^еоНЯик , июнь, 2004 г., № 6
“Геолог-романтик, испытанный полевик, неутомимый экспериментатор, изобретатель, надежный товарищ, с которым я много ходил в геологическую разведку и не раз испытывал твердую опору его плеча. Ценитель хорошей водки, талантливый кулинар, особенно по линии вареников ".
Эту краткую аннотацию я в свое время дал к серии портретов моего давнего друга — доктора геолого-минера-логических наук Бориса Андреевича Остащенко — в фотоальбоме С. Новикова “Портрет интеллекта. Ученые Республики Коми” (СПб, 2002, с. 228—229). И уверен, что она справедлива. А пять лет назад написал для “^еемАика” (1999, № 6) небольшой очерк “Тридцатилетний маршрут”, посвященный 30-летию работы Б. А. Остащенко в Институте геологии. В нем я кратенько поведал о жизненном пути моего второго аспиранта, а по сути дела первого, поскольку первой аспирантке, Г. Е. Юшковой, я только помог обработать, проанализировать и соответствующим образом представить аналитический материал, накопленный ею в процессе длительной лабораторной работы, но не определял заранее идеологию исследования. Б. А. Остащенко же я пригласил в аспирантуру специально для разработки конкретной проблемы — девонского магматизма на Пай-Хое и связанной с ним медно-никелевой минерализации, и почти три месяца “наставлял” его в поле. В том очерке я рассказал также о многогранных исследовательских устремлениях и научных достижениях Бориса Андреевича, о его теперешнем солидном положении как широко известного ученого, руководителя научного направления и заведующего лабораторией технологии минерального сырья.
Прошло пять лет.
Срок, казалось бы, короткий, но жизненное время определяется не длительностью, а содержанием. Для Б. А. Остащенко эти пять лет были
весьма содержательными, несмотря на временные невзгоды.
На его маршрутной карте обозначились новые территории исследований, а на них — новые открытия, в том числе и находки алмазов. Осваиваются новые объекты минералого-технологи-ческих разработок. Оригинальные технологии извлечения тонкого, вплоть до нанодисперсного, золота, включенного в минеральные зерна из коренных золоторудных месторождений Приполяр-
ного Урала, основанные на детальнейших минералогических исследованиях, позволяют увеличить промышленные запасы в несколько раз. Полевые, лабораторные и опытные работы группы Б. А. Остащенко существенно расширили перспективы Тиманской меденосной провинции, доказали комплексность руд, включая в дополнение к серебро-
носности их палладиеносность и плати-ноносность. Последние минералоготехнологические разработки направлены на улучшение качества бокситов. Они показали, что комплексными гравитационными и термическими методами можно высокосернистые бокситы довести до уровня бессернистых. Завоевание новых минералого-техноло-гических пространств Борисом Андреевичем продолжается.
Окрепла лаборатория Б. А. Оста-щенко, особенно в квалификационном отношении. Появились два новых доктора наук — это бывшие свои кандидаты наук, успешно защитившие диссертации в Санкт-Петербургском горном институте. Каждый год приходят новые аспиранты. Число публикаций Бориса Андреевича перевалило за две сотни, в их числе 6 монографий и 17 брошюр.
Большой плодотворный труд Б. А. Остащенко отмечен заслуженными наградами. К имевшимся медалям добавились медали ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени, “За заслуги в деле изобретательства”, знак “За заслуги в изучении недр Республики Коми” и другие. Он представлен к званию “Заслуженный деятель науки Российской Федерации”.
К своему шестидесятилетнему юбилею и к тридцатипятилетию работы в Институте геологии Б. Остащенко пришел достойно, вложив более чем солидный вклад в геологическую науку и в мирскую жизнь. Уверен, что дальнейший его исследовательский маршрут (а я желаю, чтобы он был не короче пройденного) будет не менее плодотворным, а жизнь радостной, счастливой и благополучной.
АкадемикН. Юшкин