Научная статья на тему 'Проблемы жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий'

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2323
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / HOUSING AND UTILITIES SECTOR / RURAL SETTLEMENTS / COMMUNAL INFRASTRUCTURE / INVESTMENT PROCESSES / GOVERNMENT POLICY / VOLOGDA OBLAST

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кожевников Сергей Александрович

В статье выявлены особенности и ключевые проблемы жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий. Определены основные направления деятельности региональных и местных органов власти, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования данной сферы муниципального хозяйства в сельской местности и качества предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Housing and utilities sector of rural territories: problems and prospects

The article highlights the specifics and key problems of the housing and utilities sector in the rural territories. It defined the main directions for the activity of regional and local authorities, the implementation of which will enhance the performance efficiency in this sphere of municipal economy in rural areas and raise the quality of the services rendered.

Текст научной работы на тему «Проблемы жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий»

Региональная экономика

© Кожевников С.А.

ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье выявлены особенности и ключевые проблемы жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий. Определены основные направления деятельности региональных и местных органов власти, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования данной сферы муниципального хозяйства в сельской местности и качества предоставляемых услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство, сельские поселения, коммунальная инфраструктура, инвестиционные процессы, государственная политика, Вологодская область.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - одна из важнейших сфер муниципального хозяйства, стабильное функционирование которой является необходимым условием для создания комфортной среды проживания, обеспечения высокого качества жизни населения и воспроизводства человеческого капитала. Кроме того, развитая инженерная инфраструктура выступает «локомотивом роста» местной экономики, фактором повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения устойчивого развития территории.

Жилищно-коммунальное хозяйство Вологодской области, как и большинства других регионов страны, продолжает оставаться в системном кризисе. В наибо-

лее удручающем состоянии данная сфера находится в сельской местности, что подтверждают результаты опросов глав муниципальных образований Вологодской области, ежегодно проводимых Институтом социально-экономического развития территорий РАН. Так, в 2012 году 37% глав сельских поселений региона признали состояние муниципального ЖКХ плохим и очень плохим (что на 6 п. п. выше уровня 2008 года) и лишь 6% - хорошим (рис. 1).

Таким образом, отмечается нарастание масштабов и остроты проблем в ЖКХ сельских территорий, каковым является и Тарногский муниципальный район (табл. 1).

Оказанием жилищно-коммунальных услуг на территории района занимаются 10 организаций, большинство из них создано на базе бывших муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Основой ЖКХ является жилищный фонд, находящийся в настоящее время в неудовлетворительном состоянии. В 2012 году около 12% от общей площади жилых помещений Тарногского сельского поселения являлось ветхим и аварийным.

КОЖЕВНИКОВ Сергей Александрович младший научный сотрудник ФГБУН ИСЭРТ РАН shaman@mail.ru

Рис. 1. Оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства в сельских поселениях Вологодской области (в % от числа опрошенных)1 [11; 2, с. 33]

Таблица 1. Численность населения Тарногского муниципального района в 2012 году, чел.

С 100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 7 6 62 [Ц т

хорошее удовлетворительное □ 2008 год □ 2012 год плохое и очень плохое

Сельское поселение Численность населения

Тарногское 8157

Спасское 1207

Заборское 1106

Маркушевское 666

Верховское 665

Илезское 656

Всего 12457

Источник: Официальный сайт Вологдастата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru

В них проживали 666 человек (8,2% от общей численности жителей поселения). В целом по району к категории ветхого и аварийного жилья относилось 6,7% жилищного фонда (при среднеобластном уровне - 6%) [1; 9].

Коммунальная сфера сельских поселений также находится в кризисном состоянии. Так, в 2012 году 70,5% тепловых сетей Спасского сельского поселения нуждалось в замене (рис. 2). Похожая ситуация отмечается и в других

сельских поселениях района (в Илез-ском - 36,3, Тарногском - 30,8%) [1].

В неудовлетворительном техническом состоянии продолжают оставаться системы водоснабжения поселений района, причём в течение последних пяти лет ситуация в данной отрасли ЖКХ продолжала ухудшаться. В настоящее время 97% уличной водопроводной сети Верховского сельского поселения отслужило свои нормативные сроки и нуждается в замене. Более половины

1 С 2007 года ИСЭРТ РАН проводится ежегодный опрос глав муниципальных образований Вологодской области с целью исследований тенденций и проблем реформирования местного самоуправления в регионе. В 2008 году в опросе приняли участие главы 321 сельского поселения (в 2012 году - 252). При этом ошибка выборки не превышает 4%.

100 -

90 -

80 -

70 -

60 -

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

0 -

70,5

36,3

30,8

13'8 11,1 П I I

Спасское

Илезское

Тарногское

Верховское

Заборское

Рис. 2. Доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, в общей протяжённости тепловых сетей (в 2012 году, %)*

* По Маркушевскому сельскому поселению данные не представлены.

% 100 1 80 -60 -40 -20 - о 9 30 п 7,1 70 54,4 31 1 1 30 V—5 28,1 33,3 6, 5 ,5 н. д.

Верховское Заборское Илезское Тарногское Маркушевское Спасское □ 2008 год П2012 год |

Рис. 3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в её общей протяжённости, %

сетей водопровода в Заборском поселении также являются изношенными, в Илезском - 37,5% (рис. 3).

Однако реальный уровень износа сетей может быть намного выше, поскольку их техническая инвентаризация и оценка производятся несистематически или не проводятся вовсе.

Лишь в двух муниципалитетах состояние инфраструктуры водоснабжения в 2008 - 2012 гг. улучшилось. В частности, в Тарногском поселении доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, сократилась с 28,1 до 6,9% (реновация

в рамках производственной программы ООО «Водоканал-Тарнога»), в Марку-шевском - с 33,3 до 5,0% (за счёт нового строительства).

Комфортная среда проживания связана с благоустроенностью жилищного фонда всеми видами коммунального обеспечения. Вместе с тем услугами, связанными с функционированием систем канализации, в настоящее время обеспечены жители лишь двух муниципальных образований района (Заборского и Тарногоского сельских поселений), при этом объекты водоотведения характе-

ризуются крайней степенью изношенности: в Заборском поселении 100% канализационных сетей нуждается в замене, в Тарногском - около % [1].

Неудовлетворительное состояние систем коммунальной инфраструктуры ведёт к высокой аварийности. Так, на 1 км сетей водоснабжения, находящихся в эксплуатации у ООО «Надежда», происходит в среднем 2 аварии в год, ООО «Водо-канал-Тарнога» - 1 авария (при допустимых - 0,3-0,4).

Ввиду высокой изношенности сетей и технологической отсталости предприятий потребление коммунальных ресурсов характеризуется существенными потерями. Например, потери воды на ООО «Водоканал-Тарнога» в 2012 году составили 11% от общего объёма ресурса, поданного в сети. Аналогичная ситуация складывается в сфере теплоснабжения. Технологические потери тепловой энергии на большинстве предприятий сельских поселений района в несколько раз превышают нормативные значения [5; 8]. В частности, на ООО «Услуга» около половины тепловой энергии расходуется непроизводительно, на ООО «Заречье» и ООО «Надежда» - 32% (при среднеобластном значении - 8,5%, рис. 4).

Другой причиной неэффективного использования коммунальных ресурсов является низкая обеспеченность потребителей приборами учёта. В 2011 году только 3% от общего объёма произведённой тепловой энергии отпускалось с использованием счётчиков (холодной воды - 42%); приборами учёта обеспечены в основном крупные сельские поселения района (Тарногское, Заборское).

Критический износ коммунальных сетей, технологическая отсталость, низкий КПД, большие непроизводительные потери являются главными причинами высоких издержек коммунальных предприятий. В свою очередь узкая зона обслуживания, а также ограниченные объёмы государственной поддержки являются факторами, обусловливающими существенно большую стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг в сельской местности по сравнению с городскими территориями. Так, в 2012 году стоимость одного гигакалория тепловой энергии, произведённой на ООО «Илеза» (Илезское сельское поселение), составляла 4359 рублей, что в 5,6 раза выше, чем, например, на ЗАО «Череповецкий ФМК» (г. Череповец) (рис. 5).

ООО «Услуга»

ООО «Заречье»

ООО «Надежда»

ООО «Илеза»

) среднем по району

! среднем по области

10

19,4

15,2

31,6

31,5

15

20

25

30

35

40

43,8

45

50

0

5

Рис. 4. Технологические потери тепловой энергии,

в % от общего объёма тепловой энергии, поданной в сети [4; 7]

ЗАО «Череповецкий ФМК» (г. Череповец)

МУП «Вологдагортеплосеть» (г. Вологда)

ОАО «Тотемская ЭТС» (г. Тотьма)

ООО «Надежда»

ООО «Услуга»

ООО «Илеза»

783

1081

1172

1000

2958

3622

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000

3000

4359

руб./Гкал

4000

5000

0

Рис. 5. Стоимость тепловой энергии для потребителей бюджетной сферы в 2012 году, руб./Гкал [7]

Очевидно, что в сложившихся условиях покрыть потребность ЖКХ сельских поселений в финансовых средствах исключительно за счёт конечного потребителя ввиду его низкой платёжеспособности не представляется возможным2. Так, средняя заработная плата в Тарногском районе на начало 2012 года составляла 12550 руб. (60,5% от среднеобластного уровня), пенсия - 8207 руб. (96,4%). Дальнейший рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства приведёт к резкому уменьшению собираемости платежей населения, задолженность которого только в течение 2008 - 2012 гг. увеличилась в 3,6 раза (с 531,7 до 1900 тыс. руб.).

В связи с дефицитом свободных финансовых средств в настоящее время ни на одном коммунальном предприятии Тарногского района не реализуются инвестиционные программы, а имеющиеся ресурсы могут покрыть расходы лишь на устранение аварийных си-

2 Значительная часть населения, проживающего в данных муниципальных образованиях, - это люди пенсионного возраста с низким уровнем доходов (например, в Верховском сельском поселении их доля составляет 40,5% от общего числа жителей) [6]. Вместе с тем промышленный, аграрный секторы и другие сферы муниципального хозяйства по причине своей неразвитости в большинстве малых сельских поселений района не являются крупными потребителями жилищно-коммунальных услуг

туаций и частичную замену ветхих сетей. В частности, в 2012 году ремонтный фонд ООО «Заречье» (Маркушевское сельское поселение) составлял всего 5,4 тыс. руб. (4,3% от общего объёма расходов предприятия), ООО «Надежда» (Верховское сельское поселение) -70 тыс. руб. (3,8%) [7]. Очевидно, что за счёт данных средств провести полноценную реновацию систем коммунальной инфраструктуры не представляется возможным, а заёмное финансирование ввиду нестабильного состояния предприятий и их низкой инвестиционной привлекательности является недоступным.

Другим источником финансовых средств для обеспечения функционирования ЖКХ являются прямые бюджетные ассигнования. В соответствии с ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 10.07.2012 № 110-ФЗ) полномочия по обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами возложены на поселенческий уровень. В связи с этим в 2006 - 2012 гг. расходы муниципальных образований Тарногского района на финансирование сферы ЖКХ выросли довольно существенно: в некоторых муниципалитетах в настоящее время они составляют около половины от общего объёма расходов местного бюджета (табл. 2). Наряду с этим

Таблица 2. Расходы местных бюджетов сельских поселений Тарногского района на жилищно-коммунальное хозяйство в 2006 - 2012 гг.

Сельское Единица Год 2012 г. к

поселение измерения 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2006 г., раз

Спасское тыс. руб. 162 417 240 120 954 781 955 5,9

% в общем объёме расходов 3,9 10,1 4,3 1,9 15,3 12,8 16,0 +12,1

Верховское тыс. руб. н. д. 116 253 166 1477 298 247 -

% в общем объёме расходов н. д. 3,5 6,6 5,2 30,6 6,9 5,8 -

Заборское тыс. руб. 160 449 453 1314 664 738 360 2,3

% в общем объёме расходов 4,2 7,4 8,1 16,1 12,6 12,3 6,1 +1,9

Илезское тыс. руб. 132 236 348 145 385 414 1543 11,7

% в общем объёме расходов 3,4 5,1 7,3 3,6 9,5 8,4 25,1 +21,7

Маркушевское тыс. руб. 113 176 134 168 374 962 893 7,9

% в общем объёме расходов 4,1 4,1 3,3 2,9 8,1 19,2 15,0 +10,9

Тарногское тыс. руб. 2213 4126 3561 5352 7232 8854 14040 6,3

% в общем объёме расходов 14,9 19,2 21,3 26,9 28,4 30,3 41,5 +26,6

Источник: Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr. aspx?base=munst19

только около половины бюджетных средств направляются на прямые инвестиции, в то время как остальные - на покрытие высоких эксплуатационных расходов.

На основании проведённого анализа можно сделать вывод о том, что функционирование ЖКХ сельской местности характеризуется нарастанием негативных тенденций и имеет определённую специфику, требующую разработки адаптированных к ней мер государственной поддержки. К ключевым особенностям жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий относятся:

• жилищный фонд представлен в основном индивидуальными жилыми домами с небольшой плотностью застройки;

• крайне высокий износ коммунальной инфраструктуры;

• широкое развитие получили индивидуальные системы коммунального жизнеобеспечения населения (объекты водоснабжения и теплоснабжения);

• узкая зона обслуживания организаций ЖКХ, большая рассредоточенность потребителей, что значительно повышает затраты на содержание коммунальных сетей и себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг по сравнению с городской местностью;

• низкая платёжеспособность большинства населения и других потребителей услуг;

• технологическая отсталость коммунальных предприятий.

Очевидно, что такие муниципальные образования не являются привлекательным сегментом для частного бизнеса, а сельские территории не имеют возможностей для самостоятельного решения накопившихся проблем. В связи с этим государственная региональная политика должна предполагать существенную поддержку ЖКХ, ориентированную на повышение эффективности функционирования данной сферы муниципального хозяйства.

При этом основными направлениями деятельности региональных и местных органов власти, на наш взгляд, должны стать:

• разработка региональной программы поддержки жилищно-коммунального хозяйства сельских муниципальных образований; при этом ограниченные бюджетные средства должны быть ориентированы на обеспечение организациям коммунального комплекса доступа к долгосрочным ресурсам государственных институтов развития (в частности, Фонда содействия реформированию ЖКХ) и заёмному финансированию;

• стимулирование консолидации отрасли на основе создания региональных ассоциаций (объединений) водоканалов, теплоснабжающих организаций, из отчислений которых могут формироваться необходимые инвестиционные ресурсы для поддержки социально и экологически значимых, но плохо окупаемых проектов в сельской местности; в ассоциациях могут также участвовать кредитные организации, а формирование таких объединений создаст условия для снижения рисков и повышения инвестиционной привлекательности ЖКХ3;

• разработка и утверждение схем тепло-, газо-, водоснабжения и водоот-ведения сельских территорий с учётом потенциальных потребностей в коммунальных ресурсах и перспектив развития муниципалитета;

• полный переход на отпуск коммунальных ресурсов на основе приборов учёта, что позволит снизить непроизво-

дительные потери и создаст предпосылки для повышения эффективности деятельности коммунальных предприятий;

• стимулирование установки индивидуальных тепловых пунктов (как альтернативы муниципальным котельным), позволяющих эффективно регулировать объём потребляемой тепловой энергии;

• подготовка заявок и предоставление соответствующего софинансирования за счёт регионального и местных бюджетов для участия сельских поселений в федеральных целевых программах (например, ФЦП «Чистая вода»).

Реализация комплекса данных мероприятий позволит более эффективно использовать ограниченные финансовые ресурсы, оптимизировать территориально-производственную структуру жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий и в целом повысить эффективность функционирования данной сферы муниципального хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/ munsVmunst.htm

2. Гутникова, Е.А. Местное самоуправление: итоги пятилетнего реформирования / Е.А. Гутни-кова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3 (55). - С. 31-39.

3. Информационная система мониторинга результативности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] / ГАС Управление. - Режим доступа: http://www.gas-u.ru/scheme/link/show/22.htm

4. Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2012 году [Текст]: стат. бюллетень. -Вологда: Вологдастат, 2013. - 53 с.

5. Минрегионразвития разложило ЖКХ по полочкам [Электронный ресурс] / Некоммерческое партнёрство «Полимерные трубопроводные системы». - Режим доступа: http://www.plastic-pipes.ru/press-tsentr/novosti/16-apr-2013-minregionrazvitiya-razlozhilo-zhkkh-po-polochkam

6. Официальный сайт Администрации Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// verhovskoe.ru//information/our-district.htm]

7. Официальный сайт Региональной энергетической комиссии Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologdarec.ru/1140?Rajon=19

3 О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг [Текст]: доклад // Государственный совет Российской Федерации. - СПб., 2013. - 97 с.

8. Примин, О. Пути снижения потерь воды [Электронный ресурс] / О. Примин // Коммунальный комплекс России. - 2013. - № 4 (106].- Режим доступа: http://www.gkhprofi.ru/news. php?id=748

9. Районы и города Вологодской области. Социально-экономические показатели. 2000 - 2010 [Текст]: стат. сборник. - Вологда: Вологдастат, 2011. - 348 с.

10. Скрипник, О.Б. Реформирование регионального жилищно-коммунального комплекса: методология и практика [Текст] / О.Б. Скрипник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 288 с.

11. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 196 с.

12. Староверова, Г.С. Оценка состояния среды обитания сельского населения региона [Текст] / Г.С. Староверова // Проблемы развития территории. - 2013. - № 3 (65]. - С. 52-59.

13. Ускова, Т.В. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципалитета: состояние, проблемы, тарифное регулирование: препринт [Текст] / Т.В. Ускова, А.С. Барабанов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 88 с.

14. Housing and Communal Services Project [Electronic resource] / The World Bank. -Available at: http://www.worldbank.org/projects/P079032/housing-communal-services-project?lang=ru&tab=overview

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.