Научная статья на тему 'Проблемы занятости на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации'

Проблемы занятости на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
занятость / безработица / подготовка кадров / стратегия / государственная программа / социально-партнерское соглашение / Дальний Восток / Арктика / малонаселенные территории / employment / unemployment / personnel training / strategy / state program / social partnership agreement / Far East / Arctic / sparsely populated areas

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алла Леонтьевна Благодир

В последние годы пристальное внимание уделяется социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктической зоны России, в том числе повышению эффективности развития труда и занятости. Принимаются стратегии, государственные программы и иные документы, направленные на снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест на малонаселенных территориях этих регионов. Автор выделяет основные задачи, которые следует учитывать в первоочередном порядке для решения проблем занятости. Отмечено, что в региональных нормативных актах и социально-партнерских соглашениях проблемы занятости граждан, проживающих на малонаселенных территориях Дальнего Востока и в Арктической зоне до настоящего времени не нашли законодательного закрепления и, как следствие, обозначенные проблемы остались без соответствующего правового решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment Problems in the Far East and the Arctic Zone of the Russian Federation

In recent years, close attention has been paid to the socio-economic development of the Far East and the Arctic zone of Russia, including increasing the efficiency of labor and employment development. Strategies, government programs and other documents are being adopted aimed at reducing unemployment and creating new jobs in the sparsely populated areas of these regions. The author identifies the main tasks that should be addressed as a matter of priority to solve employment problems. It is noted that in regional regulations and social partnership agreements, the problems of employment of citizens living in sparsely populated areas of the Far East and in the Arctic zone have not yet found their legislative support and, as a result, the identified problems remained without an appropriate legal solution.

Текст научной работы на тему «Проблемы занятости на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации»

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Алла Леонтьевна БЛАГОДИР,

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Проблемы занятости на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации

Аннотация. В последние годы пристальное внимание уделяется социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктической зоны России, в том числе повышению эффективности развития труда и занятости. Принимаются стратегии, государственные программы и иные документы, направленные на снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест на малонаселенных территориях этих регионов. Автор выделяет основные задачи, которые следует учитывать в первоочередном порядке для решения проблем занятости. Отмечено, что в региональных нормативных актах и социально-партнерских соглашениях проблемы занятости граждан, проживающих на малонаселенных территориях Дальнего Востока и в Арктической зоне до настоящего времени не нашли законодательного закрепления и, как следствие, обозначенные проблемы остались без соответствующего правового решения.

Ключевые слова: занятость, безработица, подготовка кадров, стратегия, государственная программа, социально-партнерское соглашение, Дальний Восток, Арктика, малонаселенные территории.

DOI: 10.17803/2311-5998.2024.114.2.058-066

© Благодир А. Л., 2024

Alla L. BLAGODIR, Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Associate professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Employment Problems in the Far East and the Arctic Zone of the Russian Federation Abstract. In recent years, close attention has been paid to the socio-economic development of the Far East and the Arctic zone of Russia, including increasing the efficiency of labor and employment development. Strategies, government programs and other documents are being adopted aimed at reducing unemployment and creating new jobs in the sparsely populated areas of these regions. The author identifies the main tasks that should be addressed as a matter of priority to solve employment problems. It is noted that in regional regulations and social partnership agreements, the problems of employment of citizens living in sparsely populated areas of the Far East

and in the Arctic zone have not yet found their legislative support and, as a result, the identified problems remained without an appropriate legal solution. Keywords: employment, unemployment, personnel training, strategy, state program, social partnership agreement, Far East, Arctic, sparsely populated areas.

Основные особенности правовой регламентации трудовых отношений в районах Крайнего Севера закреплены в Трудовом кодексе РФ, федеральном законодательстве как общего1, так и специального характера2 и на доктринальном уровне выделены Н. В. Халдеевой3:

— во-первых, это наличие особых дополнительных правил, обусловленных местом выполнения труда в экстремально-климатических условиях;

— во-вторых, особенности трудового договора, его заключения, изменения и прекращения;

— в-третьих, установление сокращенного рабочего времени, повышенная оплата труда, дополнительные отпуска, дополнительное медицинское обеспечение;

— в-четвертых, проявление специальных правовых механизмов особой охраны труда;

— в-пятых, усиление гибкости применения трудовых норм;

— в-шестых, комплексность правовых источников, регламентирующих трудовые отношения в районах Крайнего Севера и содержащих специальные нормы на всех уровнях и в разных формах правового регулирования — в законодательстве, иных нормативных правовых актах, социально-партнерских соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах.

В настоящее время особенно остро ощущается нехватка кадров на малонаселенных территориях Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. Причиной этого в первую очередь являются климатические условия (зима на протяжении 10 месяцев, вечная мерзлота и полярная ночь снижают возможность освоения земель и создания качественной транспортной инфраструктуры,

1

m

Р

m

Трудовой кодекс РФ. Глава 50. «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Е

Ст. 3 ; Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1915.

Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 28.12.2022) «О государственных гарантиях и ^

компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 16. Ст. 551 ; Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от Т

13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208 ; Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ (ред. Р

<

от 20.10.2022) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных

народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. В

№ 30. Ст. 3122.

и

См. об этом: Халдеева Н. В. Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория □

и практика правового регулирования : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. ПРАВА

>

2

3

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ведения какого-либо хозяйства и развития промышленности и др.), которые вынуждают граждан обратиться к поиску работы в более развитых и пригодных для жизни и работы регионах страны и за границей4.

Экономические инициативы дальневосточных регионов в большей степени ориентированы на формирование транспортных коридоров, международную энергетическую инфраструктуру, экспорт природных ресурсов (нефти, газа, леса, рыбы и т.д.) и привлечение инвестиций в производственную сферу.

Для реализации государственных задач, направленных на опережающее социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Арктической зоны РФ государством принят ряд стратегических документов5 и государственных программ6. В Стратегии национальной безопасности Российской Федера-

4 См. об этом: Галаган Е. А. Проблемы занятости населения в малонаселенных регионах России // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 10-2. С. 117—121.

5 Указы Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351 ; от 26.10.2020 № 645 (ред. от 27.02.2023) «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // СЗ РФ. 2020. № 44. Ст. 6970 ; от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884 ; от 26.06.2020 № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» // СЗ РФ. 29.06.2020. № 26. Ст. 4092 ; распоряжения Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 1014 ; от 28.12.2009 № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2010. № 4. Ст. 421.

6 Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 (ред. от 21.02.2023) «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // СЗ РФ.

2020. № 10. Ст. 1317 ; распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р (ред. от 11.09.2023) «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года» // СЗ РФ. 2020. № 40. Ст. 6311 ; постановление Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2021. № 14. Ст. 2352 ; распоряжения Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 876 ; от 15.04.2021 № 978-р (ред. от 06.04.2023) «Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ.

2021. № 17. Ст. 3007 ; постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 01.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"» //СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2147 ; от 29.03.2019 № 363 (ред. от 10.11.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» // URL: http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2019 ; распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государствен-

ции»7 (далее — Стратегия) поставлены задачи по устранению диспропорций на рынке труда, сокращению дефицита инженерных и рабочих кадров, снижению неформальной занятости и легализации трудовых отношений, по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов и достижению приоритета в трудоустройстве российских граждан.

Следует отметить, что для повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения, регулирования рынка труда в сельской местности в Стратегии обозначены приоритетные меры:

— по созданию новых и модернизированных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, которые обеспечивают переход агропромышленного производства на инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

— развитию несельскохозяйственных видов деятельности (таких как заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство; промыслы и ремесла; бытовое и социально-культурное обслуживание населения; заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья; сельский туризм; торговля);

— привлечению и закреплению квалифицированных молодых специалистов в сельской местности.

Общеизвестно, что для регулирования отношений в сфере труда и занятости характерно сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В централизованном порядке устанавливается минимум социально-трудовых гарантий, которые могут расширятся на региональном и локальном уровнях. Для решения проблем, связанных с обеспечением занятости граждан, проживающих на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ, государство осуществляет передачу федеральных полномочий органам государственной власти субъектов РФ.

Для закрепления населения на территории Дальнего Востока создание рабочих мест необходимо в первую очередь для решения экономических задач малонаселенных территорий. В Арктической зоне наиболее существенной является задача по предоставлению мер государственной поддержки экономически активному населению, готовому к переезду (переселению) для осуществления трудовой деятельности8. Е

П

К

ной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185 ; постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 (ред. от а

10.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа"» // СЗ РФ. Ш 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2154 ; распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 № 1298-р (ред. от 17.04.2023) «Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего

Востока на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 27. Ст. 4062. Р

<

7 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351. В

8 Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 (ред. от 21.02.2023) «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // СЗ РФ. О 2020. № 10. Ст. 1317. ПРАВА

m

Р

m

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

С целью привлечения трудовых ресурсов государство из федерального бюджета выделяет субсидии на софинансирование реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. В перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным9, включены Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край.

Следует отметить, что в каждом из указанных субъектов РФ приняты стратегические документы, определяющие социально-экономическое развитие региона в целом10. Так, в Забайкальском крае для повышения занятости и доходов граждан определены задачи по повышению эффективной занятости населения, развитию рынка труда и кадрового потенциала; обеспечению гарантий в сфере труда и занятости молодежи.

В Республике Бурятия11 для развития рынка труда и обеспечения занятости населения требуется сокращение дифференциации доходов сельских и городских жителей; снижение безработицы, особенно среди молодежи; развитие системы самозанятости населения; повышение качества имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест; принятие мер по оттоку высококвалифицированных кадров.

В Республике Коми для сбалансированного поступательного социально-экономического развития необходимо развитие человеческого капитала (обеспечение безопасности жизни и труда, развитие кадрового потенциала, обеспечение достойного уровня доходов (оплата труда) и рабочих мест, развитие рынка труда и обеспечение занятости населения).

В Республике Саха (Якутия) наиболее важными и действенными для качественного повышения эффективности развития труда и занятости обозначены задачи по сокращению миграционного оттока, обеспечению трудовыми ресурсами потребностей экономики в соответствии с прогнозом потребности в кадрах для

9 Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2015 № 696-р (ред. от 09.06.2022) «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным» // СЗ РФ. 2015. № 17 (ч. IV). Ст. 2596.

10 Постановление Правительства Забайкальского края от 02.06.2023 № 272 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года» // URL: http://pravo.gov.ru, 05.06.2023 ; Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 № 360-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 19.03.2019 ; Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З № 45-VI (ред. от 18.06.2020) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» // URL: http:// publication.pravo.gov.ru/document/view/1400201812260001 (дата обращения: 29.09.2023) ; постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185 (ред. от 11.08.2023) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» // Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации. URL: http://www.law.rkomi.ru, 11.04.2019.

11 См. об этом: Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 № 360-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года» // URL: www. egov-buryatia.ru, 19.03.2019.

отраслей экономики. Следует отметить, что непосредственно для обеспечения защиты интересов коренных малочисленных народов Севера предусмотрены меры, направленные на привлечение местного населения для работы на предприятиях горнопромышленного комплекса12; на увеличение количества рабочих мест, созданных СМП, участвующими в предоставлении сервисных услуг для недропользователей.

Для поддержки традиционных методов ведения сельского хозяйства развиваются малые формы хозяйствования по производству и переработке сельскохозяйственной и промысловой продукции (сельскохозяйственная и несельскохозяйственная деятельность, в том числе народные промыслы, звероводство, охота, сбор дикоросов и др.). Для обеспечения занятости сельского населения небольших населенных пунктов развиваются традиционные виды природопользования, рыболовство и рыбопереработка, художественные промыслы, сбор мамонтовой кости и производство изделий из нее, сбор дикоросов13.

Надо сказать, что на региональном уровне действуют также государственные программы по содействию занятости населению14. Основной целью региональной программы Забайкальского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов»15 является привлечения в край специалистов из других субъектов РФ.

Аналогичная по содержанию региональная программа действует и в Республике Коми16. Кроме того, в Республике Коми принята программа «Содействие занятости молодежи на период до 2030 года»17, которая определяет условия для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала

12 Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З № 45-VI (ред. от 18.06.2020) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/ view/1400201812260001 (дата обращения: 29.09.2023).

13 Закон Республики Саха (Якутия) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года».

14 Постановление Правительства Забайкальского края от 01.08.2014 № 457 (ред. от

13.04.2023) «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Содей- m

ствие занятости населения» // Официальный портал Забайкальского края. URL: http:// www.e-zab.ru, 07.08.2014 ; постановление Правительства Республики Бурятия от Е

15.10.2018 № 576 (ред. от 08.09.2023) «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Содействие занятости населения" и внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 31.05.2013 № 272 "Об утверждении ^ Государственной программы Республики Бурятия 'Экономическое развитие и инновационная экономика'"»// URL: www.egov-buryatia.ru, 16.10.2018 ; постановление Прави- m тельства Республики Саха (Якутия) от 18.07.2022 № 429 (ред. от 12.07.2023) «О Госу- Т дарственной программе Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)"» // URL: http://pravo.gov.ru, 25.07.2022.

15 URL: http://pravo.gov.ru, 14.04.2021. Д

16 Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2021. В № 13. Ст. 254. □

17 Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, О

иной официальной информации. URL: http://www.law.rkomi.ru, 12.08.2022. ПРАВА

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда. Решение проблем занятости молодежи предлагается через получение качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, через поддержку занятости социально уязвимых групп молодежи и содействие трудовой мобильности молодежи.

Обращает на себя внимание тот факт, что в каждом из перечисленных выше субъектов РФ приняты социально-партнерские соглашения18, однако лишь в Трехстороннем соглашении между Правительством Забайкальского края, Забайкальским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Забайкалья» и Региональным союзом работодателей Забайкальского края на 2022—2024 годы опосредованно отмечается, что стороны реализуют мероприятия по содействию занятости населения края, по созданию дополнительных рабочих мест, выделены муниципальные образования края и монопрофильные населенные пункты с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда.

Анализ стратегических документов позволяет определить основные задачи, которые следует решать в первоочередном порядке на территории Дальнего Востока и Арктики:

1) создание новых рабочих мест для снижения уровня безработицы на малонаселенных территориях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) организация подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

3) активное развитие государственно-частного партнерства в целях создания новых рабочих мест;

4) совершенствование мер государственной поддержки для привлечения высококвалифицированных работников и молодежи.

Для решения первой задачи — создания новых рабочих мест — предусмотрено развитие экспортно ориентированных отраслей экономики, а также таких

18 Трехстороннее соглашение между Правительством Забайкальского края, Забайкальским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Забайкалья» и Региональным союзом работодателей Забайкальского края на 2022—2024 годы // Забайкальский рабочий. № 19. 11.05.2022 ; Региональное соглашение между Правительством Республики Бурятия, союзами работодателей Республики Бурятия и Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия на 2021—2023 годы // URL: https://base. garant.ru/400854924/ ; Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2020—2022 годы // Якутские ведомости. № 18. 08.05.2020 ; Региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Коми» и Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми» на 2021—2023 годы // Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации. URL: http://www.law.rkomi.ru, 18.01.2021.

отраслей, как нефтегазохимия, авиа- и судостроение, сельское хозяйство, лесоперерабатывающая промышленность, рыболовство и аквакультура, логистика, туризм, образование и здравоохранение19; развитие малого и среднего предпринимательства; сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйствования, народных промыслов и ремесел, способствующих обеспечению занятости и самозанятости лиц, относящихся к малочисленным народам20.

Вторая задача — организация подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов — может решаться за счет формирования системы подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров. В этой связи запланированы различные организационные, экономические и правовые мероприятия.

Организационные мероприятия направлены:

— на прогноз и формирование потребности в кадрах в системе профессионального образования;

— обновление материально-технической базы организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку кадров; организацию непрерывных форм подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности.

В свою очередь, экономические мероприятия направлены:

— на реализацию программы целевой ежегодной подготовки кадров из числа малочисленных народов по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами малочисленных народов (по переработке сельскохозяйственной продукции, производству изделий художественных промыслов и народных ремесел, в том числе из мамонтовой кости);

— установление дополнительных бюджетных мест в образовательных организациях, открывающих новые направления подготовки для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (оленевод-ме- _ ханизатор, егерь, таксидермист, охотник промысловый, хозяйка чума, резчик по

Р _

И

дереву, кости и рогу, мастер по изготовлению сувениров, докер, судомеханик, обработчик рыбы);

— повышение уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров национальных школ и других образовательных учреждений и др.

л И

Третья задача, направленная на развитие государственно-частного партнер- П

П

К

Правовые мероприятия связаны с разработкой ФГОС по направлению «Специалист северного хозяйства» и др.

ства по созданию рабочих мест, будет реализована путем привлечения внебюджетных инвестиций, увеличения количества резидентов, создания новых рабочих

19 См. об этом: Единый план по достижению национальных целей развития Российской "0

<

Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р (с изм. от 24.12.2021) // СПС «Кон- В сультантПлюс». □

20 Указ Президента РФ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в

Арктике на период до 2035 года». ПРАВА

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

мест, а также развития человеческого капитала. Например, в Забайкальском крае ускорение социально-экономического развития будет осуществляться за счет средств ОАО «РЖД», выделяемых для ремонта центра реабилитации и восстановления трудовых ресурсов на озере Арахлей.

Четвертая задача — совершенствование мер государственной поддержки для привлечения высококвалифицированных работников и молодежи на малонаселенные территории Дальнего Востока и в Арктическую зону — может быть реализована за счет:

— создания условий получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования гражданами, желающими переехать в другую местность для трудоустройства;

— обеспечения дополнительной стипендией студентов из числа коренных малочисленных народов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, при условии получения образования по профессиям (специальностям, направлениям подготовки), связанным с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

— содействия работодателям по подбору кадров из других регионов страны;

— предоставления выплат в виде субсидий на приобретение жилья по месту жительства для молодежи и высококвалифицированных специалистов, прибывших (переехавших) на работу в организации (здравоохранения, образования, культуры), расположенные в удаленных населенных пунктах и сельских населенных пунктах.

К сожалению, в региональных нормативных актах и социально-партнерских соглашениях проблемы занятости граждан, проживающих на малонаселенных территориях Дальнего Востока и в Арктической зоне, не нашли закрепления. Как следствие, обозначенные проблемы остались без соответствующего правового решения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Галаган Е. А. Проблемы занятости населения в малонаселенных регионах России // Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2016. — № 10-2. — С. 117—121.

2. Халдеева Н. В. Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория и практика правового регулирования : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.