С.И. Двойников,
д.м.н., профессор, директор Института сестринского образования Самарского государственного медицинского университета, г. Самара, Россия Л.А. Пономарева,
д.м.н., профессор, директор Сызранского медицинского колледжа, г. Сызрань, г. Россия И.Х. Аббясов,
к.м.н., доцент, директор Кузнецкого медицинского колледжа, г. Кузнецк, Россия Н.В. Дудинцева,
аспирант кафедры сестринского дела Самарского государственного медицинского университета, г. Самара, Россия И.А. Купеева,
начальник отдела развития кадрового потенциала отрасли Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении МЗ РФ, г. Москва, Россия
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ РОССИИ
УДК 614.2
Двойников С.И, Пономарева Л.А, Аббясов И.Х, Дудинцева Н.В, Купеева И.А. Состояние здоровья учащихся медицинских и фармацевтических колледжей России (Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Россия; Сызранский медицинский колледж, г. Сызрань, г. Россия; Кузнецкий медицинский колледж, г. Кузнецк, Россия; Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении МЗ РФ, г. Москва, Россия)
Аннотация. Изучение здоровья учащихся медицинских колледжей проводилось по комплексной медико-демографической и социально-гигиенической программе, которая включала оценку влияния на нее совокупности региональных демографических, природных, социально-экономических предпосылок при учете медико-биологических особенностей организма. В процессе исследования была разработана и апробирована комплексная методика, в которой учитываются медико-демографические и социально-гигиенические признаки как основы изучения состояния здоровья, структуры и уровня заболеваемости, а также выявления зависимости состояния здоровья от условий и образа жизни учащихся медицинских колледжей. Проанализированы результаты исследования, в котором приняли участие более 180 тысяч студентов из 347 медицинских колледжей, техникумов и училищ РФ. Репрезентативность выборки обеспечивалась со статистической ошибкой 5%. Минимальный объем выборки для изучения мнений учащихся колледжей оценивался с поправкой на конечность генеральной совокупности, составляет 120 тыс. наблюдений.
Ключевые слова: здоровье учащихся, роль поведения, физическое развитие учащихся, добрачные половые связи.
В связи с поручением Президента РФ и последующим решением Правительства страны нами было проведено изучение состояния здоровья студентов медицинских и фармацевтических колледжей. Для этого Президиумом Совета директоров медицинских и фармацевтических колледжей России была разработана анкета и методология проведения данного исследования. При проведении исследования мы исходили из того, что основными показателями здоро-
вья, интегрально отражающими его различные стороны, являются: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма; отсутствие дефектов развития или заболеваний; уровень ценност-но-мотивационных установок, определяющих тот или иной образ жизни и позволяющих полноценно выполнять человеку свои социальные и биологические функции.
Здоровье как целостный социально-психологический феномен является интегративным
С.И. Двойников, Л.А. Пономарева, И.Х. Аббясов, Н.В. Дудинцева, И.А. Купеева, 2014 г.
критерием и показателем качества не только самой личности или социальной группы, к которой она принадлежит, но и современного образования. Поэтому в связи с достаточно сложной и напряженной социокультурной ситуацией российской действительности, имеющимися фактами несоответствия условий обучения и учебной нагрузки возрастным возможностям молодежи вопросы медико-социальной помощи выступают важнейшей составляющей образовательного процесса в медицинских и фармацевтических колледжах.
Учащиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования — это особый социальный слой населения. Большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, формирование межличностных отношений вне семьи, необходимость адаптации к новым условиям труда, проживания и питания позволяют отнести их к группе значительного риска развития заболеваний.
Поэтому изучение здоровья учащихся медицинских колледжей проводилось по комплексной медико-демографической и социально-гигиенической программе, которая включала оценку влияния на нее совокупности региональных демографических, природных, социально-экономических предпосылок при учете медико-биологических особенностей организма. Это в свою очередь позволило конкретизировать признаки условий и образа жизни изучаемой социальной группы, которые влияют на состояние здоровья учащихся среднего специального медицинского образовательного учреждения.
В процессе исследования была разработана и апробирована комплексная методика, в которой учитываются медико-демографические и социально-гигиенические признаки, как основы изучения состояния здоровья, структуры и уровня заболеваемости, а также выявления зависимости состояния здоровья от условий и образа
жизни учащихся медицинских колледжей. Это позволило в последующем разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию организации медико-социальной помощи учащимся средних специальных медицинских образовательных учреждений.
Нами проанализированы результаты исследования, в котором приняли участие более 180 тысяч студентов из 347 медицинских колледжей, техникумов и училищ РФ. Репрезентативность выборки обеспечивалась со статистической ошибкой 5%. Минимальный объем выборки для изучения мнений учащихся колледжей оценивался с поправкой на конечность генеральной совокупности, составляет 120 тыс. наблюдений. Достоверность определялась с помощью коэффициента Стьюдента.
У юношей первые 3 места занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (22,2%), глаза и его придаточного аппарата (22,2%), органов дыхания (12,8%); у девушек: болезни глаза (27,2%), мочеполовой (20%) и костно-мышечной системы (14,4%).
Среди городской части учащихся в целом выявляемость заболеваний выше (1425,75 и 1234,9%о) за счет болезней глаза, органов дыхания, пищеварения и костно-мы-шечной системы. Учащиеся из села чаще страдают болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ.
В процессе обучения с 1 по 3 курсы отмечается достоверный рост уровня заболеваемости по классу болезней пищеварительной системы (со 136,5 до 213,2%). Снижается частота заболеваний дыхательной (с 135,7 до 51,5%), костно-мышечной (с 251 до 66,2%) и мочеполовой (с 190,9 до 102,9%).
Изучение нами физического развития учащихся колледжей показало, что как нормальное оно может быть оценено только у 34,3% обследованных, как ухудшенное — у 40,9% юношей и у 25,6% девушек, как плохое — у 14,0 и 46,5%, соответственно.
№Ю
3014 .
У студентов, приехавших из сельской местности, чаще регистрировали низкий рост и рост ниже среднего и избыток веса, у жителей города — рост выше среднего и дефицит веса.
Сложность ситуации заключается в том, что в настоящее время отсутствуют массовые диспансерные мероприятия на системной основе, которые бы охватывали значительную часть различных социальных слоев активного населения России. Это в свою очередь не позволяет в полной мере реализовать принципы общественной профилактики заболеваний, с одной стороны, и выявлять закономерности появления, наличия и специфики протекания заболеваний различной этиологии в многообразных социальных группах. В этой связи системный подход в оценке здоровья через призму учета индивидуальных, групповых, когортных особенностей, включающих в себя элементы общественного здоровья, но имеющих четкую индивидуальную направленность, в настоящее время является наиболее перспективным, так как он позволяет обнаруживать такие закономерности.
В то же время углубленные медицинские осмотры учащихся, проводимые в отдельных колледжах, показали, что частота встречаемости хронических заболеваний к концу периода обучения достигает 75%. Ведущими среди них выступают болезни желудочно-кишечного тракта. Если среди учащихся младших курсов нарушения в работе пищеварительной системы носят преимущественно функциональный характер, то у старшекурсников преобладают уже органические изменения.
Отмечается также рост числа учащихся, находящихся под диспансерным наблюдением с такими заболеваниями, как сахарный диабет, анемия, бронхиальная астма, болезни мочевыводящих путей и сердечно-сосудистой системы. Каждый третий имеет сочетание функциональной и хронической патологии, а 18% — сочетание нескольких хронический заболеваний.
Истоки этих нарушений преподаватели, проводившие исследования, находят в
«доколледжевском» периоде жизни, так
как учащиеся приходят в ССУЗ уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, систем кровообращения и пищеварения, патологии опорно-двигательного аппарата.
Ведущие факторы риска в формировании негативных сдвигов в показателях здоровья учащихся. Выделение ведущих факторов риска и определение их роли в формировании негативных сдвигов в показателях здоровья молодежи имеют важное профилактическое значение, так как позволяют уменьшить или исключить их влияние.
Комплексные социально-гигиенические и эпидемиологические исследования показали, что 50% и более факторов, обусловливающих состояние здоровья населения, относятся к образу жизни. Следовательно, это необходимо использовать, так как именно в этом возрасте возможна коррекция поведения, направленная на раннюю профилактику факторов риска различных заболеваний.
Вместе с тем современные социально-экономические условия не создают благоприятной почвы для соблюдения здорового образа жизни. Мониторинг современного состояния здоровья учащихся колледжей показал, что положение здоровья на вершине жизненных потребностей для них носит скорее теоретический аспект, так как на практике оно занимает далеко не первые позиции. Низкий рейтинг здоровья среди учащихся среднего специального медицинского образовательного учреждения подтверждается тем, что большая часть студентов не соблюдают здорового образа жизни. У данной категории людей преобладает стремление к значительному расходованию средств на развлечения и так называемому «вещизму» в ущерб своему здоровью. Это существенно затрудняет преподавателям колледжей реализацию программ управления здоровьем молодежи через образ жизни, в том числе путем внедрения новых технологий обучения.
Поэтому у многих учащихся отмечается низкая медицинская активность. Среди деву-
шек распространены нездоровые методы контроля веса: хронические диеты, самовызванная рвота, применение мочегонных средств.
Интерес представляют проблемы отдыха и использования учащимися свободного времени. С одной стороны, отмечается недостаток свободного времени, а с другой, — неумение использовать его рационально, при этом очень мало времени отводится на активный отдых. Около 30% участников нашего исследования занимаются спортом регулярно: 3,3% ежедневно и 28,3% несколько раз в неделю. Занимаются нерегулярно 24,8% и очень редко 25,4%. Совсем не занимаются спортом 18,3% учащихся.
Нами установлена зависимость между занятиями спортом и состоянием здоровья респондентов. Так, среди учащихся, занимающихся спортом ежедневно и несколько раз в неделю, меньше тех, кто часто болеет простудными заболеваниями, имеет хроническую патологию органов и систем и их сочетание (х2=39,75).
Среди причин редких и нерегулярных занятий спортом участники опроса назвали прежде всего недостаток свободного времени (59,8%), лень и неорганизованность (24,8%), недостаток средств (18,6%) и отсутствие условий (6,9%).
Со слов учащихся, большая загруженность домашними заданиями и длительные переезды к месту занятий обусловливают недостаток времени на сон, активные виды отдыха и прогулки: 75% из них спят менее 8 ч. в сутки, более 30% не бывают на свежем воздухе. Основную часть свободного времени учащиеся колледжей тратят на подготовку к занятиям, а оставшееся время — на общение с друзьями и просмотр телевизора.
У значительной части учащихся (46,4%) констатированы длительные перерывы между приемами пищи, у каждого третьего — питание всухомятку.
Труд учащихся медицинских колледжей требует напряженной памяти, устойчивости и концентрации внимания. Обучение часто сопро-
вождается возникновением стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены), вызывающих страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции, которые могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье.
Серьезную озабоченность вызывает отношение к свободной половой жизни наших учащихся, особенно старших курсов. Среди последствий подобного поведения в первую очередь следует назвать подростковую беременность, большинство из которых заканчивается абортами или рождением нежеланных детей, и заражение болезнями, передающимися половым путем.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что репродуктивное поведение учащихся характеризуется свободным отношением к добрачным половым связям (каждый пятый считает их возможными с любым понравившимся человеком); установками на двухдетную семью, создаваемую в возрасте 20-24 лет (у девушек) и 24-28 лет (юноши); более ранним началом половой жизни юношей и большим количеством половых партнеров у них; рискованными формами сексуального поведения (не имеют постоянного партнера 40,3% юношей и 22% девушек, ведущих сексуально активный образ жизни, имеют несколько партнеров, соответственно, 10 и 2,2%, каждый десятый не использует средства предохранения от беременности и 23,4% — средства профилактики ИППП); недостаткам информированности по вопросам, связанным с интимными отношениями, и низкой ролью родителей и преподавателей в просвещении по данному вопросу.
При этом в связи с ухудшением социально-экономических условий только 12,9% опрошенных имеют возможность выезжать летом для отдыха за пределы региона; 48,9% учащихся ведут гиподинамический образ жизни, из которых 65,9% девушек; 73,5% не делают утреннюю зарядку. Из числа курящих студентов 55,6% — девушки. Почти 48,8% студентов употребляют алкоголь от 3 раз в месяц до 2 раз в неделю. Из общего числа
№Ю
3014 .
участников исследования 42,0% юношей и 52,5% девушек употребляют спиртные напитки с вышеуказанной частотой. При этом настораживает то, что у учащихся средних специальных медицинских образовательных учреждений, считающих, что употребление алкоголя приносит успокоение, отмечается склонность к его более интенсивному употреблению.
На уровне социальной группы анализ социально-гигиенических особенностей жизнедеятельности студентов-медиков показал, что бытовые условия в общежитии, по мнению 68,9% респондентов, неудовлетворительны в связи с его перенаселенностью, отсутствием отопления в холодный период сентябрь — октябрь и апрель месяцы. Только 34,5% студентов питаются в столовой во время обеда, у остальных нет времени или денег на обед. Вместе с тем 69,3% студентов-медиков считают свое питание хорошим, в то время как удовлетворительным только 30,7%.
Хорошо известна ведущая роль поведения в возникновении патологии и сохранении здоровья. В связи с этим нами были изучены традиционные показатели, характеризующие отношения учащегося к своему здоровью: самооценка здоровья; место здоровья в системе жизненных ценностей; забота о здоровье; медицинская информированность.
Более половины всех респондентов (54,5%) оценили свое здоровье как «хорошее», а 5,1% — как «очень хорошее». Такая оценка обосновывалась либо практическим отсутствием заболеваний (11,9%), либо их относительной редкостью и легким протеканием (45,7%).
«Не очень хорошим» считают здоровье 37,2% опрошенных, что связано в основном с частыми простудными заболеваниями (35,5%) и наличием хронической патологии с редкими (29,9%) или частыми (5,2%) обострениями. «Плохое» и «очень плохое» состояние здоровья (3,2%) обусловлено, по мнению учащихся, наличием хронических заболева-
ний с редкими и частыми обострениями (соответственно, 34,7 и 24,5%) и у 16,3% — с повышенной склонностью к простудным заболеваниям.
Юноши чаще считают здоровье «очень хорошим» и «хорошим» (8,5 и 59,6% в сравнении с 3 и 51,3% у девушек).
Среди факторов, в наибольшей степени отрицательно влияющих на здоровье, в первую очередь называются генетические факторы и вредные привычки (29,6 и 29%). На второе место 19,5% поставили слабое здоровье от рождения, на третье 15,9% — неблагоприятную экологическую обстановку, на четвертое 14,1 — нерациональное питание и на пятое 12% — малоподвижный образ жизни.
Большинство участников опроса заботу о своем здоровье связывают прежде всего с отказом от курения (65,1%) и соблюдением гигиены (61,8%). Кроме того, для сохранения здоровья 35,1% стараются чаще гулять на свежем воздухе, 31,5% — заниматься спортом и 29,9% — рационально питаться.
Интересно, что только менее половины молодых людей (48,7%) готовы ради здоровья отказаться от употребления алкоголя и 18,1% — меньше времени проводить у экрана телевизора или компьютера. Очень незначительная роль отводится соблюдению режима дня (15,8%) и утренней гимнастике (11,8%).
В подавляющем большинстве наших колледжей разработаны здоровье-сберегающие программы. Концептуальной основой таких программ является формирование у учащегося здоровье-сберегающего поведения и воспитание здорового образа жизни. Об этом, во многом уникальном, опыте мы услышим сегодня и завтра от участников конференции.
Таким образом, с нашей точки зрения, основными предложениями для включения в план мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов образовательных учреждений среднего медицинского и фармацевтического образования, должны стать: — формирование у студентов самосохра-нительного поведения, основанного на осо-
знании социальной и индивидуальной ценности здоровья;
— создание условий студентам для регулярных занятий физической культурой и спортом и обеспечение их доступности;
— снижение распространенности потребления молодыми людьми табачных изделий и алкоголя;
— повышение санитарно-гигиенической культуры и информированности студентов по вопросам профилактики основных заболеваний;
— формирование у студентов сексуальной культуры и поведения, способствующих со-
хранению нравственного и физического здоровья;
— совершенствование правовой базы охраны здоровья студента ССУЗа, обеспечение права на получение ими медицинской помощи;
— обеспечение безопасных условий обучения студентов и проведения производственной практики;
— развитие системы медико-социальной реабилитации и санаторно-курортной помощи студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования.
1. Винярская С.А, Шувалов М.П. Возможности использования индекса статуса здоровья в педиатрии для оценки результативности медицинских вмешательств// Вопросы современной педиатрии. — 2010. — Т. 9. — № 3. — С. 22-25.
2. Гаджиев Р.С., Гасанов А.Н. Качество диспансеризации подростков в городских детских поликлиниках//3дравоохранение РФ. — 2005. — № 4. — С. 51-53.
3. Каткова Л.И. Формирование здоровья раннего возраста с позиций новых кли-нико-организационных подходов и управления качеством медицинской помо-щи//Автореферат дис. ... докт. мед. наук: 14.00.09, 14.00.33; Самарский государственный медицинский университет Росздрава. — Самара. 2008. — 52 с.
4. Менделевии Б.Д., Яковлева Т.В., Альбицкий В.Ю. Медико-социальные проблемы психического здоровья детей в России. — М.: Союз педиатров России, 2010. — 224 с. — (Социальная педиатрия/Союз педиатров России, Науч. центр здоровья детей РАМН, Казанский гос. мед. ун-т; вып. 11). — 224 с.
5. Юрьев В.К, Сафулин М.Х. Оценка динамики качества жизни детей как критерий эффективности стационарного лечения//Вопросы современной педиатрии. — 2009. — Т. 8. — № 6. — С. 7-11.
UDC 614.2
Dvoyinikov SI., Ponomareva L.A., Abbysov I.H., Dudinxeva N.V., Kupeeva I.A. The health statement of students in medical and pharmaceuticals colleges in Russia (Samara State Medical University, Samara, Russia; Sxizran-skiy Medical college, Sxizran, Russia; Kuznetskiy Medical College, Kuznetsk, Russia; Department of medical education and personnel policies in health care of Ministry of Health care of Russian Federation, Moscow, Russia) Abstract. The study of the health of students of medical colleges run by the complex medical and demographic and socio-sanitary program, which included an assessment of the influence on it together regional demographic, environmental, social and economic prerequisites for registered biomedical characteristics of the organism. The study was developed and tested a complex methodology that takes into account medical and demographic and socio-hygienic characteristics as bases for the study of health, structure and disease, and to identify the health status depending on the conditions and the way of life of students of medical colleges.
The results of the study, which involved more than 180 000 students from 347 medical colleges and technical schools of the Russian Federation. Representativeness of the sample was provided with a statistical error of 5%. Minimum sample size for the study of the views of college students estimated adjusted for finite population is 120 thousand observations. Keywords: the health of students, the role of behavior, physical development of students, premarital sex.