УДК 341.96:347.635
Иванова Елена Юрьевна
кандидат юридических наук [email protected] Elena Yu. Ivanova Candidate of law sciences Kuban State Agrarian University [email protected]
Проблемы защиты прав детей в контексте изменений зарубежного законодательства, легализующего однополые браки
Problems of protection of the rights of children in a context of changes of the foreign legislation legalizing same-sex marriages
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния на защиту прав детей изменений, произошедших в зарубежном законодательстве в связи с легализацией однополых браков и разрешением таким парам усыновлять детей.
Ключевые слова: права детей, однополые браки, Конвенция о правах ребенка, гендерная революция.
Annotation. This article is devoted to a problem of influence on protection of the rights of children of the changes which have happened in the foreign legislation in connection with legalization of same-sex marriages and permission to such couples to adopt children.
Keywords: rights of the child, same-sex marriages, Convention on the rights of the child, gender revolution.
В настоящее время наблюдаются определенные изменения в позиции законодателей некоторых стран по вопросу легализации однополых браков. Происходит своего рода революция в законодательном регулировании этого вопроса. Например, в Новой Зеландии соответствующий закон был принят парламентом в апреле 2013 года, а 19 августа 2013 г. он вступил в силу. Помимо Новой Зеландии, гомосексуальные браки сейчас легализованы в 14 странах - Аргентине, Бельгии, Бразилии, Дании, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Уругвае, Франции, Швеции и ЮАР [1].
Необходимо отметить, что все из выше обозначенных стран являются участницами Конвенция о правах ребенка 1989 г. [2]. Статья 12 этой Конвенции устанавливает обязанность государств - участников обеспечивать ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Применительно к исследуемому вопросу, хотелось бы обратить внимание на два момента. В данной статье Конвенции говорится о ребенке, способ-
ном сформулировать свои собственные взгляды (здесь и далее - курсив автора). Но, как правило, однополые семьи, пользуясь услугами доноров или суррогатных матерей, получают новорожденного ребенка, который априори не может сформулировать свои взгляды. Возникает вопрос, как же определить, желает ли ребенок воспитываться в нетрадиционной семье? Естественно, в данном возрасте ребенок не может определиться с ответом на этот вопрос (как, в общем-то, и на любой другой). Получается, что ребенок к тому времени, когда он сможет определяться со своими взглядами и формулировать свое мнение, уже будет воспитан в однополой семье, и ему наверняка будут привиты «соответствующие» ценности. И здесь речь идет уже не о том, что государства - участники данной Конвенции должны обеспечить ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды, а о том, что ребенку не предоставлена возможность сформировать свои взгляды, своё мировоззрение без психологического воздействия на его сознание. К сожалению, в настоящее время в некоторых государствах очень своеобразно трактуется понятие толерантности, и борьба за права секс меньшинств переходит границы разумного. Так например, в детском саду «Эгалия» в Стокгольме для детей в возрасте от года до шести лет создаются условия для того, чтобы ребенок не мог себя идентифицировать. Детям внушается мысль, что у них нет пола. Сотрудники детского сада стараются избегать местоимений «он» и «она» и используют бесполое слово hen [3]. Поэтому, как представляется, речь должна идти о защите права ребенка на получение адекватной информации об окружающем его мире; о праве на защиту от искажения информации, влияющей на формирование сознания ребенка. Международное сообщество должно задуматься над решением этой проблемы. Возможно, что в международные соглашения, касающиеся защиты прав детей, в том числе и в положения рассматриваемой Конвенции, следует внести соответствующие дополнения.
Далее в рассматриваемой статье Конвенции сказано: по вопросам, затрагивающим ребенка. Является ли право ребенка на воспитание в традиционной семье вопросом, затрагивающим ребенка? Надо полагать, что право воспитываться в традиционной семье есть неотъемлемое право ребенка, и никто и ничто не может и не должно посягать на это право. В процессе семейного воспитания закладываются жизненные ценности и ориентиры любого человека. Легализация права однополым семьям усыновлять и воспитывать детей покушается на традиционные ценности, на устои, сложившиеся не годами или десятилетиями, но тысячелетиями существования человеческого общества. Хотелось бы напомнить сторонникам гендерной революции, ратующим за предоставление права однополым семьям усыновлять детей, что история развития человечества подтверждает факт того, что любое вмешательство в естественные природные процессы и явления ничего хорошего в дальнейшем человечеству не сулят. Более того, природа жестоко мстит за несанкционированное вмешательство и насилие над ней, и однополая семья - это своего рода биологический нонсенс. Воспитание детей такими «семьями» иначе как бомбой замедленного действия не назовешь. Можно предположить, что последствия подобной либерализации
законодательства по степени своего разрушительного влияние на общество могут превзойти последствия использование оружия массового поражения. Справедливости ради надо отметить, что в среде лиц с нетрадиционной ориентацией нет единства по вопросу о том, следует ли подобным семьям предоставлять право усыновлять детей.
Возвращаясь к положениям Конвенции, следует указать и на статью 16, в которой сказано, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Не является ли решение о предоставлении возможности усыновлять детей однополым семьям посягательством на данное положение Конвенции, ведь, по сути, происходит произвольное вмешательство в осуществление права ребенка на семейную жизнь, если под семьей понимать традиционную семью.
Обращает на себя внимание статья 17 исследуемой Конвенции, где сказано, что государства - участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. Возникает закономерный вопрос, чему содействует распространение материалов о гей-парадах; массовое тиражирование, фактически пропаганда, однополых отношений в литературных и кинематографических источниках; запрет ребенку идентифицировать себя как мальчик или девочка; введение в школьную программу курса о вкладе лиц с нетрадиционной ориентацией в историю? [4]. Видимо идеологи гендерной революции так представляют себе информацию и материалы, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.
К чему приведет такая политика - к полному развалу нормальной, традиционной семьи? Однако здоровая часть общества встаёт на её защиту - яркий пример тому Франция, где прошли массовые демонстрации протеста, а мэры некоторых городов просто отказались признавать у себя на территории действие пресловутого закона [5]. Что в итоге - раскол общества, столкновения и беспорядки, хаос?
Приходится говорить о том, что, по сути, происходит дискриминация прав детей, воспитывающихся в однополых семьях - в данном случае у ребенка нет права выбора - воспитываться ли ему в традиционной семье с ее ценностями или в однополой семье, где ребенку могут быть привиты «иные, нетрадиционные» ориентиры. Апологеты гендерной революции, ратующие за толерантность, свободу выбора, почету-то абсолютно забывают о праве ребенка на выбор: воспитание в обычной, традиционной семье, где есть папа и мама, или семье с родителем № 1 и родителем № 2. Кто спросил детей, хотят ли они воспитываться в семьях, где оба родителя мужчины или оба родителя женщины?
Кто отнимает у детей естественные, традиционные жизненные ценности и ориентиры?
Ситуация во Франции, когда общество, по сути, раскололось на два воюющих лагеря, когда в знак протеста против однополых браков и разрешения усыновлять однополым семьям детей люди выходят на митинги и демонстрации - яркий пример того, как политика, а нередко и амбиции небольшой группы людей идут вразрез со здравым смыслом. Но хуже всего то, что политики, повышая свой рейтинг и популярность в среде людей с нетрадиционной ориентацией, совершенно не задумываются о других людях - людях более слабых, менее защищенных - о детях.
В итоге, приходится констатировать неутешительный вывод о том, что революционные изменения в законодательствах некоторых стран, разрешивших регистрацию однополых браков и усыновления детей такими «семьями», приводят к очень серьезным проблемам, касающимся защиты прав детей. В связи с этим требуется серьезное осмысление того, что происходит с защитой прав детей в современном обществе и о возможности создания новых механизмов защиты таких прав.
Литература:
1. В Новой Зеландии вступил в силу закон об однополых браках // Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. г^. ru/2013/08/19/newzeland-anons.html.
2. Конвенция о правах ребенка. Заключена 20.11.1989. Конвенция вступила в силу 02.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. Вып. ^И.- М., 1993. С. 242 - 257.
3. Штемлер К. Анатомия Гендера, или страшная сказка о девочках и мальчиках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stopgender. wordpress. com/2011/04/08/anatom ia-gendera-strashnaya-skazka/
4. Например, Законодательным собранием штата Калифорния одобрен законопроект, обязывающий школы, начиная с 2013/2014 учебного года, рассказывать о вкладе гомосексуалистов в историю (gayhistory) и запрещающий любые материалы, содержащие неприятие гомосексуализма// Молодец П. Транссексуал и гермафродит — новые образцы для молодежи? / [Электронный ресурс]: П. Молодец; пер. с румынского Р. Шишков. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/47315.htm.
5. См. например: Прокофьев В. Мэры пошли на принцип. Во Франции все больше городов отказываются подчиняться гей-закону//http://www.rg.ru/2013/08/29/france.html; Арина Макарова. Закон об однополых браках расколол Францию // http://www.russian.rfi.fr/obshchii/20130527-zakon-ob-odnopolykh-brakakh-raskolol-frantsiyu.
Literature:
1 . In New Zealand the law on same-sex marriages//the Russian newspaper [An electronic resource] came into force. Access mode: http://www. rg. ru/2013/08/19/newzeland-anons.html.
2 . Convention on the rights of the child. It is concluded 20.11.1989. The convention came into force 02.09.1990//the Collection of international treaties of the USSR. Vyp. XLVI. - M 1993. Page 242 - 257.
3 . Shtemler K. Anatomiya of the Gender, or a terrifying story about girls and boys. [Electronic resource]. Access mode: http://stopgender.wordpress.com/2011/04/08/anatom ia-gendera-strashnaya-skazka/
4 . For example, the Legislative assembly of the State of California approved the bill obliging schools, since 2013/2014 academic years, to tell about a contribution of homosexuals to history (gayhistory) and forbidding any materials containing rejection of homosexuality//the Good fellow P. Transseksual and the hermaphrodite — new samples for youth? / [Electronic resource]: P. Molodets; the lane with Romanian R. Shishkov. Access mode: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/47315.htm.
5 . See for example: Prokofiev V. Mayors went to the principle. In France more and more the cities http://www.rg.ru/2013/08/29/france.html refuse to submit to the gay law//; Arina Makarova. The law on same-sex marriages split France//http://www.russian.rfi.fr/obshchii/2013052 7-zakon-ob-odnopolykh-brakakh-raskolol-frantsiyu.