Научная статья на тему 'Проблемы журналистской этики в публицистических работах Н. Бабаева'

Проблемы журналистской этики в публицистических работах Н. Бабаева Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1356
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА / ПРИНЦИП БЕСПРИСТРАСТИЯ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИОНАЛЬНОСТИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ / ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ ОЧЕРКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курбанов Илкин Интигамович

Статья определяет основные принципы журналистской этики и отражение этих принципов в творческом наследии крупного азербайджанского публициста Нураддина Бабаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы журналистской этики в публицистических работах Н. Бабаева»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27 (165). Филология. Искусствоведение. Вып. 34. С. 64-69.

И. И. Курбанов

проблемы журналистской этики в публицистических работах н. бабаева

Статья определяет основные принципы журналистской этики и отражение этих принципов в творческом наследии крупного азербайджанского публициста Нураддина Бабаева.

Ключевые слова: журналистская этика, принцип беспристрастия, неприкосновенность личной жизни, обеспечение конфиденциональности, литературное редактирование, жанровые формы очерка.

Не будет преувеличением, если мы скажем, что проблемы журналистской этики проходят красной нитью через всё творчество известного азербайджанского журналиста и публициста Нураддина Бабаева. Нравственноэтические темы занимают особое место в его литературном наследии. Они широко представлены в самых разных жанровых формах его творчества - в многочисленных очерках, в публицистических статьях, в открытых письмах по актуальным вопросам общественной жизни, а также в научно-теоретических исследованиях Н. Бабаева, посвященных в основном специфике работы журналистов в периодической печати. Несмотря на то, что некоторые тезисы Н. Бабаева опираются на опыт деятельности прессы советского периода, их ключевые положения сохраняют свое значение и сегодня, в условиях гораздо более свободного развития системы СМИ на постсоветском пространстве.

Прежде чем приступить к детальному анализу главных элементов этико-журналистской концепции, разработанной Н. Бабаевым, необходимо определить сущность самого понятия «профессиональная этика». Как известно, в философской науке давно уже получило прочное и всеобщее признание принципиальное положение о существовании универсальных законов, по которым исторически развивается человеческое общество. Для обеспечения устойчивого и по возможности бесконфликтного развития общественных институтов необходимы различные регуляторы, которые поддерживали бы нормальные отношения в обществе. Помимо традиционных юридически-правовых механизмов регулирования общественных отношений важную роль призваны сыграть также и нравственноэтические принципы. Иными словами, наряду с писаными законами права действуют и

неписаные нормы морали, основывающиеся на базовых этических ценностях. В том случае, когда сфера этики тесно соприкасается с профессиональной деятельностью как отдельных людей, так и всего общества в целом, мы говорим о формировании специфических принципов профессиональной этики. Эти принципы приобретают первоочередное значение в тех отраслях профессиональной деятельности, которые напрямую связаны с жизнеобеспечением общественного организма, с взаимоотношениями между людьми в рамках социума. Поскольку журналистика как особый вид профессиональной деятельности плотно интегрирована в систему общественных отношений, то совершенно закономерно возникает требование необходимости соблюдения журналистами правил профессиональной этики.

В современной азербайджанской школе журналистики сформировалась четкая и вполне определенная точка зрения на содержательную характеристику положений профессиональной журналистской этики. Так, ведущий теоретик журналистики Д. Мамедли обоснованно указывает, что журналист, соблюдающий в своей деятельности требования профессиональной этики, должен ставить перед собой «две основные цели: 1) повышать уровень общественной полезности своей профессии; 2) сознавать ответственность перед человеком и обществом» [4. С. 220]. Вообще сфера журналистики как особого социального института во многом сродни таким областям деятельности, как медицина или юриспруденция, имеющим свои строгие и тщательно регламентированные этические кодексы. Ведь и клятва Гиппократа, которую дает врач, и присяга на верность законности, которую приносит судья, являются важной дополнительной гарантией качественного и

добросовестного исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Нельзя не признать, что и журналисты тоже зачастую нуждаются в таком мощном этическом регуляторе своей профессиональной работы.

Вместе с тем приходится признать, что именно в плане этики современная журналистика сталкивается с очень серьезными проблемами. Ключевую значимость этических принципов в деятельности журналистского сообщества отчетливо понимал Н. Бабаев, и отнюдь не случайно целый ряд его проблемных статей, изданных отдельной книгой под общим заглавием «Е1э yaz кі...» («Напиши так, чтобы....»), посвящен обстоятельному анализу профессиональной этики журналистов. В данной книге есть очень интересный и важный для рассматриваемой нами темы материал. Это предисловие бывшего студента Н. Бабаева Саявуша Сарханлы, лауреата премии «Золотое перо». Он оценивает книгу своего старшего коллеги и наставника так: «Это не просто теоретическая книга. Это книга заслуженного журналиста, посвятившего профессии 40 лет своей жизни. На страницах этой книги, составленной из публикаций в прессе, автор рассказывает о себе, о своем творческом пути, о том опыте, который он приобрел за эти годы. В этой книге есть мудрые слова об этике журналистского творчества. Это книга учит журналистов, как надо с доверием и ответственностью подходить к слову» [3. С. 8].

Взгляды Н. Бабаева на принципы журналистской этики отличаются целостностью, тщательной продуманностью и ярким своеобразием. Для того чтобы отчетливее выявить оригинальность его этической концепции, представляется целесообразным сопоставить точку зрения Н. Бабаева с тем определением профессиональной журналистской этики, которое содержится в размещенном на одном из специализированных Интернет-сайтов коллективном словаре «Журналистская этика». Авторы словаря указывают, что «этика журналиста - это пособие, отражающее представления об особенностях журналистской морали, духовных аспектах журналистского труда, а также кодекс норм и правил профессиональной морали» [8. С. 1]. Этот же источник подчеркивает, что этика журналиста является одной из частей, составляющих структуру общей этики журналиста. Основное предназначение журналистской этики, по

мнению авторов словаря, заключается в том, чтобы помочь журналистам исполнять свой конституционный долг, формировать систему духовных потребностей для создания оптимальных взаимоотношений между обществом и профессиональными группами.

Однако существует и совершенно другой подход к проблеме журналисткой этики. В частности, еще один специализированный Интернет-источник представляет мнение независимого эксперта Натальи Резонтовой, доказывающей, что сам термин «журналистская этика» является надуманным и даже абсурдным понятием. Она считает, что «вообще не может быть такого понятия, как «журналистская этика». Существует только одна человеческая этика, и именно это подсказывает журналисту, как ему надо писать и показывать явления действительности. Всё должно быть связано с общечеловеческими моральными нормами и почитанием человеческой личности» [6. С. 1].

Как мы сможем убедиться, проанализировав публицистическое наследие Н. Бабаева, основныеположенияегоэтико-журналистской концепции иногда полностью, иногда частично отличаются от вышеуказанных. Причиной этого является то обстоятельство, что время его профессиональной работы пришлось на советский период общественно-политической истории Азербайджана. Н. Бабаев был журналистом партийной, коммунистической печати, и в его творчестве не могли не отразиться существовавшие в то время общие идеологические установки и цензурные ограничения свободы выражения личной авторской позиции. Но, несмотря на эти неблагоприятные условия, Н. Бабаеву все-таки удалось донести до читателей свою точку зрения на этические вопросы, которая во многом опередила свое время. Подтверждением этому служит неуклонно возрастающий в постсоветские годы интерес азербайджанского общества и журналистики к проблеме разработки кодекса профессиональной этики. Показательным примером такого повышенного внимания журналистского сообщества Азербайджана к этическим аспектам деятельности журналистов являются официальные данные мониторинга системы СМИ, проведенного фондом имени Наджафа Наджафова.

Еще более информативным является опубликованный на Интернет-сайте этого фонда аналитический комментарий, составленный

Количество обших нарушений этических принципов 34

В частности:

10-я статья Закона об СМИ (клеветнические утверждения) 8

Заказные материалы 7

Ложь и непроверенная информация 12

Нарушение норм журналистской этики 3

Другие нарушения в медиа-среде 4

на основании результатов статистической обработки выявленных нарушений в сфере журналистской этики: «23,5 % зарегистрированных нарушений являются клеветническими утверждениями и подпадают под действие 10-й статьи Закона о СМИ. 20,5 % нарушений являются размещением заведомо заказных материалов. Самый высокий процент нарушений составляют ложь и непроверенная информация - 35,2 %. Публикация материалов с нарушением принципов журналисткой этики составляет 8 %, а другие нарушения в медиа-среде - 11,7 %» [6. С. 1]. Таким образом, проблема соблюдения норм журналистской этики в системе СМИ Азербайджана стоит достаточно остро и, что самое главное, она отнюдь не замалчивается, а наоборот - открыто вынесена на широкое обсуждение как самой журналистской среды, так и общественности в целом.

Но вернемся к мыслям Н. Бабаева о сущности журналистской этики. По его мнению, журналистика является очень почетной профессией. Однако для сохранения, поддержания и укрепления своего профессионального престижа журналисту необходимо не только успешно преодолевать многочисленные трудности творческого и организационного характера, но и строго соблюдать все писаные и неписаные законы этой профессии. В этой связи Н. Бабаев образно и выразительно характеризует журналистскую этику: «Кроме обше-человеческих принципов этики существует отдельная этика для каждой профессии, которая отражает ей основные черты... Журналистская этика должна быть самым прогрессивной, гуманистической, нежной, вежливой, примерной для других» [3. С. 277]. По мнению Н. Бабаева, самым надежным критерием соблюдения журналистом базовых принципов профессиональной этики является то, что после долгих лет работы у журналиста

не должно возникать укоров совести за свою прежнюю деятельность. Перечисляя некоторые важные нюансы журналистской этики, Н. Бабаев называет самым важным элементом ответственность журналиста и объясняет чувство ответственности как основное качество нравственного регулирования деятельность журналиста, стоявший в одном ряду с другими важнейшими духовными ценностями человека. Журналист бывает сильным и уверенным в правоте своего дела только тогда, когда его личная и общественная позиции справедливы, а совесть контролируется этическими нормами и требованиями. Он должен чувствовать ответственность за каждую свою статью или выступление на телевидении и радио, тщательно заботиться об их достоверности и правдивости. Н. Бабаев отмечает, что даже малейшее проявление журналистом безответственности, малейшая ошибка или небрежность с его стороны тотчас же воспринимаются с большим неудовольствием как читательской аудиторией, так и героями журналистских материалов. Автор разъясняет свою позицию так: «В моих записях нет выдумки. Все события реальны. Я писал толькол том, что видел, и я уверен в достоверности своих наблюдений и слов очевидцев» [2. С. 9].

Для подкрепления своего принципиального тезиса Н.Бабаев приводит конкретный пример по этой теме на основе письма одного из своих студентов, сообщившего ему о весьма показательной в этическом плане ситуации. Этому студенту дали задание написать очерк об известном механизаторе. После публикации герой очерка приходит в редакцию, и по ходу разговора выясняется, что из-за безответственного отношения к своей работе журналист допустил в публикации фактическую ошибку. Дело в том, что полученную героем очерка медаль за добросовестный труд автор материала назвал медалью за военную до-

блесть. Это ошибка журналиста поставила героя его в очень неловкое положение. Как выйти из этой ситуации и избежать повторения подобных случаев в дальнейшем? После тщательного анализа данного факта Н. Бабаев дает начинающим журналистам обоснованный совет: «Надо писать так, чтобы жизненные факты в твоем очерке не искажались, не фальсифицировались» [3. С. 281].

Исходя из данного ситуации, возникшей исключительно по вине безответственного журналиста, Н. Бабаев справедливо отметил, что газетное слово - очень сильное оружие, поэтому относиться к нему необходимо особо внимательно и бережно. К сожалению, зачастую многие молодые журналисты не очень ясно себе представляют, кого и когда надо защищать, а кого и когда надо атаковать этим оружием. Вот почему каждый из них должен тщательно проверять каждый факт в своем очерке, чтобы потом не пришлось выслушивать обоснованные и заслуженные упреки. Если провести параллели с сегодняшним днем, то, учитывая обилие непроверенных и недостоверных материалов, постоянно появляющихся в различных СМИ, можно воочию убедиться, что рекомендации Н. Бабаева по-прежнему остаются более чем актуальными.

Принцип беспристрастности занимает особое место среди тезисов Н. Бабаева о журналисткой этике. Прежде всего это касается критических материалов. Н. Бабаев подчеркивает что критика должна быть искренней, принципиальной и добросовестной. Она не должна становиться средством для развязывания конфликтов или провоцировать обострение отношений: «Критикующий журналист должен уметь обходиться ненужных интриг, ненависти и пристрастий» [3. С. 291].

Поскольку главным героем журналистских публикаций чаще всего является какой-либо конкретный человек, Н. Бабаев справедливо отмечает важность соблюдения журналистами норм и правил межличностного общения как одного из основополагающих аспектов журналисткой этики. Он считает, именно в процессе общения ярче всего проявляется этическая составляющая журналистской работы. Следовательно, для обеспечения полноценной и конструктивной беседы со своим героем журналист должен быть одновременно и хорошим психологом, и интересным собеседником. Только в этом случае он сможет добиться получения от интервьюируемого

действительно полезной и нужной информации. Журналист встречается с людьми в разных ситуациях, при различных обстоятельствах, поэтому он должен владеть методами эффективного общения, уметь точно определять психологическое состояние собеседника и уверенно управлять ходом общения. Кроме того, журналист с первого дня вступления в редакцию должен осознать ответственность и сложность коммуникативного процесса. Ему должны быть хорошо знакомы основные способы обхождения с жалобщиками, он должен освоить методы общения с людьми разного характера, возраста, социального и культурного статуса.

По мнению Н. Бабаева, журналисты не всегда в должной мере правильно оценивают такой важный способ уважительного подхода к читательской аудитории, как своевременный, точный и подробный, строго по существу дела, ответ на поступающие в редакцию читательские письма. Между тем практика профессиональной работы показывает, что эффективность диалогового общения прессы со своими читателями посредством публикации ответов на их письма нередко оказывается значительно выше, чем обнародование на газетных страницах очерков, публицистических выступлений или критических статей, написанных самими журналистами на основании этих же самых писем. Опираясь на свой многолетний опыт, Н. Бабаев советует журналистам «К каждому читательскому письму относитесь с вниманием и уважением; при подготовке их к печати, при отправке ответов не забывайте о том, что читательское письмо является показателем активности читателя и одушевленным документом, отражающим доверие и уважение к прессе. Любое небрежное отношение к читательской почте можно считать предательством по отношению азам журналистской работы [3. С. 308].

Процесс литературного редактирования является одним из самых важных этапов на пути выхода в свет результатов журналистского труда. Н. Бабаев, уделявший много внимания вопросам литературного редактирования материалов начинающих авторов, указывал на некоторые существенные нюансы в этом ответственном и трудоемком деле: «Во время работы над текстом, для его эффективного исправления необходимо встретиться с автором текста, посоветоваться с ним, узнать

его мнение относительно осуществленных вами исправлений и получить его согласие. Это является одним из главных условий журналисткой этики» [3. С. 327]. Н. Бабаев указывает, что редактор, готовящийся сократить какой-либо материал (если это сокращение необходимо), должен внимательно прочитать весь материал, внимательно и вдумчиво отнестись к мыслям автора и собранным им фактам, должен уметь поставить себя на его место. Только в таком случае редакционное сокращение может быть оправданным и не иметь сугубо механического характера. Противоположная ситуация, то есть осуществление сокращений ради самих сокращений, без согласования с автором материала, является, по мнению Н. Бабаева, грубым нарушением норм журналистской этики.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем для журналистики является соблюдение требований неприкосновенности личной жизни, решение вопроса о защите чести и достоинства человека. Это проблема отражена и в правилах профессиональной деятельности азербайджанских журналистов. В этих правилах указывается что, «журналист должен уважительно относиться к чести и достоинству каждого человека, о котором он пишет, и соблюдать принципы неприкосновенности личной жизни. Журналист не должен без согласия на это самих граждан распространять сведения об их личной жизни, если это не касается интересов общества и не имеет общественной важности» [5. С. 237]. Н. Бабаев был полностью согласен с тем, что соблюдение этих принципов является основным критерием для оценки этической стороны журналисткой деятельности. Он писал что, журналист, затрагивающий воспитательные и нравственные темы, должен строго придерживаться журналисткой этики, выполнять все ее писаные и неписаные правила. Причину такого строго и тщательно выверенного подхода он объясняет тем что, в центре каждого материала стоит реальная человеческая судьба: «Затрагивать человеческую судьбу, заглядывать вглубь и выносить всё это на всеобщее обсуждение -очень ответственно. В этом случае надо сто раз отмерить и один раз отрезать, чтобы “личное дело ”, вышедшее на газетную страницу, не затронуло самолюбие участников, не унизило личность человека, не выявляло сугубо личные отношения, которые они хотели

бы скрыть ... Дорога в психологический мир, в глубь личной жизни людей долгая и трудная. Журналист должен внутренне чувствовать особенность своего положения» [3. С. 348].

Определив те морально-нравственные качества, которыми должен обладать журналист, Н. Бабаев с большим сожалением отмечает что, нередко наблюдаются ситуации, когда, допустив нарушения правил журналисткой этики, некоторые издания считают ниже своего достоинства давать опровержение ложной информации, просить прощения у несправедливо подвергшихся критике, исправлять свои ошибки: «Им кажется, что, давая опровержение, издание может потерять свой авторитет. Вовсе нет. Молчать, не признавать ошибку, не просить прощения у несправедливо обиженных людей является нарушением журналисткой этики и ослабляет доверие читателей к данному изданию» [там же].

Заметной негативной тенденцией деятельности современной журналистики является стремление обнародовать информацию сенсационного характера, не всегда проверяя ее соответствие фактам действительности. Эту тенденцию еще в 1980-е годы зорко подметил Н. Бабаев, справедливо указав в одной из своих статей, что «некоторые журналисты, гоняясь за неслыханной новостью, за уникальными известиями, не думают о последствиях и первую попавшую им в руки информацию, не анализируя, предъявляют редакции, ставя тем в неловкое положение издания, в которых служат» [3. С. 346]. Разбирая ситуацию, свидетелем которой был он сам, Н. Бабаев пишет о том, к каким последствиям может привести напечатанная в газете непроверенная и, как следствие, недостоверная информация.

Ситуация такая: один из основных цехов Кировабадского (нынешняя Гянджа) алюминиевого завода перед сдачей в эксплуатацию должен был пройти испытание. На это показательное испытание были приглашены корреспонденты различных, в том числе и центральных, изданий. Испытание прошло блогополучно, однако это еще не говорило о начале работы цеха. По условиям производственного режима цех должен был вступить в эксплуатацию только через месяц после завершения испытания. В течение этого месяца деятельность цеха должен был носить так называемый наблюдательный характер. Но один

из корреспондентов, не вникая в подробности и тем самым искажая истину, поторопился отправить в столичную редакцию информацию о вводе цеха в эксплуатацию. Н. Бабаев, как раз готовивший в это время документальный очерк о заводе, стал очевидцем обоснованного возмущения главного инженера завода: «Ваш коллега поставил нас в неловкое положение. Вместо информации «Испытание прошло удачно» он отправил в свою газету информацию «Цех начал действовать». Теперь со всех сторон в наш адрес поступают поздравления. А мы вынуждены всем давать объяснения и опровергать эту информацию». На основании рассмотренного факта Н. Бабаев приходит к четкому выводу: «Неподтвержденные, «сенсационные» материалы, которые являются результатом поспешности отдельных журналистов, наносят серьезный урон имиджу издания и ставит под угрозу доверие ко всему журналистскому коллективу. От таких «сенсаций» надо отказываться» [3. С. 346].

И практической журналистской работе, и в теоретических исследованиях Н. Бабаева нашло также отражение его отношение к вопросу выбора источника информации. Этот вопрос тесно взаимосвязан со сферой журналистской этики, поскольку при обращении к человеку как источнику информации часто возникает необходимость обеспечения его конфиденциальности. Н. Бабаев ясно сознавал важность данной проблемы, поэтому в своей работе под заглавием «Родители, слушайте нас» он поделился с коллегами по профессии своими мыслями на этот счет. Работа

Н. Бабаева имеет форму ответа на полученное им от читателя письмо: «Вначале хочу отметить, что письмо подписанное, но эту подпись я скрыл. Скрыл потому, что не захотел, чтобы взгляды и слова, выражающие глубокое сочувствие близких, друзей и знакомых, заново не задели личное самолюбие и не причинили боль молодому автору» [1. С. 181]. Таким образом, выясняется, что Н. Бабаев, стремясь к соблюдению неприкосновенности личной жизни автора письма и старясь не придавать огласке некоторые сугубо частные обстоятельства его жизни, посчитал целесообразным, исходя из этических соображений, не предавать огласке имя героя своего жур-

налистского материала, хотя именно этот человек послужил источником информации для написания Н. Бабаевым своей статьи.

Подытоживая основные положения своей этико-журналистской концепции, Н. Бабаев отмечает, что для полноценного усвоения норм и правил журналисткой этики требуется не один месяц, поскольку это само по себе является творческим процессом, неразрывно связанным с личными качествами - работоспособностью, талантом, мировоззрением, идейными взглядами, спецификой восприятия действительности и направленностью мышления каждого конкретного журналиста.

Все рассмотренные нами мысли Н. Бабаева об особенностях профессиональной этики журналиста, хотя и были высказаны еще в 80-х годах прошлого века, однако в полной мере соотносятся с практическими задачами, стоящими перед журналисткой в наши дни. Для системы СМИ, стремящейся действовать по цивилизованным нормам, этические аспекты всегда стоят на первом плане и являются в высшей степени актуальными. Вот почему журналисты Азербайджана с таким вниманием и благодарностью обращаются к творческому наследию Нураддина Бабаева и активно внедряют в жизнь многие ключевые положения его самобытной этико-журналистской концепции.

Список литературы

1. Бабаев, Н. Девушки просят слово. Баку : Гянджлик, 1977. 263 с.

2. Бабаев, Н. Мы из Азербайджана. Баку : Азярнешр, 1965. 96 с.

3. Бабаев, Н. Напиши так, чтобы... Баку : Йазичи (Писатель), 1985. 368 с.

4. Мамедли, Д. Вступление в журналистику. Баку : Изд-во Бакин. ун-та, 2001. 220 с.

5. Рустамов, А. Журналистика. Баку : Изд-во Бакин. ун-та, 2004. 307 с.

6. [Электронный ресурс]. иЯЪ : www.me-dialaw.rU/selfreg/8/14.htm.

7. [Электронный ресурс]. иЯЪ : www.nnf. az/monitoring2/monitoring2.htm.

8. [Электронный ресурс]. иЯЪ : www. terms.com.ua/pages/press_dict.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.