Научная статья на тему 'Проблемы знания и образования в аксиологической парадигме современной научной библиотеки'

Проблемы знания и образования в аксиологической парадигме современной научной библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЦЕННОСТИ / ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ / БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AXIOLOGICAL PARADIGM / VALUES / KNOWLEDGE / EDUCATION / KNOWLEDGE MANAGEMENT / E-LIBRARY / LIBRARY AND INFORMATION WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихрева Г. М.

Рассматривается влияние эволюции феноменов «знание» и «образование» на аксиологическую парадигму современной научной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of knowledge and education in the axiological paradigm of modern scientific library

The article examines the impact of the evolution of the phenomena of "knowledge" and "education" on the axiological paradigm of modern scientific library.

Текст научной работы на тему «Проблемы знания и образования в аксиологической парадигме современной научной библиотеки»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 170-173.

УДК 007 Г.М. Вихрева

ПРОБЛЕМЫ ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Рассматривается влияние эволюции феноменов «знание» и «образование» на аксиологическую парадигму современной научной библиотеки.

Ключевые слова: аксиологическая парадигма, ценности, знание, образование, управление знанием, библиотека, библиотечно-информационная деятельность.

Исследование проблемы эволюции ценностных основ библиотечной деятельности в конце XX - начале XXI в. требует глубокого осмысления и анализа в быстро меняющемся мире. Сегодня мы нуждаемся, как никогда, в знаниях о библиотеке как носителе и хранителе основных социальных ценностей, ее месте и ее пути в будущем. В библиотековедении появляется всё больше исследовательских работ, в которых многие важнейшие проблемы отрасли решаются при активном и эффективном участии философской и в немалой степени аксиологической (от греч. axia - ценность и logos - учение) мысли. Аксиологические проблемы, проблемы ценностных установок, определяющих различные виды библиотечной деятельности, должны получить в библиотековедении достойное освещение.

Библиотека - открытая система, связанная с внешним миром множеством самых разнообразных, разветвленных связей и подверженная воздействию всех основных тенденций развития общества. Трансформация ценностных основ вследствие изменений, происходящих в стране и мире, отражается как на идеологии, так и на технологии библиотечной работы.

Новую систему общечеловеческих ценностей определяют основные мегатенденции мирового развития. Будучи универсальными, они оказывают влияние на формирование ценностных тенденций других, более конкретизированных уровней - национального, регионального и особенно важного для нас - библиотечного. Прямое воздействие выделенных факторов на формирование новой ценностной концепции современной библиотеки выражается прежде всего в том, что ими задаются мировоззренческие и методологические подходы к решению данной проблемы.

Естественно, что влияние мегатенденций развития общества на ценностные ориентации библиотеки как социального института происходит опосредованно, через ее взаимодействие с информацией и изучение информационных потребностей пользователей, через формирование видения библиотечным сообществом ноосферной парадигмы развития современной науки. Для библиотечной аксиологии интерес представляют объективные результаты глобализационных процессов и их проекция на формирование общественных ценностей, в том числе знания и образования. В отношении последних эта тенденция реализуется, во-первых, в том, что любые опубликованные научные открытия, гипотезы, концепции, теории сразу становятся достоянием мировой науки. Во-вторых, в результате обмена учеными, деятелями культуры, педагогами, студентами и школьниками ускоряется формирование интегрированного социокультурного пространства.

В качестве примера здесь можно привести программу «Эразмус Мун-дус» - одну из самых масштабных в мире программ развития международного сотрудничества в области образования, делающую качественное европейское образование доступным для молодежи всего мира. Сам факт

© Г.М. Вихрева, 2013

существования такой программы свидетельствует о глобализации высшего образования как общественного блага. Масштаб этой и подобных программ неуклонно расширяется, увеличивается количество создаваемых в ее рамках магистерских программ, размер стипендий и грантов для студентов, преподавателей и исследователей [1].

В-третьих, социокультурные инновации в любой сфере, в любой стране быстро становятся всеобщим достоянием с помощью достижений современной информационной революции - телекоммуникаций, Интернета. Благодаря всемирной электронной Сети для значительной части человечества стали доступны немыслимые прежде объемы знаний и сведений. Человечество вступает в стадию построения информационного общества, которая характеризуется такими процессами, вызванными глобализацией, как изменение механизмов конкуренции, увеличение объемов информации, необходимой для принятия решений, внедрение информационных технологий.

Среди постоянно обсуждаемых проблем науки, образования, обучения, воспитания и т. д. особо важное место занимает проблема знания, поскольку, как отмечают исследователи, «без выяснения его природы и сущности все обозначенные и многие другие понятия утрачивают смысл. Это происходит потому, что образование, обучение, воспитание, как и наука в целом, имплицитно содержат в себе знание» [2]. Общественная ценность знания и образования неизмеримо возрастает. Как отмечает Э. Тоффлер, сегодня даже такие прежде главенствовавшие в мире показатели, как «жесткая сила и богатство, поразительно зависят от знания»

[3]. П. Друкер, один из самых известных основоположников современного менеджмента, считает, что «знание стало сегодня основным условием производства» [4].

Каким образом всё повышающаяся ценность знания влияет на содержание формирующейся ценностной парадигмы современной библиотеки? Очевидно, что на новом этапе социальной эволюции усиливается значение общественных институтов, занятых созданием, хранением, обработкой и распространением знаний для их последующего практического применения. Среди них главенствующая роль, несомненно, принадлежит библиотеке. Библиотека становится информационным «ядром» региона (зоны обслуживания) и наиболее демократичным источником доступа к информационным ресурсам.

Библиотекарям как профессионалам в области знания и информации сегодня предстоит доказать свою значимость в обществе, где обладание знаниями тесно связано с производством ценностей. Успех деятельности современной библиотеки существенно зависит от подходов к управлению

информацией и информационными потоками, то есть от системы управления знаниями, под которой сегодня понимается совокупность оперативных и стратегических управленческих усилий, направленных на увеличение эффективности использования интеллектуального капитала организации в целях повышения результативности деятельности [5].

Управление знаниями - это особая парадигма, набор стратегий и методов, призванный удовлетворять определенные потребности индивидов, организаций, правительств в новом обществе - обществе, основанном на знаниях. Управление знаниями имеет значение для многих сфер деятельности, причем значение это растет по мере информатизации общества. Поэтому профессионалы в различных сферах стремятся четко определить его роль в своей области. Всё явственнее формируется тенденция к рассмотрению этого процесса как явления универсального характера, имеющего перспективу также и в библиотечно-библиографической практике. В материалах, представленных на конференциях ИФЛА в разные годы, звучат настойчивые призывы к модернизации роли библиотечных специалистов в современном обществе. Отмечается, что профессиональные навыки в анализе, оценке и синтезе новой информации позволяют им активно включаться в процесс управления знаниями и дают возможность вывести библиотечное и информационное обслуживание читателей на более высокий уровень [6].

Рассматривая нынешнее состояние библиотечно-информационной деятельности,

специалисты отмечают, что, несмотря на сходство технических процессов, между нею и управлением знаниями нельзя ставить знак тождества, так как в управлении знаниями основное внимание уделяется извлечению скрытых знаний, а библиотечная деятельность ориентирована на хранение и распространение знаний, представленных в документах. Существенное отличие технологий управления знаниями от библиотечноинформационных технологий состоит в выявлении скрытого знания, формализации и интегрировании с внутренними и внешними знаниями [7].

Конкретизацию данных положений можно найти, в частности, у Д. Роули, главы Школы менеджмента и социальных наук (Великобритания), которая видит три роли в управлении знаниями для профессионалов в области знания и информации (в том числе для библиотекарей):

- управление хранилищами знаний,

- упрощение информационного потока и взаимосвязей,

- выравнивание производительных мощностей [8].

172

Г.М. Вихрева

Первая из ролей включает в себя, по сути, традиционно главные задачи библиотечного дела: оценку, отбор, фиксирование, структурирование, упрощение доступа, создание блоков и предоставление знаний. Следует обеспечить, с одной стороны, интеграцию, а с другой - дифференциацию предоставляемых знаний. Пользователи должны иметь доступ к знаниям вне зависимости от способа их хранения (в печатном, в электронном виде или в виде знаний других людей), но вместе с тем им нужно дать возможность выбрать те источники, которые являются для них приемлемыми.

Про упрощение информационного потока Д. Роули пишет, что оно «осуществляется изнутри, т. е. тот, кто его обеспечивает, сам является частью информационной среды, создает и поддерживает экспертные базы данных, знает, у какого из участников среды следует искать ту или иную информацию, и стремится к преумножению хранимых знаний за счет участников среды. Здесь есть как технологический, так и социальный аспект: упрощение потока означает и создание инструментов для поиска информации, и обучение пользователей их использованию. Кроме того, те же профессионалы расширяют среду: они вводят новых участников среды в курс дела, разъясняют нормы и правила, действующие в данной информационной среде, устраняют культурные и языковые барьеры» [8].

Третья роль - выравнивание производительных мощностей - трактуется автором как «работа профессионалов в информационной среде, направленная на помощь участникам среды в развитии их способности производить ценности. Этого невозможно достичь какими-либо конкретными проектами, это может быть осуществлено посредством внедрения определенных методов работы и определенной культуры. Очевидна полезность этих подходов для таких сфер, как наукоемкая индустрия, однако они могут быть применены и гораздо шире. Задача заключается в том, чтобы побудить профессионалов к обмену знаниями. Знание является экономическим ресурсом, поэтому управление им является насущной задачей» [8].

Таким образом, включение в ценностную парадигму современной библиотеки понятия «управление знаниями» ориентирует ее на существенное расширение круга своих функций посредством овладения технологиями этого процесса, разработку и внедрение системы управления знаниями в организации, подготовку профессиональных «менеджеров знаний» на библиотечноинформационных факультетах.

Однако, являясь движущей силой развития цивилизации, знания (в широком смысле этого слова) одновременно становятся источником роста глобального неравенства. В то время как передовые страны

имеют все возможности для развития науки, аутсайдеры зависят от технологий, гуманитарной и финансовой помощи развитых стран. Проблема глобального неравенства, разумеется, заключается не в знаниях, а в обеспечении доступа к ним и в издержках, связанных с получением знаний. Характерно, что современная российская библиотека остается, по существу, единственным социальным институтом, предоставляющим информацию населению бесплатно. Её антидепривационная функция по-прежнему актуальна и востребована обществом. Следовательно, одной из ценностных установок, имеющих для библиотеки принципиальное значение, является преодоление информационного неравенства, расслоения людей по степени доступа к информации. В противоположность сугубо коммерческим информационным центрам и разного рода посредническим организациям библиотека остается институтом, утверждающим социальную справедливость и равные возможности. Значит, в основу заново создаваемой философии библиотечного дела должно быть положено осознание библиотеки как органичной частицы человеческого сообщества, служащей каждой личности в отдельности и помогающей ей совершенствоваться, а значит, и улучшать жизнь.

Рост значимости знаний побуждает современное общество обращать все большее внимание на сферу образования и науки. Знание и образование, в сущности, очень близкие, глубоко взаимодействующие понятия, хотя между ними не может быть открытого тождества. Система образования все более превращается в крупнейшую отрасль общества, которая, с одной стороны, формирует и развивает главную производительную силу - человека, а с другой - является источником формирования мировоззрения. Для библиотеки, одной из основных функций которой является образовательная, очень важно занять достойное место в поиске эффективных и наиболее продуктивных способов трансляции знания от поколения к поколению.

Крупная научная библиотека, формируя свой фонд, не может не учитывать наиболее существенные философские, стратегические проблемы развития образования в обозримом будущем. Понимание специалистами библиотеки сущности ценностей и целей образования, тенденций развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, позволяет вырабатывать оптимальные критерии формирования фонда, обеспечивающие информационную поддержку образовательного процесса. В качестве аксиологических ориентиров для библиотечнобиблиографической деятельности, направленной на реализацию образовательной функции библиотеки, можно выделить сле-

дующие концептуальные основы организации образования в современной социокультурной среде:

- обновление содержания образования на основе многостороннего изучения культурно-исторического процесса;

- создание системы непрерывного культурологического образования в школе и в вузе;

- комплексное научно-методическое обеспечение изучения и преподавания отечественной и мировой культуры в школе и вузе;

- формирование культурологических установок в сознании учащейся молодежи;

- осмысление содержания культуры в предельно широком ее понимании и становление культурологии как направления и системы научных и учебных дисциплин, позволяющих ей стать методологической основой создания комплексных целевых программ.

В свете концепции глобального информационного общества (общества знаний) в качестве социальной миссии библиотеки можно обозначить обеспечение развития человеческого потенциала (интеллектуализации общества) путем непрерывного образования и свободного доступа к культурному наследию человечества. Организуя комплектование, хранение и использование документов, хранящих эталоны человеческих ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие общества, его гуманистический характер, библиотека способствует форми-

рованию системы ценностей общества в целом и отдельной личности в частности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Медведев С. А., Томашов И. А. Знание и образование как глобальные общественные блага // Вестник международных организаций. 2009. № 2 (24). С.124

[2] Евдокимов П. Г. Процесс образования и проблема знания // Наука, искусство, образование в III тысячелетии : матер. III Междунар. науч. конгресса (Волгоград, 7-8 апреля 2004 г.). Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. Т. 2. С. 3.

[3] Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. М. : АСТ, 2004. С. 38-39.

[4] Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М. : Вильямс, 2001. С. 54.

[5] Теслинов А. Г., Теслинова Е. А. Воплощение «прожекторной» теории познания в системах управления знаниями // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций : тр. 4-й Междунар. конф. : в 2 т. М. : Институт проблем управления РАН, 2004. Т. 1. С. 18-29.

[6] Олейник О. Н. Формирование системы управ-

ления знаниями в условиях библиотечно-информационного центра // ГПНТБ : официальный сайт. URL: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/

2013/2/ntb_2_6_2013.pdf.

[7] Крымская А. С. Управление знаниями - перспективная технология для библиотечноинформационных работников // НТБ. 2005. № 9. С.10-16.

[8] Rowley J. Knowledge management - the new librarianship? From custodians of history to gatekeepers to the future // Library Management. 2003. Vol. 24. № 8/9. P. 433-440. URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/2009/rouli_ knowl_management.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.