2002
3. Вопросы теории и истории государства и права
В.В.Тимофеев*
ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОЙ АДВОКАТУРЫ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
На рубеже XIX -XX веков становление женской адвокатуры представляло значительный интерес как для российского, так и для зарубежного общества, суда и адвокатуры. Стоит отметить, что общее гражданско-правовое положение русских женщин было несколько лучше, чем западноевропейских. Русская женщина была вполне дееспособна. Закон содержал лишь два исключения в отношении женщин: выдачу векселей и заключение договора личного найма. В России к началу XX в. доводы о запрете женщинам получения юридического образования звучали явным анахронизмом. В Москве, Санкт-Петербурге открывались курсы по законоведению, целью которых было знакомство женщин со своими правами, проводилось чтение лекций по гражданскому, административ-
74
ному, уголовному праву .
С организацией высшего женского юридического образования и появлением женщин, его получивших, перед обществом и Министерством юстиции встали следующие вопросы: имеют ли они право вступать в число присяжных поверенных, их помощников и право выступать в качестве поверенных по гражданским и уголовным делам?
Официальные материалы отражали скорее отрицательный взгляд законодателя на этот вопрос. Анализ российского законодательства показывает, что со званием присяжного поверенного закон соединял службу, право на которую предоставлялось только мужчинам. Кроме этого, существовал целый ряд прав и обязанностей должностного характера, вследствие чего присяжный поверенный приносил служебную, должностную присягу, придающую его деятельности должностной, публичный характер. В отношении женщин никаких исключений сделано не было, из чего следует вывод, что женщины не имели права быть присяжными поверенными.
По гражданским делам ограничение судебного представительства в отношении женщин было однозначным в соответствии с точным текстом ст. 406-1 Учреждений судебных установлений (УСУ)* 74 75. Распространительное толкование было невозможно, так как в перечне лиц, имевших право быть поверенными, женщины не были указаны.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.
74 Судебное обозрение. - 1904. - № 2. - С. 42.
75 Свод законов Российской империи. Т. 16. Ч. II. - СПб., 1897. - С. 32.
91
Марийский юридический вестник
Выпуск 2
Главный спор о женском судебном представительстве сосредотачивался вокруг вопроса об участии женщин в уголовном процессе. Так как, во-первых, круг лиц, которым закон предоставлял право выступать по уголовным делам, был значительно шире; во-вторых, число выступлений по уголовным делам могло быть неограниченным. Для уголовных дел применялась ст. 565 Устава уголовного судопроизводства (УУС), которая предоставляла подсудимому право избирать защитников как из присяжных поверенных, частных поверенных, так и из числа других лиц, которым закон не запрещал ходатайствовать по «чужим» делам.
Что касается частных поверенных, то первоначально в отношении лиц женского пола законодательных ограничений не было. Поэтому в отдаленных округах России были случаи получения женщинами таких свидетельств. Так, в качестве частного поверенного в Томске выступала г-жа Армаулова, в Иркутске - г-жа Кичеева, в Казани, Нижнем Новгороде, в Чистопольском, Лаишевском уездах Казанской губернии - г-жа Кузьмина (получившая свидетельство частного поверенного в Нижегородском окружном суде и в Московской судебной палате)76.
В соответствии с законом от 25 мая 1874 г. звание частного поверенного не имело строгого должностного характера. Частные поверенные не приносили присяги, председатели суда были лишены права назначать их в качестве казенных защитников (ст. 566 УУС). Однако впоследствии законодатель сделал акцент на элементы должностного характера в звании частного поверенного: статьи 406-1 - 406-16 УСУ создали для частных поверенных служебный надзор в лице правительственных органов (судебных учреждений) и отношение подчиненности им.
Высочайшим повелением от 14 января 1871 г. было запрещено принимать женщин в частные поверенные, как и во все правительственные и общественные места. 7 января 1876 г. было издано Высочайшее повеление, вошедшее в примечание ст. 406-19 УСУ издания 1883 и 1892 гг. В нем разъяснялось, что «женщины не могут получать звание частного поверенного по судебным делам, установленное ст. 406-1»77.
В качестве поверенных женщины не были лишены права выступать в суде наравне с мужчинами. На основе ст. 44 уставов гражданского судопроизводства (УГС) и ст. 389 УСУ в общих судах по гражданским делам, а также у мировых судей могли выступать в качестве поверенных мать, жена, дочь, женщина, имеющая общую тяжбу, и женщина, имеющая общую доверенность на управление имением или делами.
76 Флейшиц Е. О женской адвокатуре //Право. - 1910. - № 2-3. - Стлб. 146.
77 Учреждение судебных установлений /Сост. Шрейбер Н. - 2-е изд. - СПб.,
- С. 486.
1914.
92
2002
3. Вопросы теории и истории государства и права
В силу ст. 406-18 УСУ в суде могла выступать и совершенно посторонняя тяжущемуся женщина, но не более как по трем делам в течение года, с соблюдением тех же условий, которые были установлены и для мужчин.
Статьи 225-261, 365-381 т. 10 ч. 1 Свода Законов Российской Империи предусматривали назначение женщин в качестве опекунш, в том числе и над расточительным мужчиной. В этих случаях женщина выступала в суде и вела дела за подопечного. Следовательно, беря в основу ст. 565 УУС, ст. 389 УСУ, ст.ст. 245-246 УГС подсудимые имели право избирать себе защитников без различия пола, за исключением категорий лиц, которым закон запрещал ходатайствовать по «чужим» делам. На основании этого можно сделать вывод, что женщины могли быть защитниками в общих судебных местах по «чужим» делам, так как этим правом были наделены и мужчины, не имевшие звания присяжного или частного поверенного.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России законодатель высказывался отрицательно по вопросу о праве женщин вести «чужие» дела в качестве частных поверенных и обходил молчанием вопрос о праве женщин вести по три гражданских дела в год в мировых судебных установлениях. Это умалчивание дало повод некоторым судам толковать закон расширительно, удовлетворяя просьбы женщин о допущении их к уголовным защитам и к ходатайству по трем чужим делам в мировых судебных установлениях. Но такое расширительное толкование носило скорее случайный характер. К сожалению, реальное положение вещей свидетельствовало о недопущении женщин-адвокатов как в уголовные, так и в гражданские процессы. Например, в 1908 г. Московская судебная палата отменила определение московского совета присяжных поверенных о принятии помощниками присяжных поверенных Гирш-ман, Бубнову и Подгурскую78, закончивших Московский университет. В 1909 г. Правительствующий сенат признал незаконным допущение в качестве защитника по уголовному делу «получившей высшее юридическое образование женщины Гитли Флейшиц»79.
В 1897 г. на заседании Высочайше учрежденной комиссии для пересмотра законоположений по судебной части относительно вопроса об изменении в устройстве адвокатуры при обсуждении ст.ст. 406-19 УСУ произошли разногласия. Н.Н.Мясоедов, А.Л.Боровиковский,
В.Д.Спасович высказывались за отмену этой статьи. Н.Н.Мясоедов вы-
78 Судебная летопись. - 1908. - № 1. - С. 10.
79 Государственный Совет. Стенографические отчеты. 1912-1913 гг. - СПб., 1913. -С. 810.
93
Марийский юридический вестник
Выпуск 2
сказал особое мнение по поводу отмены ст. 406-19 УСУ и о разрешении женщинам получать звание частного поверенного, приводя в обоснование следующие аргументы: 1) если на момент проведения судебных реформ государственная мера о недопущении женщин в адвокатуру была обусловлена состоянием общества, то спустя 25 лет она являлась явно устаревшей; 2) к началу XX века уровень общего образования и умственного развития женщин существенно возрос. Кроме того, женщины успешно справлялись с управлением имениями, приводили в порядок состояния, растраченные их мужьями, следовательно, ущерба от занятия общественно-полезной деятельностью со стороны женщин-поверенных не было бы80.
Сторонники позитивных перемен считали, что право на занятие адвокатурой должно было быть признано законодательным путем, так как деятельность адвоката являлась не столько профессией, сколько общественной деятельностью, а её значение слишком велико, чтобы оставлять за судебными учреждениями расширительное толкование такого права за женщинами. Однако другие юристы считали, что для отмены ст. 416 УСУ было необходимо установление новых правил относительно круга общественной деятельности лиц женского пола. По их мнению, с этим родом деятельности женщины были несовместимы в связи с отсутствием у них необходимых нравственных качеств, делающих допущение их к защите опасным для правосудия.
В 1913 г. в Государственном Совете был отклонен при голосовании законопроект «О допущении лиц женского пола в число присяжных и частных поверенных». Выступая в защиту законопроекта, А.Ф.Кони считал необоснованными возражения против допущения женщин в адвокатуру со ссылкой на особые физические и духовные свойства женской природы, так как мужчина точно так же мог находиться в состоянии неспособности к исполнению своих обязанностей в силу семейной утраты или внезапной болезни. Кроме того, для мужчины существовали такие соблазны, как тотализатор и алкоголь. В данном случае вступал в силу институт передоверия, которым могла бы воспользоваться и женщина, переносящая беременность или послеродовое состояние81. Только 8 февраля 1917 г. Высочайше утверждено положение Совета Министров о допущении лиц женского пола к занятию и временному исправлению
80 Особое мнение одного из членов комиссии по ст. 406-19 УСУ //Высочайше учрежденная при министерстве юстиции комиссия для пересмотра законоположений по судебной части. Обсуждение вопроса об изменениях в устройстве адвокатуры. Приложение № 7 Журнала МЮ. - СПб., 1897.
81 Кони А.Ф. Собрание сочинений. - М., 1968. - Т. 4. - С. 506.
94
2002
3. Вопросы теории и истории государства и права
82
некоторых должностей по ведомству Министерства юстиции . В связи с этим должны были последовать дальнейшие законодательные изменения и в отношении женщин-адвокатов.
Дальнейшая эволюция взглядов законодателя по отношению к допуску женщин в адвокатуру проявилась после Февральской буржуазной революции. Министр юстиции Временного правительства А. Керенский в марте 1917 г. предложил присяжным поверенным разрешить вопрос о зачислении в сословие женщин-юристов, так как «прежняя практика в отношении них была глубоко несправедливой»82 83 84. В это же время на страницах юридических печатных изданий обсуждалось и исследовалось право женщин выступать поверенными по гражданским и уголовным делам, не будучи профессиональными адвокатами.
Ещё до возникновения спора в пользу возможности судебного представительства для женщин на общих основаниях высказывался Н.А.Неклюдов . Когда данный вопрос возник на практике, категорично утвердительно по нему высказались ученые И.Я.Фойницкий, В. Д.Набоков, В.Д.Спасович, А.Ф.Кони, П.И.Люблинский. Практикующий юрист С.Шелухин85 86 придерживался мнения, что в законе не было общего запрещения лицам женского пола ходатайствовать по чужим делам, что женщина имеет право выступать по уголовным делам в качестве защитника в общих судебных местах наравне с мужчинами на тех же основа-86
ниях .
Е. Флейшиц, доказывая возможность допуска женщин в адвокатуру, так же утверждала, что вообще не было законов, относящихся исключительно к женщинам. Толкование должно было быть следующим: где не было сделано исключений для женщин, необходимо предполагать, что
82 Высочайше утвержденное 8 февраля 1917 г. положение Совета Министров о допущении лиц женского пола к занятию и временному исправлению некоторых должностей по ведомству Министерства юстиции //Журнал Министерства юстиции. -1917. - № 2-3. - С. 51.
83 Сообщения //Журнал Министерства юстиции. - 1917. - № 2-3. - С. 77.
84 Неклюдов Н.А. Руководство для мировых судей. 1872. Т. I. - C. 293; Щеглови-тов И.Г. Заметки из уголовной практики //Журнал Гражданского и уголовного права. - 1887. - Кн. 5. - С. 26.
85 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. 1912, T. I; Набоков В.Д. Может ли женщина вести защиту перед уголовным судом //Право. - 1909. - № 46; Павлов-Сильванский Н. О праве женщин быть адвокатами //Русское богатство. -1905. - № 5; Люблинский П.И. Борьба с женской адвокатурой и уроки законности //Право. - 1915. - № 21; Кони А.Ф. О допущении женщин в адвокатуру //Соб. соч. -М., 1968. - Т. 4. - С. 426-443; Шелухин С. Имеют ли женщины право выступать в суде в качестве защитников? //Право. - 1909. - № 50.
86 Шелухин С. Имеют ли женщины право выступать в суде в качестве защитников? //Право. - 1909. - № 50. - Стлб. 2769.
95
Марийский юридический вестник
Выпуск 2
имелись в виду лица обоего пола. И если женщина могла быть опекуншей, свидетельницей по завещанию и другим нотариальным актам, то
87
это не из-за дозволения закона, а потому, что это ей не запрещалось .
А. Ф.Кони считал, что женщина-адвокат могла внести некоторое повышение нравов в адвокатуру, поддержать и упрочить их своим присутствием: «Женщина не будет сидеть в трактирах, не будет в закоулках писать полуграмотных прошений. Она явится с юридическим образованием, которого частные ходатаи не имеют, и эту ближайшую к народу адвокатуру подымет технически и морально . По его мнению, к началу XX века уже сложилась потребность российского общества в допущении женщин в адвокатуру.
Н.Павлов-Сильванский высказывал надежду, что в «правом, милостивом, скором и равном для всех» суде женщинам будет предоставлено право защищать интересы других и вступать в состав присяжной
89
адвокатуры .
Таким образом, развивающееся общественное самосознание указывало, что женщины, получившие высшее образование, были способны наравне с мужчинами применять свои познания на практике. А ограничение доступа к общественной практической деятельности, каковой являлась адвокатура, было вызвано в основном боязнью конкуренции. Несмотря на слабость пола, особенности физической и духовной организации, женщины не желали ограничиваться ролью «прекрасной половины», которую им навязывали. Противники допущения женщин в адвокатуру из среды мужчин ссылались на общественный характер деятельности адвоката и на неспособность женщин к такой деятельности. Однако анализ истории показывал, что женщины всегда были в рядах борцов не только за общественные, но и политические права человека. Право заниматься адвокатурой, в предоставлении которого не было нравственных и юридических оснований отказывать женщинам, касалось области политических прав и должно было быть предоставлено законом.
В России, где законодательный механизм медленно реагировал на прогрессивные явления жизни, а законодатель часто не высказывал свое мнение, судьи в ряде случаев брали на себя задачу выяснить вопрос путем расширительного толкования закона. Однако эти опыты судов нельзя было признать безусловно правильными и имевшими решающее значение. Дальнейшее изменение законодательства должно было привести 87 88 89
87 Флейшиц Е. О женской адвокатуре //Право. - 1910. - № 2-3. - Стлб. 150.
88 Кони А.Ф. Собрание сочинений. - М., 1968. - Т. 4. - С. 441.
89 Павлов-Сильванский Н. О праве женщин быть адвокатами //Русское богатство. -1905. - № 5. - С. 17.
96
2002
3. Вопросы теории и истории государства и права
к признанию за женщинами права на общественное служение, к четкому определению круга занятий и расширению дозволенной общественной деятельности.
С сожалением приходится констатировать, что в России (в отличие от многих европейских стран) в конце XIX - начале XX веков адвокатура представлялась несовместимой с положением замужней женщины, и лицам женского пола, получившим юридическое образование, оставалось только поприще преподавания науки права.
В.С.Соловьев*
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ АТЕИЗМА
Говорить о правовом статусе атеизма, преданного в сегодняшнем нашем обществе забвению, весьма непросто. Тем более сложно делать это в условиях массовой эйфории вокруг религии и церкви, в условиях, когда атеизм представлен общественному сознанию только в негативном виде.
Стараниями нынешних политиков, крайне заинтересованных в более полной реализации утешительной функции религии в целях нейтрализации недовольства масс своим истинным положением, была извращена гуманистическая суть атеизма, его позитивная, конструктивная направленность. Новым хозяевам жизни нужны покорные исполнители, безропотные работники, послушные граждане, нужны люди, вверившие свою судьбу богу, цезарю, хозяину, склонные безоговорочно верить их щедрым обещаниям, не помышляющие выражать недовольство, протест. Эти качества в наибольшей мере согласуются с религиозной идеологией. Церковь, особенно православная церковь, имеющая тысячелетний опыт служения эксплуататорскому государству, как никто другой, умеет формировать в людях эти качества. Именно поэтому сегодня государственные мужи не только не обделяют своим вниманием церковь, официально отделенную от государства, но и постоянно рассыпаются перед ней в реверансах. Церковь же, в свою очередь, перекладывая вину за нынешнее состояние страны на грехи наши, а ответственность за ее будущее - на бога, усердно славословит имущих власть.
А атеизм может возразить против такого взаимного лобызания. Он может заявить, что церковь в России не одна, их много, и все они равны по Конституции, и, если обниматься и целоваться, то делать это нужно со всеми. Он также может сказать: друг, товарищ, брат, не надейся на * 97
Доктор философских наук, профессор Марийского государственного университета.
97