2. БажановаН. С., Коссович Л. Ю., СухоловскаяМ. С. Нестационарные волны в вязкоупругих оболочках: модель Максвелла // Изв. вузов, Северо-Кавказский регион. 2000. № 1. С. 17-24.
УДК 539.3
В. Л. Березин, Ю. П. Гуляев
ПРОДОЛЬНЫЙ УДАР ТОЧЕЧНОЙ МАССЫ ПО СОСТАВНОМУ СТЕРЖНЮ
В отличии от работ [1, 2], посвященных задаче нахождения спектра собственных частот колебаний сосредоточенных масс, в данной статье развит метод расчета скоростей и деформаций в любой точке составного стержня на основе интерференции прямых и обратных волн.
Имеется Л'-слойный круглый стержень диаметром £>, находящийся в состоянии покоя. /-Й слой этого стержня (V = 1,2,3) выполнен из упругого материала, имеющего плотность р/ и модуль Юнга Е1, в котором возмущения распространяются со скоростью а¡= ^Е/ /р/. Толщина 1-го слоя равна И!. Эти слои могут быть выполнены из трех различных материалов: «а» - стекло , «б» - мягкий полимер, «в» - жесткий полимер. В момент времени г = 0 левый конец стержня взаимодействует с точечной массой т0, движущейся со скоростью у0 , направленной вдоль оси стержня.
Решение данной задачи можно представить как суперпозицию решения более простых задач: задачи о прохождении импульса, распространяющегося вправо через границу разрыва материальных свойств стержня, задачи о прохождении импульса, распространяющегося влево через границу разрыва материальных свойств стержня, задачи об отражении импульса, распространяющегося влево от границы контакта с точечной массой.
Для первой задачи, в которой рассматривается прохождение волной, бегущей вправо, границы разрыва материальных свойств стержня, имеем следующие соотношения для напряжения и скорости:
скорость в падающей волне, оги V - напряжение и скорость в прошедшей волне.
Для второй задачи, в которой рассматривается прохождение волной, бегущей влево, границы разрыва материальных свойств стержня, легко получить следующие соотношения для напряжения и скорости:
ах и V - напряжение и
О)
ах = (1 + Д)-5^ = (1-Л)у. (2)
В третьей задаче рассмотрим прохождение волной, бегущей влево, левой границы многослойного стержня, на которой имеется точечная масса т, имеющая скорость у0 .
Пусть бежит обратная волна щ = С-Ца^ + х). В стержне появляется отраженная волна й1 = g(alt -х), а их линейная суперпозиция и1=щ+ и1 дает результирующее движение.
Так как на левом конце имеется сосредоточенная масса, то уравнение ее движения можно записать в виде
+ аКа,0 = -(*"(<¥)" аУ(а,0), (3)
Е,ЕВ т0а\
где ^-площадь поперечного сечения стержня.
При этом предполагается, что скорость сосредоточенной массы есть невозрастающая функция по времени.
Решение дифференциального уравнения (3) вместе с контактными условиями было получено в [3] конечно-разностным методом.
В результате преобразований получим следующие соотношения для напряжения и скорости:
стх = -20+(1 + До)-стх, У = 20+(1-Д0)У, (4)
г0 = У0ехр(-аг), Яо = 1 - 2а:х;("а°}п^)ехр(аГМ?- •
Чщ*) о
На основании полученных формул (1), (2), (4) произведен расчет напряжённо-деформированного состояния в составном стержне, состоящем из материалов типа «а» и «б», для двух вариантов расположения слоев (рис. 1).
а) Л = (8 0.48 6 0.48 з)мм б)А = (3 0.48 8 0.48 б)мм
Рис.1
На рис. 2 изображено изменение максимального значения растягивающего напряжения а = ох/Е1 в последнем слое для обоих вариантов структуры стержня.
На рис. 3 изображено изменение максимального значения сжимающего напряжения с в последнем слое для обоих вариантов структуры стержня.
0,60 Рис. 3
0,0000 ст
-0,0200
-0,0400 0,1
Из сравнения кривых на рис.2 видно, что уменьшение толщины лобового слоя приводит к увеличению максимального (по времени и среди всех точек слоя, для которых производились вычисления) значения растягивающего напряжения на 33%.
Из сравнения кривых на рис.3 видно, что уменьшение толщины лобового слоя приводит к увеличению максимального (по времени и среди всех точек слоя, для которых производились вычисления) значения сжимающего напряжения на 24%, причем это напряжение в 2.3 раза превышает допустимое напряжение на сжатие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лазарян В. А., Манашшн Л. А. Собственные продольные колебания стержней с сосредоточенными массами //Прикладная механика. 1970. Т. 6, вып. 8.
2. Механика систем оболочка-жидкость-нагретый газ / Под ред. Н. А. Кильчевского. Киев: Наукова думка, 1970.
3. Гуляев Ю. П., Кравчук А. С. Схема рабчета процесса распространения упругих волн в составном стержне//Прикладная механика. 1972. Т. 8, вып. 8.