Научная статья на тему 'Проблемы здоровья студентов высших учебных заведений города Кемерово и решение их программными методами'

Проблемы здоровья студентов высших учебных заведений города Кемерово и решение их программными методами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / LIFE QUALITY / MEDICAL AND SOCIAL DETERMINANTS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Свиридова Ирина Альбертовна

Реализация стратегии социальной политики в области охраны и укрепления здоровья студентов, повышения качества их жизни предполагает разработку и внедрение эффективных моделей первичной медико-социальной и специализированной помощи, подготовку пакета документов по форми рованию заказовзаданий медицинским учреждениям, оптимизацию мето дики формирования подушевых нормативов финансирования студентов в условиях ОМС, обеспечение адекватного оказания медицинской помощи на основе эффективного использования ресурсов здравоохранения в условиях многоуровневой многоэтапной системы дифференцированной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Свиридова Ирина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH PROBLEMS OF STUDENTS IN HIGHER TDUCATION INSTITUTIONS OF KEMEROVO FND THEIR SOLUTION BY PROGRAM METHODS

Realization of the strategies of the social policy in the field of protection and consolidation of students health and improvement of their life quality implying elaboration and introduction of the effective models of primary medical and social help and specialized health, working out documents implying orders to medical institutions, optimization of methods of financial standard calculation for students having policies of obligatory medical insurance, providing adequate medical help under conditions of multilevel system of differentiated medical help.

Текст научной работы на тему «Проблемы здоровья студентов высших учебных заведений города Кемерово и решение их программными методами»

МАРТ №3 (216)

9

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОРОДА КЕМЕРОВО И РЕШЕНИЕ ИХ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

И.А. Свиридова

HEALTH PROBLEMS OF STUDENTS IN HIGHER TDUCATION INSTITUTIONS OF KEMEROVO FND THEIR SOLUTION BY PROGRAM METHODS

I.A. Sviridova Кемеровский государственный университет

Реализация стратегии социальной политики в области охраны и укрепления здоровья студентов, повышения качества их жизни предполагает разработку и внедрение эффективных моделей первичной медико-социальной и специализированной помощи, подготовку пакета документов по формированию заказов-заданий медицинским учреждениям, оптимизацию методики формирования подушевых нормативов финансирования студентов в условиях ОМС, обеспечение адекватного оказания медицинской помощи на основе эффективного использования ресурсов здравоохранения в условиях многоуровневой многоэтапной системы дифференцированной медицинской помощи. Ключевые слова: студенты, качество жизни, здоровье.

Realization of the strategies of the social policy in the field ofprotection and consolidation of students' health and improvement of their life quality implying elaboration and introduction of the effective models of primary medical and social help and specialized health, working out documents implying orders to medical institutions, optimization of methods of financial standard calculation for students having policies of obligatory medical insurance, providing adequate medical help under conditions of multilevel system of differentiated medical help.

Keywords: students, life quality, medical and social determinants, health

Проблема здоровья студентов становится живаемыми в настоящее время Россией. Со-все более актуальной в связи с трудностями циальная защищенность студентов невелика, социально-экономического характера, пере- между тем как специфика возраста и учебно-

10

ЗНиСО

МАРТ №3 (216)

го труда требует наличия адекватных социальных гарантий (медицинского обслуживания, полноценного питания, материального спортивно-оздоровительного обеспечения и др.). Ослабленное чаще всего еще до вуза состояние организма и психики, экологические проблемы, недостаточное питание, гиподинамия, невысокий в целом уровень культуры здоровья обусловливает то, что более половины студентов нездоровы, многие из них находятся в преморбидных (преболезненных) состояниях [3: с. 27—30].

Кроме гуманитарного аспекта, выражающегося в самоценности здоровья, проблема имеет и четко выраженную социально-экономическую сторону, поскольку здоровье — одно из обязательных условий полноценного выполнения студентом своих учебных, а в будущем и профессиональных функций [5: с. 27—29].

Нами проведено социально-гигиеническое исследование заболеваемости студенческой молодежи различных вузов г. Кемерова за 10-летний период. Результаты исследования показали низкий уровень здоровья студентов вузов, что установлено по результатам анализа заболеваемости, обращаемости, данным медицинских осмотров.

Одним из критериев здоровья является физическое развитие. Результаты исследования физического развития студентов свидетельствуют о нарушении его гармоничности у 46,7 % обследованных, у девушек дисгармоничность обуславливалась в 51,3 % дефицитом массы тела. Уровень физического развития в 25,4 % случаев был ниже среднего и в 14,8 % — выше среднего или высоким. Физиометриче-ские индексы: становый, силовой были снижены у 40,8 % студентов обоих полов. Планто-графическое исследование показало наличие плоскостопия в 32,6 % случаев.

У большей половины (54,3 %) девушек-студенток выявлялись отклонения в половом развитии: различные формы сужения таза (21,1 %), несоответствие полового развития возрасту — отставание (31,6 %), нарушение менструального цикла (31,2 %).

За последние 10 лет отмечается неуклонный рост студентов, поступивших на 1 курс с отклонениями в состоянии здоровья. Так если в 1996 г. к специальной медицинской группе относилось 32,6 % студентов первого курса, то в 2000 г. уже 43,2 %. Кроме того, в процессе учебы состояние здоровья продолжает ухудшаться. Анализ показывает, что за три года

учебы отмечалось двукратное снижение количества студентов в основной физкультурной группе и такое же увеличение в специальной группе. Среди заболеваний, выявленных у студентов 1 курса преобладали следующие: заболевания органов зрения (миопия различной степени) — выявлены у 65,3%, осмотренных студентов; нарушения осанки у 84,2 %; вегето-сосудистая дистония у 79,3 %; заболевания желудочно-кишечного тракта у 76,6 %; заболевания мочевыводящих путей у 58,9 %; аллергические заболевания у 56,9 %; заболевания печени и желчевыводящих путей у 51,2 %; заболевания сердечно-сосудистой системы у 49,6 %.

Отмечается нарастание числа случаев хронических заболеваний у студентов по сравнению с данными прошлых лет и от первого к последнему курсу обучения в 1,5—3,0 раза.

В структуре временной нетрудоспособности студентов первые места занимают грипп и ОРЗ, ангина и прочие острые заболевания верхних дыхательных путей.

Следует отметить, что причиной простудных заболеваний является не только снижение эффективности защитных механизмов, но и безразличие студентов к своему здоровью, боязнь пропустить учебные занятия из-за последующих отработок.

Участились поражения системы кровообращения с 12,0 до 19,8 на 1 000 студентов, органов пищеварения с 10,8 до 20,2 на 1 000, костно-мышечной системы с 18,2 до 23,5 на 1 000, болезни дыхательных путей и уха с 291,7 до 395,4 на 1 000.

Эти болезни заняли доминирующее место среди соматической патологии. В целом же распространённость указанных расстройств возросла на 147,3 %, а суммарная их доля в структуре заболеваемости увеличилась с 38,0 % до 68,4 %.

Данные углубленных медицинских осмотров свидетельствуют о высоком уровне заболеваемости молодёжи — 1 124,3 на 1 000, причём среди девушек он выше в 1,2 раза.

Доля здоровых в кагорте студентов составила 5,31 %, практически здоровых 33,5 %, имеющих хронические заболевания 61,1 %.

Госпитализированная заболеваемость студентов составляет 110,7 на 1 000, причем на болезни органов пищеварения приходится 18,8 на 1 000 (45,7 % — аппендицит, 14,2 — гастро-дуоденит, язвенная болезнь 5,4 %), травмы и отравления составляют 17,4 на 1 000, осложнения беременности 8,2 на 1 000, заболевания

МАРТ №3 (216)

11

органов дыхания 11,4 (хр.бронхит 43,7%), болезни костно-мышечной системы 5,5 на 1 000, психические расстройства 8,2 на 1 000, болезни нервной системы и органов чувств 7,6 на 1 000.

Среди юношей наиболее частой причиной госпитализации - 68,8% являются травмы и отравления, болезни органов дыхания инфекционные и паразитарные болезни. Среди девушек наиболее частой причиной госпитализации 74,4 % были осложнения беременности, болезни органов пищеварения, мочеполовой системы, травмы и отравления, инфекционные и паразитарные болезни. Девушки чаще, чем юноши госпитализировались по поводу венерических заболеваний (соответственно 6,9 и 3,9 %).

Такая динамика состояния здоровья — результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие отсутствия сформированности у молодежи культуры здоровья, мотивации на здоровый образ жизни.

Сегодня образовательные учреждения должны обучать культуре здоровья, вырабатывать единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного образовательного процесса, организованного с учетом морфофизиологиче-ских, половых и возрастных особенностей учащейся молодежи, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находятся образовательные учреждения.

Реализация внедрения комплекса здоро-вьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в систему образовательных учреждений не представляется практически возможной без создания специализированной структуры, на основе деятельности которой может быть обеспечено решение данной проблемы.

Такой структурой должны стать уже оправдавшие себя центры здоровья, создаваемые в течение ряда лет Министерством образования и науки России при вузах и других образовательных учреждениях в отдельных регионах страны [1: с. 41—45, 2: с. 67—70].

В Кузбассе интенсивно и целенаправленно при поддержке областной и муниципальной администрации развивается движение, основанное на строго научном подходе к проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья. В регионе апробирован комплекс

научных и практических разработок, целевым назначением которых является здравоцен-тристская парадигма, направленная на сохранение интеллектуального, психического и физического здоровья на всех этапах образования.

Естественной средой, организующей такую работу на всех этапах образования, стали административные структуры, ряд вузов и учреждений послевузовского образования Кемеровской области: Департамент образования и науки Кемеровской области, Кемеровский государственный университет, Кузбасская государственная педагогическая академия, Кемеровский областной психолого-валеологический центр и Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Департамента науки и профессионального образования Администрации Кемеровской области, Институт повышения квалификации г. Новокузнецка, комитеты и управления образования городов.

В соответствии с реализацией региональных и федеральных программ развития системы образования Кемеровской области (на 1996—2003 гг.) разработана и внедрена в различные учреждения Кузбасса модель центра научных основ здоровья и развития, соответствующая по своим параметрам общероссийской модели Центра содействия укреплению здоровья обучающихся, предусматривающая использование средств и методов социально-педагогической, психологической, медико-физиологической диагностики, прогноза, профилактики и реабилитации на всех этапах образования.

В предложенной модели реализуется комплекс автоматизированных программно-технических средств, позволяющий на базе персональных компьютеров оценить уровень физического, психоэмоционального состояния, функционального резерва организма; определить «факторы риска», выделить роль социально-педагогических, медико-биологических и психофизиологических факторов в адаптации к условиям воспитательно-образовательной среды, осуществить мониторинг состояния здоровья студентов, работоспособности и утомления студентов; решать вопросы выбора способов коррекции дезадап-тивных состояний, функциональных нарушений.

Региональная модель формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающих-

12

ЗНиСО

МАРТ №3 (216)

ся и педагогов, реализуемая при поддержке администрации Кемеровской области всех уровней, позволяет обеспечивать комплекс здоровьеформирующих и здоровьесберегаю-щих услуг на всех этапах образования и является стержнем областной и муниципальной программ «Образование и здоровье».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вялков А.И. Потребности и возможности общественного здоровья /А.И. Вялков, Л.Е. Сырцова //Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 4. С. 41—45.

2. Кудрина, Е.А. Качество жизни как интегральный показатель состояния здоровья населения /Е.А. Кудрина, Л.Ф. Молчанова, Л.П. Гродецкий //Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 4. С. 67—70.

3. Методические подходы к управлению факторами, определяющими адекватность медицинской помощи /Т.П. Васильева, А.С. Чумаков, В.В. Тро-

фимов и др. //Экономика здравоохранения. 2004. № 2 (81). С. 27—30.

4. Стародубов В.И. Концепция единой информационно-аналитической системы Сибирского окружного медицинского центра /В.И. Стародубов, Л.П. Радченко, Е.А. Савостина //Экономика здравоохранения. 2004. № 5—6 (84). С. 5—9.

5. Филатов, Н.Н. Роль отдельных факторов среды обитания в изменении здоровья детского и подросткового населения Москвы /Н.Н. Филатов, О.И. Аксенова, И.Ф. Волкова //Здравоохранение РФ. 1998. № 5. С. 27—29.

Контактная информация:

Свиридова Ирина Альбертовна, тел.: (3842) 58-12-26, e-mail: rector@kemsu.ru

Contact information:

Sviridova Irina Alberovna, tel.: (3842) 58-12-26, e-mail: rector@kemsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.