Научная статья на тему 'Прекрасная половина адвокатуры: история появления (к 100-летию допуска женщин к адвокатской профессии в России)'

Прекрасная половина адвокатуры: история появления (к 100-летию допуска женщин к адвокатской профессии в России) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
872
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прекрасная половина адвокатуры: история появления (к 100-летию допуска женщин к адвокатской профессии в России)»

146

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Сергей Николаевич ГАВРИЛОВ,

секретарь Совета ФПА РФ, советник ФПА РФ, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук 119002, Россия, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

ПРЕКРАСНАЯ ПОЛОВИНА АДВОКАТУРЫ:

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

(к 100-летию допуска женщин к адвокатской профессии в России)

Сейчас вопрос «допускать ли женщин в адвокатуру?» звучит не иначе как странно. А ведь задавался он всерьез и на самом высоком — законодательном — уровне еще в середине 1870-х гг. Поэтому сама история появления «женской адвокатуры» в России начинается задолго до известного постановления Временного правительства от 1 июня 1917 г. «О допущении женщин к ведению чужих дел в судебных установлениях»1.

Так что столетний юбилей допуска в России женщин в адвокатуру хотя и знаменательная, но все же формальная условность. К тому же и мадам Флейшиц, с именем которой обычно связывается появление «женской адвокатуры» в России, при всем уважении к данной личности, уж точно не была первой...

Как же все начиналось и как осуществлялся тот прорыв — иначе не скажешь — женщин в адвокатуру? Вряд ли мы когда-либо установим имя первой женщины-адвоката в России. А вот то, что первой женщиной-адвокатом во Франции была именно русская по происхождению, известно достоверно.

1 декабря 1900 г. во Франции был подписан Закон о разрешении женщинам, имеющим дипломы лицензиата прав, заниматься адвокатурой. И уже через несколько часов после его опубликования присягу перед 1-й палатой Парижского суда приносила, в профессиональном костюме, мадам Petit — дочь киевского сахарозаводчика Г. Г. Болоховского2.

Но это там — у «них». А в России адвокатура развивалась несмотря на отсутствие ее официального признания, и в числе профессиональных ходатаев были женщины. Не случайно еще Указом от 6 июня 1846 г. Государственный совет «мнением положил», что «служащие в Сибири чиновники, равно жены их и члены их семейств, не могут быть поверенными других лиц»3. Вероятно, в ходу был прием, когда кто-то из семьи чиновника в качестве подставного выступал поверенным, тогда как дело вел сам глава семейства.

Пожалуй, первая, подчеркнем, из известных женщин в адвокатуре — некая госпожа Е. Ф. Козьмина, работавшая одно время в канцелярии Анатолия Федоровича Кони, бывшего в 1870-х гг. прокурором Казанского окружного суда, и имевшая впоследствии обширную адвокатскую практику в качестве частного поверенного в округе Нижегородского суда4.

1 Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1917. № 132. Ст. 706. С. 1136.

2 Журнал Министерства юстиции. 1901. № 3. С. 310.

3 Полное собрание законов Российской империи. Отд. II. Т. XXI. № 20101.

4 Ариян П. Н. Справка по вопросу о женской адвокатуре и юридическом образовании // © С. Н. Гаврилов, 2017 Первый женский календарь на 1899 год П. Н. Ариян. СПб., 1899. С. 138.

£-Ь

•ВШгЯЖ Гвврилов О. Н

УНИНРРРМТРТД Прекрасная половина адвокатуры:

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е.Кутафина(МГЮА) история появления

Именно с созданием в 1874 г. института частной адвокатуры участились попытки женщин официально заняться «хождением по чужим делам». Однако министр юстиции К. И. Пален циркуляром от 30 апреля 1875 г. № 4953 предписал судам запретить выдавать женщинам свидетельства частных поверенных.

Позже, 7 января 1876 г., император Александр II издал Указ «О неприменении к лицам женского пола Правил 25 мая 1874 г. о частных поверенных», предписавший распространить запрет принимать женщин на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях на звание частных поверенных5. Вот так Царь-освободитель освободил женщин от права заниматься адвокатурой.

Почтовая открытка «Адвокат» из серии «Женщины будущего» (1902 г., в ателье А. Вегде|1е1 в Нанси (Франция)).

Впрочем, в местностях империи, где Судебные уставы не действовали, например в Сибири, женщины практиковали как ходатаи. Известны такие фамилии, как В. Л. Кичеева (Иркутск), М. П. Аршаулова (Томск).

Обсуждение вопроса о «женской адвокатуре» на законодательном уровне получило развитие в 1897—1898 гг., в период работы Комиссии для пересмотра законоположений по судебной части под председательством министра юстиции Н. В. Муравьева. Результаты работы Комиссии не получили законодательного закрепления, но и в ней победили противники «женской адвокатуры». В их числе был сам А. Ф. Кони. «Мы, — писал он впоследствии, — были против допущения женщин в частные поверенные. Мы боялись, и лично я в особенности, мы боялись допущения в число частных поверенных юридически необразованных, практически неподготовленных и неразвитых женщин. Боялись этого именно потому, что желали, чтобы в будущем женщина приобрела достойное положение в адвокатуре»6.

Важен тот факт, что советы присяжных поверенных весьма благосклонно относились к вступлению женщин в адвокатуру. Так, Московский совет в 1908 г допустил к практике Л. А. Бубнову, М. М. Гиршман, Я. С. Подгурскую. Но судебная власть была категорична: Московская судебная палата отменила постановления совета7. То же и в Киеве — отказано было в допуске Е. А. Гинцбург. Известны случаи принятия Советом присяжных поверенных Казанской судебной палаты Бого-родицкой, Вегер и Илговской, однако с тем же отрицательным результатом в итоге.

Другой пример: присяжный поверенный Гроссман подал 22 июня 1910 г. в Одесский совет заявление о назначении ему в помощники Александры Григорьевны Ярошевской, получившей в юридически-испытательной Комиссии при Харьковском университете диплом 2-й степени. Совет нашел возможным

5 См.: Полное собрание законов Российской империи. Отд. I. Т. LI. № 55455.

6 Кони А. Ф. Собрание сочинений : в 8 т. М., 1967. Т. 4. С. 427.

7 Право. 1908. № 37. Стлб. 1992 ; № 42. Стлб. 2277 ; № 44. Стлб. 2393, 2422—2423 ; № 50.

Стлб. 2791.

Почтовая открытка «Адвокат» из серии «Женщины будущего» (1902 г., в ателье А. Вегде|Ш в Нанси (Франция)).

Ш

гп К

Т □

й Р И Е И Ч т П

К

НАУКИ

>

148 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

у )л 'М Я^' 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

А. Г. Ярошевскую зачислить в помощники присяжного поверенного, о чем 20 ноября 1910 г и было принято решение. За принятие в число помощников госпожи Ярошевской высказался и Комитет помощников присяжных поверенных8. На этом дело не завершилось: 22 декабря 1910 г. Одесская судебная палата на общем собрании департаментов под председательством А. В. Логинова по предложению прокурора Одесской судебной палаты рассмотрела вопрос о законности постановления Одесского совета в отношении А. Г. Ярошевской. В результате — постановление Совета присяжных поверенных о зачислении Ярошевской в помощники присяжных поверенных было отменено9.

23 января 1913 г. в Государственном совете состоялось обсуждение законопроекта «О допущении лиц женского пола в число присяжных и частных поверенных»10. Оно было вызвано тем, что 13 ноября 1909 г. Сенат признал незаконным допущение в качестве защитника по уголовному делу «получившей высшее образование женщины Гиты Флейшиц». Вот что было написано в еженедельной юридической газете «Право» о ее появлении в суде: «В одном из отделений Петербургского окружного суда разыгрался эпизод, еще не бывалый в истории нашей уголовной юстиции. Назначено было к слушанию дело по обвинению нескольких молодых людей в краже. На скамье защиты, по уполномочию одного из подсудимых, впервые появилась женщина, госпожа Флейшиц, имеющая от Петербургского университета свидетельство о выдержании государственного экзамена по юридическому факультету с правом на диплом первой степени и недавно принятая в ряды петербургской адвокатуры в качестве помощника присяжного поверенного. Председательствовавший предложил товарищу прокурора дать заключение по вопросу о допущении госпожи Флейшиц в качестве защитницы. Товарищ прокурора, отныне знаменитый г. Ненарокомов, дал заключение в отрицательном смысле. Суд, после получасового совещания, вынес определение, не согласное с заключением и постановляющее допустить госпожу Флейшиц к защите. Тогда товарищ прокурора заявил, что так как судом вынесено явно незаконное постановление, то он не находит для себя возможным долее оставаться в зале суда. Дело пришлось отложить за отсутствием законного состава суда»11.

Забегая вперед, отметим, что Екатерина (Гита) Абрамовна Флейшиц все же продолжила свою юридическую карьеру, став впоследствии известным советским цивилистом и первой в СССР женщиной — доктором юридических наук. Но тогда, 23—24 января 1913 г., в Государственном совете шли горячие споры. Министр юстиции И. Г. Щегловитов, возражая против допуска женщин в адвокатуру, сказал: «Равноправие — само по себе прекрасный призыв, но только не там, где природа установила естественные преграды»12. Надо сказать, что А. Ф. Кони, выступавший до этого в комиссии Муравьева против допуска женщин в адвокатуру, поддержал

8 Шестой отчет Совета присяжных поверенных округа Одесской судебной палаты за 1910 г. С. 162—164.

9 Шестой отчет Совета присяжных поверенных округа Одесской судебной палаты за 1910 г. С. 19.

10 Государственный совет. Стенографические отчеты 1912—1913 гг. СПб., 1913. С. 810.

11 Право. 1909. № 46. Стлб. 2473—2481.

12 Цит. по: Кони А. Ф. Собрание сочинений. М., 1967. Т. 4. С. 507.

73

L-—^ Ii

■ВШп]Ж Гвврилов О. Н SICk

VHMRFPPMTPTA Прекрасная половина адвокатуры:

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА) история появления

законопроект, пояснив, что женщина «поднимет адвокатуру технически и морально». Вместе с тем было заявлено и множество аргументов против законопроекта. Так, член Государственного совета протоирей Т. Н. Буткевич, обосновывая недопустимость равноправия женщин и мужчин, отметил: «Даже в своем способе сотворения Бог показал различие природы мужской и женской. По свидетельству Библии, когда Бог творил человека, он сначала создал из глины его тело и вдунул в него душу бессмертную. А Еву сотворил совершенно другим образом: он взял во время сна ребро у Адама и сотворил из него Еву»13.

Этот ли, столь убедительный, или какой-либо другой аргумент в результате возымел действие на членов Государственного совета, сказать трудно. И хотя при обсуждении законопроекта многие высказывались за его принятие, результаты голосования были следующими: за — 66 голосов, против — 84 голоса14.

Можно приводить и другие факты из истории возникновения «женской адвокатуры» в России, сведения о которых содержатся как в дореволюционной прессе15, источниках советского периода16, так и в Интернете17, но главное другое. Женщины не только получили, точнее — завоевали, право быть адвокатами, но и подтвердили свою состоятельность в профессии.

Сейчас женщин в современной российской адвокатуре немногим более 40 %, но это, конечно же, лучшая ее часть и — несомненно — прекрасная!

13 Цит. по: Кони А. Ф. Указ. соч. С. 507.

14 Цит. по: Кони А. Ф. Указ. соч. С. 507.

15 См., например: Женщины-адвокаты // Неделя. 1897. № 40. Стлб. 1258—1260 ; Женщины-адвокаты в Томске и Иркутске // Северный вестник. 1893. Кн. 6. С. 40—42 ; Из жизни адвокатуры. Казанский округ : Дисциплинарное воздействие на Казанский Совет присяжных поверенных по вопросу о приеме женщин в сословие // Вестник права. 1914. № 5. С. 140—141; № 22. С. 689—690; № 24. С. 756—759 ; Набоков В. Может ли женщина вести защиту пред уголовным судом? // Право. 1909. № 46. Стлб. 2473—2481 ; Тернов-ский А. К вопросу о женской адвокатуре // Судебная газета. 1893. № 21 ; Указ Правительствующего сената Московскому мировому съезду о женщинах-адвокатах // Вестник права. 1914. № 10. С. 316—317 ; Флейшиц Е. О женской адвокатуре // Право. 1910. № 2. Стлб. 65—73; № 3. Стлб. 143—151 ; Шелухин С. Имеют ли женщины право выступать в качестве защитников // Право. 1909. № 50. Стлб. 2761—2769 ; Шпиц 3. Женщина-поверенная // Судебная газета. 1893. № 8.

16 См., например: Полянская Г. Н. Начало жизненного пути // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. М., 1968. С. 5—33 ; Флейшиц Е. А. Из прошлого // Советская юстиция. 1958. № 3.

17 См., например: Решетников Г. Л. К вопросу о «женской адвокатуре» в дореволюционной России // URL: http://w.pc-forums.ru/ 1308.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.