдается у девочек. В то же время различия

между 6- и 7-летними и 8- и 9-летними наибольшие.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы для обоснования норм беговых нагрузок на уроках физкультуры.

Литература ^

1. Голощапов Б. Р. Развитие выносливости мальчиков 6— 9 лет в процессе совершенствования их физической подготовленности во внеурочное время: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1979.

Поступила 29.06.88

© В. Ф. БАЗАРНЫЙ, Л. П. УФИМЦЕВА, 1990

УДК 371.7

В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПИСЬМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Институт медицинских проблем Севера СО АМН СССР, Красноярск

В предыдущих работах, выполненных на базе отделения адаптации зрения Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР, было показано, что на процесс физического, функционального и психического развития школьников существенное влияние оказывает степень напряженности во время занятий основными видами учебно-познавательной деятельности — чтением и письмом. Напряженность же в свою очередь определяется уровнем зрелости функциональных систем организма, «ведающих» выполнением тонкокоординированных в пространстве движений [1].

В свете сказанного выше особого внимания заслуживает медико-педагогический анализ письма как наиболее сложного психофизиологического акта, который обеспечивается специфической функциональной системой: глаз — рука. В доступной литературе нам не удалось найти исследований, касающихся влияния как на исходное функциональное состояние, так и формирующиеся системы детского организма, процесса овладения навыками письма, в частности дифференцированно — посредством перьевой или шариковой ручки. В то же время между ними имеется принципиальное психофизиологическое различие. Так, в процессе письма пером волевым усилиям (напряжениям) организма придается такой ритмический характер, при котором нажимы чередуются с расслаблениями. При письме же шариковой ручкой волевое усилие носит пролонгированный во времени характер, т. е. имеет место режим хронической напряженности. При этом следует обратить внимание на то, что в педагогической литературе уже появились сообщения, указывающие на значительное ухудшение почерка учащихся после введения новой системы письма [3]. Эти данные должны послужить тревожным сигналом

для органов народного образования, здравоох- ^ ранения, поскольку давно известно, что почерк — это не только эстетический аспект трудовой деятельности школьников (что само по себе немаловажно), но и отражение психофизиологических особенностей их развития.

Все изложенное выше и послужило поводом для проведения исследования по сравнительной оценке влияния на организм детей различных способов письма (перьевой и шариковой ручкой). Под наблюдением находилось 54 ребенка в возрасте 6 лет, посещавших подготовительную группу обычного режима одного из детских комбинатов Красноярска. Одну половину детей обучали письму при помощи перьевой ручки, вторую — шариковой. За основу были взяты стан-^

дартные прописи. Продолжительность занятий составляла 30 мин (2 раза в неделю). Исследовали следующие показатели: состояние зрительно-ручной координации (процент попаданий кончиком ручки в мишень диаметром 5 мм), остроту зрения (по сиециальной таблице, позволяющей определить ее максимальные значения в пределах 2 усл. ед.). О степени психофизиологической напряженности в процессе письма судили по показателям электрокожной проводимости и зрительной рабочей дистанции. Последняя отражает характер общего мышечного напряжения при выполнении тонкокоординированных движений в системе глаз — рука. Оба этих показателя определяли во время выполнения стандартных письменных проб.

Анализ полученных данных позволил установить следующее. На начальном этапе овладения навыком письма у всех детей наблюдались напряженность и скованность мышц пальцев рук, спины и шеи. Они жаловались на быструю утомляемость. На генерализацию мышечного напряжения указывает и характер рабочей по-

щ

*

20

19

18 17

16

О 15-30

л

Динамика зрительной рабочей дистанции у детей, обучавшихся письму перьевой и шариковой ручкой.

По оси абсцисс — время (в мин); по оси ординат — зрительная рабочая дистанция (в см). / — дети, писавшие перьевой ручкой; 11 — дети, писавшие шариковой ручкой. 1, 2 — сентябрь; 3, 4 — май.

ф зы. Так, зрительная рабочая дистанция сокращалась в среднем до 17 см у детей, писавших и перьевой, и шариковой ручкой (см. рисунок).

Иная ситуация имела место к концу периода обучения. Так, если судить по показателю зрительной рабочей дистанции (см. рисунок), выполнение письменной пробы в течение первых 5—10 мин не сопровождалось выраженным мышечным напряжением ни в той, ни в другой группе. Однако, начиная с 15-й минуты работы, у детей, писавших шариковой ручкой, появилась устойчивая тенденция к сокращению зрительной рабочей дистанции, которая к 30-й минуте сокращалась на 3 см (р = 0,05). У детей же, обучавшихся письму перьевой ручкой, зри-а тельная рабочая дистанция была устойчивой на Ф протяжении всего времени выполнения письменной пробы. Следовательно, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что овладение навыком письма при помощи перьевой ручки способствует экономизации энергетических затрат и сопровождается меньшим мышечным напряжением, чем при письме шариковой ручкой.

Изложенные выше данные хорошо согласуются с показателями электрокожной проводимости, полученными во время выполнения письменной пробы. Так, на начальном этапе обучения письму выполнение стандартной письменной пробы приводило к одинаковому снижению изучаемого показателя при письме как пером, так и шариковой ручкой, что свидетельствует о некотором нарастании утомления. К концу периода обучения характер изме-х нения электрокожной проводимости существен-но различался у детей, писавших шариковыми ручками и пером. Так, у первых отмечалось снижение данного показателя, свидетельствующее о нарастании утомления, в то время как

у вторых изменения показателя были статистически недостоверными.

Большой практический интерес представляет тот факт, что в группе детей, обучавшихся письму перьевой ручкой, наблюдалось более значимое улучшение зрительно-ручной координации, чем у детей, писавших шариковыми ручками (соответственно с 50 до 70 и с 45 до 50%; р<0,05).

Таким образом, процесс овладения навыками письма посредством перьевой ручки способствует совершенствованию зрительно-ручной координации и тем самым экономизации энергетических затрат и снижению уровня общей напряженности организма во время трудового процесса.

Это обстоятельство не могло не сказаться на развитии функциональных систем организма. Так, у детей, писавших пером, наблюдалась устойчивая тенденция к более полной реализации потенциальных возможностей зрения. Например, острота зрения за это время у них возросла до 1,3 усл. ед., в то время как у детей, писавших шариковой ручкой, — до 1,1 усл. ед. (при однаковых исходных значениях 1 усл. ед.).

Если попросить ребенка, не владеющего техникой письма, провести штриховую линию, то она представит собой ряд чередующихся штрихов с сильным и слабым нажимом. Этот факт свидетельствует, что в основе формирования произвольных графических движений лежит эндогенный микродвигательный ритм. Пиеьмо же перьевой ручкой, включающее ритмическое чередование усилий и расслаблений, как раз наиболее полно отвечает его природе, эффективно способствует формированию произвольных тонкокоординированных движений. Не случайно на определенном этапе развития культуры письма народ использовал гусиное перо как инструмент, наиболее чувствительный к усилию (нажиму). Затем под влиянием научно-технического прогресса гусиное перо было заменено на металлическое, которое, однако, обладало еще достаточной чувствительностью к движению человеческой руки. Дальнейшее техническое совершенствование пишущего инструмента продолжало вступать во все большее противоречие с физиологией. И наконец, «венец» прогресса — шариковая ручка, требующая постоянных мышечных и психических усилий (безотрывное письмо). Неслучайно Н. Н. Куинджи [2] при изучении вопросов нормирования продолжительности безотрывного письма с учетом механизма утомления школьников пришел к выводу, что длительность непрерывного письма в начале урока должна составлять примерно 3 мин, в середине — 2 мин и в конце урока — 1 мин. В реальных же условиях школьники, как известно, пишут иногда часами.

Каков же выход из создавшейся ситуации? Ведь нереально сегодня ставить вопрос об от-

мене шариковой ручки так, как в свое время волевым решением была отменена перьевая. Компромисс же может заключаться в следующем: перьевую ручку целесообразно использовать в детских комбинатах для овладения начальными навыками письма, т. е. на этапе формирования зрительно-ручного двигательного стереотипа. Сформированный с помощью перьевой ручки ритмичный характер тонкокоордини-рованных движений явится в последующем основой для всей графической деятельности

УДК

Ранее проводилось комплексное исследование нейродинамических и вегетативных процессов у лиц, имеющих длительный производственный контакт с электромагнитными полями (ЭМП) сверхвысокочастотного' диапазона [9]. Выяснилось, что ЭМП указанных частот обладает значительной биологической эффективностью, что приводит в определенных случаях к повышению реактивности и лабильности основных нервных процессов, нарушению их баланса. В других случаях отмечается нарушение взаимодействия структур мозга и механизмов регуляции сердечного ритма. Ряд физиологических показателей оказался тесно связанным со стажем работы в условиях микроволнового облучения. Тем не менее проблема изучения состояния здоровья как населения, так и конкретных групп работающих в условиях профессионального контакта с ЭМП остается актуальной [6, 9, 10].

Настоящее исследование посвящено системному исследованию биологического действия радиоволновых излучений на лиц с различным стажем работы с ЭМП диапазона 3—30 мГц.

Обследована группа мужчин — регулировщиков радиоаппаратуры коротковолнового диапазона (3—30 мГц), занятых на производстве испытанием отдельных блоков радиопередающих устройств (РПУ), регулировкой и настройкой радиопередатчиков в целом. Настройка производится как при закрытых, так и при открытых блоках. Для поглощения энергии применяются

школьников, в частности при переходе их на письмо шариковой ручкой.

Литература

1. Базарный В. Ф. // Бюл. СО АМН СССР. — 1986. — № 4. —С. 94—101.

2. Куинджи Н. Н.// Гиг. и сан. — 1973. — № 5. — С. 34— 38.

3. Шанько А. Ф. Ц Начальная школа.— 1982. — №6. — С. 20.

Поступила 28.06.88

эквиваленты антенн различных видов. Настройка РПУ происходит в режимах амплитудной и частотной модуляции. Измерения показали, что в процессе работы регулировщики подвергаются воздействию модулированных ЭМП, создаваемых открытыми блоками передатчиков, а также недостаточно эффективно экранированными эквивалентами антенн. Облучение общее. Уровни ^ напряженности составляли от единиц до десят- " ков вольт на 1 м, эпизодически достигая 120— 140 В/м. Суммарное время воздействия за рабочую смену колебалось от нескольких минут до 3—4 ч. Энергетическая нагрузка не превышала предельно допустимых значений — 7000 (ВХ Хч/м2).

В связи с принципиальной невозможностью точного измерения индивидуальных парциальных и суммарных величин поглощенной энергии в качестве интегрального показателя, отражающего суммарную поглощенную энергию, использован непрерывный стаж работы на регулировке радиоаппаратуры.

Из сопутствующих факторов среды параметры микроклимата и освещения соответствовали санитарным нормам. Уровень шума систем вентиляции не превышал 80 дБ.

Углубленное клинико-поликлиническое обследование прошли лица основной группы (72 человека в возрасте 20—50 лет, стаж работы от 2 до 30 лет) и контрольной группы (45 человек аналогичного возраста и стажа). В контрольную

Радиационная гигиена

ОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

613.647-07

Я. Б. Суворов, Я. Я. Василевский, В. Я. Никитина, Т. В. Каляда,

Г. И. Разоренов, Г. А. Поддубский

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ РАДИОВОЛНОВОМ ОБЛУЧЕНИИ

НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, Ленинград; НИИ гигиены труда и

профзаболеваний Минздрава РСФСР, Ленинград

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.