Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРАВО / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА / БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Расторгуева Александра Андреевна

В данной статье рассматривается правовое регулирование развития туризма в арктическом регионе. Туризм в Российской Федерации составляет значительную часть экономики. Особые природно-климатические условия, большая малоизученная территория ее флора и фауна, и интерес со стороны туристов, как Российских, так и иностранных, вызывает необходимость развития уникальной Арктической зоны как туристского объекта. Внимание туристов все чаще притягивает Арктическая зона, так как в последнее время из-за изменений климатических условии значительно повысилась ее транспортная доступность. Развитие туристской индустрии в регионе способствует территориальному развитию инфраструктуры, повышению занятости населения, коммуникационных сообщений. Что предполагает необходимость дальнейшей изучения и совершенствования правового регулирования со стороны государства, а соответственно качественной проработки системы госрегулирования туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF TOURIST ACTIVITY IN THE ARCTIC REGION

This article discusses the legal regulation of tourism development in the Arctic region. Tourism in the Russian Federation makes up a significant part of the economy. Special natural and climatic conditions, a large poorly studied territory, its flora and fauna, and the interest of tourists, both Russian and foreign, necessitates the development of a unique Arctic zone as a tourist destination. The attention of tourists is increasingly attracted to the Arctic zone, since recently, due to changes in climatic conditions, its transport accessibility has significantly increased. The development of the tourism industry in the region contributes to the territorial development of infrastructure, increased employment, and communication communications. Which implies the need for further study and improvement of legal regulation by the state, and, accordingly, a qualitative study of the system of state regulation of tourist activities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_90 УДК 342

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ Legal regulation of tourist activity in the Arctic region

РАСТОРГУЕВА Александра Андреевна,

старший преподаватель кафедры «Гражданское право и процесс» юридического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 677007, Республика Саха (Якутия), ул. Кулаковского, 42. E-mail: [email protected];

Rastorgueva Aleksandra Andreevna,

Senior lecturer of Department of Civil Law and Process of Law faculty of North Eastern Federal University on the basis of M. K. Ammosov. 77007, Republic of Sakha (Yakutia), Kulakovsky str., 42. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье рассматривается правовое регулирование развития туризма в арктическом регионе. Туризм в Российской Федерации составляет значительную часть экономики. Особые природно-климатические условия, большая малоизученная территория ее флора и фауна, и интерес со стороны туристов, как Российских, так и иностранных, вызывает необходимость развития уникальной Арктической зоны как туристского объекта. Внимание туристов все чаще притягивает Арктическая зона, так как в последнее время из-за изменений климатических условии значительно повысилась ее транспортная доступность. Развитие туристской индустрии в регионе способствует территориальному развитию инфраструктуры, повышению занятости населения, коммуникационных сообщений. Что предполагает необходимость дальнейшей изучения и совершенствования правового регулирования со стороны государства, а соответственно качественной проработки системы госрегулирования туристской деятельности.

Abstract: This article discusses the legal regulation of tourism development in the Arctic region. Tourism in the Russian Federation makes up a significant part of the economy. Special natural and climatic conditions, a large poorly studied territory, its flora and fauna, and the interest of tourists, both Russian and foreign, necessitates the development of a unique Arctic zone as a tourist destination. The attention of tourists is increasingly attracted to the Arctic zone, since recently, due to changes in climatic conditions, its transport accessibility has significantly increased. The development of the tourism industry in the region contributes to the territorial development of infrastructure, increased employment, and communication communications. Which implies the need for further study and improvement of legal regulation by the state, and, accordingly, a qualitative study of the system of state regulation of tourist activities.

Ключевые слова: туризм, право, арктическая зона, развитие арктического туризма, безопасность туриста.

Keywords: tourism, law, Arctic zone, development of Arctic tourism, tourist safety.

Дата направления статьи в редакцию: 17.11.2021

Дата публикации статьи: 30.12.2021

В Конституции РФ нет прямого упоминания туристской деятельности, но опосредовано регулирование туристской деятельности относится к федеральному ведению согласно ст. 71 Конституции РФ, а именно п. Е. Так как входит в рамки социального, культурного и национального развития.

Вместе с тем, нормы подп. 30.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливают полномочия региональной власти на создание благоприятных условий для развития туризма в субъектах России, а положения п. 9 ч. 1 ст. 14.1, п. 8 ч. 1 ст. 15.1, п. 9 ч. 1 и п. 3 ч. 1.1 ст. 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют муниципальные полномочия создавать условия для развития туризма.

Таким образом, можно проследить трехуровневое правовое регулирование туристской деятельности.

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») является основным нормативно правовым актом, в котором устанавливаются такие понятия как основные направления и способы, меры и нормативно правовое государственное регулирование. Также закреплены понятие, принципы и цели туристской деятельности. В перечень туристских ресурсов согласно ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» входят: - природные объекты; - исторические объекты; - социально-культурные объекты; -объекты туристского показа; - иные объекты, которые способны удовлетворять духовные и прочие потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Россия имеет самую большую по площади Арктическую зону по сравнению с другими Арктическими странами. Имея столь обширные территории этот регион с экстремальным климатом, обладает множеством уникальных природных объектов, большим разнообразием флоры и фауны, все это несомненно вызывает интерес у путешественников по всему миру. Природа этого края поражает людей и ученых своей экологией и нетронутостью, простором для изучения. Этот факт говорит о необходимости принятия превентивных охранных мер в отношении окружающей среды Арктической зоны, которая и без этого находится под постоянным воздействием глобального потепления. Правовое регулирование туристских ресурсов Арктической зоны образует её туристский потенциал.

Федеральное регулирование мы видим достаточно ярко, принятые в прошлом году: основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, национальная программа развития Дальнего Востока и стратегия развития Арктической зоны России

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

до 2035 года

В основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (утверждены Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164, СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1317, 26.10.2020 г) развитию туризма в арктической зоне уделена не маловажная роль. В частности, указывается среди основных задач, развитие туристских кластеров Арктической зоны в ряде видов туризма. Таких как круизный, этнический, экологический и промышленный (пп. Ж п.12). А также, в данном документе к одному из основных механизмов реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике (пп. В п. 22) отнесена разработка и реализация туризма в Арктике.

Национальная программа развития Дальнего Востока была утверждена Михаилом Мишустиным (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 2464-р)

В рамках данной программы предусмотрено в три этапа достичь до 2035 следующих результатов:

- создание не менее 200 тысяч новых рабочих мест;

- обеспечить авиационную доступность в населенных пунктах удаленных улусов(районов);

- обеспечить подключение к глобальной сети Интернет удаленных улусов(районо).

- строительство новых школ, детских садов, больниц и объектов культуры.

Таким образом можно сделать вывод о направленности программы в целом на социальные стороны развития Арктической зоны.

Стратегия развития Арктической зоны России до 2035 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года N 645)

В данной стратегии развития в п. 20-28 предусмотрено развитие туристских кластеров в:

- Мурманской и Архангельской областях;

- Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах;

- Республиках Коми, Карелия, Саха(Якутия);

- Красноярском крае.

Одной из основных задач в сфере развития Арктической зоны названа государственная поддержка строительства на территории Российской Федерации круизных судов арктического ледового класса и развития туристской инфраструктуры.

«Документ принципиально отличается от предыдущей стратегии и ранее действовавших документов стратегического планирования в целом двумя ключевыми положениями: впервые в документе такого уровня главной целью развития Арктической зоны определено повышение качества жизни проживающих там людей, и соответственно сформулирован ряд решений, которые направлены на социальное развитие регионов; второе - в этой стратегии появился специальный региональный раздел, который определяет приоритетные направления социально-экономического развития каждой территории в составе Арктической зоны», - сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

Согласимся что плюсов в новом документе действительно много, но хотелось бы что бы окружающей среде было уделено внимание. Например, в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, оба документа были утверждены Президентом РФ, не были опубликованы, но были размещены в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс») было уделено определенное внимание данному вопросу. В целях совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации Стратегией предусматривается в том числе и развитие арктического туризма, расширение экологически безопасных видов туристской деятельности в регионе.

Совершенствование нормативного правового обеспечения в данной сфере, создание системы финансовой поддержки туризма, содействие формированию региональных туристических кластеров, продвижение арктического туризма на национальном и международном рынках (пп. Д п. 9).

При этом развитие экологически безопасных видов туризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов предусматривается Стратегией в целях улучшения качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне Российской Федерации, включая коренные малочисленные народы, повышения уровня их социального и культурного обслуживания (пп. О п. 10).

Ввиду суровости климата Арктической зоны обладают повышенной опасностью как для туриста, так и для окружающего его животного

мира.

Что касается безопасности туриста, ст. 17 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлена обязанность туроператора(турагента) предоставить страховые гарантии туристу если такие требования установлены законодательством страны (места) временного пребывания. Ст.19 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года N 780-З N 443-М «О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)» гласит: «Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, могут осуществлять страхование на случай проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) туристских маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, экстремальные погодные условия и малонаселенная местность, экстремальный характер путешествия и другое)». Таким образом закон не устанавливает прямой обязанности по страхо-

ванию туристов, а лишь предоставляет им такую возможность.

Основной особенностью правового регулирования туристской деятельности в Арктических регионах является разработка документов местного уровня, которые должны в полной мере соответствовать вышестоящим региональным и федеральным нормативно правовым актам. По мимо отсутствия противоречий такие документы должны полноценно задействовать предоставляемый государством арсенал различных преимуществ и льгот. Конечно, такие документы должны содержать нормы, отражающие сохранение чувствительной Арктической экосистемы. А так же, в виду особых климатических условий нам кажется целесообразным прямо установить обязанность туроператоров и турагентов страховать безопасность туристов при продажах туристских продуктов в Арктической зоне, а также возложить обязанность на местном уровне в проведении контроля соблюдения безопасности на таких маршрутах.

Библиогра фия:

1. Злотникова Т.В. Современные тенденции правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий // Экологическое право. 2019. № 2. С. 13-19

2. Куделькин Н.С. Правовая охрана окружающей среды Арктики при осуществлении туристской деятельности // NB: Административное право и практика администрирования. - 2020. - № 1. - С. 9 - 23. DOI: 10.7256/2306-9945.2020.1.33261 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33261

3. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Особенности муниципального регулирования туристической деятельности // Общество и право. - 2014. - № 4.- С.

30

4. Олтян, И. Ю., Артюхин, В. В., Соколов, Ю. И. и др. Актуальные вопросы обеспечения безопасности туристской деятельности / Олтян, И. Ю., Артюхин, В. В., Соколов, Ю. И. и др. . - М. : Издательство ВНИИ ГОЧС МЧС России. - 2012. - С. 124

5. Зобова Е. В., Косенкова Ю. Ю. Развитие страхового рынка в России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 11 (057). С. 37-42

References (transliterated):

1. Zlotnikova T.V. Sovremennye tendencii pravovogo regulirovaniya ohrany i ispol'zovaniya osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij // Ekolo-gicheskoe pravo. 2019. № 2. S. 13-19

2. Kudel'kin N.S. Pravovaya ohrana okruzhayushchej sredy Arktiki pri osushchestvlenii turistskoj deyatel'nosti // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2020. - № 1. - S. 9 - 23. DOI: 10.7256/2306-9945.2020.1.33261 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33261

3. Kudryavceva L.V., Afisov V.V. Osobennosti municipal'nogo regulirovaniya turisticheskoj deyatel'nosti // Obshchestvo i pravo. - 2014. - № 4.- S. 30

4. Oltyan, I. YU., Artyuhin, V. V., Sokolov, YU. I. i dr. Aktual'nye voprosy obespecheniya bezopasnosti turistskoj deyatel'nosti / Oltyan, I. YU., Artyuhin, V. V., Sokolov, YU. I. i dr. . - M. : Izdatel'stvo VNII GOCHS MCHS Rossii. - 2012. - S. 124

5. Zobova E. V., Kosenkova YU. YU. Razvitie strahovogo rynka v Rossii na sovremennom etape // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2013. № 11 (057). S. 37-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.